Урок математики в 3 классе
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Татаринова Оксана Викторовна

Проект урока математики в 3 классе на тему "Площадь прямоугольника" . УМК Гармония.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_3_klasse_.docx48.4 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка проекта урока математики

«Площадь прямоугольника»

УМК «Гармония» 3 класс

Цель урока: Создание условий для открытия учащимися  формулы вычисления площади прямоугольника.

Задачи урока: 1. Организовать работу учащихся по нахождению правила вычисления  площади  прямоугольника;

  1. Способствовать  развитию логического  мышления (анализа, синтеза, классификации), долговременной памяти, умения  ставить и принимать учебную  задачу, умение работать по алгоритму.;
  2. Продолжить работу по развитию навыков учебного сотрудничества , монологической и диалогической речи;
  3. Совершенствовать вычислительные  навыки, умение решать задачи;
  4. Воспитывать уверенность в своих силах. 
  5. Развивать регулятивные УУД: самооценку, целеполагание, планирование, прогностическую самооценку, действие  самоконтроля и взаимоконтроля на основе самопроверки и взаимопрверки

Педагогические технологии:

  1. Проблемно-диалогическое обучение;
  2. Личностно – ориентированного обучения;
  3. Педагогика учебного сотрудничества;
  4. ИКТ - технологии (презентация);
  5. Здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация к уроку, учебник по математике Н. Истоминой 3 класс

Ожидаемые результаты:

  1. Открытие учащимися формулы нахождения площади прямоугольника
  2. Использование приобретённых знаний и  умений при решении учебно - познавательных и практических задач.

  3. Развитие познавательной мотивации, навыков рефлексии, внутренней активности учащихся.

План урока 

  1. Самоопределение. Эмоциональный настрой

  2. Устный счёт

  3. Актуализация знаний

  4.Формулирование темы урока

  5.Создание  проблемной ситуации

  6. Открытие нового знания

  7. Физкультминутка

  8. Первичное закрепление                    

  9.Включение новых знаний в систему  

  10.  Подведение итогов

  11. Домашнее задание

  1. Рефлексия

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Самоопределение. Эмоциональный настрой

Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами:

С малой удачи начинается большой успех!

Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке каждому из вас улыбнулась удача.  Пусть урок принесёт вам новые открытия и радость общения, а верными помощниками будут внимание, находчивость и смекалка. С  хорошим настроением приступили к работе.

Объяснение понимания фразы.

Личностные: смыслообразование

  1. Устный счёт 

Даны числа;

6,14, 42, 4, 21, 37, 7, 9,  8, 56, 49.

По какому   признаку  можно распределить числа на две группы?

Каждое однозначное число увеличьте в 3раза, 6 раз, 8 раз.

Среди двузначных чисел найдите лишнее. Аргументируйте свой ответ.

Какое задание можно предложить?

С какой целью мы выполняли эти задания?

Однозначные и двузначные числа.

6, 4, 7, 9,  8

14, 42, 21, 37, 35, 56, 49.

37, так как  не является результатом табличного умножения.  

Разделить каждое число на 7.      

Повторить  таблицу умножения и деления.  

Познавательные УУД: логическое мышление (классификация, анализ)

Регулятивные: целеполагание;

  1. Актуализация знаний

1). Что записано?

8 дм²,   24 м, 45 см²  50 дм, 30 см, 6 м²

На какие две группы можно разделить данные именованные числа?

Назовите результаты измерения площади в порядке увеличения?

Предположите, о какой величине пойдёт речь на уроке?

Как вам предстоит  поработать?

Подумайте, посоветуйтесь друг с другом, сформулируйте вопросы по теме «Площадь» для одноклассников, на которые вы знаете правильные ответы.

С какой целью мы выполняли эти задания?

2). Посмотрите на слайд. Какое задание я хочу вам предложить?

                                ?

Продолжи логическую цепочку, аргументируйте ответ.

Именованные числа

Однозначные и двузначные числа;

Круглые и некруглые числа;

Единицы длины и единицы площади

45 см², 8дм², 6 м².

О площади

В парах

- Что такое площадь? (Величина, показывающая, сколько места на плоскости занимает фигура);

- Какой буквой латинского алфавита обозначается площадь? ( S );

- Что такое см²?  ( площадь квадрата со стороной 1 см);

 - Что такое  дм²?

