Урок математики 4 класс по теме "Закрепление. Деление многозначного числа на однозначное"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Чкалова Ольга Александровна

Данный тип урока предполагает формирование и закрепление умений решать текстовые задачи, задачи в косвенной форме, умение находить доли числа и число по его доле, закрепление знаний соотношения между единицами разных величин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №27

Открытый урок

на интегративной основе

с ИКТ поддержкой

по математике

по теме: «Закрепление. Деление многозначного числа

на однозначное».

д. Прилесье

Узловского района

Тульской области

Тема: 

           Деление многозначного числа на однозначное. Закрепление.

Цель:

           * продолжить работу над совершенствованием умения делить многозначные числа       на однозначные;

           * закрепить умения решать уравнения; совершенствовать вычислительные навыки, умение находить доли числа и число по его доле, решать текстовые задачи, закрепление знаний соотношения между единицами разных величин;

           * развивать математическую речь учащихся, логическое и абстрактное мышление, воображение, воспитывать интерес к предмету, аккуратность, взаимоуважение, любовь к родному краю.

Ход урока:

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

2. Сообщение темы и цели урока:

Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать.

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

    - Тема нашего сегодняшнего урока «Деление многозначных чисел на однозначные. Закрепление».  Одна хорошая минута

                          Сделала одно хорошее дело,

                          Десять хороших минут

                          Могут сделать десять хороших дел

                          А сколько хороших дел можно сделать за урок? (45)

Нашими помощниками будут: знания. умения, старания.

Урок будет необычным. Мы совершим путешествие по нашему краю, исследуем юго-западный район нашей области и совершим речное путешествие от границ Орловской области до Тулы (показываю карту). А так как путешествие наше по воде, то какой вид транспорта можем использовать? (пароход, теплоход, катер). Но мы поплывём на плоту, который вместе и построим.

3. Основная часть. Воспроизведение и коррекция спорных значений учащихся.

     1) Устный счёт. Актуализация знаний о последовательности чисел в разделах 1. 000. 000.

а)  - Как называется наша область? (Тульская)

     - Назовите главный город области. (Тула)

Историческая справка (1 слайд, Алистратова Юлия)

Город-герой Тула – центр области. Расположен в 193 км к югу от Москвы на реках Упе, Тулице, Воронке. Тула старинный русский город. Известен с 1146 года.  С 16 века здесь активно развивалась железоделательная промышленность и оружейное производство.

- Известна поговорка «Мал городок, да старше Москвы на годок». А в каком году образовалась Москва?

- Назовите города Тульской области.

Историческая справка (2 слайд, Козлова Анастасия)

Город Узловая расположен в 54 км юго-восточнее Тулы. Возник из небольшого пристанционного посёлка. Со строительством Ряжско – Вяземской дороги образуется станция в 1873 году. Само название города говорит о его важной транспортной роли. Узловая находится на пересечении железнодорожных магистралей  Москва – Донбасс и Ряжск – Тула. Узловая – центр крупной разнообразной промышленности, прежде всего машиностроения и химии.

- Тула и Узловая имеют героическое прошлое. Именно на Тульской земле было остановлено наступление немецко - фашистских войск на Москву.

            3 слайд    1146 / Тула                         1873 / Узловая

- Назовите в каждом числе единицы, десятки, сотни, единицы тысяч? Сравните числа. В каком веке это было?

На доске (карточки)         1146                    1873

- Увеличьте каждое число в 100 раз. (114.600;   187.300)

- Уменьшите получившиеся числа в 10 раз.

- Сколько нужно прибавить к числу 1146, чтобы получилось 1200?

- Сколько нужно прибавить к числу 1873, чтобы получилось 2000?

- Сколько нужно вычесть из каждого числа, чтобы получить 1000?

- На территории Тульской области протекает 1680 рек и речек.

   

  2) Решение задачи.

- Назовите наиболее крупные реки Тульской области. (Упа, Ока. Дон, Красивая Меча).

Историческая справка (4 слайд, Асоян Азиз)

Ока – самая крупная река области. Истоки Оки находятся в Орловской области. Длина её 1540 км, а в пределах Тульской области – около 230 км.

- Послушайте задачу: Длина реки Оки 1525 км. Ока в 5 раз длиннее реки Упы. Какова длина реки Упы? (1525:5=305 км)

Решение задачи у доски.

- Вывод: в решении задачи мы использовали приём деления многозначного число на однозначное, когда в записи частного есть нули в середине.

     

 3) Строительство плота. Решение примеров из учебника.

- Сегодня мы путешествуем с вами на плоту.  Из чего он состоит? (Из брёвен). Чтобы плот был прочным, каждый  из вас приготовит бревно, которое будет символизировать качественно выполненную работу. А для этого нам нужно решить примеры № 428 (4 примера у доски и 4 примера самостоятельно). Взаимопроверка.

- Только тот, кто правильно решит примеры, может принять участие в строительстве плота. Если кто ошибётся, мы поможем исправить ошибку, только правильные ответы помогут построить плот. Решают примеры, приносят «брёвна».

- Вывод: в решении примеров мы использовали приём деления многозначного число на однозначное, когда в записи частного есть нули в середине.

 

 - Вы молодцы, всё решили правильно, плот построили. Теперь отправляемся по реке Оке от границ Тульской области на северо-запад.

- По берегам реки Оки расположены широколиственные и хвойные деревья. Дома вы устно составляли задачи, в которых используется приём деления многозначного числа на однозначное.

- Катя составила нам задачу, послушайте её:

 4) Решение задачи. (Задача на карточках)

        В лесу растёт 4140 берёз, осинок в 4 раза меньше, чем берёз, а сосен в 5 раз меньше, чем осинок. Сколько в лесу клёнов, если всего деревьев 10.273?

