Рабочие программы для 4 класса, УМК "Перспектива"
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Колина Валентина Михайловна

Может быть мои Рабочие программы будут полезны тем, кто работает по УМК "Перспектива"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

                                                                                 Пояснительная записка

                                                                                 Цели и задачи обучения

Основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;
  • развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
  • освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
  • воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:

  • развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
  • обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
  • пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
  • формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
  • обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
  • развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
  • развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.

                                                                 Нормативно-правовые документы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 4 класс составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования».
  • Приказ МО и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. №63 « О внесении изменений в федеральный компонент образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования утверждённый приказом МО РФ            от 05.03. 2004г. №1089;
  • Программа курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф,  Т.В.Бабушкиной, М., «Просвещение», 2011 год;
  • Приказ министерства образования Амурской области № 1062 от 03.09.2013г. « Примерное положение о структуре, порядке  утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) образовательными учреждениями, расположенными на территории Амурской области и реализующих программы общего образования».
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012г. « Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год.
  • Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год.
  • « Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» ( М., «Просвещение», 2011г.)
  • Основная образовательная программа.

                                                                     Сведения о программе

         Рабочая программа разработана на основе примерной программы по учебным предметам в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые вносят порядок и планомерность в любую деятельность и составляют основу учебной деятельности. Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их.

 Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.

Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.

Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).

Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т.д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.

Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование. Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий). Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значением слов в грамматике.

Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т.е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т.д.).

Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).

В число основных содержательных линий Программы входят:

• основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

• орфография и пунктуация ;

• развитие речи.

Учебная дисциплина

    Класс

                      Программа  кем рекомендована и когда

           Тип программы

Русский язык

    4 «а»      

    Рабочая программа Русский язык,предметная линия учебников «Перспектива», авторы Л.Ф.Климанова,  Т.В.Бабушкина, рекомендовано Министерством образования и науки Р.Ф.,Москва «Просвещение» 2011г.

        Государственная

                                                          Общая характеристика учебного предмета.

Отличительной особенностью курса «Русский язык» является коммуникативно- познавательная основа. Русский язык в 4 классе состоит из двух больших разделов: « Язык как средство общения» и «Части речи». Современный системно- деятельностный подход к обучению предполагает осмысление учащимися языка не только как системы единиц (звуки, буквы, слова, предложения и т.д.), но и как важнейшее средство общения людей, средства познания и воздействия, поэтому первый раздел «Язык как средство общения» в учебнике является основополагающим. При изучении языковых единиц всех уровней: частей слова, слов, частей речи, словосочетаний, предложений, текста – акцентируется внимание на их роли в общении. Наличие  в учебнике текстов разной направленности ( художественных, научно- познавательных, деловых)           

Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трех принципов:

1)коммуникативного;

2)познавательного;

3)принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.

Коммуникативный принцип предусматривает:

•        осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;

•        развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);

•        знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);

•        формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;

•        развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записки, письма, объявления и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно-познавательной;

•        организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета и духовно-нравственного стиля общения, основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности.

Познавательный принцип предполагает:

•        усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;

•        развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: образное и абстрактно-логическое мышление, развитие интуиции и воображения;

•        поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно-практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно-логической, понятийной форме;

•        осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);

•        освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;

•        осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции;

•        рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи;

•        формирование смыслового, а не озвучивающего чтения, объектом внимания учащихся становится как звуковая сторона слова, так и его смысл, значение;

•        поэтапное усвоение языка от раскрытия его лексико-семантической стороны (значения слов) до усвоения звуко-буквенной и формально-грамматической (абстрактной) его формы.

Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:

•        пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;

•        формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;

•        развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);

•        знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно-нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;

•        творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов.

Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта.

Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.

Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:

•        сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;

•        развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;

•        формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;

•        формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;

•        приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры.

Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.

Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода.

Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно-ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно-иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению.

Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.

Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамотность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.

В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.

В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.

Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.

Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.

                                                               Обоснование выбора программы

      Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).     

      Программа «Перспектива» отвечает требованиям стандарта общего образования второго поколения, создана на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России.

                                     

                                                                   Внесённые изменения

              В тематическое планирование включены темы, отражающие национально-региональный компонент в образовании. Содержание НРК реализуется при редактировании текстов, при составлении предложений и текстов с использованием краеведческого материала.

                                                        Реализация национально-регионального компонента

Реализация НРК

1-ая четверть

2-ая четверть

3-ая четверть

4-ая четверть

13 ч.

3

3

4

3

Работа с учеником по специальной (коррекционной) программе 7 вида обучения предусматривает  использование базовой программы, адаптированной к обучающимся с задержкой психического развития.

                                                                                        Требования к уровню подготовки обучающихся:

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.

3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.

