Урок математики в 1 классе "Величина. Масса. Килограмм" (2100)
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Овечкина Светлана Геннадьевна

Урок усвоения нового материала. Знакомство с новой величиной- массе и единице измерения-киллограмм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_matematiki_v_1_klasse.zip172.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1классе.

Учитель начальных классов Овечкина Светлана Геннадьевна.

Тема. Величина. Масса. Килограмм. ("Школа-2100")

Цели.

Образовательные: Формирование   умения усвоения представлений о новой величине--массе и единице измерения- килограмме. Формирование умение усвоения  данного  понятия  с целью применения их в жизненных ситуациях.

Формирование  умения сравнивать предметы по массе и умения записывать результат измерения с помощью  > ,  =,< .

Развитие математической речи,  оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно- действенного мышления.

Формировать УДД:

Личностные УДД:

Формирование умений определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие правила поведения при сотрудничестве, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога.

Регулятивные УДД: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УДД: умение оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других.

Познавательные УДД: умение ориентироваться в системе знаний: отличать нового от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания6находить вопросы на ответы, используя учебник; делать выводы.

Этапы урока

                       Ход урока

       Формирование   УДД

I.Орг .момент

                           - Итак, друзья, внимание –
                            Вновь прозвенел звонок.
                            Садитесь поудобнее –
                            Сейчас начнем урок!

                             Посмотрите,

                             Все ль в порядке?

                             Книжки, ручки и тетрадки.

                             Все расселись по местам,

                             Никому не тесно?

                             По секрету скажу вам:

                            « Будет интересно!».

          С каким настроением пришли на урок, покажите мимикой.  Улыбнулись другу. Ваши улыбки создают хорошее настроение.

Девиз урока: « Знаешь- говори, не знаешь –слушай»

           Правила поведения ( повторение)

Ребята, скажите, сейчас что мы делали? ( Настраивались на работу на уроке).

Подумайте и ответьте, чему будет посвящен наш урок?

 ( Открытию нового знания)   

Познавательные УДД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммутативные УДД:

уметь совместно договориться о правилах поведения и следовать им.

II. Актуализация знаний.

-Настрой на работу отличный! Но нам сегодня понадобиться ваше внимание, умение думать и работать дружно!

        Переходим к следующему этапу.

-Подумайте, чем мы будем заниматься на этом этапе?

( Повторять изученный материал)

                   1.Устный счет.

-Счет хором от 1 до 10.

-Назовите пропущенные числа.

-Назови предыдущее числа 9, последующее числа3.

-Назови соседей числа 5.

-7 увеличить на 1.

-Я задумала число, увеличила на 2, в ответе получила 6

 Посмотрите на рисунок. По каким признакам можно разбить фигуры на части. Как это сделать? (По цвету, по форме, по размеру)

-Сколько всего фигур? ( 7).

-Что можете рассказать про число 7?

-Состав числа 7.

2.Минута чистописания.     7   77   777

-Посмотрите внимательно на задание на доске. Кто мне поможет выявить закономерность и продолжить строчку 3 раза.

( Увеличение на 1).

-Перед тем, как приступить к выполнению задания выполним разминку для кисти пальцев.    ( Разминка)

Коммуникативные УДД:

оформлять мысль в устной речи.

Познавательные УДД:

сравнивать и группировать.

III. Постановка учебной проблемы.

– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на партах?

(Полоски цветной бумаги)

- Что можно о них сказать?

(одинаковая форма, одинаковый материал)

- А что можно сказать про цвет? (Цвет разный)

- Сейчас вам предстоит объединиться в группы по цвету полосок. Для этого возьмите полоски в руки и встаньте. Найдите в классе цветовой сигнал для своего цвета и соберитесь возле него.

(Дети собираются по группам)

- Хорошо. А теперь попробуйте объединиться по длине полосок.

(Трудно, много шума, путаница).

-Почему же не получается? Кто догадался? Что вызвало затруднение?  (Нужно измерить длину!

-Садитесь на места.

-Что такое длина? ( Длина предмета- это величина)

-Для чего она необходима? ( для сравнения мер длины)

-Что можно сделать с величиной? ( Измерять, складывать и вычитать)

- А сантиметр является величиной? (Нет, это мерка)

- Какие еще меры длины вы знаете? ( Дециметр) Вывешивается таблица.

                                       ВЕЛИЧИНА

                                          ДЛИНА

               САНТИМЕТР                 ДЕЦИМЕТР

-Что мы повторили? ( Величину длины)

Познавательны УДД:

ориентироваться в своей системе знаний.

IY. Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.

 -Как вы думаете, какой  следующий этап урока?

( Изучение новой темы)

1. Знакомство с массой.

- Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? (Цвет, форма, размер одинаковые).

?! – Но я все-таки уверяю вас, что эти коробки разные. В чем же их отличия?

(Затруднение??? или предположения???)

- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить такое свойство, нужно взять предметы в руки. (выходят 2-3 ученика)

- Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее)

-Возьмите в одну руку   учебник, а в другу. Тетрадь  и сравните что легче, а что тяжелее.

