Урок по математике на тему "Масса"
план-конспект занятия по математике (1 класс) на тему

Дегтярёва Юлия Серафимовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_matematike-_massa.docx42.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: «Масса».

1.ФИО -  Дегтярёва Юлия Серафимовна

2.Место работы – МБОУ «Никифоровская СОШ № 2», р.п. Дмитриевка Тамбовская область Никифоровский район

3.Должность – Учитель начальных классов

4.Предмет – Математика

5.Класс – 1 класс

6.Тема и номер урока в теме – «Масса», 1урок

7.Базовый учебник – Математика 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений Петерсон Л.Г.; Ювента 2012.

8.Цель урока:

создание условий для знакомства с понятиями «величина», «измерения величины», «единица измерения (мерка)» для сравнения предметов по массе, для определения корректности сравнения (единые мерки), для выявления причин ошибок и составления коррекционных заданий, оценивания своей работы.

9. Задачи:

1.Познакомить с понятиями «величина», «измерения величины», «единиц измерения (мерка)».

2. Развивать познавательную активность, мыслительную деятельность.

3. Воспитывать умение работать в парах.

10.Планиреумые результаты:

Знать:

 последующее и предыдущее число, которое из них больше; геометрические фигуры.

Уметь:

 в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют умением выявлять общий принцип измерения величин, научится использовать его для измерения массы, выявлять свойства величин, их аналогию со свойствами чисел и величин в буквенном виде.

11.Тип урока:

освоение нового.

12.Формы работы учащихся:

 индивидуальная, работа в парах, групповая.

13.Необходимое техническое оборудование:

набор геометрических фигур (треугольники, прямоугольники), таблички с записью терминов: , , , , , изображение различных видов  весов,  гири  для  образца,  два  больших  конверта,  компьютер, колонки,  экран, проектор, интерактивная доска, ЭОР.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

I

 Мотивация к деятельности.

Ну-ка, проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Приветствие, ученики занимают свои места.

1 мин.

II

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

  1. Сравнение чисел.

– Поясните смысл задания.

 >      

          =        

        <

– Какие числа нужно вставить? Докажите.

2. Периметр прямоугольника, треугольника.

– У вас есть набор из геометрических фигур.

– Сколько их? Перечислите.

– Сравните их между собой. Что в них общее? Чем отличаются?

– Вычислите сумму длин сторон каждой фигуры.

– Как по-другому называется сумма длин сторон многоугольника?

– Расскажите, как вычислили периметр каждой фигуры. Сравните периметры. Что можете сказать?

Примеры учащихся.

 (5>2,  3=3,  1<4)

Ответы учащихся (Прямоугольник и треугольник).

Ответ учащихся (Периметр).

4 мин.

 

III

Открытие нового.

Как измерить массу?

( № 1 см. приложение табл. № 2)

– Объясните, что такое величина?

– Какие величины вы уже знаете?

– Является ли сантиметр величиной? Почему нет?

– Назовите другие единицы измерения длины.

 

  1. Знакомство с массой.

– Рассмотрите внимательно вот эти два больших конверта.

– Сравните их. Что можете сказать?

– Но я утверждаю, что они отличаются друг от друга. В чём же отличие?

– Легче, тяжелее – это свойство предметов.

– Как называется это свойство? 

– Можно ли массу назвать величиной?

– Какие действия можно выполнять с величинами?

2. Сравнение массы различных предметов. Единицы измерения массы.

– Показ анимации.

 

– Как же измерить массу предмета какой-нибудь меркой?

– Как думаете, зависит ли результат измерения от мерки?

       

3. Старинные меры массы.

- Древнейшей русской единицей массы была гривна. Позже появился фунт, пуд и другие. Но так как они были неудобны в использовании, то пришли к выводу, что нужна единая мерка.

Килограмм.

Демонстрация гирь 1 кг, 2 кг, 3 кг и т. д., если есть возможность.

Ответы учащихся.

Нет.

Величина – это свойство предметов, а сантиметр – это мерка, единица измерения.

