Математика
план-конспект урока по математике на тему

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Методическая копилка:

1.Стихи о цифрах.

Не похож он на пятак,

Не похож на бублик,

Круглый он, да не дурак,

С дыркой, да не бублик!

(Э. Александрова)

Повернуть её ты можешь,

Головой поставить вниз,

Цифра будет всё такой же,

Правда, ведь, скажи?

Цифра вроде буква О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

 (С. Маршак)  

Могу назвать его мячом,

А хочешь, дыркой назовём,

А можно бубликом,

 Почти что кругленьким.

Но как его ни назовём,

Он называется нулём!

(Ф. Дагларджа)    

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица.

(С. Маршак)

Похожа единица на крючок,

А может, на обломанный сучок.

                             (Г. Виеру)

На длинной ножке,

Застыв до поры,

Отдыхает палочка

После игры.

         (Ф. Дагларджа)

Начинаем представленье

Детворе на удивленье!

Познакомимся, друзья:

Единица – это я!

Я умею делать стойку,

По канату я хожу.

За собою цифру двойку

На верёвочке вожу.

(В. Данько)

Стоит паренёк –

На лоб козырёк.

Никак не сидится;

Опять единица –

Не знает сын

Цифры один.

(В. Бакалдин)

Рисовал я единицу,

Получилась – ну и ну!

Настоящая ракета

Для полёта на Луну.

Как стрела помчусь я в небо,

Где ни разу до меня

Ни один мальчишка не был.

Самым  первым буду я!

А вот это – цифра два.

Полюбуйся, какова;

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею.

(С. Маршак)

Два похожа на гусёнка

С длинной шеей

Шеей тонкой

(Г. Виеру)

 Отвернитесь на минутку –

Превратиться двойка

В утку.

А вот сидит лисица,

Лисице не сидится.

(Ф. Дагларджа)

Не птица это,

А едва

Чуть ли не прямо

Цифра два!

Вот – шея гибкая.

Вот – тело.

К воде склонилась голова.

Ты птицу нарисуй умело.

И это будет цифра – два.

(В. Бакалдин)

Два на ножке приседает

И головку наклоняет.

Так красиво шею гнёт –

Прямо лебедем плывёт.

(С. Маршак)  

Вид ее – как запятая,

Хвост крючком, и не секрет:

Любит всех она лентяев,

А лентяи её – нет.

А вот – посмотри,

Выступает цифра три.

Тройка – третий из значков –

Состоит из двух крючков.

(С. Маршак)  

Погляди на цифру 3 –

Точно ласточка, смотри.

(Г. Виеру)

3 – это заклинатель змей

Вышел с удочкой своей.

Перед ним танцует змейка –

Хвост коючком, дугою шейка.

Ты на змейку посмотри –

Да ведь это цифра три!

(В. Данько)

Это – месяц дугой,

Ниже месяц другой.

А теперь –

Посмотри:

Получилась цифра три!

(В. Бакалдин)

Заячье ухо,

Мотыга кривая.

Многое вспомнишь,

Её узнавая.

(Ф. Дагларджа)

Третья цифра – это три.

Хорошенько посмитри:

Это твой велосипед

На земле оставил след.

Ну – кА, сколько здесь полос?

Ну – кА, сколько здесь колёс?

(С. Маршак)  

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

(С. Маршак)  

Гляди, четыре это стул

Который я перевернул.

(Г. Виеру)

Делал Егорка

С мамой уборку.

Опрокинул стул

В квартире,

Стал похож он

 На четыре.

(В. Бакалдин)

Цифра новая – четыре.

Стол стоит у нас

В квартире,

Сколько ножек у него –

У стола у твоего?

                      (С. Маршак)  

Вот четвёрки – силачи

Подымают кирпичи,

Выжимают гири

Пуда на четыре.

(В. Данько)

С мешком заплечным

Единица –

Такою

Мне четвёрка снится.

(Ф. Дагларджа)

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку вправо протянула.

Ножку круто изогнула.

(С. Маршак)  

Налитая,

Симпатичная,

Цифра

Самая отличная!

(Ф. Дагларджа)

Это – фокусник – пятёрка.

Вы за ней следите зорко.

Кувыркается – раз и два! –

Обернётся цифрой два.

(В. Данько)

Написать цифру пать,

Что крючок нарисрвать.

Но у цифры, у крючка,

Леска больно коротка.

(В. Бакалдин)

На что похожа цифра 5?

На серп, конечно,

Как не знать.

(Г. Виеру)

На что похожа цифра шесть?

На трубку деда, так и есть.

(Г. Виеру)

Цифра шесть – дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

(С. Маршак)  

Эта цифра – акробатка:

То шестёрка, то девятка.