7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

9. Овладение следующими логическими действиями:

•        сравнение;

•        анализ;

•        синтез;

•        классификация и обобщение по родовидовым признакам;

•        установление аналогий и причинно-следственных связей;

•        построение рассуждений;

•        отнесение к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.

13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.

4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

                                                                  Место предмета в базисном учебном плане

    В соответствии с  базисным учебным планом  рабочая программа составлена по  программе автора Л.Ф. Климановой, из расчета  5 часов в неделю, 170 часов в год.

                                                             Учебный материал распределён по разделам:

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Повторяем – узнаём новое.

24 часа

2.

Язык как средство общения.

40 часов

3.

Состав слова.

20 часов

4.

Слово как часть речи.

86 часов

                                                                                 Прохождение программного материала

                Четверти

1

2

3

4

Выполнение программы

                                                                   Практическая часть программы:

Вид работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Диктант

1

2

3

1

7

Словарный диктант

3

2

3

2

10

Контрольное списывание

1

1

1

1

4

Контрольная работа

2

1

2

1

6

Изложение

1

-

2

-

3

Сочинение

1

-

1

-

2

Проверочная работа

1

1

1

-

3

                             Формы организации образовательного процесса:

         Урок.

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;
  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • -комбинированный урок;
  • -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок –  сообщение новых знаний
  • урок-закрепление знаний
  • урок-повторение знаний
  • урок – игра
  •  проверка знаний
  • Проектная деятельность.
  • Исследовательская деятельность.

                                                                                                                                                       

                                                                            

                                                             

                                                                      Педагогические технологии  обучения:

                           Традиционные технологии:

 - Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)

                           Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж.   Руссо, Я. Корчак и др.);

-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.

                         Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-Игровые технологии.

-Технологии развивающего обучения:

Принципы обучения:

  • Принцип научности обучения
  • Связи теории с практикой
  • Системности
  • Принцип сознательности и активности в обучении
  • Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
  • Принцип наглядности
  • Доступность обучения
  • Принцип прочности усвоения знаний

 Виды и формы контроля:

  • Индивидуальный и фронтальный опрос
  • Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
  • Работа в паре, в группе
  • Контрольное списывание
  • Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные) Срезовые работы (тесты)
  • Творческие работы (сочинения, изложения)
  • Срезовые работы (тесты)
  • Творческие работы (сочинения, изложения)

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, сочинений, тестовых заданий.

   

Диктант.

    Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

    Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

     Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные минимумом начального общего образования, федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корнях слов; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн; употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных, употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.

Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:

Класс

I-е полугодие

II-е полугодие

1 класс

-

15-17 слов

2 класс

25-30 слов

35-45 слов

3 класс

45-55 слов

55-65 слов

4 класс

65-70 слов

75-80 слов

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

отсутствие изученных знаков препинания в тексте;

наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочеты:

отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

отсутствие красной строки;

неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

Технология проведения диктантов в образовательной программе "Перспектива" определена концептуальными основами курса.

Грамматическое задание

Грамматическое задание средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - выполнено без ошибок.

"4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

"3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

"2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Словарный диктант

Примерное количество слов для словарных диктантов:

2 класс - 8-10 слов;

3 класс - 10-12 слов;

4 класс - 12-15 слов.

Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - без ошибок.

"4" ("хорошо") - 1 ошибка.

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки.

"2" ("плохо") - 4 и более ошибок.

Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - работа выполнена без ошибок;

"4" ("хорошо") - 1-2 исправления или 1 ошибка;

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки;

"2" ("плохо") - 4 ошибки и более.

Изложение

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

отсутствие красной строки;

незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета).

"4" ("хорошо") - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

"2" ("плохо") - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста.

Сочинение

"5" ("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одного речевого недочета), нет фактических ошибок.

"4" ("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые недочета (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется. 

                                                             

                                                         Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года 

Учащиеся должны знать:

-признаки предложения, главные и второстепенные члены предложения;

- признаки однородных членов предложения;

-части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог;

-признаки 1, 2, 3-го склонения имён существительных;

- признаки 1 и 2 спряжения глаголов;

-изученные орфограммы.

Учащиеся должны уметь:

-  проводить фонетический разбор слов;

-объяснять написание слова с точки зрения орфографии;

-разбирать слова по составу, выделяя корень, приставку, суффикс, окончание;

-производить разбор слова как части речи (начальная форма, род, склонение, падеж  и число  имени существительного; начальная (неопределённая) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глагола;

-производить синтаксический разбор предложений с однородными членами;

-определять тему и основную мысль текста;

озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль; составлять план текста;

-распознавать виды текста: повествование, рассуждение, описание;

-писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием в них элементов рассуждения и описания.

                                                            Используемый учебно –методический комплект

Предмет

Класс

Учебно- методический комплект

Автор, издательство, год

Русский язык

4 «а»

Учебник в 2 ч.

