Методическая разработка урока математики в технологии деятельностного метода по теме "Объём, литр" 1 класс
методическая разработка по математике (1 класс)

Газизова Елена Анатольевна

Данный урок разработан к УМК«Перспектива», автор Г.В. Дорофеев.  Педагогические технологии (педагогические техники): технология деятельностного метода, использование ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publikatsii.docx43.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Газизова Е.А.

Класс: 1

УМК (авторы): УМК «Перспектива», автор Г.В. Дорофеев

Учебник: Г.В. Дорофеев и др. 1 класс часть2 .

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Литр».

Планируемые результаты.

Предметные:

  • знать единицу измерения объема – литр;
  • уметь сравнивать предметы по объему с помощью переливания.
  • правильно употреблять в речи математические понятия.
  •  уметь правильно обозначать величину - литр.

Метапредметные:

  • Познавательные: находить пути выхода из проблемной ситуации, выполнять действия с материальным объектом - литровой банкой.
  • Коммуникативные: планировать совместную деятельность в группе.
  • Регулятивные: контролировать свою деятельность, определять последовательность действий;
  • Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач;

 Цели:

образовательная:  познакомить детей с единицей измерения объема жидкости – литром;

формировать вычислительные навыки, умение решать задачи.

развивающая: развитие мышления, коммуникативных качеств речи учащихся.

воспитательная: формирование устойчивого интереса к предмету.

Педагогические технологии (педагогические техники): технология деятельностного метода, использование ИКТ.

Методы обучения: репродуктивный, словесный, практический, исследование, частично-поисковый.

Средства обучения: мультимедиа, учебник «Математика», 1 класс Г.В. Дорофеев;

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная работа, фронтальная беседа.

Оборудование для учителя: ведерко, банка 1 л., чашка, стакан, стаканчик 50 гр., чайная ложка, столовая ложка, вода,  компьютер.

Оборудование для учащихся: веера цифр, листы ученика с заданиями, шаблоны стаканчиков для самооценки.

Демонстрационный материал:

1)Девиз урока

«Если человек за день не получил никаких знаний, значит день прошел зря»

2)

ДЛИНА

МАССА

 

СМ

КГ

ОБЪЁМ (вместимость)

Л

3)

Раздаточный материал:

1)

весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объем(вместимость)

2)

1.С помощью чего можно измерить объем сосудов?

  • Килограмм
  • Сантиметр
  • Литр

2. Как обозначается литр?

  • Ли
  • Литр
  • Л

3.Сколько литров молока не может вместить трехлитровая банка?

4.Какое слово пропущено?       В аквариум налили 17 …….. воды.

  • Килограммов
  • Сантиметров
  • Литров

5. Литр – это единица измерения …

  • Длины
  • Объёма
  • Массы

3) Стаканчики

C:\Users\ПК\Desktop\f0ebf762bbc349f81160a226a80a236b.gif

. 

Ход урока

Этап (элемент) урока, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

I. Самоопределение к деятельности (орг. момент).

1-2 мин.

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке;

2) определить содержательные рамки урока

- Здравствуйте.1 слайд,2слайд

- Поздоровайтесь с нашими гостями.

- Садитесь.

- Посмотрите всё ли готово к уроку математики?

- Сегодня урок мне хочется начать с высказывания.

 «Если человек за день не получил никаких знаний, значит день прошел зря»

-Что значит зря?

-Давайте постараемся поработать так, чтобы 
сегодняшний день принёс нам много новых 
знаний.

-Итак, включите настроение на открытие новых знаний и пожелайте друг другу удачи.

-Чтобы работа была успешной с чего надо начать?

- Бессмысленно, без пользы.

-Повторить, что знаем.

II.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии.

4-5 мин.

Цель:

актуализировать знания о числах и цифрах и операциях над ними.

-Начнем работу с устного счета. Приготовьте математический веер.

-Решите устно задачи.  3 слайд

1) Масса кошки и собаки 7 кг. Масса кошки 2 кг. Какова масса собаки?(5кг)

2) Масса двух одинаковых мешков с картошкой 8 кг. Какова масса каждого мешка с картошкой?(4кг)

3) Масса одного поросенка 8 кг, а другого на 2 кг меньше. Найдите массу второго поросенка. (6кг)

- Вспомним, что такое масса?

-В чём измеряется масса?

-Итак, килограмм – единица измерения массы.

-Решаем задачи дальше.

4)Полоску бумаги составили из двух частей. Одна часть длиной 4 см, а другая-5см. Найдите длину всей полоски. (9см)

5) Длина первого отрезка 6см, а длина второго 5см. На сколько см первый отрезок длиннее второго?(1см)

-Что такое длина?

-В чём измеряется длина?

- Итак, сантиметр – единица измерения длины.

- Почему массу и длину мы можем назвать величиной?

-Поработаем в парах.

-Разбейте слова на 2 группы. 4 слайд

весы, длина, сантиметр, линейка, масса, килограмм, объем(вместимость)

-Объясните свой выбор. 5 слайд

1) весы, кг, масса

2) линейка, длина, см.

