рабочая программа по математике, 1 класс
рабочая программа по математике (1 класс) на тему

Рабочая программа составлена для курса математики в 1 классе (УМК "Перспектива")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike_1_klass.docx48.64 КБ

Предварительный просмотр:

         

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пушкинского муниципального района

«Софринская средняя общеобразовательная школа № 2»

                               

                   

                                                                                         «Утверждаю»

Директор МБОУ «Софринская СОШ № 2»

 _________________    Никонова Н.В.

                                                                            Приказ от «____»__________   2015 г. № ____  

Рабочая программа  

по математике,

  1Б класс.

Составитель: Бортникова Е.И.,

учитель начальных классов 

2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике для 1-го класса разработана на основе ООП НОО, авторской программы Г.В.Дорофеева и Т.Н.Мираковой, утвержденной Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Данный комплект был выбран из всего предложенного перечня учебников, так как система учебников «Перспектива» создана на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. Главной целью данной программы является создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОСом личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции – умения учиться.

Программа по математике разработана на основе Концепции стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.

В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения;

-освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования;

-воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

В начальной школе у учащихся формируются представления о числах как результате счета и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся: выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовые выражения и находить его значения в соответствии с правилами порядка выполнения действий, накапливать опыт решения арифметических задач. Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.

В результате освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов: простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных математических признаков объекта, поиску общего и различного во внешних признаках (форма, размер), а также числовых характеристиках (периметр, площадь). Ученики выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделить слова (словосочетания, предложения), уточняющие их смысл. Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий, осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач (распределять поручения для поиска доказательств, выбора рационального способа, поиска и анализа информации), проявлять инициативу и самостоятельность.

Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Организуя обучение, целесообразно использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе.

Учебник математики Г.В.Дорофеева и Т.Н.Мираковой – главная составная часть учебно-методического комплекта по математике для 1 класса, которая адресованная непосредственно ученику. Это учебник развивающего типа. Он содержит основной набор требований по математике, необходимый для полноценного усвоения курса и развития интеллектуальных и творческих способностей личности шестилетнего ребенка. По структуре, стилю изложения и методическим подходам учебник во многом отличается от других ныне действующих учебников по математике. Вот его наиболее существенные отличия.

1) В учебнике последовательно реализован теоретико-множественный подход к введению новых понятий: число, величина, фигура. С этой целью уже в начале 1 класса, сразу после подготовительных уроков, вводятся понятия «множество, элемент множества», устанавливается отношение равенства между множествами, рассматриваются задания на сравнение численности множеств, действий с множествами: объединение непересекающихся множеств, дополнение множества и удаление из множества его части. Такая работа позволяет естественно подвести детей к осознанию понятия натурального числа, уяснению порядка чисел в натуральном ряду, пониманию смысла действий сложения и вычитания.

2) Предложен особый подход к изучению приемов сложения и вычитания в пределах 10. Суть предлагаемой методики состоит в том, что первоклассникам практически сразу предлагают решать примеры в несколько действий с помощью числового отрезка. При этом демонстрируется не просто результат, но и сам алгоритм вычислений. «Шагая» по числовому отрезку и передвигая фишки в соответствии с заданным маршрутом, ребенок начинает предметно ощущать способ действия. А поэтому, легко понимает, какой способ вычисления удобней, сколько шагов между числами и т.д. Вычисления с помощью числового отрезка способствуют усвоению состава числа, выработке навыков счета группами, осознанности вычислений. Использование игровых заданий с числовым отрезком позволяет уже на начальном этапе решать достаточно сложные примеры, глубже понять взаимосвязь действия сложения и вычитания, подготовить учащихся к открытию соответствующих способов вычислений, в том числе и с переходом через десяток, решать задачи на разностное сравнение и на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Работа с числовым отрезком способствует не только развитию зрительного аппарата ребенка, пространственных и логических умений, но и, что особенно важно, обеспечивает закрепление в сознании малыша конкретного образа алгоритма действий, правила. Тем самым в данном учебнике принята трехэтапная методика формирования вычислительных навыков: а) вычисления с помощью предметных множеств и числового отрезка (уровень восприятия); б) отвлеченные вычисления (уровень представлений); в) формулирование правил вычисления (уровень объяснений). Благодаря такой «тройной прокрутке» материала обеспечивается формирование осознанных и прочных вычислительных навыков. Иными словами,  дети сначала учатся выполнять действия на уровне восприятия конкретных количеств, затем на уровне накопленных в их сознании представлений о количестве и, наконец, на уровне объяснения применяемого алгоритма вычислений.

