Рабочая программа по математике 1 класс (система Занкова)
календарно-тематическое планирование по математике (1 класс) на тему

Белоус Галина Леонидовна

Рабочая программа по математике для 1 класса (система Занкова)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математика

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена на основе:

  • Закона РФ «Об образовании».
  • Основной образовательной программы НОО, в соответствии с планируемыми результатами и программой формирования УУД.
  • Авторской программы И. И.Аргинской в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования
  • Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011г.
  • Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год
  • Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради по математике для 1 класса: В 4 частях. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2014 год
  • Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Рабочая тетрадь для первоклассников Издательский дом «Федоров», 2014 год

Цель курса – обучение математике на основе ознакомления учащихся с научной картиной мира, закономерностями его устройства и функционирования, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности путей развития воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысль, предугадывая пути решения задачи.

 Исходя из общей цели, стоящей перед обучением в системе Л.В. Занкова (общее развитие каждого ребенка), начальный курс математики должен решать следующие задачи:

- формировать основы предметных знаний, умений и навыков, а также общеучебных умений, необходимых для успешного решения учебных, практических задач и продолжения образования;

-  развивать образное и логическое мышление, пространственное воображение, математическую речь, волевые и эмоционально - нравственные качества личности;

-  воспитывать интерес к математике как науке, обобщающей существующие и происходящие в реальной жизни явления и способствующей тем самым познанию окружающего мира, созданию

его широкой картины.   

2. Общая характеристика учебного предмета.

Курс математики, являясь частью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, отражает характерные ее черты, сохраняя при этом свою специфику. Содержание курса направлено на решение следующих задач, предусмотренных ФГОС и отражающих планируемые результаты обучения математике в начальных классах:

  • Научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
  • Создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
  • Приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • Научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.

 

Изменения в авторскую учебную программу не вносились.

Основным содержанием программы по математике в начальной школе является понятие натурального числа и действий с этими числами. В 1 классе натуральное число возникает как инвариантная характеристика класса равномощных конечных множеств, а инструментом отношений между ними становится установление взаимно-однозначного соответствия между элементами множеств. На этой основе формируются понятия об отношениях «больше», «меньше», «равно» как между множествами, так и соответствующими им числами.

Изучение однозначных натуральных чисел завершается их упорядочиванием и знакомством с началом натурального ряда и его свойствами. В 1 классе дети знакомятся и с интерпретацией числа как результата отношения величины к выбранной мерке. Это происходит при изучении таких величин, как «длина», а в последующие годы обучения в начальной школе  - «масса», «вместимость», «время» (2 кл.), «площадь», «величина углов» (3 кл.) и «объем» (4 кл.).

Основой первоначального знакомства с действиями сложения и вычитания является работа с группами предметов (множествами). Сложение рассматривается как объединение двух (или нескольких) групп в одну, вычитание - как разбиение группы на две. Такой подход позволяет, с одной стороны, построить познавательную деятельность детей на наиболее продуктивных для данной возрастной группы наглядно - действенном и наглядно - образном уровнях мышления, а с другой стороны, с первых шагов знакомства с действиями сложения и вычитания установить связь между ними. В процессе выполнения операций над группами предметов вводятся соответствующие символика и терминология. В дальнейшем сложение рассматривается как действие, позволяющее увеличить число на несколько единиц, вычитание – как действие, позволяющее уменьшить число на несколько единиц, а также как действие, устанавливающее количественную разницу между двумя числами, т.е. отвечающее на вопрос, на сколько одно число больше (меньше) другого.  Важными аспектами при изучении арифметических действий являются знакомство с составом чисел первых двух десятков и составление таблицы сложения.

 В курсе математики изучаются основные свойства арифметических действий и их приложения:

- переместительное свойство сложения и умножения;

- сочетательное свойство сложения и умножения;

- распределительное свойство умножения относительно сложения.

Знакомство с понятиями равенства, неравенства, выражения  и активная работа с ними позволяют расширить объем этих понятий в последующих классах.

Текстовые задачи являются важным разделом в преподавании математики. Для формирования истинного умения решать задачи ученики прежде всего должны научиться исследовать текст, находить в нем нужную информацию, определять, является ли предложенный текст задачей, при этом выделяя в нем основные признаки этого вида заданий и его составные элементы и устанавливая между ними связи, определять количество действий, необходимое для получения ответа на вопрос задачи, выбирать действия и их порядок, обосновав свой выбор. Решение задач всех видов объединяет содержание курса математики с содержанием других предметов, построенных на текстовой основе, и особенно с курсами русского языка, литературного чтения и окружающего мира.

Значительное место в программе по математике для начальной школы занимает геометрический материал, что объясняется двумя основными причинами. Во-первых, работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для младшего школьника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, подниматься на абстрактный словесно-логический уровень; во-вторых, способствует более эффективной подготовке учеников к изучению систематического курса геометрии. Геометрические величины изучаются на основе единого алгоритма, базирующегося на сравнении объектов и применении различных мерок. Умение строить различные геометрические фигуры и развертки пространственных фигур, находить площади и объемы этих фигур необходимо при выполнении различных поделок на уроках технологии, а также в жизни.

Работа по поиску, пониманию, интерпретации, представлению информации начинается с 1 класса. Ученики получают возможность научиться поиску способа решения задачи с помощью логических рассуждений, оформляя их в виде схемы.  В первом классе ученикам диаграммы предлагаются только для чтения, в дальнейшем детям предлагается дополнить диаграммы своими данными или подписями. Таблицы применяются в самых разных ситуациях: в качестве краткой записи условия задач, в качестве формы записи решения задач, как источник информации об изменении компонентов действия и для представления данных, собранных в результате несложных исследований.

Таким образом, содержание курса математики построено с учетом межпредметной, внутрипредметной и надпредметной интеграции, что создает условия для организации учебно-исследовательской деятельности ребенка и способствует его личностному развитию.

 

3. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет входит в образовательную область "Математика ".

На предмет «Математика» базисным учебным планом начального общего образования выделяется 540 ч, из них в 1 классе на изучение математики отводится 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2–4 классах – по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

1 класс - 132 часа, 4 часа в неделю.

