рабочая программа по математике
рабочая программа по математике на тему

Данная рабочая программа соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.doc272 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

   Рабочая программа по учебному  предмету  «Математика» (далее – Программа) разработана в соответствии с:

  1. требованиями к результатам освоения ООП НОО,
  2. программой формирования универсальных учебных действий

и с учётом

  1. авторской программой   «Математика» М. И. Моро и др.

 Специфика предмета «Математика» состоит в том, что является важнейшей составляющей начального общего образования и закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности

  Изучение предмета «Математика» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— математическое развитие младших школьников

_ формирование системы начальных математических знаний

-  воспитание интереса к математике, к умственной деятельности

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагаются следующие:  

Формы организации образовательного процесса:

- исследовательские проекты;

- самостоятельная деятельность;

- практическая деятельность  

  Технология обучения:

Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:

- разноуровневые тесты

- задания для выполнения практических работ

- организация проектной деятельности.

Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:

- тетради для контрольных работ

- тематические тесты.

Формы реализации Программы:

- фронтальная

- парная

- групповая

- индивидуальная.

Методы реализации Программы:

- объяснительно-иллюстрированный

- частично-поисковый

 Способы и средства:

- традиционные уроки

- нетрадиционные уроки

- самостоятельное изучение материала

- комбинированные уроки.

Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков:

 - тесты

- проекты

- контрольные работы.

Срок реализации Программы – 4 года (1 – 4 классы).

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА учебного предмета

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

— формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

— развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

— развитие пространственного воображения;

— развитие математической речи;

— формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

— формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

— формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;

— развитие познавательных способностей;

— воспитание стремления к расширению математических знаний;

— формирование критичности мышления;

— развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Арифметическим ядром программы является учебный материал, который, с одной стороны, представляет основы математической науки, а с другой — содержание, отобранное и проверенное многолетней педагогической практикой, подтвердившей необходимость его изучения в начальной школе для успешного продолжения образования.

Основа арифметического содержания — представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами.

Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними.

Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики.

Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения.

Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым.

Решение текстовых задач связано с формированием целого ряда умений: осознанно читать и анализировать содержание задачи (что известно и что неизвестно, что можно узнать по данному условию и что нужно знать для ответа на вопрос задачи); моделировать представленную в тексте ситуацию; видеть различные способы решения задачи и сознательно выбирать наиболее рациональные; составлять план решения, обосновывая выбор каждого арифметического действия; записывать решение (сначала по действиям, а в дальнейшем составляя выражение); производить необходимые вычисления; устно давать полный ответ на вопрос задачи и проверять правильность её решения; самостоятельно составлять задачи.

Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности — на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия.

Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий.

Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью.

В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета.

Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументированно подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся.

Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин.

Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства.

Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира.

Содержание предметаимеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий.

Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.

  1. ОПИСАНИЕ МЕСТА учебного предмета  В  УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 540 ч: в 1 классе — 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах — по 136 ч (34 учебные недели в каждом классе).

  1. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания  предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с  историческим  и  филологическим содержанием  параллельных предметных курсов, так и  совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

— Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

— Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

— Целостное восприятие окружающего мира.

— Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

— Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.

 — Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

 — Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

— Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

 — Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

— Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

 — Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

— Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

 — Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

— Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

— Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 — Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

— Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

— Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 

— Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений.

— Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта,
 измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

 — Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

— Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

— Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

  1.  СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета.

Числа и величины

Счёт предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до миллиона. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Масса. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна). Вместимость. Единица вместимости (литр).Время. Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

Арифметические действия

Сложение, вычитание, умножение и деление.  Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Арифметические действия с числами «нуль» и «единица».  Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.  Числовое выражение. Скобки. Порядок  действий. Нахождение значения числового выражения. Перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении. Умножение и деление суммы на число. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений.

 Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правильности вычислений. Прикидка и оценка суммы, разности, произведения, частного.

Текстовые задачи

         Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом..

Задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Задачи, содержащие зависимость, характеризующую процесс движения (скорость, время, пройденный путь), работы (производительность труда, время, объем всей работы), расчёта стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), изготовление товара (расход на  предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на время ( начало, конец, продолжительность события. Решение задач разными способами.

 Задачи, содержащие долю (половина, треть, четверть, пятая часть и т.п.) Задачи на нахождение доли целого и целого по значению его доле.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше, между и пр.).

Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, угол, ломаная; многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Различение  окружности и круга, построение окружности с помощью циркуля.

           Геометрические тела. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

Геометрические величины

 Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр).  Измерение длины отрезка. Периметр. Вычисление периметра, треугольника,   прямоугольника, квадрата.

Площадь. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.

Работа с данными

Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин. Фиксирование результатов сбора.

