Рабочая программа по математике
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Рабочая программа по математике по учебнику И.И. Аргинской составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_matematike_4_klass.docx61.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Худоеланская основная общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО:                СОГЛАСОВАНО:                УТВЕРЖДЕНО:

На заседании МО                «29» августа  2015г.                Приказом директора № 42

«27»августа  2015г.                Зам. директора по УВР         МКОУ «Худоеланская ООШ»

Протокол №1                        __________/Павлова Г.А./        « 29 »  августа   2015г.

Руководитель МО                                                __________/В.А. Авдеенко/

______/Басацкая С.Л./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике  

по учебнику И.И. Аргинской

для 4 класса

Составил:

учитель начальных классов

Стрельцова Н.И.

                                                                                            первой кв. категории

                                                                   

                                                               

с. Худоеланское

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Математика» в 4 классе  разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012г.  N273-ФЗ.
  • ФГОС НОО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  06.10.2009 №373, зарегистрирован Минюстом России №17785 22.12.2009.
  • Программа начального общего образования система Л.В. Занкова, составители Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова – Самара: Издательский дом «Федоров», 2011г.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Цель курса  ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий (окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п.), а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Изучение математики в начальной школе имеет следующие задачи:

- Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), а также аксиоматику, формирование элементов системного мышления, планирование (последовательность действий при решении задач),

систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.

- Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающей действительности в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.

- Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания и классификации, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций (строить простейшие математические модели); работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.

- Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни;

- Формирование идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ученика к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Общая характеристика учебного предмета

Решению названных задач способствует особое структурирование определённого в программе материала. Курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики. На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Основным содержанием программы по математике в начальной школе является понятие натурального числа и действий с этими числами. Дети знакомятся с интерпретацией числа как результата отношения величины к выбранной мерке – «масса», «вместимость», «время». Важными аспектами при изучении арифметических действий являются знакомство и составление таблицы умножения. Внетабличное сложение и вычитание строится на выделении и осознании основных положений, лежащих в фундаменте алгоритма их выполнения: поразрядности выполнения каждой из этих операций и использования таблицы сложения для вычислений в каждом разряде.

      Умножение рассматривается как действие, заменяющее сложение в случаях равенства слагаемых, а деление – как действие, обратное умножению, с помощью которого по значению произведения и одному множителю можно узнать другой множитель.

      В курсе математики изучаются основные свойства арифметических действий и их приложения:

         - переместительное свойство сложения и умножения;

         - сочетательное свойство сложения и умножения;

        - распределительное свойство умножения относительно сложения.

      Текстовые задачи являются важным разделом в преподавании математики. Умение решать их базируется на основе анализа той ситуации, которая отражена в данной конкретной задаче, и перевода её на язык математических отношений.

      Значительное место в программе по математике занимает геометрический материал. Работа с геометрическими объектами, за которыми стоят реальные объекты природы и сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для младшего школьника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, подниматься на абстрактный словесно-логический уровень.

       На изучаемом математическом материале ученики устанавливают истинность или ложность утверждений. Таким образом, содержание курса построено с учётом межпредметной, внутрипредметной и надпредметной интеграции, что создаёт условия для организации учебно-исследовательской деятельности ребёнка и способствует его личностному развитию.

Описание места учебного предмета «математика»  в учебном плане

Предмет «Математика» входит в предметную область «Математика и информатика». Учебный план МКОУ «Худоеланская ООШ» на 2015-2016 уч. год утвержден приказом №42 от 29.08.2015г.  предусматривает организацию процесса обучения в объеме 136 часов (4 часа в неделю). В соответствии с этим реализуется типовая программа по математике И. И. Аргинской.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль в развитии личности младшего школьника.

Содержание курса математики направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям). Данный курс создаёт благоприятные возможности для того, чтобы сформировать у учащихся значимые с точки зрения общего образования арифметические и геометрические представления о числах и отношениях, алгоритмах выполнения арифметических действий, свойствах этих действий, о величинах и их измерении, о геометрических фигурах; создать условия для овладения учащимися  математическим языком,  знаково-символическими средствами, умения устанавливать отношения между математическими объектами, служащими средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в повседневной практике.

Овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей. Особой ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, схем, баз данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные

У выпускника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

 - широкий интерес к новому учебному материалу, способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности в области математики;

 - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

 - навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности на основе критерия ее успешности;

 - эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;

 - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;

 - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России на основе исторического математического материала.