-  Что такое  м²?

- С помощью чего мы можем узнать площадь  фигуры? ( С помощью палетки)

Повторили знания о площади.

Продолжить  логическую цепочку.

Выбирают прямоугольник, аргументируют выбор.                                                                                                                                

Познавательные УУД:логическое мышление (классификация)

Регулятивные УУД: прогнозирование

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со  сверстниками, планирование речевого высказывания, аргументация;

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: развитие монологической речи

Регулятивные: целеполагание;

  1. Формулирование темы урока

Сформулируйте тему урока

Площадь прямоугольника

  1. Создание  проблемной ситуации 

На партах лежат рабочие листы. С помощью палетки узнайте площадь прямоугольника.

   Предлагаю решить задачу (задание, сходное с предыдущим):

Для застекления форточки необходимо вырезать стекло прямоугольной формы  длина  которого 4 дм, ширина – 3дм. Чему равна площадь данного стекла прямоугольной формы?

Смогли выполнить задание? Чем это задание отличается от предыдущего? 

Какой вопрос у вас возникает?

  Сформулируйте цель урока.

   Зачем нам нужно знать, как находится, и уметь находить площадь прямоугольника

Вычисляют площадь прямоугольника, 15 см²

Задача вызывает  затруднение.

Нет, т.к. воспользоваться  палеткой нельзя- большие размеры, а находить площадь прямоугольника без неё  мы не умеют.

Как ещё можно вычислить площадь прямоугольника?

Цель- открыть новый способ вычисления площади прямоугольника.

Интересно;  уметь определять площадь разными способами; пригодится при изучении геометрии;  нужно в жизни.

Личностные УУД: смыслообразование

 (В результате создается проблемная ситуация, мотивирующая  к нахождению способа решения задачи подобного вида).

Познавательные УУД: постановка и принятие учебной задачи.

Регулятивные УУД:целеполагание

  1. Открытие нового знания

   Как вам предстоит поработать? (слайд)  

   Внимательно послушайте установку: выполните задание на рабочих листах, чётко следуя алгоритму.  Результат работы в группах – открытие правила  нахождения площади прямоугольника и составление формулы,  с помощью которой можно найти площадь прямоугольника.  Один  человек от группы  будет представлять работу классу.

В группах 

              Алгоритм исследования

1.С помощью палетки вычислите площадь прямоугольника.

2. С помощью линейки произведите исследование и объясните, что обозначает каждое число.

3. Сделайте вывод: как найти площадь прямоугольника.

4.  Составьте формулу вычисления площади прямоугольника, для этого обозначьте  площадь, длину и ширину латинскими буквами.

     Коммуникативные : учебное сотрудничество,  навыки групповой работы

Познавательные УУД:

развитие умения работать по алгоритму

 

Проверка групповой работы

   Группы готовы. Проверяем работу.

   Все согласны, есть ли другие мнения? Выразите своё отношение с помощью сигнального круга.

   Сравните открытое нами знание с выводом в учебнике.

Представитель от одной группы предъявляет результаты работы.

Коммуникативные: развитие монологической речи; умения слушать

  1. Физкультминутка

  1. Первичное закрепление

Работа по учебнику, № 1, 3,4, 6

   Прочитали задание. Что  нужно сделать? Предлагаю выполнить  решение с комментированием, обратите внимание на правильное оформление

   Какими ещё могут быть длины сторон прямоугольника с такой же площадью?

   Как называется синяя фигура?

   Сделайте предположение, можно ли, пользуясь данной формулой, найти площадь квадрата?  Ответ аргументируйте.

   Предположите, изменится ли формула вычисления площади квадрата?

   Задачи на нахождение площади квадрата выполняются с комментированием. Каждый ответ сопровождается четкой формулировкой вывода нахождения площади прямоугольника.

Квадрат.

Так как квадрат – это прямоугольник, то для вычисления площади квадрата можно пользоваться правилом вычисления площади прямоугольника.

Так как у квадрата длина равна ширине, то для нахождения его площади достаточно перемножить две длины

          S   = а · а

Коммуникативные: развитие монологической речи

Познаватеьные УУД: комбинаторное мышление

  1. Включение новых знаний в систему  (Дидактический материал,  стр. 80, №7)

   На прямоугольной клумбе со сторонами 2 м и 4 м посадили тюльпаны, а на квадратной клумбе со стороной 3 м посадили нарциссы.  Какие цветы посадили на клумбе  с большей  площадью?

