Урок математики 1 класс. Сложение однозначных чисел с переходом через разряд.
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Урок математики в 1 классе. На уроке используется метод групповой работы и прное взаимодействие. Урок проводился в рамках конкурса "Учитель года 2013"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока131 КБ
Файл Презентация к уроку125.32 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток

Тип урока: Решение учебной задачи

Учебная задача: Изучить новый приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток и сконструировать способ её запоминания.

Цели урока: 

- организуем деятельность учащихся по открытию приема сложения однозначных чисел с переходом через разряд

( приём разложения второго слагаемого на удобные слагаемые и дополнение первого до 10);

- формируем умение пользоваться алгоритмом сложения однозначных чисел с переходом через разряд;

- учащиеся убеждаются в том, что знание алгоритма сложения однозначных чисел с переходом через разряд можно будет использовать при сложении двузначного числа с однозначным с переходом через разряд .

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 169

ПРОЕКТ УРОКА

Предмет: Математика

1 класс

(УМК « Школа России»)

Базовая программа: «Математика», 1 - 4 кл., Моро М. И., Волкова С. И.,

М.: Просвещение, 2011.

Тема: Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток

Выполнила: Абашидзе Н.Е.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Нижний Новгород

2012

Ход урока

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Мотивационно - ориентировочная часть

Основной целью мотивационно-ориентировочной части является осознание цели деятельности. Для этого необходимо выполнение следующих задач:

1) выравнивание знаний всех учащихся, необходимых для УД (этап актуализации);

2) создание необходимой мотивационной основы УД (этап мотивации);

3) постановка УЗ в результате рассмотрения проблемной ситуации знания и незнания (этап постановки УЗ)

  1. Этап актуализации

Этап предполагает создание «ситуации успеха» по результатам осмысления предыдущей деятельности. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон урока. Поэтому урок должен начинаться с решения конкретно-практической задачи, которая опирается на прошлый опыт детей.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться?

Не лениться, а трудиться?

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

Класс разделён на две группы сменного состава.

Заранее каждый учащийся класса получает цветную карточку (зелёного или фиолетового цвета), на обратной стороне которой дан пример на состав числа 10 и ответ (и одна карточка с примером вида 8+7). Ученик - «координатор» каждой «карусели» тоже заранее получает оценочный лист на группу и инструкцию от учителя в устной форме  по своей работе.

Ф.И.

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Общий балл

Таня М.

- Ребята, образуйте «карусель» по цвету карточек.

- Да!

- Да!

Дети образуют две «карусели», соблюдая правила игры, работают группой в парах сменного состава.

«Ученик-координатор» следит за работой одноклассников и фиксирует ответы детей и их совместную деятельность.

Личностные УУД:

- положительное отношение к учению

Коммуникативные УУД:

- осуществление совместной деятельности в парах с учётом учебно – познавательной задачи,

- соблюдение правил речевого поведения

- работать консультантом и помощником для других ребят.

Регулятивные УУД:

- контролирование процесса и результатов деятельности

2. Этап мотивации

На этапе мотивации происходит закрепление «ситуации успеха». Цель данного этапа: формирование внутренних, личных мотивов, направленных на развитие своих способностей в УД, на овладение способами деятельности.

Идёт работа по отработке состава числа 10.

- Вы так быстро справились с вычислениями.    Как вам это удалось?

По окончании работы дети рассаживаются по местам, а «координаторы» сообщают о результатах работы.

- Мы знаем состав числа 10.

Предполагается, что дети смогут выделить пример, не имеющий сходства с другими.

Регулятивные УУД:

- адекватная оценка достижений

Познавательные УУД:

- умение делать вывод

Коммуникативные УУД:

-  ответы на вопрос,

- формулирование собственной мысли

3. Этап постановки учебной задачи.

Этап постановки УЗ является основным звеном мотивационно-ориентировочной части учебного занятия. Его цель – подведение ученика к овладению обобщёнными отношениями в рассматриваемой области знаний, к овладению новыми способами деятельности. Здесь на фоне «ситуации успеха» создаётся аналогичная по внешним признакам, но более сложная проблемная ситуация. При этом дети должны почувствовать нехватку собственных знаний и несовершенность ранее открытого способа решения УЗ.

