Рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

В данной рабочей программе отражены пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, планируемые результаты учебного курса, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_kl_matem.docx99.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Моховская основная общеобразовательная школа


                                                                             

                                                                                       Рабочая программа

по математике

 4 класс









                                                 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.)                                                                                                                                                                                                                                                   Рабочая программа учителя по курсу математика для учащихся 4-го класса  рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана:

• в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования  ( Приказ МО РФ от 06.10.2009 года № 373);

• на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, Москва «Просвещение » 2011 года;

• на основе «Примерные программы по учебным предметам», Начальная школа, издательство  Москва «Просвещение » 2011 года;

• на основе авторской программы по математике Т.Е. Демидовой; Москва, Издательский центр «Баласс», 2012г.

• на основе планируемых результатов  ООПНОО ( Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова);под ред. Ковалёвой Г.С; издательство  Москва «Просвещение » 2011 года;

• на основе программы формирования УУД (А.Г. Асмолов,  Г.В. Бурменская); издательство  Москва «Просвещение» 2011 года.

• на основе программы формирования УУД ( А.Г. Асмолов,  Г.В. Бурменская); издательство  Москва «Просвещение » 2011 года.

Назначение курса «Математика» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, владеющей системой математических знаний для решения практических жизненных задач, а также обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка через первоначальное овладение математическим языком.                                                                                                                                                            

  Курс «Математика» в начальной школе является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика. Особое значение имеет математика для выработки вычислительных навыков, формирования элементов системного мышления, а также общего приёма решения задач как универсального учебного действия. Таким образом, математика является эффективным средством развития личности школьника.                                                                                    

   Цели обучения в предлагаемом курсе математики сформулированы как линии развития личности ученика средствами предмета.                                                                                                                          

   Учащийся должен уметь: уметь                                                                                                                                                                                                          • использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и  

  пространственном отношении;                                                                                                                                                                                                                                   • производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;                                                                                                                          • читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;                                                                                                                                    • формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;                                                                                                                                     • работать в соответствии с заданными алгоритмами;                                                                                                                                                                             • узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;                                                                                                          • вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.                                                                                                                                                                                                                                                                В соответствии с этими целями ставятся задачи:                                                                                                                                                                                           • создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;                                                                                                                                                                                                                  • сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;                                                                                                                                                                                                                   • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

• сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;                                            • сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;                                                                                                                                                                                                                                                                     • сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;                                                                                  • выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО РЕДМЕТА

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно ориентированных принципов, сформулированных в программе, основной целью которой является формирование функционально грамотной личности , готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса. Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.                                                                                                                                                                                               Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 1–4 классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь

• использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;

• производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;

• читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;

• формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;

• работать в соответствии с заданными алгоритмами;

• узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;

• вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики во четвёртом  классе отводится 136 часов (4 часа в неделю, 34 недели), из них на написание контрольных работ – 6 часов.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

        

 Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания, так и совокупность методик и технологий (в том числе проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.                                                 Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.                       Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.                                                               Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.                                                                                      Ценность свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.                                                                                                                                                                                                                        Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.                                  Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА»

Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:

•Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

•В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один
  шаг;

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,  
 справочников;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.

1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должны уметь:

использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1000000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;

использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;

использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;

рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;

объяснять соотношение между разрядами;

использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;

использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;

использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;

использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;

использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);

выполнять устные вычисления (в пределах 1000000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;

выполнять умножение и деление с 1000;

решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);

решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;

решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;

прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;

осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;

использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x − a = b; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b;

уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.

вычислять объём параллелепипеда (куба);

вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;

выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

строить окружность по заданному радиусу;

выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;

распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;

находить среднее арифметическое двух чисел.

2-й уровень (программный)

Учащиеся должны уметь:

использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1000000000.

Учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000000;

Учащиеся должны уметь:

выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;

осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;

находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;

иметь представление о решении задач на части;

понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;

читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;

распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;

распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;

находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;

использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;

решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;

читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;

решать простейшие задачи на принцип Дирихле;

находить вероятности простейших случайных событий;

находить среднее арифметическое нескольких чисел.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Числа и операции над ними.

Дробные числа.

Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.

Какую часть одно число составляет от другого.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Числа от 1 до 1000000.