Выпускник получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;

 - устойчивого и широкого интереса к познанию математических фактов, количественных отношений, математических зависимостей в окружающем мире, способам решения познавательных задач в области математики;

 - ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

 - положительной адекватной самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

 - установки в поведении на принятые моральные нормы;

 - чувства гордости за достижения отечественной математической науки;

 - способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания о математике; проекция опыта решения математических задач в ситуации реальной жизни.

Регулятивные

Выпускник научится:

- понимать смысл различных учебных задач, вносить в них свои коррективы;

 - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

 - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

 - различать способы и результат действия;

 - принимать активное участие в групповой и коллективной работе;

 - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

 - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими людьми;

 - вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;

 - осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя и самостоятельно.

Выпускник получит возможность:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

 - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи;

 - воспринимать мнение сверстников и взрослых о выполнении математических действий, высказывать собственное мнение о явлениях науки;

 - прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации, осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

 - проявлять познавательную инициативу;

 - действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни;

 - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в собственные действия и коллективную деятельность.

Познавательные

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и поисково-творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);

 - кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической или графической форме;

 - на основе кодирования самостоятельно строить модели математических понятий, отношений, задачных ситуаций, осуществлять выбор наиболее эффективных моделей для данной учебной ситуации;

 - строить математические сообщения в устной и письменной форме;

 - проводить сравнение по нескольким основаниям, в т.ч. самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения;

 - осуществлять разносторонний анализ объекта;

 - проводить классификацию объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить разные основания для классификации, проводить разбиение объектов на группы по выделенному основанию), самостоятельно строить выводы на основе классификации;

 - самостоятельно проводить сериацию объектов;

 - обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

 - устанавливать аналогии;

 - представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов).

 - самостоятельно выполнять эмпирические обобщения и простейшие теоретические обобщения на основе существенного анализа изучаемых единичных объектов;

 - проводить аналогию и на ее основе строить и проверять выводы по аналогии;

 - строить индуктивные и дедуктивные рассуждения;

 - осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);

 - устанавливать отношения между понятиями (родовидовые, отношения пересечения – для изученных математических понятий или генерализаций, причинно-следственные – для изучаемых классов явлений).

Выпускник получит возможность:

- осуществлять расширенный поиск информации в дополнительных источниках;

 - фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

 - строить и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

 - расширять свои представления о математике и точных науках;

 - произвольно составлять небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;

 - осуществлять действие подведения под понятие (в новых для учащихся ситуациях);

 - осуществлять выбор рациональных способов действий на основе анализа конкретных условий;

 - осуществлять синтез: составлять целое из частей и восстанавливать объект по его отдельным свойствам, самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты или свойства;

 - сравнивать, проводить классификацию и сериацию по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы;

 - строить дедуктивные и индуктивные рассуждения, рассуждения по аналогии; устанавливать причинно-следственные и другие отношения между изучаемыми понятиями и явлениями;

 - произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные

Выпускник научится:

- принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания (в том числе с сопровождением аудиовизуальных средств), владеть диалогической формой коммуникации;

 - допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера в общении, уважать чужое мнение;

 - координировать различные мнения о математических явлениях в сотрудничестве и делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях;

 - свободно владеть правилами вежливости в различных ситуациях;

 - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики и других предметов;

 - активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата;

 - задавать вопросы для организации собственной деятельности и координирования ее с деятельностью партнеров;

 - стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека.

Выпускник получит возможность:

- четко, последовательно и полно передавать партнерам информацию для достижения целей сотрудничества;

 - адекватно использовать средства общения для планирования и регуляции своей деятельности;

 - аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров для выработки совместного решения;

- понимать относительность мнений и подходов к решению задач, учитывать разнообразие точек зрения;

 - корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения; строить понятные для окружающих высказывания;

 - аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;

 - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

 - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

 - активно участвовать в учебно-познавательной деятельности и планировать ее; проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной познавательной деятельности.

Предметные результаты:

Числа и величины

Выпускник научится:

- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;

 - устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять после¬довательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);

 - группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;

 читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр),

 - сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.

Выпускник получит возможность научиться:

- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

 - выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.

Арифметические действия

Выпускник научится:

- выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

 - выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

 - выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;

 - вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических действия, со скобками и без скобок).

Выпускник получит возможность научиться:

- выполнять действия с величинами;

 - использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

 - проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).

