Литр-единица измерения вместимости.
методическая разработка по математике (2 класс)

Булдыгина Ирина Юрьевна

Конспект урока математики по теме: "Литр - единица измерения вместимости". ( учебник Б.П.Гейдман, И.Э. Гейдман, Е.А. Зверева). Урок проводится в 3 четверти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon litr_otkrytyy_urok.doc53 КБ
Microsoft Office document icon litr_kartinki.doc999.5 КБ
Microsoft Office document icon litr_razdatka.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Урок по теме: «Литр – единица измерения вместимости»
                       

ЦЕЛИ  УРОКА:
1.
Дидактические: 
- Познакомить с новой величиной – ёмкостью и её измерением с помощью литра;
- Обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы.

2.
Развивающие: 
- Учить решать практически нестандартные задачи с новой величиной;
- Актуализировать знания разных единиц измерения: длины, массы;
- Учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение;
- Развивать логико – математическую речь.

3.
Воспитательные: 
- Воспитывать умение работать в коллективе;
- Развивать внимание.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Предметные

  1. создать условия для открытия учащимися нового для них понятия «вместимость»;
  2. дать первоначальные сведения о способе сравнения предметов по вместимости;

Метапредметные 

  1. формировать интерес к новому учебному материалу;
  2. учить детей формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод;
  3. развивать логическое мышление на примере сравнения и классификации объектов
  4. развивать коммуникативные навыки

Оборудование: сосуды для измерения разной ёмкости: поллитровая  и литровая банки, двухлитровая кастрюля, чашка, миски, фонограмма физкультминутки.

Тип урока: сообщение новых знаний.

Форма урока: урок - практикум

ХОД УРОКА

1. Организация класса на работу.

Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь и поздоровайтесь.

2. Актуализация знаний.

К нам на  урок пришла Шапокляк, как вы думаете, зачем? (ответы детей)

Действительно, она напакостничала. Посмотрите на доску.

На доске карточки: 5кг, 10кг, 19см, 15кг, 15м, 13дм 

Учитель:- Что вы можете сказать о записи на карточках?

(На них написаны именованные числа, их еще называют величинами.)

Учитель:- На какие две группы вы разобьете эти величины?

(В  одну группу  единицы измерения веса, а во вторую группу -единицы измерения длины.)

Учитель:- Расположите единицы измерения массы в порядке возрастания. А единицы измерения длины расположите в порядке убывания.

 Какие знания нам для этого понадобятся? (знания таблицы измерения длины, на доске открываю)

-Ой, ребята, смотрите, Шопокляк опять навредничала…Я написала, а она стёрла…)

Повторяем таблицу единиц длины.

 Учитель: Молодцы, ребята! Математическая разминка закончилась. Вы хорошо поработали. Впереди нас ждет интересная практическая работа.

Вспомните, как измерить массу тела? (весами)

3. Постановка учебной проблемы

Беру стакан с водой.

-Что у меня в стакане? (вода)

Какая она? (прозрачная, без цвета, без запаха, жидкая).

Выливаю часть воды на пол.

-Что произошло с водой? (она растеклась)

-Как вы думаете, что необходимо, чтобы она не растекалась? (ёмкости)

Приведите примеры ёмкостей. (стакан, банка, кастрюля, ведро, бочка и т.д.)

4. Открытие новых знаний.

А) создание проблемной ситуации

Что вы видите на столе? (вода в кувшине, в кастрюле, в миске)

Как вы думаете, где больше воды, а где меньше?

Почему? (ответы детей)

Предлагаю вам разделиться на группы и измерить количество воды в каждой ёмкости определёнными мерками.

(Дети разделены на 3 группы. Перед детьми на столах у первой группы кувшин, у второй группы кастрюля 2 литра, у третьей группы банка миска. В каждой ёмкости налито 1л воды. Одна группа измеряет воду литровой банкой, другая – поллитровой банкой, а третья – кружечкой.)

Б) самостоятельная работа в группах

Учитель: - Ребята, когда вы будете измерять старайтесь воду не проливать, так же необходимо наливать полную мерка, а не половину. Приступаем к измерению.

Учитель:- Давайте проверим, как вы измерили.(учитель записывает данные на доске)

  1. 1 группа 1 мерка
  2. 2 группа 2 мерки
  3. 3 группа 7 мерок

Учитель: - У кого воды больше?

-У третьей группы 7 мерок, значит у них воды больше.

-Но у них мерка самая маленькая, а у нас банка самая большая, поэтому всего 2 мерки.

- Так нечестно, надо, чтобы у всех мерки были одинаковые.

Учитель:- Молодцы! А может быть, кто-нибудь знает, какую мерку используют в повседневной жизни для измерения жидкости

- Это литр

Учитель:- Правильно! Вместимость этой банки 1 литр. Аккуратно перелейте воду из мисочки в эту банку. Что вы можете сказать о количестве воды у каждой группы?