Числа от 1 до 1000000. Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.

Числа от 1 до 1000000000.

Устная и письменная нумерация многозначных чисел.

Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.

Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приёмы рациональных вычислений.

Умножение и деление чисел.

Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000.

Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменное умножение и деление на однозначное число.

Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.

Величины и их измерение.

Оценка площади. Приближённое вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм², км², гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.

Работа, производительность труда, время работы.

Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.

Текстовые задачи.

Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.

Элементы геометрии.

Изменение положения объемных фигур в пространстве.

Объёмные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.

Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.

Элементы алгебры.

Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.

Элементы стохастики.

Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.

Понятие о вероятности случайного события.

Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры.

Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.

Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.

Занимательные и нестандартные задачи.

Принцип Дирихле.

Математические игры.

Итоговое повторение.

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЁННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ

• сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;

• решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

• оценки величины предметов на глаз;

• самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

Для учителя:

Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких: учебник для 4 класса в 3 частях – М.: Баласс, 2012.

Математика. Контрольные работы, 4 класс. Авторы: С.А.Козлова, А.Г.Рубин, - М.: Баласс, 2010.

Дидактический материал для 4 класса. Авторы: Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких, - М.: Баласс, 2012.

Методические рекомендации для учителя. С.А. Козлова, А.Г.Рубин - М.: Баласс, 2010.

Наглядные пособия:

1 натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

2 изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Математика».

Для обучающихся:

Математика, учебник в 3 частях. Авторы: Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких – М.: Баласс, 2012.

Тетрадь «Контрольные работы». Авторы:  С.А.Козлова, А.Г.Рубин, - М.: Баласс, 2010.

 

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Дата

Тема урока

Характеристика

деятельности

обучающегося

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные

(УУД)

Личностные результаты

Повторение изученного в 3 классе. Числа от 1 до 1000 (8 часов)

1

День Знаний.Турнир 1. (Тест: контроль 1 ч)

повторить вопросы нумерации, вспомнить изученные алгоритмы действий над натуральными числами

повторение

принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

2

Числа от 1 до 1000. Запись и чтение чисел. Разрядные слагаемые.

повторить вопросы нумерации, вспомнить изученные алгоритмы действий над натуральными числами

использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1000000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду)

принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составлении плана действий)

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

3

Арифметические действия над числами.

алгоритмы письменных вычислений с трёхзначными числами, решение задач с пропорциональными величинами, алгоритм поиска периметра и площади прямоугольника.

Способы сравнивания площадей, задачи на перекладывание палочек.

осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий

выполнять работу в соответствии с заданным планом

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

4

Арифметические действия над числами.

вспомнить изученные свойства действий над числами, решение задач, основанных на этих свойствах, решение задач с пропорциональными величинами, решение уравнений изученных видов.

делать проверку решения через взаимно обратные действия

участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

5

Арифметические действия над числами.

вспомнить изученные свойства действий над числами, устные приёмы умножения трёхзначных чисел на однозначные, письменные приёмы умножения трёхзначных чисел на однозначные, решение задач

осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий

участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

6

Арифметические действия над числами.

вспомнить изученные действия над числами, устные приёмы  деления трёхзначных чисел на однозначные, письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначные, решение задач, уравнений

осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий

оценивать свой вклад в общую работу

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

7

Арифметические действия над числами.

вспомнить изученные действия над числами, устные приёмы  деления трёхзначных чисел на однозначные, письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначные, решение задач, уравнений

осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий

самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

8

Арифметические действия над числами.

моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие

осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий

работать в информационной среде.   Владеть основными методами познания окружающего мира (анализ) Слушать собеседника, вести диалог

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

Дроби  (18  часов)

9

Дроби. Нахождение части числа.

расширить представление о дробных числах, познакомить  с алгоритмами  определения части от числа

находить часть от числа

выполнять учебные действия в разных формах (практические работы, работа с моделями)

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

10

Нахождение части числа.

закреплять понятие дроби, продолжить работу по усвоению алгоритма поиска части от числа, решать задачи, уравнения, неравенства, закреплять навыки счёта.

находить часть от числа

понимать причины успешной / неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях успеха /неуспеха

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

11

Нахождение  числа по его части.