3) Предложенная целостная система работы с текстовой задачей, которая включает в себя пропедевтику ознакомления детей с понятием «задача» и ее составом, обучение моделированию отношений: «больше, меньше, больше на…, меньше на…» и т.д., решение цепочек простых задач, решение задач по аналогии, сравнение взаимообратных задач и их решений и др. Само понятие задачи вводится не сразу, а через длительный период подготовки. Сначала учащиеся учатся составлять рассказы по картинкам. Вначале это парные картинки с вполне очевидным сюжетом. Когда же дети научатся видеть, что действие и числовые данные, а также познакомятся со знаками +, -, = и первыми цифрами, появляются новые группы тройных картинок, на которых указываются ключевые слова, а также записываются числовые данные и решение. Постепенно доля самостоятельности детей при выполнении этих заданий увеличивается, так как опорные слова, знаки действий и некоторые данные исключаются, и ребенок должен сам восстановить пропуски. Особенность этой методики состоит в том, что, еще не зная, что такое задача, ребенок ее моделирует (работает с краткой записью), ибо учится в своем рассказе выделять главные слова, соотнося их с нужными числовыми данными, отсекая избыточную информацию. Отсроченный порядок введения термина «задача», ее основных элементов, а также усиленное внимание к процессу вычленения заданной ситуации из данного сюжета способствует преодолению формализма в знаниях учащихся, более глубокому пониманию внешней и внутренней структуры задачи, развитию понятийного, абстрактного мышления. Задача становится для ребенка не искусственным порождением, а упражнением, составленным по понятным ему законам и правилам.

4) Для развития пространственных представлений учащихся введены специальные задания-аппликации на составление картинок. Эти задания пронизывают весь курс, начиная с составления сюжетных картинок и до работы с геометрическим лото. Попутно с чисто образовательными целями по ориентированию в пространстве задания-аппликации призваны решать и большие воспитательные задачи: эстетика вкуса, чувство цветовой гаммы, гармонии, понимания соразмерности и т.п.

5) Решая проблему обучения и развития по книге первоклассника, еще не умеющего читать и писать, автор использует метод наглядных иллюстраций. Учебник содержит много увлекательных сюжетных картинок и заданий, которые не просто передают интересные знания и развлекают, а ненавязчиво заставляют думать. Изложение в форме книги с картинками помогает первокласснику с увлечением изучать математику, развивать свои фантазии и умственные способности. Вместе с тем на страницах учебника уже с первых уроков есть текст. Читающие первоклассники – это уже не редкость, а факт, который давно пора учитывать. Читательский интерес первоклассника надо поддерживать и развивать на всех уроках, в том числе и при изучении математики. В этих целях в учебник включены специальные упражнения на развитие речевых умений учащихся. Некоторые дети могут либо плохо читать, либо совсем не знать букв. Поэтому на первых страницах учебника тексты весьма тщательно подобраны, они краткие, обязательно сопровождаются и дополняются легко воспринимаемой и запоминающейся иллюстрацией. Наличие текста обусловлено также элементарным вниманием к взрослым (учителям, родителям), которые обучают ребенка по этой книге. С тем, чтобы они могли оказать необходимую помощь маленькому читателю, разобраться в существе задания, а при необходимости и проверить знания ученика.

6) Учебник имеет большой формат и компактен по объему. Материал в учебнике распределен поурочно с чередованием видов деятельности внутри урока. Это помогает учителю в тематическом и поурочном планировании, в организации разнообразной деятельности учащихся на уроке.

