Главные вкладки

    Методическая разработка по математике (1 класс) на тему:
    План-конспект урока по математике ( 1 класс) по теме : "Знакомство с компонентами вычитания"

    Урок математики в 1 классе по теме "Знакомство с компонентами вычитания" .УМК "Развивающая система  Занкова". Урок построен в соответствии со  всеми требованиями ФГОС НОО.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_matematiki_uroka_3.docx34.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Хузина Светлана Александровна, МБОУ-Гимназия с. Чекмагуш

     Система развивающего обучения Л. В. Занкова

    Тема урока: Знакомство с компонентами вычитания.

    Цели деятельности учителя: 

    1. Способствовать усвоению понятий - названий компонентов при вычитании («уменьшаемое», «вычитаемое»),

    - создать условия для чтения выражений с использованием этих терминов.

    2. Способствовать развитию логического мышления, памяти внимания, математической речи, вычислительных навыков, познавательной активности.

    3.  Воспитывать уважительное отношение к друг к другу, взаимовыручку.

    Планируемые результаты образования:

    Предметные: имеют представление о понятиях «уменьшаемое», «вычитаемое»; умеют читать выражения, используя эти термины, ориентироваться на бумаге в клетку, проводить вычитание с помощью натурального ряда чисел.

    Личностные: ориентируются на соблюдение моральных норм в совместной деятельности, способны к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

    Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

    Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи, учатся преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, выполняют учебные действия в устной речи.

    Познавательные УУД: самостоятельно осуществляют сериацию объектов; учатся строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классифицировать по заданным критериям; под руководством учителя осуществляют действие подведения под понятие.

    Коммуникативные УУД: учитывают разные мнения и стремяться к координации различных позиций в сотрудничестве, учатся формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Оборудование:

    • звукозапись, слайдовая презентация;
    • Герои Доктор Ватсон и Шерлок Холмс;
    • Индивидуальные карточки с вопросами;
    • Сигналы у каждого ученика со знаками «+», «- »;
    • Карточка со стихотворением;
    • Задания на геометрических фигурах;
    • Карточки с надписями «уменьшаемое», «вычитаемое» «значение разности»:
    • Звездочки – наклейки для поощрения детей:
    • Набор геометрических фигур «Учимся считать».
    • Ноутбук, проектор, проекторная доска, колонки, МФУ.

    Учебник И. И. Аргинская, Е. П. Бененсон «Математика 1», часть 1, стр.116 – Самара: издательство «Федоров», 2011 г.

    Ход урока:

    1.  Организация начала урока.

     Психологический настрой                       Слайд 1.

    Придумано кем-то просто и мудро
    При встрече здороваться: - Доброе утро!
    - Доброе утро! Солнцу и птицам!
    Доброе утро! Улыбчивым лицам.
    И каждый становится добрым, доверчивым...
    Пусть доброе утро длится до вечера.

    - Поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им свои улыбки.

    Математика – наука,

    Она гимнастика ума,

    Есть в ней точность и смекалка,

    Цифры, числа и игра.

    - Ребята, сегодня у нас необычный урок математики! Я вижу ваши сияющие глаза,  это говорит о вашем хорошем настроении, значит, урок у нас будет удачным.

    1. Актуализация знаний.

    Наш урок сегодня пройдет под девизом:  (Слайд 2)

    Мы - искатели, мы – следопыты!

    - А кто такие искатели и следопыты? Хотите раскрыть тайну и стать настоящими исследователями?

    Играет музыка саундтрек «Собака Баскервилей» из кинофильма

    - А кто это к нам спешит? Это Шерлок Холмс и Доктор Ватсон лучшие в мире сыщики. Хотите быть в их команде? Для этого нам  предстоит выполнить несколько заданий. 

     А) 1 задание: - На доске запись:  (Слайд 3)

    1 2 4 6 8 9 …

    5 6 7 8 9

    1 2 3 4 5 6 7 …

      - Прочитайте отрезок натурального ряда. Докажите, что это отрезок натурального ряда.

      - Прочитайте натуральный ряд чисел. Почему вы считаете, что это натуральный ряд чисел?

    (Натуральный ряд чисел начинается с числа 1, каждое последующее число больше предыдущего, натуральный ряд чисел бесконечен.)

     - Почему нельзя назвать 1 2 4 6 8 9 … натуральным рядом чисел? Что нужно сделать, чтобы это был натуральный ряд чисел? (Вставить числа 3, 5, 7 на свои места).

    - Оцените свою работу с помощью цифр из геометрического материала. Покажите, сколько баллов вы себе поставили. Какое это число?

    - Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

    2 задание: Работа в парах. (Слайд 4)

    - Перед вами лежат листочки с заданиями.  Подумайте, какое задание нужно выполнить.

    7 ? 5         4 ? 6

    6 ? 9         9 ? 8

    4 + 2=      3 + 2=

    8 – 1=       7 – 1=

    (В пустые клетки вписать нужный знак, найти значение выражения)

     -  Выполните задание в парах.

    - Проверьте свою работу. Оцените, если вы справились с заданием, поднимите зеленые карточки, если допустили ошибку – красную, исправьте их.

    - Молодцы!

    3. Игра «да, нет». (Слайд 5). Коллективная работа.

     - В дороге у Шерлока Холмса возникло много вопросов. Доктора Ватсона  как всегда со всеми поспорил и стал утверждать. Покажите, согласны ли вы с ним или нет.

    1)все первоклассники одного роста. -

    2)все первоклассники разного роста. -

    3)все первоклассники девочки. -

    4)среди первоклассников есть девочки. +

    5)числа, которые располагаются в натуральном ряду слева от 8, больше этого числа. -

    6)если из какого-то числа вычесть 1, то получим предыдущее число. +

    7)числа, которые располагаются в натуральном ряду справа от 6, больше этого числа. +

            - Молодцы!

    - Оцените свою работу. Покажите карточками: положительная оценка +, что-то не получилось, ошиблись  - .

    Б) Фронтальный опрос

    -Как называются математические знаки, которые вы использовали?

    -При каких действиях используются знаки + и -?

    -Как называем выражения, в котором пишем знак + и - ?

     -  Молодцы, сыщики принимают вас в свои ряды (готовы работать с вами в одной команде).

    III. Целеполагание и фиксация затруднения.

    - Внимательно рассмотрите выражения и предложите свои задания.

    7 – 2    7 + 2    8 – 1    8 + 1

    (разделить на 2 группы, найти значение…)

    1 спос. 5 + 2    5 – 2                            

                8 + 1    8 – 1    

         

    2 спос. 5 – 2     8 – 1                        

                5 + 2     8 + 1                      

    - Что записано в 1, 2 группах?(суммы, разности)

    - Придумайте и задайте вопросы  к выражениям 1 столбика своим одноклассникам?

     ( Вопрос-ответ)

    Почему это суммы?

    Как называются числа при сложении?

    Найди значение суммы.

    -Это суммы чисел. Запишем в тетрадь. Найдём значение суммы. (дублирование на доске)

    5 + 2=7      

    8 + 1=9    

     (- как выполнять вычисления?)

     (по числовому ряду, по-разному)

    - Прочитайте 1 выражение. (5+2=7)

    Пять плюс два равно девяти.

    К пяти прибавили два, получили семь.

    Сумма чисел пяти и двух равна семи.

    Первое слагаемое 5, второе слагаемое – 2, значение суммы равно семи.

    - Сколькими способами мы прочитали выражения? (4)

    -Задайте вопросы ко второй группе примеров.

    Найти значение разности!  (запись на доске учителем)

    - Прочитайте второе выражение. (8-1=7)

     Восемь минус один равно семи.

    Из восьми вычесть один, получится семь.

    Разность чисел восьми и одного равна семи.

     -Как называются числа при вычитании?

    - Значит, что вы хотите узнать сегодня? Сформулируйте учебную задачу на  этот урок? (Как называются числа при вычитании?)

    (Как   будут называться числа при вычитании – это тема нашего урока, это наша задача сегодня узнать и запомнить.)

    IV. Планирование выхода из затруднения. Открытие нового знания.

    - Сейчас мы проведем  настоящее расследование - исследование.

    - Я уверена, что вы сможете узнать название этих чисел самостоятельно.  Я прошу внимательно пронаблюдать, что происходит с числами при вычитании.

     - Перед вами яблоки и математический рассказ об этих яблоках. Кто  прочтёт?

    Семь спелых яблок

    На веточке качалось

    Два яблока упало,

    А сколько их осталось?

     (один ученик читает у доски)

    Практическая работа. 

    (Дублирование на доске по щелчку) (Слайд 6)

    - Выложите из геом. набора на парте столько кружочков, сколько яблок качалось на ветке?

    - Что произошло с яблоками потом? Как показать? (Убрать, отнять..)

    - Их стало больше или меньше?

    - Какое математическое действие можем записать?

    7 – 2 =5

    -Какое число в этой записи самое большое? (7)

    -Что с ним происходит? (из него вычитают, его делают меньше, уменьшают) Как его можно назвать? Да, это число действительно уменьшают, и его называют уменьшаемое (хором).