Познакомиться с алгоритмом поиска числа по его заданной части, решать задачи, уравнения, закреплять навыки счёта.

находить число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого

использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

12

Нахождение части числа. Нахождение  числа по его части.

познакомиться с алгоритмом поиска числа по его заданной части, решать задачи, уравнения, закреплять навыки счёта.

находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого

выбирать задания в учебнике и дидактических материалах для индивидуальной работы по силам и интересам

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

13

Знакомство с алгоритмом сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.

познакомиться с алгоритмом сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, закрепление понятие дроби, усвоение алгоритмов поиска части от числа и числа по его части, решать задачи, уравнения.

сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями

участвовать (в работе с учителем) в оценивании результатов индивидуальной работы

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

14

Знакомство с алгоритмом сравнения дробей с одинаковыми числителями.

познакомиться с алгоритмом сравнения дробей с одинаковыми числителями, закрепить понятие дроби, усвоение алгоритма поиска части от числа и числа по его части.

сравнивать дроби с одинаковыми числителями

самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

15

Знакомство с алгоритмом сравнения дробей с разными числителями и разными знаменателями.

применять алгоритм сравнения дробей

сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями и  с одинаковыми числителями

составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

16

Решение задач.

работать над пропедевтикой решения задач алгебраическим способом (сопоставлять текст задачи с заданными уравнениями)

использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними

строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

17

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

познакомиться с алгоритмом сложения дробей с одинаковыми знаменателями, решать задачи.

выполнять сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

18

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

познакомиться с алгоритмом вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, решать задачи.

выполнять вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

19

Решение задач

решение задач, закрепление знаний.

иметь представление о решении задач на части

составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

20

Деление меньшего числа на большее.

познакомиться с алгоритмом деления меньшего числа на большее, решать задачи.

выполнять деление меньшего числа на большее

работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

21

Какую часть одно число составляет от другого

познакомиться с новым правилом, устанавливающим связь действия деления с понятием дроби.

объяснять какую часть одно число составляет от другого

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

22

Решение задач.

решение компетентностных задач

решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

23

Не только математика

Проект «Модель машины времени»

проверять правильность выполнения вычислений

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

24

Турнир 2. (тест: контроль 1 ч)

проверять правильность выполнения вычислений

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

25

Контрольная работа за 1 четверть

контролировать результаты своей учебной деятельности

ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

26

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

решать текстовые задачи несколькими способами

находить, исправлять ошибки

участвовать в обсуждениях, работая в паре

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

Многозначные числа (11 часов)

27

Многозначные числа. Разряды и классы

познакомиться с записью чисел больших чем трёхзначные, читать и называть эти числа

рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе

ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

28

Чтение и запись многозначных чисел

познакомиться с записью чисел больших чем трёхзначные, читать и называть эти числа

объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица

отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

29

Сравнение чисел

перенести известные сведения о способах сравнения многозначных чисел на новые числа

учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000000

не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

30

Разрядные слагаемые

представлять число в виде суммы разрядных слагаемых

объяснять соотношение между разрядами

работать консультантом и помощником для других ребят

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

31

Умножение числа 1000. Умножение и деление на 1000, 10 000, 100 000

Алгоритм умножения и деления на 1000, 10000, 100000

выполнять умножение и деление с 1000

работать с консультантами и помощниками в своей группе

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

32

Чтение и запись многозначных чисел

читать и называть числа больших, чем трёхзначные

учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать числа в пределах 1000000000

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

33

Чтение и запись многозначных чисел

читать и называть числа больших, чем трёхзначные

учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать  числа в пределах 1000000000

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

34

Миллион. Класс миллионов. Миллиард

познакомиться с записью чисел больших чем известные, читать и называть эти числа

рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе

учиться планировать учебную деятельность на уроке

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

35

Чтение и запись многозначных чисел

читать и называть числа больших, чем трёхзначные

учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать  числа в пределах 1000000000

перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

36

Страничка из энциклопедии  (Проект 2)

«Не только математика…»

решение занимательных задач

проверять правильность выполнения вычислений

учиться планировать учебную деятельность на уроке

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

37

Турнир 3. (Тест: контроль 1 ч)

проверять правильность выполнения вычислений

работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

Величины (11 часов)