Климанова Л.Ф.,
Бабушкина Т.В.
Москва «Просвещение»

2012 г.

Русский язык

4 «а»

Рабочая тетрадь в 2ч.

Климанова Л.Ф.,
Бабушкина Т.В.
Москва «Просвещение»

2012 г.

                                                                           Содержание учебного курса  (170ч.)

                                                             

                                                                Раздел « Повторяем – узнаём новое» (24ч.)                            

                                                                   

     Речевое общение.Обращение (10ч + 2ч)

      Коммуникативно-речевые навыки. Расширение понятия о речевом общении: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и словесное ее оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится).

    Умение общаться на разных уровнях (собеседник, группа, коллектив). Создание коммуникативно-речевых ситуаций в условиях реального общения и воображаемого общения на основе текстов художественных произведений (Малыш — Карлсон, Малыш — родители, королева — служанка, командир — солдат и др.). Нравственные взаимоотношения партнеров, основанные на взаимопонимании и уважении.

     Представление о качестве речевого общения: выразительности, информативности, логичности, правильности речи.  Роль умения слушать и говорить в речевом общении.

    Осмысление целей устного общения: говорить — это воздействовать на слушателя, приобщать его к своим ценностям, своим взглядам на мир, слушать — узнавать новое.  Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп, мелодика речи и др.); умение пользоваться интонацией для передачи своего отношения к сказанному; умение улавливать отношение собеседника к высказыванию по вспомогательным средствам общения (мимика, жесты, интонация, паузы). Умение переходить в общении с позиции говорящего на позицию слушателя, соотнести свое высказывание с позицией партнера.                                                                                                              

Умение вести диалог-расспрос, аргументировать свое высказывание, доказывать свою точку зрения.

   Развитие диалогической и связной монологической речи. Умение составить краткий и полный рассказ на заданную тему, устно воспроизводить содержание прочитанного текста, давать его оценку. Развитие внимания к произносительной и содержательной сторонам речи, недостаткам устного речевого общения

(несвязность, многословие, логическая незавершенность, шаблонность и однообразие речи и др.); умение тактично указать на недостатки партнерую

 Контрольная работа. Работа над ошибками (2ч.)

 Текст. Письменная форма общения (10ч.+ 2ч.)

Роль письма и чтения в речевом общении. Умение перевести устные высказывания в форму текстадиалога и текстамонолога (с помощью учителя). Понятие о тексте как связном, законченном речевом произведении. Тема, главная мысль, заглавие текста, опорные слова, абзацы. Расширение представлений о тексте: составление текста на заданную тему («Золотая осень», «Моя собака» и др.) и текста, отражающего проблему общения — нравственную, коммуникативноречевую («Почему я люблю осень?», «Зачем мне нужна собака?» и др.). Различение типов текста: повествования, рассуждения, описания. Составление текстовповествований (по заданному плану, по вопросам), текста — описания любимой игрушки, предмета живой и неживой природы.

План простой и развернутый. Изложение текста по самостоятельно или коллективно составленному плану. Сочинение на заданную и свободную тему, на тему по выбору (на основе прочитанных произведений). Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, отзыва о книге, фильме и др. Элементарное сравнение небольших текстов научного и художественного стиля, умение выделить их характерные признаки (сообщить информацию, дать объяснение, оказать воздействие на слушателя, читателя, изобразить что-либо).

Культура оформления письменного текста: разборчивое письмо в соответствии с требованиями каллиграфии. Письменные способы общения: фрагменты из истории славянской письменности. Осмысление цели письменных форм общения: человек пишет для того, чтобы воздействовать на своего речевого партнера, а читает для удовлетворения своих потребностей (узнать что-то новое, интересное, получить дополнительные сведения, ознакомиться с чем-либо, развлечься и др.).

Речевой этикет. Формулы речевого этикета, используемые в устной и письменной формах общения, в различных сферах личного и социального общения (в школе, клубе, театре и дома). Умение различать и соотносить содержательную (смысловую) сторону речи и способы ее словесного выражения. Использование в речи вспомогательных средств общения: мимики, жестов, выразительных движений, интонации, пауз. Закрепление навыков смыслового, интонационно-выразительного чтения письменных текстов из учебника в темпе разговорной речи (90 слов в минуту).

Контрольная работа. Работа над ошибками (2ч.)

                                       

                                              Планируемые результаты.

Личностные умения:

Проявлять:

-интерес к изучению темы;

- желание научиться высказывать свои мысли так, чтобы вас понимали разные собеседники;

- творческое отношение к составлению и написанию текста приглашения друзей;

- понимание успешности при изучении темы.

