Открытый урок по математике в 4 классе по теме "Окружность. Круг. Радиус. Диаметр" УМК "Перспектива"
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему
В данной разработке урока, составленному с соответствии с ФГОС для 4 класса по УМК "Перспектива", представлены конспект урока, презентация, карточки с самостоятельной работой и лист индивидуальной работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 80.5 КБ |
okruzhnost_krug.ppt | 2.78 МБ |
samostoyatelnaya_rabota.docx | 250.58 КБ |
individualnyy_list.docx | 44.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Окружность».
Основные цели:
1) формировать представление об окружности и её элементах: центре, диаметре, радиусе, умение строить окружности с помощью циркуля;
2) тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.
Ход урока:
- Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята, в начале урока математики я хотела бы прочитать слова удивительного человека, учёного, поэта Михаила Васильевича Ломоносова, который родился в 1711году.
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
Сегодня на уроке мы тоже постараемся упорядочить наши знания.
- Посмотрите на этого забавного слоненка. Из какой области математики он к нам пожаловал? (Из геометрии.)
- Что в нём необычного? (Он состоит из одних кругов.)
- Именно геометрии, именно кругам мы посвятим сегодняшний урок и узнаем что-то новое о них. Как вы будете узнавать новое? (Мы должны постараться сами понять, что мы еще не знаем, а потом постараться самостоятельно «открыть» новое знание.)
- Желаю вам успехов в работе.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Для начала поделимся со слоненком вашими успехами в изучении приемов умножения и деления.
- Найдите и запишите значения выражений на ваших листочках.
- Проверим ответы первого варианта.
- Проверим ответы второго варианта.
- Кто из вас ошибся при выполнении задания?
- Сделайте вывод. (Нужно закрепить знание умножения и деления круглых чисел.)
- Почему ответы на карточках? (Наверно, в них спрятан какой-то секрет.)
- Верно, надо лишь перевернуть карточки.
- Прочитайте слова.
- Объясните понятия «область» и «граница» с точки зрения геометрии. (Граница – это линия, которая ограничивает фигуру, идёт по её «краю»; область – это часть плоскости, которая находится внутри границы…)
- Слоненок хочет приобрести себе домик в стране Геометрии. У него есть на выбор 4 участка. Их планы изображены на этом рисунке.
- Посмотрите, что в них интересного? (Это геометрические фигуры).
- Назови, что это за фигуры?
Некоторые их точки обозначены буквами. Где располагаются точки? (внутри, на границе) .
- Чтобы слоненок приобрёл себе участок с домиком, ему надо составить два слова, которые дают ключ к его участку. Одно слово состоит из букв, стоящих на границах фигур, а другое – из букв, стоящих внутри границ. Поможете ему?
- Составьте эти слова. (Круг, окружность.)
- Что такое круг и чем он отличается от окружности? (Круг – это часть плоскости внутри окружности, окружность – это граница круга.)
- Слоненок вам очень признателен
- Посмотрите ещё раз внимательно на него. Найдите в его изображении круги и окружности.
- Чтобы понять , с чем мы познакомимся на уроке поиграем в игру «Верю не верю». В конце урока проверим ваши предположения.
3) Пробное действие.
- Что вы повторили и узнали? (Мы повторили способы умножения и деления круглых чисел, что называется границей и областью, узнали, что такое окружность, потренировались в определении кругов и окружностей на рисунке.)
- Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
- Какое следующее задание я вам предложу? (Пробное задание.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
- Попробуйте построить окружность и начертите ее радиус.
- Приступайте к выполнению задания.
- Итак, посмотрим, что у вас получилось.
- Кто не выполнил это задание?
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли построить окружность и начертить радиус.)
- Кто выполнил задание?
- Значит, что вы не смогли сделать? (Мы не смогли нарисовать окружности правильно и начертить радиус.)
- Что же теперь делать? (Нужно разбираться в затруднении.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были начертить окружность, радиус.)
- В чем затруднение? ( Не знаем, что такое радиус.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? («Открыть» способ построения окружностей, узнать что такое радиус.)
- С помощью чего можно изобразить окружность? (С помощью циркуля)
- Выступление ученика
- Самый старый железный циркуль обнаружен во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2-х тысяч лет. В пепле, засыпавшем греческий город Помпеи, археологи обнаружили очень много бронзовых циркулей.
- Приготовьте циркуль. Посмотрите на него внимательно (у учителя большой циркуль) .
- - Из чего он состоит (2 ножки, на конце первой иголочка, на конце второй – грифель – это карандаш) .
