Главные вкладки

    Урок математики в 3 классе по теме "Деление многозначного числа на однозначное"
    учебно-методический материал по математике (3 класс) на тему

              Данный урок направлен на формирование способности к делению многозначных чисел на однозначное, выведение алгоритма деления многозначного числа на однозначное, актуализацию знаний нумерации многозначных чисел, развитие  вычислительных навыков, логического мышления, развитие мыслительных операций: аналогии, анализа, синтеза, обобщения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_3_klasse.doc55 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема.   Деление многозначного числа на однозначное.

    Цели.  1) Сформировать способность к делению многозначного числа на

                   однозначное;  вывести алгоритм письменного деления многознач-

                   ного  числа на однозначное.

                2) Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы

                    умножения  на однозначное число, алгоритм деления с остатком и

                    правило  деления суммы на число.

                3) Развивать вычислительные навыки, логическое мышление,

                    математическую  речь.

                4) Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез,

                    обобщение.                                                                                        

                                            Ход урока.

    1. Самоопределение к учебной деятельности.  

      Цели: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа;  высказывания, отражающего значимость математики;

          - определить содержательные рамки урока: умножение и деление многозначных чисел на однозначное число.

      ’’ Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит.’’

    М.В.Ломоносов.

    - Как вы понимаете эти слова? ( Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, приводить ''ум в порядок'')

    - Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем. Назовите тему, которую мы изучаем. ( Многозначные числа).

    - С чего все начиналось?  ( Чтение, сравнение, запись, сумма разрядных слагаемых, сложение, вычитание, умножение на однозначное число).

    - Очень многое узнали. Но есть еще кое-что. Хотите узнать что?

    -Чтобы узнать что-то новое, сначала что нужно сделать? (Повторить старое).

    2. Актуализация знаний.

               Цели: - актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и делением  (а : в = с, с * в = а);

     - алгоритм деления с остатком

     - правило деления суммы на число;

      - тренировать вычислительные навыки.

    а)- Дана графическая модель числа. Назовите и запишите это число.

                       - 740.

                    

                                - 704

     

                                                          - 470.

                  - 407.

    - Сколько сотен?  Всего десятков?

    - Какие цифры использовали для составления этих чисел? ( 4, 0, 7)

    б) – Используя эти цифры, запишите наибольшее и наименьшее пятизначные числа. ( 74000, 40007 )

    - Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч.

    - На сколько одно число больше другого? ( Ребята в столбик записывают в тетради:  74000-40007=33993)

    - Правильно ли вычли? Как можно узнать? ( Сложением )

    - А что еще мы учились делать с многозначными числами? (Умножали на однозначное число в столбик )

    - Покажите, как это? ( Ребята в столбик записывают пример 7204*5=36020)

    - Молодцы, хорошо. Я думаю, если бы числа могли нас слышать,

    они были бы довольны.

    в) – Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? ( Деление )

    - Давайте и здесь наведем порядок.

     28:3                   40:8                     56:4

     58:9                   32:4                     240:60

     39:5                   49:7                     7200:90

    - Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко!

    - А теперь попробуйте разделить устно

    563:4=

    3. Постановка проблемы.

        Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется  и фиксируется необходимость определения нового способа деления;

      - согласовать тему и цель урока.

    - Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления.

    - Какую же задачу мы ставим перед собой на этом уроке?                          ( Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ. )

    - Сформулируйте тему урока. ( Деление на однозначное число. )

    4. Проектирование и фиксация нового знания.

        Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа деления;

         - зафиксировать новый способ деления  в знаковой форме.

     

    а) – Давайте будем думать. Может удобно разделить письменно?

    - Нарисуем графическую модель числа 536.

            

            

    - Чтобы разделить это число на 4, как вы думаете, что удобнее сначала взять для деления? ( Удобнее сначала разделить сотни .)

    - Сколько сотен разделим на 4? ( 4 сотни.)

