Конспект урока математики в 1 классе "Сантиметр"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Овчаренко Людмила Ильинична

Конспект урока математики в 1 классе "Сантиметр"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект сантиметр26.98 КБ
Файл презентация сантиметр2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока математики

1 класс

Тема: Сантиметр

ГБОУ Школа № 1996

учитель начальных классов

Овчаренко Людмила Ильинична

Дидактическая цель: формирование новых знаний о единицах длины –

                                        сантиметре; создание условий для осознания и

                                        осмысления  новой учебной   информации

Тип урока.  Урок  «открытия » нового знания.

Задачи урока:

    Личностные УУД:  проявление познавательной инициативы в оказании

                                     помощи товарищам

   Метапредметные УУД:

                      Познавательные УУД : создание и нахождение  путей выхода из

                                                  проблемной ситуации; выполнение действий по

                                                  заданному алгоритму, выполнение заданий с

                                                  использованием материального объекта (линейки)

                    РегулятивныеУУД:  контролирование своей деятельности по ходу  и через результат выполнения задания,  определение  последовательности действий, умение  планировать работу

                   КоммуникативныеУУД: сотрудничество учеников в паре,

                                                  планирование совместной деятельности,

                                                  взаимоконтроль

  Предметные УУД: познакомить учащихся с единицей длины «сантиметр»,

                                 научить измерять длину отрезка в сантиметрах с помощью  линейки; формирование умений находить выход из

                                 проблемной ситуации; формирование умений моделировать   задачи.

Методы обучения: побуждающий от проблемной ситуации диалог,

                                   подводящий к теме диалог, частично-поисковый,

                                   объяснительно-иллюстративный. беседа

                                   Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная,                 парная, индивидуальная.

Средства  обучения: М.И.Моро «Математика»  - учебник для 1 класса, ч.1

разрезные  цифры (для каждого ученика),

                                     цветные полоски  демонстрационные и для

                                     каждого ученика, мерные полоски разных размеров (на

                                     каждую парту), смайлики  (для каждого ученика)

                                               

                                      Ход урока

1.Самоопределение к деятельности    (орг. момент ) 1 слайд

 Вот и прозвенел звонок

Начинается урок

Всё ль на месте?

Всё ль готово?

Ну-ка улыбнитесь,

А теперь -  садитесь!

2. Актуализация учебной деятельности

Звучит песня из м/ф «38 попугаев» «Ужасно интересно, всё то, что неизвестно»

2 слайд

- Кто узнал героя, исполняющего эту песню? (мартышка)   щелчок

- Из какого произведения она?

 - Каких ещё героев этой сказки вы знаете? щелчок

- Кто автор этого произведения? щелчок

- Сегодня у нас с вами необычный урок математики. Герои этой известной всем сказки Григория Остера пришли к нам на урок.

3 слайд

- Вы знаете, что в этой замечательной книге мартышка проводит зарядку для своих друзей, а сегодня она хочет провести зарядку для нас. Гимнастику для ума.

Устный счет

1 задание – разминка  4 слайд

– Назовите  геометрическую фигуру у Мартышки

-  Что изменилось?

2 задание. 5 слайд

– Каких чисел нет в этом ряду?
– Что это за числа?
– В каком порядке записаны эти числа?

3 задание    6 слайд

Работа с разрезными цифрами.

– Разложите свои числа в порядке возрастания.
– Какое число при счёте следует за числом 5?8?
– Какое число стоит перед числом 4,7.
– Какое число на один больше чем 7? На 2 меньше, чем 5?
– Покажите соседей числа 6

4 задание  (ответы карточками) 7 слайд

– Помогите Мартышке решить цепочку примеров.

5 задание        8  слайд

Решите задачи (ответы карточками)

9 слайд

- У Слонёнка 4 банана и 1 ананас. Сколько всего фруктов у Слонёнка?

10 слайд

- У Бабушки удава было 5  монет. Она истратила на фрукты для внучка-удава  3 рубля. Сколько рублей осталось у Бабушки? Сколько монет у неё могло остаться?

Зарядка для ума закончена, а Мартышка предлагает провести зарядку для тела

ФИЗМИНУТКА  11 слайд

3. Подготовка к активной учебной деятельности.