38

Единицы длины

сформулировать правило перехода от больших единиц измерения величин к меньшим и от меньших к большим, продолжать учиться читать и называть многозначные числа

использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км)

преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

39

Единицы массы. Грамм, тонна

познакомиться с новыми единицами измерения массы: грамм, тонна; учиться сопоставлять свои представления о десятичной системе счисления и десятичной системе мер; продолжить учиться переводить заданную величину из одних в другие

использовать при решении учебных задач единицы массы (кг, центнер)

преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

40

Единицы измерения величин

обобщить имеющиеся знания и сформулировать взаимосвязь между уже известными и новыми единицами измерения длины, продолжить учиться читать и называть многозначные числа.

использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), массы (кг, центнер)

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

41

Единицы площади

познакомиться с единицами площади

использовать при решении учебных задач единицы измерения площади (см², дм², м²)

донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

42

Единицы площади

преобразовывать единицы площади

использовать при решении учебных задач единицы измерения площади (см², дм², м²)

донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

43

Площадь    прямоугольного треугольника

познакомиться с алгоритмом определения площади прямоугольного треугольника

выделять из множества треугольников прямоугольный и находить его площадь

понимать причины успешной / неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях успеха/ неуспеха.

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

44

Приближенное вычисление площадей. Палетка

познакомиться с понятием приближённого значения числа, учить находить приближённое значение площадей с помощью палетки

  работать с палеткой

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

45

Единицы объема

обобщить имеющиеся знания, продолжить учиться переводить значения величин из одних единиц измерения в другие

  вычислять объём параллелепипеда (куба)

владеть основными методами познания окружающего мира (анализ)

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

46

Решение задач

обобщить имеющиеся знания, продолжать учиться сопоставлять скорость движения, скорость работы, скорость наполнения бассейна водой, сопоставлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи и взаимосвязь заданных в них троек величин

использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними

читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

47

Точные и приближенные значения величин

познакомиться с понятием округления числа, учиться  получать приближённые значения величин

строить отрезки натурального ряда в пределах 100

выполнять учебные действия в разных формах (работа с моделями).

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

48

Решение задач

обобщить имеющиеся знания, продолжать учиться сопоставлять скорость движения, скорость работы, скорость наполнения бассейна водой, сопоставлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи и взаимосвязь заданных в них троек величин

решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

Сложение и вычитание многозначных чисел (8 часов)

49

Сложение и вычитание многозначных чисел

познакомиться с понятием прикидки результата действий сложения и вычитания, учиться решать задачи способом прикидки результатов, учиться устанавливать соотношение между единицами измерения величины, закреплять умение видеть и называть разрядный состав многозначных чисел

выполнять на уровне навыка сложение и вычитание чисел в пределах 1000000

владеть основными методами познания окружающего мира (анализ). Создавать модели изучаемых объектов с использованием знаков и символических средств.

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

50

Сложение и вычитание многозначных чисел

обобщить известные  алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел

выполнять на уровне навыка сложение и вычитание чисел в пределах 1000000

договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

51

Сложение и вычитание многозначных чисел

алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел

выполнять на уровне навыка сложение и вычитание чисел в пределах 1000000

планировать, контролировать и оценивать учебные действия; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

52

Сложение и вычитание многозначных чисел

алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел

выполнять на уровне навыка сложение и вычитание чисел в пределах 1000000

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

53

Сложение и вычитание многозначных чисел

алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел

выполнять на уровне навыка сложение и вычитание чисел в пределах 1000000

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

54

Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности

познакомиться с  понятием производительность на основе понятия скорость работы, продолжить сопоставлять скорость движения и скорость работы, ввести формулу работы на основе сопоставления математических моделей задач на процессы движения и работы

использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (производительность труда, время работы, работа)

доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

55

Решение задач

учиться решать задачи «на работу», «движение» с опорой на формулы, продолжать сопоставлять скорость движения и производительность, сопоставлять математические модели задач на процессы движения, работы, купли-продажи

решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (производительность труда, время работы, работа)

слушать и понимать речь других

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

56

Решение задач

Объяснять ход решения задачи

решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (производительность труда, время работы, работа)

вступать в беседу на уроке и в жизни.

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

Умножение и деление многозначных чисел (73 часа)

57

Умножение чисел. Группировка множителей.