 

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

 Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

  Создание условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.

 

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– положительное отношение к школе, к изучению математики;

– интерес к учебному материалу;

– представление о причинах успеха в учебе;

– общее представление о моральных нормах поведения;

– уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– начальной стадии внутренней позиции школьника, положительного отношения к школе;

– первоначального представления о знании и незнании;

– понимания значения математики в жизни человека;

– первоначальной ориентации на оценку результатов собственной учебной деятельности;

– первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится

– принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

– адекватно воспринимать предложения учителя;

– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

– осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя

– принимать разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции учителя;

– в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

– осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя;

– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;

– использовать рисуночные и простые символические варианты математической записи;

– читать простое схематическое изображение – понимать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях,под руководством учителя кодировать информацию (с использованием 2–5 знаков или символов, 1–2 операций);

– на основе кодирования строить простейшие модели математических понятий;

– проводить сравнение (по одному из оснований, наглядное и по представлению);

– выделять в явлениях несколько признаков, а также различать существенные и несущественные признаки (для изученных математических понятий);

– под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов (проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию);

– под руководством учителя проводить аналогию;

– понимать отношения между понятиями (родо-видовые, причинно-следственные).

 

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения);

– строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых математических отношениях;

– выделять несколько существенных признаков объектов;

– под руководством учителя давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа;

– понимать содержание эмпирических обобщений; с помощью учителя выполнять эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулировать выводы;

– проводить аналоги между изучаемым материалом и собственным опытом.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать участие в работе парами и группами;

– воспринимать различные точки зрения;

– воспринимать мнение других людей о математических явлениях;

– понимать необходимость использования правил вежливости;

– использовать простые речевые средства;

– контролировать свои действия в классе;

– понимать задаваемые вопросы.

Обучающийся получит возможность научиться:

– использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

– следить за действиями других участников учебной деятельности;

– выражать свою точку зрения;

– строить понятные для партнера высказывания;

– адекватно использовать средства устного общения.

 

Предметные результаты

Числа и величины

Обучающийся научится:

– различать понятия «число» и «цифра»;

– читать числа первых двух десятков и круглых двузначных чисел, записывать их с помощью цифр;

– сравнивать изученные числа с помощью знаков больше (>), меньше (<), равно (=);

– понимать и использовать термины «равенство» и «неравенство»;

– упорядочивать натуральные числа и число «нуль» в соответствии с указанным порядком.

Обучающийся получит возможность научиться

– образовывать числа первых четырех десятков;

– использовать термины равенство и неравенство.

Арифметические действия

Обучающийся научится:

– понимать и использовать знаки, связанные со сложением и вычитанием;

– выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне автоматического навыка;

– применять таблицу сложения в пределах получения числа 20.

Обучающийся получит возможность научиться:

– понимать и использовать терминологию сложения и вычитания;

– применять переместительное свойство сложения;

– выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах двух десятков;

– выделять неизвестный компонент сложения или вычитания и находить его значение;

– понимать и использовать термины «выражение» и «значение выражения», находить значения выражений в одно - два действия;

– составлять выражения в одно - два действия по описанию в задании;

– устанавливать порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащих два действия;

– сравнивать, проверять, исправлять выполнение действий в предлагаемых заданиях.

Работа с текстовыми задачами

Обучающийся научится

– восстанавливать сюжет по серии рисунков;

– составлять по рисунку или серии рисунков связный математический рассказ;

– изменять математический рассказ в зависимости от выбора недостающего рисунка;

– различать математический рассказ и задачу;

– выбирать действие для решения задач, в том числе содержащих отношения «больше на …», «меньше на …»;

– составлять задачу по рисунку, схеме.

Обучающийся получит возможность научиться:

– рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и составлять по нему разные математические рассказы;

– соотносить содержание задачи и схему к ней, составлять по тексту задачи схему и, обратно, по схеме составлять задачу;

– составлять разные задачи по предлагаемым рисункам, схемам, выполненному решению;

– рассматривать разные варианты решения задачи, дополнения текста до задачи,  выбирать из них правильные, исправлять неверные.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Обучающийся научится:

– распознавать геометрические фигуры: точка, линия, прямая, ломаная, луч, отрезок, многоугольник, треугольник, квадрат, круг;

– изображать прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы;

– обозначать знакомые геометрические фигуры буквами латинского алфавита;

– распознавать различные виды углов с помощью угольника – прямые, острые и тупые;

– распознавать пространственные геометрические тела: шар, куб;

– находить в окружающем мире предметы и части предметов, похожие по форме на шар, куб.

Геометрические величины

Обучающийся научится:

– определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;

– строить отрезки заданной длины с помощью измерительной линейки.

Обучающийся получит возможность научиться:

– применять единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см) и соотношения между ними: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м;

– выражать длину отрезка, используя разные единицы ее измерения (например, 2 дм и 20 см, 1 м 3 дм и 13 дм).

Работа с информацией

Обучающийся научится:

– получать информацию из рисунка, текста, схемы, практической ситуации и интерпретировать ее в виде текста задачи, числового выражения, схемы, чертежа;

– дополнять группу объектов с соответствии с выявленной закономерностью;

– изменять объект в соответствии с закономерностью, указанной в схеме.

Обучающийся получит возможность научиться:

– читать простейшие готовые таблицы;

– читать простейшие столбчатые диаграммы.

 

6.Содержание учебного предмета.

Введение в математику: сравнение предметов, формирование пространственных отношений (в течение первой учебной четверти)

Выделение различных признаков сравнения объектов (цвет, размер, форма, ориентация на плоскости или в пространстве и т.д.). 

Преобразование заданных объектов по одному или нескольким признакам.

Рассмотрение различных параметров сравнения объектов (высокий-низкий, выше-ниже, широкий-узкий, шире-уже, далекий-близкий, дальше-ближе, тяжел ый-легкий, тяжелее-легче и т.д.).

Относительность проводимых сравнений.

Числа и величины (20 часов)

Однозначные числа

Сравнение количества предметов в группах.