Метапредметные  умения:

           - раскрывать значение понятий «диалог», «речевой этикет», «монолог», «общение», «цель» и использовать их в активном словаре;

           - определять условия использования монологической речи и  обосновывать своё мнение;

           - определять цель общения и её зависимость от результата и обосновывать своё мнение;

           - использовать приобретённые знания для составления и оформления текста приглашения друзей на совместную прогулку.

- планировать свои действия в соответствии с целью и с учебным заданием;

- выполнять самопроверку, взаимопроверку, взаимооценку учебного задания4

- оценивать результат собственной деятельности.

- самостоятельно выбирать речевые высказывания для эффективного общения;

- учитывать правила при общении в совместной деятельности.

Предметные умения

  • Рассказывать правила речевогоэтикета.
  •  Составлять и писать текст монолога, диалога, используя общепринятые нормы русского языка. Составлять и оформлять текст приглашения друзей.   

                                                                       Раздел « Язык как средство общения» ( 40ч. )                                                

   Средства общения (9ч.)

  Роль языка в общении. Из истории происхождения слов. Знакомство с нормами русского литературного языка (произносительными, словоупотребительными).  Наблюдение за тем, как звуковые единицы (звуки, слоги) и звуковые явления (ударение, интонация) обеспечивают функционирование языка — основного средства общения  людей.

Предложение ( 19ч. +2ч.)

Разные виды предложений. Главные и второстепенные члены предложения.

Предложения с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. Интонация перечисления и знаки препинания в предложениях с однородными членами. Составление предложений с однородными членами.

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами  и, а, но. Использование простых и сложных предложений в речи. Знакомство с прямой речью (способы ее оформления на письме, использование в речи).

Обращение (общее представление). Наблюдение за построением диалогов в устной и письменной речи.

 Контрольная работа. Работа над ошибками ( 2ч.)

 Слово и его значение.(8ч + 2ч.)

 Слово как двусторонняя единица языка: рассмотрение слова с содержательной (внутренней) и формальной стороны. Обобщение представлений о лексическом значении слова. Тематическая классификация слов на разных основаниях. Наблюдение за смысловыми связями слов.

Прямое и переносное значение слова, многозначность. Антонимы, синонимы. Омонимы. Фразеологизмы. Роль слова в художественном тексте.  

   Контрольная работа. Работа над ошибками (2ч.)                                                           

                                                            Планируемые результаты.

Личностные умения:

  • объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека;
  • объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни;
  • стремиться применять полученные знания в практике речевого общения;
  • понимать зависимость культурного уровня человека от степени  его владения языком;
  • стремиться к совершенствованию своих знаний в области родного языка.

Метапредметные  умения:

  • оценивать свои успехи в учебной деятельности;
  • ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий;
  • сравнивать простые и сложные предложения, предложение и словосочетание,
  • находить в учебниках и других книгах необходимую информацию.
  • работать в паре, в группе, соблюдая определённые правила совместного труда.
  • сравнивать язык и другие средства человеческого общения.

Предметные умения:

  • давать определения основным языковым единицам (звук, буква, слог, слово, предложение, словосочетание, текст)
  • знать классификацию звуков, уметь делать звуко – буквенный анализ слов;
  • определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности и назначение каждого типа предложений,
  • распространять предложение второстепенными членами,
  • выделять главные и второстепенные члены предложения;
  • выделять словосочетания из предложения с помощью вопросов;
  • пользоваться словарями ( толковым, орфографическим, орфоэпическим, фразеологическим)
  • находить в предложении имя существительное, прилагательное, глагол и указывать их основные грамматические признаки.

                                                                   Раздел: Состав слова. (20ч.)

Состав слова. Однокоренные слова. (18+2)

Однокоренные слова. Обозначение на письме безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных звуков в корнях слов.

Правописание приставок и слов с разделительным твердым знаком (ъ). Сложные слова.                     

Контрольная работа. Работа над ошибками (2ч.)

                                                                                Раздел « Слово как часть речи» (86ч.)

Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении (4ч.)                                                                                                           Критерии выделения частей речи: общее значение, набор грамматических значений, роль в предложении. Грамматическое значение частей речи (общее представление) 

Имя существительное (20ч +2ч.) 

 Общее значение, вопросы. Род имен существительных как постоянный признак. Изменяемые признаки: число, падеж.

 Склонение имен существительных в единственном числе.

Способы распознавания склонения существительного. Несклоняемые имена существительные.

Три склонения имен существительных.

Безударные падежные окончания имен существительных 1, 2 и 3-го склонений (кроме имен существительных на - мя, - ий, - ие, - ия); мягкий знак (ь) после шипящих согласных в конце существительных женского рода 3-го склонения и его отсутствие в конце существительных мужского рода.

Склонение существительных во множественном числе.

 Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Употребление предлогов с именами существительными в разных падежах. Различение именительного и винительного, родительного и винительного падежей. Имена существительные собственные и нарицательные.

