Квадрат
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Стародымова Валентина Викторовна

Математика, 2 класс

Тема урока: «Квадрат»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать умение строить понятие «квадрат» на основе знаний о четырехугольнике и прямоугольнике;

2) сформировать у учащихся представления о существенных признаках квадрата, ориентируясь на которые,  они могли бы распознавать эту фигуру

3) тренировать способность к умению учиться;

4) тренировать умения анализировать, классифицировать, подводить под понятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvadrat.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

Математика, 2 класс

Тема урока: «Квадрат»

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать умение строить понятие «квадрат» на основе знаний о четырехугольнике и прямоугольнике;

2) сформировать у учащихся представления о существенных признаках квадрата, ориентируясь на которые,  они могли бы распознавать эту фигуру

3) тренировать способность к умению учиться;

4) тренировать умения анализировать, классифицировать, подводить под понятие.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Итак, ребята! Начинаем урок математики.

Помните историю маленького мальчика, который зачем-то пришел в школу? Как его звали? Зачем пришел в школу? Кто автор произведения? (Л.Н.Толстой «Филипок»)

− А вы хотите учиться?

− Что нужно делать, если хочешь получить новые знания? (Трудиться, работать самому.)

− Я желаю вам преодолеть все трудности на уроке и открыть новые знания.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

− Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.)

- Что это? (геометрические фигуры пронумерованы)

        

-Назовите эти фигуры?

- Назовите две лишние, по вашему мнению, фигуры? (круг и овал)  Обоснуйте свой ответ

- Каким общим названием можно назвать остальные фигуры? (многоугольники)

- Почему они так называются?

- Среди этих многоугольников есть 5 с одинаковыми признаками, остальные лишние. Найдите. (четырехугольники)

- Узнать, о какой фигуре пойдет речь на уроке, вам поможет первое задание.

 8+7        6+6        9+5       5+6      7+9       7+7       9+6

к

в

а

д

р

а

т

14

12

11

15

13

16

15

17

а

в

д

к

о

р

т

у

   (Дети решают примеры, находят ответ, квадрат).

- Итак, вы догадались, что тема урока сегодня «Квадрат» (дети записывают тему урока)

- Я – новая ученица 2 б. Я знаю, что такое четырехугольник и прямоугольник.

Четырехугольник – это фигура, состоящая из четырех углов и четырех сторон.

Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.

Но не знаю, что такое квадрат. Первый раз слышу.  Покажите мне квадрат?  Докажите! (Вы меня не убедили….)

− Занимаемся исследовательской деятельностью, вам дается одна минута, чтобы сформулировать правило, что такое квадрат. Вы создаете эталон, по которому сможете меня убедить, что такое «квадрат».  Работаем….

- Проверим, что получилось…

3,4. Выявление места и причины затруднения и построение проекта выхода из затруднения.

− Что вы не можете сделать? (Я не могу назвать, какая фигура называется квадратом.)

− Почему же вы не смогли справиться с этим заданием?

− Где же возникло затруднение?

− Что надо сделать дальше? (Остановиться и подумать).

Сформулируйте цель своей деятельности далее. (Построить понятие «Квадрат». )

- Как можно это узнать?

- А я предлагаю вам самим сделать это научное открытие!!! Работать будете парами.

5. Реализация построенного проекта.

На доске фиксируется алгоритм действия:

        

     Квадрат - это

 у  которого  все

  1. Проверьте с помощью модели прямого угла все углы квадрата. Как называется фигура, у которой все углы прямые? (Эталон на доске)
  2. Выбери правильный ответ: треугольник, прямоугольник, пятиугольник
  3.  Сделайте вывод: квадрат – это….
  4. Впиши свое открытие в правило.
  5. Измерьте с помощью линейки все стороны квадрата, сделайте вывод.
  6. Выбери правильный ответ: стороны не равны, стороны равны 
  7. Впиши свое открытие в правило.

− Проверим, что у вас получилось.

Учитель на доске фиксирует эталон

Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

- У кого получилось также, встаньте. Поздравляю вас, вы сами сделали открытие, что такое «квадрат»

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Все пары по очереди проговаривают правило.

Динамическая пауза.

          −     Изобразите прямую линию, ломаную, кривую, острый угол, прямой угол, тупой угол,  

          подпрыгните столько раз, сколько углов в восьмиугольнике

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

– Презентация 

А) Найти среди фигур квадрат, записать его номер

– У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, объясните.

– Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+».

В) Найди правильное утверждение:

1. Квадрат – это фигура, у которой все стороны равны.

2. Квадрат – это фигура, у которой все углы прямые.

3. Квадрат – это прямоугольник, у которого все углы прямые.

4. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

– У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, объясните.

– Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+».

  1. Включение в систему знаний и повторение.

- Что такое периметр?

 

- Среди фигур найдите квадрат, начертите такой же в тетрадь, вычислите его периметр.

-Когда в жизни может пригодиться нахождение периметра?

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Какое открытие вы сделали сегодня?

− Какие цели вы сегодня ставили?

− Достигли вы этих целей? Докажите.

− У кого остались затруднения по новой теме?

− Над чем еще вам надо будет поработать?

− Можно ли сказать, что сегодня вы были настоящими учениками? (Да.)

Описание: http://img.espicture.ru/1/raskraska-kartinka-svetofor-15.jpg (светофорчик для рефлексии)

− Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике для 2 класса по теме "Квадрат"

Разработка урока по математике для 2 класса по теме "Квадрат" по учебнику М.И. Моро, М.А.Бантовой и др. УМК "Школа России" с презентацией к уроку...

Презентация "Прямоугольник, квадрат"

презентация для введения нового материала...

Учебно-методический комплект по математике (технологическая карта урока «Квадрат. Периметр квадрата» + учебная презентация) 2 класс. УМК "Школа России"

Предмет: математикаКласс: 2 «а»Тема урока: «Квадрат. Периметр квадрата»Цели деятельности учителя: познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника; сформировать у учащихся представления о су...

Конспект урока по математике "Квадрат.Построение квадрата" 2 класс УМК Школа России

Данный конспект будет полезен учителям начальных классов...

Конспект урока математики во 2 классе по теме: "Квадрат. Построение прямого угла (квадрата) на клетчатой бумаге".

Конспект урока разработан на основе УМК "Школа России" для обучения детей с ОВЗ (вариант2.2)....

Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.

Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...