Рассмотрение параметров абсолютного (много-мало) и относительного (больше-меньше) сравнения.

Число как инвариантная характеристика количества элементов группы. Счет предметов. Цифры как знаки, используемые для записи чисел.

Установление отношений «больше», «меньше», «равно» между числами. Знаки, используемые для обозначения этих отношений (>, <, =).

Упорядочивание и его многовариантность. Знакомство с простейшими способами упорядочивания в математике: расположение в порядке возрастания или в порядке убывания.

Знакомство с натуральным рядом чисел в пределах однозначных чисел. Основные свойства натурального ряда.

Число «нуль», его запись и место среди других однозначных чисел.

Двузначные числа

Десяток как новая единица счета. Счет десятками в пределах двузначных чисел.

Чтение и запись двузначных чисел первых четырех десятков. Сравнение изученных чисел.

Устная и письменная нумерация в пределах изученных чисел.

Арифметические действия (50 часов)

Представление о действии сложения. Знак сложения (+). Термины: сумма, значение суммы, слагаемые.

Выполнение сложения различными способами: пересчитыванием, присчитыванием, движением по натуральному ряду.

Состав чисел первого и второго десятков (рассмотрение случаев получения чисел из двух и большего количества слагаемых). Составление таблицы сложения на основе получения чисел с помощью двух однозначных натуральных слагаемых.

Переместительное свойство сложения. Сокращение таблицы сложения на основе использования этого свойства. Сокращение таблицы сложения на основе расположения чисел в натуральном ряду.

Сложение с нулем.

Представление о действии вычитания. Знак вычитания (-). Термины, связанные с вычитанием: разность, значение разности, уменьшаемое, вычитаемое.

Выполнение вычитания различными способами: пересчитыванием остатка, отсчитыванием по единице, движением по натуральному ряду.

Связь между действия сложения и вычитания. Использование таблицы сложения для выполнения вычитания на основе этой связи. Нахождение неизвестных компонентов сложения или вычитания.

Вычитание нуля из натурального числа. Знакомство с сочетательным свойством сложения.

Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах двух десятков. Рассмотрение различных способов выполнения этих операций. Использование таблицы сложения как основного способа их выполнения.

Понятие выражения. Нахождение значения выражения. Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

Использование свойств арифметических действий для рационализации вычислений.

Числовые равенства и неравенства. Верные и неверные равенства и неравенства.

Текстовые задачи (20 часов)

Составление рассказов математического содержания по рисунку.

Упорядочивание нескольких данных рисунков и создание по ним сюжета, включающего математические отношения.

Дополнение нескольких связанных между собой рисунков недостающим для завершения предложенного сюжета.

Текстовая арифметическая задача как особый вид математического задания. Отличие задачи от математического рассказа. Решение простых задач на сложение и вычитание, в том числе задач, содержащих отношения «больше на ...», «меньше на ...». Запись задачи в виде схемы. Составление, дополнение, изменение текстов задач по рисункам, схемам, незавершенным текстам, выполненным решениям.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры (16 часов)

Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «над», «под», «перед», «за», «посередине», «между», а также их сочетания (например, «вверху слева» и т.д.). Осознание относительности расположения предметов в зависимости от положения наблюдателя.

Линии и точки. Их взаимное расположение.

Прямая. Луч. Отрезок. Ломаная. Сходство и различие между прямой, лучом и отрезком. Построение прямых, лучей и отрезков с помощью чертежной линейки (без делений). Обозначение прямых, лучей и отрезков буквами латинского алфавита.

Взаимное расположение на плоскости прямых, лучей и отрезков. Пересекающиеся и непересекающиеся прямые, лучи и отрезки.

Первое представление об угле как о фигуре, образованной двумя лучами, выходящими из одной точки. Знак, обозначающий угол при письме.

Прямой, острый и тупой углы. Установление вида угла с помощью угольника.

Построение углов. Их обозначение буквами латинского алфавита.

Замкнутые и незамкнутые линии. Взаимное расположение различных линий с точками, прямыми, лучами и отрезками.

Первое представление о многоугольнике. Классификация многоугольников по числу углов. Простейший многоугольник - треугольник. Выделение среди четырехугольников прямоугольника, среди прямоугольников - квадрата.

Уточнение геометрической терминологии, знакомой из дошкольного периода.

Сравнение пространственных предметов по форме. Выделение предметов, похожих на куб, шар.

Геометрические величины (10 часов)

Длина отрезка. Сравнение длин отрезков или их моделей визуально или практически (приложением, наложением).

Понятие мерки. Сравнение длин отрезков с помощью произвольно выбранных мерок.

Числовое выражение длины отрезка в зависимости от выбранной мерки.

Знакомство с общепринятыми единицами измерения длины: сантиметром (см), дециметром (дм) и метром (м). Соотношения: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1 м.

Знакомство с инструментами для измерения длины: измерительной линейкой, складным метром, рулеткой и др.

Измерение длины отрезков с помощью одной или двух общепринятых единиц измерения длины (например, 16 см и 1 дм 6 см).

Построение отрезков заданной длины с помощью измерительной линейки.

Работа с информацией (16 часов)

Упорядочивание по времени («раньше», «позже») на основе информации, полученной по рисункам.

Установление закономерности и продолжение ряда объектов в соответствии с установленной закономерностью.

Изменение объекта в соответствии с информацией, содержащейся в схеме.

Выполнение действий в указанной последовательности (простейшая инструкция).

Установление истинности утверждений. Понимание текстов с использованием логических связок и слов «и», «или», «не», «каждый», «все», «некоторые».

Знакомство с простейшими столбчатыми диаграммами, таблицами, схемами. Их чтение. Заполнение готовой таблицы (запись недостающих данных в ячейки).

