Конспект урока по математике в 1 классе по теме: «Семь дней недели. Число 7»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Рябова Наталья Анатольевна


Конспект урока математики в 1 классе содержит последовательность работы учителя и детей на уроке,  перечень УУД формируемых во время занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chislo_7dop.doc508.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

№ 2 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

 

Конспект  открытого  урока

по математике

 в 1 классе

по теме:  «Семь дней недели. Число 7 »

Разработала :

Учитель начальных классов

 Рябова Наталья Анатольевна

г. Сызрань 2015г

Конспект урока по математике в первом классе.

Тема: «Семь дней недели. Число 7».

        Практическая значимость работы.

  • Урок разработан в свете требований новых ФГОС. Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке математике в 1 классе.

 Тип урока: урок овладения  предметными умениями,

                     формирования первоначальных  предметных навыков.

Цель:  создание условий учащимся для успешного усвоения информации о неделе и состава числа 7 через включение их в учебное исследование.

Учебно-воспитательные задачи:

  • формировать универсальные учебные действия учащихся;
  • познакомить учащихся с названием дней недели и  составом числа 7 его особенностями;
  • отрабатывать навыки счета с числами 1–7;
  • формировать навыки первичной исследовательской деятельности;
  • познакомиться с интересными сведениями об объектах окружающего мира;
  • пробуждать фантазию учащихся, вырабатывать умение проводить ассоциативные связи между изучаемыми понятиями и окружающим миром. – развивать математическую речь, мышление,   произвольное внимание, оперативную память, навыки контроля и самоконтроля.
  • способствовать воспитанию и развитию у учащихся коммуникативных связей, навыков сотрудничества при работе в паре, в группе; привитию интереса к учебному предмету.
  •  Воспитывать познавательный интерес учащихся к урокам математики через введение в урок  игровых моментов.

 Прогнозируемые результаты:

  • Учащиеся повторят порядок чисел в ряду от 1 до 7, состав числа 6.
  • Познакомятся с  названием  дней недели и составом числа 7, научатся его использовать при составлении числовых выражений.

 универсальные учебные  действия  на данном уроке

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Проявлять уважение к товарищам, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей.

Проговаривать последователь-ность  действий на уроке.

Знакомиться с   историей названия дней недели. Находить информацию в разных источниках.

Обозначать количество предметов символами, восстанавливать равенства, подбирать нужный знак

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

Место данного урока в системе уроков по избранной теме.   Второй   урок по теме «Число 7».

Форма проведения: урок-исследование с мультимедийным сопровождением.

Авторский медиапродукт: презентация

Оборудование:

     УМК «Планета знаний», учебник « Математика» М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова 1    класс, рабочая тетрадь №1

Медиаресурсы  презентация «Семь дней недели. Число 7».

Компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска.

План:

  1. Организационный момент. (3 мин)
  2. Работа по пройденному материалу. (5 мин)
  3. Постановка проблемы. “Открытие” нового знания . (13 мин)
  4. Физкультминутка (2 мин)
  5. Закрепление изученного материала. (8 мин)
  6. Резервное задание
  7. Подведение итогов урока. (2 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Технология « Педагогика сотрудничества»

Учитель:

- Здравствуйте дорогие ребята! Я рада сегодня вас приветствовать в нашем уютном классе. Похлопайте, пожалуйста, все у кого сегодня прекрасное настроение!

- Замечательно, у вас у всех сегодня хорошее настроение.

- Садитесь ребята, пожалуйста!

- Раз у всех приподнятое настроение сегодня на уроке математики, мы должны потрудиться не жалея сил и многому научиться.

- А поможет нам в этом наша долгожданная гостья , моя  незаменимая  помощница  Мудрая   Алиса.

  1. Работа по пройденному материалу.

Игровая технология

  1. Устный счёт. Разминка.

Беритесь, ребята,

Скорей за работу

Учитесь считать

Чтоб не сбиться со счёту!

Лиса  Алиса  подготовила  для вас небольшую разминочку:

Учитель:   Назови числа, которые стоят между 2 и 9.