7) Учебник предназначен в основном для устной работы с элементами наглядно-практических действий: работа с предметными множествами, счетным материалом, моделирование и т.п. Важное место в работе на уроке отводится работе с рабочей тетрадью на печатной основе, которая включает много различного рода раскрашиваний и рисования.  Это обусловлено не только заботой о развитии мелкой моторики руки первоклассника, подготовке к письму. Особенность познавательной деятельности 6-7-летних детей заключается в том, что они способны усваивать знания лишь в процессе наглядно-предметной деятельности, или, как говорят, «от рук к голове». Словесные и наглядные образы не будут восприняты ребенком в полной мере, если они не опредмечены моторной деятельностью его рук. В этой связи учебник предусматривает введение специальных заданий на рисование, аппликацию, конструирование и раскрашивание. Работа с ними приобщают первоклассников к моделированию и схематизации действий, способствует развитию математической речи учащихся, формированию навыков считывания с наглядного образа или картинки математической информации. Если в процессе преподавания фактический опыт используется, то опыт воображаемый явно недооценивают. Необходимо от фактического опыта и эксперимента вести учащихся к активному самостоятельному умственному эксперименту, являющемуся важным элементом творческого подхода к математическим проблемам. И этому нужно учить ребенка уже с первого класса. В этом плане данный учебник нацелен на то, чтобы постоянно вырабатывать у учащихся устойчивое внимание, сосредоточенность, умение сочетать факты и сведения учебного текста с прослушиванием рассказа учителя и записями в тетради.

Место данного курса в образовательном процессе

Курс математики в 1 классе рассчитан на 4 часа в неделю (всего 132 учебных часа в год).

Содержание программы по математике

Числа и величины.

Счет предметов. Чтение и запись чисел от нуля до 20. Состав чисел первого и второго десятка. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

Измерение величин, сравнение и упорядочение величин. Единицы массы (килограмм), вместимости (литр), времени (час). Сравнение и упорядочение однородных величин.

Арифметические действия.

Сложение и вычитание. Название компонентов арифметических действий сложения и вычитания, знаки действий. Таблица сложения в пределах 20. Связь между сложением и вычитанием. Нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого.

Числовое выражение. Установление порядка действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме).

Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие).

Работа с текстовыми задачами.

Составление задач по предметным картинкам. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Задачи на раскрытие смысла арифметического действия (на нахождение суммы, остатка). Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…».

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, ближе – дальше, между и др.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), замкнутая линия, незамкнутая линия, отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Использование линейки для выполнения построений.

Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел (куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус).

Изображение на клетчатой бумаге (копирование рисунков, линейные орнаменты, бордюры, восстановление фигур, построение равной фигуры и др.).

Геометрические величины.

Геометрические величины и их измерение. Измерение длины отрезка. Единицы длины (сантиметр, дециметр).

Работа с информацией.

Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.

Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («…и/или …», «если …, то …», «верно/неверно, что …», «каждый», «все», «найдется», «не»); определение истинности высказываний.

Множество, элемент множества. Части множества. Равные множества. Группировка предметов, чисел, геометрических фигур по указанному признаку. Выделение в множестве его части (подмножества) по указанному свойству. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.

Моделирование отношений и действий над числами с помощью числового отрезка и числового луча. Интерпретация данных.

Чтение и изображение столбчатой диаграммы по данным.

Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные учебные действия.

У ученика сформируется:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

-широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-понимание причин успеха и неудачи в учебной деятельности;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-бережное отношение к природе и уважительное отношение к окружающим людям.

Ученик получит возможность для формирования:

-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки знаний;

-выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

-компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиции партнера в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

-осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

-эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные учебные действия.

Ученик научится:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать свое действие;

-осуществлять контроль результатов;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-вносить коррективы на его оценки и учета характера сделанных ошибок;

-использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

-строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-осуществлять мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение, обобщение, проводить классификацию и аналогии;

-владеть общим приемом решения задач;

-допускать существование у людей различных точек зрения;

-формировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему итогу;

-задавать вопросы;

-контролировать действия свои и партнера.

Ученик получит возможность научиться:

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-проявлять инициативу в учебном сотрудничестве;

-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале;

-осуществлять контроль по результату и способу действий, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

-осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов;

-составлять и преобразовывать схемы и модели для решения практических задач;

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

-учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные учебные действия.