7. Тематическое планирование

1 класс (132 часа)

№ п/п

Тема

Количество часов

Сравнение предметов

10 ч

Числа и цифры

26 ч

Натуральный ряд чисел и число 0

7 ч

Сложение и вычитание

20 ч

Таблица сложения

12 ч

Сантиметр

5 ч

Составление и решение задач

14 ч

Углы. Многоугольники

5 ч

Однозначные и двузначные числа

16 ч

Сложение с переходом через разряд

8 ч

Вычитание с переходом через разряд

9 ч

Всего:

132 ч

Формы контроля

Формы реализации программы

  • фронтальная;
  • парная;
  • групповая;

Методы реализации программы:

  • практический;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • наблюдение;
  • информативный;

Способы и средства:

  • технические средства;
  • модели и таблицы;
  • рисунки;
  • дидактические материалы;

Технологии:

  • информационно-коммуникативная;
  • здоровьесберегающая;
  • деятельностный подход.

Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

1 класс

Арифметические диктанты

1

1

1

3

Контрольные работы

1

1

1

3

2 класс

Арифметические диктанты

1

1

2

2

6

Контрольные работы

2

2

2

2

8

Проверочные работы

Проводятся по мере прохождения тем (не более 5)

Тесты

1

1

1

3

3 класс

Арифметические диктанты

2

2

3

2

9

Контрольные работы

2

2

3

2

9

Проверочные работы

Проводятся по мере прохождения тем (не более 5)

Тесты

1

1

1

1

4

4 класс

Арифметические диктанты

2

2

3

2

9

Контрольные работы

2

2

3

2

9

Проверочные работы

Проводятся по мере прохождения тем (не более 5)

Тесты

1

1

1

1

4

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса

Обучающиеся должны владеть общеучебными умениями:

- выявлять общие признаки группы объектов; сравнивать объекты по выделенным признакам; классифицировать предметы и объекты;

-  устанавливать простейшие закономерности;

-  выделять информацию, содержащуюся в тексте или рисунке, работать с ней;

-  воспринимать и осмысливать звучащую речь;

- выделять вопросы в речи и отвечать на них.

По разделу «Изучение чисел»

 иметь представление:

- о натуральном числе и числе «ноль»;

- о натуральном ряде чисел и его отрезке, об их свойствах, сходстве и различии;

знать/понимать:

- математические знаки - цифры, больше (>), меньше (<), равно (=);

- названия всех чисел первого и второго десятков и круглых двузначных чисел;

- прочитать и записать любое изученное число;

- устанавливать отношения между ними.

По разделу «Арифмитические действия»

 иметь представление:

-  о смысле операций сложения и вычитания и о связи между сложением и вычитанием;

-  о свойствах вычитания: вычитание числа из суммы и суммы из числа;

знать/понимать:

- знаки и термины, связанные со сложением и вычитанием;

-  переместительное свойство сложения;

- таблицу сложения в пределах получения числа 10;

уметь:

- выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток на уровне автоматизированного навыка.

По разделу «Изучение элементов алгебры»  

знать/понимать:

_ термины: уравнение, равенство, неравенство, выражение;

уметь:

_ решать уравнения вида х + а = b и а + х = b различными способами.

По разделу «Изучение элементов геометрии»

 иметь представление:

-  о геометрических фигурах: линиях - прямой, кривой, ломаной, луче, отрезке; углах - прямом, остром и тупом  и о соотношении между ними, о многоугольниках и их классификации по числу углов;

- о разнице между плоскостными и объемными фигурами и об объемных телах: шаре, цилиндре, конусе, призме, пирамиде;

знать/понимать:

-  термины: точка, линия, прямая, кривая, ломаная, луч, отрезок, угол, многоугольник, треугольник, четырехугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал;

уметь:

чертить прямые, лучи, отрезки, ломаные, углы; 

- обозначать знакомые геометрические плоскостные фигуры буквами латинского алфавита;

-  находить в окружающем мире знакомые плоскостные и объемные фигуры.

По разделу «Изучение величин»

знать/понимать:

- единицы длины: метр (м), дециметр (дм), сантиметр (см) и соотношения: 10 см = 1 дм, 10 дм = 1м; 

уметь:

- определять длину данного отрезка при помощи измерительной линейки;

- строить отрезки заданной длины при помощи циркуля и чертежной линейки, а также при помощи измерительной линейки;

-  выражать длину отрезка, используя разные единицы ее измерения (например, 2 дм и 20 см, 1 м 3 дм и 13 дм).

По разделу «Задачи» (подготовительный этап) уметь:

-  восстанавливать сюжет по рисункам;

-  рассматривать один и тот же рисунок с разных точек зрения и отражать их в связных математических рассказах;

- изменять математический рассказ в зависимости от выбора рисунка.

Критерии оценки

      В 1-х классах, обучающиеся по учебно-методическому комплексу системы Л.В. Занкова используется безотметочная (критериальная) система оценивания школьников.

       Безотметочная система оценивания, являясь одним из условий успешности реализации системно-деятельностного подхода в школьной практике, направлена на развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

         Безотметочная система оценивания представляет собой систему работы учителя и обучающихся, в которой отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Контроль и оценка при таком подходе отражают, прежде всего, качественный процесс и результат обучения, который включает не только фиксированный уровень усвоения учеником знаний по предметом, но и динамику в уровне знания, умения и развития обучающихся.

        Каждый педагог должен отчетливо себе представлять основные цели свой педагогической работы в рамках контрольно-оценочной деятельности:

- способствовать формированию у детей действий самоконтроля и самооценки;

- отслеживать процессуальную сторону учения;

- определять «точечно» проблемы учащихся с последующей дифференцированной коррекцией действий и знаний учащихся;

- определять динамику изменений, происходящих у учащихся в предметных знаниях, метапредметных умениях, в формировании механизмов учебной деятельности, качеств личности.

         Основными принципами безотметочной системы оценивания являются:

- критериальность

Содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработано совместно с обучающимися основе. Критерии должны быть однозначными, предельно четкими и измеряемыми.

- приоритет самооценки

Самооценка ученика предшествует оценке учителя. Для формирования адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок обучающихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективности (оценка выполненной работы).

- гибкость и вариативность

Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, вариативность инструментария оценки и многообразие средств его реализации, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.

 - естественность процесса контроля и оценки

Контроль и оценка проводятся в естественных условиях для обучающихся, в различных видах деятельности, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной и внеурочной работой в обычных условиях.

        В учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал: количественна (описательная).