Дети: 3,4,5,6,7

Учитель: Назовите соседей числа 9; справа от; слева от; между числами;

- Назовите предыдущее числу; последующее числу. Слайд 2

- Как получить предыдущее число? Как получить последующее число? Слайд 3

- Сколько концов у двух палок?

Дети: - 4 конца у двух палок.

- Сколько букв - в слове радуга?

Дети: - В слове  радуга  6 букв.

- Что наступает после лета?

Дети: -  После  лета  наступает осень.

- Назови четвертый день недели и последующий день

Дети: - Четвёртый день недели, это четверг. А следующий - пятница.

 

  • Задача на смекалку.

Учитель: Назовите пять дней недели, не называя их по именам

Дети: -  позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра

Учитель: Красная ленточка длиннее синей, но короче зелёной. Какая ленточка самая длинная? Самая короткая?

(На доске в ходе проверки появляется рисунок)

 

Задачка на внимание.

Учитель: Найдите пять отличий между лисичками-сестричками

Учитель: - Молодцы, все справились с заданиями, которые приготовил  Мудрая лисичка! Лисичка  тоже довольна  вашими ответами и благодарит вас за это!

  1.  Постановка проблемы. “Открытие” нового знания
  1. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: - Сегодня  Алиса  поможет открыть нам величайшую тайну числа, но какого именно числа вы должны догадаться сами. Отгадайте загадку:

В этой книге шесть листов простых,
А седьмой – золотой.

– О какой книге идёт речь? (Это календарь.)

  • Какие шесть листов простых, а седьмой золотой? (Дни недели.)

 (Показ календаря-численника) (Слайд)

Учитель: Кто догадался, чему будет посвящён наш урок математики?

Дети: Дням недели и  числу 7. 

  1. Работа над новым материалом. 

Технология «Проблемного обучения.  Исследовательская работа»

Учитель: А вы знаете дни недели по порядку? Назовите их скорей, если в счете не собьемся, ровно семь получим дней!

Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

- Какой день первым; последним; сегодня; вчера; завтра?
– Назовите эти дни по порядку.
– Какой по счёту день недели – воскресенье?
(Седьмой.)

Постановка проблемы (Слайд)

Учитель: А почему неделю  так называют? Откуда пришли названия каждого дня недели?

-Вам было дано задание: поискать эту информацию в разных источниках.

Работа по парам.  Каждой группе один день недели.

Учитель: Итак, что такое неделя, и понедельник?

 1 пара:  В словаре древнерусского языка слово неделя  имеет два значения. Первое - означает  воскресенье, воскресный день, день,  когда люди  отдыхали, ничего не делали,  и получилось слово неделя;  и второе значение слова неделя это семь дней.  
Неделя для нас — это промежуток времени в семь дней.

А старое значение? Полностью ли оно исчезло, нет ли памяти о нем в каких-то других словах? Обратимся к названиям дней недели.

Понедельник — первый день недели. Почему же он так назван? Вот здесь-то и сохраняется старое значение слова неделя - воскресенье. Понедельник — это день после недели, то есть после воскресенья:  
понедельник.  

2  пара:

Ученик: Вторник — второй день. Этимология слова весьма прозрачна. Оно составлено из основы порядкового числительного + суффикс - ник (втор/ой/-|-ник)

3 пара:

Ученик: Слово среда означает -  середина и является его старославянским вариантом  
Почему же средой (середой, по-народному) назван третий день недели, а не четвертый, который действительно является серединой недели, если считать понедельник первым днем недели, а воскресенье седьмым?

Эта «ошибка» в счете произошла потому, что по церковному обычаю неделя начиналась с «недели», то есть с воскресенья. При таком счете среда оказывалась средним днем недели.

4 пара:

Ученик: Четверг — четвертый день недели.   Со словом четверг известно шутливое выражение «после дождичка в четверг», то есть неизвестно когда или вовсе никогда.
5 пара

Ученик: Пятница, как это очевидно, образовано от числительного пять и суффикса -ниц (а) . «У него семь пятниц на неделе» , — говорят о непостоянном человеке, человеке, часто меняющем свои решения.

