Методическая разработка урока по математике с использованием технологии деятельностного метода
план-конспект урока по математике (1 класс)

 Кислицина Анна Васильевна

Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока математики

Проект урока математики

Учитель

Кислицина Анна Васильевна, учитель начальных классов МАОУ «СОШ» с. Летка

Класс

1

УМК

«Школа России»

Тема урока

Дециметр

Цель урока

Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.

Задачи

  1. Образовательные:  закреплять знания о величинах, нумерации чисел; сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы.
  2.  Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре, группе;
  3. Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

назовут новую меру длины - дециметр; выведут правило о том, что разные меры длины сравнивать нельзя;          научатся пользоваться новой мерой длины - дециметром;  развивать вычислительные навыки; развивать умения переводить одну единицу измерения изменения в другую.

Познавательные УУД:

- владеть базовыми предметными понятиями, отражающими

существенные связи и отношения между объектами и процессами;

осуществлять логические действия анализа, классификации, строить рассуждение.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;  адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Коммуникативные УУД:

принимать участие в работе в паре, в группе, использовать речевые средства, в том числе математическую терминологию; слушать и слышать собеседника, проявлять доброжелательное отношение к партнёру; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

положительное отношение к урокам математики; формирование личностного смысла учения; умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат.

Программное содержание

Единица длины дециметр.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в построении системы знаний
  3. Выявление места и причины затруднения
  4. Построение проекта выхода из затруднения
  5. Реализация  построенного проекта
  6. Физминутка
  7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
  8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  9. Включение нового знания в систему знаний и повторение
  10. Итог урока. Рефлексия

Тип урока

Изучение нового материала.

Технология

Технология деятельностного метода

Оборудование урока

  1. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронное приложение по математике к учебнику М. И. Моро.
  2. Моро М. И. Математика. 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2014.
  3. Моро М. И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2014.
  4. Раздаточный материал для работы в паре,  группе.

Домашнее задание

Измерить полосками  - дециметрами длину любого предмета.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, организует внимание детей.

- Пусть сегодня для нас всех,

На урок придет успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей.

Пожелаем всем удачи

И успешности в придачу!

-Ребята, узнаете этот предмет? (Сундучок Кузи)

Правильно. Кузя прислал нам на урок свой  волшебный сундучок, в котором находится много полезного и интересного, что поможет нам совершить открытие на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала.

2.  Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в построении системы знаний

Как вы думаете, мы справимся с заданиями Кузи?

  1. Достаньте карточку:
  • Назовите соседей числа
  • Сколько десятков и сколько единиц в числе?
  1. Достаньте две карточки:
  • Назовите все числа, стоящие в числовом ряду между ними.
  • Какое число больше?
  1. Расставьте все числа в порядке увеличения.
  2. Следующее задание  из сундучка Кузи я приготовила на доске. Соедините величины и единицы их измерения.

  1. Дополните предложения:
  • Папа держал чемодан, масса которого 11… (кг)
  • Воды в ведро вмещается 10… (л)
  • Ученик начертил в тетради отрезок длиной 5 …(см)

- Домовёнок  Кузя приготовил для вас набор полосок. Они лежат у вас на партах.

- Покажите самую маленькую полоску и определите ее длину.

- Ответ? У кого не так?

- Длина этой полоски 1 см.

Сейчас вы будете работать в парах. Попробуйте измерить этой меркой длину парты. Прикладывайте по очереди вплотную друг к другу ваши мерки и не забывайте считать, сколько раз приложили см. А чтобы было интереснее, это задание нужно выполнить за определённое время. Я засекаю 1 минуту.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания.

Демонстрируют знания натурального ряда чисел.

Составляют пары: см – длина, килограмм – масса, литр - объем

Дополняют предложения.

Определяют длину маленькой полоски, равную 1 см.

Выполняют практическую работу в парах.

3. Выявление места и причины затруднения

- Какое задание выполняли?

-Почему не смогли измерить?

-Какая мерка бы здесь подошла: меньшая или бОльшая?

-Хорошо. Антон взял такую мерку, а  Кирилл – вот эту (показать мерки разной длины). Скажите, у них получатся одинаковые результаты? Почему?

-Значит, какая нужна мерка?

-Какую цель поставим на уроке?

У детей возникает затруднение, т.к. сантиметр слишком маленькая единица измерения.  Приходят к выводу, что  при измерении разными мерками получаются разные значения.

 Ставят цель урока: познакомиться с новой меркой длины.

4.Построение проекта выхода из затруднения

-Вы уже сказали, что удобнее измерять более крупной меркой. Значит, что можно сделать с мерками в 1см?

-По сколько удобнее?

- Возьмите синюю полоску. Сколько раз по 1 см содержится в этой полоске? У нас есть новая мерка длины.

Предлагают соединить по 10 (десятками).

Измеряют, выясняют, что 10 см.

5.Реализация  построенного проекта

- Предлагаю измерить этой меркой длину парты.

- Что получилось?

- Другие пары получили такой же результат? (В случае возникновения других ответов, проводиться анализ работы пар, вносятся коррективы)

- Какой вывод вы сделали?

- Что вы можете сказать о новой единице измерения?

Электронное приложение к учебнику М. И. Моро.

-С какой новой единицей измерения познакомились?

- Чему равен дециметр?

- Кто запомнил, как записать 1 дм?

- Дециметр по латыни (decem) значит десять. Люди заметили, что десятками считать легче и договорились 10 см обозначать новой меркой – дециметром.

Выполняют практическую работу в парах.

Приходят к выводу, что  измерять большей меркой быстрее и удобнее.

1 новая мерка  = 10см

Знакомятся с названием новой единицы  измерения

6.Физминутка: снятие  утомляемости, напряжения  мышц,  реализация  здоровьесберегающих  задач  урока.

