Главные вкладки

    Методическая разработка по математике (1 класс) по теме:
    Конспект урока по математике "Число 0. Цифра 0". 1 класс. УМК "Школа России"

    Максимова Елена Евгеньевна

    Конспект урока по математике по программе "Школа России" для 1 класса по теме: Число 0. Цифра 0.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №223 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района

    Конспект  урока по математике  в l б классе

    Тема: « Число 0. Цифра 0.»

    Разработала

    учитель нач. кл.

    Максимова Е.Е.

    Санкт-Петербург

    2014г.

    Тема:        Число О. Цифра О.

    Тип урока: Изучение нового материала.

     Цель: познакомить учащихся с числом ноль и соответствующей ему цифрой, со свойствами нуля.

    Задачи:

     образовательные:

    -создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчёта, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и составлять равенства, писать изученные цифры;

     развивающие:

    -развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;

     воспитательные:

    -способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, умения работать в паре.

    метапредметные: развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;

    предметные: формирование понятия числа и цифры 0; умение сравнивать числа; определение числа в числовом ряду, написание цифры 0.

    Коммуникативные УУД:

    координировать и принимать различные позиции во взаимодействии (работа в группе) ;

    задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

    Регулятивные УУД:

    формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения (запись и решение примеров с новым числом).

    Познавательные УУД:

    Строить рассуждения, самостоятельно создавать

    алгоритмы деятельности (решение примеров с новым числом).

    Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

    Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

    Планируемый результат: знать название числа 0; уметь находить число 0 в числовом ряду; уметь записывать цифру 0.

    Межпредметные связи: окружающий мир.

    Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

    Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, счётный материал.

    Раздаточный материал: 5 листочков на веточке , примеры  на грибочках для работы в парах, картинки кленовых листочков с капельками воды, листики дерева каждому ученику, раскраска для каждого, корзинка для грибов, веер цифр.

                                          Ход урока.

    I.Организационный

    момент.          

    II. Устный счёт. (5 мин.)

    1. Работа с числовым рядом (веер цифр)

    - Назовите число, которое стоит за числом 2. ( 3)

    - Назовите число, которое стоит перед числом 7. (6)

    - Какое число стоит между числами 7 и 9? (8)

    - Назови соседей числа 3 (4,5)

    - Найди сумму чисел 4 и 1 (5)

    - Найди разность чисел 3 и 2(1)

    На доске запись:

    - 3 6 1 4 7 9 2 5 8

     Какие задания можно предложить?

    Расположить числа в порядке увеличения, уменьшения, сравнить, составить равенства и неравенства.

    2.Вхождение в тему. Сообщение темы и целей. (3мин.)

    - Сегодня я paсскажу вам удивительную историю. Жил-был листочек.

            Вот такой         (показываю засушенный кленовый лист)

    - Он жил на дереве. У него было много - много братьев и сестер. Летом им было весело. Но вот прищла осень и наступила пора расставаться с домом, потому что листья покидают свои деревья.

    Отправился в путь и наш листочек. И мы вместе с ним.

    - Посмотрите, как красиво кругом.

     

    По тропинке золотистой .  

    Погуляем не спеша.

    С разноцветных клёнов листья

    Тихо падают шурша.

    - Вот и братья нашего листочка падают с веточки.

     (показываю веточку с пятью листочками)

    III. Изучение нового. (10 мин.)

    1. Знакомство с числом «нуль», цифрой «ноль».

    - Сколько листочков на веточке? Запишите цифрой.

    - Один упал. Сколько осталось? Запишите цифрой.

    И т.д.

    - Прочитайте, что у вас записано? (5 4 3 2 1 )

    - Что это? Как правильно сказать? (числовой ряд)

    - В каком порядке расположены числа? (в порядке убывания)

    - Вот упал последний листок. Как записать, что на веточке не  осталось листочков?

    - В математике для этого используют число «нуль», которое записывают цифрой «ноль».

    - На что похожа цифра О?

    - Листочек с удовольствием послушает стихотворение о нуле. (Читает ученик)

    Цифра вроде буквы о

    Это ноль иль ничего,

    Круглый ноль такой                                           хорошенький,

    Что не значит ничегошеньки.

     -Что значит ноль? Ничего, нисколько.

        Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кто-то, ноль- вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.

        Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.

