урок математики
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз

Скачать:


Предварительный просмотр:

План- конспект  урока математики. Подготовила и провела  учитель  начальных классов

 МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области» Краснобельмова Ольга Борисовна

Тема:   Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз. Наблюдение. (2 класс)

Цель урока: создание условий для организации деятельности обучающихся на уроке по формированию  умения решать задачи на увеличение и уменьшение в несколько раз.

Предметные задачи: У обучающегося будут сформированы умения:

-        выбирать и обосновывать выбор действий для решения задач, содержащих отношения «больше в ...», «меньше в ...»

-   составлять задачу по рисунку, схеме,   выполнять  краткую запись к задаче,

-  решать простые   задачи на выполнение  одного  арифметического действия;

Обучающийся получит возможность научиться:

-   сравнивать и проверять правильность предложенных решений или ответов задачи.

Метапредметные задачи:  

  Обучающийся научится:

 регулятивные:        

-        планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;

-        выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

-   осуществлять   пошаговый контроль  под  руководством учителя в доступных видах учебно-познавательной   деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться: 

 -        воспринимать мнение и предложения (о способе решения задачи) сверстников;

-  самостоятельно оценивать правильность      выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные:

  Обучающийся научится:

  •   выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки;
  •   проводить аналогию и на ее основе строить выводы;
  •   в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов;

Обучающийся получит возможность научиться:

-        работать с дополнительными текстами и заданиями;

-        соотносить содержание схематических изображений с математической записью;

коммуникативные :

 Обучающийся научится:

      -         принимать активное участие в работе парами и группами, используя речевые коммуникативные средства;

      - допускать   существование различных точек зрения;

-        проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;

-   продуктивно сотрудничать со сверстниками.

Обучающийся получит возможность научиться:

Личностные УУД: 

У обучающегося будут сформированы:

-        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики;

-        интерес к различным видам учебной деятельности;

-        понимание причин успеха в учебе;

Обучающийся получит возможность для формирования

-        самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

 -        понимания чувств одноклассников, учителей.

Планируемые результаты:

-   учащиеся научатся  решать  задачи данного вида;

-   участвовать в обсуждении;

-   осознанно строить речевое высказывание в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов; 

-   принимать активное участие в работе парами,  используя речевые коммуникативные средства;

-  допускать   существование различных точек зрения,  

Материально - техническое обеспечение урока: учебник ; рабочие тетради; раздаточный материал (вееры для устного счета, геометрические наборы ,  карточки для дифференцированной работы.

Тип урока: урок  открытия «нового» знания.

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

1. Орг.момент.

Мотивация к учебной деятельности

Стали все у парт красиво, поздоровались учтиво, девочки за парты сели, мальчики за парты сели, на меня все посмотрели. Я желаю вам удачи на уроке и  каждому  из вас ум и сердце в работу вложить и каждой секундой дорожить.

  Вы готовы к работе вместе?

- Чем будем заниматься на  уроке математики? Давайте спланируем работу.

План урока. Повторим. Подумаем. Узнаем. Закрепим. Отдохнем. Расскажем. Подведем итог.

- Какие умения нам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие. (Умение слушать внимательно, наблюдать, рассуждать, доказывать, работать  в команде, поддерживать друг друга…)

Лев заболел и не мог выходить из своего дома. Тогда он стал приглашать зверей к себе в гости. На третий день он пригласил в гости лису, а она в дом не вошла, остановилась на пороге. Лев спросил: "Почему ты не входишь?" А она ему отвечает: "Я вижу много следов, которые ведут только к твоему дому". И ушла. Правильно ли поступила лиса?

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования; создание внутренней потребности включение в учебную деятельность.

Вывод: при чтении любого текста надо обращать внимание на все, казалось бы, даже незначительные, моменты, нельзя «терять» ни одного слова. Это очень важно при решении всех видов математических заданий.

Результат: Включение учащихся в деятельность путем формирования навыка продуктивного чтения.

 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

 Устный счет

Проведение

физминутки

2. Постановка цели  и задач урока. Подготовка к работе на основном этапе

 

Запись в тетрадь:   4 февраля

                              Классная  работа

Числа сходятся где-то во тьме,

И глаза начинают светиться,

И кругом только умные лица

Потому, что считаем в уме.

 - Ребята, нравится вам работать устно?

 - Для чего мы проводим устный счет? (Чтобы хорошо считать). А что необходимо для         того, чтобы хорошо считать? (Знать таблицу умножения). А почему некоторые

  результаты табличных случаев неверные?    

(Не все случаи  запомнили твердо). Значит повторим таблицу умножения и  деления.

  •  
  • Проводится  устный счет.
  •  А) Дети при помощи «вееров» показывают результаты табличных случаев ( в пределах двадцати)
  •  Б) На доске представлены остальные табличные случаи.. ( Дети отвечают, называя результаты)
  • В) Как называются числа при умножении?(Множитель, Множитель, Произведение.
  • Какое самое большое число при умножении?)
  • Задание: вставьте недостающий множитель в числовые выражения.
  •     ∙ 7 = 14                           8 ∙   = 40                       ∙ 9 =63

 3 ∙ =24                            4 ∙   =20                      5 ∙ =25

 ∙ 4 =36                            ∙ 8 =32                      ∙ 7=28

Г) Как называются числа при делении? (Делимое, делитель, значение частного.

