Математическая экскурсия «Число и цифра 4. Состав числа 4»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Балакина Татьяна Юрьевна

Математическая экскурсия

«Число и цифра 4. Состав числа 4»

ЦЕЛИ

1. Создать условия для изучения числа 4 и его состава. Считать в пределах 4-х. Изучать различные варианты написания цифры 4.

2. Формировать умение моделировать математические ситуации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составила: Приходько Т.Ю., МОУ СОШ № 6, г. Копейск

Математическая экскурсия

«Число и цифра 4. Состав числа 4»

ЦЕЛИ

1. Создать условия для изучения числа 4 и его состава. Считать в пределах 4-х. Изучать различные варианты написания цифры 4.

2. Формировать умение моделировать математические ситуации.

Ход экскурсии

Вступительная беседа проходит на улице, где учитель прогуливается вместе с детьми. Учитель выясняет, какое сейчас время года, месяц, число.

Учитель: Обратите внимание на то, возле какого номера дома мы остановились.

Дети: Возле дома номер 4.

Учитель: А давайте найдем подъезд, который имеет номер 4. Проверьте, подписан ли его номер.

Как бы вы искали 4-й подъезд, если бы таблички не было или надпись стерлась, или ее закрасили?

А всегда ли можно правильно найти 4-й подъезд, если считать справа налево? Почему?

За каким по счету подъездом находится подъезд с номером 4? Кто подскажет правило счета и поиска нужного номера?

Дети вспоминают, что надо начинать подсчет слева и двигаться направо, не пропуская и не повторяя ни одного подъезда.

Ребята, мы нашли дом под номером 4, подъезд с таким же номером, а вспомните загадки, пословицы, поговорки или стихи, где упоминается число 4.

Без четырех углов изба не рубится.

Конь о четырех ногах и то спотыкается.

Жить в четырех стенах.

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки.

У него четыре лапки,

Лапки – цап - царапки.

Пара чутких ушей,

Он гроза для мышей.

Цифра 4 всех удивляет:

В локте согнутую руку

Никогда не опускает.

Учитель: С чем или с кем еще можно сравнить цифру 4? Кто может показать цифру 4 своим телом?

Выслушиваются все варианты детей.

Обведите цифру в воздухе, а теперь перенесите к себе на ладонь. Почувствуйте, какая она красивая. А теперь выложите из опавших листиков на асфальте цифру 4. Напишите ее мелом на асфальте. Поищите вокруг цифру 4, сравните разные написания. Чем все они похожи, чем отличаются? Подумайте, где можно еще поискать цифру 4 после уроков.

Далее учащиеся выполняют задания в группах. Класс делится на 4 группы, каждая получает по два задания: выложить шишками ( сосновыми иголками, палочками, камешками) цифру 4; найти предметы, которые существуют только по 4. В последнем случае дети указывают 4 колеса у машины, 4 лапы у кошки, 4 угла у окна и т.д.

Древние люди считали четверку символом устойчивости и прочности. Ведь они связывали ее с квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света. Покажите и назовите стороны света.

Дети: Юг, запад, север, восток.

Учитель: Теперь назовите четыре времени года.

Дети: Весна, лето, осень, зима.

Учитель: А кто знает, какие четыре стихии в древности считались основными?

Дети: Огонь, земля, вода, воздух.

Учитель: Ну теперь мы тоже доказали, что число 4 действительно магическое ( 4 времени года, 4 стороны света, 4 стихии и т.д.). Сегодня мы с вами попытаемся познакомиться с числом четыре поближе и разгадать еще его секреты.

Экскурсия продолжается работой над составом числа с проговариванием занимательных стихотворений-загадок.

Учитель:                           Я рисую кошкин дом

Три окошка в доме том,

Дверь с крыльцом.

Наверху еще окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки!

Дети: Четыре.

Учитель: Объясните, как вы решили эту задачу.

Дети: Сначала было сказано, что в доме три окошка, да еще одно, будет четыре.

По просьбе учителя дети выкладывают своё решение листочками, т.е. кладут на землю сначала три листика, потом еще листочек.

 Учитель: Как это записать?

Дети записывают мелом на асфальте : 3+1=4.

Послушайте стихотворение.

Щука в озере жила,

Червячка с крючка сняла.

Наварила щука щей,

Пригласила трёх ершей.

Говорили всем ерши:

Щи у щуки хороши!

Вопрос: Сколько было всего рыб?

Дети: Четыре.

Учитель: Как же вы решили? Покажите своё решение.

Дети: Щука и три ерша - получается четыре рыбы.

Дети выкладывают сначала листиками, потом мелом записывают: 1+3=4.

Учитель:                              Два мяча у Ани,

Два мяча у Вали

Два мяча да два. Малыш,

Сколько их? Сообразишь?

Дети: Четыре.

По просьбе учителя моделируется решение на листиках, потом записывается: 2+2=4.

Учитель:                             Под кустом у реки

Жили майские жуки

Дочка, сын, отец и мать.

Кто успел их сосчитать?

Дети: Четыре.

Учитель: Какую цифру мы использовали для записи решения?

Дети записывают ответ после его моделирования на листочках: 1+1+1+1=4.

Посмотрите внимательно на все наши записи. Как мы получали число четыре?

Дети делают вывод, сказав, что можно составить число 4 из: 1и 3; 2и 2; 3 и 1; 1, 1, 1 и 1

Ребята, мы разгадали еще один секрет числа 4, мы узнали из каких чисел его можно составить.

Закрепление проходит в виде игры «Молчанка». Дети молча выкладывают из природного материала или показывают на пальцах, как можно записать число 4 в виде суммы чисел.

Урок заканчивается заданием для групп: нарисовать предметы, в которых можно увидеть 4 части. Дети изображают бабочку, стул, стол, квадрат и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Число и цифра 7. Состав числа 7.»

Проведение этого урока с использованием игровых технологий позволяет детям лучше усвоить новый материал....

Урок математики по теме: " Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).”

Урок математики по теме: "Число и циф­ра 8. Состав числа 8 (ре­шение учебной задачи).” Цели урока: Познакомить с числом 8, его составом, написанием цифры. Задачи: Обучающие: фо...

Число и цифра 5. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5

Урок-путешествие для учащихся 1-го класса и старшей группы детского сада по страницам книги К. Чуковского «Муха-цокотуха» с интересными и увлекательными заданиями в игровой форме....

Число и цифра 5.Состав числа 5.Пятиугольник.1класс

Конспект урока и презентация по математике 1классс Л.Г.Петерсон "Число и цифра 5.Состав числа 5.Пятиугольник" (урок изучения нового материала)...

« Число и цифра 7. Состав числа 7»

конспект урока по ФГОС...

Число и цифра 7. Состав числа 7. Сложение и вычитание в пределах 7 (1 класс).

Конспект урока по математике по программе "Перспектива" (Л. Петерсон)...

Сценарий урока "Число и цифра 5. Состав числа 5"

Предмет: математикаКласс: 1Пояснительная записка: по учебному плану на раздел: «Числа и цифры 1-6. Состав, сложение и вычитание в пределах 6» отводится 26 часов. Данный урок является первым в этом раз...