        Качественная  составляющая обеспечивает содержательную сторону оценивания формируемых умений, понятий и способов действия, всестороннее видение способностей и возможностей обучающихся и т.д.

        Количественная  - позволяет выстраивать шкалу приращений как для отдельных обучающихся, так и для класса,  сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.

        Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей.

Использование ИКТ

№ п/п

Тематический блок

Количество часов

Количество часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

1.

  Сравнение предметов

10

Презентации «Понятия «слева-справа», «Шире - уже», «Сказка про точку»

2.

Числа и цифры.

26

Презентации «Учимся писать цифры», Учимся писать цифры», «Равенства», «Неравенства», «Равенства и неравенства», «Число и цифра 5», Число и цифра 3», «Число и цифра 2», «Число и цифра 7», «Число и цифра8», «Луч», «Отрезок», «Ломаная», «Луч. Отрезок»

Учебный проект «Фестиваль цифр»

3.

Натуральный ряд чисел и число 0

7

Презентация «Число 0»

Учебный проект «Магическое число 3»

4.

Сложение и вычитание

20

Презентации «Сложение», «Прямая. Луч. Отрезок», «Ломаная. Замкнутая, незамкнутая»

Учебный проект «Кроссворд»

5.

Таблица сложения

12

Презентация «Состав числа 4», «Состав числа 6», «Состав числа 8», «Состав числа 10»

Учебный проект «Математический КВН»

6.

Сантиметр.

5

Презентации «Величина-длина. Сантиметр», «Измерение длины отрезка с помощью линейки», «Построение отрезков»

Учебный проект «Старинные меры длины»

7.

Составление и решение задач.

14

Презентации «Задачи», «Алгоритм решения задачи»

Учебное исследование «Чем математическая задача отличается от сказки»

6.

Углы. Многоугольники.

5

Презентации, «Латинский Алфавит», «Углы», «Виды углов», «Построение углов», «Треугольники»

Учебный проект «Математический КВН»

7.

Однозначные и двузначные числа

16

Презентации «Число и цифра 10», «Состав числа 10», «Меры длины», «Двузначные числа», «Многоугольники», «Четырехугольники»

Учебный проект «Выставка геометрических фигур»

8.

Сложение и вычитание с переходом через десяток

17

Презентации «Прием сложения с переходом через десяток», «Состав числа 11», «Состав числа 13», «Состав числа 14», «Состав числа 15», «Задачи на разнастное сравнение чисел»

Учебный проект «Состав чисел второго десятка»

Всего:

132ч.

 8. Материально-техническое обеспечение учебного предмета

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

для обучающихся:

  1. Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
  2. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради по математике для 1 класса: В 4 частях. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2014 год
  3. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Рабочая тетрадь для первоклассников Издательский дом «Федоров», 2014 год

для учителя:

  1. Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012
  2. Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочие тетради по математике для 1 класса: В 4 частях. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2014 год
  3. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Рабочая тетрадь для первоклассников Издательский дом «Федоров», 2014 год

2. Технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
  • настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
  • телевизор;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • принтер лазерный;
  • фотокамера цифровая;
  • видеокамера цифровая со штативом.

3. Экранно - звуковые пособия:

- аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

- видеофильмы, соответствующие тематике программы по математике;

- слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по математике;

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по математике.

4. Оборудование класса:

  • ученические одно- и двухместные столы с комплектом стульев;
  • стол учительский с тумбой;
  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
  • настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;
  • подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
  1. Демонстрационный материал:
  • объекты (предметы), предназначенные для демонстрации счета от 1 до 10, от 1 до 20, от 1 до 100;
  • пособия для изучения состава чисел (в том числе карточки с цифрами и другими знаками);
  • демонстрационные измерительные инструменты и приспособления (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки);
  • демонстрационные пособия для изучения геометрических величин (длины, периметра, площади): палетка, квадраты (мерки) и др.;
  • демонстрационные пособия для изучения геометрических фигур, геометрического конструирования: модели геометрических фигур и тел, развертки геометрических тел;
  • демонстрационные таблицы сложения и умножения (пустые и заполненные)

                                         Список образовательных интернет - ресурсов

для учителей начальных классов

Рассмотрен на заседании ПЦК от 30.08.2014 г., протокол № 1

Утвержден на заседании МС от 19.09.2014г. протокол №1

  1. Каталог Российского общеобразовательного портала http://www.school.edu.ru
  2. Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»
    http://catalog.iot.ru
  3. Каталог детских ресурсов «Интернет для детей» http://www.kinder.ru
  4. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
  5. Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru
    Сайт Рособразования
    http://www.ed.gov.ru
  6. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
  7. Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
  8. Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru
  9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://eor.edu.ru
  10. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
  11. Школьный портал http://86sch5-nv.edusite.ru
  12. Портал системы образования г. Нижневартовска http://edu-nv.ru

Математика

Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/collection/matematika

Московский центр непрерывного математического образования http://www.mccme.ru

Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября» http://mat.1september.ru

Занимательная математика – Олимпиады, игры, конкурсы по математике для школьников http://www.math-on-line.com 

Математические олимпиады для школьников http://www.olimpiada.ru 

Математические олимпиады и олимпиадные задачи http://www.zaba.ru 

Международный математический конкурс «Кенгуру» http://www.kenguru.sp.ru



Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ

1 класс (132 часа)

п/п

Тема урока

дата

№ упр.

Контроль

Планируемые результаты обучения

план

факт

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

5

6

7

8

Введение в математику: сравнение предметов, формирование

        пространственных отношений   (11 час.)

1

Вводный урок. Зачем людям математика

с. 4-5

Введение в математику: сравнение предметов, формирование пространственных отношений

Выделение различных признаков сравнения объектов (цвет, размер, форма, ориентация на плоскости или в пространстве и т.д.).

Рассмотрение различных параметров сравнения объектов (высокий - низкий, выше - ниже, широкий - узкий, шире - уже, далекий - близкий, дальше - ближе, тяжелый - легкий, тяжелее - легче).

Изучение чисел

Сравнение множеств. Рассмотрение параметров абсолютного (много - мало) и относительного (больше - меньше) сравнения.