Таблица. Чтение и заполнение таблицы.

Интерпретация  таблицы.

Диаграмма. Чтение диаграмм: столбчатой, круговой.

 


  1.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

                               1 класс  (4 часа в неделю, 132 часа в год)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

В т.ч. контрольных работ

Основные виды учебной деятельности учащихся

 

1.

Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления

8

1

Называть числа в порядке их следования при счёте.

Отсчитывать из множества предметов заданное количество (8—10 отдельных предметов).

Сравнивать две группы предметов: объединяя предметы в пары и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счёте; делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько.

Моделировать разнообразные расположения объектов на плоскости и в пространстве по их описанию и описывать расположение объектов с использованием слов: вверху, внизу, слева, справа, за.

Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, ещё позднее

 2.

Числа от 1 до 10. Число 0. Нумерация .

28

1

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа.

Определять место каждого числа в этой последовательности, а также место числа 0 среди изученных чисел.
Считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счёта.

Писать цифры. Соотносить цифру и число.

Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.

Выполнять задания творческого и поискового характера,

применять знания и способы действий в измененных условиях.

Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с
использованием мерок).

Различать и называть прямую линию, кривую, отрезок, луч, ломаную. Различать, называть многоугольники (треугольники, четырехугольники и т. Д.).

Строить многоугольники из соответствующего количества палочек.

Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.

Сравнивать любые два числа и записывать результат сравнения, используя знаки сравнения «>», «<», «=». Составлять числовые равенства и неравенства.

Упорядочивать заданные числа.
Составлять из двух чисел числа от 2 до 5 (4 — это 2 и 2; 4 — это 3 и 1

Упорядочить заданные числа по их расположению в натуральном ряду чисел.

Отбирать загадки, пословицы и поговорки. Собирать и классифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы и поговорки).

Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать
результат работы.

Измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах.

Чертить отрезки заданной длины (в сантиметрах).

Использовать понятия «увеличить на …, уменьшить на …» при составлении схем и при записи числовых выражений.

Выполнять задания творческого и поискового характера,

применять знания и способы действий в измененных условиях.

 3.

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание.

56

2

Моделировать действия сложение и вычитание с помощью предметов (разрезного материала), рисунков; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложение и вычитание, записывать по ним числовые равенства.

Читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма).

Выполнять сложение и вычитание вида:  ± 1,  ± 2.

Присчитывать и отсчитывать по 2.

Работать на простейшей вычислительной машине, используя её рисунок.
Работать в паре при проведении математических игр: «Домино с картинками», «Лесенка», «Круговые примеры».

Выделять задачи из предложенных текстов.

Моделировать с помощью предметов, рисунков, схематических рисунков и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложение и вычитание; задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

Выполнять сложение ми вычитание вида  ± 3.

Присчитывать и отсчитывать по 3.

Дополнять условие задачи одним недостающим данным

Выполнять задания творческого и поискового характера, применяя знания и способы действий в изменённых условиях.

Контролировать и оценивать свою работу.

Выполнять вычисления вида: ± 4.

Решать задачи на разностное сравнение чисел.

Применять переместительное свойство сложения для случаев вида  + 5,  + 6,  + 7,  + 8,  + 9.

Проверять правильность выполнения сложения, используя

другой приём сложения, например приём прибавления по частям ( + 5 =  + 2 + 3).

Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств. Выполнять вычисления вида: □± 4.

Решать задачи на разностное сравнение чисел.

Применять переместительное свойство сложения для случаев вида □ + 5, □ + 6, □ + 7, □ + 8, □ + 9.

Проверять правильность выполнения сложения, используя

другой приём сложения, например приём прибавления по частям (□ + 5 = □ + 2 + 3).

Сравнивать разные способы сложения, выбирать наиболее удобный.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

 4.

Числа от 1 до 20. Нумерация

34

3

Образовывать числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц.

Сравнивать числа в пределах 20, опираясь на порядок их следования при счёте.

Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи.

Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Выполнять вычисления вида 15 + 1, 16 – 1, 10 + 5, 14 – 4,

18 – 10, основываясь на знаниях по нумерации.
Составлять план решения задачи в два действия.

Решать задачи в два действия.

Выполнять задания творческого и поискового характера,

применять знания и способы действий в измененных условиях

Моделировать приём выполнения действия сложение с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.

Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.

Выполнять задания творческого и поискового характера,

применять знания и способы действий в изменённых условиях

Моделировать приёмы выполнения действия вычитание

с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счётные палочки, графические схемы.

Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20.

Выполнять задания творческого и поискового характера,

применять знания и способы действий в измененных условиях.

Собирать информацию: рисунки, фотографии клумб, цветников, рабаток.

Наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера, цвета в отобранных узорах и орнаментах, закономерность их чередования.

Составлять свои узоры.

Контролировать выполнение правила, по которому

составлялся узор.

Работать в группах: составлять план работы, распределять виды работ между членами группы, устанавливать сроки выполнения работы по этапам и в целом, оценивать результат работы.

Контролировать и оценивать свою работу, её результат,

делать выводы на будущее

5.

Итоговое повторение

6

1

ИТОГО

132

8


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

2 класс (4 часа в неделю, 136 часов в год)

№ п/п

Название  раздела, темы

Количество часов

В т.ч. контрольных работ

Основные виды учебной деятельности учащихся

1.

Числа от 1 до 100 Нумерация

16

1

Образовывать, называть и записывать числа в пределах 100.

Сравнивать числа и записывать результат сравнения.

Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа.

Классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.

Заменять двузначное число суммой разрядных слагаемых.

Выполнять сложение и вычитание вида 30 + 5, 35 – 30 Переводить одни единицы длины в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Сравнивать стоимость предметов в пределах 100 р.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Соотносить   результат   проведённого   самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы

2.

Сложение и вычитание

20

2

Составлять и решать задачи, обратные заданной.

Моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между величинами в задачах на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

Объяснять ход решения задачи.

Обнаруживать и устранять логические ошибки и ошибки в вычислениях при решении задачи.

Отмечать изменения в решении задачи при изменении ее условия или вопроса.

Определять по часам время с точностью до минуты.

Вычислять длину ломаной и периметр многоугольника.

Читать и записывать числовые выражения в два действия.

Вычислять значения выражений со скобками и без скобок, сравнивать два выражения.

Применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Собирать материал по заданной теме.

Определять и описывать закономерности в отобранных узорах.

Составлять узоры и орнаменты.

Составлять план работы.

Распределять работу в группе, оценивать выполненную работу.

3.

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

50

3

Моделировать и объяснять ход выполнения устных действий сложение и вычитание в пределах 100.

Выполнять устно сложение и вычитание в пределах 100 (табличные, нумерационные случаи, сложение и вычитание круглых десятков, сложение двузначного и однозначного чисел и др.)

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный. 

Записывать решения составных задач с помощью выражения.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Выстраивать и обосновывать стратегию успешной игры.

Вычислять значение буквенного выражения с одной переменной при заданных значениях буквы, использовать различные приёмы при вычислении значения числового выражения, в том числе правила о порядке выполнения действий в выражениях, свойства сложения, прикидку результата.

Решать уравнения вида 12 + х ~ 12, 25 - х = 20, х - 2 = 8, подбирая значение неизвестного.

Выполнять проверку правильности вычислений.

Использовать различные приёмы проверки правильности выполненных вычислений.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий

Применять письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел с записью вычислений столбиком, выполнять вычисления и проверку.

Различать прямой, тупой и острый угол. Чертить углы разных видов на клетчатой бумаге.

Выделять прямоугольник (квадрат) из множества четырехугольников.

Чертить прямоугольник (квадрат) на клетчатой бумаге.

Решать текстовые задачи арифметическим способом задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Выбирать заготовки в форме квадрата.

Читать знаки и символы, показывающие, как работать с бумагой при изготовлении изделий в технике «Оригами».

Собирать информацию по теме «Оригами» из различных источников, включая Интернет.

Читать представленный в графическом виде план изготовления изделия и изготавливать по нему изделие.

Составлять план работы.

Работать в паре: обмениваться собранной информацией, распределять, кто какие фигуры будет изготавливать, оценивать работу друг друга, помогать друг другу устранять недочёты

4.

Числа от 1 до 100. Умножение и деление

18

1

Моделировать действие умножение с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей.

Заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение — суммой одинаковых слагаемых (если возможно).

Умножать 1 и 0 на число.

Использовать переместительное свойство умножения при вычислениях.

Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия умножение.

Моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей. Решать текстовые задачи на умножение. Находить различные способы решения одной и той же задачи.

Вычислять периметр прямоугольника Моделировать действие деление с использованием предметов, схематических рисунков, схематических чертежей.

Решать текстовые задачи на деление.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Работать в паре: оценивать правильность высказывания товарища, обосновывать свой ответ

5.

Числа от 1 до 100. Умножение и деление. Табличное умножение и деление

21

2

Использовать связь между компонентами и результатом умножения для выполнения деления. Числа от 1 до 100. Умножение и деление. Табличное умножение и деление. Умножать и делить на 10.

Решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.

Решать задачи на нахождение третьего слагаемого.

Оценивать результаты своей темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Выполнять умножение и деление с числами 2 и 3

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

6.

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились во 2 классе»

10

 

7.