Роль имен существительных в речи и в составе предложений.

Контрольная работа. Работа над ошибками ( 2ч.)              

Имя прилагательное( 8ч.+ 2ч.) 

Общее значение, вопросы. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам.

Склонение имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе.

Связь прилагательных с именами существительными.

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном и во множественном числе (кроме имен прилагательных с основой на шипящие, - ц, - ий, с окончаниями на - ья, - ье, - ов, - ин) и способы их проверки.

   Контрольная работа. Работа над ошибками (2ч.)

               

Местоимение (4ч.+ 2ч.)

Общие сведения о местоимении как части речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа.

Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения, наблюдение за их ролью в предложении.                                                                                           Контрольная работа. Работа над ошибками (2ч.)

                           

Глагол (25ч.+ 2ч.)

Общее значение, вопросы.  Неопределенная форма глагола как его начальная форма. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения; мягкий знак (ь) после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; глаголы на - тся и – ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Окончания  - о, - а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.                                                                                                                                                                                                                                        

Роль глаголов в предложении и речи (выразительность, многозначность, образность).

 Контрольная работа. Работа над ошибками (2ч.)

Имя числительное (4ч.)

Общее значение, вопросы. Склонение количественных числительных. Употребление числительных в речи, их сочетаемость с именами существительными (простейшие случаи).

 Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Общее представление. Значение и роль в предложении служебных частей речи.

 Наречие (3ч.)

 Нахождение наречия в предложении. Определение грамматических особенностей наречий. Сравнение наречий с другими частями речи по их грамматическим признакам. Составление словосочетаний с наречиями.

Служебные части речи (2ч.)

Предлоги. Союзы. Общее представление, значение и роль в предложении.

  Планируемые результаты.

Личностные умения:

  • уважительно, с гордостью относится к своей стране, её людям, родному языку;
  • проявлять интерес к изучению родного языка, к его истории;
  • уважать чужое мнение;
  • доброжелательно относиться к собеседнику;
  • стремиться к созданию собственных речевых произведений, вызывающих чувство прекрасного;

Метапредметные  умения:

  • оценивать свои успехи в учебной деятельности;
  • работать в паре, группе, соблюдая определённые правила совместного труда;
  • анализировать результаты, сравнивать их с поставленной целью;
  • развивать речь при составлении словосочетаний со связью управления,
  • ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения.

Предметные умения:

  • анализировать имя существительное как часть речи, т.е. определять его начальную форму, род, склонение, падеж, число;
  • выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным;
  • разбирать глагол как часть речи, указывая начальную( неопределённую) форму, спряжение, время,число, лицо в настоящем времени и род в прошедшем времени;
  • грамотно писать безударные личные окончания глаголов;
  • употреблять числительные в речи;
  • находить наречия в предложении;
  • определять грамматические особенности наречий.

                                                                  Резервное время (4ч.)

                                                                             «Повторение»  

                                                                        Планируемые результаты.

Личностные умения:

  • стремиться к получению новых знаний;
  • использовать полученные знания в практике общения.

Метапредметные умения:

  • оценивать свои успехи в учебной деятельности;
  • контролировать и корректировать свои действия, оценивать их.

Предметные умения:

  • обобщить знания о фонетике, лексике, морфологии, синтаксису;
  • закрепить коммуникативные навыки при ведении диалога, составление текстов разных типов.

 

                                                   

 

                                                                                 « Литература и материально-техническая база»

Учебное  оборудование:                                                                                                                                                                                                           а) Техические средства (  проектор, компьютер, магнитофон, интерактивная доска)

б) учебные  (столы, доска)

2. Собственно учебные средства:

1.Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В.  Учебник «Русский язык» 4 класс, в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2012 год.

2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.  Учебник «Русский язык» 4 класс, в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2012 год.

3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. « Рабочая тетрадь №1»  по русскому  языку, 4 класс  М., «Просвещение», 2012 год.

4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Рабочая тетрадь №2»  по русскому  языку, 4 класс.  М., «Просвещение», 2012 год.

II. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение )

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2012год.

2. «Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.

3. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». Диктанты, срезовые работы. М., «Просвещение», 2009 год

III. Дидактические материалы:

1.Игнатьева Т.В., Тикунова Л.И.. Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку. М., «Экзамен», 2009 год.

2.Ракитина М.Г. Тесты. М., «Айрис-Пресс», 2009 год.

3.Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Новые олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011 год.

4.Электронное приложение-компакт-диск,),

б) наглядные пособия (таблицы,  учебные картины, портреты писателей, схемы ,плакаты , таблички с терминами).

1. Три склонения им. существительных

2. Падежи

3. Окончания им. существительных
4. Спряжение глаголов

5 Склонение местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица.