обобщить известные  алгоритмы устного умножения многозначных чисел на однозначное число

вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия

учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

58

Арифметические   действия над числами

учиться производить вычисления с многозначными числами, продолжить учиться решать задачи на «работу», «движение» с опорой на формулы, сопоставлять скорость движения и производительность.

осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий

выполнять учебные действия в разных формах (практические работы, работа с моделями).

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

59

Умножение многозначных чисел на однозначные

обобщить известные  алгоритмы письменного умножения многозначных чисел, продолжить учиться округлять числа до заданного разряда

выполнять умножение многозначных чисел на однозначное

выполнять учебные действия в разных формах (практические работы, работа с моделями).

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

60

Умножение чисел

перенести приём письменного умножения, когда один из множителей оканчивается на 0 на большие числа, продолжать учиться округлять числа до заданного разряда.

выполнять умножение многозначных чисел на однозначное

понимать причины успешной / неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях успеха /неуспеха.

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

61

Контрольная работа за 2 четверть

Составлять алгоритм действия при решении примеров, задач

контролировать результаты своей учебной деятельности

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

62

 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

находить, исправлять ошибки

выбирать задания в учебнике и дидактических материалах для индивидуальной работы по силам и интересам;

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

63

 (Проект3)Инсценировка:Российская ярмарка 18в. Решение задач («Не только математика...»)

Решать компетентностные задачи

решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

участвовать (в работе с учителем) в оценивании результатов индивидуальной работы

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

64

Турнир 4. (Тест: контроль 1 ч)

находить, исправлять ошибки

решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

65

Деление круглых чисел

Перенести алгоритм устного деления, когда делимое оканчивается на 0 на большие числа, продолжать учиться округлять числа до заданного разряда, решать задачи, находить несколько решений неравенства подбором

выполнять деление круглых чисел

составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

66

Арифметические  действия над числами

обобщать имеющиеся знания, производить вычисления с многозначными числа, решать задачи «на работу», «движение».

осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий

составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

67

Деление числа на произведение

познакомиться с правилами деления на произведение, вывести на основании нового правила новый алгоритм устного деления

проверять правильность выполнения вычислений

строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

68

Деление круглых многозначных чисел на круглые числа

вывести на основании деления числа на произведение новый алгоритм устного деления

проверять правильность выполнения вычислений

использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач.

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

69

Арифметические  действия над числами

познакомиться с приёмами деления на 5, 50, 500, 25, 250 (максимальный уровень)

осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

70

Деление с остатком на 10, 100. 1000

познакомиться с приёмами деления с остатком

выполнять  деление с остатком на 10, 100. 1000

работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

71

Деление круглых чисел с остатком

познакомиться с приёмами деления круглых чисел с остатком

выполнять

деление круглых чисел с остатком

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

72

Уравнения

познакомиться с новым видом уравнения и алгоритмом его решения

прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

73

Арифметические   действия над числами

производить вычисления с многозначными числами, решать задачи «на работу»

осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий

ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

74

Уравнения

познакомиться с новым видом уравнения и алгоритмом его решения

использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x − a = b; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b

ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

75

Арифметические   действия над числами

учиться производить вычисления с многозначными числами

осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий

участвовать в обсуждениях, работая в паре

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

76

Деление многозначных чисел на однозначные

вывести на основании известного письменного алгоритма деления двузначного числа и трехзначного числа на однозначное, алгоритм деления четырехзначного числа

письменные и устные приемы деления многозначных чисел на однозначное

ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

77

Деление многозначных чисел на однозначные

применять  алгоритма деления четырехзначного числа на однозначное

письменные и устные приемы деления многозначных чисел на однозначное

не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

78

Арифметические   действия над числами

производить вычисления с многозначными числами, решать задачи «на работу»

осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий

работать консультантом и помощником для других ребят

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

79

Письменное деление многозначных чисел на однозначные

учиться производить вычисления с многозначным  числами, решать задачи «на работу»

письменные и устные приемы деления многозначных чисел на однозначное

работать консультантом и помощником для других ребят

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

80

Деление многозначных чисел на однозначные

познакомиться  с сокращенной записью деления в столбик, когда в записи частного есть 0

письменные и устные приемы деления многозначных чисел на однозначное

работать с консультантами и помощниками в своей группе

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

81

 Арифметические  действия  над числами

обобщать уже имеющиеся знания, учиться производить вычисления с многозначными числами, решать и сопоставлять способы решения задач «на работу» и «на движение»

осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий

учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

82

Деление многозначных чисел на однозначные

учиться производить вычисления с многозначными числами, решать задачи «на движение»

знать приёмы деления  в столбик

учиться планировать учебную деятельность на уроке

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

83

Контрольная работа

контролировать результаты своей учебной деятельности

определять наиболее

эффективный способ

достижения результата.