(В. Данько)

Один заметил:

«Нуль с хвостом».

Другой: «С хвостом,

Но только кошка».

А третий

Помолчал немножко.

(Ф. Дагларджа)

Рогалик

К бублику

Приклей.

Да только есть его не смей.

Не крендель это,

Чтобы есть.

А просто –

Цифра шесть!

(В. Бакалдин)

Вот семёрка – кочерга.

У неё одна нога.

(С. Маршак)  

Семь – точно остая коса.

Коси, коса, пока остра.

(Г. Виеру)

Не поймаешь хитрую

Лисицу –

К нам лисица

Подойти не согласится.

(Ф. Дагларджа)

Цифра семь! Цифра семь!

Цифра лёгкая совсем!

Я косу принесу

И срисую ту косу!

(В. Бакалдин)

У восьмёрки два кольца

Без начала и конца.

(С. Маршак)  

Два кольца, но без конца,

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

 То совсем не изменюсь.

Ну, какая цифра я?

Цифра восемь так вкусна:

 Из двух бубликов она.

(Г. Виеру)

Нуль подставил спинку брату.

Тот забрался не спеша.

Стали новой цифрой братцы,

 Не найти нам в ней конца.

Повернуть её ты можешь,

 Головой поставить вниз.

 Цифра будет всё такой же

Ну, подумай? Напиши!

(В. Данько)

Цифру восемь, цифру восемь,

На носу всегда мы носим,

Цифра восемь плюс крючки –

Получаются очки…

То ли нуль с другим нулём

Рядышком уснули,

То ли дедушка очки

Позабыл на стуле.

(Ф. Дагларджа)

К этой цифре ты привык.

Это цифра – снеговик.

Лишь зима сменяет осень,

Дети лепят цифру восемь!

Только к цифре ты, дружок,

Третий не лепи кружок.

(В. Бакалдин)

Я важней всех потому,

Что запутать вас могу.

Если я перевернусь,

То другою окажусь.

(В. Данько)

2. Задачи в стихах (не менее 10 задач).

1 класс

По грибы пошли ребята.

Вот пенек. На нем – опята.

Шесть опят собрал Игнат,

И четыре опенка

Собрала его сестренка.

Сколько всего опят

В корзине у ребят?

У Маши были конфеты.

Она угостила Свету,

Наташу, Иру, Сережу,

Таню и Петю тоже.

Одна конфета осталась,

А Машенька растерялась:

Сколько же было конфет?

Кто может дать ответ?

Семь ребят каталось с горки.

Убежал домой Егорка,

А потом ушел Вадим

И Сережа вслед за ним.

Сколько на горке осталось детей?

Кто посчитал, отвечайте скорей!

Папа аквариум Саше купил,

На праздник сынишке его подарил.

Шесть рыбок в аквариум мама купила,

И бабушка восемь еще подарила.

А сколько же рыбок? Как Саше узнать?

Он мал и еще не умеет считать.

Пожалуйста, Саше, друзья, помогите –

Количество рыбок ему назовите!

Много зверей в зоопарке живет:

Белый медведь, жираф, бегемот,

Тигр, шимпанзе, лиса и енот,

Слон, леопард, снежный барс и койот.

Кто потрудился зверей сосчитать,

Прошу вас ответ немедленно дать!

В тихой заводи реки

Жили-были окуньки.

Двух поймали рыбаки,

А семь в реке осталось.

Сколько окуньков сначала

В заводи плескалось?

Разноцветные клубки

Бабушка достала

И для внуков дорогих

Подарочки связала:

Шапочку – для Маши,

Кофточку – Наташе,

Варежки – Илюше,

Носочки – для Андрюши,

Шарфик – для Ромочки

Перчатки – для Тёмочки.

Рады внучата подаркам таким,

Сказали спасибо все как один.

Сколько же всего ребят

Бабушку благодарят?

В класс пришли ученики

И по рисунку принесли.

Вы, ребята, не зевайте –

Все рисунки посчитайте:

У Вики – гвоздики,

У Никитки – маргаритки,

У Анютки – незабудки,

У Андрея – орхидея,

Ландыши – у Саши,

Георгины – у Марины,

У Алены – пионы,

У Наташки – ромашки,

Тюльпаны – у Оксаны,

Нарциссы – у Ларисы.

Шесть гусей в пруду купалось,

Двое во дворе осталось.

Сколько было всех гусей?

Сосчитайте поскорей!

Кормушку для птиц

Мы к зиме смастерили,

Ягоды, зерна в нее положили.

Гости себя не заставили ждать –

Стали мы птиц на кормушке считать:

Два свиристеля, четыре синицы,

Три снегиря да один воробей.

Сколько всех птиц?

Отвечайте скорей!

