Рабочая программа по математике 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Попова Елена Васильевна

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программы Министерства образования РФ: примерной программы по предмету «Математика», а также авторской программы «Математика» Л. Г. Петерсон, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Цель:                                

  • формирование у учащихся основ умения учиться;
  • развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
  • создание возможностей для математической подготовки каждого ребенка на высоком уровне.

Задачи:

  • формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
  • приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения;
  • формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;
  • духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
  • формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основ компьютерной грамотности;
  • реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей;
  • овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых дли повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
  • создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_2_klass_fgos.doc382 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей № 27

РАССМОТРЕНО:                         СОГЛАСОВАНО:                       УТВЕРЖДАЮ:

МО учителей нач. классов           Зам.дир. по УВР по НШ             директор МБОУ Лицей № 27

__________Цыдыпова С.Ж.          _________Ванзатова Б.Р.           _____________Асанова Л.А.

протокол № ____________

от «____»__________20    г.           «____»________20     г.              «____»___________20     г.

Приказ №_______от «_____»_________________________ 2013г.

Рабочая программа

по курсу «Математика» во 2 классе

на 2013 – 2014 учебный год.

170 часов (5 часов в неделю)

Разработана программа на основе Федерального компонента

государственного образовательного стандарта по математике и государственной

программы по математике во 2 классе

(автор Л.Г.Петерсон;Москва, «Ювента», 2013).

Учитель: Попова Елена Васильевна

Стаж: 14 лет, категория вторая

Год аттестации: 2010

г.Улан – Удэ

2013г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Программы Министерства образования РФ: примерной программы по предмету «Математика», а также авторской программы «Математика» Л. Г. Петерсон, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Цель:        

  • формирование у учащихся основ умения учиться;
  • развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;
  • создание возможностей для математической подготовки каждого ребенка на высоком уровне.

Задачи:

  • формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
  • приобретение опыта самостоятельной математической деятельности с целью получения нового знания, его преобразования и применения;
  • формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности логического, алгоритмического и эвристического мышления;
  • духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее с учётом специфики начального этапа обучения математике принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
  • формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основ компьютерной грамотности;
  • реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учётом возрастных особенностей;
  • овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых дли повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;
  • создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

Общая характеристика учебной дисциплины «Математика»

Содержание курса математики строится на основе:

  • системно-деятельностного подхода;
  • системного подхода к отбору содержания;

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода.

Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.

Основой организации образовательного процесса является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет вид:

  1. Мотивация к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма «надо» − «хочу» − «могу».
  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.
  3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.
  4. Построение проекта выхода из затруднения. Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.
  5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант.
  6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.
  8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
  9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Помимо уроков открытия нового знания, существуют следующие типы уроков:

  • уроки рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действий в нестандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять и исправлять свои ошибки, корректируют свою учебную деятельность;
  • уроки обучающего контроля, на которых учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности;
  • уроки систематизации знаний, предполагающие структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам.

Все уроки также строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, что обеспечивает возможность системного выполнения каждым ребенком всего комплекса личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, предусмотренных ФГОС.

Ведущие формы и методы, технологии обучения: коллективные, индивидуальные, индивидуализированные; репродуктивные и продуктивные; исследовательская работа, проектная деятельность, задачная форма обучения, математические игры. 

Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы
дидактических принципов деятельностного метода обучения:

  1. Принцип деятельности – ученик добывает знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Основные содержательно-методические линии учебной дисциплины «Математика» 2 класса

Числовая линия

Логическая линия

Алгебраическая линия

Линия анализа данных

Геометрическая линия

Линия текстовых задач.

Функциональная линия

 

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение курса математики во 2 классе отводится 5 часов в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 170 часов. 
В том числе:

  • плановых контрольных работ - 9 ч;
  • административных контрольных работ - 2 ч.