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

84

 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

находить, исправлять ошибки

понимать и принимать

учебную задачу, искать

и находить способы ее решения.

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

85

Письменное деление многозначных чисел на круглые

познакомиться  с новым алгоритмом деления многозначных чисел на круглые

письменные и устные приемы деления многозначных чисел на однозначное

использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач.

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

86

Арифметические   действия над числами

учиться производить вычисления с многозначными числами

осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий

владеть  основными

методами познания

окружающего мира

(анализ).

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

87

Деление многозначных чисел на круглые

уточнить алгоритм деления многозначного числа на круглое

письменные и устные приемы деления многозначных чисел на круглые

работать в информационной среде.   Владеть основными методами познания окружающего мира (анализ) Слушать собеседника, вести диалог.

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

88

Решение задач

познакомиться с понятием скорость сближения

решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

выполнять учебные действия в разных формах (практические работы, работа с моделями).

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

89

Решение задач

решать задачи «на движение»

решать задачи на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

выполнять учебные действия в разных формах (практические работы, работа с моделями).

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

90

Умножение  на  двузначное число

уточнить алгоритм умножения многозначного числа на двузначное число

письменные приемы умножения многозначных чисел на двузначные

понимать причины успешной / неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях успеха /неуспеха.

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

91

Умножение многозначных чисел на двузначное число

уточнить алгоритм умножения многозначного числа на двузначное число

письменные приемы умножения многозначных чисел на двузначные

использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач.

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

92

Умножение многозначных чисел на двузначное число

уточнить алгоритм умножения многозначного числа на двузначное число

письменные приемы умножения многозначных чисел на двузначные

выбирать задания в учебнике и дидактических материалах для индивидуальной работы по силам и интересам;

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

93

Решение задач

познакомить с понятием скорость удаления

решать задачи на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

участвовать (в работе с учителем) в оценивании результатов индивидуальной работы

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

94

Умножение многозначных чисел на трехзначное число

уточнить алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное

письменные приемы умножения многозначных чисел на трёхзначные

участвовать (в работе с учителем) в оценивании результатов индивидуальной работы

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

95

Умножение многозначных чисел на трехзначное число

уточнить алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное

письменные приемы умножения многозначных чисел на трёхзначные

самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

96

Умножение многозначных чисел на трехзначное число

уточнить алгоритм умножения многозначного числа на трёхзначное

письменные приемы умножения многозначных чисел на трёхзначные

самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

97

Решение задач

познакомить  с новым видом задач «на движение»

решать задачи на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

98

Решение задач

познакомиться с решением задач на движение «с отставанием»

решать задачи на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

99

Контрольная работа за 3 четверть

использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия

контролировать результаты своей учебной деятельности

анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

100

 Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия

находить, исправлять ошибки

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

101

Решение задач

познакомиться с новым видом задач «на движение»

решать задачи на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

102

Решение задач

работать над решением задач на движение

решать задачи на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

103

(Проект 4)        Играй и выигрывай. Решение задач («Не только математика...»)

решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

104

Турнир 5. (Тест: контроль 1ч)

решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели)

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

105

Письменное деление многозначных чисел на двузначное число

познакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на многозначное число, когда в записи частного используется одна цифра

письменные приемы деления  многозначных чисел на двузначные

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

106

Арифметические действия над числами

повторение и закрепление изученного ранее

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

107

Арифметические действия над числами

повторение и закрепление изученного ранее

применять свойства умножения и деления при вычислениях

ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

108

Арифметические действия над числами

использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия

применять свойства умножения и деления при вычислениях

ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

109

Арифметические действия над числами

использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия

таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления

участвовать в обсуждениях, работая в паре

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

110

Арифметические действия над числами

использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия

находить периметр и площадь квадрата и прямоугольника

ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

111

Среднее арифметическое

познакомиться  с понятием среднее арифметическое

находить среднее арифметическое двух чисел.