Работа с текстовыми задачами

Выпускник научится:

- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

 - решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1—2 действия);

 - оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Выпускник получит возможность научиться:

- решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

 - решать задачи в 3—4 действия;

 - находить разные способы решения задачи.

Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Выпускник научится:

- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

 - распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

 - выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

 - использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

 - распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

 - соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

Выпускник получит возможность научиться:

- распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

Геометрические величины

Выпускник научится:

- измерять длину отрезка;

 - вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

 - оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближенно (на глаз).

Выпускник получит возможность научиться:

- вычислять периметр и площадь различных фигур прямоугольной формы.

Работа с информацией

Выпускник научится:

- читать несложные готовые таблицы;

 - заполнять несложные готовые таблицы;

 - читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Выпускник получит возможность научиться:

- читать несложные готовые круговые диаграммы;

 - достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;

 - сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

 - распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);

 - планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

 - интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Содержание учебного предмета

Пространственные отношения. Геометрические фигуры

Свойство диагонали прямоугольника. Разбиение прямоугольника на два равных прямоугольных треугольника. Разбиение произвольного треугольника на прямоугольные треугольники.

Разбиение многоугольников на прямоугольники и прямоугольные треугольники. Классификация изученных объемных фигур по разным основаниям.

Числа и величины

Геометрические величины

Нахождение площади прямоугольного треугольника. Формула площади прямоугольного треугольника: S = (a  b) : 2.

Нахождение площади произвольного многоугольника с использованием площадей прямоугольников и прямоугольных треугольников.

Понятие об объеме. Измерение объема произвольными мерками.

Общепринятые единицы измерения объема – кубический миллиметр(куб. мм), кубический сантиметр (куб. см), кубический дециметр (куб. дм), кубический метр (куб. м), кубический километр (куб. км). Соотношения между ними: 1 куб. см = 1000 куб. мм, 1 куб. дм = 1000 куб. см, 1 куб. м = 1000 куб. дм.

Вычисление объема прямоугольного параллелепипеда с использованием длин трех его измерений, а также – площади его основания и высоты

Умножение и деление.

Умножение и деление многозначного числа на многозначное (в основном рассматриваются случаи умножения и деления на двузначные и трехзначные числа). Осознание общего алгоритма выполнения каждой из этих операций.

Обобщение знаний о свойствах умножения и деления. Их формулировка и запись в общем виде.

Использование свойств умножения и деления для рационализации выполнения вычислений.

Умножение и деление величин на натуральное число различными способами.

Деление величины на величину.

Обобщение наблюдений за изменением результата умножения и деления при изменении одного или двух компонентов.

Выражения с двумя и более переменными одного или двух компонентов.

Выражения с двумя и более переменными. Чтение и запись таких выражений. Определение значений выражений при заданных значениях переменных.

Свойства равенств и их использование для решения уравнений.

Уравнения, содержащие переменную в обеих частях. Решение таких уравнений.

Точные и приближенные значения чисел.

Обобщение знаний об основных источниках возникновения чисел, счете и измерении величин. Источники возникновения точных и приближенных значений чисел.

Приближенные значения чисел, получаемые в результате округления с заданной точностью. Правило округления чисел (в свободном изложении), его использование в практической деятельности. Особые случаи округления.

Сложение и вычитание.

Сложение и вычитание в пределах изученных натуральных чисел.

Обобщение знаний о свойствах выполняемых действий, их формулировка и краткая обобщенная запись.

Использование свойств сложения и вычитания для рационализации выполнения операций.

Сложение и вычитание величин различными способами.

Обобщение наблюдений за изменением результата сложения и вычитания при изменении одного или двух компонентов этих действий.

Величины

Метрическая система мер (обобщение всего изученного материала), ее связь с десятичной системой счисления.

Перевод изученных величин из одних единиц измерения в другие.

Арифметические действия

Работа с текстовыми задачами (в течение года)

Продолжение всех линий работ, начатых в предыдущих классах, их обобщение.

Сравнение задач, различных по сюжету (процессы движения, работы, купли-продажи и др.), но сходных по характеру математических отношений, в них заложенных. Классификация задач по этому признаку.

Преобразование задач в более простые или более сложные.

Решение задач алгебраическим методом. Оформление такого решения.

Сравнение арифметического и алгебраического методов решения задачи.

Решение задач на движение двух тел (в одном направлении, в разных направлениях).. 

Положительные и отрицательные числа.