Описание ценностных ориентиров содержания учебной дисциплины «Математика»

Данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средства предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Результаты освоения учебной дисциплины «Математика»

Содержание курса математики обеспечивает реализацию личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты.

  • Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другом людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
  • Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
  • Принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
  • Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
  • Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
  • Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции, вера в себя.

Метапредметные результаты.

  • Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своё затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
  • Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
  • Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  • Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (для представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.
  •  Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных интернет – ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, подготовки своего выступления и выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
  • Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов.
  • Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своё мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
  • Умение работать в парах и группах, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении готовность конструктивно их разрешать.
  • Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщённого характера и роли в системе знаний.
  • Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты.

  • Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счёта и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
  • Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Содержание учебной дисциплины «Математика» 2 класса

Всего 170 часов (5 часов в неделю)

Числа и арифметические действия с ними (60 ч)

Приемы устного сложения и вычитания двузначных чисел. Запись сложения и вычитания двузначных чисел « в столбик». Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд.

Сотня. Счет сотнями. Наглядное изображение сотен. Чтение, запись, сравнение, сложение и вычитание « круглых сотен» (чисел с нулями на конце, выражающих целое число сотен). Счет сотнями, десятками и единицами. Наглядное изображение трехзначных чисел. Чтение, запись, упорядочивание и сравнение трехзначных чисел, их представление в виде суммы сотен, десятков и единиц (десятичный состав). Сравнение, сложение и вычитание трехзначных чисел. Аналогия между десятичной системой записи трехзначных чисел и десятичной системой мер.

Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них).

Сочетательное свойство сложения. Вычитание суммы из числа. Вычитание числа из суммы. Использование свойств сложения и вычитания для рационализации вычислений.

Умножение и деление натуральных чисел. Знаки умножения и деления. Название компонентов и результатов умножения и деления. Графическая интерпретация умножения и деления. Связь между умножением и делением. Проверка умножения и деления. Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя. Связь между компонентами и результатов умножения и деления.

Кратное сравнение чисел (больше в ..., меньше в ...). Делители и кратные.

Частные случаи умножения и деления с 0 и 1.

Невозможность деления на 0.

Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих умножение и деление (со скобками и без них).

Переместительное свойство умножения.

Таблица умножения. Табличное умножение и деление чисел.

Сочетательное свойство умножения. Умножение и деление на 10 и на 100. Умножение и деление круглых чисел.

Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих сложение, вычитание, умножение и деление (со скобками и без них).

Распределительное свойство умножения. Правило деления суммы на число. Внетабличное умножение и деление. Устные приемы внетабличного умножения и деления. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений.

Деление с остатком с помощью моделей. Компоненты деления с остатком, взаимосвязь между ними. Алгоритм деления с остатком. Проверка деления с остатком.

Тысяча, ее графическое изображение. Сложение и вычитание в пределах 1000. Устное сложение, вычитание, умножение и деление чисел в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Работа с текстовыми задачами (28 ч)

Анализ задачи, построение графических моделей, планирование и реализация решения.

Простые задачи на смысл умножения и деления (на равные части и по содержанию), их краткая запись с помощью таблиц. Задачи на кратное сравнение (содержащие отношения « больше (меньше) в…»). Взаимно обратные задачи.

Задачи на нахождение « задуманного числа».

Составные задачи в 2–4 действия на все арифметические действия в пределах 1000.

Задачи с буквенными данными. Задачи на вычисление длины ломаной; периметра треугольника и четырехугольника; площади и периметра прямоугольника и квадрата.

Сложение и вычитание изученных величин при решении задач.

Геометрические фигуры и величины (20 ч)

Прямая, луч, отрезок. Параллельные и пересекающиеся прямые.. Периметр многоугольника. Ломаная, длина ломаной.

Плоскость. Угол. Прямой, острый и тупой углы. Перпендикулярные прямые.

Прямоугольник. Квадрат. Свойства сторон и углов прямоугольника и квадрата. Построение прямоугольника и квадрата на клетчатой бумаге по заданным длинам их сторон.