Установление взаимно - однозначного соответствия между элементами множеств как основа отношений «больше», «меньше», «равно» между соответствующими рассматриваемым множествам числами.

Изучение элементов геометрии

Ориентация в пространстве и на плоскости: «слева», «справа»,

«вверху», «внизу», «над», «под», «перед», «за», «посередине»,

«между», а также их сочетания (например, «вверху слева» и т.д.).

Осознание относительности этих положений в зависимости от положения наблюдателя. Линии и точки. Их взаимное расположение относительно друг друга.

Уточнение геометрической терминологии.

Личностные: 

знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;

ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться в нравственном содержании

поступков, проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения, выполнять учебные действия в материале, в устной и письменной речи, в уме.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации в учебнике,

пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебниках, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, моделировать линии и точки на ней; составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

Коммуникативные:

допускать существование

различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками — определять цели, функции участников, способов взаимодействия.

2

Сравнение предметов по количеству.

Понятия «много-мало».

1-4

3.

Сравнение предметов по форме.

Понятия «слева-справа».

5-10

4.

Сравнение предметов по размеру.

Понятия «больше-меньше»

11-15

5.

Ориентирование в пространстве, на плоскости, во времени.

16-20

6.

Понятия «больше, меньше, столько же». 

21-26

7.

Сравнение количественных характеристик множеств.

27-31

8.

Линии и точки. Взаимное расположение линий и точек

32-37

9.

 Различные приемы сравнения множеств.

38-43

10

Установление соотношений

на основе использования понятия целого и его части.

44-48

11

Проверь себя «Сравнение предметов»

Числа и цифры  ( 24час)

1.

Понятия «число» и «цифра». 

с. 24-25

49-51

Изучение чисел

Различение понятий «число» и «цифра». Чтение чисел и запись их с помощью цифр.

Изучение элементов алгебры.

Сравнение изученных чисел с помощью знаков больше, меньше, равно. Понимание и использование терминов «равенство» и «неравенство».

Формирование пространственных отношений

 Знакомство с простейшими способами упорядочивания в математике: расположение в порядке возрастания или в порядке убывания.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе,

ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

2.

Число и цифра 1.

52-57

3.

Число и цифра 4. 

58-62

4.

Число и цифра 6.

63-68

5.

Составление математических рассказов по рисунку.

69-73

6.

Первое понятие о равенстве.

74-77

7.

Число и цифра 9.

 78-82

Упорядочивание по времени («раньше», «позже») на основе информации, полученной по рисункам

Изучение элементов геометрии

Знакомство с линиями - прямой, кривой, ломаной. Первое представление о бесконечности прямой.

Линии и точки. Их взаимное расположение относительно друг друга.

Луч и отрезок. Сходство и различие между прямой, лучом и отрезком. Построение прямых, лучей и отрезков при помощи чертежной линейки (без делений). Обозначение прямых, лучей и отрезков при помощи букв латинского алфавита.

Незамкнутые и замкнутые ломаные и кривые линии. Взаимное расположение кривых и ломаных линий с точками, прямыми, лучами и отрезками.

Изучение величин

Сравнение отрезков и их моделей приложением, наложением, на глаз.

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации, использовать

знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной форме,

ориентироваться на разные

способы решения задач, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение,  классификацию по разным критериям, устанавливать

причинно - следственные связи, строить рассуждения об объекте.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками;

 постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация

проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8.

Первое понятие о неравенстве.

83-87

9.

Знаки сравнения  >, <, =.  Запись и чтение числовых неравенств и равенств.

88-94

10.

Число и цифра 5.

Уменьшение и увеличение множества на единицу.

95-99

11.

Число и цифра 3.

100-104

12.

Сравнение чисел.

105-109

13.

Прямые линии.

110-115

14.

Число и цифра 2.

116-119

15.

Число и цифра 7. 

Составление рассказов математического содержания по рисунку.

120-122

16.

Линии и точки. Прямая.

123-

129

17.

Число и цифра 8.

130-

135

18.

Луч. Различие между лучом и прямой.

136-141

Работа с задачами

Упорядочивание нескольких данных рисунков и создание по ним сюжета, включающего математические отношения. Дополнение нескольких связанных между собой рисунков недостающим для завершения предложенного сюжета.

Внесение изменений, устраняющих искажения смысла сюжета, в данные рисунки.

Изучение элементов алгебры

Формирование понятий об отношениях «больше», «меньше», «равно» как между множествами, так и соответствующими им числами.

19.

Отрезок как часть прямой между двумя точками.

142-

147

20.

Ломаная. Звенья ломаной.

148-152

21.

Ломаная.  Вершины ломаной.

153-

158

22.

Сходство и различие между лучом и отрезком.  

159-

162

23.

Построение прямых, лучей и отрезков с помощью линейки.

163-

168

24.

Проверь себя «Числа и цифры»

Натуральный ряд чисел и число 0  ( 6 час.)

1.

Анализ проверочной работы.

Понятие о натуральном числе.

169-

174

Изучение чисел

Натуральное число как инвариантная характеристика класса равномощных множеств. Установление взаимно-однозначного соответствия между элементами множеств.

Изучение однозначных натуральных чисел. Упорядочивание и знакомство с началом натурального ряда и его свойствами.

Число 0, его запись и место среди других однозначных чисел.

Личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться

в нравственном содержании

поступков,  проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание.

Регулятивные:

коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; оценка — выделение и осознание обучающимся того,

что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы .

Познавательные: устанавливать

причинно - следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

2.

Расположение чисел в порядке увеличения или уменьшения.

175-

179

3.

Упорядочивание множеств в порядке увеличения и в порядке уменьшения количества элементов.

180-

185

4.

Расположение натуральных чисел в порядке их увеличения.

186-

189

5.

Натуральный ряд чисел, его запись и свойства.

Математический диктант.

190-

194

6.

Число 0, его запись и место среди других однозначных чисел.

195-

198

Сложение и вычитание (18 час.)

1.

Сложение как объединение  элементов конечных множеств.