- - Циркуль – это чертёжный инструмент для вычеркивания окружностей. В переводе с латинского обозначает круг - циркус. С каким словом созвучно мое название? «Цирк – циркуль «циркулюс» (круг). У цирка арена круглая, что представляется удобным для просмотра выступления артистов цирка.
- С циркулем нужно работать очень осторожно.
- Назовите правила как пользоваться циркулем .
- У каждой фигуры есть свой алгоритм построения. У окружности он тоже имеется.
- Прочитайте план.
- Он вам понятен?
- Что теперь вы должны сделать? (Выполнить данный план.)
5. Реализация построенного проекта.
- Какой первый шаг? (Отметить точку О)
- Эта замкнутая линия и называется окружность, а О точка ? (центр окружности. )
- Отметьте на окружности две точки и соедините их с центром. (Провели несколько радиусов).
- Одинаковые ли они по длине? (да)
- Сами попробуйте сформулировать определение радиуса (r – это отрезок, соединяет центр окружности с точкой на окружности) .
- Вывод:
1)Расстояние от центра окружности до любой точки окружности называется радиусом.
2) Радиусы равны.
Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”.
Термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.
Практическая работа.
- Приступаем к практической работе.
– Возьмите круг. Сложите пополам. Найдите линию сгиба. Обведите её любым цветным карандашом.
- Если соединить линией две противоположные точки окружности, то такая линия будет проходить через центр окружности. Называется такая линия диаметром окружности.
- Начертите диаметр АВ.
- Сами сформулируйте определение диаметра (отрезок, соединяющий две точки окружности, и проходит через центр) .
Сравните длину радиуса и длину диаметра. Какой вывод можно сделать?
- Какими фигурами являются радиус и диаметр окружности? (Отрезками.)
- Прочтите, что об этом написано в желтой рамке под чертежом.
- Итак, что вы узнали об окружности? (Окружность – это граница круга, радиус соединяет центр окружности с ее точной; если две противоположные точки соединить отрезком, проходящим через центр окружности, то получим диаметр.)
Учитель вывешивает на доску эталон.
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что теперь вы можете делать? (Строить окружности, радиусы, диаметры.)
- Самая простая из кривых линий – окружность. Ведь это одна из древнейших геометрических фигур. В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства.
Физминутка В жизни мы часто встречаемся с кругом и окружностью.
Сейчас мы поиграем ,посмотрим какие вы внимательные: я вам буду называть предметы, если они имеют форму круга-то вы садитесь, если форму окружности то вы хлопаете Бублик(хлопок), тарелка (приседание),
Баранка, колесо, скатерть круглая, кольцо, обруч, крышка, зеркало.
Молодцы: и отдохнули, и поиграли.
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новые знания.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) Фронтальная работа.
1)- Начертите окружность радиусом 2 см. Отметьте центр окружности и проведите её радиус. Обозначьте точками. Проведите диаметр этой окружности, измерьте его длину. Во сколько раз диаметр окружности больше ее радиуса ?
2) Работа в парах.
- 2) Не нарушая закономерностей, построй радиусы в последних окружностях.
- Выберите на рисунке на доске те окружности, в которых проведен диаметр.
Учащиеся выполняют задание в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу.
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
- Возьмите из конверта листы с самостоятельной работой.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу.
Проверка организуется по образцу. Учитель вывешивает образец рядом с эталоном Д-9.
- Кто из вас ошибся?
- В каком случае? Исправьте ошибку.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Где вам может пригодиться умение чертить окружности? (На уроках труда, при дальнейшем изучении математики, …)
- В конце урока я предлагаю потренироваться.
- Учебник стр. 51, №8
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка?
- Где вы можете поработать над ошибками? (Дома.)
Игра «Будь внимательным!» .
Сколько окружностей нужно начертить, чтобы получился такой рисунок?
- Окружность - волшебная геометрическая фигура. С ее помощью можно совершить чудесные превращения…
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую цель урока вы ставили перед собой? («Открыть» способ построения окружности, узнать что такое радиус.)
- Достигли ли вы цели? Докажите. (Окружность это граница круга, радиус – это отрезок…)
- Что еще узнали на уроке? Выберите предложение и расскажите. (….)
- Кто вам помог открыть способ? (Слоненок.)
Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. На плакате нарисован цирковой слон. Он очень любит жонглировать мячами, но сегодня мячей у него нет. У вас на столе есть цветные круги. Выберите круг так:
- красный круг, если вы выполнили задания, самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов;
- фиолетовый круг – если вы выполнили задания, самостоятельную работу, но у вас остались вопросы;
- белый круг – если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы.
Учащиеся оценивают себя с помощью кругов.
Далее идет обсуждение домашнего задания.
