Открытый урок по математике в 4 классе
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Жаворонкова Ольга Дмитриевна

Открытый урок по математике по теме "Единицы длины. Километр".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_matematike_v_4_klasse_a.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

   Класс _____   Дата проведения __________

  Тип урока    Изучение нового материала

Тема: Единицы длины. Километр.

Цели: 1. Познакомить детей с названием новой, неизвестной им меры длины – километром; дать представление об использовании её на практике, о соотношении с другими известными мерами длины;  закрепить умения решать задачи;

2. Развивать логическое мышление, воображение, познавательный интерес.

3. Воспитывать уважение к одноклассникам,  развивать  внимательность.

Ход урока:

1 Организационный момент.

   Сегодня мы пришли в наш класс,

   Чтоб много нового узнать.

   Сегодня сможем много раз

   И складывать , и вычитать.

Откроется пред нами дверь

В огромный, светлый, умный мир.

И ты, научишься, поверь,

2. Постановка целей урока. Актуализация  знаний учащихся.

- Ребята, сегодня утром  пришла телеграмма, адресованная нашему классу. Вот она:

          Дорогие ученики! Приглашаем вас принять участие в марафоне на призы журнала «Клёпа».  Марафон состоится 15 ноября в  10 часов утра в парке им. Гагарина.  Дистанция марафона – 4 километра. Приглашаются сильнейшие.

                                                                       Редакция журнала.

Если вы не знаете, что такое километр,  разгадайте задания на маршрутном листе и получите ответ. (Маршрутный лист прилагается)

          - Вот такая телеграмма. Конечно, она вызвала интерес. Но в ней столько незнакомых слов.  Что такое марафон?  (Выслушать варианты ответов).  Марафон – это соревнование по бегу на длинные дистанции. Принято считать, что эта дистанция составляет 40 километров. И снова нам встретилось новое слово – километр. Ну что ж,  не будем терять время, обратимся к маршрутному листу. (Маршрутный лист прикрепляется на доске).

                                         М А Р Ш Р У Т Н ЫЙ   Л И С Т

Под каждым кружком скрывается число, которое объяснит запись в маршрутном листе.

Но чтобы открыть кружок, нужно выполнить задание.

Задание № 1.

«Ромашка». На лепестках  написаны примеры, ученики по очереди выходят к доске, называют ответ, отрывают лепесток,  на обратной стороне лепестка смотрят правильный ответ.

Задание № 2.

Выписать номера тупых, острых и прямых углов. Задание на экране.

Ученик выполняет задание самостоятельно на доске.

Задание № 3.

Заполнить пропуски

В числе 39720 = …..сотен                                          В числе 150005 = ….. десятков

В числе 90852700 =  ….. десятков тысяч                 В числе 1350866 =  …..единиц тысяч

Ученики выходят к доске по одному.

Задание № 4

Реши уравнение:

х  +  10 000 = 10 053                                 20 908 – х  =  20 000

У доски решают два ученика.

3. Сообщение темы урока.

Со всеми заданиями вы справились успешно.  Теперь можно перевернуть кружки на маршрутном листе. Что у нас получилось?

               1 мм                  1 см                      1дм                        1м                         1000м

  Что было закрыто кружками, ребята?  (Единицы длины)  Интересная запись у нас получилась. Что вы заметили? (Единицы длины начинаются с самой маленькой и увеличиваются, изменяется название величины, только в конце записи стоит 1000 метров.)

-Вы всё правильно сказали. Но последний кружок до сих пор не открыт. Чтобы он открылся, нужно вспомнить, во сколько раз отличаются соседние единицы длины? (Дети называют ответ).

Правильно,  запишем то, что вы сказали, на нашем листе:

               1 мм                  1 см                      1дм                        1м                         1000м

                          10 раз                     10 раз                10 раз                      1000 раз

Теперь откроем последний кружок.  Вот что мы получили.

       

                1 мм                  1 см                      1дм                        1м                            1 км

                          10 раз                     10 раз                10 раз                      1000 раз

Запись 1 км означает 1 километр. Так что такое 1 километр,  кто догадался?...

Правильно, 1 километр – это 1000 тысяча метров.  Вместо маршрутного листа у нас получилась таблица, которой мы можем пользоваться при переводе одних единиц длины в другие. Конечно, будет здорово, если вы её выучите наизусть.  Теперь мы знаем, какой протяжённости дистанцию предлагают нам пробежать. Сколько метров составляют 4 километра? …Правильно, 4 километра – это 4 000 метров. Какой ответ дадим редакции? Конечно, будем. Ведь для таких дружных ребят, как мы – 4 километра   не такое уж большое расстояние. Мы получили новую единицу измерения длины – КИЛОМЕТР.

Как будет называться тема урока?   (Километр.)

    Записать на доске и в тетрадях название темы.

4. Работа над новой темой.

Запишем в тетрадях:

1км = 1000м  

Где в жизни мы встречаемся с такой мерой длины? (Ответы детей).

- Прочитайте текст в учебнике на стр.38.

