«Вместимость как признак сравнения объектов. Измерение вместимости произвольными мерками».
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Комина Ольга Ивановна

Цель: создать условия для педагогического взаимодействия обучающихся и учителя, способствующего достижению целеполагающих задач:

1) предметные: выявить новый признак сравнения объектов – вместимость (объём); учить измерять вместимость (объём) произвольными мерками;

2) метапредметные: развивать логическое мышление, внимание; учить  планировать предстоящую работу, контролировать и оценивать свою работу; развивать навыки сотрудничества.

3) личностные: формировать социально-ценностные личностные качества (умение взаимодействовать в группе, эмпатию)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vmestimost.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2 (система Л.В. Занкова)

Предмет: математика

8.12.2014 г.

Тема: «Вместимость как признак сравнения объектов. Измерение вместимости произвольными мерками».

Цель: создать условия для педагогического взаимодействия обучающихся и учителя, способствующего достижению целеполагающих задач:

1) предметные: выявить новый признак сравнения объектов – вместимость (объём); учить измерять вместимость (объём) произвольными мерками;

2) метапредметные: развивать логическое мышление, внимание; учить  планировать предстоящую работу, контролировать и оценивать свою работу; развивать навыки сотрудничества.

3) личностные: формировать социально-ценностные личностные качества (умение взаимодействовать в группе, эмпатию)

Оборудование: сосуды одинаковые и разные по объёму; небольшие вёдра с водой; чайная и столовая ложка; таблички «масса», «длина», «объём».

Этап урока

Сценарий урока

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Организационный момент.

- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. И разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Пусть хорошая погода заиграет в душе каждого из нас и согреет своим теплом.

    Вдохните глубоко и, когда будете выдыхать, постарайтесь улыбнуться.

    Вдохните ещё раз и снова улыбнитесь, почувствуйте, как ваша улыбка согревает вас изнутри. Какие замечательные улыбки я вижу на ваших лицах! А ведь улыбка – знак хорошего настроения, взаимного, доброго расположения друг к другу. Я желаю вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас!

- Сегодня  на уроке  нам предстоит сделать важное открытие .Для этого нужно быть внимательными и  активными. На уроке вы должны  показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

- Вы готовы к изучению следующей темы?

 - Каким способом вы будете изучать новую тему?

         1)сначала надо понять, что мы не знаем;

          2)затем самим построить новый способ действия.

 -Как определить, что вы не знаете?

  1. надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания;
  2. выполнить пробные действия;
  3. определить своё затруднение;
  4. подумать и найти причину затруднения.

-Итак, мы  продолжим изучение глагола и познакомимся с новым правилом написания  слов данной части речи.

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (Р);

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

На доске записи: 1 см, 10 кг, 23 см, 25 кг, 1 дм, 4 см, 4 кг, 16 кг.

- Прочитайте записи. На какие две группы вы можете разделить данные числа?

- Запишите числа 1-ой группы в порядке увеличения, 2-ой – в порядке уменьшения.

-Проверьте свои записи.

- Откройте учебник на стр.100,  № 215. Найдите длину отрезка (пункт 1).  12см =1дм 2см

- Какие ещё общепринятые единицы длины вы знаете?

- Каким инструментом пользовались?

-  Прочитайте пункт 2. Как узнать массу торта?(весов)

- Какую общепринятую единицу измерения массы вы знаете?(кг)

- О каких ещё единицах измерения массы вы слышали?

(г,ц,т)

- О каких величинах говорили?(длина и масса-таблички прикр.к доске).О каких величинах не знаете?

- Молодцы, вы смогли зафиксировать своё затруднение. Что вам теперь надо сделать? ( подумать и найти причину затруднения).

- анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация (П);

- извлечение необходимой информации из текстов (П);

- использование знаково-символических средств  (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- подведение под понятие (П);

- выполнение пробного учебного действия (Р);

- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

3. Постановка учебной задачи

Учитель показывает два сосуда одинаковых по объёму, но разных по форме.

- У меня в руках два сосуда. Как вы думаете, куда поместится больше воды?(стакан, банка)

- Как можно проверить, кто из вас прав?

- По какому признаку мы сравнивали сосуды? По массе? По длине? По какому-то другому?

- Как назовём этот признак сравнения?

 Учитель прикрепляет табличку «объём».

- Какой важный вывод сделали, когда сравнивали сосуды по вместимости  (объёму)?

-Сформулируйте тему урока

-Какую цель поставим?

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия  (П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- подведение под понятие (П);

-определение основной и второстепенной информации (П);

-постановка и формулирование проблемы (П);

-волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-планирование, прогнозирование (Р)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Вспомните, как вы изучали другие темы и составьте план своих действий:

  1. Работа с моделями
  2. Распределить  по группам.
  3. Составление эталона.
  4. Формулировка правила.

-Какие гипотезы вы можете выдвинуть?