- Спасибо за урок. Мне очень понравилось, как вы работали.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа
1)Проведите диаметр окружности МВ, измерьте его длину. Во сколько раз диаметр окружности меньше радиуса?
АМ =
МВ =
Самостоятельная работа
1)Проведите диаметр окружности МВ, измерьте его длину. Во сколько раз диаметр окружности меньше радиуса?
АМ =
МВ =
Самостоятельная работа
1)Проведите диаметр окружности МВ, измерьте его длину. Во сколько раз диаметр окружности меньше радиуса?
АМ =
МВ =
2) Измерь радиус каждой окружности и начерти окружности с такими же радиусами, но с центром в одной и той же точке О.
·О
АМ = ВК =
2) Измерь радиус каждой окружности и начерти окружности с такими же радиусами, но с центром в одной и той же точке О.
·О
АМ = ВК =
2) Измерь радиус каждой окружности и начерти окружности с такими же радиусами, но с центром в одной и той же точке О.
·О
АМ = ВК =
Предварительный просмотр:
Индивидуальный лист учени______4 А класса____________________________________
21 октября.
Классная работа.
Вариант –1
Оцени себя | Задание1 | Задание3 | Задание4 | Задание5 | Задание6 | Самостоятельная работа | Задание7 |
Задание 1
210 : 70 =_____ 90 ∙ 10 =________
30 ∙ 8 =_______ 300 : 10 =______
640 : 8 = _____ 49 ·10 =_________
6 ∙ 100 = _____
Задание 2
Вопрос | “+” верю, “-” не верю |
1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? |
|
Верите ли вы, что самому старому обнаруженному циркулю более 2 тысяч лет? | |
3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке? |
|
Верите ли вы, что цирк связан с циркулем? |
Задание 3 (пробное действие) Задание 4 (работа по плану)
Постойте окружность и
проведите её радиус.
Задание 5(закрепление полученных знаний)
Начертите окружность радиусом 2 см. Отметьте центр окружности и проведите её радиус. Обозначьте точками. Проведите диаметр этой окружности, измерьте его длину. Во сколько раз диаметр окружности больше ее радиуса ?
Задание 6 (работа в парах)
А) Не нарушая закономерностей, Б) Выберите на рисунке ту окружность, в которой
построй радиусы в последних проведен диаметр.
окружностях:
Задание 7(учебник стр. 51 №8)
Индивидуальный лист учени______4 А класса____________________________________
21 октября.
Классная работа.
Вариант –2
Оцени себя | Задание1 | Задание3 | Задание4 | Задание5 | Задание6 | Самостоятельная работа | Задание7 |
Задание 1
280 : 40 =_____ 40 ∙ 10 =_____
40 ∙ 7 =_____ 50 ∙ 9 =_____
630 : 7 =_____ 480: 10 =_____
9 ∙ 100 =_____
Задание 2
Вопрос | “+” верю, “-” не верю |
1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? |
|
Верите ли вы, что самому старому обнаруженному циркулю более 2 тысяч лет? | |
3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке? |
|
Верите ли вы, что цирк связан с циркулем? |
Задание 3 (пробное действие) Задание 4 (работа по плану)
Постойте окружность и
проведите её радиус.
Задание 5(закрепление полученных знаний)
Начертите окружность радиусом 2 см. Отметьте центр окружности и проведите её радиус. Обозначьте точками. Проведите диаметр этой окружности, измерьте его длину. Во сколько раз диаметр окружности больше ее радиуса ?
Задание 6 (работа в парах)
А) Не нарушая закономерностей, Б) Выберите на рисунке ту окружность, в которой
построй радиусы в последних проведен диаметр.
окружностях:
Задание 7(учебник стр. 51 №8)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по математике 3 класс Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»
Класс: 3Учитель: Узденова М.М.Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийПедагогические технологии:игровыеинформационныездоровьес...
Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"
(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...
Разработка открытого урока по математике 4 класс.Тема :" Разряды и классы "
Создать условия для знакомства детей с новым понятием класс, исследовать новые понятия.Учить, опираясь на изученный материал считать тысячами.Совершенствовать вычислительные навыки, устные и пис...
Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".
Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....
Проект урока по математике 2 класс " Окружность и круг"
Проект урока по математике 2 класс " Окружность и круг"...
Открытый урок по математике 1 класс. Тема урока: "Образование чисел от 11 до 20"
Открытый урок по математике 1 класс. Тема урока: "Образование чисел от 11 до 20"...
Конспект открытого урока по математике в классе-комплекте (3-4 ) с использованием современных технологий.Тема урока: «Повторение пройденного».
Конспект урока по математике в классе- комплекте(3-4) . Тема"Повторение пройденного"....