- Почему слово «объем»(вместимость) вы не отнесли ни к одной группе? 6 слайд

-Это вес предмета, величина

-Измеряется масса в килограммах

-Величина

-В сантиметрах

- Потому что их можно сравнить и измерить.

- 1группа-весы,кг,масса

На весах можно измерить массу предмета в кг.

-2 группа- линейка, длина, см.

С помощью линейки можно измерить длину отрезка в см.

-Мы не знакомы с этим словом, не знаем, что оно означает.

III.

Постановка учебной задачи.

4-5 мин.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Цель:

-Какой возникает вопрос?

-А как вы думаете, что такое объем?

-На этот вопрос постараемся сегодня ответить.

-Давайте вспомним: когда вы приходите в магазин и хотите взвесить какой-то продукт, вы подходите к весам. Или просите продавца взвесить какой-то товар.

-А если вам надо купить молоко? Можно ли взвесить его на весах?

 -Что же тогда делать, если нужно приобрести какие-либо жидкости: сок, молоко, кефир?

-Вы привыкли, что придя в магазин, эти жидкости уже упакованы в коробки, банки или бутылки.

-Что такое объем(вместимость)?

-Нет, ведь молоко растечется по весам.

-Они продаются в упаковках.

IV.

«Открытие нового знания».

7-8 мин.

Цель: 

с помощью подводящего диалога «открыть новое знание», сформулировать тему урока, определить цель.

– Что у меня в ведерке?

– Что произойдет, если ведерко вдруг исчезнет, а вода останется?

– Почему?

 – Какие еще жидкости бывают?

 – Что нужно, чтобы жидкость не растекалась? 

– Приведите примеры емкостей. 

- Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые вам хорошо знакомы: это стакан, банка, кружка.

- Давайте посмотрим, во все ли эти предметы помещается одинаковое количество жидкости. Как это сделать?

- Возьмём стакан с водой и посмотрим, такое ли количество жидкости помещается в банке. Для этого воду из стакана перельём в банку и посмотрим, поместится ли эта вода в банке.

(Видно, что вода из стакана поместилась в банке вся, и при этом в банке ещё осталось место. Значит, можно сделать вывод, что воды в стакане меньше, чем в банке).

Воду вернём обратно в стакан.

-Проверим, одинаковое количество воды помещается в стакане и в кружке. Перельём воду из стакана в кружку.

(Видим, что вода поместилась вся и её ровно столько же, сколько и в стакане. Можно сделать вывод, что в стакане и в кружке помещается воды одинаково.)

- Сейчас при переливании нас интересовал цвет сосудов? А их форма? Имел ли для нас значение материал, из которого сделаны  сосуды? А их масса?

- А что же было для нас важным? (Больше или меньше поместится в них воды)

 

- При решении данной задачи нас интересовало: вместимость сосудов или в математике говорят «объём».

- Итак, мы сравнивали объёмы сосудов: стакана, чашки и банки. Наши сравнения можно записать с помощью знаков: < > =

стакан < банка7 слайд

стакан = кружка

- Раз мы сумели сравнить объёмы сосудов и воспользовались знаками < > =, значит можно сказать, что объём – это?

-Ребята, а всегда ли можно измерить сосуд с помощью переливания? Может быть, они находятся далеко друг от друга, может быть сосуд только один?

- Итак, если сосуд один, то как измерить, сколько жидкости в нём помещается?

- Давайте с помощью столовой ложки измерим, сколько жидкости помещается в этом сосуде(маленький стаканчик)

-Возьмём другую мерку – чайную ложку и измерим, сколько в этом сосуде помещается воды из чайной ложки.

- Что получилось: когда взяли одну мерку, то получилось… столовых ложек воды, когда взяли другую мерку - … чайных ложек воды?

- Как вы думаете, достаточно ли точное такое измерение? Ведь тогда каждый человек может выбрать свою мерку и один человек скажет, что получилось … столовых ложек воды, а другой – получилось … чайных ложек воды.

- Тогда была выбрана одинаковая единица измерения объёма. Давайте прочитаем об этом в учебнике с.44

 - Итак, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? 8слайд

( показываю банку объёмом 1 литр)

-  Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?

-Итак, что такое объем? Докажите , что объем величина.

-Назовите единицу измерения объема.

- Вода.

-Вода разольется, растечется по полу.

-Вода – это жидкость

-Молоко, сок, кефир, бензин и т.д.

-Емкость

-Банка, ведро, стакан, кастрюля, …

-Переливанием

-Нет

-Это величина

-надо выбрать какую-то мерку

-...столовых ложек

-....чайных ложек

-мерки разные

-литр

- В магазине продают сок в коробках 1 литр, 2 литра. Мама покупает молоко, кефир в пакетах 1 литр. Папа заправляет машину на заправке бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров.

V.

Физическая пауза

1 мин.

Цель: 

для поддержания работоспособности, снятия статистического напряжения, утомления учащихся

Мы решали, мы решали.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем,

(Шаги ногами на месте под счет учителя.)

Ручками похлопаем.

(Хлопки в ладоши.)

Раз присядем,

(Приседания.)