В карманах у Нины

Лежали мандарины:

В левом – пять, а в правом – два.

Три штуки Нина отдала.

Сколько мандаринов

Осталось у Нины?

Яблоки созрели, с яблони упали.

В сад пришли ребята,

Яблочки собрали:

Красных – девять, желтых – восемь.

«Сколько их всего?» – мы спросим.

Утята плавали в пруду

У мамы утки на виду.

Вот нырнули пять утят,

А трое утят нырять не хотят.

Сколько всего утят на пруду?

Что-то никак сосчитать не могу!

У нашей кошки шесть котят:

Двое на диване спят,

Один котенок катает клубок,

Другой котенок забрался в сапог,

А остальные сидят на окошке –

Смотрят, как Бобик бежит по дорожке.

Сколько котят

На окошке сидят?

2 класс

Играли мальчики в футбол.

Забил сначала Петя гол,

Два гола забил Сережа,

Дима отличился тоже:

Вдвое больше он забил,

Чем Петя и Сережа.

А Стасик в воротах стоял.

Сколько мячей он не поймал?

На катке катались дети:

Маша, Ира, Юля, Петя.

К ним спешат еще ребята –

Вова с Игорем – два брата.

Чтобы в танце закружиться,

Надо в пары становиться.

Сосчитай-ка всех скорей

И на пары их разбей!

Волна за волною на берег идет,

Из моря на пляж ракушки несет.

Таня и Надя по пляжу гуляли,

В ладошки ракушки они собирали.

Двенадцать ракушек всего у подружек,

Их пополам разделили они.

Сколько ракушек у каждой? Скажи!

В лес за грибами папа ходил,

Еле корзину домой притащил:

Шестнадцать лисичек, восемь маслят,

Три сыроежки, двадцать опят,

Один боровик да десять груздей.

Сколько грибов?

Посчитайте скорей!

У Андрюши были груши,

Поделился он с Танюшей –

Разделил их пополам:

Сам две съел и Тане дал.

Сколько груш

Было у Андрюши?

Девяносто огурцов

Бабушка солила,

По пятнадцать штук она

В банки разложила.

Сколько банок надо было –

Бабушка забыла.

Бабушка с внучкой пекли пироги.

С разной начинкой были они:

Восемь – с повидлом,

С капустой – двенадцать,

С мясом – пятнадцать

Да с творогом – пять.

А сколько всего?

Потрудись сосчитать!

К внукам бабушка пришла,

Пирожков им напекла.

По три румяных пирожка

Бабушка каждому внуку дала:

Машеньке, Саше, Аленке, Никите.

А сколько всего пирожков? Подскажите!

Листопад, листопад...

Листья кружатся, летят,

Пестрым ковром на дорожке лежат.

Решила я листья в букет собирать,

Листья в букете стала считать:

С клена три листочка было,

Восемь липа уронила,

Шесть береза потеряла,

Девять с ясеня упало.

Листья все я сосчитала.

Были вишенки у Саши.

Угощал он всех друзей:

По две вишни дал Наташе,

Васе, Игорю и Маше,

И еще две взял Андрей.

А сколько у Саши вишенок было?

Кто посчитал?

А то я забыла.

Захотели мы блины

И на завтрак испекли

Со сметаной и вареньем –

Это просто объеденье!

До чего вкусны блины!

По три штуки съели мы:

Папа, мама, брат, сестра,

Наша бабушка и я.

Сколько съели мы блинов?

У кого ответ готов?

Рыбак сидит на берегу

И ловит рыбу на уху.

Щедра река, богат улов:

Поймал он парочку сомов,

Втрое больше окуней,

А еще пяток ершей.

Но рыбак не сосчитал,

Сколько рыб всего поймал.

Мама ребят за стол усадила,

Сладкими сливами всех угостила –

Иру, Наташу и Петю:

– Ешьте на здоровье, дети!

По десять слив ребята съели,

Лишь две незрелые остались.

Сколько слив было?

Вы догадались?

3 класс

Тридцать пять чудесных роз

В мамином букете.

Красных было три седьмых.

Посчитайте, дети,

Сколько было остальных –

Белых роз в букете?

На клумбе красиво

Тюльпаны цвели.

Белых тюльпанов

Цвело тридцать три.

Если удвоить это число,

Можно узнать,

Сколько красных цвело.

Девятую часть

всех тюльпанов найдете –

И желтых цветов

мне число назовете.

На лугу – табун коней,

В нем сто двадцать лошадей:

Одна шестая – вороных,

Поровну всех лошадей остальных:

Пегих, каурых, буланых, гнедых.

По сколько лошадок было таких?

Сел Иван на диван,

Интересный взял роман.

Сто страниц в романе было,

Но Иван не унывал

И три пятых прочитал.

