План-конспект урока по математике ( 1 класс) по теме : "Знакомство с компонентами вычитания"
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Урок математики в 1 классе по теме "Знакомство с компонентами вычитания" .УМК "Развивающая система  Занкова". Урок построен в соответствии со  всеми требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matematiki_uroka_3.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

Хузина Светлана Александровна, МБОУ-Гимназия с. Чекмагуш

 Система развивающего обучения Л. В. Занкова

Тема урока: Знакомство с компонентами вычитания.

Цели деятельности учителя: 

1. Способствовать усвоению понятий - названий компонентов при вычитании («уменьшаемое», «вычитаемое»),

- создать условия для чтения выражений с использованием этих терминов.

2. Способствовать развитию логического мышления, памяти внимания, математической речи, вычислительных навыков, познавательной активности.

3.  Воспитывать уважительное отношение к друг к другу, взаимовыручку.

Планируемые результаты образования:

Предметные: имеют представление о понятиях «уменьшаемое», «вычитаемое»; умеют читать выражения, используя эти термины, ориентироваться на бумаге в клетку, проводить вычитание с помощью натурального ряда чисел.

Личностные: ориентируются на соблюдение моральных норм в совместной деятельности, способны к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи, учатся преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, выполняют учебные действия в устной речи.

Познавательные УУД: самостоятельно осуществляют сериацию объектов; учатся строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классифицировать по заданным критериям; под руководством учителя осуществляют действие подведения под понятие.

Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремяться к координации различных позиций в сотрудничестве, учатся формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование:

  • звукозапись, слайдовая презентация;
  • Герои Доктор Ватсон и Шерлок Холмс;
  • Индивидуальные карточки с вопросами;
  • Сигналы у каждого ученика со знаками «+», «- »;
  • Карточка со стихотворением;
  • Задания на геометрических фигурах;
  • Карточки с надписями «уменьшаемое», «вычитаемое» «значение разности»:
  • Звездочки – наклейки для поощрения детей:
  • Набор геометрических фигур «Учимся считать».
  • Ноутбук, проектор, проекторная доска, колонки, МФУ.

Учебник И. И. Аргинская, Е. П. Бененсон «Математика 1», часть 1, стр.116 – Самара: издательство «Федоров», 2011 г.

Ход урока:

  1.  Организация начала урока.

 Психологический настрой                       Слайд 1.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера.

- Поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им свои улыбки.

Математика – наука,

Она гимнастика ума,

Есть в ней точность и смекалка,

Цифры, числа и игра.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок математики! Я вижу ваши сияющие глаза,  это говорит о вашем хорошем настроении, значит, урок у нас будет удачным.

  1. Актуализация знаний.

Наш урок сегодня пройдет под девизом:  (Слайд 2)

Мы - искатели, мы – следопыты!

- А кто такие искатели и следопыты? Хотите раскрыть тайну и стать настоящими исследователями?

Играет музыка саундтрек «Собака Баскервилей» из кинофильма

- А кто это к нам спешит? Это Шерлок Холмс и Доктор Ватсон лучшие в мире сыщики. Хотите быть в их команде? Для этого нам  предстоит выполнить несколько заданий. 

 А) 1 задание: - На доске запись:  (Слайд 3)

1 2 4 6 8 9 …

5 6 7 8 9

1 2 3 4 5 6 7 …

  - Прочитайте отрезок натурального ряда. Докажите, что это отрезок натурального ряда.

  - Прочитайте натуральный ряд чисел. Почему вы считаете, что это натуральный ряд чисел?

(Натуральный ряд чисел начинается с числа 1, каждое последующее число больше предыдущего, натуральный ряд чисел бесконечен.)

 - Почему нельзя назвать 1 2 4 6 8 9 … натуральным рядом чисел? Что нужно сделать, чтобы это был натуральный ряд чисел? (Вставить числа 3, 5, 7 на свои места).

- Оцените свою работу с помощью цифр из геометрического материала. Покажите, сколько баллов вы себе поставили. Какое это число?

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

2 задание: Работа в парах. (Слайд 4)

- Перед вами лежат листочки с заданиями.  Подумайте, какое задание нужно выполнить.

7 ? 5         4 ? 6

6 ? 9         9 ? 8

4 + 2=      3 + 2=

8 – 1=       7 – 1=

(В пустые клетки вписать нужный знак, найти значение выражения)

 -  Выполните задание в парах.