Прямоугольный параллелепипед, куб. Круг и окружность, их центр, радиус, диаметр. Циркуль. Вычерчивание узоров из окружностей с помощью циркуля.

Составление фигур из частей и разбиение фигур на части. Пересечение геометрических фигур.

Единицы длины: миллиметр, километр.

Периметр прямоугольника и квадрата.

Площадь геометрической фигуры. Непосредственное сравнение фигур по площади. Измерение площади. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр) и соотношения между ними. Площадь прямоугольника. Площадь квадрата. Площади фигур, составленных из прямоугольников и квадратов.

Объем геометрической фигуры. Единицы объема (кубический сантиметр, кубический дециметр, кубический метр) и соотношения между ними. Объем прямоугольного параллелепипеда, объем куба. 
Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин.

Величины и зависимости между ними (6 ч)

Зависимость результата измерения от выбора мерки. Сложение и вычитание величин. Необходимость выбора единой мерки при сравнении, сложении и вычитании величин. Поиск закономерностей. Наблюдение зависимостей между компонента и результатами умножения и деления.

Формула площади прямоугольника: S = a · b.

Формула объема прямоугольного параллелепипеда: V = (a × b) × c.

Алгебраические представления (10 ч)

Чтение и запись числовых и буквенных выражений, содержащих действия сложения, вычитания, умножения и деления (со скобками и без скобок). Вычисление значений простейших буквенных выражений при заданных значениях букв.

Запись взаимосвязи между умножением и делением с помощью буквенных равенств вида: а · b = с, b · а = с, с : а = b, с : b = a.

Обобщенная запись свойств 0 и 1 с помощью буквенных формул: а · 1 = 1 · а = а; а · 0 = 0 · а = 0; а : 1 = а; 0 ·: а = 0 и др. Обобщенная запись свойств арифметических действий с помощью буквенных формул: а + b = b + а − переместительное свойство сложения, (а + b) + с = а + (b + с) − сочетательное свойство сложения, а · b = b · а − переместительное свойство умножения, (а · b) · с = а · (b · с) − сочетательное свойство умножения, (а + b) · с = а · с + b · с − распределительное свойство умножения (умножение суммы на число), (а + b) − с = (а − с) + b = а + (b − с) − вычитание числа из суммы, а − (b + с) = = а − b − с − вычитание суммы из числа, (а + b) : с = а : с + b : с − деление суммы на число и др.

Уравнения вида а · х = b, а : х = b, x : a = b, решаемые на основе графической модели (прямоугольник). Комментирование решения уравнений.

Математический язык и элементы логики (2 ч)

Знакомство со знаками умножения и деления, скобками, способами изображения и обозначения прямой, луча, угла, квадрата, прямоугольника, окружности и круга, их радиуса, диаметра, центра.

Определение истинности и ложности высказываний. Построение простейших высказываний вида « верно/неверно, что ...» , « не» , « если ..., то ...» .

Построение способов решения текстовых задач. Знакомство с задачами логического характера и способами их решения.

Работа с информацией и анализ данных (10 ч)

Операция. Объект и результат операции. Операции над предметами, фигурами, числами. Прямые и обратные операции. Отыскание неизвестных: объекта операции, выполняемой операции, результата операции.

Программа действий. Алгоритм. Линейные, разветвленные и циклические алгоритмы. Составление, запись и выполнение алгоритмов различных видов.

Чтение и заполнение таблицы. Анализ данных таблицы.

Составление последовательности (цепочки) предметов, чисел, фигур и др. по заданному правилу.

Упорядоченный перебор вариантов. Сети линий. Пути. Дерево возможностей.

Сбор и представление информации в справочниках, энциклопедиях, интернет-источниках о продолжительности жизни различных животных и растений, их размерах, составление по полученным данным задач на все четыре арифметических действия, выбор лучших задач и составление « Задачника класса» .

Обобщение и систематизация знаний, изученных во 2 классе.

Портфолио ученика 2 класса.