Сколько осталось страниц дочитать –

Это, ребята, вам надо узнать.

3. Задачи-шутки и задачи на смекалку (не менее 10 задач).

С наседкой идут несколько цыплят. Один цыпленок впереди, а два позади, один позади, а два впереди. Один между двумя и три в ряду. Сколько всего цыплят у наседки?

Костя поставил на пост 7 солдатиков на расстоянии 4 см друг от друга. Чему равно расстояние от первого солдатика до последнего?

У брата и сестры вместе 8 конфет. Когда сестра отдала брату 3 конфеты, то конфет у них стало поровну. Сколько конфет было сначала у брата и сестры в отдельности?

Мама купила по полкилограмма сахара, конфет, печенья, пряников. Каков общий вес покупки?

Сколько лет Вове, если к числу его лет прибавить 7 лет и еще один год, то ему будет 20 лет.

У Вити в 2 раза меньше орехов, чем у Васи. У обоих мальчиков 6 орехов. Сколько орехов у каждого мальчика?

«Сколько лет отцу, если к моим годам прибавить полсотни и еще 5 лет, то мне будет 100 лет», - сказал отец.

Длина бревна 5 метров. Бревно распилили на поленья длиной 1 метр. Сколько сделали распилов?

У матери 5 сыновей. У каждого по одной сестре. Сколько всего детей?

  Два мальчика нашли в лесу 6 белых грибов. Сколько белых грибов найдут в лесу 3 мальчика?

  Вова и Дима решили по одной задачке за 10 минут. Сколько времени затратил на решение задачи каждый мальчик?

  Над рекой летели птицы:

           Голубь, щука, две синицы,

           Два стрижа и пять угрей.

           Сколько птиц? Ответь скорей?

  Какое наименьшее количество отрезков нужно провести в прямоугольнике, чтобы получилось три различных прямоугольника?

Петя и Миша имеют фамилии Чернов и Белов. Какую фамилию имеет каждый из ребят, если Петя на два года старше Белова?

У мальчика в коробке было 7 мух. На две мухи он поймал двух рыбок. Сколько рыбок он поймает, используя остальных мух?

Пара лошадей пробежала 40 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь?

На грядке сидят 6 воробьев, к ним прилетели еще 5. Кот подкрался и схватил одного. Сколько птиц осталось на грядке?

Как поставить 2 стула у стен комнаты, чтобы у каждой из четырех ее стен стояло по одному стулу? А как поставить 3 стула, чтобы у каждой из четырех стен стояло по одному стулу?

Коля и Петя живут в одном доме: Коля — на шестом этаже, а Петя — на третьем. Возвращаясь из школы домой, Коля проходит 60 ступенек. Сколько ступенек проходит Петя, поднимаясь по лестнице на свой этаж?

В двух ящиках для уроков труда хранились ножницы, по 20 штук в каждом. Перед уроком труда учительница взяла несколько ножниц из одного ящика, а затем из второго взяла столько, сколько осталось в первом ящике. Сколько ножниц осталось в обоих ящиках?

Приглашая к себе Таню, подруга сказала:

— Ты легко найдешь нашу квартиру. Когда войдешь в наш дом, то увидишь коридор, а в нем — три одинаковые двери, ведущие в квартиры Кольцовых, Огурцовых и нашу. Наша дверь не самая левая, но левее двери Огурцовых. Вечером Таня пришла в дом, где жила ее подруга. В коридоре она остановилась перед тремя дверями и задумалась:

— Которая же дверь ведет к подруге? А к Кольцовым? К Огурцовым? Не ошибиться бы. Помогите ей ребята.

Три брата — Ваня, Саша и Коля — учились в разных классах одной школы. Ваня был не старше Коли, а Саша — не старше Вани. Назови имя самого старшего из братьев, среднего и младшего.

4. Логические и комбинаторные задачи разных

Задача 1

1) Впиши в квадраты недостающие цифры от 1 до 9, чтобы получились законченные выражения.

2) Впиши недостающие цифры от 0 до 20.

Решение:

1)

2)

Задача 2

Составь замкнутые цепочки, впиши нужные числа от 0 до 20. Найди ключевые числа.

Решение:

Задача 3

Расставь указанные цифры внутри пустых кружков в звездах так, чтобы при сложении на каждой прямой линии получалась указанная сумма.

Задача. Что тяжелее?

Груша тяжелее яблока, а персик легче яблока. Какой из фруктов самый тяжелый?

Задача. Что толще?

Ствол дуба толще, чем ствол сосны, а ствол сосны толще, чем ствол березы. Ствол какого дерева толще всех?

Задача. К т о ниже?

Винни-Пух такого же роста, как Крокодил Гена, а Крокодил Гена выше Чебурашки. Кто ниже всех?