Ребята выдвигают различные предположения, проверяют их и приходят к выводу: конверты внешне совершенно одинаковы.

Если оба конверта взять в руки, то замечаем, что один тяжелее, а другой легче.

Масса.

Сравнивать, складывать и вычитать.

Уравновесить предмет одной или несколькими мерками.

10 мин.

IV

Физкультминутка

Речка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс. 

Одной, другой – это кроль.

Все, как один, плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой.

Учащиеся выполняют движения в соответствии со словами в стихотворении.

2 мин.

V

Первичное закрепление и повторение пройденного.

Единицы измерения массы (№ 2 см. приложение табл. № 2)

Подбор предмета, равного данному по тяжести (массе). (№ 3 см. приложение табл. № 2)

1. Приборы для измерения массы.

 С. 6 учебника.

– Где вы встречали подобные приборы для взвешивания? Расскажите.

- Демонстрация ЭОР.

2. Сравнение массы различных предметов: №  1–2, с. 6.

- Демонстрация ЭОР. 

3. Действия с именованными числами. Сложение и вычитание единиц массы: № 4–6, с. 7.

– Обратите внимание: прежде чем выполнять действия, о чём важно помнить? Подумайте.

Ответы учащихся.

Выполнение задания учащимися.

Выполнение задания учащимися.

Ответы учащихся (Мерки, то есть единицы измерения, должны быть едиными. Действия можно проводить или только с единицами длины, или только с единицами массы.)

13 мин.

VI

Самостоятельная работа с самопроверкой эталона.

Логическая задача: № 9, с. 7.

Ученики выдвигают предположение, что задача не имеет решения, так как не всегда можно на 1 муху поймать рыбу.

6 мин.

VII

Включение в систему знаний и повторение.

Сравнение предметов по длине. (№ 4 см. приложение табл. № 2)

Подбор предметов равных по длине. (№ 5 см. приложение табл. № 2)

- Демонстрация ЭОР.

Выполнение заданий учащихся.

2 мин

VIII

Итог. Рефлексия деятельности.

– Что узнали нового?

– Что можете сказать о массе?

Задание: подготовить геометрические фигуры (для № 8, с. 9).

Ответы учащихся.

2 мин

40 мин

Продолжительность урока в 1 классе – 40 минут. Время отведенное на ЭОР – 10 минут.

Приложение к плану-конспекту урока

Тема урока: «Масса».

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Как измерить массу?

(№ 192151)

Анимация, показывающая способы измерения массы предмета.

Видео-презентация

        (4 мин.)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09c901dd-5c78-4724-9574-ed5a0e829d00/%5BNS-MATH_1-73-83%5D_%5BMA_058%5D.swf

2.

Единица измерения массы.

(№ 166720)

Интерактивное задание.

Презентация

(1 мин.)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9a2f-2895-11dc-8314-0800200c9a66/otmet_p.swf

3.

Подбор предмета, равного данному по тяжести (массе).

(№ 166710)

Интерактивное задание

Видеофрагмент

(3 мин.)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a9a1b-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

4.

Сравнение предметов по длине.

(№ 166767)


Интерактивное задание

Видеофрагмент

(1 мин.)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a99de-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf

5.

Подбор предметов равных по длине

(№ 166769)


Интерактивное задание. Подбор предметов равных по длине

Видеофрагмент

(1 мин.)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/403a99e0-2895-11dc-8314-0800200c9a66/iz2.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Урок-наблюдение. «Математика в мире природы». Закрепление. Деление на двузначное число. Решение задач"

Дети закрепляют умение делить на двузначное число, решать задачи, повторяют нумерацию многозначных чисел, выполняя занимательные задания. Урок позволяет решать экологические задачи, используя краеведч...

Мультимедийная презентация урока по математике во 2 классе по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» (система «Школа России») (урок проведён в технологии деятельностного метода) тема: Письменный приём сложения двузначных чисел

Цель урока: Формирование умения  письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи:1. Составить алгоритм  сложения двузначных чисел с переходом через разряд.2. Развивать ...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...