Устно выполним  №167 и №168. Прочитайте № 167. Что известно в задаче? (Длина шага мужчины около 1 м) Что нужно узнать  в задаче? (Сколько шагов в 1 км).   С чего начнём решать? (Нужно перевести 1 км в метры). Правильно, переведём  1 км в метры, получим

1 км =1000 м. Можно ли теперь дать ответ на вопрос задачи? (Можно. Известно, что 1 шаг равен 1 метру, значит, сколько метров, столько и шагов, т.е. 1000 шагов.)

Прочитайте № 168. Ответьте на такой  вопрос: в каких единицах длины удобно мерить данные отрезки на глаз? (В сантиметрах) А в чём нужно мерить по линейке? (В миллиметрах.)  Выполните этот номер самостоятельно… Проверим. (Выслушать ответы).

На закрепление выполним № 170 на доске и в тетрадях.

Первый столбик выполняется вместе с учителем на доске:

620 = … дес.

620 мм = …см

620 дм = … м

Что вы заметили? (Все числа  в левой части  и в правой части одинаковые.) Какой вывод можно сделать? (Что между сантиметрами и миллиметрами, между метрами и дециметрами такая же разница, как между десятками и единицами.)

Второй столбик выполняется на доске одним из учеников. Третий – самостоятельно, с проверкой.

- Скажите, с какой новой единицей длины мы сегодня познакомились? (С километром.) Чему равен километр?  (Ответы детей)

5. Физминутка.

Мы решали и устали,

Дружно тихо все мы встали,

Сосчитали раз, два, три,

Наклонились до земли.

Сели, встали, встали, сели,

Мы друг друга не задели!

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три! Дыши ровней!

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней!

6. Работа над пройденным материалом.

Теперь решим задачу на повторение. Прочитаем задачу № 171.

Что известно в задаче? (Что два автобуса отошли от двух остановок.) Известно ли в каком направлении начали движение автобусы? (Нет). Что надо сделать, чтобы можно было решить задачу? (Дополнить условие). На доске два чертежа. Что означает первый чертёж? (Что автобусы движутся навстречу друг другу.) Как вы это определили? (Стрелки направлены навстречу) Что означает второй чертёж? (Что автобусы движутся в противоположных направлениях, т.к. стрелки направлены в противоположные стороны). Все ли варианты движения автобусов рассмотрены? (Нет). Куда ещё могут двигаться автобусы?  (В одном направлении).  Правильно, но такие задачи мы пока решать не будем.

Разберём решение первой задачи.

- Как обозначено начало движения автобусов? (Чёрточками на концах отрезка).

- Как движутся автобусы?  (Навстречу друг другу)

- Как это показано на чертеже?  (Стрелками).

- Сколько метров прошёл первый автобус? (160 м)

- Сколько метров прошёл второй автобус? (140 м)

- Какое расстояние было между автобусами сначала? (1 км)

- Сколько метров прошли оба автобуса? (160 + 140 = 300 м)

- Каким стало расстояние между автобусами? (1 км = 1000 м. 1000 – 300 = 700 (м))

- Сделайте  в тетрадях чертёж. (Открыть чертёж на доске. Ученики сравнивают его с тем, который сделан в тетрадях.) Решение задачи запишем на доске и в тетрадях. Решение задачи записывает учитель.

 - Придумайте похожие задачи на движение. Решим устно.

7. Тестирование.

Ученики решают тесты. После этого на экране показываются ответы, проводится взаимопроверка. По количеству допущенных ошибок  ставится оценка.

Выставляются оценки за урок.

8. Рефлексия.

    Проводится работа с использованием сигнальных карточек. Детям задаются вопросы:

- Было ли тебе интересно на уроке?

- Узнал ли ты что-нибудь новое?

- Как ты себя чувствуешь после урока?

   Если ответ положительный, то ученик  поднимает зелёную карточку. Если отрицательный, то – красную. Если ответ находится между двумя этими понятиями, то показывается жёлтая карточка.

 9. Итог урока. Актуализация знаний.

    -Вот и подошёл к концу наш урок. Что узнали нового? Что особенно понравилось?

Закончим урок таким пожеланием:

Пусть дверь в мир знаний

Открыта будет вечно,

Желание знать много

Пусть будет бесконечно.

Д/ з  №171 (2), 172.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по математике 3 класс Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»

Класс: 3Учитель: Узденова М.М.Тема урока: «Решение задач и примеров на  закрепление»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийПедагогические технологии:игровыеинформационныездоровьес...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....

Открытый урок по математике 1 класс. Тема урока: "Образование чисел от 11 до 20"

Открытый урок по математике 1 класс. Тема урока: "Образование чисел от 11 до 20"...

Открытый урок по математике 1 класс Тема урока: Знакомство с компонентами вычитания.

Тип урока: открытие нового  знания.Цель урока: - Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с названиями компонентов при вычитании, читать выражения, используя эти термины....

Открытый урок по математике 4 класс.Тема урока: Решение примеров и задач с применением таблицы умножения чисел 7 и 8.

В данном файле вы сможете найти решение примеров и задач с приминением таблицы умножения чисел 7 и 8....