     В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.

     Как пробудить у детей интерес к краю, в котором они живут, к обычаям, традициям бурятского народа? На уроках математики можно использовать задачи, составленные на культурно-краеведческом материале республики Бурятия. Числовые данные беру из научной, справочной, художественной литературы. Задачи интересны в познавательном отношении. С их помощью есть прекрасная возможность знакомить школьников с природой Бурятии, культурой, историей, традициями, математическими представлениями древних бурят, с устным народным творчеством. Простые задачи использую  для устного счета, более сложные – для самостоятельного решения или включаю  в домашнее задание. Задачи практического характера вызывают особый интерес, побуждают к деятельности.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    Преподавание курса ориентировано на  использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

 Учебники и рабочие тетради:

  1. Учебник  для 2 класса,  Л. Г. Петерсон  «Математика» 1, 2, 3 ч. М.: «Ювента», 2012 г.
  2. Рабочая тетрадь   для 2 класса,  Л. Г. Петерсон  «Математика» 1, 2, 3 ч. М.: «Ювента», 2012 г.

3. Л. Г. Петерсон «Контрольные и самостоятельные работы», М.: «Ювента», 2010 г.

Дидактические материалы:

  1. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Построй свою математику. Блок-тетрадь эталонов для 2 класса.                        

 Методическая литература:

  1.  «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы. Петерсон Л.Г., Железникова О.А., Климанова Л.Ф. и др. М.: Просвещение, 2011 г.
  1. Петерсон Л. Г. «Методические рекомендации для учителя. Математика. 2 класс» - М.: «Ювента», 2004 г.
  2. Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. «Устные упражнения на уроках математики. Методическое пособие», - М.: «Ювента», 2008г.
  3. «Сборник. Контрольные и самостоятельные работы по математике. 1-4 класс»,  Москва «Вентана – Граф», 2006 г.
  4. Сценарии уроков по математике, 2 класс. Методическое пособие под ред Л.Г. Петерсон. – М.: «Школа 2000…» 2004 г.
  5. О.В. Тараканова «Решения, ответы, комментарии к учебнику Л.Г. Петерсон «Математика. 2 класс» ,  М: «Первое сентября»,  2004г


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности к  учебнику «Математика» автора Л.Г. Петерсон

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

по плану

по факту

Раздел I.     Числа и вычисления. Сложение и вычитание двузначных чисел.

1.

Повторение. Цепочки

1

03/09

2.

Цепочки. Преобразование цепочки

1

04/09

3.

Точка. Прямая и кривая линии

1

05/09

4.

Точка. Прямая. Параллельные прямые

1

06/09

5.

Логические цепочки

1

09/09

6.

Запись сложения и вычитания двузначных чисел в столбик

1

10/09

7.

Сложение и вычитание двузначных чисел, в результате которого получаются круглые числа.

1

11/09

8.

Сложение чисел вида 23 + 17.              С.р.№1

1

12/09

9.

Вычитание из круглых чисел

1

13/09

10.

Магические квадраты

1

16/09

11.

Вычитание из круглых чисел вида 40 - 24

1

17/09

12.

Натуральный ряд чисел

1

18/09

13.

Сложение двузначных чисел с переходом через разряд

1

19/09

14.

Сложение двузначных чисел с переходом через разряд. Решение задач С. р.  №2

1

20/09

15.

Занимательная геометрия

1

23/09

16.

Вычитание двузначных чисел с переходом через разряд  

1

24/09

17.

Прием устного  вычитания с переходом через разряд

1

25/09

18.

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд

1

26/09

19.

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. Приемы устных вычислений      С.р. №3

1

27/09

20.

Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд . Повторение и закрепление изученного     С.р.№4               

1

30/09

21.

Контрольная работа №1 по теме: Сложение и вычитание двузначных чисел»

1

01/10

22.

Работа над ошибками. Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через разряд. С.р.№5

1

02/10

Раздел II.     Числа и вычисления.  Сотня.

23.

