Урок математики в 4 классе
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Дягина Надежда Николаевна

Урок математики в 4 классе на тему "Письменное умножение на двузначное число" Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_4_klass.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Тема: Письменное умножение на двузначное число

Цели: познакомить с письменным приемом умножения на двузначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное умножение на двузначное число; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; читать равенства, используя математическую терминологию; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи на движение; составлять и решать обратные задачи; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

                                                                Ход урока

I.        Организационный момент

II.        Актуализация знаний

  1. Устный счет

        Работа над задачами

—        Запишите решение задач выражением.

•        В древности люди считали железо драгоценным металлом. Археологи на острове Крит нашли серебряное кольцо, покрытое железом, массой 40 г. Серебро составляло девять десятых частей массы кольца. Сколько граммов железа содержало кольцо? (40:10 = 4 (г).)

•        Периметр какого участка больше — квадратного участка почтальона Печкина со стороной 250 дм или прямоугольного участка дяди Федора со сторонами 20 м и 30 м? ((200 + 300) · 2 = 250 · 4.)

•        Найдите площадь квадрата, периметр которого равен 3 м 20 см. ((320: 4) · (320: 4) = 6400 (см2).)

         Перевод единиц измерения.

– Переведите:

18 т 4 ц = … кг             600 см2 = … дм2

3 т 5 кг = … кг             13 дм2 = … см2

18 дм2 = … см2                1 м2 = … дм2

28 ч = … сут. … ч       17 000 см2 = … дм2

            Индивидуальная работа

          №160

III.        Самоопределение к деятельности

  1. Повторение изученных письменных приемов вычисления.

– Распределите числовые выражения в два столбика по приемам вычисления и найдите их значения.

63 · 20 =         7 · 23 =

43 · 4 =         23 · 12 =

6 · 24 =         51 · 40 =

– Какими приемами пользовались?

– Какое выражение оказалось лишним?

– Найдите подробно значение выражения.

  1. Ознакомление с приемами письменного умножения на двузначное число

—        Прочитайте выражение.

57×45

—        Какой закон умножения вы будете использовать, чтобы решить пример? (Распределительный: заменим множитель 45 суммой разрядных слагаемых: 57 × 40 + 57 × 5 = 2280 + 285 =  2565.)

—        Удобно ли выполнять такую запись? (Нет, запись слишком длинная.)

—        Какой еще способ вы можете предложить? (Выполнить умножение столбиком.)

—        Кто хочет выполнить запись на доске?

                      (Выходит желающий ученик.)

—        С какого разряда начнем умножение столбиком? (С единиц.)

—        Выполните умножение на единицы. Какое произведение получилось? (285.)

—        Запишите единицы под единицами, десятки под десятками, сотни сместите влево.

—        Выполните умножение на десятки. Какое произведение получилось? (2280.)

—        Запишите единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, тысячи сместите влево.

—Сложите произведения.

               X57

                 45

               285

             2280

             2565

              (Учитель открывает запись на откидной доске.)

                 X57

                 45

               285

             228

             2565

—        Сравните вашу запись с записью на доске.

—        Что вы заметили? (Из произведения, полученного при умножении на десятки,   убрали ноль.)

—        Изменился ли результат? Почему? (При сложении любого числа с нулем получается то же самое число.)

—        Какая запись удобнее?

—        Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять умножение на двузначное число столбиком.)

IV.        Работа по теме урока

Работа по учебнику

—        Проверьте, правильно ли мы выполнили умножение столбиком. Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 44.

—        Составьте алгоритм умножения на двузначное число.

 (Алгоритм учитель вывешивает на доску.)

Алгоритм умножения на двузначное число

1.        Записываем единицы под единицами, десятки под десятками!

2.        Умножаем первый множитель на число единиц.

3.        Получаем первое неполное произведение.

4.        Умножаем первый множитель на число десятков.

5.        Начинаем записывать под десятками.

6.        Получаем второе неполное произведение.

7.        Складываем неполные произведения.

8.        Читаем ответ.

№156 (с. 44).

(Коллективное выполнение с комментированием по алгоритму.)

      №157 (с. 44).

(Первые три примера - коллективно, с комментированием у доски, последний — самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.)

V.        Физкультминутка

Так проворны наши руки —

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперед, назад —

С ними можно полетать!

Мы на пояс их поставим

И наклоны делать станем.

Ими можно помахать,

А прижав, тихонько спать.

Руки вверх поднимем выше

И легко-легко подышим.

VI.        Закрепление изученного материала

  1. Работа по учебнику

№158 (с. 44).

—        Прочитайте задачу.

—        Как кратко записать условие? (Сделать чертеж.)

 (Один ученик выполняет чертеж на доске, остальные — в тетрадях.)

—        Что известно в задаче? Что нужно найти?

—        Что найдем в первом действии? (Общую скорость, или скорость удаления.)

—        Как мы узнаем скорость второго самолета? {Из общей скорости удаления вычтем скорость первого самолета.)

—        Запишите решение задачи самостоятельно.

(Один ученик работает у доски. Самопроверка.)

Решение

1)        270 : 10 = 27 (км/мин) — скорость удаления;

2)        27 — 15 = 12 (км/мин).

Ответ: скорость второго самолета 12 км/мин.

—        Составьте обратные задачи и решите любую из них.

(Три ученика, решавшие разные задачи, записывают решения им доске. Проверка, самооценка. Тем, кто справится с задачами быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 154 (с. 44).)

 2. Задания  из электронного приложения к учебнику

3.Выполнение заданий в рабочей тетради

№5 (с. 39).

(Работа в парах. Коллективная проверка.)

VII.        Рефлексия

– Что нового мы сегодня узнали на уроке?

– Как умножить на двузначное число?

– Что мы повторяли сегодня на уроке?

– Какое задание на уроке понравилось вам больше всего? какое – меньше?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

VIII.        Подведение итогов урока

—        С каким вычислительным приемом вы познакомились сегодня на уроке?

—        Какие правила надо помнить при записи умножения на двузначное число столбиком?

—        Какие задачи мы решали сегодня?

—        Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание

Учебник: № 159 (с. 44).

Рабочая тетрадь: № 6 (с. 39).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...