6. Однородные члены предложения

 Интернет-ресурсы.

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html -  Добро пожаловать в класс русского языка. Тесты рассчитаны на учеников 1-4 классов средней школы.

 http://zerkalenok.ru/cgi-bin/zerk.cgi/7/9/2

  http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

                                                                                                                                                              

                                              Календарно – тематическое планирование по русскому языку. 4  класс

№ п/п

Тема урока

Основные виды учебной  деятельности

Виды. Формы контроля

Общее кол-во

Дата

По раз

делу

«Повторяем-узнаём новое»-24 часа

1.

1

Речевое общение.

Использовать родной язык  в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способ общения, конкретную цель и результат коммуникации.

Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения.   Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное.

Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра.

Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. Владеть позитивным настроем при общении. Объяснять значение слов и речевых средств для разрешения конфликтных ситуации.

Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения  и степени подготовленности партнёра к беседе.

Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения.

Использовать знаки препинания для выделения обращения (при записи текста).

Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета.

Определять тип текста. Формулировать тему и главную мысль текста.

Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых.

Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи.

Составлять собственные тексты разных типов: повествование,   описание рассуждение.

Грамотно оформлять собственные речевые произведения

2

2

Речь устная и письменная.

3

3

Цель речевого общения. Тематическая беседа.

4

4

Цели общения героев произведений и возможности достижения поставленной цели.

5

5

Правила общения.        НРК «Правила общения»

6.

6

Речевая культура. Обращение.

Речевой этикет.

7.

7

Использование формул речевого этикета в различных сферах общения (в школе, клубе, театре и дома).

8.

8

Устная и письменная формы общения.

9.

9

Обращение.

10.

10

Знаки препинания при обращении.

11.

11

Наблюдение за построением диалогов в устной и письменной речи.

12.

12

Метафора. Синонимы.

Словарный диктант

13.

13

Текст как речевое произведение.

14.

14

Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы.

15.

15

Расширение представлений о тексте.

16.

16

Контрольная работа  (входная)

Контрольная работа

17.

17

Работа над ошибками.

18.

18

Составление текстов разных типов.

19.

19

Различные виды текстов.

20.

20

План текста простой и развернутый.

21.

21

Изложение по рассказу В. Осеевой -упр. 41.

Изложение

22.

22

Написание деловых текстов.

23.

23

Сравнение текстов научного и художественного стиля.

24.

24

Культура оформления письменного текста.

Раздел: «Язык как средство общения»- 40 ч.

25.

1

Средства общения. Звуковой язык как средство человеческого общения.

Объяснять  смысл и значение родного языка в жизни человека.

Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения.

Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения  для самостоятельной жизни.

Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты)

Давать определение основным языковым единицам. Находить в слове орфограмму и определить алгоритм её проверки.

Находить в слове нужную орфограмму

Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.

Определять особенности и назначение каждого типа предложений.

Распространять предложения второстепенными членами.

Составлять предложения с однородными членами, соединёнными и несоединенными союзами

Объяснять роль союзов в сложном предложении.

Выделять словосочетания из предложении на основе вопросов.

Составлять словосочетания разных типов.

Распространять предложения словосочетаниями.

Составлять тексты-рассуждения, объяснять различия между предложением и словосочетанием.

Выделять главные и второстепенные члены предложения

Сравнивать слова по значению и форме (звуко-буквенный и формально- грамматической).

Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова.

Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звуко-буквенную и формально-грамматическую  форму), но и план содержания (значение слова), с помощью моделей слова.

Находить однородные члены

Пользоваться лингвистическими словарями разных типов. объяснять их устройство и назначение.

Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях.

Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ.  Составлять элементарные сложные предложения

Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова.

26.

2

Систематизация знаний об основных языковых единицах.

27.

3

Роль письменности в истории человечества.

Словарный диктант

28.

4

Систематизация знаний об основных языковых единицах: звуках, буквах.

29.

5

Повторение основных орфограмм.

Выборочный диктант

30.

6

Правила написания  разделительных твёрдого и мягкого знаков, жи-ши, ча-ща, чу-щу.

31.

7

Повторение правил употребления прописной буквы. Правила переноса.

32.

8

Закрепление и отработка устойчивого навыка определения вида орфограммы

Сочинение

33.

9

Написание слов с безударными гласными в корне.

34.

10

 Проверочная работа. Выполнение работы «Проверь себя»

Проверочная работа

35.

11

Работа над ошибками.

36.

12

Предложение. Повторение знаний о предложении.

37.

13

Различие предложений и словосочетаний.

38.

14

Разные виды предложений.

39.

15

Повествовательные и побудительные предложения.

40.

16

Контрольный диктант.

Контрольн. диктант.

41.

17

Работа над ошибками.Главные члены предложения. .

Словарный диктант.

42.

18

Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения.

43.