- Проверьте свою работу. Оцените, если вы справились с заданием, поднимите зеленые карточки, если допустили ошибку – красную, исправьте их.

- Молодцы!

3. Игра «да, нет». (Слайд 5). Коллективная работа.

 - В дороге у Шерлока Холмса возникло много вопросов. Доктора Ватсона  как всегда со всеми поспорил и стал утверждать. Покажите, согласны ли вы с ним или нет.

1)все первоклассники одного роста. -

2)все первоклассники разного роста. -

3)все первоклассники девочки. -

4)среди первоклассников есть девочки. +

5)числа, которые располагаются в натуральном ряду слева от 8, больше этого числа. -

6)если из какого-то числа вычесть 1, то получим предыдущее число. +

7)числа, которые располагаются в натуральном ряду справа от 6, больше этого числа. +

        - Молодцы!

- Оцените свою работу. Покажите карточками: положительная оценка +, что-то не получилось, ошиблись  - .

Б) Фронтальный опрос

-Как называются математические знаки, которые вы использовали?

-При каких действиях используются знаки + и -?

-Как называем выражения, в котором пишем знак + и - ?

 -  Молодцы, сыщики принимают вас в свои ряды (готовы работать с вами в одной команде).

III. Целеполагание и фиксация затруднения.

- Внимательно рассмотрите выражения и предложите свои задания.

7 – 2    7 + 2    8 – 1    8 + 1

(разделить на 2 группы, найти значение…)

1 спос. 5 + 2    5 – 2                            

            8 + 1    8 – 1    

     

2 спос. 5 – 2     8 – 1                        

            5 + 2     8 + 1                      

- Что записано в 1, 2 группах?(суммы, разности)

- Придумайте и задайте вопросы  к выражениям 1 столбика своим одноклассникам?

 ( Вопрос-ответ)

Почему это суммы?

Как называются числа при сложении?

Найди значение суммы.

-Это суммы чисел. Запишем в тетрадь. Найдём значение суммы. (дублирование на доске)

5 + 2=7      

8 + 1=9    

 (- как выполнять вычисления?)

 (по числовому ряду, по-разному)

- Прочитайте 1 выражение. (5+2=7)

Пять плюс два равно девяти.

К пяти прибавили два, получили семь.

Сумма чисел пяти и двух равна семи.

Первое слагаемое 5, второе слагаемое – 2, значение суммы равно семи.

- Сколькими способами мы прочитали выражения? (4)

-Задайте вопросы ко второй группе примеров.

Найти значение разности!  (запись на доске учителем)

- Прочитайте второе выражение. (8-1=7)

 Восемь минус один равно семи.

Из восьми вычесть один, получится семь.

Разность чисел восьми и одного равна семи.

 -Как называются числа при вычитании?

- Значит, что вы хотите узнать сегодня? Сформулируйте учебную задачу на  этот урок? (Как называются числа при вычитании?)

(Как   будут называться числа при вычитании – это тема нашего урока, это наша задача сегодня узнать и запомнить.)

IV. Планирование выхода из затруднения. Открытие нового знания.

- Сейчас мы проведем  настоящее расследование - исследование.

- Я уверена, что вы сможете узнать название этих чисел самостоятельно.  Я прошу внимательно пронаблюдать, что происходит с числами при вычитании.

 - Перед вами яблоки и математический рассказ об этих яблоках. Кто  прочтёт?

Семь спелых яблок

На веточке качалось

Два яблока упало,

А сколько их осталось?

 (один ученик читает у доски)

Практическая работа. 

(Дублирование на доске по щелчку) (Слайд 6)

- Выложите из геом. набора на парте столько кружочков, сколько яблок качалось на ветке?

- Что произошло с яблоками потом? Как показать? (Убрать, отнять..)

- Их стало больше или меньше?

- Какое математическое действие можем записать?

7 – 2 =5

-Какое число в этой записи самое большое? (7)

-Что с ним происходит? (из него вычитают, его делают меньше, уменьшают) Как его можно назвать? Да, это число действительно уменьшают, и его называют уменьшаемое (хором).

-Что можно сказать о втором числе?(его вычитают из первого) И его называют вычитаемое (хором).

        Карточки – уменьшаемое, вычитаемое.

-  Прочитаем выражения хором (уменьшаемое 7, вычитаемое 2, значение разности равно пяти).

- Подчеркнём уменьшаемое синим цветом, вычитаемое – зелёным.