Быстро встанем,

(Повороты туловища. Ходьба на месте.)

Улыбнемся,

Тихо сядем.

VI.

Первичное закрепление.

4-5 мин.

Цель: организовать усвоение учащимися полученных знаний

9 слайд

- Решим задачу. 

- Прочитаем задачу.

Девочка Катя просит  сравнить объем двух банок.

В одну банку входит 6 стаканов воды, а в другую 2 бутылки воды.

- Объём каких сосудов требуется сравнить?

-  Что известно про первую банку?

-  Что известно про вторую банку?

- Можно ли выполнить это задание и сравнить объёмы 2-х банок? Почему?

 ( Сравнить можно только тогда, когда взяты одинаковые  мерки.)

10 слайд

-Решим следующую задачу.

-Прочитайте задачу.

Выполни теперь задание Кати.  В одну банку входит 1 л воды, а в другую банку 3 л воды. У какой банки объем больше?

 - Объём каких сосудов требуется сравнить?

-  Что известно про первую банку?

-  Что известно про вторую банку?

- На какой вопрос надо дать ответ?

- Можно ли выполнить это задание? Почему?

11 слайд

-Запишите решение в тетрадь.  

Ответ: объём второй банки больше.

-Задание Кати выполнить не можем.

Мерки разные, нужно взять одинаковые мерки, чтоб выполнить задание Пети.

-Мерки одинаковые. Можно сравнить.

VII.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

4-5 мин.

Цель:

 посмотреть, как дети усвоили новый материал

-Выполните самостоятельно тест.

1.С помощью чего можно измерить объем сосудов?

  • Килограмм
  • Сантиметр
  • Литр

2. Как обозначается литр?

  • Ли
  • Литр
  • Л

3.Сколько литров молока не может вместить трехлитровая банка?

4.Какое слово пропущено?       В аквариум налили 17 …….. воды.

  • Килограммов
  • Сантиметров
  • Литров

5. Литр – это единица измерения …

  • Длины
  • Объёма
  • Массы

Проверка  по эталону 12 слайд

VIII.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

7-8 мин

Цель:

- Как любую величину объем можно складывать и вычитать.

- Выполним номер 3 на с.44 (1.2 столбик)

7л+2л=9л          6л-4л+1л=3л

10л-5л=5л         9л+1л-3л=7л

13 слайд

IX.

Рефлексия деятельности (итог урока).

2-3 мин.

Цель: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;оценить собственную деятельность;        

- зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

- Какой вопрос возник у нас в начале урока?

- Как мы на него ответим

- Докажите, что объем это величина.

-В чем измеряется вместимость или объем?

Если вы согласны с моим утверждением, то поднимаем руку,

не согласны – руку не поднимаете.

В эту банку в 1 литр умещается 1 сантиметр жидкости.

Массу арбуза нельзя измерить в литрах.

Объем жидкости измеряется в килограммах.

Единица измерения объема жидкости называется литр.

-Молодцы!

-Хочу вернуться к высказыванию, о котором мы говорили в начале урока.

-«Если человек за день не получил никаких знаний, значит день прошел зря».

- Получили вы сегодня на уроке новые знания?

-Оцените объем знаний полученных на уроке.

14 слайд

-Перед вами стаканчики. Возьмите синий карандаш и закрасьте свой стаканчик (наполните водой).

  • Весь стаканчик, если  вам на уроке было всё понятно и вы работали с удовольствием.
  • Половину стаканчика, если было немного трудно и не всё понятно,   

- Поднимите стаканчики, кто закрасил полностью свой стаканчик. Молодцы!

- Поднимите стаканчики,  кто закрасил половину стаканчика. Хорошо!

- Урок окончен. Всем спасибо за работу. 15 слайд

-Выяснить, что такое объем.

-Величина

-Можно измерить, сравнить.

-В литрах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

Мультимедийная презентация урока по математике во 2 классе по учебнику М.И.Моро, М.А.Бантова «Математика» (система «Школа России») (урок проведён в технологии деятельностного метода) тема: Письменный приём сложения двузначных чисел

Цель урока: Формирование умения  письменно складывать двузначные числа с переходом через разряд.Задачи:1. Составить алгоритм  сложения двузначных чисел с переходом через разряд.2. Развивать ...

Формирование универсальных учебных действий на уроке математики в технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон

Формирование универсальных учебных действий на уроке математики в технологии деятельностного метода                Л.Г. Петер...

"Новогоднее путешествие. Урок обобщения в технологии деятельностного метода. 3 класс"

Мероприятие с родителями на основе надпредметного курса "Мир деятельности" в технологии деятельностного метода....

Урок математики с применением технологии деятельностного метода обучения в 3 классе по теме «Вычитаем числа»

Семинар учителей начальной ступени образования по проблеме применения в практике технологии деятельностного метода обучения Урок математики с применением технологии деятельностного метода обучени...

Методическая разработка урока математики "Закрепление изученного материала. Письмо цифры 9.", 1 класс

Урок включает индивидуальную дифференцированную работу, работу с ЭОР, работу в парах, игровые упражнения, работа с сигналами....