Рабочая программа по математике 4 класс
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Рабочая программа по математике 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_4_klass.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Гринькив Елены Валентиновны,

Учителя первой  квалификационной категории,

по математике для 4  класса

(срок реализации 1 год)

2014 – 2015 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, авторской программы М. И. Моро и др. «Математика» (образовательная система «Школа России»). Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2009 года и обеспечена следующим учебно-методическим комплексом:

  1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник для 44-го класса в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Моро М.И., Волкова С.И., Математика. Рабочая тетрадь для 4-го класса в 2-х ч.- М.: Просвещение, 2014
  3. Волкова С.И., Математика. Проверочные работы для 4-го класса в 1ч. - М.: Просвещение, 2014.
  4. Волкова С.И., Математика и конструирование. Рабочая тетрадь для 4-го класса в 1ч.- М.: Просвещение, 2014

Выбор данного УМК обусловлен тем, что учебные пособия соответствуют ФГОС НОО и являются составной частью комплекта учебников Образовательной системы «Школа России».

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

         Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

          Целями начального обучения математике являются:

  • математическое развитие младших школьников;
  • формирование системы начальных математических знаний;
  • воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год (третий год обучения в общеобразовательной школе).

Рабочая программа по математике предназначена для учащихся 4а  класса. В классе 26 учеников.

Рабочая программа по предмету «Математика» предназначена для учащихся 4 а  класса, которые по итогам 3-го года обучения имеют хороший уровень усвоения учебного материала по предмету: «5» -  8%учащихся (2  школьника), «4» -62 % учащихся (15 школьников), «3» -  29 % учеников (7 школьников).

Особенности организации учебного процесса: классно-урочная деятельность. При работе на уроке учитель использует различные формы и методы: парные, индивидуальные, групповые. Каждый учитель вправе выбрать ту форму, которая, по его мнению, более эффективна для его учеников.

Используемые методы обучения:

- по источнику знаний:

  • практические методы: опыты, упражнения и др.;
  • наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
  • словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия и др.;
  • работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана;
  • видеометоды: просмотр презентации, видео, контроль.

- по типу познавательной деятельности

  • объяснительно-иллюстративные методы;
  • репродуктивные;
  • методы проблемного изложения;
  • частично поисковые методы;
  • исследовательские.

 - по дидактическим целям:

  • методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);
  • методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний (практика, упражнения).

 Используемые  технологии:

  • технология проблемного обучения;
  • технология деятельностного  метода;
  • дифференциация обучения;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • проектная деятельность;   
  • игровые технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;           
  • система инновационной оценки «Портфолио».

II. Общая характеристика учебного предмета

          Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединен арифметический, геометрический и алгебраический материал.

 Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а, с другой, — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

          Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметические действия (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счета, о принципе образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся будут учиться выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известным компонентам; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приемы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности, при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

             Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время), их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

             Важной особенностью программы является включение в нее элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания.

             Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

             Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознано выбирать правильное действие для ее решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

            Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию, видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (на первых порах - по действиям, а в дальнейшем — составлять выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность ее решения; самостоятельно составлять задачи.

              Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к ее изучению.         Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности, способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

              При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий; осознанному использованию действий.

               Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертежными инструментами (линейка, чертежный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создает условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

                Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников.        Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания; создает условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

               Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

 Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т.д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами; формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в измененные условия.

            Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьника, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

             Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

             Овладение математическим языком, усвоенные алгоритмы выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создает условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

            Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

            Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

            Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

             Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность.

Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

            Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создает хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

           Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма, навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач дает возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение математики в 4 классе начальной школы при шестидневной учебной неделе отводится по 4 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 136 часов в год.

  1. Описание ценностных ориентиров в содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика», в целом,  ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания  предмета компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с  историческим  и  филологическим содержанием  параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа России», так и  совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета.