Сотня. Счёт сотнями. Запись и название круглых сотен

1

03/10

24.

Наглядная геометрия

1

04/10

25.

Метр

1

07/10

26.

Метр. Взаимосвязь между единицами длины. С.р.№6

1

08/10

27.

Название и  запись  трехзначных чисел  

1

09/10

28.

Название и  запись  трехзначных чисел с нулём в разряде десятков

1

10/10

29.

Игра «На лесной полянке»

1

11/10

30.

Название и  запись  трехзначных чисел с нулём в разряде единиц

1

14/10

31.

Название и  запись  трехзначных чисел.   С.р.№7 

1

15/10

32.

Закрепление и повторение изученного. Название и  запись  трехзначных чисел  

1

16/10

33.

Сложение и вычитание трёхзначных чисел вида 261+124, 378-162

1

17/10

34.

Математический тренажёр

1

18/10

35.

Сложение и вычитание трёхзначных чисел и величин

1

21/10

36.

Сложение и вычитание трёхзначных чисел вида 162 + 153   С.р.№8               

1

22/10

37.

Сложение и вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд вида 176 + 145

1

23/10

38.

Закрепление по теме: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел»     С.р.№9

1

24/10

39.

Нестандартные задачи

1

25/10

40.

Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел»

1

28/10

41.

Работа над ошибками. Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд     С.р.№10             

1

29/10

42.

Вычитание трёхзначных чисел вида 243 - 114

1

30/10

43.

Вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд вида 300 – 156,  205-146

1

31/10

44.

Головоломки

1

11/11

45.

Сложение и вычитание трёхзначных чисел. Закрепление С.р.№11

1

12/11

46.

Сети линий. Пути

1

13/11

47.

Сети линий. Пути. Повторение и закрепление изученного

1

14/11

48.

Сети линий. Пути. Графы           С.р.№12

1

15/11

49.

Задачи повышенной сложности

1

18/11

50.

Закрепление по теме: «Сети линий. Различные пути в графах» С.р.№13

1

19/11

51.

Пересечение геометрических фигур.

1

20/11

52.

Пересечение геометрических фигур.

Нумерация. Сложение и вычитание трехзначных чисел С.р.№14

1

21/11

Часть  2

53.

Операции С.р.№15

1

22/11

54.

Блиц - турнир по решению задач

1

25/11

55.

Обратные операции   С.р.№16

1

26/11

56.

Прямая. Луч. Отрезок.

1

27/11

57.

Программа действий. Алгоритм   С.р.№17

1

28/11

58.

Программа действий. Алгоритм. Закрепление изученного

1

29/11

59.

Задания на логическое мышление

1

02/12

60.

Длина ломаной. Периметр      С.р.№18

1

03/12

61.

Выражения

1

04/12

62.

Порядок действий в выражения

1

05/12

63.

Выражения. Порядок действий в выражениях  С.р.№19       

1

06/12

64.

Задания олимпиадного характера

1

09/12

65.

Контрольная работа №3 по теме «Порядок действий в выражениях» 

1

10/12

66.

Работа над ошибками. Программы с вопросами  С.р.№20                   

1

11/12

67.

Виды алгоритмов

1

12/12

Раздел III.     Пространственные отношения, геометрические фигуры.  Измерение геометрической величины

68.

Плоские поверхности. Плоскость

1

13/12

69.

Игра «Сто к одному» . С.р.№21

1

16/12

70.

Угол. Прямой угол.

1

17/12

71.

Свойства сложения. С.р.№22

1

18/12

72.

Вычитание суммы из числа

1

19/12

73.

Вычитание числа из суммы С.р.№23

1

20/12

74.

Логические задачи

1

23/12

75.

Контрольная работа №4 по теме «Итоговая за 2 четверть»

1

24/12

76.

Работа над ошибками. Прямоугольник.  Квадрат  С.р. №24               

1

25/12

77.

Площадь фигур

1

26/12

78.

Единицы площади

1

27/12

79.