    - Обведем их овалом. Что делать с оставшейся сотней? ( Добавить к десяткам и потом делить десятки. )

    - Сколько у нас получится десятков и сколько из них разделится на 4? ( Всего десятков 13, а разделится 12.)

    - Обведем те десятки, которые разделятся. Что остается?                        ( Остается один десяток, его добавляем к единицам , получаем 16 единиц. Они все делятся на 4. )

    - А как записать то, что мы сделали на рисунке ?

    536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4+134

    - Графическую модель чертить, чтобы найти удобные слагаемые- это долго, начать делить крупные единицы счета- запись не очень короткая…

    - Есть другая форма записи. Мы еще сложение, вычитание, умножение записывали так. ( Столбиком )

    Да, столбиком. В делении это еще называется ” деление уголком ”, потому что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное.

    - Какой способ самый рациональный?

    б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий.

    - Что нужно сделать в первую очередь? и т.д.

     1. Найти первое неполное делимое.

     2.  Определить число цифр в частном.

         3.  Найти цифры в каждом разряде частного.

    5. Первичное закрепление.

           Цели: - зафиксировать способ действия при делении многозначного        числа на однозначное;

         - тренировать способность к выполнению деления «уголком».

    а) – Теперь попробуйте вы разделить ” уголком ” на доске и в тетрадях. Алгоритм деления я буду подсказывать.

    732:3

    б) – Теперь рассмотрим те случаи, когда число сотен меньше делителя.

    375:3

    в) – Случаи, когда число сотен или десятков делится без остатка.

    375:3

    г) – Работа по учебнику с.12№5.

    6. Самоконтроль с самопроверкой. 

        Цели:  - тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

         - проверить способность к делению многозначного числа на однозначное.

    - Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.

    с.12№6

    1в-2пр.

    2в-3пр.

    - Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.

    7. Повторение с включением новых знаний.

          Цели: - закрепить умение решать текстовые задачи;

        - тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление;

        - развивать творческие способности учащихся.

       - Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные?

    - Решим задачу на с.12№7(а)

    8. Итог урока.

          Цели: - оценить результаты собственной деятельности;

          - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке:  деление многозначных чисел на однозначное число.

    -  Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

    - Вспомните, с каких слов мы начали урок?

    - Привели в порядок свои знания?

    - Чему научились?

    - Довольны ли вы своей работой?

    -Я передаю вам памятку с алгоритмом, давайте проведем проверку: если на этом этапе все понятно, уверен, то +, если еще нужно потренироваться, то -.

    • Научились находить первое неполное делимое?
    • Научились определять количество цифр в частном?
    • Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?

      - Вы поняли, что нужно потренировать дома?

    9. Домашнее  задание.

            С.12№5(3;4); №7(б)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок математики и экологии. Тема. «Деление многозначных чисел на однозначное. Закрепление.» 4 класс

    Цель: закрепить письменный прием деления многозначного числа на однозначное; отработать навыки письменных и устных вычислений; повторить письменные алгоритмы деления и умножения; закрепить умение реша...

    Конспект и презентация урока математики по теме: "Письменное деление многозначного числа на однозначное"

    Конспект урока и презентация по теме: "Письменное деление многозначного числа на однозначное" математика 3 класс по технологии деятельностного метода....

    Конспект урока математики 4 класс " Действия с многозначными числами"

    Разработка урока математики в 4 классе, анализ урока....

    Конспект урока по математики в 3 классе "Письменное деление многозначного числа на однозначное"

    План-конспект урока математики в 3 классе. Урок-сказка с героями фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»....

    Конспект открытого урока по математике 4 класс тема: "Деление многозначного числа на однозначное."

    Технологическаа карта открытого урока математика 4 класс.Тема "Деление многозначного числа на однозначное." УУД....

    Технологическая карта урока математики. Тема "Арифметические задачи. Умножение многозначного числа на однозначное и на двузначное, оканчивающееся нулем".

    УМК Гармония Тема: Арифметические задачи. Закрепление умножения многозначного числа на однозначное и на двузначное, оканчивающееся нулем. Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений. Место...