не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

112

Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число

познакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на многозначное число, когда в записи частного используется одна цифра

письменные приемы деления многозначных чисел на трёхзначные

не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

113

Деление многозначных чисел на трехзначное число

познакомиться с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на многозначное число, когда в записи частного используется две цифры

письменные приемы деления многозначных чисел на трёхзначные

работать консультантом и помощником для других ребят

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

114

Арифметические действия над числами

повторение и закрепление изученного ранее

применять свойства  и алгоритм умножения и деления при вычислениях

работать с консультантами и помощниками в своей группе

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

115

Арифметические действия над числами

повторение и закрепление изученного ранее

применять свойства  и алгоритм умножения и деления при вычислениях

работать с консультантами и помощниками в своей группе

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

116

Арифметические действия над числами

повторение и закрепление изученного ранее

применять свойства  и алгоритм умножения и деления при вычислениях

учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

117

Круговая диаграмма

познакомиться с понятием круговая диаграмма

читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм

учиться планировать учебную деятельность на уроке

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

118

Арифметические действия над числами

прогнозировать результат вычисления

применять свойства умножения и деления при вычислениях

учиться планировать учебную деятельность на уроке

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

119

Контрольная работа  за 4 четверть

контролировать результаты своей учебной деятельности

работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

120

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

находить, исправлять ошибки

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

121

Числовой луч, координаты точки на числовом луче

познакомиться с понятиями числовой луч и координата точки

находить координаты точек на числовом луче

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

122

Адрес в таблице. Пара чисел

познакомиться с понятиями пара чисел и координата ячейки

читать адрес в таблице

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

123

Координаты точек на плоскости

познакомиться с понятиями координатный угол и координата на плоскости

определять координаты точек

работать в информационной среде.   Владеть основными методами познания окружающего мира (анализ) Слушать собеседника, вести диалог.

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

124

Арифметические действия над числами

повторение и закрепление изученного ранее

выполнять проверку правильности вычислений в примерах, содержащих несколько действий

работать в информационной среде.   Владеть основными методами познания окружающего мира (анализ) Слушать собеседника, вести диалог.

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

125

Арифметические действия над числами

моделировать изученные арифметические зависимости

выполнять проверку правильности вычислений в примерах, содержащих несколько действий

выполнять учебные действия в разных формах (практические работы, работа с моделями).

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

126

Комплексная работа

контролировать результаты своей учебной деятельности

контролировать результаты своей учебной деятельности

понимать причины успешной / неуспешной учебной деятельности и конструктивно действовать в условиях успеха /неуспеха.

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

127

Анализ работы. Работа над ошибками.

находить, исправлять ошибки

находить, исправлять ошибки

использовать математическую речь для решения разнообразных коммуникативных задач.

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

128

 (Проект 5)  Страница нового учебника    

  «Не только математика ...»

Прогнозировать результат вычисления

применять свойства умножения и деления при вычислениях

выбирать задания в учебнике и дидактических материалах для индивидуальной работы по силам и интересам;

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни

129

  «Не только математика ...»

  объяснять ход решения задачи

применять свойства умножения и деления при вычислениях

ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

Повторение  (7 часов)

130

Нестандартные и занимательные задачи

  объяснять ход решения задачи

решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями

участвовать (в работе с учителем) в оценивании результатов индивидуальной работы

понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач

131

Нестандартные и занимательные задачи

объяснять ход решения задачи

решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями

самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

132

Нестандартные и занимательные задачи

Объяснять ход решения задачи

решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями

самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей

быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению

133

Нестандартные и занимательные задачи

объяснять ход решения задачи

решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями

составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

134

Нестандартные и занимательные задачи

объяснять ход решения задачи

решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями

составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи

135

Нестандартные и занимательные задачи

объяснять ход решения задачи

решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями

строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем

способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения

136

Нестандартные и занимательные задачи

объяснять ход решения задачи

решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями

анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему

готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...