199-

203

Сложение и вычитание Сложение. Выполнение сложения различными способами: пересчитывание, присчитывание, движение по натуральному ряду. Слагаемые, сумма. Знак сложения.  Перестановка слагаемых в сумме двух чисел. Вычитание. Выполнение вычитания различными способами: пересчитывание остатка, отсчитывание по единице, движение по натуральному ряду. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Знак вычитания.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Построение прямых, лучей

и отрезков с помощью чертежной линейки. Обозначение прямых, лучей и отрезков буквами латинского алфавита.

Взаимное расположение на плоскости прямых, лучей и отрезков. Пересекающиеся

и непересекающиеся прямые, лучи и отрезки.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов

обсуждения, выполнять учебные действия в материале, в устной и письменной речи, в уме.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации, использовать

знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, ориентироваться на разные способы решения задач, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение,  классификацию по разным критериям, устанавливать

причинно - следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку). Поиск  и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов — выявление, идентификация

проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации при работе в группе сверстников.

2.

Знакомство со сложением чисел на основе объединения  множеств.

204-

207

3.

Знак  сложения (+). Использование этого знака для обозначения выполняемой операции.

208-

213

4.

Знакомство с терминами «сумма», «значение суммы».

214-

220

5.

Термин «слагаемые».  Чтение и запись суммы. Интегрированный урок с литературным чтением.

221-

224

6.

Составление суммы по рисунку, нахождение её значения. .

225-

230

7.

Нахождение значений сумм, составленных по рисунку.

231-

235

8.

Определение значения суммы разными способами.

236-

239

9.

Определение значения суммы способом движения по натуральному ряду чисел.

240-

244

10.

Прибавить 1. Нахождение значения суммы с помощью натурального ряда.

245-

249

11.

Замкнутые и незамкнутые линии.

Прибавление трёх

250-

254

12.

Замкнутая ломаная, незамкнутая ломаная. Прибавить 4

255-

260

13.

Знакомство с действием вычитания.

Термины «разность», «значение разности».

261-

266

14.

Составление суммы и разности.

Понятие о пересечении линий.

267-

271

15.

Введение терминов «уменьшаемое», «вычитаемое».  

272-

276

16.

Выполнение вычитания способом движения по натуральному ряду

277-

282

17

Контрольная работа

18.

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

283-

295

Таблица сложения (11 час.)

1.

Выполнение сложения движением по натуральному ряду чисел.

1-

7

Изучение действий

Состав чисел первого десятка.

Составление таблицы сложения на основе получения чисел из двух

однозначных натуральных слагаемых.

Переместительное свойство сложения. Сокращение таблицы сложения на основе использования этого свойства. Сокращение таблицы сложения на основе расположения чисел в натуральном ряду. Сложение и вычитание с нулем.

Личностные:

смыслообразование, т. е. установление обучающимися

связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; нравственно - этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

2.

Сложение: +1, +2. Составление таблицы сложения.

Вычитание 0.

8-

13

3.

Состав числа 4.

Составление таблицы сложения: +3, +4.

14-

19

4.

Переместительное свойство сложения.

Проверочная работа.

20-

25

5.

Анализ проверочной работы.

Составление таблицы сложения: +6.

26-

32

2 полугодие

6.

Таблица сложения.

Выполнение вычитания разными способами.

33-

38

Связь между действиями сложения и вычитания. Использование таблицы сложения для выполнения вычитания на основе этой

связи.         

Геометрические величины Длина отрезка. Сравнение длин отрезков

или их моделей визуально или практически

(приложением, наложением).

Понятие мерки. Сравнение длин отрезков с помощью произвольно выбранных

мерок.

Числовое выражение длины отрезка в зависимости от выбранной мерки.

Регулятивные:        

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися,

и того, что ещё неизвестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно - следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ

истинности утверждений;

 доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

7.

Сокращение таблицы сложения на основе переместительного свойства сложения.

39-

44

8.

Сокращение таблицы сложения.

45-

50

9.

Понятие выражения. Нахождение значения выражения.

51-

56

10.

Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше.

57-

61

11.

Проверь себя «Сложение и вычитание»

Сантиметр (6 час.)

Составление и решение задач (16 час.)

Углы. Многоугольники (6 час.)

(28 час.)

1.

Как люди измеряли и измеряют длину.

Сантиметр.

62-

67

Геометрические величины

Длина отрезка. Сравнение длин отрезков или их моделей визуально или практически

(приложением, наложением).

Понятие мерки. Сравнение длин отрезков с помощью произвольно выбранных мерок.

Числовое выражение длины отрезка в зависимости от выбранной мерки.

Знакомство с инструментами для измерения длины: измерительной линейкой, складным метром, рулеткой и др.

Построение отрезков заданной длины с помощью измерительной линейки.

Личностные:

ориентироваться на понимание

причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя.

Познавательные:

проводить сравнение,классификацию по разным критериям, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку), подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии.

2-3

Измерение длины отрезка с помощью линейки.

68-

73

4-5

Построение отрезков заданной длины.

74-

78

6.

Математический диктант.

Составляем и решаем задачи.

79-

83

7.

Текстовая арифметическая задача.

84-

87

8-9.

Решение простых задач.

Сравнение чисел.

88-

93

10-11

Решение простых задач.

Верные и неверные равенства и неравенства.

94-

99

12-13

Составление и решение простых задач.

100-

105

14-15

Составление текста задачи по рисунку.

106-

111

Работа с текстовыми задачами

Текстовая арифметическая задача как особый вид математического задания. Отличие задачи от математического рассказа.

Решение простых задач на сложение и вычитание.

 Составление, дополнение, изменение текстов задач по рисункам, схемам, незавершенным текстам, выполненным решениям.

Геометрические фигуры

Первое представление о многоугольнике.

Классификация многоугольников по числу углов. Простейший многоугольник – треугольник.

Первое представление об угле как о фигуре, образованной двумя лучами, выходящими из одной точки. Знак, обозначающий

угол при письме.

Прямой, острый и тупой углы. Установление вида угла с помощью угольника.

Построение углов. Их обозначение буквами латинского алфавита.

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

16.

Составление плана решения задачи. Решение задач по алгоритму.

112-

117

17-18.

Составление текста задачи по вопросу.