        Назовите ещё числа, в которых ноль играет очень важную роль. (20, 30, 100, 400, 1 000 и т.д.)

       В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись "км" внизу означают начало всех дорог по Венгрии.

    1.Анализ и письмо О в тетради. ( с.17).

    1. Определение места О в числовом ряду.

     - Кленовый листочек хочет знать место О в числовом ряду. (перед 1)

    - Почему? (О меньше 1)

    4. Запись числовых выражений. - Дети с улицы домой,

    Хлынул дождик проливной, Застучал по крыше:

    Дождик, дождик, тише.

    - На наш кленовый листок упали 2 капли. Одна высохла. Сколько осталось?

         (показываю листок  с двумя капельками)

    - Как записать числовым выражением? (2-1=1)

    - и другая капелька высохла, сколько осталось?

    - Запишем числовым выражением (1-1 =0)

    - На соседний листок упали 4 капельки.

       (показываю листок  с четырьмя капельками)

    - Все капельки высохли. Сколько осталось?

    - Как запишем? (4-4=0)

    - Посмотрите на записанные выражения, что вы заметили?

    ВЫВОД: если из числа вычесть это же число, то получится ноль.

    - Приведите свои примеры таких числовых выражений.

    - Запишите 1-2 своих выражения.

    IV. Закрепление изученного.   (10мин.)

    1. Решение выражений.

     

    - Ветер листок подхватил и понёс дальше. Куда упал листок вы узнаете, если отгадаете загадку:

     

    Я под шапкою цветной

    На ноге стою одной,

    У меня свои повадки,

    Я всегда играю в прятки. (гриб)

    -Листок упал на гриб.

     В руки возьмем по корзинке,

    В лес за грибами пойдём, Пахнут пеньки и тропинки Вкусным осенним грибком.

    - Вот и грибки. (дети получают грибы с примерами)

    2.Работа в парах сменного состава (ребёнок записывает свой пример с грибочка в тетрадь, решает его. Затем диктует этот пример своему соседу-обмениваются примерами,

    решают. Потом поворачивается назад и обменивается примерами с соседями, записывает и решает. Далее, весь класс встаёт и начинает подходить друг к другу (не более к 5 ученикам), диктуют, записывают, решают свои примеры.

    - Теперь подведем итог. (звонок в колокольчик)

    - Встаньте те дети, у которых попался пример с ответом «ноль».

    - Прочитайте пример.

    - Что мы должны для себя запомнить? (если вычитаем одинаковые числа, то в ответе всегда будет «ноль».

     Физкультминутка .

    V. Заключительный этап. (5мин.)

    - Листочек улетает и прощается с нами.

     

     Гнёзда чёрные пусты,

    Меньше сделались кусты. Ветер листья носит, Время года - осень.

     

    -Что вы нового и интересного узнали о числе «нуль» и цифре «ноль»?

    VI. Рефлексия. (2мин.)

    - Увас на партах листья. Если вам понравилось путешествие с листочком, поднимите вверх листочки и помашите ими.

    VII. Домашнее задание.

    -Прописать 0 в тетрадь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе (УМК "Начальная школа 21 века") по теме: "Наша страна-Россия".

    Урок проводится в 1 классе, во 2 четверти. Содержание урока наполнено информацией о государственных символах России....

    Конспект урока по математике с презентацией,1 класс. Тема: "Число и цифра 3".

    Материал может использоваться в детских садах ,в начальной школе на уроках математики и обучению счёту....

    План-конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России" ФГОС

    План-конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России" ФГОС...

    План-конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России" ФГОС

    Урок русского языкав 1 «З» классе «Вежливые слова» Учитель начальных классов...

    Конспект урока по математике УМК "ПНШ" 1 класс Число и цифра 4

    Тема: «Число и цифра 4»Цель урока: формирование понятия числа ЧЕТЫРЕ как количественной характеристики эталонного множества лап у кошки (четырех ножек стола, стула, кресла) без анализа адд...

    Конспект урока по курсу «Окружающий мир». 1 класс. «Школа России», программа А.А. Плешакова. Тема: ГДЕ ЗИМУЮТ ПТИЦЫ?

    Задачи урока:расширить и  закрепить знания детей о птицах, зимующих в наших краях; познакомить с перелетными птицами;учить находить взаимосвязи в природе и на этой о...