Конспект урока по математике "Число 0. Цифра 0". 1 класс. УМК "Школа России"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Максимова Елена Евгеньевна

Конспект урока по математике по программе "Школа России" для 1 класса по теме: Число 0. Цифра 0.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №223 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района

Конспект  урока по математике  в l б классе

Тема: « Число 0. Цифра 0.»

Разработала

учитель нач. кл.

Максимова Е.Е.

Санкт-Петербург

2014г.

Тема:        Число О. Цифра О.

Тип урока: Изучение нового материала.

 Цель: познакомить учащихся с числом ноль и соответствующей ему цифрой, со свойствами нуля.

Задачи:

 образовательные:

-создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчёта, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и составлять равенства, писать изученные цифры;

 развивающие:

-развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;

 воспитательные:

-способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, умения работать в паре.

метапредметные: развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;

предметные: формирование понятия числа и цифры 0; умение сравнивать числа; определение числа в числовом ряду, написание цифры 0.

Коммуникативные УУД:

координировать и принимать различные позиции во взаимодействии (работа в группе) ;

задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

Регулятивные УУД:

формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения (запись и решение примеров с новым числом).

Познавательные УУД:

Строить рассуждения, самостоятельно создавать

алгоритмы деятельности (решение примеров с новым числом).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Планируемый результат: знать название числа 0; уметь находить число 0 в числовом ряду; уметь записывать цифру 0.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, счётный материал.

Раздаточный материал: 5 листочков на веточке , примеры  на грибочках для работы в парах, картинки кленовых листочков с капельками воды, листики дерева каждому ученику, раскраска для каждого, корзинка для грибов, веер цифр.

                                      Ход урока.

I.Организационный

момент.          

II. Устный счёт. (5 мин.)

  1. Работа с числовым рядом (веер цифр)

- Назовите число, которое стоит за числом 2. ( 3)

- Назовите число, которое стоит перед числом 7. (6)

- Какое число стоит между числами 7 и 9? (8)

- Назови соседей числа 3 (4,5)

- Найди сумму чисел 4 и 1 (5)

- Найди разность чисел 3 и 2(1)

На доске запись:

- 3 6 1 4 7 9 2 5 8

 Какие задания можно предложить?

Расположить числа в порядке увеличения, уменьшения, сравнить, составить равенства и неравенства.

2.Вхождение в тему. Сообщение темы и целей. (3мин.)

- Сегодня я paсскажу вам удивительную историю. Жил-был листочек.

        Вот такой         (показываю засушенный кленовый лист)

- Он жил на дереве. У него было много - много братьев и сестер. Летом им было весело. Но вот прищла осень и наступила пора расставаться с домом, потому что листья покидают свои деревья.

Отправился в путь и наш листочек. И мы вместе с ним.

- Посмотрите, как красиво кругом.

 

По тропинке золотистой .  

Погуляем не спеша.

С разноцветных клёнов листья

Тихо падают шурша.

- Вот и братья нашего листочка падают с веточки.

 (показываю веточку с пятью листочками)

III. Изучение нового. (10 мин.)

1. Знакомство с числом «нуль», цифрой «ноль».

- Сколько листочков на веточке? Запишите цифрой.

- Один упал. Сколько осталось? Запишите цифрой.

И т.д.

- Прочитайте, что у вас записано? (5 4 3 2 1 )

- Что это? Как правильно сказать? (числовой ряд)

- В каком порядке расположены числа? (в порядке убывания)

- Вот упал последний листок. Как записать, что на веточке не  осталось листочков?

- В математике для этого используют число «нуль», которое записывают цифрой «ноль».

- На что похожа цифра О?

- Листочек с удовольствием послушает стихотворение о нуле. (Читает ученик)

Цифра вроде буквы о

Это ноль иль ничего,

Круглый ноль такой                                           хорошенький,

Что не значит ничегошеньки.

 -Что значит ноль? Ничего, нисколько.

    Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кто-то, ноль- вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.

    Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.

    Назовите ещё числа, в которых ноль играет очень важную роль. (20, 30, 100, 400, 1 000 и т.д.)

   В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись "км" внизу означают начало всех дорог по Венгрии.

1.Анализ и письмо О в тетради. ( с.17).

  1. Определение места О в числовом ряду.

 - Кленовый листочек хочет знать место О в числовом ряду. (перед 1)

- Почему? (О меньше 1)

4. Запись числовых выражений. - Дети с улицы домой,

Хлынул дождик проливной, Застучал по крыше:

Дождик, дождик, тише.

- На наш кленовый листок упали 2 капли. Одна высохла. Сколько осталось?

     (показываю листок  с двумя капельками)

- Как записать числовым выражением? (2-1=1)

- и другая капелька высохла, сколько осталось?

- Запишем числовым выражением (1-1 =0)

- На соседний листок упали 4 капельки.

   (показываю листок  с четырьмя капельками)

- Все капельки высохли. Сколько осталось?

- Как запишем? (4-4=0)

- Посмотрите на записанные выражения, что вы заметили?

ВЫВОД: если из числа вычесть это же число, то получится ноль.

- Приведите свои примеры таких числовых выражений.

- Запишите 1-2 своих выражения.

IV. Закрепление изученного.   (10мин.)

  1. Решение выражений.

 

- Ветер листок подхватил и понёс дальше. Куда упал листок вы узнаете, если отгадаете загадку:

 

Я под шапкою цветной

На ноге стою одной,

У меня свои повадки,

Я всегда играю в прятки. (гриб)

-Листок упал на гриб.

 В руки возьмем по корзинке,

В лес за грибами пойдём, Пахнут пеньки и тропинки Вкусным осенним грибком.

- Вот и грибки. (дети получают грибы с примерами)

2.Работа в парах сменного состава (ребёнок записывает свой пример с грибочка в тетрадь, решает его. Затем диктует этот пример своему соседу-обмениваются примерами,

решают. Потом поворачивается назад и обменивается примерами с соседями, записывает и решает. Далее, весь класс встаёт и начинает подходить друг к другу (не более к 5 ученикам), диктуют, записывают, решают свои примеры.

- Теперь подведем итог. (звонок в колокольчик)

- Встаньте те дети, у которых попался пример с ответом «ноль».

- Прочитайте пример.

- Что мы должны для себя запомнить? (если вычитаем одинаковые числа, то в ответе всегда будет «ноль».

 Физкультминутка .

V. Заключительный этап. (5мин.)

- Листочек улетает и прощается с нами.

 

 Гнёзда чёрные пусты,

Меньше сделались кусты. Ветер листья носит, Время года - осень.

 

-Что вы нового и интересного узнали о числе «нуль» и цифре «ноль»?

VI. Рефлексия. (2мин.)

- Увас на партах листья. Если вам понравилось путешествие с листочком, поднимите вверх листочки и помашите ими.

VII. Домашнее задание.

-Прописать 0 в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока. Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России»Тема урока.Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)Цели: Уточнение и формирование  представлений: «раньше», «позже», «...

Конспект урока по математике в 1 классе. Школа России.

Конспект урока составлен с применением новых образовательных стандартов....

Конспект урока русского языка в 4 классе "ШКОЛА РОССИИ"

Тема: Правописание гласных и согласных в  значимых частях слова.              Цели урока: создать условия для отработки понятия, ч...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Школа России

Цели:   повторить и совершенствовать знания учащихся о существенных признаках                             глагола; ...

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Россия на карте" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема урока: «Россия на карте». Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с ч...