-Воды сразу было одинаково на каждом столе, только мы не смогли ее сравнить, потому что посуда была разная, а единой мерки у нас не было

Учитель:- Вы где-нибудь встречались с единицей измерения жидкости?

-Сок в магазине продают в пакетах по1 литру и по 2 литра.

-В литровых пачках продают молоко и кефир.

-Папа на заправке покупает бензин в литрах.

4. Сообщение темы урока

Учитель:- Кто догадался и может нам назвать тему урока сегодня?

-Новая единица измерения жидкости.

- Жидкость измеряют в литрах.

Учитель:- Правильно! (открывается запись на доске)

1 литр – единица измерения жидкости.

5. Закрепление.

Учитель:- Откройте учебник с. 39 № 5

О каких ёмкостях говорится в задаче? (ведро и бочка)

 10+10+10+10+10+10+10+10 = 80 (литров)

Как можно назвать полученную запись? (математическое равенство, сумма 8 одинаковых чисел,)

Учитель

-Молодцы! Вы хорошо справились с заданием! С какой же новой единицей измерения вместимости мы познакомились на сегодняшнем уроке? (литр)

6. Работа с ранее изученным материалом.

1.Задача № 8 (один человек у доски)

Пряников – 15 кг

Леденцов - ? на 4 кг меньше.

Всего - ?

1). 15+4 =19 ( кг) – леденцов

2). 15=19 = 34 (кг)

Ответ: 34 кг сладостей получил Емеля.

Проверка

2. Решение составных уравнений

7.Самостоятельная работа 

№3  (1 столбик устно, 2,3 - у маркерной доски, остальные – в тетради)

Проверка

7. Итог урока

Учитель:- Наш урок подходит к концу. Чему нам нужно было научиться, чтобы хорошо усвоить тему урока?

-Мы должны были научиться измерять количество жидкости в посуде.

- Мы можем сравнивать вместимость разной посуды.

Учитель:- Добились ли мы своей цели? (Да)

Учитель:- Молодцы! Вот как много мы успели сделать сегодня на уроке, много чему научились. Значит, цели урока мы выполнили!

Забудьте нарисовать смайлики в своих тетрадях, оценив свою работу на уроке.

И ещё оцените наш урок. Если он вам понравился, то прикрепите на доску смайлик жёлтого цвета, если не очень – зелёный, а если совсем не понравился, то красный.

8. Домашнее задание.

Стр. 39 № 7, 9

А теперь урок закончен. Спасибо за работу. Мне очень понравился сегодняшний урок. Вы – молодцы!

Планируемые результаты (универсальные учебные действия)

В ходе урока у обучающихся сформированы:

Личностные УУД: 

  1. Доброжелательность, внимательность, готовность к сотрудничеству при работе в группах, оказанию помощи друг другу;
  2. Стремление к успешности в учебной деятельности;
  3. Позитивная самооценка.

Регулятивные УУД:

  1. Понимать цель и смысл выполняемых заданий;
  2. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
  3. Выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
  4. Осуществлять первоначальный контроль своих действий и действий своих товарищей.

Познавательные УУД:

  1. формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод;
  2. осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы;
  3. анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию объектов;

Коммуникативные УУД:

  1. Задавать вопросы и отвечать на вопросы;
  2. Проявлять интерес к общению и групповой работе;
  3. Уважать мнение собеседников;
  4. Преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
  5. Следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
  6. Входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.



Предварительный просмотр:

Клей разводится в 7литрах воды



Предварительный просмотр:

5кг   19см    10кг   15м  15кг     13дм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 1 классе :"Единица измерения вместимости - литр".

"Единица измерения вместимости - литр" - проблемный урок. Проблемная ситуация разрешается с помощью практической работы....

Единица вместимости- литр

Урок математики в 3 классе.  Тема: « Единица измерения вместимости – литр». Цели: Актуализировать знания учащихся о разных единицах измерения. Ввести новую величину- вместимость и едини...

Урок математики во 2 классе по теме "Единицы измерения вместимости - литр""

ТЕМА: Единица измерения вместимости – литр. ЦЕЛЬ: Актуализировать знания разных единиц измерения массы , длины; ввести новую величину вместимость и единицу её измерения – литр ; учить детей...

Урок математики по теме "Литр - мера вместимости"

Представлен конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС по УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока математики в 1 классе УМК "Школа России" Тема: "Единица вместимости- литр"

Материал содержит конспект урока математики в 1 классе, тема урока "Единица вместимости - литр"....

«Вместимость как признак сравнения объектов. Измерение вместимости произвольными мерками».

Цель: создать условия для педагогического взаимодействия обучающихся и учителя, способствующего достижению целеполагающих задач:1) предметные: выявить новый признак сравнения объектов – вместимость (о...

Конспект урока "Единица измерения вместимости - литр"

вместимость - и единицу ее измерения - литр; учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезы и находить правильное решение; развивать логико-математическую речь; воспитывать комм...