Пушкин иронически писал;
Смирдин меня в беду поверг,
У торгаша сего семь пятниц на неделе,
Его четверг на самом деле,
Есть после дождичка четверг.

6 пара:

Ученик: Суббота — шестой день недели. Название заимствовано из древнееврейского языка, в котором оно означало «покой», «отдохновение» . В несколько искаженном виде это слово сохраняется в просторечии — шабаш, что означает окончание работы.
 7 пара:

Ученик: Воскресенье — седьмой день недели. Название его связано с   воскресением Иисуса Христа. Поэтому этот день считался праздником. Под влиянием религии старое народное название (неделя) было вытеснено и заменено церковным. За неделей сохранилось его второе значение — промежуток времени, равный семи дням.

Учитель: Молодцы! Вы нашли ценную информацию, показали, что умеете работать с разными источниками, словарями, интернетом.

- А теперь ещё раз повторим, что же означают дни недели (Слайд)

- Воскресенье - день воскресения Иисуса Христа,
- Понедельник - день после недели (неделей называется воскресенье) ,
- Вторник - второй день недели,
- Среда - середина недели
- Четверг - четвертый день недели
- Пятница - пятый день недели
- Суббота - от еврейского слова « шабат» . Шабат - день покоя.

IV.Физкультминутка

Здоровьесберегающая технология

 Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку
1–2 – выше голова,
3–4 – руки шире, руки шире
5–6 – встать, присесть
7–8 – лень отбросим,
9–10 – счет ведем мы дружно вместе.
Вверх потянемся, прогнемся
И за парты мы вернемся.

V.Первичное закрепление.  (Работа по учебнику с.84 №1) 

Учитель: Откройте учебник на стр. 84

Учитель: Посмотрите №2. Перед вами страничка календаря. Сколько дней в неделе?

Дети:7

Учитель: Сколько  выходных?

Дети:  2

Учитель: А рабочих?

Дети:7-2=5

Учитель: Сколько пятниц в неделе? …. Сколько остальных дней?

Дети:7-1=5

Учитель: Про кого говорят, что у него  «Семь пятниц на неделе?»

Ученик: Так говорят о непостоянном человеке, человеке, часто меняющем свои решения.

Учитель: Сколько дней в неделе наш класс посещает школьные кружки? Сколько   дней в неделю  не посещает кружки?

Дети:7-3=4

Учитель: Сколько дней в неделе  у нашего класса урок математики? Сколько  дней  в неделе нет математики

Дети:7-4=3

Из каких же чисел состоит число 7?

Заполнение домика 7

Учитель: Рассмотрите рисунки. Что нарисовано  на этих рисунках?

Дети: Семь Семеонов.

По какому  принципу  разделены  герои  на первом рисунке?

Дети:   шесть  Симеонов - работников любят трудиться   и один  музыкант любит играть на дудочке  6+1=….

Учитель:  Как ещё их можно поделить?

Дети: Симеоны  бородатые и усатые 2+ ….= 7.

Учитель:  Как ещё разделили братьев?

Дети: Старшие в сапогах, младшие в лаптях 3+…=7

Результат записываем в домик, состав числа 7.

Учитель: Из каких же чисел состоит число 7?

Дети: Из 6 и 1, 5 и 2, 3 и 4,

– Кто догадался, чему ещё  будет посвящён наш урок математики?

 Дети: Числу 7.

Учитель: Конечно, это число 7  тема нашего урока..

Ребята, на уроке мы познакомимся с образование и составом этого числа будем решать примеры и задачки.

Технология  «Перспективно – обучающего  обучения»

Вот и  задачка от  лисички:

          Белка сушит на верёвке

Три  грибка и три морковки.

Прибежал хорёк,  притащил ещё грибок.

Съел зайчонок три морковки.

Что осталось на верёвке?