12 слайд

– Посмотрите на полоски на слайде. Сравните их.


– Каким способом  сравнивали? (На глаз.)

РАБОТА В ПАРАХ

(На столах у учащихся 3 полоски: зелёная, красная синяя)

- Возьмите полоски, наложите одну на другую и сравните их по длине.

13 слайд

– Каким способом сравнивали? (Наложением.)

–Ребята, а   кто-нибудь из вас знает,  как в старину измеряли длину?

14 слайд


дюйм,

ладонь

локоть

фут

 сажень

шаг

– Как же можно измерять предметы? (На глаз, наложением, старинными мерами.)

4. Постановка учебной задачи.

15 слайд

– Ребята, есть еще один способ измерения. Чтобы разобраться в нём, предлагаю провести исследование.  Согласны?
Тогда начнем!

1 ряд  берёт синюю полоску – мерка меньшего размера,

2 ряд  берёт красную полоску – мерка  среднего размера

3 ряд берёт зелёную полоску– мерка большего размера

– Вместе с соседом по парте  измерьте длину стола. Для этого приложите свои мерки и узнайте, сколько раз она поместилась в длине парты. Договоритесь, как будете измерять, и кто будет отвечать.

– Откуда начнете измерение? (От края.)

– Какую длину получил 1 ряд? (учитель фиксирует результат на доске)

-Какая длина получилась у 2 ряда? (результат записать на доске)

Какая длина получилась у 3 ряда? (результат записать на доске)

щелчок

- Сравните ответы.
- Почему  получилась разные результаты?
щелчок

– Ребята, что же это такое? Разве у нас столы  разные? (Нет.)
– Почему же так получилось? (Разные мерки.)

16 слайд щелчок

- Вернёмся к нашим сказочным героям.

– Вспомните, что хотел узнать удав?

– Кто из друзей ему помог? Как?

– Кем был измерен удав?  

17 слайд

38 – попугаев, 5 – мартышек, 2 – слоненка.

– Почему удав получился разной длины? (разные мерки)

18 слайд

– Какой вывод сделаете? (Разная мерка – разная длина.)

– Подумайте, что же нужно сделать, чтобы у всех получился одинаковый ответ? (Надо договориться и выбрать одинаковую мерку.)

- Давайте договоримся,  какой полоской   будем  измерять длину стола?  

(например, зелёной)

- Измеряем!

- Какой результат получился у I ряда?

-А у II ряда?

- У 3 ряда?      

-Подтвердились наши предположения?

– Люди давно, так же как и вы, столкнулись с этой проблемой и поняли, что удобнее пользоваться одинаковой меркой и создали эталоны мер.    

 

19 слайд

(мм. см, дм, м, км)

- С одной из них мы познакомимся  сегодня на уроке.

7. Постановка темы и цели урока

Откройте учебник на странице 66

- Прочитайте тему нашего урока. (Сантиметр.)


– Какую учебную цель вы перед собой поставите?
 (прочитать в учебнике)

 20 слайд

Перед вами на столах мерка. Она равна 1 см.

- Измерьте ею длину синей  полоски.  Как вы будете это делать? (накладывать на палочку мерку и считать)

- Сколько см составляет длина полоски?

- Легко ли было измерять?

(Нет. Мерка маленькая, нужно запомнить, где заканчивалась мерка., чтобы отложить следующую)

- Для удобства люди изобрели замечательный инструмент – линейку.

щелчок

Возьмите её в руки

- Рассмотрите линейку.

- Что на ней изображено? (черточки и цифры)

- Что можно рассказать о  расстоянии между цифрами? (оно одинаковое)

 - Расстояние между цифрами равно 1 см. В математике слово сантиметр записывают сокращённо  см  и точку после сокращения не ставят .

щелчок

Работа с учебником

(Слайд )

Рассмотрите отрезок, равный 1 см

-Сколько клеточек он занимает? (2)

-Можно ли отмерить1см без линейки? (можно, используя 2 клеточки в тетради. 1см равен 2 клеточкам)

- Определите длину отрезков. Для этого посчитайте сколько раз по две карточки содержится в их длине.