    -Что можно сказать о втором числе?(его вычитают из первого) И его называют вычитаемое (хором).

            Карточки – уменьшаемое, вычитаемое.

    -  Прочитаем выражения хором (уменьшаемое 7, вычитаемое 2, значение разности равно пяти).

    - Подчеркнём уменьшаемое синим цветом, вычитаемое – зелёным.

    Оцените свою работу кружочками из набора геом. фигур (красный и зеленый), выложите фигуру на край парты.

    V. Физкультминутка (Слайд 7)

                             Вот так яблоко!

    Вот так яблоко!                     (Встали.)

    Оно -                                       (Руки в стороны.)

    Соку сладкого полно.           (Руки на пояс.)

    Руку протяните,                    (Протянули руки вперед.)

    Яблоко сорвите.                    (Руки вверх.)

     Стал ветер веточку качать,  (Качаем вверху руками.)

    Трудно яблоко достать.        ( Подтянулись.)

    Подпрыгну, руку протяну    (Подпрыгнули.)

    И быстро яблоко сорву!        (Хлопок в ладоши над головой.)

    Вот так яблоко!                      (Встали.)

    Оно -                                        (Руки в стороны.)

    Соку сладкого полно.            (Руки на пояс.)

    VI.  Расширение и закрепление новых понятий.

    1) Давайте проверим наши предположения. 

    Откройте учебник на с. 116.(№ 273)

    На желтом фоне читаем вместе.

    - Исследователи из вас получились отличные.

    Под правилом записаны выражения.  

    - Прочитайте выражения, называя компоненты разности.

    - Значит, сколько способов чтения выражения с разностью вы узнали?

    Продолжаем наше исследование. Посмотрим на выражения и выпишем уменьшаемые в 1 столбик, подчеркнём синим,  вычитаемые во второй столбец, подчеркнем зеленым. Какое выражение будем лишним? ( Дублирование на доске)

    9>4

    7>3

    8>5

    Сравните уменьшаемое и вычитаемое, сделайте вывод.

    (уменьшаемое всегда больше вычитаемого, т. к. их большего отнимаем меньшее)

    - Поменяйтесь тетрадями и оцените работу напарника в тетради, нарисуйте на полях соответствующего цвета кружок.

    - Молодцы, Доктор Ватсон и Шерлок Холмс гордятся вами. (Слайд 8)

    2) Работа в парах. 

    - Перед вами лежат геометрические фигуры. Они необычные, на обратной стороне задания. Запишите выражения самостоятельно.

    ( один ученик читает задания, другой записывает в тетради)

    - уменьшаемое 6, вычитаемое 4, найти значение разности

    - первое слагаемое 5, второе слагаемое 1. Найти значение суммы.

    - 5 уменьшить на 3, найти значение

    - уменьшаемое 4, вычитаемое 2, найти значение разности.

    3) Самопроверка. (Слайд 9) 

    6 -4=2

    5+1=6

    5- 3=2

    4 -2=2

    Довольны ли вы своей работой?

    VIII. Рефлексия.

    - Что нового вы сегодня открыли для себя? 

    -Как называется число, которое стоит на первом месте при вычитании?

    -Как называется число, которое стоит на втором месте при вычитании?

    -Как называется результат вычитания?

    - Как называется выражение со знаком «плюс»?

    (Слайд 10)

    - Как вы понимаете выражение «Ум хорошо, а два лучше»? ( Так говорится, когда при решении какого-то вопроса обращаются за советом к кому-нибудь, когда решают что-то вместе.)

    - Помогли ли вы сегодня друг другу?

    - Оцените свою работу. Все ли у вас получилось на уроке? (зеленый кружок, красный кружок)

    Словесное оценивание работы учащихся учителем, подбадривание.

    - Шерлок Холмс и Доктор Ватсон очень гордятся вами и награждают вас знаками отличия ( звездочка большая красочная)  

    Спасибо за работу! (Слайд 11)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока по математике 1 класс по теме: "Сложение и вычитание в пределах 10"

    План -конспект урока по математике 1 класс "Сложение и вычитание в пределах 10. Повторение пройденного."...

    Урок-игра по математике 3 класс по теме "Знакомство с таблицей умножения 4 и соответствующих случаев деления"

    Знакомство с таблицей умножения 4, привитие интереса к математике, развитие мышления детей...

    План- конспект открытого урока по математике (1 класс) по теме: "Закрепление вычислительных навыков".

    План-конспект открытого урока содержит весь материал занятия. УМК "Школа России"....

    План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

    Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

    План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

    Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...