Дети: - На верёвке остались  4  грибка..

          Пять ворон на крышу сели,
         Две ещё к ним прилетели.
       Отвечайте быстро, смело,
       Сколько всех их прилетело? (7)

          Игровая технологи

Задачи в стихах:

Три книжки у Павлушки,
Четыре – у Андрюшки.
Сколько книжек у детей?
Ну-ка, сосчитай скорей.
3 + 4 = 7

Пять синиц на ветку сели,
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки,
Сколько птиц сидит на ветке?
5 + 2 = 7

Игра «Где мое место?»

Учитель: - А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется « Где моё место!»

- Нам с Мудрой  Алисой  для этой игры нужно семь  помощников.

- Чтобы не было обидно,  лисичка  приготовила  вам примеры, кто из ребят будет правильно первыми отвечать, тот и пойдёт в помощники.

- Договорились?

- Слушайте внимательно.  

7 – 1 =          7 – 2 =        7 – 3 =      6+1 =

5 + 2 =         3 + 4 =         7 – 4 =

Учитель: - И так по сигналу вы должны выйти к доске и построиться в ряд лицом к классу.

(Дети выходят к доске получают карточки с цифрами 1-7)

Учитель:  Назовите соседей числа 5.

Дети:  Это числа 4 и 6.

Учитель:  Назовите предыдущее число числа 4.

Дети:  Это число 3.

Учитель:  Назовите следующее число числа 4.

Дети: - Следующее число это число5. 

Учитель:  Назовите следующее число числа 6.

Дети:  Следующее число это число 7. 

Учитель: Назовите соседей числа 5.

Дети:  Это числа 4 и 6.

Учитель: Назовите соседей числа 6.

Дети:  Это числа 5 и 7.

Учитель:  Назовите предыдущее число числа 7.

Дети: Это число 6.

Учитель: Постройтесь в порядке  убывания, в порядке возрастания

  Физкультминутка

Здоровьесберегающая технология

 Здоровье в порядке – спасибо зарядке!

На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку
1–2 – выше голова,
3–4 – руки шире, руки шире
5–6 – встать, присесть
7–8 – лень отбросим,
9–10 – счет ведем мы дружно вместе.
Вверх потянемся, прогнемся
И за парты мы вернемся.

 Пальчиковая гимнастика:   Пальчик –мальчик, где ты был ……

 VI  Закрепление изученного материала.

Технология « Разноуровневого дифференцированного обучения»

1. Работа по теме урока. Закрепление состава числа 7.

Работа по учебнику (84 №3) Выберите  столбик с примерами,  напишите ответ после знака равно в тетради или вставьте недостающие числа .

Дополни равенства:

6+1=                       2+…=  7                          ..+…=7

1+6=                       5+….= 7                         3 +  .= 7

     7 –1=                      7 – 2 = …                      7 – 3 = …

  1. –6=                      7 - …= 2                       7   - ..=  3              

2. Устно. Работа по учебнику (стр. 85  №5) На какую машину можно положить красный блок с числом 2?

  • Какую  машину нужно разгрузить?
  • На какую машину нужно догрузить  и сколько?

 

  1. Взаимопроверка в парах.

Работа в тетради.

Реши примеры, проверь по слайду у себя и у товарища:

1+3=   5-2=     2+2=   4-3=

3+2=   5-3=     4-2=  5-4=

Для сильных учеников дополнительное задание  на стр. 85  №6,   Измерь отрезки. Из каких отрезков можно составить отрезок длиной 6см? 7см?

VI.Технология «Проблемного обучения»

 (Резервное задание)

  1.  Учитель:   Учебник, стр. 85. Вычисли.   Если трудно, нарисуй схемы.

2-1 =                  4-3=                  6-5=      

3-2 =                  5-4=                  7- 6=

Учитель:  Какие ответы получились в   равенствах?

Дети: 1

Учитель: Чем похожи эти равенства, сравните уменьшаемое и вычитаемое.

  • Сделай вывод:  При  вычитании  соседних  чисел  в  ответе   получается ……..