Понятие о величинах, имеющих противоположные значения. Обозначение таких значений с помощью противоположных по смыслу знаков(+) и (–).

Запись положительных и отрицательных чисел. Знакомство с координатной прямой. Расположение на ней положительных и отрицательных чисел.

Расположение на координатной прямой точек с заданными координатами, определение координат заданных на ней точек.

Класс миллионов.

Чтение и запись чисел от нуля до миллиона. Представление изученных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочивание чисел от нуля до миллиона. Устная и письменная нумерация в пределах класса миллионов.

Общий принцип образования классов.

Работа с информацией

Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин, наблюдением; фиксирование, анализ полученной информации.

Чтение, заполнение, составление, интерпретация таблицы.

Чтение столбчатой и круговой диаграммы. Построение простейших столбчатых диаграмм.

Составление, запись, выполнение простого алгоритма.

Чтение, выполнение действий по схеме. Составление простейших схем.

Построение математических выражений с помощью логических связок и слов («и», «или», «не», «если…, то…», «верно/неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые»).

Проверка верности утверждений.

Системно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков вычислений. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения о теоретических понятиях. Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной  компетенции учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие способы действий, которыми должны овладеть учащиеся и которые обеспечивают развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким образом, рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития математических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

В результате освоения предметного содержания математики у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности. Школьники учатся выделять признаки и свойства объектов (прямоугольник, его периметр, площадь и др.), выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; определять с помощью сравнения (сопоставления) их характерные признаки. Учащиеся используют простейшие предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с содержанием задания (задачи).

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова (словосочетания и т. д.), помогающие понять его смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания, выбирают доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения и др.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Раздел учебного курса

Характеристика деятельности учащихся

Площадь и ее измерение

14 часов

-ориентироваться на плоскости и в пространстве (в том числе различать направления движения);

- различать геометрические фигуры;

- характеризовать взаимное расположение фигур на плоскости;

- конструировать указанную фигуру из частей;

- классифицировать треугольники;

- распознавать пространственные фигуры (прямоугольный параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус, шар) на чертежах и на моделях.

предметы (фигуры) по их форме и размерам;

- данное множество предметов на группы по заданным признакам (выполнять классификацию);

cопоставлятьмножества предметов по их численностям (путем составления пар предметов)

Умножение многозначных чисел

21 часов

-моделировать содержащиеся в тексте задачи зависимости;

- планировать ход решения задачи;

- анализировать текст задачи с целью выбора необходимых арифметических действий для ее решения;

- прогнозировать результат решения;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и устранять ошибки логического характера (в ходе решения) и ошибки вычислительного характера;

- выбирать верное решение задачи из нескольких предъявленных решений;

- наблюдать за изменением решения задачи при изменении ее условий.

Действия с величинами

85 часов

-моделировать  ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;

- воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий;

- прогнозировать результаты вычислений;

- контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения

вычислений изученными способами;

- оценивать правильность предъявленных вычислений;

- сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;

- анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий.

Положи

тельные и отрицательные числа

16 часов

- собирать требуемую информацию из указанных источников;

фиксировать результаты разными способами;

- сравнивать и обобщать информацию, представленную в таблицах, на графиках и диаграммах;

- переводить информацию из текстовой формы в табличную.

Числа класса миллионов

21 часов

моделировать  ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;

- воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения четырех арифметических действий;

- прогнозировать результаты вычислений;

- контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения

вычислений изученными способами;

- оценивать правильность предъявленных вычислений;

- сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них удобный;

- анализировать структуру числового выражения с целью определения порядка выполнения содержащихся в нем арифметических действий.

Материально-техническое обеспечение

Работа по данному курсу обеспечивается УМК:

1. Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 4 класса: В 2 частях. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г.

2. Методические пособия для учителя по математике для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г.

3. Аргинская И.И.  Сборник заданий  по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012г.

4. Контрольные и проверочные работы. 1-е полугодие. Система Л.В. Занкова/Сост. С.Г.Яковлева.- 4-е изд. перераб. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

5. Контрольные и проверочные работы. 2-е полугодие. Система Л.В. Занкова/Сост. С.Г.Яковлева.- 4-е изд. перераб. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование  по математике

№ п/п

Тема

Дата по плану

Дата фактич.

1

Диагональ прямоугольника

01.09.2015

2

Свойство диагонали прямоугольника.

02.09.2015

3

Площадь прямоугольного треугольника.

