Урок математики в 3 классе по теме "Деление многозначного числа на однозначное"
учебно-методический материал по математике (3 класс) на тему

          Данный урок направлен на формирование способности к делению многозначных чисел на однозначное, выведение алгоритма деления многозначного числа на однозначное, актуализацию знаний нумерации многозначных чисел, развитие  вычислительных навыков, логического мышления, развитие мыслительных операций: аналогии, анализа, синтеза, обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_v_3_klasse.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема.   Деление многозначного числа на однозначное.

Цели.  1) Сформировать способность к делению многозначного числа на

               однозначное;  вывести алгоритм письменного деления многознач-

               ного  числа на однозначное.

            2) Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы

                умножения  на однозначное число, алгоритм деления с остатком и

                правило  деления суммы на число.

            3) Развивать вычислительные навыки, логическое мышление,

                математическую  речь.

            4) Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез,

                обобщение.                                                                                        

                                        Ход урока.

  1. Самоопределение к учебной деятельности.  

  Цели: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа;  высказывания, отражающего значимость математики;

      - определить содержательные рамки урока: умножение и деление многозначных чисел на однозначное число.

  ’’ Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит.’’

М.В.Ломоносов.

- Как вы понимаете эти слова? ( Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, приводить ''ум в порядок'')

- Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем. Назовите тему, которую мы изучаем. ( Многозначные числа).

- С чего все начиналось?  ( Чтение, сравнение, запись, сумма разрядных слагаемых, сложение, вычитание, умножение на однозначное число).

- Очень многое узнали. Но есть еще кое-что. Хотите узнать что?

-Чтобы узнать что-то новое, сначала что нужно сделать? (Повторить старое).

2. Актуализация знаний.

           Цели: - актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и делением  (а : в = с, с * в = а);

 - алгоритм деления с остатком

 - правило деления суммы на число;

  - тренировать вычислительные навыки.

а)- Дана графическая модель числа. Назовите и запишите это число.

                   - 740.

                

                            - 704

 

                                                      - 470.

              - 407.

- Сколько сотен?  Всего десятков?

- Какие цифры использовали для составления этих чисел? ( 4, 0, 7)

б) – Используя эти цифры, запишите наибольшее и наименьшее пятизначные числа. ( 74000, 40007 )

- Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч.

- На сколько одно число больше другого? ( Ребята в столбик записывают в тетради:  74000-40007=33993)

- Правильно ли вычли? Как можно узнать? ( Сложением )

- А что еще мы учились делать с многозначными числами? (Умножали на однозначное число в столбик )

- Покажите, как это? ( Ребята в столбик записывают пример 7204*5=36020)

- Молодцы, хорошо. Я думаю, если бы числа могли нас слышать,

они были бы довольны.

в) – Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? ( Деление )

- Давайте и здесь наведем порядок.

 28:3                   40:8                     56:4

 58:9                   32:4                     240:60

 39:5                   49:7                     7200:90

- Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко!

- А теперь попробуйте разделить устно

563:4=

3. Постановка проблемы.

    Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется  и фиксируется необходимость определения нового способа деления;

  - согласовать тему и цель урока.

- Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления.

- Какую же задачу мы ставим перед собой на этом уроке?                          ( Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ. )

- Сформулируйте тему урока. ( Деление на однозначное число. )

4. Проектирование и фиксация нового знания.

    Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа деления;

     - зафиксировать новый способ деления  в знаковой форме.

 

а) – Давайте будем думать. Может удобно разделить письменно?

- Нарисуем графическую модель числа 536.

        

        

- Чтобы разделить это число на 4, как вы думаете, что удобнее сначала взять для деления? ( Удобнее сначала разделить сотни .)

- Сколько сотен разделим на 4? ( 4 сотни.)

- Обведем их овалом. Что делать с оставшейся сотней? ( Добавить к десяткам и потом делить десятки. )

- Сколько у нас получится десятков и сколько из них разделится на 4? ( Всего десятков 13, а разделится 12.)

