Технологическая карта "Решение задач" 4 клас
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Каткова Лариса Михайловна

Технологическая карта по теме "Решение задач" 4 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Решение задач

Тип урока: «открытие новых знаний»

Цель: формирование умения решать задачи на производительность труда.

Предметные результаты: учить решать задачи на производительность труда, когда искомым является время совместной работы;

безошибочно применять правила при решении учебных задач.

Личностные: формирование умений устанавливать учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов, осуществление самоконтроля, самооценки.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

-умение устанавливать аналогии;

-умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации;

- читать таблицу и заносить информацию в таблицу.

Регулятивные:

- формулирование цели урока, планирование работы;

- оценка учебной деятельности.

Коммуникативные:

-  умение строить речевое высказывания в соответствии с учебными задачами;

- взаимодействие в парах;

- оказание интеллектуальной помощи при решении трудных задач соседу по парте.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Рефлексия организации начала урока

Эпиграф к уроку: Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.                                                                                                 

   

Подготовка класса к работе.

Запись числа и классной работы. Чтение девиза сам-ое, 1 человек читает вслух.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.Этап актуализации знаний

 1. Минутка чистописания

- Продолжи числовую последовательность:

2, 6, 18, 53,…(162)

- Дайте характеристику числу.

2.  Вы сейчас будете выполнять работу - устные вычисления. Первый ряд - индивидуально, а второй ряд будет работать в парах.

75 :5        48 :4        84 : 7    100 :25         560 : 8       35 Х 2      46 х 3                

Устный счёт на слайдах. Ответы записать в тетрадь. (Проверка сам)

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные:логические-анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка темы и цели урока, планирование работы

- Почему второй ряд выполнил работу быстрее?

(работали вместе)

- Как можно назвать их работу?

(совместная работа)

– Какую тему изучаем на протяжении нескольких уроков?

- Чему должны научиться на уроке?

- Что нам необходимо для этого?

 Учащиеся озвучивают тему урока «Время совместной работы» и открывают

57 страницу учебника

.

Познавательные:               формирование умений представлять информацию по предложенному плану; умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста

Регулятивные:                формирование умения формулировать и удерживать учебную задачу;     умение определять цели и тему урока

Личностные:                    формирование внутренней позиции школьника;                                    умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила

4. Этап реализации проекта

Задание № 181 (У-2, с 57)

Учитель читает первую первый абзац задания, учащиеся следят по учебнику:

В таблице указаны производительности различных бригад каменщиков при

строительстве однотипных зданий.

 - Зачитайте «по цепочке» данные таблицы.

- Какие бригады нужно пригласить для работы, если необходимо построить

12 зданий за 1 год?

- Как можно назвать величину12 зданий за 1 год ?

- Сколько зданий в год могут построить четыре бригады, если будут работать вместе?

- Как можно назвать величину 19 зд./год?

- Как мы нашли производительность совместной работы?

производительность

совместной работы находится действием сложения «индивидуальных»

производительностей.

 

производительность первой бригады

4 зд./год,, то есть, первая бригада за 1 год может построить 4 здания;

……….

-2-ю и 3-ю бригаду 6 зд./год + 6 зд./год = 12 зд./год)

12 зд./год производительность совместной работы второй и третьей бригады

-19 зданий в год

-Производительность совместной работы четырех бригад.

Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Физминутка

физминутка

5. Этап первичного закрепления усвоенного материала с проговариванием во внешней речи

Задание № 182 (У-2, с 57)

-Учащиеся самостоятельно читают задачу.

- За сколько дней может собрать урожай 1 бригада?

- 2 бригада?

- Почему 1бригада работает 6 дней, а вторая-3?

-. При совместной работе - это будет больше или меньше того времени, за которое соберет урожай наиболее успешная бригада?

-Просим сделать краткую запись задачи в виде таблицы.(шаблон на доске)

• Устно в условиях беседы намечаем алгоритм решения:

Для нахождения времени сбора урожая двумя бригадами надо:

- 1 ученик у доски решает задачу, записывая решение по действиям

с пояснением.