 

- Были ли трудности в ходе работы?

- Почему?

- Как же  выполняли вычисление?

- Удобно так решать?

- Какую учебную задачу мы поставим перед собой?

- Складывая 8 и 7, пришлось немного подумать.

- Такой пример, мы ещё не решали, да и в результате сумма получилась больше 10.

Ученик объясняет  ход своего решения.

На доске появляется следующая запись:

8+1+1+1+1+1+1+1=15 или 8 + 2 + 2 +2 + 1 = 15

Дети поясняют о неудобстве такого вида вычисления, объясняя тем, что способ долгий, много шагов до получения результата, можно допустить ошибку.

- Нужно научиться решать такой вид примеров.

Коммуникативные УУД:

-  ясно формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания,

-  активно участвовать в обсуждении, возникшем  на уроке.

Регулятивные УУД:

- осознание возникающей трудности,

- поиск причин этих трудностей

Познавательные УУД:

- осознание познавательной задачи;

- осуществление анализа, сравнения

  1. Операционально-исполнительная часть

Операционально-исполнительная часть занятия посвящена решению УЗ. Её целью является отыскание обобщённого способа деятельности.

  1. Этап преобразования условия задачи.

На этапе преобразования условия задачи учащиеся осознают, при каком условии, возможно решить ту или иную УЗ.

- Подумайте, может пригодиться в открытии нового способа решения знание состава числа 10?

- Если да, то объясните как?

- Что нам нужно сделать?

- Каким будет первый шаг?

- Что делаем дальше?

- Каким будет второй шаг?

Одновременно подробная запись  идёт на интерактивной доске и заполняется алгоритм.

Каждому ребёнку раздается индивидуальный лист.

На интерактивной доске появляются два примера: 6+5 и  7+4.

Смайлики помогут оценить работу соседа.

C:\Users\я\Desktop\я2.gif 

- Так в каких же случаях работает открытый нами способ?

Предлагаю объединиться  3 парам и справиться с ответом на мой вопрос, выполнив вычисления:

7+5, 8+3, 9+4, 7+7, 9+6, 8+8.

Ключ ученику - «координатору» для заполнения таблицы:11-п, 12-е,13-р,14-х,15-о,16-д.

11

12

13

12

14

15

16

Возвращаюсь к вопросу о тех случаях, при которых работает новый способ.

- Какое дополнение внесём в алгоритм сложения однозначных чисел? Записывается дополнение в алгоритм.

Алгоритм сложения

однозначных  чисел с  переходом  через  10

Дети отвечают положительно.

Владея составом числа 10, учащиеся устанавливают, что первое слагаемое, наверное, нужно дополнить до 10.

На доске запись:

8+7

1.8+2=10

- Добавляем оставшиеся единицы от 7, их 5.

Продолжается запись на доске:

2. 10+5=15 или  

8+7=15

2      5

        

Алгоритм сложения однозначных  чисел…

  1. Дополняю  до  10  …
  2. Раскладываю  на  части  …
  3. Прибавляю   части  …

Далее дети работают в парах и находят применение нового вычислительного приёма. Договариваются, кто какой пример решает, производят взаимопроверку с проговариванием. И выбирают смайлик однокласснику для оценки деятельности.

Предполагается, что учащиеся не смогут правильно ответить на этот вопрос.

Ученик – « координатор» раздаёт каждому ученику своей группы карточку с примером. Из полученных ответов, он, с помощью ключа, получает слово, которое и будет подсказкой для ответа на поставленный вопрос.

Каждая группа получает слово ПЕРЕХОД.

Надо осуществить ПЕРЕХОД через разряд.

С переходом через разряд.

Регулятивные УУД:

- поиск путей преодоления

Познавательные УУД:

- слушать, извлекая нужную информацию,

- выполнять учебно-познавательные действия

Регулятивные УУД:

- принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий),

- участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.