19

Способы выражения подлежащего и сказуемого.

44.

20

Нахождение главных членов предложения.  

45.

21

Роль второстепенных членов предложения.

46.

II чет

22

Связь слов в предложении.

47.

23

Предложения с однородными членами. Отработка навыка нахождения однородных членов предложения.

48.

24

Составление предложений с однородными членами.

49.

25

Смысловая ёмкость предложений с однородными членами

50.

26

Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов. Проверочная работа

Проверочная работа

51.

27

Простые и сложные предложения. Введение понятия сложного предложения.

52.

28

Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но.

53.

29

Использование простых и сложных предложений в речи.

54.

30

Словосочетание. Различия между словом, предложением и словосочетанием.

55.

31

Систематизация знаний учащихся.       Диктант

56..

32

Работа над ошибками.

57.

33

Слово и его значение.

Обобщение  представлений о лексическом значении слова.

58.

34

Знакомство с различными видами лингвистических словарей.

59.

35

Слово как языковый знак.

60.

36

Метафора и сравнение.

Словарный диктант

61.

37

Антонимы, синонимы,  омонимы, многозначные слова.

62.

38

Многозначные слова.

63.

39

Диктант с творческим заданием.

64.

40

Работа над ошибками.  Многозначные слова.

Раздел» «Состав слова»-20 ч

65.

1

 Повторение и систематизация основных орфограмм корня.

Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание.

Определять значение, которое привносит каждая морфема.

Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс, окончание), опираясь на их единообразное написание.

Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами

 (безударные падежные окончания существительных, безударные падежные окончания имён прилагательных, безударные личные окончания  глаголов).

Объяснять написание слов с точки зрения орфографии

66.

2

Значение приставок  в словах.

67.

3

Разделительный ъ и ь.

68.

4

Контрольный диктант за 2 четверть.

69.

5

Коррекция знаний. Отработка навыка в различении ъ и ь.

70.

6

Образование слов с помощью суффиксов.

71.

7

Образование слов с помощью суффиксов.

Контр. списывание

72.

8

Правописание суффиксов –ек, -ик.

73.

9

Правописание суффиксов –ек, -ик.

74.

10

Корень слова. Контрольное списывание.

Контрольн. списывание

75.

11

Однокоренные слова.

76.

12

Закрепление орфографических навыков при  написании корней слова.

Словарный диктант

77.

13

 Контрольная работа по теме «Однокоренные слова»

78.

14

Повторение и систематизация основных орфограмм корня. Работа над ошибками

79.

15

Сложные слова.

80.

16

Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов.

81.

17

Нахождение сложных слов.

82.

III чет

18

Корень слова.

83.

19

  Корень слова. Нахождение сложных слов.

Раздел: «Слово как часть речи»-  83 +3ч

84.

1

Уточнение представления о разных подходах к анализу слова.

Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении.

Сравнивать лексическое и грамматическое значения слова, понимая более отвлечённый, обобщающий характер значения грамматического.

Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: собственное или нарицательное; одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж.

 Применять алгоритм определения падежа имени существительного

Определять падеж у несклоняемых имён существительных.  

Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения культуры речи

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных.

Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям.

Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания.

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания.

Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число.

Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного  к прилагательному.

Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных.

Образовывать имена прилагательные от слов  других частей речи с помощью суффиксов.

Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род ( в единственном числе), падеж.

Сохранять в памяти поставленную задачу, использовать приёмы запоминания.

Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам.  Определять лицо, число и падеж личных местоимений.

Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе.

Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении.

Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени.

 Называть основные способы определения спряжения глаголов

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения глаголов.

Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

Обосновывать написание мягкого знака на конце глаголов 2-го лица единственного числа

Различать способы определения спряжения  глаголов с ударными и безударными окончаниями.

Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени.

Обосновывать написание –тся и –ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами –тся и –ться.

Навык верного написания окончаний глаголов-исключений; автоматизация навыка написания личных окончаний глаголов в настоящем и прошедшем времени.

Разбирать глагол как часть речи, определять начальную (неопределённую) форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени.

Объяснять различия функций имён числительных разных разрядов

Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий

Находить наречия, ставить к ним вопросы и определять значение, грамматические особенности (неизменяемость)

Распространять предложения наречиями.

Оценивать свои успехи в учебной деятельности

Объяснять различие предлогов, частиц и союзов (элементарные примеры), писать их с разными частями речи.

Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их.

85.

2

Ознакомление с общими и частными грамматическими значениями.  

86.

3

Грамматическое значение частей речи.

87.

4

Закрепление умения распределять слова по частям речи.

88.

5

Проверочная работа по разделу «Части речи»

Пров. работа

89.

6

Имя существительное. Работа над ошибками.

Общее значение предметности существительных, вопросы.

90.

7

Род имен существительных.

Словарный диктант

91.