Ученик научится:

-читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 20;

-устанавливать закономерность, по которой составлена числовая последовательность и составлять последовательность по заданному правилу (увеличение или уменьшение на несколько единиц);

-группировать предметы, фигуры и числа по заданному признаку;

-читать и записывать величины (массу, длину, вместимость), используя основные единицы измерения величин (килограмм, сантиметр, дециметр, литр);

-выполнять сложение и вычитание в пределах 20;

-вычислять значение числовых выражений в несколько действий в пределах 20;

-использовать переместительное свойство сложения для удобства вычислений;

-повторить проверку правильности вычислений;

-анализировать задачу, устанавливать зависимость между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действия;

-описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, круг;

-выполнять построение простейших геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, прямоугольник) с помощью линейки;

-измерять длину отрезка.

Ученик получит возможность научиться:

-классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

-выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы), объяснять свои действия;

-использовать изученные свойства арифметических действий для удобства вычислений;

-проводить проверку правильности вычислений с помощью обратного действия;

-находить разные способы решения задачи;

-распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, куб, пирамиду, цилиндр, конус, шар.

Учебно-тематическое планирование учебного материала

№№ п/п

Название раздела программы

Количество часов

Количество контрольных работ

1.

Сравнение и счет предметов.

12

нет

2.

Множества и действия над ними.

9

1

3.

Числа от 1 до 10. Нумерация.

25

2

4.

Числа от 1 до 10. Число 0. Сложение и вычитание.

58

3

5.

Числа от 11 до 20. Нумерация.

6

нет

6.

Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание.

22

3

Итого:

132

9

Календарно-тематическое планирование по математике в 1Б классе

2015/2016 учебный год

№№ п/п

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

Количество часов

Дата проведения

Пла-нируемая

Фактичес-кая

1 четверть (36 часов)

Сравнение и счет предметов (12 часов)

1.

Какая бывает форма.

Выделять в окружающей обстановке объекты по указанным признакам. Называть признаки различия, сходства предметов. Исследовать предметы окружающей обстановки и сопоставлять их с геометрическими формами: круглая, прямоугольная, квадратная, треугольная, овальная.

1

2.

Разговор о величине.

Сравнивать предметы по форме, размерам и другим признакам. Распознавать фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Описывать признаки предметов с использованием слов: большой – маленький, высокий – низкий, широкий – узкий, шире – уже, толстый – тонкий, длинный – короткий.

1

3.

Расположение предметов.

Наблюдать, анализировать и описывать расположение объектов с использованием слов: наверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, слева – справа. Левее – правее, рядом, около, посередине, под, у, над, перед, за, между, близко – далеко, ближе – дальше, впереди – позади.

1

4.

Количественный счет предметов.

Отсчитывать от множества предметов заданное количество отдельных предметов. Оценивать количество предметов и проверять сделанные оценки пересчетом. Вести счет как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 10.

1

5.

Порядковый счет предметов.

Называть числа в порядке их следования при счете. Вести порядковый счет предметов. Устанавливать и называть порядковый номер каждого предмета в ряду, используя порядковые числительные.

1

6.

Чем различаются? Чем похожи?

Находить признаки отличия, сходства двух-трех предметов. Находить закономерности в ряду предметов или фигур. Группировать объекты по заданному или самостоятельно выявленному правилу.

1

7.

Расположение предметов по размеру.

Упорядочивать объекты. Устанавливать порядок предметов по величине. Моделировать отношения строгого порядка с помощью стрелочных схем.

1

8.

Столько же, больше, меньше.

Сравнивать две группы предметов, устанавливая взаимно-однозначное соответствие между предметами этих групп и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счете. Делать вывод, в каких группах предметов поровну, больше (меньше).

1

9.

Что сначала?

Что потом?

Упорядочивать события, располагая их в порядке следования (раньше, позже, еще позднее). Читать и описывать маршруты движения, используя слова: вверх – вниз, вправо – влево.

1

10-

11.

На сколько больше? На сколько меньше?