Задача. Что тяжелее?

Арбуз и кочан капусты имеют одинаковый вес. Кочан капусты весит столько же, сколько одна тыква. Что тяжелее — арбуз или тыква?

Задача. Одногодки.

Лена и Тамара одного возраста. Тамара и Маша — одногодки. Кто старше — Лена или Маша?

Задача. Одноклассницы.

Аня и Таня имеют фамилии Строгова и Добрынина. Какую фамилию имеет каждая из девочек, если известно, что Таня и Добрынина — одноклассницы?

Задача. Кто каким карандашом раскрашивал?

Три товарища — Витя, Сережа и Коля — раскрашивали рисунки карандашами трех цветов — красного, синего, зеленого. Витя раскрашивал рисунок не красным и не синим карандашом, Коля — не си ним карандашом. Каким карандашом раскрашивал свой рисунок каждый мальчик?

5. Дидактические игры для изучения нумерации чисел (5 игр) и для формирования вычислительных навыков (5 игр).

«Живой уголок»

Дидактическая цель: ознакомление детей с приемом образования чисел при одновременном закреплении пространственной ориентации, понятий «больше», «меньше».

Средства обучения: изучение животных.

Содержание игры: учитель говорит: «В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал еще один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и еще один белый, и еще один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 2>1? (два идет при счете после числа 1). Аналогично можно рассматривать образование последующих чисел.

«Лучший счетчик»

Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочередно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счетчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.

«Хлопки»

Содержание игры: учитель на магнитном моделеграфе размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Учитель задает ритм хлопков).

«Подарки Петрушки»

Дидактическая цель: ознакомить с составом числа 5.

Средства обучения: иллюстрации Петрушки, Незнайки и Веселого Карандаша; воздушные шары, вырезанные из цветного картона.

Содержание игры: учитель сообщает, что на урок в гости пришел Петрушка с воздушными шарами и с ним пришли его друзья. Незнайка и Веселый Карандаш (на доску крепятся иллюстрации с изображением сказочных героев). Петрушка решил подарить шары Незнайке и Веселому Карандашу. Как он может подарить их?

Дети перечисляют возможные варианты состава числа пять и иллюстрируют у доски и после записывают в тетрадь. В конце игры наиболее активные дети поощряются.

«Сбежавшие числа»

Дидактическая цель: усвоение порядка следования чисел в натуральном ряду.

Материал игры: таблички числами.

Учитель вывешивает на доску готовые таблицы (или чертит их на доске), в пустые клетки которых надо вписать пропущенные числа. Ученики должны определить закономерность в записи цифр и вписать нужные. Учитель говорит: «Здесь каждое число живет в своем домике. Но вы видите, что некоторые домики пусты – из них сбежали числа. Какие это числа? Надо подумать и вернуть беглецов в свои дома». Выигрывает тот, кто вставит числа правильно.

Дидактическая игра “Кто как сможет это сделать?”

Перед каждым учеником лежат карточки с числами от 0 до 10. Я пишу на доске число (например, 9). Каждый из учащихся показывает две карточки с написанными на них числами, сумма которых должна равняться написанному на доске числу (1 и 8, 2 и 7, 3 и 6). После обсуждения предложенных детьми вариантов записываю их на доске, затем коллективно проверяем и, если нужно, добавляем еще возможные варианты).

Дидактическая игра “Слагаемые” вырабатывает умения представлять числа до 10 как сумму двух чисел, воспитывает внимание и быструю реакцию.

Игру провожу в виде соревнования. В двух командах по 11 детей, на груди у каждого номер – число от 0 до 10. Показываю число, например 7. Дети быстро ищут себе пару: число 1 ищет число 6, число 2 ищет число 5 и т.д., берутся за руки и поднимают их вверх.

«Числа, бегущие навстречу друг другу»

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.

Например:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

0 +10 = 10 - 10 + 0 = 10

1 + 9 = 10 - 9 + 1 = 10

Учитель спрашивает: «Что интересного вы заметили при составлении примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду, составляют в сумме число 10»

“Угадай, какое число задумано”.

Из числа 9 я вычла задуманное число и получила 4. Какое число я задумала?

К задуманному числу я прибавила 2 и получила 8. Какое число я задумала?

Из задуманного числа я вычла 3 и получила 8. Какое число я задумала?

“Раскрась нужную фигуру”.

Готовлю заранее карточки. Предлагаю детям раскрасить зеленым карандашом ромб с ответом 9, синим карандашом – с ответом 7, красным – с ответом 8. С каким ответом ромб остался не раскрашенным?

“Закончи предложение”. Задание предлагаю как в устной форме, так и для индивидуальной работы на карточках.