- Обведем те десятки, которые разделятся. Что остается?                        ( Остается один десяток, его добавляем к единицам , получаем 16 единиц. Они все делятся на 4. )

- А как записать то, что мы сделали на рисунке ?

536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4+134

- Графическую модель чертить, чтобы найти удобные слагаемые- это долго, начать делить крупные единицы счета- запись не очень короткая…

- Есть другая форма записи. Мы еще сложение, вычитание, умножение записывали так. ( Столбиком )

Да, столбиком. В делении это еще называется ” деление уголком ”, потому что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное.

- Какой способ самый рациональный?

б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий.

- Что нужно сделать в первую очередь? и т.д.

 1. Найти первое неполное делимое.

 2.  Определить число цифр в частном.

     3.  Найти цифры в каждом разряде частного.

5. Первичное закрепление.

       Цели: - зафиксировать способ действия при делении многозначного        числа на однозначное;

     - тренировать способность к выполнению деления «уголком».

а) – Теперь попробуйте вы разделить ” уголком ” на доске и в тетрадях. Алгоритм деления я буду подсказывать.

732:3

б) – Теперь рассмотрим те случаи, когда число сотен меньше делителя.

375:3

в) – Случаи, когда число сотен или десятков делится без остатка.

375:3

г) – Работа по учебнику с.12№5.

6. Самоконтроль с самопроверкой. 

    Цели:  - тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

     - проверить способность к делению многозначного числа на однозначное.

- Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.

с.12№6

1в-2пр.

2в-3пр.

- Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.

7. Повторение с включением новых знаний.

      Цели: - закрепить умение решать текстовые задачи;

    - тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление;

    - развивать творческие способности учащихся.

   - Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные?

- Решим задачу на с.12№7(а)

8. Итог урока.

      Цели: - оценить результаты собственной деятельности;

      - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке:  деление многозначных чисел на однозначное число.

-  Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

- Вспомните, с каких слов мы начали урок?

- Привели в порядок свои знания?

- Чему научились?

- Довольны ли вы своей работой?

-Я передаю вам памятку с алгоритмом, давайте проведем проверку: если на этом этапе все понятно, уверен, то +, если еще нужно потренироваться, то -.

  • Научились находить первое неполное делимое?
  • Научились определять количество цифр в частном?
  • Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?

  - Вы поняли, что нужно потренировать дома?

9. Домашнее  задание.

        С.12№5(3;4); №7(б)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока математики по теме: "Письменное деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока и презентация по теме: "Письменное деление многозначного числа на однозначное" математика 3 класс по технологии деятельностного метода....

Конспект урока математики 4 класс " Действия с многозначными числами"

Разработка урока математики в 4 классе, анализ урока....

Конспект урока по математики в 3 классе "Письменное деление многозначного числа на однозначное"

План-конспект урока математики в 3 классе. Урок-сказка с героями фильма «Новогодние приключения Маши и Вити»....

Конспект открытого урока по математике 4 класс тема: "Деление многозначного числа на однозначное."

Технологическаа карта открытого урока математика 4 класс.Тема "Деление многозначного числа на однозначное." УУД....

Технологическая карта урока математики. Тема "Арифметические задачи. Умножение многозначного числа на однозначное и на двузначное, оканчивающееся нулем".

УМК Гармония Тема: Арифметические задачи. Закрепление умножения многозначного числа на однозначное и на двузначное, оканчивающееся нулем. Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений. Место...

Урок математики в 4 классе: "Письменное умножение многозначного числа на однозначное"

https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna   Создание условий для проявления познавательной активности обучающихся, формирование образовательных компетенций, обучающихся в предметной обл...

Урок математики 3 класс . Тема "Умножение многозначного числа на двузначное"

Урок рефлексии. Во время урока ребята закрепляют алгоритм умножения многозначного числа на однозначное, развивают навыки устных и письменных вычичлений.  Даны примеры индивидуальной и фронта...