Урок математики
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Наумова Елена Лазаревна

Прямоугольная таблица классификации величин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ou_pryamougolnaya_tablitsa_klassifikatsii_velichin.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок «Прямоугольная таблица классификации величин»        4 класс

Цели:

  1. Знакомство с новым способом представления величин – прямоугольной таблицей, позволяющей различать величины по роду и отнесённости к объекту.
  2. Повторение единиц измерения разных величин и соотношения между ними, отработка навыков работы с именованными числами.
  3. Воспитание умения работать в паре, навыков культурного общения.

Тип урока:

постановка учебной задачи

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

 – Вы готовы к уроку?

 – Как будем работать, чтобы урок прошёл успешно?

  1. Создание учебной ситуации.

– Над чем работали на прошлом уроке? (Группировали величины по роду, по  объекту, на известные и неизвестные величины)

– Для чего это надо? (Основания для классификации величин будут использованы при анализе текстов арифметических задач)

Задача нашего урока состоит в построении новой таблицы классификации величин.

– Начнём с разминки.

  1. Классификация величин по роду.

– Что записано?

–  По какому основанию можно сгруппировать эти величины? (По роду, так как не относятся ни к одному объекту и все известны)

– Сколько групп получается?

  1. Сравнение величин.

– Назовите эти величины и сравните их.

  1. Деление (устно).

– Уменьшите каждую величину в 2 раза.

  1. Постановка учебной задачи.

  1. Составление одной таблицы, описывающей объект, род величины.

– Каким может быть следующее задание?(Разбить величины на группы)

А

площадь стола

В

высота здания

С

масса ящика

К

высота стола

Н

длина ящика

М

масса стола

Т

объём ящика

– Чем отличаются заданные величины от величин в предыдущем задании? (Даётся описание величин, а в предыдущем – именованные числа)

– По каким основаниям можно классифицировать данные величины? (По роду и по объекту, так как все они неизвестны)

– Составьте соответствующие таблицы.

– Какую форму работы вы выбираете? (В парах)

– О чём нужно помнить? (Чтобы все величины попали в группы)

по роду

по объекту

площадь

длина

масса

объём

А

ВКН

СМ

Т

стол

здание

ящик

АКМ

В

СНТ

(Проверка у доски)

– Как быстрее, удобнее, выполнить классификацию величин и по роду и по объекту одновременно? (Построить одну таблицу)

– Как это сделать? (Построить прямоугольную таблицу, в которой места разделяются не только столбцами, но и  строками)

– Можно договориться, что разные по роду величины будут помещаться в разных столбцах, а характеристики различных объектов – в разных строках.

В этом случае таблица имеет вид:

площадь

длина

масса

объём

Стол

А

М

Здание

В

Ящик

Н

С

Т

Итак, нам удалось в одной таблице показать сразу два разбиения величин –  по роду и по объекту. При этом в одной клетке таблицы может стоять не более одной величины.

– Какие величины могут стоять в пустых клетках?

  1. Обсуждение устройства таблицы (Учебник с.61 №233)

(В группах).

– Ребята с другой школы работали с известными величинами. Они составляли таблицу к данному тексту.

Волк, при высоте 70 см, весит 110 кг, а бурый медведь, при весе 600 кг, достигает 1м 50см.

– Оцените (правильно «+», неправильно «–») какая таблица соответствует тексту.

– Какую форму работы выбираете? (Лучше в группах, потому что этот вид работы новый для нас и, возможно, понадобиться помощь товарищей)

объём (л)

масса (кг)

высота (см)

масса (кг)

Волк

70

110

Волк

600

110

Медведь

150

600

Медведь

150

70

высота (см)

масса (кг)

Волк

70

110

Медведь

150

600

– Прокомментируйте каждую таблицу.

1-ая таблица

указана величина, о которой не говорится в тексте – объём

2-ая таблица

неправильно расставлены данные

3-я таблица

соответствует тексту

– Назовите отличия таблиц с известными величинами от таблиц с неизвестными величинами? (Единицы измерения известных величин выносятся в заглавие, а в саму клетку таблицы записывается только число – значение соответствующей величины)

  1. Восстановление описания величин.

– По заполненным таблицам восстановите описание величин.

1)

масса (кг)

количество (шт.)

15 яблок весят 2 кг, а

7 груш – 1 кг

Яблоки

2

15

Груши

1

7

2)

масса (кг)

стоимость (руб.)

3 кг картофеля стоит 36 рублей, а 2 кг моркови – 24 рубля.

Картофель

3

36

Морковь

2

24

– Молодцы!

  1. Итог.

– Какую задачу ставили перед собой?

– Решили её?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

– На следующем уроке мы продолжим учиться составлять таблицы к текстам и восстанавливать тексты к таблицам?

  1. Д/з: с.62 №234 Заполнить таблицу.

       с.63 № 238 Определить цифры в частном.

– Урок закончен. Спасибо.

                               

Наумова Е.Л.        стр.         24.10.2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...