Проверка знаний

1

1

ИТОГО

136

10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

3 класс (4 часа в неделю, 136 часов в год)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

В т.ч. контрольных работ

Основные виды учебной деятельности учащихся

1.

Числа от 1 до 100

Сложение и вычитание

8

Выполнять сложение и вычитание  чисел в пределах 100.

Решать уравнения  на нахождение неизвестного слагаемого,  неизвестного  уменьшаемого, неизвестного вычитаемого на основе знаний о взаимосвязи чисел при сложении, при  вычитании.

Обозначать геометрические фигуры буквами.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

2.

Табличное умножение и деление

28

1

Применять правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок при вычислениях значений числовых выражений.

Вычислять значения числовых выражений в 2—3 действия со скобками и без скобок.

Использовать математическую терминологию при чтении и записи числовых выражений.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычисления значения числового выражения (с опорой на свойства арифметических действий, на правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях). Анализировать текстовую задачу и выполнять краткую запись задачи разными способами, в том числе и табличной форме.

Моделировать с использованием схематических чертежей зависимости между пропорциональными величинами.

Решать задачи арифметическими способами.

Объяснять выбор действий для решения.

Сравнивать задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, приводить объяснения.

Составлять план решения задачи.

Действовать по предложенному или самостоятельно составленному плану.

Пjяснять ход решения задачи.

Наблюдать и описывать изменения в решении задачи при изменении её условия и, наоборот, вносить изменения в условие (вопрос) задачи при изменении в её решении.

Обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и вычислительного характера, допущенные при решении.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в изменённых условиях.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления с числами 2—7.

Применять знания таблицы умножения при вычислении значений числовых выражений.

Находить число, которое в несколько раз больше (меньше) данного.

Выполнять задания творческого и поискового характера. Работать в паре. Составлять план успешной игры.

Составлять сказки, рассказы с использованием математических понятий, взаимозависимостей, отношений, чисел, геометрических фигур, математических терминов.

Анализировать и оценивать составленные сказки с точки зрения правильности использования в них математических элементов.

Собирать и классифицировать информацию.

Работать в парах. Оценивать ход и результат работы

3.

Таблица умножения и деления  с числами 8 и 9

17

1

Воспроизводить по памяти таблицу умножения и соответствующие случаи деления.

Применять знания таблицы умножения при выполнении вычислений.

Сравнивать геометрические фигуры по площади.

Вычислять площад ь прямоугольника разными способами.

Умножать числа на 1 и 0. Выполнять деление 0 на число, не равное 0.

Анализировать задачи, устанавливать зависимости между величинами, составлять план решения задачи, решать текстовые задачи разных видов.

Чертить окружность (круг) с использованием циркуля. Моделировать различное расположение кругов на плоскости.

Классифицировать геометрические фигуры по заданному или найденному основанию классификации.

4.

Доли

11

2

Находить долю величины и величину по ее доле. Сравнивать разные доли одной и той же величины. Описывать явления и события с использованием величины времени.

Переводить  одни единицы времени в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Выполнять задания творческого  и поискового характера. Дополнять задачи-расчеты недостающими данными и 1ешать их. Располагать предметы на плане комнаты по описанию.

Работать (по рисунку ) на вычислительной машине, осуществляющей выбор продолжения работы.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

5.

Внетабличное     умножение и деление

27

1

Выполнять  внетабличное умножение и деление в пределах 100 разными способами.

Использовать правила умножения суммы на число при выполнении внетабличного умножения и правила деления суммы на число при выполнении деления.

Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.

Использовать разные способы для проверки выполненных

Вычислять значения выражений с двумя переменными при заданных значениях входящих в них букв, используя правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, свойства сложения, прикидку результата.

Решать уравнения на нахождение неизвестного множителя, неизвестного  делимого, неизвестного делителя

Разъяснять смысл деления с остатком, выполнять деление с остатком и его проверку

Решать текстовые задачи арифметическим  способом

Выполнять задания творческого и поискового характера: задания, требующие соотнесения рисунка с высказываниями, содержащие логические связки: «если не …., то…», «если не…, то не…..»; выполнять преобразование геометрических фигур по заданным условиям.       Составлять и решать практические задания с жизненными сюжетами.                       Проводить сбор информации, чтобы дополнять условия задач с недостающими данными, и решать их.                           Составлять план решения задачи/ Работать в парах, анализировать  и оценивать результат работы.

Оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Анализировать свои действия и управлять ими.

6.

Нумерация

13

1

Читать и записывать трёхзначные числа.

Сравнивать трёхзначные числа и записывать результат сравнения.

Заменять трёхзначное число суммой разрядных слагаемых.

Упорядочивать заданные числа.

Устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность, продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа.

Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному основанию.

Переводить одни единицы массы в другие: мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.

Сравнивать предметы по массе, упорядочивать их.

Выполнять задания творческого и поискового характера: читать и записывать числа римскими цифрами; сравнивать позиционную десятичную систему счисления с римской непозиционной системой записи чисел

Читать записи, представленные римскими цифрами, на цифровых циферблатах часов, в оглавлении книг, в обозначении веков.

Анализировать достигнутые результаты и недочеты, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

7.

Числа от 1 до 1000

Сложение и вычитание

10

1

Выполнять устно вычисления в случаях, сводимых к действиях в пределах 100, используя различные приемы устных вычислений.                                                 Сравнивать  разные способы вычислений, выбирать удобный.

Применять алгоритмы письменного сложения и вычитания чисел и выполнять эти действия с числами в пределах 1000.

Контролировать пошагово правильность применения алгоритмов арифметических действий при письменных вычислениях.

Различать треугольники по видам (разносторонние и равнобедренные, а среди равнобедренных – равносторонние) и называть их.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку  зрения товарища

 8.

Умножение и деление

12

Использовать различные приёмы для устных вычислений.
Сравнивать разные способы вычислений , выбирать удобный.

Различать треугольники :прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Находить их в более сложных фигурах.

Применять алгоритмы письменного умножения и деления многозначного числа на однозначное и выполнять эти действия.

Использовать различные приёмы проверки правильности вычислений , проводить проверку правильности вычислений с использованием  калькулятора.

 9.

Итоговое повторение «Что узнали, чему научились в 3 классе». Проверка знаний

10

1

ИТОГО

136

8

                       

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

4 класс  (4 часа в неделю, 136 часов в год)

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

В т.ч контрольных работ

Основные виды учебной деятельности учащихся

1.

Повторение. Числа от 1 до 1000

13

1

Читать и строить столбчатые диаграммы

Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания. Излагать и отстаивать свое мнение аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища, обсуждать высказанные мнения.

2.

Нумерация

11

1

Считать предметы десятками, сотнями, тысячами.

Читать и записывать любые числа в пределах миллиона.

Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выделять в числе единицы каждого разряда. Определять и называть общее кол-во единиц любого разряда, содержащихся в числе.                 Сравнивать числа по классам и разрядам.       Упорядочивать заданные числа .Устанавливать правило, по которому составлена числовая  последовательность, продолжать ее, восстанавливать пропущенные в ней элементы. Оценивать правильность составления числовой последовательности.                                 Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку, находить несколько вариантов группировки.                                                                         Увеличивать (уменьшать) числа в 10, 100, 1000 раз.

Собирать информацию о своем городе (селе) и на этой основе создать математический справочник «Наш город (село) в числах».                        Использовать материал справочника для составления и решения различных текстовых задач.                                                                        Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Составлять план работы.                     Анализировать и оценивать результат работы.

3.

Величины

18

1

Переводить одни единицы в другие, мелкие в более крупные и крупные в более мелкие, используя соотношения между ними.                                    Измерять и сравнивать длины: упорядочивать их значения.                                                                    Сравнивать значения площадей равных фигур. Переводить одни единицы площади в другие, используя соотношения между ними. Определять площади фигур произвольной формы, используя палетку.

Перевозить одни единицы массы в другие, используя соотношения между ними.                 Приводить примеры и описывать ситуации, требующие перехода от одних единиц к другим (от мелких к более крупным и от крупных к более мелким).                                            `                      

Исследовать ситуации, требующие сравнения объектов по массе, упорядочивать их.

Переводить одни единицы времени в другие. Исследовать ситуации, требующие сравнения событий по продолжительности, упорядочивать их. Решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события.

4.

Сложение и вычитание многозначных чисел

11

1

Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения; сложение и вычита-ние величин.                                                  Осуществлять пошаговый контроль правильности выполнения арифметических действий (сложение, вычитание).                                         Выполнять сложение и вычитание значений величин.                                                           Моделировать зависимости между величинами в текстовых задачах и решать их.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недоче-тов, проявлять личностную заинтересованность в расширении способов знаний и способов действий.

5.

Умножение и деление многозначного числа на однозначное

11

1

Выполнять письменное умножение и деление многозначного числа на однозначное. Осуществлять пошаговый контроль за правильности выполнения арифметических действий (умножение и деление многозначного числа на однозначное).                                                  Составлять план решения текстовых задач и решать их арифметическим способом. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий

6.

Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние

16

1

Моделировать взаимозависимости между величинами: скорость, время, расстояние. Переводить одни единицы скорости в другие. Решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние.