Личностными результатами изучения предметно-методического курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих умений:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;

- понимание роли математических действий в жизни человека;

-интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно-исследовательской деятельности;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и одноклассников;

- понимание причин успеха в учебе;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

- выполнять действия в устной форме;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной деятельности.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

-осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых;

- использовать рисуночные и символические варианты математической записи;

- кодировать информацию в знаково-символической форме;

-на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций;

-строить небольшие математические сообщения в устной форме (до 4-5 предложений);

-проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения;

-выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;

- проводить аналогию и на ее основе строить выводы;

- в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;

- строить простые индуктивные и дедуктивные рассуждения.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

- принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

- допускать существования различных точек зрения;

-стремиться к координации различных мнений о математических явлениях в сотрудничестве ; договариваться, приходить к общему решению;

- использовать в общении правила вежливости;

- использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы;

- следить за действиями других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений:

- читать и записывать любое изученное число;

-определять место каждого из изученных чисел в натуральном ряду и устанавливать отношения между числами;

-группировать числа по указанному или самостоятельно установленному признаку;

-устанавливать закономерность ряда чисел и дополнять его в соответствии с этой закономерностью;

- называть первые три разряда натуральных чисел;

- представлять двузначные и трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых;

-дополнять запись числовых равенств и неравенств в соответствии с заданием;

 -использовать единицу измерения массы (килограмм) и единицу вместимости (литр);

- использовать единицы измерения времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) и соотношения между ними: 60 мин = 1 ч, 24 ч = 1 сут., 7 сут. = 1 нед., 12 мес. = 1 год;

- определять массу с помощью весов и гирь;

- определять время суток по часам;

- решать несложные задачи на определение времени протекания действия.

  1. Содержание учебного предмета

В предлагаемом курсе математики выделяются несколько содержательных линий.

1.Числа и величины

Счет предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин. Единицы величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).

2.Арифметические действия

           Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (между сложением и вычитанием, между умножением и делением). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождения значения числового выражения.       Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трехзначное число.            Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе). Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с буквой. Использование буквенных выражений при формировании обобщений (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий.

         3. Работа с текстовыми задачами

            Решение текстовых задач арифметическим способом. Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …»,  «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёта стоимости (цена, количество, общая стоимость товара), изготовления товара (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события.   Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме. Планирование хода решения задачи.

 4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры

          Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за - перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).  Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т.д.). Свойства сторон прямоугольника. Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний). Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга). Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, пирамида, шар.

5.Геометрические величины

         Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).

Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).

 6.Работа с информацией

         Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: в форме таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм. Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.


VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Оборудование класса

  1. Классная доска.
  2. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  3. Рабочее место учителя.
  4. Шкафы для хранения учебников, дидактических пособий и пр.
  5. Настенные стенды для размещения информации.

Технические средства обучения

  1. Персональный компьютер.
  2. Интерактивная доска.
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Принтер струйный.
  5. Веб-камера

Печатные пособия

  1. Математика. 4 класс. Комплект таблиц для начальной школы
  2. Комплект «Геометрический материал в начальной школе».
  3. Рисунки, схемы, схематические рисунки.
  4. Настольные развивающие игры, логические лото, математические лото.
  5. Научно-популярные книги для учащихся, словари, справочники и пр.
  6. Подборка методических материалов для учителя.

Натуральные объекты

  1. Реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители, в т. ч. модели, игрушки и пр.

Измерительные приборы

            1.  Весы, часы и их модели, сантиметровые линейки, циркули и пр.

Цифровые образовательные ресурсы (информационно-коммуникативные средства)