Забавная геометрия

1

13/01

80.

 Прямоугольный параллелепипед   С.р. №25            

1

14/01

Раздел IV.     Числа и операции над ними.  Умножение и деление натуральных чисел

81.

Новые мерки и  умножение

1

15/01

82.!!!

Множители. Произведение

1

16/01

83.!!!

Умножение. Свойства умножения  С.р.№26

1

17/01

84.

Математический КВН

1

20/01

85.

Площадь прямоугольника

1

21/01

86.

Переместительное свойство умножения С.р.№27

1

22/01

87.

Умножение на 0 и на 1.

1

23/01

88.

Таблица умножения.

1

24/01

89.

Тренажёр «Табличное умножение»

1

27/01

90.

Таблица умножения. Умножение числа 2. Умножение на 2    С.р.№28 

1

28/01

91.

Закрепление. Таблица умножения. Умножение числа 2.  Умножение на 2

1

29/01

92.

Деление

1

30/01

93.

Операция деления. Компоненты операции деления

1

31/01

94.

Игры с таблицей умножения

1

03/02

95.

Деление с  0  и  1        

1

04/02

96.

Чётные и нечётные числа С.р.№29

1

05/02

97.

Свойства умножения и деления. Площадь прямоугольника

1

06/02

98.

Контрольная работа № 5 по теме «Умножение и деление»

1

07/02

99.

Решение нестандартных задач

1

10/02

100.

Работа над ошибками. Таблица умножения и деления на 3

1

11/02

101.

Виды углов. С.р.№30

1

12/02

102.

Закрепление. Таблица умножения и деления на 3. Виды углов.   С.р.№31     

1

13/02

Часть  3

103.

Уравнения вида   а · х=в,

1

14/02

104.

Логические задания

1

17/02

105.

Уравнения вида  а:х=в,

1

18/02

106.

Уравнения вида  х:а=в

1

19/02

107.

Закрепление. Уравнения вида     а · х=в, а:х=в, х:а=в         С.р.№32   

1

20/02

108.

Таблица умножения и деления на 4.

1

21/02

109.

Занимательная геометрия

1

24/02

110.

Увеличение и уменьшение в несколько раз.

1

25/02

111.

Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз      С.р.№33 

1

26/02

112.

Таблица умножения и деления на 5.

1

27/02

113.

Порядок действий в выражениях без скобок.       С.р.№34                 

1

28/02

114.

Волшебные превращения цифр  

1

03/03

115.

Контрольная работа №6 по теме: «Таблица умножения 2-5»

1

04/03

116.

Работа над ошибками. Делители и кратные

1

05/03

117.

Таблица умножения и деления на 6.

1

06/03

118.

Порядок действий в выражениях со скобками

1

07/03

119.

Математическая игра

1

10/03

120.

Закрепление.  Таблица умножения и деления на 2-6. Порядок действий в выражениях со скобками   С.р.№35   

1

11/03

121.

Таблица умножения и деления на 7

1

12/03

122.

Кратное сравнение

1

13/03

123.

Закрепление. Таблица умножения и деления на 2- 7. Кратное сравнение.   С.р.№36

1

14/03

124.

В царстве смекалки

1

17/03

125.

Таблица умножения и деления на 8 и 9.

1

18/03

126.

Контрольная работа №7 по теме «Таблица умножения 6-9»

1

19/03

127.

Работа над ошибками. Таблица умножения и деления на 8 и 9.

1

20/03

128.

Решение примеров на все случаи умножения и деления

1

21/03

129.

Задачи повышенной сложности

1

31/03

130.

Окружность.           С.р.№37

1

01/04

131.

Вычерчивание узоров из окружностей

1

02/04

132.

Умножение и деление на 10 и на 100.

1

03/04

133.

Умножение и деление на 10 и на 100.  С.р.№38

1

04/04

134.

Наглядная геометрия

1

07/04

135.

Объём фигуры. Единицы объёма.

1

08/04

136.