118-

123

19.

Дополнение условия  задачи вопросом по её решению.

124-

129

20.

Математические выражения, содержащие два действия.

130-

133

21.

Математический калейдоскоп

Урок-обобщение

с.52-55

22

Почему математика использует латинский алфавит.

134-136

23.

Контрольная работа

24.

Анализ контрольной работы. Знакомство с углом.

137-

141

24.

Классификация углов: прямой, тупой, острый.

142-

147

25-26.

Установление вида углов с помощью угольника.

148-

152

27

Первое представление о многоугольнике.  

153-

157

28.

Контрольная работа

Однозначные и двузначные числа

(16 час.)

1.

Анализ контрольной работы. Получение числа 10

158-

163

Двузначные числа

Десяток как новая единица счета. Счет десятками в пределах двузначных чисел.

Чтение и запись двузначных чисел первых четырех десятков. Сравнение изученных чисел. Устная и письменная нумерация в пределах изученных чисел.

Геометрические величины.

Знакомство с общепринятыми единицами измерения длины: сантиметром (см), дециметром (дм) и метром (м).

Соотношения: 10 см = 1 дм,         10 дм = 1 м.

Личностные:

ориентироваться на понимание

причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя.

2.

Состав числа 10.

Многоугольники.

164-

170

3.

Образование десятка. Счёт десятками.

171-

176

4.

Однозначные и двузначные числа. Цифровая запись круглых двузначных чисел.

177-

183

5.

Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр, метр.

184-

189

6.

Двузначные числа.

190-

194

Арифметические действия.

Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

Использование свойств арифметических действий для рационализации вычислений.

Знакомство с сочетательным свойством сложения.

Познавательные:

проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку), подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии.

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

7.

Название чисел второго десятка.

195-

200

8.

Образование чисел второго десятка из 10.

201-

206

9.

Нахождение значения выражений в действиях двузначных и однозначных чисел.

207-

212

10.

Многоугольники-четырёхугольники.

Решение простых задач.

213-

217

11.

Скобки. Порядок выполнения действий в выражениях со скобками.

218-

222

12.

Порядок выполнения действий в выражениях без скобок.

223-

227

13.

Знакомство с сочетательным свойством сложения..

228-

234

14.

Вычитание суммы из числа.

Математический диктант.

235-

240

15.

Математический калейдоскоп.

Урок-обобщение.

16.

Проверь себя «Однозначные и двузначные числа»

Сложение с переходом через десяток (6 час.)

Вычитание с переходом через десяток ( 6 час.)

(12 час.)

1.

Сложение с переходом через десяток. Состав числа 10.

241-

246

Арифметические действия

Сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах двух десятков. Составление таблицы сложения на основе получения чисел с помощью двух однозначных натуральных слагаемых.

Состав чисел второго десятка.

Рассмотрение различных способов выполнения этих операций. Использование таблицы сложения как основного способа их выполнения.

Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.

Связь между действиями сложения и вычитания. Использование таблицы сложения для выполнения вычитания на основе этой связи.

Личностные:

ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя.

Познавательные:

проводить сравнение,  классификацию по разным критериям, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку), подводить анализируемые объекты под понятие, приходить к общему решению, строить понятное устанавливать аналогии.

.

2.

Состав числа 11. Образование столбика таблицы со значением 11.

247-

251

3.

Сложение однозначных чисел с переходом через десяток различными способами.

252-

259

4.

Состав числа 13.

260-

265

5.

Состав числа 14.

Многоугольники.

266-

271

6.

Состав числа 15.

272-

278

7.

Вычитание с переходом через десяток.

279-

283

8.

Составление таблицы сложения. Сокращение таблицы сложения.

284-

288

9.

Таблица сложения. Разные способы выполнения вычитания.

289-

294

10.

Верные и неверные равенства и неравенства.

295-

301

Геометрические фигуры

Сравнение пространственных предметов по форме. Выделение предметов, похожих на пирамиду.

Выделение среди четырехугольников прямоугольника, среди прямоугольников - квадрата.

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию, договариваться с партнером, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

11.

Числа второго десятка.

Решение задач на разностное сравнение.

302-

309

12.

Числа третьего десятка.

Проверь себя «Сложение и вычитание с переходом через десяток»

310-

313

Закрепление и повторение пройденного

( 6 час.)

1.

Нахождение значений в выражениях с двумя действиями.

с. 118-

119

Работа с информацией

Установление закономерности и продолжение ряда объектов в соответствии с установленной закономерностью.

Изменение объекта в соответствии с информацией, содержащейся в схеме.

Выполнение действий в указанной последовательности (простейшая инструкция).

Установление истинности утверждений.

Работа с простейшими столбчатыми диаграммами, таблицами, схемами. Их чтение.

Личностные

положительное отношение к школе, к изучению математики;

интерес к учебному материалу;

 представление о причинах успеха в учебе;

общее представление о моральных нормах поведения;

уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

Регулятивные

принимать учебную

задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные

учителем ориентиры действия в учебном материале; адекватно воспринимать предложения учителя;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу

осваиваемой деятельности;

осуществлять первоначальный

контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности.

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию, договариваться с партнером, задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные

ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; использовать рисуночные и простые символические варианты

математической записи;

 читать простое схематическое изображение.

2.

Чтение и запись двузначных чисел.

с. 120-

121

3.

Контрольная работа

4.

Анализ контрольной работы. Использование таблицы сложения для нахождения суммы и разности.

с. 122-

123

5.

Понятие «информация». Получение и использование информации.

с. 124-

126

6.

Математический КВН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике по системе Л.В.Занкова( Аргинская И.)3 класс

Рабочая программа по математике 3 класс на 2012-13 уч. год Автор учебника Аргинская И.И....

Рабочие программы для 3 класса система Занкова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка по учебнику Поляковой; математики-учебник Аргинской; литературное чтение - учебник Свиридовой...

Рабочая программа по математике по системе Занкова 3 класс

Пояснительная записка и тематическое планирование, составленные  по ФГОС...

Рабочая программа по математике по системе Занкова 2 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по математике по системе Занкова 3 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...