  1. 48сот : 6д = 8сот/д-пр 1 бригады
  2. 48сот : 3д = 16сот/д – пр 2 бригады
  3. 8сот/д + 16сот/д = 24сот/д – пр совм раб
  4. 48сот : 24сот/д = 2 д

№ 185.

-Сформулируйте задачу по краткой записи, запишите решение.

- Оцените работу своего соседа

 

-Проверяем, проецируя таблицу на доску:

1уч-к у доски заполняет таблицу

-знать производительность первой и второй бригады

-производительность первой бригады, которая находится действием деления объема работы на число дней, в течении которых эта работа выполняется;

-производительность второй бригады, которая находится действием деления объема работы на число дней, в течении которых эта работа

выполняется

Сам-ое решение. Взаимопроверка по образцу.

Регулятивные:контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Работа в парах

Задание № 184 (У-2, с 58)

- самостоятельно прочитайте задачу.

- сделайте краткую запись задачи в виде таблицы

п

в

об

?

12

48

?

?

48

1 и 2к

?

8

48

48:8=6

48:12=4

6 – 4 = 2

48:2 = 24

критерии оценивания

Графический диктант

  1. Чтобы найти время, надо объем работы : производ.
  2. Чтобы найти время совм работы, нужно знать производ совместной работы и объем работы.
  3. При совместной работе время выполнения работы увеличивается.
  4. При совместной работе складывают индивидуальную производительность, а индивидуальное время складывать не имеет смысла.

Решение задачи в парах

оценивают работу по критериям

++-+

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того.что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Личностные: самоопределение

7. Рефлексия результатов изученного на уроке

- Какая была тема урока?

- Какие задачи учились решать?

Что было самым легким?

Что было самым трудным?

Что больше всего понравилось?

Продолжите фразу: “Сегодня на

уроке я понял, что…”

д/з:

«4» - тс 44 №75(1)

«5» - №75 (1,2)

*Составить задачу на нахождение времени совместной работы

Учащиеся  составляют различные варианты высказываний о пройденном уроке

Познавательные:                            умение выстраивать логическую цепь рассуждений; умение оценивать результат своей деятельности            Коммуникативные:               формирование умения с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли; объективно оценивать себя и других                                Регулятивные:                   формирование  умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознавать качество и уровень усвоения; формируем начальные формы познавательной и личностной рефлексии                              

Личностные:                                    формирование  умений устанавливать учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов; формируем умение оценивать свои поступки в соответствии с определённой ситуацией


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели . А . Маркушевич

Слайд 2

2, 6, 18, 53 ,… 162 Продолжи числовую последовательность

Слайд 3

75 :5 48 :4 84 : 7 100 :25 560 : 7 35 ∙ 2 46 ∙ 3 15 12 12 4 80 70 138 Вычисли

Слайд 4

Тема урока: Время совместной работы

Слайд 5

Номер бригады Производительность 1 4 зд ./год 2 6 зд./год 3 6 зд ./год 4 3 зд ./год

Слайд 6

Производительность Время работы Объём работы 1-я бригада 2-я бригада 1-я и 2-я бригады вместе №182

Слайд 7

№185 Производительность Время работы Объём работы 1- я бригада ? 9 дн . 36 т 2-я бригада ? 18 дн. 36 т 1-я и 2-я бригады ? ? 36 т

Слайд 8

Решение: задача №185 1 ) 36 : 9 = 4 (т/ дн .) – производительность 1-й бригады; 2) 36 : 18 = 2 (т/ дн .) – производительность 2-й бригады; 3) 4 + 2 = 6 (т/ дн .) – производительность при совместной работе; 4) 36 : 6 = 6 ( дн .) – время при совместной работе. Ответ: 6 дней.

Слайд 9

Самое лёгкое на уроке… Самое трудное на уроке… Больше всего понравилось… Сегодня на уроке я понял, что… Надо ещё…

Слайд 10

Домашняя работа «4» – т.с . 44 № 75 (1) «5» – т.с . 44 № 75 (1, 2) * Составить задачу на нахождение времени совместной работы