Кружок юный математик
учебно-методический материал по математике на тему

Васильева Надежда Николаевна

Программа  кружка «Занимательная математика»

 

Пояснительная записка

 

            Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения  математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного  материала.  Не случайно известный современный методист и математик Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.

            С этой целью   проводятся кружковые занятия, в ходе которых  решаются задачи, выходящие за рамки программы.  А задачи повышенной трудности, включенные в план,  служат  для выявления наиболее  способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также  рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить.  Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.

            Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

            В своей практике работы со способными детьми и детьми, увлечёнными математикой я, конечно, использую возможности математического кружка. Эти занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время. При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и пожелания учащихся.

 

    Цель, задачи и принципы программы:

Цель: развивать математический образ мышления.

 

Задачи:

Ø расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

Ø расширять математические знания в области многозначных чисел;

Ø содействовать умелому использованию символики;

Ø учить правильно применять математическую терминологию;

Ø развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

Ø уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

 

Принципы программы:

Ø Актуальность

             Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Ø Научность

            Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Ø Системность        

            Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Ø Практическая направленность

            Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Ø Обеспечение мотивации

            Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Ø Курс ориентационный

            Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

 

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

Ø усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

Ø помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

Ø формировать творческое мышление;

Ø способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

 

Основные виды деятельности учащихся:

Ø решение занимательных задач;

Ø оформление математических газет;

Ø участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

Ø знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

Ø проектная деятельность

Ø самостоятельная работа;

Ø работа в парах, в группах;

Ø творческие работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plany_po_matem_kr.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  кружка «Занимательная математика»

Пояснительная записка

         Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения  математики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Основным средством такого воспитания и развития математических способностей учащихся являются задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние математической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного  материала.  Не случайно известный современный методист и математик Д.Пойа пишет: «Что значит владение математикой? Это есть умение решать задачи, причем не только стандартные, но и требующие известной независимости мышления, здравого смысла, оригинальности, изобретательности». Решение нестандартных задач способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к математике.
        С этой целью   проводятся кружковые занятия, в ходе которых  решаются задачи, выходящие за рамки программы.  А задачи повышенной трудности, включенные в план,  служат  для выявления наиболее  способных к математике учащихся. На занятиях математического кружка также  рассматриваются логические задачи, а также задачи, тесно связанные с обязательным материалом, но требующие определенного творческого подхода к их решению, умения самостоятельно мыслить.  Задачи подобраны с учетом степени подготовки учащихся.

        Математический кружок в школе вызывает интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора, творческих способностей учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Повышает качество общей математической подготовки учащихся.

        В своей практике работы со способными детьми и детьми, увлечёнными математикой я, конечно, использую возможности математического кружка. Эти занятия проводятся один раз в неделю во внеурочное время. При составлении плана работы кружка, учитываются интересы и пожелания учащихся.

    Цель, задачи и принципы программы:

Цель: развивать математический образ мышления.

Задачи:

Ø расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

Ø расширять математические знания в области многозначных чисел;

Ø содействовать умелому использованию символики;

Ø учить правильно применять математическую терминологию;

Ø развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

Ø уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

Ø Актуальность

         Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

Ø Научность

        Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Ø Системность        

        Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

Ø Практическая направленность

        Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Ø Обеспечение мотивации

        Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Ø Курс ориентационный

        Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

Ø усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

Ø помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

Ø формировать творческое мышление;

Ø способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

Ø решение занимательных задач;

Ø оформление математических газет;

Ø участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

Ø знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

Ø проектная деятельность

Ø самостоятельная работа;

Ø работа в парах, в группах;

Ø творческие работы

Календарно-тематическое планирование

1 класс

        

№ п\п

Тема

Дата

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Игра на развитие восприятия. «Скопируй рисунок»

Игра на развитие восприятия. «Залатай коврик»        

 Игра на развитие внимания. «Расставь числа в возрастающем порядке»        

 «Расставь знаки по образцу»        

Игра на развитие памяти. « Нарисуй по памяти в таком же расположении».        

«Запомни пары слов».        

 Игра на развитие логического мышления. «Какой фигуры не хватает?»        

«Найди ключ к отгадке».        

 Сюжетно – ролевая игра. « Определи маршрут корабля»        

 «Где произойдёт стыковка космических кораблей?»        

«Вычислительные машины».        

«Лучший лётчик»        

«Как узнать задуманный день недели?»        

Отгадай задуманное число.        

 Логические задачи на раскрашивание.        

Игра – путешествие «В цирке»        

  «Плывём к Робинзону Крузо» (устные вычисления)                

Задачи в стихотворной форме.