Дифференциация по степени самостоятельности учащихся

1. Знакомство с заданием, выделение известных и искомых данных, рекомендации по правильному оформлению

- Учащиеся, которые уверены, что смогут решить задачу самостоятельно, могут приступить  к выполнению задания.

2. Остальным  предлагаю составить план выполнения этого задания.

3.Оформление решения задачи, формулировка ответа.

Для тех, кто не знает, как правильно оформить решение задачи, выполняется запись на доске.

Дополнительное задание ( по объему и уровню творчества):

Измените вопрос задачи, чтобы она решалась большим количеством действий.

Проверка производится фронтально.

1. Узнаю площадь прямоугольной клумбы с тюльпанами, для этого длину умножу на ширину;

2. Узнаю площадь квадратной клумбы с нарциссами, для этого длину одной стороны умножу на длину другой стороны;

3. Сравню площади. Выберу клумбу с большей площадью.

На сколько площадь клумбы с тюльпанами меньше площади клумбы с нарциссами?

Чему равна площадь клумб, засаженных цветами?

Дифференциация

по степени

самостоятельности

учащихся

Регулятивные УУД: развитие прогностической самооценки,  планирование  деятельности

Минитест по изученному материалу  (на рабочих листах)

1.Площадь прямоугольника определяется по формуле:

а) S   = а · а   б) S   = а · в    в) S   = а · 2   г) S   = (а+в) · 2

2. Площадь квадрата определяется по формуле:

а)  S   = а · а   б) S   = а · в    в) S   = а · 2   г) S   = а· 4

3. Площадь квадрата со стороной 7 см равна:

а) 49 см;   б) 28 см;   в) 49 см²    г) 28 см²

4. Площадь прямоугольника, длина которого равна 7см, а ширина 3 см, равна:

а) 21 см²   б) 10 см²   в) 20 см²   г) 21см

5. Как можно вычислить площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 6 см:

а)  6+4       б) 6 · 4     В)(6+4) · 2

6. Площадь какого прямоугольника равна 14 см²:

а)длины сторон равны 2 см и 7 см    б) 10 см и 4 см   в) 14 см и 1 см    г) 5 см и 2 см

С какой целью мы выполнили это задание?

Самостоятельная работа учащихся с последующей самопроверкой (сравнение с эталоном)

  1. Б
  2. А
  3. В
  4. А
  5. Б
  6. А,  В

Регулятивные УУД: самопроверка, целеполагание;

  1.  Подведение итогов

Какой вопрос возник у вас в начале урока?

Кто может ответить на этот вопрос?

Теперь вы сможете решить задачу,  которая вызывала у вас затруднение в начале урока? Вспомните, пожалуйста, текст задачи.

Молодцы! Теперь я вижу, что вы действительно научились находить площадь прямоугольника без помощи палетки.

Как найти площадь прямоугольника?

Воспроизводят правило

Задача произносится учащимися. Выполняется самостоятельное решение задачи с последующей  взаимопроверкой. Используется средство обратной связи.

Личностные УУД: создание ситуации успеха

Познавательные УУД:  развитие долговременной памяти

Регулятивные УУД: взаимопроверка

  1. Домашнее задание 
  1. №2, 5.
  2. Произвести необходимые измерения и вычислить площадь любого прямоугольного предмета домашней обстановки.
  3. По желанию учащихся творческое задание на воспроизведение нового знания: составить стихотворение или загадку о нахождении площади прямоугольника.

  1. Рефлексия

Напомните, с каких слов мы начали урок?

 Для кого урок показался удачным? Почему вы так считаете?

На слайде:                   Я открыл…

                                     У меня получилось…

                                     Мне было интересно…

                                     Мне захотелось…

Если каждый урок будет для вас удачным, то вы обязательно подниметесь на самую высокую ступеньку лестницы знаний и  встанете на путь большого успеха.

Спасибо за работу.

Предлагаю выразить  ваше впечатление от урока с помощью значков, изобразив их на полях в тетради.

С малой удачи начинается большой успех!

  Урок полезен, всё понятно.


         Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

          Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё-таки учиться!

Познавательные УУД:  развитие долговременной памяти

Личностные УУД: смыслообразование

Регулятивные УУД: самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...