Разность 11 и 3 равна …
Сумма 7 и 5 равна …
Если из 12 вычесть 3, получится …
Десять и шесть – это …
Одиннадцать без двух – это …

К какому числу нужно прибавить 3, чтобы получилось 13?

Из какого числа надо вычесть 3, чтобы получилось 9?

К какому числу нужно прибавить такое же число, чтобы получилось 10?

Какое число нужно вычесть из 11, чтобы получилось 8?




Предварительный просмотр:

Использование дифференциации заданий по уровню творчества.

1.1. Для 2-й и 3-й группы предлагается задание на поиск закономерностей.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Найди значения выражений

36+2                    36+5

45+3                    45+7

54+4                    54+9

Определи, по какому признаку составлен каждый столбик выражений. Найди значения этих выражений.

36+2                    36+5

45+3                    45+7

54+4                  54+9

Определи, по какому признаку составлен каждый столбик выражений.

Составь поэтому же признаку еще по одному выражению в каждом столбике. Найди значения всех выражений.

36+2                    36+5

45+3                    45+7

54+4                  54+9

1.2. Для 2-й и 3-й группы предлагается задание на классификацию вида "найди лишнее".

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Найди значения выражений

36+2                    36+5

45+3                    45+7

54+4                  54+9

Найди лишнее выражение

 в каждом столбике.

 Запиши остальные выражения и найди их значения

36+2                    36+5

45+3                    76+4

67+4                    45+7

54+4                  54+9

Найди лишнее выражение

 в каждом столбике.

 Запиши остальные выражения.  

Составь поэтому же признаку еще по одному выражению в каждом столбике. Найди значения всех выражений

36+2                    36+5

45+3                    76+4

67+4                    45+7

54+4                  54+9

1.3. Для 2-й и 3-й группы предлагается задание на классификацию вида "разбей на группы".

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Найди значения выражений

36+2                    36+5

45+3                    45+7

54+4                  54+9

Разбей выражения на две группы. Найди значения этих выражений.

36+2   54+4   54+9                    36+5   45+3

45+7

                 

Разбей выражения на две группы.

Составь поэтому же признаку еще по одному выражению в каждом столбике. Найди значения всех выражений.

36+2   54+4   54+9                    36+5   45+3

45+7

1.4. Для 2-й и 3-й группы предлагается нестандартное задание.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Найди значения выражений

36+2                    36+5

45+3                    45+7

54+4                  54+9

Восстанови знаки арифметических действий, чтобы равенства были верными.

36*2=38                    36*5=41

45*3=48                   45*7=52

54*4=58                 54*9=63

Восстанови знаки арифметических действий, чтобы равенства были верными.

36*2=30+8       36*5=40+1 45*3=40+8         40+5*7=52

54*4=50+8       54*9=60+3

1.5. Для 2-й и 3-й группы предлагается нестандартное задание и задание на классификацию вида "разбей на группы".

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Найди значения выражений

36+2                    36+5

45+3                    45+7

54+4                  54+9

Восстанови знаки арифметических действий, чтобы равенства были верными и разбей выражения на две группы.

36*2=38

36*5=41

45*3=48                  45*7=52

54*4=58          

               54*9=63

Восстанови знаки арифметических действий, чтобы равенства были верными и разбей выражения на две группы.

                36*2=30+8

                36*5=40+1

                45*3=40+8

                40+5*7=52

54*4=50+8      

54*9=60+3

2. Использование дифференциации заданий по уровню трудности.

2.1. Для 2-й и 3-й группы предлагаются выражения, в которых увеличено количество выполняемых действий. В задании для 3-й группы предлагается более сложный вариант использования правил о порядке выполнения действий в выражениях.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Найди значения выражений

36+2                    36+5

45+3                    45+7

54+4                  54+9

Найди значения выражений

36+(8-6)              36+(10-5)

45+(7-4)              45+(3+4)

54+(8-4)            54+(2+7)

Найди значения выражений

(30+6)+(8-6)           (30+6)+(10-5)

(40+5)+(7-4)           (40+5)+(3+4)

(50+4)+(8-4)         (50+4)+(2+7)

2.2. Для 2-й группы предлагается задание на сравнение в дополнение к основному заданию.

на сравнение к дополнительному основному заданию.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Найди значения выражений

36+2                    36+5

45+3                    45+7

54+4                  54+9

Запиши выражения в порядке уменьшения их значений.

36+2                    36+5

45+3                    45+7

54+4                  54+9

Запиши выражения в порядке уменьшения их значений, не выполняя вычислений.

36+(8-6)              36+(10-5)

45+(7-4)              45+(3+4)

54+(8-4)            54+(2+7)

2.3. Для 2-й и 3-й группы предлагается задание на сравнение в дополнение к основному заданию.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Найди значения выражений.