Сравнивать две группы предметов, устанавливая взаимно-однозначное соответствие между предметами этих групп и опираясь на сравнение чисел в порядке их следования при счете. Делать вывод, в каких группах предметов поровну (столько же), в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько.

12.

Повторение и самоконтроль.

Выполнять упражнения на повторение и закрепление изученного материала по разделу «Сравнение и счет предметов».

1

Множества и действия над ними (9 часов)

13.

Множество, элементы множества.

Называть элементы множества, характеристическое свойство элементов множества. Группировать элементы множества в зависимости от указанного или самостоятельно выявленного свойства. Задавать множество наглядно или перечислением его элементов.

1

14-15.

Части множества.

Называть элементы множества, характеристическое свойство элементов множества. Группировать элементы множества в зависимости от указанного или самостоятельно выявленного свойства. Задавать множество наглядно или перечислением его элементов.

2

16-17.

Равные множества.

Группировать элементы множества в зависимости от указанного или самостоятельно выявленного свойства. Задавать множество наглядно или перечислением его элементов. Устанавливать равные множества.

2

18.

Точки и линии.

Распознавать точки и линии на чертеже. Называть обозначение точки. Располагать точки на прямой и плоскости в указанном порядке. Рисовать орнаменты и бордюры.

1

19-

20.

Внутри, вне, между.

На, вне, над, под.

Описывать порядок расположения точек, используя слова: внутри, вне, между. Подготовка к письму цифр. Рисовать орнаменты и бордюры.

Моделировать на прямой и на плоскости отношения: внутри, вне, между.

1

1

21.

Повторение и самоконтроль. Контрольная работа №1.

Выполнять упражнения на повторение и закрепление изученного раздела «Множества и действия над ними».

1

Числа от 1 до 10. Нумерация (25 часов)

22.

Число 1, цифра 1.

Писать цифру 1. Соотносить цифру и число 1.

1

23.

Число 2, цифра 2.

Писать цифру 2. Соотносить цифру и число 2.

1

24.

Прямая и ее обозначение.

Различать и называть прямую линию. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями. Изображать на чертеже прямую линию с помощью линейки. Обозначать прямую двумя точками.

1

25.

Рассказы по картинкам.

Составлять рассказ по парным картинкам или схематическим рисункам, на которых представлены ситуации, иллюстрирующие действие сложения (вычитания).

1

26.

Знаки + (плюс),  - (минус) и = (равно) .

Составлять рассказ по тройным картинкам, иллюстрирующими действия сложения (вычитания), с указанием на каждой из них ключевого слова: «Было. Положили еще. Стало» или «Было. Улетел. Осталось». Читать, записывать и составлять числовые выражения с использованием знаков + (плюс), - (минус), = (равно).

1

27.

Отрезок и его обозначение.

Различать, изображать и называть отрезок на чертеже. Сравнивать отрезки на глаз, наложением или с помощью мерки.

1

28.

Число 3, цифра 3.

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 3 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Писать цифры от 1 до 3. Соотносить цифру и число 3. Образовывать следующее число прибавлением 1к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять числа от 2 до 3 из пары чисел.

1

29.

Треугольник.

Различать, изображать и называть отрезок на чертеже. Конструировать различные виды треугольников из 3 палочек или полосок.

1

30.

Число 4, цифра 4.

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 4 как в прямом, так и обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Писать цифры от 1 до 4. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять из двух чисел числа от 2 до 4.

1

31.

Четырехугольник, прямоугольник.

Различать, изображать и называть четырехугольник на чертеже. Конструировать различные виды четырехугольников (прямоугольников) из 4 палочек или полосок. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами. Классифицировать геометрические фигуры по самостоятельно составленному основанию.

1

32.

Сравнение чисел.

Сравнивать числа от 1 до 4, записывать результат сравнения с помощью знаков >, <.

1

33.

Число 5, цифра 5.

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 5 как в прямом, так и обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Писать цифры от 1 до 5. Соотносить цифру и число 5. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять числа от 2 до 5 из пары чисел. Сравнивать числа в пределах 5.

1

34.

Число 6, цифра 6.