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

У: Измерьте с помощью  моделей   длину розовой полоски.

Сколько раз уложился дм?

Можно уложить модель дм еще раз?

 Чем можно измерить оставшуюся часть отрезка?

Сколько раз уложился см?

Длина этого отрезка записывается так: 1 дм 4 см = 14 см, так как в 1 дм содержится 10 см.

Учатся измерять длину новой меркой, записывать измерения длины в см и дм.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель организует самостоятельную работу в рабочей тетради, с. 25

Учитель открывает на доске эталон для самопроверки. Проводиться поэтапная проверка.

-У кого есть ошибки? В чем они? Сделайте вывод.

-Где вы можете потренироваться?

-У кого нет ошибок? Сделайте вывод?

Самостоятельно выполняют задания, сравнивают с образцом. Оценивают свою работу.

9. Включение нового знания в систему знаний и повторение

- А теперь откройте учебники на странице 51.

-Прочитайте задание №1. Что нужно сделать?  Это задание мы выполним в группе.  Один из вас прикладывает к веревке мерку в 1 дм, второй отмечает границу, третий, когда вы отмерите 2 дм на ленте, отрежет ленту. А четвертый скажет, сколько см получилось в ленте? Договоритесь в своей группе, какое задание будет выполнять каждый из вас.

Фамилия Имя

Прикладывает мерку

Отмечает границу

Отрезает ленту

Подводит итог

Проверим, что у вас получилось.

Выполняют практическую работу в группе. Распределяют обязанности, выполняют задания.

Каждая группа знакомит с продуктом своей деятельности. Оценивают работу в группах.

10. Итог урока. Рефлексия

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Назовите тему урока.

- О какой новой единице измерения длины узнали?

- Когда ей удобно пользоваться?

- Как связаны см и дм?

-Где вам могут в жизни пригодиться полученные на уроке знания?

- Кузя очень хочет узнать, интересно ли нам было выполнять его задания. Давайте оценим задания и свою работу на уроке и отправим смайлики Кузе.

                    Было интересно на уроке, у меня все получалось.

        

                   Задания интересные, но трудные. У меня не все получалось.

                    Мне не понравилось, я ничего не запомнил.

Называют основные позиции нового материала

Оценивают свое эмоциональное состояние и уровень усвоения нового учебного материала с помощью смайликов. Складывают смайлики в сундучок Кузи.

Используемая литература:

  1. Моро М. И. Математика. 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2014.
  2. Моро М. И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. – М. : Просвещение, 2014.
  3. Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф. Поурочные разработки по математике. 1 класс. – М.:ВАКО, 2017.
  4. Петерсон Л. Г. Математика. 1 класс: Методические рекомендации. Пособие для учителей.  – Изд. 2 – е перераб.  и доп.  – М.: Издательство «Ювента», 2007.


Предварительный просмотр:

Самоанализ урока математики в 1 классе

Тема: Дециметр

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.

Планируемые результаты:

Предметные

  • назовут новую меру длины - дециметр;
  •  выведут правило о том, что разные меры длины сравнивать нельзя.
  •  научатся пользоваться новой мерой длины - дециметром;
  • будут развивать вычислительные навыки;
  • будут развивать умения переводить одну единицу измерения изменения в другую.

Метапредметные

Регулятивные:

  • самостоятельно определять для себя цели и задачи изучения данной темы;
  • давать самооценку своей деятельности в группе.

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию, учитывать разные мнения.
  • взаимодействовать, работать в паре с целью решения учебной задачи.

Познавательные:

  • давать определения понятиям;
  • добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, материал электронного приложения, а также свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке;
  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
  • ставить проблему, проводить исследование, делать умозаключения.

Личностные

  • вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • выразить свое отношение о практической значимости полученных знаний.

Урок построен  в соответствии с ФГОС, с применением технологии проблемного обучения, деятельностного метода в обучении.

Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний. На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию диалог. Изложение новых знаний не дается в готовом виде, детям предложено  самим  сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться. Организованная данным образом работа позволит учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, выполняя практическую работу. Проведение практической работы носит продуктивный характер, который, исходя из психологических особенностей младших школьников, определяется соблюдением баланса между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, между догадкой и рассуждением.

На этапе закрепления «новых» знаний» проводится работа в группах. Это способствует развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища.

В ходе урока предложены разнообразные задания для учащихся. Самостоятельная работа проводится с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока, способствует развитию логического мышления.  Для сравнения полученных ответов  используется   проектор, таким образом, повышается интерес детей к выполнению заданий.

Контрольно-оценочная деятельность реализуется через использование приемов: проговаривание, «Говорящие рисунки», самоконтроль и  самооценка. Смена видов деятельности, различные формы организации работы способствуют созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода

Использование групповой формы работы при организации уроков в соответствии с технологией деятельностного метода...

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.

Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....

Использование технологии деятельностного метода обучения в начальной школе

Данный материал используется мною в учебном процессе с 1 - 4 классы. При использования деятельностного способа обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, созда...

Урок математики с применением технологии деятельностного метода обучения в 3 классе по теме «Вычитаем числа»

Семинар учителей начальной ступени образования по проблеме применения в практике технологии деятельностного метода обучения Урок математики с применением технологии деятельностного метода обучени...

Использование технологии деятельностного метода обучения в начальной школе.

Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального ...

Использование в образовательном процессе технологии деятельностного метода обучения.

Технология деятельностного метода - это организация учебного процесса, в которой главное место отводится активной и разносторонней в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельно...

Методическая разработка урока математики в технологии деятельностного метода по теме "Объём, литр" 1 класс

Данный урок разработан к УМК«Перспектива», автор Г.В. Дорофеев.  Педагогические технологии (педагогические техники): технология деятельностного метода, использование ИКТ....