Занимательные математические игры.        

«Кому подаётся мяч?»                

Математическая эстафета.        

Логические квадраты.                

Математический лабиринт «Догони-ка!».        

 Задачи на сообразительность.        

Необычные приёмы устных вычислений.        

Запись таблицы, в форме матем. диктанта.                

 Игра «Шифр».  

«В гостях у Золушки» ( решение задач).        

 Загадки-обманки.

Тест «Проверь  себя».        

        

 

2 класс

п/п

Тема

Дата

1-2

Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды.        

3-4

Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина.        

5-6

Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).        

7

Старинные меры измерений.        

8-9

Длина. Придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа.        

10

Измерение, исследовательская работа.        

11-12        

Масса. Новые мерки. Измерения.

13-14        

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.

15        

Составление программ для преобразования фигур на плоскости.

16

Китайская головоломка “Танграм”        

17-18        

Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.

19-20

Схемы, уравнения

21-22

Графическое моделирвание

23-24

Составление дерева возможностей        

25-26        

Решение старинных задач

27-28        

Задачи повышенной трудности        

29

Задачи в стихах

30

Познавательная игра «Семь вёрст…»

31

Итоговое занятие. Игра “Велогонка”

        

3 класс

№ п\п

Тема

Дата

1

Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?        

2

Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.        

3

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.        

4

Римские цифры. Упражнения, игры, задачи

5

Римские цифры. Как читать римские цифры?        

6

Решение задач

7

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.        

8

Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи        

9

Архимед. Упражнения, игры, задачи.        

10

Умножение. Упражнения, игры, задачи.        

11

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.

12

Деление. Упражнения, игры, задачи

13        

Делится или не делится

14

Решение задач

15

Новогодние забавы

16

Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.        

17

Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.        

18

Игра «Веришь или нет».        

19

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.        

20

Экскурсия в компьютерный класс.        

21

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.        

22

Математические фокусы.        

23

Конкурс знатоков

24

Открытие нуля. Загадки-смекалки.        

25

Решение задач

26

Денежные знаки. Загадки-смекалки

27

Решение задач повышенной трудности.        

28

Игра «Цифры в буквах».        

29

КВМ «Царица наук».        

30

Задачи с многовариантными решениями        

31        

Игра «Смекай, решай, отгадывай»

4 класс

п/п

Тема

Дата

1

Любителям математики. Турнир смекалистых        

2

Волшебный круг.         

3

Правила сравнения. Сравнение дробей        

4

Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа , числа по его части.        

5

Игры с числами. Решение задач на нахождение  числа по его части.        

6

Модель машины времени. Решение задач с именованными числами.        

7

Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа.        

8

Отважный путешественник. Решение задач на нахождение скорости, времени и расстояния

9

Отважный путешественник. Решение задач на нахождение скорости, времени и расстояния

10

Магические квадраты. Нахождение площади фигур.        

11

Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур        

12

Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами.        

13

Игры на развитие наблюдательности.         

14

Международная игра «Кенгуру»        

15

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.

16

Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами.        

17

Закрепление способности комбинировать. Решение  сложных уравнений        

18

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности        

19

Задачи – тесты. Блиц - турнир.        

20

Составление алгоритмов и применение их на практике при решении  примеров.        

21

Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров.        

22

Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число.        

23

Математический КВН « Решай, смекай, отгадывай»        

24

Математические головоломки        

25

Блиц – турнир. Задачи – тесты.        

26

Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным.        

27

Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни.        

28

Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа        

29

Логическая игра «Молодцы и хитрецы                

30

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»        

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

2.     Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

3.     Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

4.     Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

5.     Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

6.     Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

7.     Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

8.     Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

9.   Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

10.   Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

11.  «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности в 1 классе кружок "Юный краевед"

Рабочая программа создана на основе Федерального государственного стандарта 2 поколения, Концепции духовно - нравственного развития личности....

Кружок "Юный исследователь" для младших школьников

Мною разработана программа кружка «Юный исследователь». Содержание кружка представляет собой систему  3 учебных модулей:1 модуль - исследовательская деятельность, 2 модуль - проектная деятельност...

кружок "Юный эколог"

ФГОС, внеурочная деятельность, кружок "Юный эколог" на 33 часа...

кружок "Юный краевед"

Авторская программа дополнительного образования детей по туристско-краеведческой работе...

Кружок "Юный исследователь"

Программа кружка "Юный исследователь" для учащихся 3-4 классов....

кружок "Юный корреспондент"

Рабочая программа на 4 год.Начальная школа.Кружок "юный корреспрндент"...

Кружок "Юный исследователь"

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...