Применять свойство умножения числа на произведение в устных и письменных вычислениях.                                                                  Выполнять устно и письменно умножение на  числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы. Выполнять задания творческого и   поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.  Работать в паре. Находить и исправлять неверные высказывания.

Излагать и отстаивать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, оценивать точку зрения товарища

7.

Деление числа на произведение

11

1

Применять свойство деление числа на произведение в устных и письменных вычислениях. Выполнять устно и письменно деление числа, оканчивающиеся нулями, объяснять используемые приемы. Выполнять деление с остатком на числа 10, 100,1000. Выполнять схематические чертежи по текстовым задачам на одновременное встречное движение и движение в противоположных направлениях и решать такие задачи. Составлять план решения. Обнаруживать допущенные ошибки. Собирать и систематизировать информацию по разделам.

Отбирать, составлять и решать математические задачи повышенного уровня сложности. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Составлять план работы. Анализировать и оценивать результаты работы. Оценивать результаты усвоения учебного материала, делать выводы, планировать действия по устранению выявленных недочетов, проявлять личностную заинтересованность в расширении знаний и способов действий.

Соотносить результат с поставленными целями изучения темы.

 8.

Письменное умножение многозначного числа на двузначное  и трехзначное число

13

1

Применять в вычислениях свойство  умножения числа на сумму нескольких  слагаемых.                    

 Выполнять письменно умножение многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение. Осуществлять пошаговый контроль правильности полноты выполнения алгоритма арифметического действия умножение.

Решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям.

Выполнять прикидку результата, проверять полученный результат

9.

Письменное деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число

20

1

Объяснять каждый шаг в алгоритмах письменного деления многозначного числа на двузначное и трехзначное число.

Выполнять письменно деление многозначных чисел на двузначное и трехзначное число, опираясь на знание алгоритмов письменного выполнения действия умножение.

Осуществлять пошаговый контроль правильности полноты выполнения алгоритма арифметического действия  - деление.                                                                 Проверять выполненные действия: умножение делением и деление умножением.                                                                                

Распознавать и называть геометрические тела: куб, шар, пирамида.                                 Изготавливать модели куба и пирамиды с использованием  разверток. Моделировать разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.                                                          

Соотносить реальные объекты с моделями многогранников и шара.

10.

Итоговое повторение

12

1

ИТОГО

136

10

   


VIII. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ.  

1 класс

Виды работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Контрольные работы/тесты

2

1

3

2

8

1 четверть

  1. Контрольная работа №1 по теме «Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления».
  2. Контрольная работа №2 по теме «Нумерация».

2 четверть

  1. Контрольная работа №3 по теме «Сложение и вычитание» (тестовая форма).

3 четверть

  1. Контрольная работа №4 по теме «Связь между суммой и слагаемыми» (тестовая форма).
  2. Контрольная работа № 5 по теме «Нумерация чисел от 1 до 20».
  3. Контрольная работа №6 по теме «Решение задач в два действия».

4 четверть

  1. Контрольная работа № 7 по теме «Табличное сложение и вычитание» (тестовая форма).
  2. Годовая контрольная работа №8.

   ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ.  

2 класс

Виды работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Контрольные работы/тесты

3

2

2

3

10

  1. четверть
  1. Контрольная работа №1 по теме «Нумерация» (тестовая форма).
  2. Контрольная работа №2 по теме «Решение задач на нахождение периметра и компонентов    действий при вычитании».
  3. Контрольная работа №3 по теме «Сочетательное свойство сложения».

2 четверть

  1. Контрольная  работа №4 по теме «Устные приемы сложения и вычитания чисел в

             пределах 100» (тестовая форма).

  1. Контрольная работа №5 по теме «Решение задач и уравнений изученных видов»

3 четверть

  1. Контрольная работа №6 по теме «Письменные приемы сложения и вычитания двузначных чисел» (Взаимная проверка).
  2. Контрольная работа №7 по теме «Решение задач, раскрывающие смысл деления» (взаимная  проверка).

  1. четверть
  1. Контрольная работа №8 по теме «Связь между компонентами и результатом умножения»   (тестовая форма).
  2. Контрольная работа №9 по теме «Решение задач изученных видов» (взаимная проверка)
  3. Годовая контрольная работа № 10.

   ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ.  

 3 класс

Виды работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Контрольные работы/тесты

2

2

2

2

8

1 четверть

  1. Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов.
  2. Контрольная работа №1 по теме «Табличное умножение и деление с числами 4,5,6,7.Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз».

                                                 

2 четверть

  1. Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения».
  2. Контрольная работа №2 по теме «Доли».

3 четверть

  1. Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма) Анализ   результатов.
  2. Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма) Анализ      результатов.

4 четверть

  1. Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». Работа в паре по тесту «Верно? Неверно?»
  2. Контрольная работа №3 по теме «Итоговое повторение»

   ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ.  