Какое самое большое число при делении?)

Задание выполняется в тетради: подчеркни выражения, в которых выполняется

деление и обведи кружочком делимое.

  34+7        25:5       4*8        10-10       40:8           12+5      72:9

Д) Запиши в тетрадь выражения, которые выполняются делением и кружочком

обведи делитель. Что такое делитель?  (Выслушиваются ответы детей).

Работа в тетради (выполняют самостоятельно с последующей проверкой)

- из первого столбика выпишите выражение, с помощью которого можно ответить

 на вопрос: во сколько раз 15 больше 3? (15+3      15*3      15-3       15:3);

- из второго столбика выпишите выражение, с помощью которого можно ответить

на вопрос: во сколько раз 4 меньше 20? ( 4+20    20-4     20:4       20*4);

- из третьего столбика выпишите выражение, с  помощью которого можно ответить

на вопрос: на сколько 15 больше 3? ( 15+3    15*3      15-3        15:3);

- из четвертого столбика выпишите выражение, с помощью которого можно ответить на в

на вопрос: на сколько 4 меньше 20? ( 4+20   20-4    20:4       20*4)                                          

 - На этом этапе подведем итог. Кто из ребят твердо знает таблицу умножения?

Оценим их работу (Дети называют имена детей). А кто – нетвердо? (Называют имена).

 -Какие задания вызвали у вас затруднения?

                           

- Для усвоения нового знания, знакомлю детей с новым понятием - «увеличить

в несколько раз», разъясняю его связь с понятием «умножение». Кроме того,

продолжаем формировать навыки табличного умножения и вспоминаем, что значит

увеличить число на несколько единиц.

Задание на доске:

Сравни рисунки. Что изменилось слева направо? Что обозначают записанные

выражения?

 

      3+9

      3*4

- Дети рассматривают рисунок, описывают наблюдаемые изменения: слева  3 круга,

а справа – 12, значит число кругов увеличилось. – На сколько? (На 9, три столбика

 по 3 круга; всего стало 3+9)

-Учитель: Значит число кругов увеличилось на 9, и это сумма 3+9.

-А что еще можно увидеть справа? Как изменяется число кругов? (3 круга слева, а

справа 4 раза по 3)

- А как можно на языке математики описать? Что это значит? (Повторили 4 раза по

3 круга. Количество кругов справа увеличилось по сравнению с левым рисунком,  

но не на 4 круга, а повторилось 4 раза по 3 круга)

-Как вы думаете. С каким же математическим действием оно связано?

 ( С умножением)

-Делаем вывод: если выполняется сложение, то увеличивают на несколько единиц.

А если выполняют умножение, то увеличивают в несколько раз.

    Повторение вывода по опорным схемам:

      УВЕЛИЧИТЬ В … (УМНОЖИТЬ)

      УВЕЛИЧИТЬ НА… (СЛОЖИТЬ).

Дети формулируют правило. Определяют  тему урока и цель.

- Какова тема нашего урока? (Увеличение в несколько раз).

-Учитель: А можно ли с новым понятием «увеличить в несколько раз» составить  

и решить задачи? (Выслушиваются ответы детей)

Работа по учебнику с.74

  1. - Детям предлагается задача для устного разбора.(Работа с наглядным материалом)

Задача: - Маша нарисовала 4 зеленых кружка, а красных кружков в 5 раз  больше,

 чем зеленых. Сколько красных  кружков нарисовала Маша?

 - Сколько зеленых кружков нарисовала Маша?(4)

-Выложим перед собой в ряд столько зеленых фишек, сколько их нарисовала Маша.

-Что изестно о красных кружках? (Их в 5 раз больше, чем зеленых). Что это значит?

(красных кружков  5 раз по столько, сколько зеленых). Выложим столько красных

фишек, сколько зеленых кружков. Как это сделать? (Надо выложить 5 раз  

по столько красных фишек, сколько зеленых фишек на столе)

-Какое действие надо выполнить, чтобы найти число красных кружков на столе?

(4 умножить на 5). Запишем решение задачи в тетрадь. Ответ: 20.

 

- 2. Составь задачи по рисунку и  выражение для решения каждой задачи.

           Помидоры                                  Огурцы

12 + 4=                4*3=                            

             12:4

 

-Дети рассуждают и решают задачи с объяснением.

 

- Как бы вы хотели поработать дальше? (Дети выбирают формы работа: коллективно, самостоятельно, в паре, в группе)

- Итак, ребята, начнем выполнять поставленные задачи.

Поработаем в паре.

Откроем тетрадь №2 на с. 34 №1 и №3. Выполним по вариантам, поменяемся тетрадями, проверим у соседа по парте, оценим его работу по следующим критериям:

Без ошибок- «5»

1-2 ош-«4»

3 ош.-«3»

4 и более-«2»

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Регулятивные:

контроль, коррекция ;  

Познавательные: 

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор   способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того , что еще неизвестно;

составление плана последовательности действий.