- Представьте себе ситуацию, что на даче вам нужно из двух бочек разной формы выбрать ту, куда вмещается больше воды. Каким способом вы можете измерить объём каждой бочки?

- Ведро в данном случае – это мерка для измерения объёма бочки. Какие ещё мерки можно использовать для измерения количества жидкости? Предлагаю это выяснить самостоятельно.

На доске таблички:  бочка с водой

                                   кувшин с соком

                                   пакет с молоком

                                   пузырёк с микстурой

Детям предлагается либо придумать мерки самим , либо воспользоваться подсказкой учебника .

Проверка. (Мерки записываются на доске напротив табличек с названием сосудов.)-

- Какой вывод можем сделать из этой работы?

Вывод: можно использовать разные мерки, удобные для каждого случая.

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- познавательная инициатива (Р);

- выдвижение гипотез и их обоснование (П);

        - поиск необходимой информации (П);

- использование знаково-символических средств (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов  (П);

 - установление причинно-следственных связей (П);

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

        - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Практическая работа в группах.

- Давайте потренируемся на практике измерять вместимость (объём) сосудов и сравнивать их по этому признаку.

Предлагаю разделиться на группы. (1 ряд-маленькое ведро, 2 ряд-большое ведро , 3 ряд –банка)

- На демонстрационном столе вам нужно будет выбрать мерку(стакан, ложка), сравнить сосуды по вместимости (объёму) и записать результат сравнения в тетрадь.

Отчёт групп. Обсуждение полученных результатов.

- Что учились делать?

- Где в жизни нам может пригодиться это умение?

-стр.100 № 215 (4)-запись в тетрадь мерок: стакан, бочка, чашка, ложка

Вывод:

- Для измерения таких величин как масса, длина существуют общепринятые мерки. Существуют ли, по-вашему, общепринятые мерки для измерения  вместимости (объёма)?

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- извлечение  необходимой информации (П);

- моделирование и преобразование моделей разных типов (П);

- выполнение действий по алгоритму(П);

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

- построение логической цепи рассуждений (П);

- доказательство (П);

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Р.Т.стр.29 №65 (пронумеруй чашки в порядке убывания количества чая) На доске запись:5 1 4

                                                          2  3

Вывод:

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);- извлечение из текстов упражнения необходимой информации (П);- подведение под понятие (П);- выполнение действий по алгоритму (П)

7. Включение в систему знаний и повторение.

1)-Стр.101 № 217(1 у доски)

-Какими мерками  можно измерить массу крупы, единицами измерения?

Было-8м.

Прибежало-?, на 6 б.

Стало-?

(8+6)+8=22 м

-На сколько больше помощников стало у Золушки, чем было? 22-8=14 п.

2)№218 (1 у доски)

3)№ 219(раб.в парах-составление 2 уравнений и их решение с послед.взаимопроверкой

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

- понимание задания, извлечение необходимой информации(П);

- моделирование, преобразование модели (П)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Шкала успеха

«5»

«4»

«3»

«2»

-д/з стр.100 №216, 219 (3,4 ур.)                                                                              

- Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие  сделали?- Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?

- Какую цель перед собой поставили?

 - Каким способом действовали для достижения цели?

- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

- Оцените свою собственную работу по «Шкале успеха» (обучающиеся размещают смайлики на «Шкале успеха»). Обоснуйте свой выбор.

- Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?

-  Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе :"Единица измерения вместимости - литр".

"Единица измерения вместимости - литр" - проблемный урок. Проблемная ситуация разрешается с помощью практической работы....

Конспект урока по математике "Масса как новый признак сравнения объектов"

Данный конспект урока говорит о том как лучше познакомить учащихся с Массой как новым признаком сравнения объектов, поможет лучше усвоить новый материал....

Литр-единица измерения вместимости.

Конспект урока математики по теме: "Литр - единица измерения вместимости". ( учебник Б.П.Гейдман, И.Э. Гейдман, Е.А. Зверева). Урок проводится в 3 четверти....

Урок математики во 2 классе по теме "Единицы измерения вместимости - литр""

ТЕМА: Единица измерения вместимости – литр. ЦЕЛЬ: Актуализировать знания разных единиц измерения массы , длины; ввести новую величину вместимость и единицу её измерения – литр ; учить детей...

Технологическая карта урока информатики по теме "Общие свойства и отличительные признаки группы объектов" 4 класс

Технологическая карта урока информатики по теме "Общие свойства и отличительные признаки группы объектов" 4 класс с использованием ЦОР...

Конспект занятия по миру деятельности. Тема: "Алгоритм сравнения объектов" (УМК "Перспектива")

Планируемые результаты:Личностные:формировать представление о том, что такое план;           Познавательныенаучиться использоваться планЦель: уз...

Конспект урока "Единица измерения вместимости - литр"

вместимость - и единицу ее измерения - литр; учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение; развивать логико-математическую речь; воспитывать комм...