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 6 как в прямом, так и обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Писать цифры от 1 до 6. Соотносить цифру и число 6. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять числа от 2 до 6 из пары чисел. Сравнивать числа в пределах 6.

1

35.

Замкнутая и незамкнутая линия.

Распознавать на чертеже замкнутые и незамкнутые линии, изображать их от руки и с помощью чертежных инструментов. Соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями и фигурами.

1

36.

Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа № 2.

Выполнять упражнения на повторение и закрепление изученного раздела «Числа от 1 до 10. Нумерация».

1

2 четверть (28 часов)

37.

Сложение.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие сложения. Составлять числовые выражения на нахождение суммы. Вычислять сумму в пределах 10. Читать числовые выражения на сложение с использованием термина «сумма» разными способами.

1

38.

Вычитание.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие вычитания. Составлять числовые выражения на нахождение разности. Вычислять разность в пределах 10. Читать числовые выражения на сложение с использованием термина «разность» разными способами.

1

39.

Число 7, цифра 7.

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 7 как в прямом, так и обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Писать цифры от 1 до 7. Соотносить цифру и число 7. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять числа от 2 до 7 из пары чисел. Сравнивать числа в пределах 7.

1

40.

Длина отрезка.

Упорядочивать объекты по длине (на глаз, наложением, с использованием мерок). Сравнивать длины отрезков на глаз, с помощью полоски бумаги, нити, общей мерки.

1

41.

Число и цифра 0.

Называть и записывать число 0. Образовывать число 0 последовательным вычитанием всех единиц из данного числа. Сравнивать любые два числа в пределах от 0 до 7. Использовать свойства нуля в вычислениях.

1

42.

Число 8, цифра 8.

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 8 как в прямом, так и обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Писать цифры от 1 до 8. Соотносить цифру и число 8. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять числа от 2 до 8 из пары чисел. Сравнивать числа в пределах 8.

1

43.

Число 9, цифра 9.

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 9 как в прямом, так и обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Писать цифры от 1 до 9. Соотносить цифру и число 9. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять числа от 2 до 9 из пары чисел. Сравнивать числа в пределах 9.

1

44.

Число 10.

Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и обратном порядке, начиная с любого числа. Определять место каждого числа в этой последовательности. Считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного объекта при заданном порядке счета. Писать цифры от 1 до 10. Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел. Составлять числа от 2 до 10 из пары чисел. Сравнивать числа в пределах 10.

1

45-46.

Повторение и самоконтроль. Контрольная работа №3.

Работать в группах: планировать работу, распределять работу между членами группы. Совместно оценивать результат работы.

Выполнять упражнения на повторение и закрепление изученного раздела

1

Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (58 часов)

47.

Числовой отрезок.

Моделировать действия сложения и вычитания с помощью числового отрезка; составлять по рисункам схемы арифметических действий сложения и вычитания, записывать по ним числовые равенства.

1

48-49.

Прибавить и вычесть 1.

Выполнять сложение и вычитание вида …+1, …-1. Присчитывать и отсчитывать по 1.

2

50.

Примеры в несколько действий.

Моделировать вычисление (сложение, вычитание) в несколько действий с помощью числового отрезка. Контролировать ход и результат вычислений.

1

51-52.

Прибавить и вычесть 2.

Выполнять сложение и вычитание вида …+2 и …-2. Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2. Моделировать способы прибавления и вычитания числа 2 с помощью числового отрезка.

2

53.

Задача.

Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл действий сложения и вычитания. Составлять задачи на сложение и вычитание по одному и тому же рисунку, схематическому чертежу, решению. Выделять задачи из предложенных текстов. Дополнять условие задачи недостающим данным или вопросом.

1

54-55.

Прибавить и вычесть 3.

Знакомство со способами прибавления и вычитания вида …+3 и …-3. Присчитывать и отсчитывать по 1, 2 и 3. Моделировать способы прибавления и вычитания числа 3 с помощью числового отрезка. Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик».

2

56.

Сантиметр.

Измерять отрезки и выражать их длину в сантиметрах. Чертить отрезки заданной длины в сантиметрах. Контролировать и оценивать свою работу.