  1. Считай и побеждай. Трехмерная игра, требующая сообразительности и реакции. Развивает математические навыки и мышление.
  2. Тим и Том. Встреча с пиратами. Игры: интересные задания, направленные на развитие навыков устного счета, повторении признаков делимости и таблицы умножения; упражнения на основные арифметические действия, сравнение величин и составление числовых последовательностей; программа идеально подходит для повторения ряда важных тем по математике (2-5 классы общеобразовательной школы).
  3. Учимся анализировать. (Сборник игр для тренировки логики и памяти). 7 увлекательных игр, 3 уровня сложности, грамотно подобранный материал.
  4. Головоломки для веселых и находчивых. Более 200 увлекательнейших и хитроумных заданий, для решения которых вам понадобятся нестандартный подход и смекалка, наблюдательность и логика.
  5. Мир головоломок. Занимательная математика. Все задачи поделены на 3 уровня сложности: легкий, средний и трудный. Легкие головоломки под силу всем, над средними придется порядком поломать голову, а вот трудные задания потребуют действительно глубокого анализа.
  6. Учимся мылить логически. (Сборник занимательных логических игр на сообразительность). Особенности программы: пять увлекательных игр; развитие математических способностей; построение причинно-следственных связей; повышение концентрации внимания; веселая анимация.
  7. Суперинтеллект. Коллекция логических игр и головоломок. Над этими программами придется поломать голову даже самым сообразительным. На диске вы найдете множество заданий, разработанных специально для повышения коэффициента IQ.
  8. Учимся запоминать. Сборник игр, развивающих память и смекалку. Особенности программы: головоломки, загадки, лабиринты; несколько уровней сложности; 8 увлекательных игр; задания на рисование и раскрашивание.
  9. Развиваем реакцию. Коллекция аркад, развивающих координацию и реакцию. Особенности программы: 6 оригинальных игр; 3 уровня сложности; грамотно подобранный материал; красочная анимация.
  10. Clifford. День рождения Клиффорда. Особенности программы: решение ситуационных задач; тренировка памяти, логики, способности рассуждать; развитие творческого мышления.
  11. Уроки математики. 3-4классы.
  12. Современные технологии обучения в начальной школе. Методики. Материалы к урокам.
  13. Подборка презентаций к урокам математики.
  14. Подборка физминуток для проведения на уроках.

Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. КМ-школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http://www.km-school.ru
  3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
  4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

IХ. Формы и средства контроля

При реализации рабочей программы по математике оценка усвоения знаний и умений осуществляется в процессе  повторения и  обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления  и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы, тесты.

Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированности  предметных и познавательных  умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.

Важную роль в проведении контроля с точки зрения выстраивания дифференцированного подхода к учащимся имеют тетради для проверочных работ. Они включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (необходимые требования), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который они могут усвоить. При этом задания разного уровня сложности выделены в группы: задания необходимого, программного и уровней, при  этом ученики должны выполнить задания необходимого уровня и могут выбирать как дополнительные и необязательные; акцент работ сделан на обязательном минимуме и самых важнейших положениях максимума (минимакс).

Положительные оценки и отметки за задания текущих и итоговых контрольных работ, тестов являются своеобразным зачётом по изучаемым  темам. При этом срок получения зачёта жёстко не ограничен: ученики должны сдать все текущие темы до конца триместра. Это учит школьников планированию своих действий. Информация о контрольных работах, контрольных математических диктантах и устном счёте приведена в таблице.

Название работы

№ урока в соответствии

с тематическим планированием

Примечание

1

Входная контрольная работа.

10

С.И.Волкова, С.В Степанова и д.р

Математика. Метод. Рекомендации 3 класс М.: Просвещение, 2013 стр135

2

Контрольная работа по теме: «Числа  от 1 до 1000.Четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление»

13

Т.И.Ситникова, И.Ф.Яценко.Поурочные разработки по математике 4 класс. Москва:Вако 2014 стр 51

Самостоятельные и контрольные работы по математике  4 класс Москва:Вако 2014 стр 16-18

3

Контрольный устный счёт №1

15

КИМ Математика Москва:Вако 2014 стр 4-5

4

Контрольный математический диктант №1

18

КИМ Математика Москва:Вако 2014 стр 8-9

5

Самостоятельная работа №1

20

Самостоятельные и контрольные работы по математике  4 класс Москва:Вако 2014 стр 11-13

6

Контрольная работа по теме: «Числа, которые больше 1000 раз. Нумерация.»