Оцените свою работу кружочками из набора геом. фигур (красный и зеленый), выложите фигуру на край парты.

V. Физкультминутка (Слайд 7)

                         Вот так яблоко!

Вот так яблоко!                     (Встали.)

Оно -                                       (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.           (Руки на пояс.)

Руку протяните,                    (Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.                    (Руки вверх.)

 Стал ветер веточку качать,  (Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.        ( Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну    (Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!        (Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!                      (Встали.)

Оно -                                        (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.            (Руки на пояс.)

VI.  Расширение и закрепление новых понятий.

1) Давайте проверим наши предположения. 

Откройте учебник на с. 116.(№ 273)

На желтом фоне читаем вместе.

- Исследователи из вас получились отличные.

Под правилом записаны выражения.  

- Прочитайте выражения, называя компоненты разности.

- Значит, сколько способов чтения выражения с разностью вы узнали?

Продолжаем наше исследование. Посмотрим на выражения и выпишем уменьшаемые в 1 столбик, подчеркнём синим,  вычитаемые во второй столбец, подчеркнем зеленым. Какое выражение будем лишним? ( Дублирование на доске)

9>4

7>3

8>5

Сравните уменьшаемое и вычитаемое, сделайте вывод.

(уменьшаемое всегда больше вычитаемого, т. к. их большего отнимаем меньшее)

- Поменяйтесь тетрадями и оцените работу напарника в тетради, нарисуйте на полях соответствующего цвета кружок.

- Молодцы, Доктор Ватсон и Шерлок Холмс гордятся вами. (Слайд 8)

2) Работа в парах. 

- Перед вами лежат геометрические фигуры. Они необычные, на обратной стороне задания. Запишите выражения самостоятельно.

( один ученик читает задания, другой записывает в тетради)

- уменьшаемое 6, вычитаемое 4, найти значение разности

- первое слагаемое 5, второе слагаемое 1. Найти значение суммы.

- 5 уменьшить на 3, найти значение

- уменьшаемое 4, вычитаемое 2, найти значение разности.

3) Самопроверка. (Слайд 9) 

6 -4=2

5+1=6

5- 3=2

4 -2=2

Довольны ли вы своей работой?

VIII. Рефлексия.

- Что нового вы сегодня открыли для себя? 

-Как называется число, которое стоит на первом месте при вычитании?

-Как называется число, которое стоит на втором месте при вычитании?

-Как называется результат вычитания?

- Как называется выражение со знаком «плюс»?

(Слайд 10)

- Как вы понимаете выражение «Ум хорошо, а два лучше»? ( Так говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают что-то вместе.)

- Помогли ли вы сегодня друг другу?

- Оцените свою работу. Все ли у вас получилось на уроке? (зеленый кружок, красный кружок)

Словесное оценивание работы учащихся учителем, подбадривание.

- Шерлок Холмс и Доктор Ватсон очень гордятся вами и награждают вас знаками отличия ( звездочка большая красочная)  

Спасибо за работу! (Слайд 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики в 1 классе по теме "Зависимость между компонентами вычитания" (УМК Перспектива")

Тема:   Зависимость между компонентами вычитания.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цель урока: учить выявлять взаимосвязь между компонентами и результатом       вычитания....

План-конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме: "Сложение и вычитание с переходом через десяток"

План-конспект урока по математике в 1 классе по теме: "Сложение и вычитание с переходом через десяток"...

План-конспект открытого урока в 3 классе по теме «Magic picture» (игра)

Класс – 3 (общеобразовательный)УМК:  Книга для учителя к учебнику«Enjoy English» для 3 класса общеобразовательных учреждений-Обнинск: Титул, 2011  авторы: М.З. Биболетова, О.А.Денисенко, Н.Н...

План-конспект урока в 1 классе по теме "Знакомство с задачей"

В основе усвоения нового знания лежит прием сравнения - сопоставления....

конспект открытого урока по математике для 1 класса на тему " Знакомство с компонентами вычитания".

урок открытия нового знания в 1 классе по развивающей системе Занкова...

План-конспект открытого урока по математике для 2 класса на тему «Закрепление решения примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 20».

План-конспект урока по математике на тему «Закрепление решения примеров и задач на сложение и вычитание  в пределах 20" (по программе под редакцией Воронковой)....

План - конспект занятия кружка в 1 классе по теме: "Знакомство с новым учеником".

Урок-игра, как дети в игровой форме знакомятся с новым учеником....