1

57-58.

Прибавить и вычесть 4.

Выполнять сложение и вычитание вида …+4 и …-4. Присчитывать и отсчитывать по 1, по 2, по 3 и по 4. Моделировать способы прибавления и вычитания числа 4 с помощью числового отрезка.

2

59-60.

Столько же. Столько же и еще… Столько же, но без…

Моделировать и решать задачи, раскрывающие смысл отношений «столько же», «столько же и еще…», «столько же, но без …», задачи в одно действие на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

2

61-63.

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

Составлять и решать задачи на сложение и вычитание по рисунку, схематическому чертежу, решению. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

3

64.

Повторение и самоконтроль. Контрольная работа №4.

Выполнять упражнения на повторение и закрепление изученного раздела «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».

1

3 четверть (36 часов)

65-68.

Прибавить и вычесть 5.

Знакомство со способами прибавления и вычитания вида …+5 и …-5. Присчитывать и отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5. Моделировать способы прибавления и вычитания числа 5 с помощью числового отрезка. Работать в паре при проведении математической игры «Заполни домик». Сравнивать разные способы сложения и вычитания, выбирать наиболее удобный.

4

69-70.

Задачи на разностное сравнение.

Моделировать и решать задачи на разностное сравнение. Составлять задачи на разностное сравнение по рисунку, схематическому чертежу, решению. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

2

71-72.

Масса.

Описывать события с использованием единицы массы – килограмма. Сравнивать предметы по массе. Упорядочивать предметы, располагая их в порядке увеличения (уменьшения) массы.

2

73-74.

Сложение и вычитание отрезков.

Моделировать различные ситуации взаимного расположения отрезков. Составлять равенства на сложение и вычитание отрезков по чертежу.

2

75-76.

Слагаемые, сумма.

Использовать математические термины (слагаемые, сумма) при составлении и чтении математических записей.

2

77.

Переместительное свойство сложения.

Сравнивать суммы, получившиеся в результате использования переместительного свойства сложения. Применять переместительное свойство сложения при решении примеров.

1

78-79.

Решение задач.

Анализировать условие задачи, подбирать к нему вопрос в зависимости от выбранного арифметического действия (сложения, вычитания). Наблюдать и объяснять, как связаны между собой две простые задачи, представленные в одной цепочке. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

2

80-81.

Прибавление 6, 7, 8, 9.

Применять переместительное свойство сложения для решения примеров вида … + 6, 7, 8, 9. Проверять правильность выполнения сложения, используя другой прием сложения (прием прибавления по частям).

2

82-84.

Уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Использовать математические термины (уменьшаемое, вычитаемое, разность) при составлении и чтении математических записей.

3

85.

Урок повторения и самоконтроля. Контрольная работа №5.

Выполнять упражнения на повторение и закрепление изученного раздела «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».

1

86-87.

Задачи с несколькими вопросами.

Анализировать условие задачи, подбирать к нему разные вопросы.

2

88-89.

Задачи в два действия.

Моделировать условие задачи в два действия. Анализировать условие задачи в два действия, составлять план ее решения. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи.

2

90.

Литр.

Сравнивать сосуды по вместимости. Упорядочивать сосуды по вместимости, располагая их в заданной последовательности.

1

91.

Нахождение неизвестного слагаемого.

Моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Применять правило нахождения неизвестного слагаемого при решении примеров с «окошком» и при проверке правильности вычислений.

1

92-94.

Вычитание 6, 7, 8, 9.

Выполнять вычисление вида … - 6, 7, 8, 9, применяя знания состава чисел 6, 7, 8, 9 или способа дополнения до 10. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать наиболее удобный.

3

95-96.

Таблица сложения.

Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 10.

2

97-100.

Уроки повторения и самоконтроля. Контрольная работа №6.

Выполнять упражнения на повторение и закрепление изученного раздела «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».

4

4 четверть (32 часа)

101-104.

Уроки повторения и самоконтроля.

Выполнять упражнения на повторение и закрепление изученного раздела «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».

4

Числа от 11 до 20. Нумерация (6 часов)

105-106.