_ Что мы сейчас сравнивали? ( Массы предметов)

                   2.Проверка предположений.

Давайте проверим , сравним наши предположения с помощью прибора. А вот как он называется, вы узнаете, если отгадаете загадку.

                              Фрукты на качели

                              Покачаться сели.

                              Стоит им лишь прекратить,

                              Нам придется заплатить. ( весы).

         -Как вы думаете, для чего необходимы весы? ( чтобы измерить вес предмета)

Весы- один из древнейших приборов.

Какие вы знаете весы? ( Ученики называют виды весов, а учитель показывает их на рисунках).

            3.Практическое задание             

                                     Поработаем с бытовыми весами.

-Как находятся чашечки весов? ( На одном уровне или в равновесии)

-Это называется РАВНОВЕСИЕ ВЕСОВ ( вывешивается табличка)

Коробки ставятся на весы.

- Почему одна чашечка опустилась вниз? (Эта коробка тяжелее)

- Легче - тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать?

Как же называется такое свойство предметов?

Масса! (Открывается слово в теме урока и словарное слово)

- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании? Давайте прочитаем его.

- Кто догадался, какая тема нашего урока? ( Масса)

Что бы вы хотели узнать о массе? Цель урока?

 Где в жизни может это пригодиться? ( В  работе,…)

              Составим план действий:

  1. Знакомство с величиной.
  2. 2.Измерение величины.
  3. Результат измерения массы записать числом.

-Что мы сейчас делали ? ( Планировали свою деятельность)

?! – Можно ли массу назвать величиной? Почему? Как думаете?

(предположения).

Вывод: ( Величина-это такое свойство ( признак) предметов, которое можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит, и предметы можно измерить и записать числом)

Прочитайте запись в учебнике, совпадает ваш вывод с автором учебника.

- Мы проверим наши предположения на практике, но прежде немного отдохнем.

Физкультминутка

Раз,2,3,4,5!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше.

И легко-легко подышим. Подтянитесь на носочках

Столько раз, сколько пальцев

На руке у вас!

1,2,3,4.5!

Топаем ногами.

1,2,3,4,5.

Хлопаем руками

              -Переходим к следующему этапу. Посмотрите внимательно, что будем выполнять на этом этапе? ( Выполнять задание по учебнику)

Познавательные УДД:

ориентироваться в своей системе знании й: отличать новое от уже изученного. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

Регулятивные УДД:

учиться высказывать свое предположение.

Коммуникативные УДД:

слушать и понимать речь других.

Познавательные УДД:

перерабатывает информацию, делает выводы.

Регулятивные УДД:

определять и понимать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение.

Y. Применение нового материала.

YI. Итог урока.

Рефлексия

          1. Работа в учебнике. С. 78 № 1. Ребята читают задание.

-Посмотрите на предметы, какой самый легкий, самый тяжелый. Как мы это можем определить? ( По чашечкам весов)

-Рассмотрите первые весы.

Что сравнивается на весах? 

Что можно сказать о массе этих предметов? ( Масса яблока равна массе лимона)

-Что сравнивается на вторых ? ( Яблоко и груша).

-Что тяжелее, а что легче?

-Что сравнивается на третьих весах? Яблоко и клубника.

-Что можно сказать о массе этих предметов ( Клубника легче, яблоко тяжелее)

Какой вывод?  Масса яблока равна массе лимона.

Значит: всех легче клубника, а тяжелее груша.

Можно ли сказать, что легче, тяжелее- то свойство предметов? ( предположение детей).

Как называется свойство?  ( Это свойство называется масса)

Поднимите руки, кто видел, как измеряют массу? Где это можно увидеть?

                      2Наблюдение « Масса-величина

Рисунок 1.

- Рассмотрите рисунок. Что видите? Чаши весов находятся на одном уровне, в равновесии.

Что это значит? (массы одинаковые)

- Выразите массу апельсина в клубниках. Что получилось?

Ап. – 5 кл. (Масса апельсина равна массе 5 клубник) 

- Что мы сейчас сделали? Можно сказать, что мы измерили массу апельсина и записали её с помощью числа? Какой меркой пользовались в этом случае?

(мерка – клубника)

Рисунок 2.

-Посмотрите на другой рисунок и выразите массу того же апельсина, но в пирожных.

Ап. – 2 п. (Масса апельсина равна массе двух пирожных)

- Какая мерка в этом случае? (пирожное – мерка).

Рисунок 3.

- Смотрите, апельсин один и тот же, значит 5 кл. – 2 п., так?

Но ведь мы знаем, что 5 >2! Нет ли здесь ошибки?

(Нет, мы измеряли разными мерками!)

- Какой вывод можем сделать? (Нужна одинаковая мерка!)

- Сравнивать можно величины, измеренные одинаковыми мерками.

 

                                        Гимнастика для глаз. 

3. Введение единицы измерения массы 1 килограмм.