36+2                    36+5

45+3                    45+7

54+4                  54+9

Запиши выражения в порядке увеличения их значений.

                     

45+3             45+7

54+4           54+9

36+2             36+5

Запиши выражения в порядке увеличения их значений, не выполняя вычислений. Найди значения всех выражений.

45+3             45+7

54+4           54+9

36+2             36+5

2.4. Для 2-й и 3-й группы в некоторых примерах используются буквы наряду с числами в дополнении к 3й группе дается задание на нахождении суммы каждого столбика.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Найди значения выражений.

36+2                    36+5

45+3                    45+7

54+4                  54+9

Найди значения выражений. Учти, что одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры.

А6+2=38        А6+С=Б1

Б5+А=Б8       БС+7=С2

СБ+Б=С8       СБ+9=6А

Найди значения выражений. Учти, что одинаковые буквы обозначают одинаковые цифры. Найди сумму ответов в каждом столбике.

А6+2=38        А6+С=Б1

Б5+А=Б8       БС+7=С2

СБ+Б=С8       СБ+9=6А

2.5. Для 2-й и 3-й группы предлагаются выражения, в которых увеличено количество выполняемых действий. В задании для 3-й группы предлагается более сложный вариант использования правил о порядке выполнения действий в выражениях, так же предлагается найти сумму ответов каждого столбика.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

Найди значения выражений

36+2                    36+5

45+3                    45+7

54+4                  54+9

Найди значения выражений

36+(8-6)              36+(10-5)

45+(7-4)              45+(3+4)

54+(8-4)            54+(2+7)

Найди значения выражений. Найди сумму ответов в каждом столбике.

(30+6)+(8-6)           (30+6)+(10-5)

(40+5)+(7-4)           (40+5)+(3+4)

(50+4)+(8-4)         (50+4)+(2+7)

3.Использование дифференциации заданий по характеру помощи учащимся.

Карточка № 1

Вспомни правила о сложении двухзначных чисел с однозначными.

Карточка № 2

 Вспомни правило о сложении двухзначных чисел с однозначными с переходом через разряд.

Карточка № 3

План

1. Раскладываем однозначное число на «удобные слагаемые».

2. Дополняем число единиц первого слагаемого – до «круглого» десятка.

3. Прибавляем к «круглому» числу оставшееся число.

Карточка № 4

ПАМЯТКА № 1

Чтобы сложить двузначное число с однозначным, нужно:

1. сложить единицы;

2. к единицам прибавить десятки.

                                                       Карточка №5

Вспомни правила о сложении двузначных чисел с однозначными.

Вспомни правило о сложении двухзначных чисел с однозначными с переходом через разряд.

План

1. Раскладываем двузначное число на «разрядные слагаемые».

2. Складываем число единиц первого слагаемого с числом единиц второго слагаемого

3. Прибавляем к «круглому» числу оставшееся число.

План

1. Раскладываем однозначное число на «удобные слагаемые».

2. Дополняем число единиц первого слагаемого – до «круглого» десятка.

3. Прибавляем к «круглому» числу оставшееся число.

Карточка № 6

Реши по образцу:

 36+2=30+(6+2)=30+8=38                      36+5=(36+4)+1=40+1=41

                                                                      4+1

30+6  

Карточка № 7

 В первом столбике раскладываем первое слагаемое на сумму разрядных слагаемых.

Во втором столбике раскладываем второе слагаемое на сумму удобных слагаемых.



Предварительный просмотр:

 Задание № 7

 Подбор упражнений, которые можно предложить учащимся на различных этапах формирования вычислительного навыка для приема сложения двузначного числа с однозначным с переходом через разряд (вида 47 + 5).

Аналитический этап

Упражнение№1. 

Упражнение № 2. После решения каждого из примеров в опоре на наглядность выполняется подробная запись, отражающая последовательность производимых операций. Можно использовать разные формы записи для приемов устных вычислений, например:

а)   36 + 7=                                       

 

          4       3                  

( 36 + 4) + 3 =43            

Слагаемые, составляющие однозначное число, подписываются под ним с помощью "лучиков", "ножек".  Можно сказать, "Запишем числа-помощники".

Упражнение № 3

Решение примеров в тетрадях с подробным комментированием с места.

Синтетический этап (частичное свертывание)

Упражнение№1.

Примеры решаются с краткой записью (записывается пример и его ответ). При этом вслух выполняется краткое объяснение или комментирование.

Синтетический этап (полное свертывание)

Упражнение№1. « Реши круговые  примеры ».

45+7=…52+9=…61+9=…

Упражнение № 2 « Найди ошибки Незнайки»

33+9=42        57+5=63

45+6=53        24+7=31

58+3=61                             17+9=25

Упражнение № 3.