Образование чисел второго десятка.

Образовывать числа одного десятка и нескольких единиц. Сравнивать числа, опираясь на порядок следования чисел второго десятка при счете. Читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что означает каждая цифра в их записи.

2

107-108.

Сложение и вычитание вида 10+2, 12-1, 12+1, 12-2, 12-10.

Выполнять вычисления данных видов, основываясь на знании нумерации.

2

109-110.

Дециметр.

Выполнять измерение длин отрезков в дециметрах и сантиметрах. Заменять крупные единицы длины мелкими и наоборот.

2

Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание (22 часа)

111-113.

Сложение и вычитание без перехода через десяток.

Моделировать приемы выполнения действий сложения и вычитания без перехода через десяток, используя предметы, разрезной материал, счетные палочки, графические схемы. Прогнозировать результат вычисления. Выполнять сложение и вычитание чисел без перехода через десяток в пределах 20. Выполнять измерение длин отрезков, заменяя крупные единицы длины мелкими. Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы.

3

114-115.

Уроки повторения и самоконтроля. Контрольная работа №7.

Выполнять упражнения на повторение и закрепление изученного раздела «Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание без перехода через десяток».

2

116-121.

Сложение с переходом через десяток.

Моделировать приемы выполнения действия сложения с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счетные палочки, графические схемы. Выполнять сложение чисел с переходом через десяток в пределах 20.

6

122.

Таблица сложения до 20.

Выполнять сложение с использованием таблицы сложения чисел в пределах 20.

1

123-124.

Вычитание в переходом через десяток.

Моделировать приемы выполнения действия вычитания с переходом через десяток, используя предметы, разрезной материал, счетные палочки, графические схемы. Выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20. Проверять правильность выполнения действий сложения и вычитания в пределах 20, используя другой прием вычисления или зависимость между компонентами и результатом действия.

2

125-127.

Вычитание двузначных чисел.

Моделировать приемы выполнения действия вычитания двузначных чисел, используя предметы, разрезной материал, счетные палочки. Применять знания разрядного состава числа при вычитании двузначных чисел в пределах 20. Сравнивать разные способы вычисления, выбирать наиболее удобный. Выполнять вычитание двузначных чисел в пределах 20.

3

128-129.

Уроки повторения и самоконтроля. Контрольная работа №8.

Выполнять упражнения на повторение и закрепление изученного раздела «Числа от 11 до 20. Сложение и вычитание с переходом через десяток».

2

130-132.

Повторение изученного за год. Итоговая контрольная работа.

Выполнять упражнения на повторение и закрепление изученного в течение учебного года материала.

3

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция:

  1. Миракова Т.Н. Математика. Рабочая программа. 1-4 классы. М., Просвещение, 2001.
  2. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Учебник. 1 класс. В 2 частях. М., Просвещение, 2011.
  3. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 частях. М., Просвещение, 2011.
  4. Бука Т.Б. Математика. Тесты. 1 класс. М., Просвещение. 2015.
  5. Бука Т.Б. Математика. Проверочные и контрольные работы. 1 класс. М., Просвещение, 2015.

Печатные пособия:

  1.  Разрезной материал по математике (приложение к учебнику 1 класса).
  2. К урокам математики. Таблицы. 1 класс.

Технические средства обучения:

  1. Классная доска.
  2. Интерактивная доска и проектор.
  3. Компьютер.
  4. Принтер, ксерокс.
  5. CD и DVD диски по математике в 1 классе.
  6. Интернет – ресурсы к урокам математики.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

      1.   Наборы счетных палочек.

      2.   Набор предметных картинок.

      3.   Наборное полотно.

      4.   Набор геометрических фигур и тел.

      5.   Демонстрационная оцифрованная линейка.

      6.   Демонстрационный чертежный треугольник.

     

   

             «Согласовано»                                                                                                                                   Зав. кафедрой начальных классов                                                                        ____________________Бортникова Е.И.                                                                          «_____»_августа_____ 2015 г.

             «Согласовано»                                                                                                                                   Зам. директора по УВР                                                                        ____________________Черникова О.И.                                                                          «_____»_августа_____ 2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...