8

Число и падеж имен существительных.

92.

9

Повторение падежей имён существительных

93.

10

Закрепление алгоритма определения падежа имени существительного

94.

11

Несклоняемые имена существительные.

95.

12

Три склонения имен существительных.

Контр. списывание

96.

13

Склонение имён существительных в единственном числе.

97.

14

Закрепление знаний о трёх склонениях имён существительных.

98.

15

Контрольная работа по теме « Имя существительное»

Контрольная работа

99.

16

Отработка навыка написания окончаний имён существительных 1-го склонения в предложном падеже.

100.

17

Отработка двух способов определения верного написания окончаний имён существительных

101.

18

Окончания имён существительных 2-го

склонения в разных падежах.

102.

19

Варианты падежных окончаний имён существительных 2-го склонения.

103.

20

Окончания имён существительных 3-го склонения в разных падежах

104.

21

Контрольная работа по теме «Склонение им. существительных»

Контрольная работа

105.

22

Работа над ошибками.Варианты падежных окончаний имён существительных.

106.

23

Коррекция знаний. Три склонения имён существительных.

Словарный диктант

107.

24

Склонение имён существительных во множественном числе

108.

25

Обобщение правил написания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

109.

26

Изложение по упр. 76.

110.

27

Работа над ошибками. Закрепление знаний о правописании падежных окончаний имён существительных в единственном и во множественном числе.

111.

28

Разбор имени существительного как части речи.

112.

29

Роль имен существительных в речи и в составе предложений.

113.

30

Контрольная работа по теме «Склонение имён существительных»

Контрольная работа

114.

31

Работа над ошибками.Имя прилагательное.

Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи

115.

32

Общее значение: признак, качество предмета, вопросы.

116.

33

Изменение прилагательных по родам, числам, падежам.

117.

34

Наблюдение над окончаниями имён прилагательных единственного числа

118.

35

Работа над проверкой безударных гласных в окончаниях имён прилагательных единственного числа.

119.

36

Наблюдение над окончаниями имён прилагательных  множественного числа. Диктант.

Диктант

120.

37

 Работа над ошибками. Разбор имени прилагательного как части речи.

121.

38

Использование имён прилагательных в текстах разных типов.

122.

39

Устное изложение с грамматическим заданием - упр. 109.

Словарный диктант

123.

40

Проверка  уровня знаний грамматических признаков имени прилагательного. Диктант за 3 четверть.

124.

41

Работа над ошибками

125.

42

Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи.

126.

43

Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа.

127.

44

Склонение личных местоимений.

128.

45

Правописание личных местоимений с предлогами.

129.

46

Личные местоимения как члены предложения.

Сочинение

130.

47

Контрольная работа по разделу «Проверь себя»

Контрольная работа

131.

48

Работа над ошибками.

132.

IV чет

49

Глагол «Повторяем, что знаем»

133.

50

Изменение глагола по временам.

134.

51

Неопределенная форма глагола как его начальная форма.

135.

52

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам

136.

53

Спряжение глаголов.

Словарный диктант

137.

54

Наблюдение над двумя способами образования формы будущего времени.

138.

55

Мягкий знак на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

139.

56

Личные окончания глаголов первого и второго спряжения.

140.

57

Закрепление знаний личных окончаний глаголов первого и второго спряжения.

141.

58

Определение написания безударного окончания глагола.

142.

59

Правописание глаголов 3-го лица единственного числа

143.

60

Контрольное списывание. Работа с глаголами.

144.

61

Наблюдение над личными окончаниями глаголов будущего времени.

145.

62

Неопределённая форма глагола.

146.

63

Правописание глаголов на –тся и-ться.

147.

64

Обобщение случаев постановки мягкого знака в глагольных формах

148.

65

Глаголы-исключения.

149.

66

Написание окончаний в глаголах-исключениях первого и второго спряжения.

150.

67

Отработка навыка написания безударных личных окончаний глагола

151.

68

Разбор глагола как части речи.

152.

69

Систематизация знаний о глаголе

Словарный диктант

153.

70

Глагол. Повторение.

154.

71

Контрольная работа по заданиям раздела «Проверь себя»

155.

72

Работа над ошибками. Глагол.

156.

73

Имя числительное. Общее представление об имени числительном как части речи.

157.

74

Комплексная контрольная работа.

Комплексн. конт.работа

158.

75

Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции.

159.

76

Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные.

160.

77

Употребление числительных в речи

161.

78

Наречие. Вопросы к наречиям.

162.

79

Неизменяемость наречий.

163.

80

Роль наречий в речи.

164.

81

Годовой контрольный диктант.

Диктант

165.

82

Работа над ошибками. Повторение.  Классификация слов в русском языке

166.

83

Служебные части речи. Предлоги. Союзы.

167-170.

Резервное время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...