04.09.2015

4

Распределительное свойство умножения относительно вычитания

07.09.2015

5

Взаимосвязь величин в задачах на движение.

08.09.2015

6

Решение задач на движение.

09.09.2015

7

Формула площади прямоугольного треугольника. Группировка объемных фигур по существенным признакам

11.09.2015

8

Движение тел навстречу друг другу. Скорость сближения.

14.09.2015

9

Входная контрольная работа (резерв)

15.09.2015

10

Анализ контрольной работы и работа над ошибками

16.09.2015

11

Задачи на движение с использованием чертежа. Устная и письменная нумерация в пределах класса тысяч. Координатный луч.

18.09.2015

12

Задачи на движение тел в одном направлении

21.09.2015

13

Задачи на удаление тел друг от друга. Скорость удаления.

22.09.2015

14

Площадь произвольного треугольника

23.09.2015

15

Задачи на движение. Площадь произвольного треугольника.

25.09.2015

16

Контрольная работа по теме «Площади фигур»

28.09.2015

17

Работа над ошибками

29.09.2015

18

Способы умножения многозначного числа на двузначное число.

30.09.2015

19

Использование свойств умножения при нахождении значений произведений многозначных чисел.

02.10.2015

20

Умножение многозначного числа на разрядную единицу.

05.10.2015

21

Обратные задачи. Умножение многозначного числа на разрядную единицу.

06.10.2015

22

Умножение многозначного числа на круглое число.

07.10.2015

23

Изображение решения неравенства на координатном луче.

09.10.2015

24

Задачи на удаление тел при движении в одном направлении

12.10.2015

25

Умножение на двузначное число с использованием распределительного свойства умножения

13.10.2015

26

Текстовые задачи. Умножение на двузначное число с использованием распределительного свойства умножения

14.10.2015

27

Умножение на трехзначное число. Диаграммы. Задачи на встречное движение.

16.10.2015

28

Умножение многозначного числа на многозначное.

19.10.2015

29

Преобразование записи умножения многозначных чисел.

20.10.2015

30

Контрольная работа за 1 четверть (резерв)

21.10.2015

31

Работа над ошибками (резерв)

23.10.2015

32

Запись умножения многозначных чисел столбиком.

26.10.2015

33

Умножение многозначного числа на трехзначное число столбиком. Задачи с избыточными данными.

27.10.2015

34

Умножение многозначных чисел на числа, оканчивающиеся нулями.

28.10.2015

35

Умножение на числа с нулями посередине. Работа с текстовыми задачами.

30.10.2015

36

Умножение многозначных чисел. Сравнение задач.

09.11.2015

37

Умножение многозначных чисел. Задачи на встречное движение.

10.11.2015

38

Умножение многозначных чисел в разных случаях.

11.11.2015

39

Решение текстовых задач

13.11.2015

40

Контрольная работа. «Умножение многозначных чисел»

16.11.2015

41

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

17.11.2015

42

Знакомство с понятием «Приближенное значение величины»

18.11.2015

43

Приближенные значения массы и площади.

20.11.2015

44

Умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями.

23.11.2015

45

Точные и приближенные значения величин

24.11.2015

46

Знак приближенного равенства

25.11.2015

47

Округление чисел с точностью до десятков. Логические задачи.

27.11.2015

48

 Округление чисел с точностью до сотен

30.11.2015

49

Свойство числовых равенств. Текстовые задачи

01.12.2015

50

Округление с недостатком и с избытком. Задачи на нахождение средней величины.

02.12.2015

51

Решение уравнений разными способами

04.12.2015

52

Разные способы решения уравнений.

07.12.2015

53

Обобщающий урок по теме «Точные и приближенные значения чисел. Округление чисел»

08.12.2015

54

Контрольная работа по теме «Точные и приближенные значения чисел. Округление чисел»

09.12.2015

55

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

11.12.2015

56

Деление на двузначное число

14.12.2015

57

Деление на двузначное число способом подбора. Текстовые задачи

15.12.2015

58

Таблица мер длины. Задачи с недостающими данными.

16.12.2015

59

Деление числа на произведение

18.12.2015

60

Второе свойство числовых равенств.

21.12.2015

61

Восстановление геометрического тела по его трем проекциям  

22.12.2015

62

Контрольная работа за II четверть.

23.12.2015

63

Работа над ошибками.

25.12.2015

64

Определение количества цифр в частном.

12.01.2016

65

Решение задач с помощью уравнений

13.01.2016

66

Деление на разрядную единицу

15.01.2016

67

Деление на круглые числа

18.01.2016

68

Деление на двузначное число.