- Чему равна длина  розового отрезка? (4 см)

- Чему равна длина  зелёного отрезка? (3 см)

- Чему равна длина  синего отрезка? (2 см)

- Чему равна длина  оранжевого отрезка? (3 см)

Можно ли таким способом измерить длину чёрных отрезков? (одного можно, а другого нельзя)

-Почему? (нарисован не по клеточкам)

- Оказывается не всегда подходит такой способ измерения отрезков. Тогда и придёт на помощь линейка.

- Посмотрите на отрезки нарисованные ниже.

- Чему равна длина красного отрезка? (7 см)

- Почему вы легко ответили на вопрос? (он уже разделён на сантиметры)

- Чему равна длина зелёного отрезка? (5 см)

- Чему равна длина голубого отрезка? Какой инструмент помогает измерить отрезок ? (линейка )

ФИЗМИНУТКА  ДЛЯ  ГЛАЗ              20 слайд

21 слайд

Мартышка показывает вам  как нужно прикладывать  линейку, чтобы правильно измерить отрезок.

                 (Линейку  приложить к отрезку так, чтобы штрих с цифрой 0  

                 совпадал с началом отрезка. Другой конец покажет на число – это

                 и есть длина отрезка)

щелчок

Чему равны длины отрезков у Мартышки?

- Какой длины  карандаш? (9 см)

- Как узнали?

Работа с учебником

Давайте попробуем сами  измерить длину отвёртки  и шурупа.

22 слайд

  - Проверьте свою работу по эталону.

8. Закрепление изученного

23 слайд

Мартышка и слонёнок предлагают нам поработать в терадях в клетку и начертить отрезки длиной 4 см и 5 см

В тетради  в клетку  очень легко начертить сантиметр. Как? (2 клетки – 1 см)

Давайте начертим и подпишем нашу универсальную мерку. (учитель рисует

                                                                          на доске, а дети в тетрадях)

- Начертите отрезок длиной 4 см. (ученик рассказывает, а учитель на доске

                                                             показывает)

-Подпишите его длину - 4 см.

- Какой дины нарисовали отрезок? (4 см)

- А сейчас самостоятельно начертите отрезок длиной 5 см.

 - Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по парте

- Оцените работу соседа .(смайлик)

24 слайд

10. Итог урока. Рефлексия

– Кто был у нас в гостях?
– С какой единицей измерения мы познакомились на уроке?
– Что было легко?
– Что было трудно?

25 слайд
– Кому понравился урок? Оцените его смайликом

26 слайд  

– Герои мультфильма благодарят вас за работу.



Подписи к слайдам:

10
8
6
4
2
5
+2
-3
+1
-2
+3
6
?
7
4
5
3
5

физминутку проведём
1 ряд - 2 ряд - 3 ряд -
8 6 5
?
38 попугаев 5 мартышек 2 слонёнка
?
ВЫВОД: РАЗНАЯ МЕРКА – РАЗНАЯ ДЛИНА
Эталоны мер длины
1 миллиметр1 сантиметр1 дециметр1 метр1 километр
1см
- единица измерения длины
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Ребята, берегите зрение.
Гимнастика для глаз
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
6 см
3 см
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
0 1 2 3 4 5 6
IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
0 1 2 3 4 5 6

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Сложение и вычитание в пределах 10". Учебник М.И. Моро, С.И. Волкова "Математика" (1класс).

Урок разработан по теме "Сложение и вычитание вида: []±4"Цель: Формировать умение складывать и вычитать по частям выражения вида:  []±4.Задачи:- отрабатывать навыки устного счета;- освоить н...

Конспект урока математики в 1 классе "Математика вокруг нас"

Урок проводила по  программе "Школа России"  по новым ФГОС. Сопровождается презентацией....

Конспект урока математики "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями" ( по учебнику "Математика. 4класс" (авт. - Л.Г. Петерсон))

Урок построен с применением технологии деятельностного метода. В ходе урока осуществляется групповая (в том числе и в паре) работа учащихся....

Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика",

Урок открытия нового знания, на котором дети учатся решать уравнения,  используя правило нахождения неизвестного слагаемого....

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...