23

Т.И.Ситникова, И.Ф.Яценко.Поурочные разработки по математике 4 класс. Москва:Вако 2014 стр 84-85

7

Самостоятельная работа №2

40

Самостоятельные и контрольные работы по математике  4 класс Москва:Вако 2014 стр 21

8

Контрольная работа по теме: «Величины»

41

Учебник по математике 4 класс Москва:Просвещение стр 58-59

9

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»

53

Учебник по математике 4 класс Москва:Просвещение стр 74-75

10

Самостоятельная работа №2

59

Самостоятельные и контрольные работы по математике  4 класс Москва:Вако 2014 стр 37

11

Контрольный математический диктант №2.

63

Самостоятельные и контрольные работы по математике  4 класс Москва:Вако 2014 стр 39

12

Контрольный устный счёт №2

65

КИМ Математика Москва:Вако 2014 стр 12

13

Контрольная работа по теме: «Умножение и деление на однозначное число»

67

68

Учебник по математике 4 класс Москва:Просвещение стр 96-99

14

Самостоятельная работа №3

72

КИМ Математика Москва:Вако 2014 стр 18

15

Контрольная работа

81

Т.И.Ситникова, И.Ф.Яценко.Поурочные разработки по математике 4 класс. Москва:Вако 2014 стр 249-250

16

Самостоятельная работа №3

91

Самостоятельные и контрольные работы по математике  4 класс Москва:Вако 2014 стр 41

17

Контрольная работа по теме: « Умножение и деление  на числа, оканчивающиеся нулями»

93

Т.И.Ситникова, И.Ф.Яценко.Поурочные разработки по математике 4 класс. Москва:Вако 2014 стр 292-293

18

Самостоятельная работа №4

102

Самостоятельные и контрольные работы по математике  4 класс Москва:Вако 2014 стр 43

19

Контрольная работа по теме: « Умножение на двузначное и трехзначное число».

103

Т.И.Ситникова, И.Ф.Яценко.Поурочные разработки по математике 4 класс. Москва:Вако 2014 стр 341-342

20

Контрольная работа по теме: «Деление на двузначное число

114

Т.И.Ситникова, И.Ф.Яценко.Поурочные разработки по математике 4 класс. Москва:Вако 2014 стр 386-387

21

Контрольный математический диктант №3

123

КИМ Математика Москва:Вако 2014 стр

50

22

Контрольная работа по теме: «Деление на трехзначное число»

124

Т.И.Ситникова, И.Ф.Яценко.Поурочные разработки по математике 4 класс. Москва:Вако 2014 стр 417-418

23

Контрольный устный счёт №3

126

КИМ Математика Москва:Вако 2014 стр 59-63

24

Контрольная работа за год

135

Т.И.Ситникова, И.Ф.Яценко.Поурочные разработки по математике 4 класс. Москва:Вако 2014 стр 452-453

Для проведения контрольных математических диктантов и контрольного устного счёта на каждом из уроков, представленных в таблице, отводится по 10 – 15 минут.

                                                         X. Список литературы.

Литература для учащихся

    Основная

  1. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Учебник для 4-го класса в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Моро М.И., Волкова С.И., Математика. Рабочая тетрадь для 4-го класса в 2-х ч.- М.: Просвещение, 2014
  3. Волкова С.И., Математика. Проверочные работы для 4-го класса в 1ч. - М.: Просвещение, 2014.
  4. Волкова С.И., Математика и конструирование. Рабочая тетрадь для 4-го класса в 1ч.- М.: Просвещение, 2014

Пособия для учителя

  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика. Методическое пособие. 3  класс. М.: Просвещение, 2014.
  2. Волкова С.И.,Степанова С.В, Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.,Методические рекомендации. 3 класс М.:Просвещение 2014
  3. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  4. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. – М.: Просвещение, 2007.
  5. Виноградова Н.Ф. Все о младшем школьнике. - М.: «Вентана-Граф», 2004.
  6. Волина В.В. Праздник числа. – М.: Знание, 1993.
  7. Волкова С.И. Математика. Устные упражнения. 4 класс М.: Просвещение, 2013.
  8. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – СПб.: Питер, 2000.
  9. Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1996.
  10. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. – Ярославль: «Академия развития», 1996.
  11. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  12. Узорова О.В. 2500  задач по математике. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
  13. Узорова О.В. Сборник задач и примеров для начальной школы. – М.: Аквариум ЛТД, 1997.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...