19.01.2016

69

Способ округления при делении на двузначное число.

20.01.2016

70

Деление на трехзначное число.

22.01.2016

71

Письменное деление на двузначное число. Задачи на движение.

25.01.2016

72

Письменное деление на трехзначное число. Столбчатая диаграмма

26.01.2016

73

Письменное деление многозначных чисел.

27.01.2016

74

Письменное деление многозначных чисел.

29.01.2016

75

Систематизация и обобщение по теме «Деление многозначных чисел»

01.02.2016

76

Контрольная работа по теме «Деление многозначных чисел»

02.02.2016

77

Анализ контрольной работы и работа над ошибками.

03.02.2016

78

Плоские и объемные фигуры. Величины плоских фигур.

05.02.2016

79

Объемные тела и их развертки

08.02.2016

80

Объем тела. Мерки для измерения объема.

09.02.2016

81

Единицы объема.

10.02.2016

82

Измерение объема коробки.

12.02.2016

83

Вычисление объема прямоугольной призмы.

15.02.2016

84

Проверка корней уравнения.

16.02.2016

85

Формула объема прямоугольной призмы.

17.02.2016

86

Соотношения между единицами измерения объёма. Линейная диаграмма. Логическая задача

19.02.2016

87

Перевод одних единиц объема в другие.

22.02.2016

88

Вычисление объема прямоугольной призмы по площади основания и высоте бокового ребра.

24.02.2016

89

Обобщение знаний по теме «Объем и его измерение». Самостоятельная работа.

26.02.2016

90

Контрольная работа по теме «Объем и его измерение».

29.02.2016

91

Работа над ошибками.

01.03.2016

92

Перевод величин  из одних единиц в другие.

02.03.2016

93

Выражение величин в единицах одного наименования.

04.03.2016

94

Способы сложения величин.

07.03.2016

95

Разные способы вычитания величин.

09.03.2016

96

Решение уравнений разными способами

11.03.2016

97

Понятие «Решить уравнение»

14.03.2016

98

Контрольная работа за III четверть

15.03.2016

99

Работа над ошибками.

16.03.2016

100

Умножение и деление величины на число.

18.03.2016

101

Деление величины на число и на величину.

21.03.2016

102

Деление величин, выраженных в разных единицах измерения.

22.03.2016

103

Действия с величинами.

23.03.2016

104

Действия с величинами.

25.03.2016

105

Действия с величинами.

04.04.2016

106

Проверь себя. Систематизация и обобщение знаний по теме.

05.04.2016

107

Контрольная работа по теме «Действия с величинами»

06.04.2016

108

Работа над ошибками

08.04.2016

109

Натуральные и дробные числа

11.04.2016

110

Способы записи положительной и отрицательной температуры воздуха. Положительные и отрицательные числа.

12.04.2016

111

Координатная прямая. Положительные и отрицательные координаты точек.

13.04.2016

112

Сравнение положительных и отрицательных чисел.

15.04.2016

113

Действия с многозначными числами.

18.04.2016

114

Обобщение знаний по теме «Положительные и отрицательные числа».

19.04.2016

115

Самостоятельная работа по теме «Положительные и отрицательные числа»

20.04.2016

116

Контрольная работа по теме «Положительные и отрицательные числа»

22.04.2016

117

Работа над ошибками

25.04.2016

118

Миллион.

26.04.2016

119

Образование миллиона с помощью разных счетных единиц.

27.04.2016

120

Счет миллионами.

29.04.2016

121

Таблицы единиц длины, площади и объема.

02.05.2016

122

Семизначные числа.

03.05.2016

123

Десятки миллионов. Задачи.

04.05.2016

124

Семизначные числа.

06.05.2016

125

Десятки и сотни миллионов. Задачи.

10.05.2016

126

Девятизначные числа. Сложные выражения.

11.05.2016

127

Таблица разрядов и классов.

13.05.2016

128

Итоговая контрольная работа за год.

16.05.2016

129

Работа над ошибками.

17.05.2016

130

Умножение и деление чисел в пределах класса миллионов

18.05.2016

131

Действия с многозначными числами.

19.05.2016

132

Обобщение по теме «Числа класса миллионов»

20.05.2016

133

Самостоятельная работа.

23.05.2016

134

Повторение изученного

24.05.2016

135

Повторение изученного

25.05.2016

136

Повторение изученного

27.05.2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...