- Для удобного решения каждый получит карточку.

       

         Берёз – 4140 д.

         Осин - ? д., в 4 раза м.

         Сосен - ? д., в 5 раз м.

         Клёнов - ? д.

         1) 4140:4=1035 (д.) - осины

         2) 1035:5=207 (д.) – сосны

         3) 10273-1035-207=4891 (д.)

         Ответ: 4891 клёнов растёт в лесу.

-Решение задачи с комментированием на своих местах.

- Вывод: в решении задачи мы использовали приём деления многозначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нули в середине.

- Д/з: Я предлагаю закрепить приём деления, когда в частном получается 0.

     

   

 5) Физминутка.

- Посмотрев на красоты леса, расположенного по берегам реки Оки, мы подплываем к городу Белёву.

     6) И первая остановка город  Белёв.

 

Историческая справка (Алистратова Юлия).

Белёв – районный центр расположен в 155 км к юго-западу от Тулы на высоком левом берегу Оки. Белёв – один из старейших городов Тульской области, город-крепость.

-Здесь мы выполним задание Перевод единиц. Работа по учебнику

№ 431 (устно)

- Удачно выполнив задание, мы садимся на плот и плывём по реке Упе к следующей станции - город Одоев.

     

         7) Слайд 5.  Решение задачи.

- Чтобы добраться до Одоева, нужно 4/6 часа. Сколько это минут?

( 4/6 от 60 минут 60:6*4=40 (мин.))- Какой приём используем при счете? 

8) Слайд 6. Решение задачи (самостоятельно)

   

9) – С заданием справились и теперь прямая дорога в Тулу.

4. Рефлексия деятельности.

Учащиеся анализируют свою работу, выясняют, соответствовал ли урок поставленной цели, достигли ли они положительный результат.

5. Итог урока: - А сегодняшний урок

  * помог нашей команде стать дружным коллективом, готовым придти на помощь друг другу. Ведь недаром говорят: «Не имей 100 рублей, имей 100 друзей;

   * мы посетили лишь маленький уголок нашего края, продолжим изучать Тульскую область на уроках окружающего мира и литературы;

    * и отработали приём деления многозначных чисел на однозначные, когда в записи частного в середине есть 0. Знания приёмов вычисления способствуют правильному и быстрому счёту. Ведь недаром говорят «Математика – ум точит».

     

Самоанализ

урока математики

 Тема:

            «Деление многозначных чисел на однозначное.  

              Закрепление».

Цель:

           * продолжить работу над совершенствованием умения делить многозначные числа       на однозначные;

           *  совершенствовать вычислительные навыки, умение находить доли числа и число по его доле, решать текстовые задачи, закрепление знаний соотношения между единицами разных величин;;

           * развивать математическую речь учащихся, логическое и абстрактное мышление, воображение, воспитывать интерес к предмету, аккуратность, взаимоуважение, любовь к родному краю.

               Форму урока составляли традиционные структурные компоненты. Организационный момент имел мобилизующий характер, был реализован в стихотворной форме. Сюжетная линия по теме: «Водное путешествие по родному краю» прошла через весь урок.

               Устный счёт включал в себя разноплановые задания: увеличение и уменьшение числа в несколько раз, на несколько единиц. Устный счёт проведён в форме фронтального опроса.

               Для реализации поставленных целей и задач была использована карта Тульской области, слайды с заданиями, на которых изображены  отдельные уголки родного края. Данные задания, главным образом, направлены на закрепление приёмов деления многозначных чисел на однозначное, когда в записи   частного  в середине 0. Помогло поддержать сюжетную линию урока, позволило включить в урок сведения, способствовавшие повышению познавательной активности детей, развитию кругозора. Её целью было решение не только образовательных задач, но и воспитательных, так как предполагала наличие взаимопомощи при работе.

                Данный тип урока предполагал формирование и закрепление умений решать текстовые задачи, задачи в косвенной форме, умение находить доли числа и число по его доле, закрепление знаний соотношения между единицами разных величин. Считаю, что задача была решена методически грамотно. Следовательно, образовательная цель решена полностью.

                Физкультминутка были использованы с целью поддержания здоровьесберегающих технологий.

                 Стоит отметить, что все задания соответствовали выбранной сюжетной линии урока. Считаю поставленные задачи решёнными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая атмосфера урока (рабочая, деловая).

 

                  Главное, что работало на их достижение – разнообразие приёмов, форм, методов, а также сюжетная линия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе "Письменный прием деления многозначного числа на однозначное"

Тема: Письменный прием деления многозначного числа на однозначное. Цель: Знакомство с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на однозначное число.Задачи:1) Отрабатывать навыки деления н...

Урок математики в 3 классе по теме "Деление многозначного числа на однозначное"

        Данный урок направлен на формирование способности к делению многозначных чисел на однозначное, выведение алгоритма деления многозначного числа на однозначное, актуал...

Конспект и презентация урока математики по теме: "Письменное деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока и презентация по теме: "Письменное деление многозначного числа на однозначное" математика 3 класс по технологии деятельностного метода....

Конспект урока по математике в 4 классе.Тема: «Письменное деление многозначного числа на однозначное»

Тема: «Письменное деление многозначного числа на однозначное»                                   ...

Урок математики в 4 классе "Письменные приемы деления многозначного числа на однозначное".

Предмет: математика (9.04.2019г)Класс: 4 «А»Тема урока: Письменные приемы деления многозначного числа на однозначноеТип урока: урок открытия новых знанийУМК: Перспектива...

Конспект урока по математике в 4 классе Тема: «Письменное деление многозначного числа на однозначное»

Тип урока: урок открытия новых знанийЦели урока: отрабатывать у учащихся навыки применения различных приемов при делении чисел; решать задачи изученных видов; закреплять умение определять количество ц...