Коммуникативные УУД:

- осуществление совместной деятельности в парах с учётом учебно – познавательной задачи,

- соблюдение правил речевого поведения

Регулятивные УУД:

- действие контроля;

Коммуникативные УУД:

-формируем умение слушать и понимать других;

-формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

 формируем умение работать в паре.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблем;

- выполнение учебно-познавательных действий

2. Этап построения модели.

Этап построения модели служит для изучения свойства всеобщего отношения, выраженного в объекте, в чистом виде. Модель служит ориентировочной основой данного вида учебной деятельности.

- Все выполняли ПЕРЕХОД в ходе решения?

 

- Работает открытый нами способ?

- Давайте попробуем отразить наше открытие в модели.

- Да, очень удобно.

Дети вместе с учителем (фронтально) строят модель способа запоминания:

         

         

       +                         +                                                            

ДОПОЛНИ до 10                                                                                                                       

                                                       +                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                   

                                                                                                 

Познавательные УУД:

- понимать информацию в модельной форме

  1. Рефлексивно – оценочная часть.

В рефлексивно оценочной части урока дети должны оценить собственную УД, получить положительные эмоции от радости познания нового.

1. Этап рефлексии.

- Какую учебную задачу мы сформулировали в ходе урока?

- Что вам поможет быстро и легко складывать однозначные числа с переходом через 10 ?  

- Изучить сложение однозначных чисел с переходом через 10.

- Алгоритм сложения однозначных  чисел с  пере-

ходом  через  10.

Коммуникативные УУД:

- продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослым

2. Оценочный этап.

- Чью работу на уроке вы оценили бы особо?

- В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?

- Чем поделился бы с родителями после урока?

- Оцените себя, выбрав кружок определенного цвета:

            Я знаю, как решать новые       примеры.

            Я умею решать новые примеры.

   ?      У меня есть вопросы.

- На этом наш урок закончен. Благодарю вас за хорошую работу.

Ученики предлагают оценить работу тех ребят, чьи ответы им понравились на уроке больше всего.

- Рассказать родителям об открытом приёме сложения.

Регулятивные УУД:

- оценка;

- прогнозирование;

Личностные УУД:

- способность к самооценке


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к проекту урока Предмет: Математика 1 класс (УМК « Школа России») Базовая программа: «Математика», 1 - 4 кл ., Моро М. И., Волкова С. И., М.: Просвещение, 2011. Тема: Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток Выполнила : учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 169 Абашидзе Н.Е. Нижний Новгород 2012

Слайд 2

8+7= ?

Слайд 3

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Слайд 4

8+7=15 2 5

Слайд 5

11 6 + 5 12 7 + 4 В

Слайд 6

Тема нашего урока: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток»

Слайд 7

« 1 » Я знаю, как решать новые примеры. « 2 » Я умею решать новые примеры. « 3 » У меня есть вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку математики для 2 класса. Тема: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд»

Презентация к уроку.Тип урока: закрепление изученного.Тема: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд»Цель: закрепить знания о приеме сложения однозначных чисел с переходом через разряд.Зад...

Математика: конспект урока "Сложение однозначных чисел с переходом через разряд. 1-й класс"

Математика: конспект урока "Сложение однозначных чисел с переходом через разряд. 1-й класс"...

конспект урока 2 класс. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд

Разработка урока по математике по учебнику Аргинской. сложение двузначных чисел с переходом через разряд. 2 класс...

Урок математики во 2 классе на тему: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд. Состав числа15».

Технологическая карта урока математики во 2 классе на тему: «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд. Состав числа15».Урок построен в виде игры....

Презентация к уроку математики. Приемы сложения однозначных чисел с переходом через 10. 1 класс, УМК "Школа России".

Презентация к уроку математики в 1 классе. Данная презентация содержит устный счет, который подготовит к восприятию нового материала. Увлекательное путешествие с героем сказки поможет усвоить учебный ...

Конспект урока математики "Письменное сложение двузначных чисел с переходом через разряд."

Задачи:Образовательная:познакомить учащихся с письменным способом сложения двузначных чисел (столбиком) с переходом через разряд;Коррекционная:коррекция внимания, памяти, устного счета;развитие целена...