Урок математики во 2 классе (Л.Г.Петерсон) "Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Сальникова Елена Петровна

Урок по Образовательной системе "Школа 2100" в соответствии с ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока математики во 2 классе (Л.Г.Петерсон)

Выполнила  Сальникова Е.П.

Тема: Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.


Цель: Научить вычитанию двузначных чисел с переходом через разряд.
Задачи: 1) Ввести прием вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.
2) Закрепить изученные вычислительные приемы, умение самостоятельно анализировать и решать примеры.
3) Развивать мышление, речь, познавательные интересы, творческие способности.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Мотивация к учебной деятельности

Цель  - создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность

- Я рада приветствовать на уроке  вас, ребята.

-Отвечайте быстро, дружно и скоро.

Мозговой штурм.

  • У птицы крылья, а у человека? 
  • У зверя лапы, а у человека? 
  • У конфеты фантик, а у человека? 
  • У машины мотор, а у человека? 
  • У рыбы жабры, а у человека? 
  • У берёзы сок, а у человека? 

Отвечают

2

Актуализация знаний.

Цель – актуализировать умения решать примеры на вычитание с переходом через разряд в пределах 10 и примеров на вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.

- Что общего у всех примеров?

15-7; 14-7; 16-8; 11-4; 15-8.

- Решите примеры на вычитание с переходом через разряд в пределах 10

- Какие примеры на вычитание вы ещё умеете решать?

- Решите примеры на вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.

69-64; 74-54; 85-44; 36-34; 41-24.

- Почему последний пример вызвал затруднение?

- Они на вычитание с переходом через разряд в пределах 10

- на вычитание двузначных чисел без перехода через разряд.

- не знаем приема решения таких примеров

3

Проблемное объяснение нового знания.

Цель – фиксировать индивидуальное затруднение, выявить место и причину затруднения,

построить и реализовать проект выхода из затруднения

- Проанализируем решение последнего примера 41-24

– Давайте думать. Какие числа вычитали?

– Вспоминайте общее правило вычитания двузначных чисел.

– Что вам помешало это сделать?

– Что же в этом примере было для вас новым?

– Молодцы! Вы обратили внимание на важную особенность этого примера, которая отличает его от предыдущих: в уменьшаемом не хватает единиц.

– Где вы уже встречались с таким случаем?

– Здесь двузначные числа, поэтому говорят «с переходом через разряд».

– В чём же причина ваших затруднений?

– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить?

– Назовите тему урока.

– В теме для удобства запишем коротко.

Повесить на доску карточку с темой:

– Определимся сначала со средствами. Какой инструмент вам понадобится, чтобы наглядно представить, как происходит переход через разряд?

– Какой способ записи будет необходим?

- Выложим графическую модель примера.

– Повторите ещё раз, как вычитают двузначные числа?

– Что здесь мешает воспользоваться этим правилом?

– Разве уменьшаемое меньше вычитаемого?

– Где же спрятались единицы?

– Как же быть?

– Молодцы! Продолжите вычитание.

– Итак, верный ответ – 17.

– Молодцы, ребята! Итак, вы нашли новый приём вычислений: если в уменьшаемом не хватает единиц, то …

 

- Решим этот же пример в столбик.

– Вы действительно легко справились. Каким алгоритмом вы воспользовались?

- Надо уточнить этот алгоритм.

- Двузначные.

 - При вычитании двузначных чисел из десятков надо вычесть десятки, из единиц – единицы.

 - Здесь в уменьшаемом не хватает единиц.

 - Мы не решали примеров, когда в уменьшаемом единиц меньше, чем в вычитаемом.

- Когда из двузначного числа вычитали однозначное с переходом через десяток

- Нет способа вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

- Построить способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.

 

- Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

- Графические модели.

- Запись в столбик.

- Из десятков вычитают десятки, из единиц – единицы.

- В уменьшаемом не хватает единиц.

 

- Нет.

 

- В десятке.

 - 1 десяток заменить 10 единицами.

-  из 3 д вычитаем 2 д, получаем 1 д; из 11 единиц вычитаем 4 единицы, получаем 7 единиц. Результат: 1 д 7 е или 17.

Один у доски с объяснением:

- Можно раздробить десяток и взять из него недостающие единицы

- Нужного алгоритма нет, мы воспользовались похожим алгоритмом вычитания двузначного числа из круглого.

4

Первичное закрепление во внешней речи.

Цель - научиться применять новый способ

Работа с учебником.

- решим задание №1 на с. 16 графически

- решим следующие примеры «столбиком»

- решим задание №2 «столбиком»

- решим №3 и сыграем в игру «Угадайка»

Решают примеры с комментированием

5

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель: проверить свои умения.

– Что ж, попробуйте свои силы в самостоятельной работе:

98-19, 76-18, 54-17.

- У кого нет ошибок? Поставьте на полях тетради «+».

- У кого 1 ошибка, 2?

- Где ошибка? В чём причина? Какой выход?

Самостоятельная работа по выполнению заданий в рабочей тетради.

- Забыли уменьшить число десятков на 1, …

6

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: выявить границы применимости нового знания.

– выполним задания на повторение

 6 (3 столбик),

 9 (а, б – одна задача по выбору)

Задание № 6,

Реши уравнения и сделай проверку:

х – 9 = 14     х + 25 = 40        63 – х = 27

5 + х = 52      50 – х = 12        х – 48 = 24

– Проверьте решение по образцу. Если есть ошибки – исправьте и запишите верное решение.

Решение (3 столбик):

63 – х = 27                х – 48 = 24

х = 63 – 27                 х = 24 + 48

х = 36                        х = 72      

63 – 36 = 27                72 – 48 = 24

        27 = 27                        24 = 24

7

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель -

зафиксировать новое содержание урока;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- что сегодня было нового на уроке?

- где попали в затруднение?

- как вышли из затруднения?

- Можете ли теперь решать примеры, которые вызвали трудности в начале урока?

- оцените свою работу на уроке.

- узнали способ вычитания двузначных чисел с переходом через разряд.