«Математическое домино». Условия игры:

- это игра- молчанка,

- ответ предыдущего выражения является началом для следующего выражения.

       

     

Упражнение № 4

Решение примеров на время. На доске записаны примеры с переходом через разряд. По команде учителя дети решают примеры. Потом выполняется взаимопроверка. Побеждает тот, кто больше решил примеров правильно.

Варьирующий этап

Упражнение № 1.

Сравните выражения.

56+8…64+5        53+8…67+3

54+9….67+4        77+4…..4+77

Упражнение № 2.

Решить уравнение.

Х+7=93

Упражнение № 3.

Решить задачу

В магазин привезли 23 кг апельсинов, а яблок на 8 кг больше. Сколько кг яблок привезли в магазин.        

Упражнение№ 4   Решить примеры

….+6=25

….+8=33

….+9=53



Предварительный просмотр:

 Фрагмент урока по ознакомлению со связью между компонентами и результатами действия умножения

Выполнила: Маренкова Елена Владимировна

Программа по математике: УМК «Школа России», (М.И. Моро и др.).

Класс: 2.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Фронтальная работа.

А) Составь примеры по образцу.

10+60=        22+8=     47+20=…

70-60=        ……=…   ……=….

70-10=          …..=…     …..=…..

-Какая здесь закономерность?

Б) Поиграем в игру «Да или Нет». Я буду задавать вопросы, а вы мне отвечать «да» или «нет»

- Результаты умножения – это произведение?

- Первый компонент вычитания – это слагаемое?

- Если из вычитаемого вычесть уменьшаемое, то получиться разность?

- А как сказать верно?

2. - Посмотрите на доску и составьте по данному рисунку задачу.

 

5 · 3= 15

  • Прочитайте пример с использованием терминологии.

- Я напишу под примером, который вы составили еще два примера. Объясните, как получили второй и третий примеры из первого.

5 · 3 = 15

15 : 5 = 3

15 : 3 = 5

- Аналогично объясните, как получены второе и третье равенства из первого в следующем случае. (на доске)

           

6 · 3 = 18

18 : 6 = 3

18 : 3 = 6

  • Сделаем вывод.

  • Откройте учебники на стр. 72 и прочитайте правило в красной рамке.

- Выполните упражнение № 1. По примеру на умножение составьте два примера на деление. (письменно в тетради)

Образец:

7 · 2 = 14

14 : 7 = 2

14 : 2 = 7

 8 · 4 = …    9 · 2 = …      10 · 4 = …

    …              …                   …

    …              …                   …

   

- Самостоятельная работа на карточках. Заполни табличку.

Множитель

4

5

4

Множитель

3

2

7

Произведение

18

10

Нахождение суммы, а затем 1слагаемого и второго слагаемого.

да

да

да

Из уменьшаемого вычесть вычитаемое получиться разность.

«На каждой тарелке лежало по 5 яблок. Сколько яблок на 3 тарелках?»


5 · 3 = 15

5 – первый множитель

3 – второй множитель

15 – произведение

Произведение чисел 5 и 3 равно 15.

- Второй пример: произведение разделили на первый множитель и получился второй множитель.

- Третий пример: произведение разделили на второй множитель и получился первый множитель.

- Второй пример: произведение разделили на первый множитель и получился второй множитель.

- Третий пример: произведение разделили на второй множитель и получился первый множитель.

- «Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель».

  • Дети читают правило в учебнике.

- Три ученика работают у доски.

8 · 4 = 32     9 · 2 = 18      10 · 4 = 40

32 : 8 = 4     18 : 9 = 2       40 : 10 = 4              

32 : 4 = 8     18 : 2 = 9       40 : 4 = 10      

- Дети работают самостоятельно. Само проверка. Ученики проверяют свои работы, сравнивая их с образцом.

   

- Дети работают самостоятельно на карточках.

Множитель

4

9

5

4

Множитель

3

2

2

7

Произведение

12

18

10

28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок математики в 4 классе на тему "Математика в углу"

Цель: познакомить детей с понятиями «луч», закрепить знания о“сторонах угла”, “вершине угла”, понятиях “острый угол”, “тупой угол”, “прямой угол”. Учить находить прямой угол среди других углов. Зак...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Урок математики, "Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества".

Цель:выявить роль математики в жизни людей; познакомить с учебником и правилами работы по нему....

Программно-методическое сопровождение по математике (УМК «Перспектива»): «Дидактические карточки для индивидуального опроса по математике для 3-ого класса по учебнику Г.В. Дорофеева, Т.Н. Мираковой, Т.Б. Бука «Математика»»

Данное программно-методическое сопровождение по математике для 3-его класса поможет педагогам в проверке знаний учащихся. Удобство данного материала заключается в том, что весь материал разбит на инди...