Контрольная работа № 8 по теме 

« Внетабличное умножение и деление»

1

09/04

137.

Работа над ошибками. Объём фигуры

1

10/04

138.

Тысяча

1

11/04

139.

Игры с таблицей умножения

1

14/04

140.

Объём прямоугольного параллелепипеда. Сочетательное свойство умножения.  С.р.№39

1

15/04

141.

Умножение круглых чисел.

1

16/04

142.

Деление круглых чисел.     С.р.№40

1

17/04

143.

Умножение и деление круглых чисел. Закрепление

1

18/04

144.

Блиц – турнир по решению задач

1

21/04

145.

Умножение  суммы на число.

1

22/04

146.

Свойства сложения и умножения.   С.р.№41

1

23/04

147.

Единицы длины. Миллиметр

1

24/04

148.

Деление суммы на число

1

25/04

149.

Игра «Кто хочет стать миллионером?»

1

28/04

150.

Повторение и закрепление изученного по теме: «Внетабличное умножение и деление»        С.р.№42

1

29/04

151.

Контрольная работа № 9 по теме «Переводная контрольная работа за 2 класс»

1

30/04

152.

Работа над ошибками. Случаи внетабличного деления и умножения.

1

01/05

153.

Единицы длины. Километр

1

02/05

154.

Решение нестандартных задач

1

05/05

155.

Деление с остатком     С.р.№43

1

06/05

156.

Деление с остатком. Вычерчивание узоров из геометрических фигур.

1

07/05

157.

Закрепление. Деление с остатком. Вычерчивание узоров из геометрических фигур.

1

08/05

158.

Дерево возможностей

1

12/05

159.

В гостях у Винни Пуха

1

13/05

160.

Решение задач комбинаторного характера.

1

14/05

161.

Контрольная работа № 10 «Итоговая за 2 класс»

1

15/05

162.

Работа над ошибками. Дерево возможностей. Решение задач комбинаторного характера.

1

16/05

Раздел V.     Повторение.

163.

Повторение. Приёмы внетабличного умножения и деления

1

19/05

164.

Математические игры с Колобком

1

20/05

165.

Повторение. Решение задач изученных видов

1

21/05

166.

Повторение. Нахождение площади прямоугольника

1

22/05

167.

Переводная контрольная работа № 11 за 2 класс

1

23/05

168 -170.

Повторение. Действия с именованными числами

Резервные уроки

3


Использование форм, способов и средств проверки и оценки результатов обучения по математике

(Письмо Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14-15)

Текущий контроль по математике может осуществлять как в письменной форме, так и в устной форме. Проверка только одного определенного умения (например, сравнение многозначных чисел, умение находить площадь прямоугольника).

Тематический контроль по математике проверяется в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы (приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления).

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (она содержит арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и т.д.).

Время, на которое должна быть рассчитана контрольная работа

 

2 класс

3 класс

4 класс

1 полугодие

20 минут

35-40 минут

35-40 минут

2 полугодие

35 минут

35-40 минут

35-40 минут

Оценивание письменных работ.        

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки (грубые ошибки):

  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действия, операции (незнание порядка действий, неправильное решение задачи);
  • неверное вычисление в случае, когда цель задания – проверка вычислительных навыков (в примерах и задачах);
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа (недоведение до конца решения задачи или примера);
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименование величин выполненным действиям и полученным результатом;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам;
  • невыполненное задание считается грубой ошибкой.

Недочёты (негрубые ошибки):

  • неправильное списывание заданий (чисел, знаков, обозначений, величин);
  • ошибки в записях математических терминов, символах при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случаях, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  • наличие записи действий;
  • отсутствие ответа к заданию или неверно сформулирован ответ задачи.