(На доске открывается рисунок №4 на с. 79 учебника)

- Какой меркой пользовался Вова при измерении массы дыни? (мерка – яблоко)

- А при измерении массы пакета с рисом? (мерка – банан).

- Возможно ли сравнить массу дыни и массу пакета риса? (Нет, нужна единая мерка)

- Раньше люди пользовались различными мерками, но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Ученые придумали такую мерку и назвали её килограмм. (открывается табличка – словарное слово)

- Давайте познакомимся с этим словом. Какие опасные места увидели?

- Сокращенно записывают - кг. Давайте и мы с вами потренируемся и запишем новую мерку на листах. (Пишут 3 раза – кг)

- А у меня здесь есть гири массой 1 кг

(Демонстрация гирей, можно дать подержать 2-3 человекам, остальные – на перемене)

- Запишите в тетрадях с образцом 1 кг и 2 кг. (Дети прописывают)

- Ребята, о чем говорили на сегодняшнем уроке?

(О массе, величине, килограмме)

Физминутка

    Встали из-за парт и представьте себя чашечными весами.

                      Левая рука- левая чашка весов,

                      Правая рука- правая чашка.

 Изображайте работу весов по моим командам.

                      Весы находятся в равновесии;

                      Левая чашка весов опустилась;

                      Права чашка опустилась;

Масса предметов на правой чашке тяжелее, чем на левой;

                       Весы находятся в равновесии;

                       Груз на левой чаше легче;

                       Весы находятся в равновесии.

-Ребята, посмотрите еще раз на доску и скажите, что узнали о массе?

 О килограмме?

Давайте  прочитаем все выводы, которые мы с вами сделали на уроке.

(Чтение выводов под знаком ! на с.78 – 79 кроме последнего)

- Вот как много мы сегодня с вами «открыли»! А как думаете, можно ли выполнять какие-то действия с мерами масс? Какие?

- Давайте сравним наш вывод с учебником. (Чтение вывода)

- Какие новые слова узнали на уроке? А вы встречались с ними в жизни? Когда? Приведите примеры. Ну а теперь вы знаете, что килограмм мера массы, а масса – это величина.

- Чему еще учились на уроке? (Думать, рассуждать, измерять массу, записывать кг)

Работа в паре: уравновесить математические весы. ( дифференциация по объему)

Самопроверка по ключу. Встаньте те, у кого правильно все весы?

                     Нынче на уроке в классе

                     Все узнали мы о массе.

                     Знаем я, ты, он,она:

                     Масса есть величина.

                     И совсем это не сложно,

                    Что измерить массу можно,

                     И, коль захотим, сравнить

-Что нового узнали на уроке? ( Ответы детей)

С какой величиной познакомились? ( Масса)

Как называется мерка массы? ( Килограмм)

Какой вывод? ( Меры масс, сравнивать, складывать и вычитать).Как работали? Дружно, все вместе. Когда получается лучше: если ты один или вместе с товарищами?

- Давайте в знак нашей совместной и дружной работы составим «Солнышко друзей» 1 ж класса. Выберите для себя нужный цвет и наклейте на доску.

- Если вы очень старались, и вам все удалось – выберите ладошку розового цвета. Если вы были не очень внимательными – выберите желтый цвет, а если совсем не постарались – тогда зеленый цвет.

- Как замечательно получилось! Пусть тепло ваших дружных ладошек согреет всех сегодня в нашей школе!

- Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за работу!

Познавательные УДД:

ориентироваться в учебнике. Перерабатывает полученную информацию, делает выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УДД:

 формировать свою мысль в устной форме.

Регулятивные УДД:

учиться высказывать свое предположение на основе работы с рисунками.

Коммуникативные УДД:

уметь оформлять мысли в устной речи.

Регулятивные УДД:

уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свое предположение.

Коммуникативные УДД:

уметь оформлять мысли в устной речи.

Личностные УДД:

способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Закрепление. Единицы массы. Решение задач" 4 класс

Это урок закрепления по теме  "Единицы массы"....

урок математики 1 класс "Масса"

 Программа «Перспектива»Тема: Масса.Технология: проблемного обучения, деятельностный подход.Цели урока:Учебные: помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы...

Урок математики по теме "Масса" 1 класс

Конспект урока математики в 1 классе по теме "Масса" по ФГОС. Тип урока: ОНЗ.Тема: «Масса»Основные цели:Образовательные: формировать представление о величине «масса», единицах измерения массы (фу...

Урок математики в 1 классе "Величина. Масса. Килограмм" (2100)

Урок усвоения нового материала. Знакомство с новой величиной- массе и единице измерения-киллограмм....

Технологическая карта урока математики "Таблица единиц массы" 4 класс

Урок содержит элементы проектной деятельности, соответствует ФГОС НОО...

Урок математики. Тема "Единицы массы. Грамм". 3 класс "Школа России"

Открытый урок по теме "Единицы массы. Грамм" изучается в разделе "Числа от 1 до 1000"....