  • Математический кроссворд.

Учитель: - Помогите мышонку решить примеры. Вставьте в пустые клетки нужные цифры.

- Ребята, мышонок говорит вам спасибо за помощь.

Дети: - Да!

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия  

Учитель: Пришло время подвести итог

Фронтальный опрос.

- Ребята, что нового и интересного узнали на уроке?

Учитель:  - И так, какой можно сделать вывод?  Число 7 может состоять из чисел 4 и ….., из чисел 3 и …., из чисел 2 и …., и чисел 1 и …..

- Что особенно понравилось?

- Что осталось непонятным?

Учитель: - Молодцы ребята! Сегодня все славно поработали! Мудрая    Алиса   очень доволен вашими успехами. Спасибо за внимание!

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел, друзья, звонок,
Начинается урок.
Вы проснуться все успели?
А теперь вперед, за дело.
Математика нас ждет,
Начинаем устный счет.

II. Актуализация опорных знаний

1. Нумерация чисел в пределах 20. 

  • Счет от 1 до 20:

– прямой – мальчики
– обратный –
девочки

  • Назовите числа от 2 до 9; от 8 до 3. Слайд 1. Приложение 1.
  • Назовите соседей числа 9; справа от; слева от; между числами;
  • Назовите предыдущее числу; последующее числу. Слайд 2
  • Как получить предыдущее число? Как получить последующее число? Слайд 3

2. “Потерялось число” 

  • Давайте прочитаем ряд чисел; все ли в порядке?
  • Между какими числами стоит число 7? Ваш правильный ответ помог вернуть беглянку на место.

Слайд 4

III. Постановка темы урока

Догадались, какое число мы сегодня будем изучать?

Слайд 5

IV. Изучение нового материала

1. Открытие нового. Исторические сведения.

Число 7 было окружено в древности большим почетом и считалось магическим. В Древнем Риме было 7 главных богов, в Древней Греции – 7 чудес света, Киев и Рим построены на 7 холмах, а в Индии на счастье дарят 7 слоников. И в нашем современном мире существует много предметов, в которых всегда присутствует число 7. Назовите их. (7 дней недели, 7 нот, 7 цветов радуги.)

2. Постановка проблемы. Цели урока. Загадка.

Над лесами, над рекой
Семицветный мост дугой.
Если б мог я встать на мост,
Я б рукой достал до звезд. (
Радуга.)

В радуге действительно 7 цветов. А кто знает волшебную фразу, которая помогает запомнить порядок цветов в радуге? (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)

Но в нашей радуге все цвета пропали. Нравится ли вам бесцветная радуга? Слайд 6

Давайте тогда все побыстрее исправим, если мы правильно и дружно выполним все задания, то радуга снова станет разноцветной и яркой.

3. Знакомство с цифрой 7. Письмо цифры 7.

При помощи какой цифры мы записываем число 7? На что похожа цифра 7? (Наглядность.) 

Вот семерка – кочерга,
У нее одна нога.

Семь – точно острая коса,
Коси, коса пока роса.

(Работа в учебнике – с. 62, № 2.)

Посмотрите, как выглядит цифра 7. Найдите среди знаков цифру 7, отметьте галочкой. Сколько раз встретилась цифра 7? Запиши.

(Работа в учебнике – с. 63, № 4.)

Мы с вами сейчас научимся писать цифру 7.

Цифра 7, цифра 7, (наглядность)
Цифра легкая совсем.
Как представлю я косу –
Цифру 7 легко пишу.

Слайд 7

4. Соотнесение числа, количества предметов и графического изображения.

(Работа на карточке, в паре.) Слайд 8

(Проверка на слайде.)

5. Физкультминутка "Танец утят"

Если решите задачу, то ее герои помогут провести физминутку.

Группа малышей утят плавать и нырять хотят,
Пять уплыли далеко, два нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду, сосчитать я не могу. (
Слайды 9, 10)

6. Состав числа 7.