4 класс

Виды работ

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Контрольные работы/тесты

2

3

3

2

10

  1. четверть
  1. Входная контрольная работа №1 по теме «Повторение. Числа от 1 до 1000» (взаимная проверка).
  2. Контрольная работа №2 по теме «Нумерация».

  1. четверть
  1. Контрольная работа №3 по теме «Величины» (тестовая форма).
  2.  Контрольная работа №4 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» (тестовая форма, взаимная проверка).
  3. Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление многозначного числа на однозначное» (тестовая форма).

3 четверть

  1. Контрольная работа № 6 по теме «Зависимости  между величинами: скорость,  время,  расстояние» (взаимопроверка знаний).
  2. Контрольная работа №7 по теме «Деление числа на произведение» (тестовая форма).
  3. Контрольная работа №8 по теме «умножение многозначного числа на двузначное и трехзначное число» .

4 четверть

  1. Контрольная работа №9 по теме «Письменное деление многозначного числа на двузначное и трехзначное число».
  2. Годовая контрольная работа №10.

IX. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

 

В 1 классе   пятибалльная система оценок не используется.  

Во всех классах начиная со второго действует пятибалльная система оценок, и учитель руководствуется следующими нормами оценок знаний, умений и навыков учащихся.

  1. Оценка устных ответов.

Оценка «5» ставится ученику, если он :

при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться;

производит вычисления правильно, достаточно быстро и рационально; умеет проверить произведённые вычисления;

умеет самостоятельно решить задачу (составить план, объяснить ход

решения, точно сформулировать ответ на вопрос к задаче); правильно выполняет задания практического характера.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует

требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает

отдельные неточности в работе, которые исправляет сам при указании

учителя о том, что он допустил ошибку.

Оценка «3» ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов и исправляет допущенные ошибки после пояснения

 учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и примеров.

  1. Письменная проверка знаний, умений, навыков.

Письменная работа по математике может состоять только из примеров, только из задач, быть комбинированной или" представлять собой математический диктант, когда учащиеся записывают только ответы. Объём контрольной работы трёх первых видов должен быть таким, чтобы на её выполнение учащимся требовалось в I полугодии II класса до 20 минут, во II полугодии до 35 минут, в I и II полугодиях III и IV класса до 40 минут, причём за указанное время учащиеся должны успеть не только выполнить работу, но и проверить её.

А. Письменная работа, содержащая только примеры.

При оценке письменной работы, включающей только примеры (при числе вычислительных действий не более 12) и имеющей целую проверку вычислительных навыков учащихся, ставится следующие отметки:

Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1-2 вычислительные ошибки. 

Оценка «3» ставится, если в работе допущены 3-4 вычислительные ошибки.

Оценка «2» ставится, если в работе допущены 5 и более вычислительных ошибок.

Б. Письменная работа, содержащая только задачи.

При оценке письменной работы, состоящей только из задач (2-3 задачи) и имеющей целью проверку умений решать задачи ставятся следующие отметки:

Оценка «5» ставится, если все задачи решены без ошибок.

Оценка «4» ставится, если нет ошибок в ходе решения задач, но допущены 1-

2 вычислительные ошибки.

Оценка «3» ставится, если допущены хотя бы 1 ошибка в ходе решения задачи независимо от того, 2 или 3 задачи содержит работа, и .1 вычислительная ошибка или если вычислительных ошибок нет, но не решена 1 задача.

Оценка «2» ставится, если допущены ошибки в ходе решения двух задач или допущена 1 ошибка в ходе решения задач и 2 вычислительные ошибки в других задачах.

В. Письменная комбинированная работа.

Письменная комбинированная работа ставит своей целью проверку знаний, умений, навыков учащихся по своему материалу темы, четверти (триместра), полугодия, всего учебного года и содержит одновременно задачи, примеры и задания других видов (задания по нумерации чисел, на сравнение чисел, на порядок действий и др.). Ошибки, допущенные при вычислении этих видов заданий, относятся к вычислительным ошибкам.

  1. При оценке письменной комбинированной работы, состоящей из одной задачи, примеров и заданий других видов, ставятся следующие отметки:

Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

Оценка «4» ставится, если в работе допущена 1 или 2 вычислительные ошибки.

Оценка «3» ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения задачи при правильном выполнении всех остальных заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задачи.

Оценка «2» ставится, если допущена ошибка в ходе решения задачи и хотя бы 1 вычислительная ошибка или при решении задачи и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.

  1. При оценке письменной комбинированной работы, состоящей из двух задач и примеров, ставятся следующие отметки:

Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

Оценка «4» ставится, если в работе допущена 1 или 2 вычислительные

ошибки.