Регулятивные: контроль ( взаимоконтроль) в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка –  (взаимооценка)оценивание качества и уровня усвоения по критериям; коррекция.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

 3. Первичное закрепление

Цель этапа:

Применение нового знания в типовых заданиях.

 Посмотрим на таблицы, на задания. Какое правило нужно

применить, чтобы выполнить   задание?  

 

Под каждым из чисел запиши число,  большее в 8 раз.

1

3

4

6

7

9

8

Коммуникативные: умение правильно,  грамотно и доходчиво объяснить свою мысль

Познавательные: 

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

легические: анализ объектов  с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

4. Физминутка.

Ребята, мы хорошо поработали, давайте отдохнем.   

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку.

Весело шагать.

Руки поднимать.

Приседать и вставать.

Прыгать и скакать

 5.Творческое применение и добывание знаний в новой  ситуации.

6. Самостоятельная работа.  

Успешными людьми не рождаются, ими становятся. Профессионалом в каком-либо деле может стать каждый.

Цель этапа:

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

1. Работа в парах. Учащиеся двух рядов работают по карточкам.

1.  Внуку 6 лет. Бабушка в 10 раз старше внука. Сколько лет бабушке?

2. В пруду плавало 8 уток, а гусей в 3 раза больше. Сколько гусей плавало  в     пруду?

3. Оля решила 12 примером, а Валя 6 примеров. Во сколько раз меньше примеров решила Валя, чем Оля?

4. Во дворе гуляли 15 курочек, и 5 индюшек. На сколько курочек больше гуляло во дворе чем индюшек?

5. На верхней полке 20 книг, а на нижней на 5 книг меньше. Сколько книг на нижней полке?

Для сильных учеников:

В Магазин привезли 26 кг яблок, а апельсинов 3 ящика по 8 кг. На сколько кг больше привезли яблок, чем апельсинов?

Цель этапа:

Самопроверка умения применять  знание в типовых условиях.

 

Самопроверка и самоконтроль.

  • Дополнительно. Вычисли и найди лишнее выражение.

56 : 8=               35 : 5=

72: 9=                28 : 4=

7 + 0=                64 : 8 =

– Если нужна помощь, поднимите руку, и я подойду. Выполняем задание.  (Самопроверка. Самооценка по критериям.)  

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли; допускать   существование различных точек зрения;

 Познавательные: 

общеучебные: выбор  способа решения задачи,  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные: самоконтроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; самооценка– оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Личностные:

- Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

7. Итог урока

Цель этапа:

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

 - А теперь подведем итог.

 - Кто же из вас ум и сердце в работу вложил и каждой секундой дорожил?

 

Право оценить свою работу получают дети, которые сидят на последней парте слева

Сегодня на уроке было интересно---------------------------------------------

Сегодня на уроке мне было трудно--------------------------------------------

Сегодня на уроке мне понравилось --------------------------------------------

Я узнал-------------------------------------------------------------------------------

Я научился--------------------------------------------------------------------------

Я повторил-------------------------------------------------------------------------

Я успел-------------------------------------------------------------------------------

Я стал лучше понимать---------------------------------------------------------

Познавательные:

- рефлексия способов и условий действия;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные:

- самооценка на основе критерия успешности;

- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные:

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

- формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений

- использование критериев для обоснования своего суждения;

 

 

  8. Домашнее задание.

 

Домашнее задание.       Тетрадь №2 с.  34  № 2; учебник с.75 №  3

(дифференцированное)

10. Рефлексия учебной деятельности

«Кулачки-ладошки»

Те ребята, которые довольны своей работой на уроке; довольны своими знаниями; научились решать задачи, правильно вычислять (знание таблицы умножения сложения и вычитания)   – поднимите  руки вверх и сожмите кулачки. Ваши знания в крепких руках.

Те ребята, которые немного сомневаются в своих знаниях; не совсем довольны своей работой на уроке – поднимите руки вверх ко мне ладошками. У вас, дети, всё обязательно получится, если вы приложите старания.

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Школа математики

Слайд 3

У каждого должен быть свой дом.

Слайд 6

18 : 6+20:4= 24:8 · 9= 36:4+5 · 2= 8 27 19

Слайд 7

27:3 · 2= (11+17):4= 6 · 4:8= 18 7 3

Слайд 8

(5+3) · 2= 12:6+2= (17-2):3= 16 4 5

Слайд 9

Школа №13

Слайд 10

14 4 56 24:3 · 7=

Слайд 11

Дом занят!

Слайд 12

Отличный домик! Мне подходит! Спасибо!

Слайд 13

У Тани 5 карандашей, а у Оли в 6 раза больше. Сколько карандашей у Оли? 30 9 20

Слайд 14

Дом занят!

Слайд 15

Отличный домик! Мне будет здесь уютно!

Слайд 16

27:*=3 7 9 8

Слайд 17

Дом занят!

Слайд 18

Отличный домик! Я буду в нем жить!

Слайд 19

24+18:3-7= 23 25 24

Слайд 20

Дом занят!

Слайд 21

Отличный домик! Мне подходит!

Слайд 22

Молодцы! Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...