1) Задачи в стихах:

Три книжки у Павлушки,
Четыре – у Андрюшки.
Сколько книжек у детей?
Ну-ка, сосчитай скорей.
3 + 4 = 7

Пять синиц на ветку сели,
К ним две галки прилетели.
Сосчитайте быстро детки,
Сколько птиц сидит на ветке?
5 + 2 = 7

У меня в руках покупка:
Шесть ножей и мясорубка.
Сколько я принес предметов,
Расскажите-ка об этом.
6 + 1 = 7

Слайды 11, 12, 13

2) “Заселим домик”. Слайды 14, 15

V. Закрепление изученного материала. Повторение пройденного

1. Логическое задание. Поговорка.

Расставьте числа в порядке возрастания и прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете? (“Семь раз отмерь, один раз отрежь” – прежде, чем приступить к важному делу, нужно все хорошо обдумать.)

Слайды 16, 17

2. Дни недели. Повторение состава числа 7. 

  • О каком человеке говорят, что у него “семь пятниц на неделе”? (о том, кто обещает и не выполняет обещания)
  • Но мы с вами не такие, пообещали раскрасить радугу, и скоро выполним все задания.
  • А вы знаете дни недели по порядку? Назовите их скорей, если в счете не собьемся, ровно семь получим дней.
  • Какой день первым; последним; сегодня; вчера; завтра?

(Работа в учебнике – с. 62, № 1) 

  • Почему некоторые дни – черным цветом, а другие – красным?
  • Как получили 7 дней? (5 и 2)
  • Учиться любит старший брат, но воскресенью тоже рад. Учебных дней в неделе шесть – и день один на отдых есть.
  • Как получили 7 дней? (6 и 1)
  • Четыре раза в неделю у нас есть урок математики, а сколько дней нет?
  • Как еще получить 7?

3. Дополнительная физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
Семь – открыть тетради всем.

4. Решение примеров. Правило о перестановке слагаемых

(Работа в тетради по вариантам) Слайд 18 

  • Какой результат получился в ваших примерах?
  • Сравните примеры в каждой строчке, что интересного вы заметили?
  • Какое правило мы знаем о перестановке слагаемых?

Слайд 19

5. Сравнение суммы чисел

(Работа с веером.)

Прочитайте записанные суммы чисел и поставьте знаки “>”, “<”, “=”.

Слайд 20

6. Дополнительное задание в тетради 

  • Нарисуем 10 кружков в ряд через клеточку.
  • Красным карандашом раскрасьте 7-й слева кружок.
  • А каким он будет по счету справа?
  • Сколько кружков надо дорисовать, чтобы он стоял по счету 7-м справа?

Слайд 21

VI. Подведение итогов урока

Вот и раскрасили мы нашу радугу в семь цветов. Давайте перечислим все цвета по порядку. Кто запомнил волшебную фразу? А во Франции запоминают цвета с помощью такой фразы: “ Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь”. Какое число было главным сегодня на уроке? Назовите состав числа 7.

VII. Домашнее задание

Кому понравился урок, можете поиграть с числом 7, и нарисовать предметы, в которых спряталась цифра 7. А еще вспомните вместе с родителями поговорки и пословицы с числом 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике по теме « Письменное деление на двузначное число (закрепление)» 4 класс.

Цель урока: закрепление умения выполнять деление на двузначное число;Задачи: Образовательные :  - совершенствовать вычислительные навыки;-  закрепить умение решать задачи на движе...

Конспект урока по математике на тему: "Закрепление деления на двухзначное число" 3 класс.

Цель: упражнение в делении на двузначное число разными способами...

Конспект урока по математике на тему:"Письменное умножение на двузначное число" 4 класс Школа России

Конспект урока по математике на тему:"Письменное умножение на двузначное число" 4 класс  Школа России...

план-конспект урока по английскому языку по теме "Семья. Цвета" (2 класс)

Конспект урока по английскому языку во 2 классе "Spotlight" на тему  "Семья.Цвета".  Структура урока направлена на повторение лексики по теме "Семья", а также и...