Оценка «3» ставится, если в работе допущена ошибка в ходе решения одной из задач, при правильном выполнении всех остальных заданий или

допущены 3-4 вычислительные ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задач.

Оценка «2» ставится, если допущены ошибки в ходе решения двух задач, или допущена ошибка в ходе решения одной из задач и 4 вычислительные ошибки, или допущено при решении задач и примеров более 6 вычислительных ошибок.

Примечание. Наличие в работе недочётов вида: неправильное списывание данных, но верное выполнение задания, грамматические ошибки в написании математических терминов и общепринятых сокращений, неряшливое оформление работы, большое число исправлений ведёт к снижению оценки на один балл, но не ниже «3».

Г. Математический диктант.

При оценке математического диктанта, включающего 12 и более арифметических действий, ставятся следующие отметки:

Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена безошибочно.

Оценка «4» ставится, если выполнена неверно 1/5 часть примеров от их общего числа.

Оценка «3» ставится, если выполнена неверно 1/4 часть примеров от их общего числа.

Оценка «2» ставится, если выполнена неверно 1/2 часть примеров от их общего числа.

Ш. Итоговая оценка знаний, умений и навыков.

1.3а учебную четверть (триместр) и за год знания, умения и навыки учащихся по математике во II - IV классах оцениваются одним баллом. 2. Основанием для выставления итоговой оценки служат результаты систематических наблюдений учителя за повседневной работой учащихся, результаты устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придаётся наибольшее значение.

При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если большинство его текущих контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.

IV.Тест:

«5» - ставится, когда учащийся выполнил 90-100% всей работы.

«4» - ставится, когда учащийся выполнил 75-89 % всей работы.

«3» - ставится, когда учащийся выполнил 60-74 % всей работы.

«2» - ставится, когда учащийся выполнил менее 60 % работы.


Х. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Материально-техническое обеспечение:

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

- проектор.

- ноутбук.

- экран.

2. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:

Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс (Диск СД- RОМ), авторы С. И. Волкова, М. К. Антошин, Н. В. Сафонова.

Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс (Диск СД- RОМ), авторы С. И. Волкова, М. К. Антошин, Н. В. Сафонова

- интернет ресурсы: ЦОР -  http://school-collection.edu.ru/

- презентации на электронном носителе

3. Учебно-методическое обеспечение

Программа

 Математика: Рабочие программы: 1-4 классы. Моро М.И. и др.

Учебники

Моро М.И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч. Ч. 1. Моро М.И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник: 1 класс: В 2 ч. Ч. 2.

Моро М.И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч. Ч. 1.

Моро М.И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч. Ч. 2

Моро М.И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник: 3 класс: В 2 ч. Ч. 1.

Моро М.И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник: 3 класс: В 2 ч. Ч. 2.

Моро М. И., Волкова С.И., Cтепанова С. В. Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч. Ч. 1.

Моро М.И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика: Учебник: 4 класс: В 2 ч. Ч. 2

Методическая литература

Бантова М. А., Бельтюкова Г.В., Степанова С. В. Математика: Методическое пособие:  

1 класс.

Бантова М. А., Бельтюкова Г.В., Степанова С. В.  Математика: Методическое пособие:

2 класс.

Бантова М. А., Бельтюкова Г.В., Степанова С. В. Математика: Методическое пособие:

 3 класс.

Бантова М. А., Бельтюкова Г.В., Степанова С. В. Математика: Методическое пособие:

  1. класс.

М.И.Моро, С.И.Волкова.  Математика (рабочая тетрадь), 2 части. 1 класс. - М.: Просвещение, 2011 г.

С.И.Волкова. Математика. Контрольные работы (для учителя). 1 класс. - М.: Просвещение, 2010 г.

С.И.Волкова. Математика. Проверочные работы. 1 класс. - М.: Просвещение, 2012 г.

М.И.Моро, С.И.Волкова. Математика. Для тех, кто любит математику. 1 класс. - М.: Просвещение, 2010 г.

М.И.Моро, С.И.Волкова.  Математика (рабочая тетрадь), 2 части. 2 класс. - М.: Просвещение, 2012 г.

М.И.Моро, С.И.Волкова. Математика. Для тех, кто любит математику. 2 класс. - М.: Просвещение, 2011 г.

М.И.Моро, С.И.Волкова.  Математика (рабочая тетрадь), 2 части. 3 класс. - М.: Просвещение, 2013 г.

М.И.Моро, С.И.Волкова. Математика. Проверочные работы. 3 класс. - М.: Просвещение, 2013 г.

Наглядные пособия

Разрезной счетный материал по математике (приложение к учебнику 1 класса)

Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Комплект таблиц для начальной школы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...