Нормы оценок

Вычислительные навыки

Решение задач

Комбинированная работа

«5»

Без ошибок

«5»

Вся работа верна

«5»

Без ошибок

«4»

1 грубая, 1-2 негрубые ошибки

«4»

1-2 негрубые ошибки

«4»

1 грубая, 1-2 негрубые ошибки, но не в задаче

«3»

2-3 грубые, 1-2 негрубые ошибки или 3 негрубых ошибок

«3»

1 грубая, 3-4 негрубые ошибки

«3»

2-3 грубые, 3-4 негрубые, ход задачи верен

«2»

4 и более ошибок

«2»

2 и более грубых ошибки

«2»

Работа выполнена неверно, 4 грубые ошибки

Оценивание устных ответов. В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания неумения дать соответствующие объяснения.

Недочёты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • неумение точно сформулировать ответ решения задачи;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью ученика;
  • неправильное произношение математических терминов.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по учебной дисциплине «Математика»

Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
  2. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
  3. Примерная основная образовательная программа по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)

Список литературы для учителя.

  1. Программа «Учись учиться» по математике для 1 – 4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000…» (Автор Петерсон Л. Г., издательство М., «ACADEMIA» АПК и ППРО), 2007
  2. Методологические основы курса Л.Г. Петерсон. «Деятельностный метод обучения: образовательная система « Школа 2000...», издательство М., «ACADEMIA» АПК и ППРО), 2007
  3. Сценарии уроков по технологии деятельностного метода « Школа 2000...» Математика: 2 класс. Сценарии уроков по технологии деятельностного метода « Школа 2000...» . Под ред. Л.Г. Петерсон. издательство М., «ACADEMIA» АПК и ППРО), 2005
  4. Методические рекомендации. Математика 2 класс Методические рекомендации для учителей. ( Автор Петерсон Л. Г., издательство «Ювента»,2011).
  5. Устные упражнения на уроках математики (2 класс). (Авторы: Петерсон Л.Г., Липатникова И.Г. Методическое пособие. М.: «Школа 2000», 2007)
  6. Компьютерная программа комплексного мониторинга развития ребёнка«Электронное приложение к учебникам математики Л.Г.Петерсон».
  7. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. 2 класс. (1DVD)
  8. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  9. Подготовка к математической олимпиаде, 2-4 классы (Авторы: Б.П.Гейдман, И.Э.Мишарина, издательство М.:«Айрис-пресс», 2007)
  10.  Нестандартные задачи по математике (Автор Керова Г.В., издательство М.,«Вако»,2008)
  11.  Математика. Внеклассная работа (Авторы: Веденина В.П., Федотова В.А., издательство М.,«Дрофа»,2010)

Список литературы для учащихся.

  1. Учебник «Математика 2 класс. В 3 частях. ( Автор Петерсон Л. Г., издательство «Ювента»,2011).
  2. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы. Выпуск 2. В 2 частях (Авторы Петерсон Л. Г., Невретдинова А. А., Поникарова Т. Ю., издательство «Баласс»,2011)

Планируемые результаты изучения учебной дисциплины «Математика»

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу второго года обучения

Обучающие должны знать:

  • названия и последовательность чисел от 1 до 1000;
  • знать таблицу умножения и деления однозначных чисел (на уровне автоматизированного навыка);
  • знать единицы измерения длины: метр, дециметр, сантиметр, километр;
  • формулы периметра квадрата и прямоугольника;
  • единицы измерения площади: 1 см2, 1 дм2, 1 м2;.

Обучающие должны уметь:

  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000;
  • правильно выполнять устно все четыре арифметических действия с числами в пределах 100 и с числами в пределах 1000 в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
  • выполнять письменно сложение и вычитание в пределах 1000;
  • выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10, 100;
  • применять правила порядка действий в выражениях, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них);
  • решать простые задачи и задачи в два действия (по действиям и составления выражения);
  • решать уравнения, в которых надо найти неизвестное целое или часть;
  • находить периметр и площадь квадрата (прямоугольника) по заданным длинам его сторон и с помощью измерений;
  • чертить отрезок заданной длины, измерять длину отрезка;
  • чертить прямоугольник и квадрат, если заданы длины и их стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...