Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике
    рабочая программа по математике (1 класс) на тему

    Галиакбарова Светлана Рушановна

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по   математике

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon matematika.doc83 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРОГИМНАЗИЯ»

     

    СОГЛАСОВАНО

    Зам. директора по УВРР

    ___________ Шадрина В.А.  

    «____»   ____________ 2012 г.

     УТВЕРЖДЕНО

    Директор МБОУ «Прогимназия»

    ______________  Г.М. Сивкова

    «____» ___________  2012 г.

                         

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по   математике

    для  1 класс Е

    на  2012– 2013 учебный год

    Рассмотрено на заседании МО

    начальных классов

    протокол   от   _________   №  _____

    руководитель МО ________/ Попова Е.А.

    Пояснительная записка к рабочей программе

    Рабочая программа  по математике разработана на основе авторской программы И. И. Аргинской (Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011 год) в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, Примерной программы начального общего образования..

    Цель курса – обучение математике на основе ознакомления учащихся с научной картиной мира, закономерностями его устройства и функционирования, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности путей развития воображения, творческого и логического мышления, умения лаконично и строго излагать мысль, предугадывая пути решения задачи.

    Курс математики, являясь частью системы развивающего обучения Л.В. Занкова, отражает характерные ее черты, сохраняя при этом свою специфику. Содержание курса направлено на решение следующих задач, предусмотренных ФГОС и отражающих планируемые результаты обучения математике в начальных классах:

    1. Научить использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
    2. Создать условия для овладения основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретения навыков измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления о записи и выполнении алгоритмов;
    3. Приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
    4. Научить выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять и интерпретировать данные.

    Общая характеристика учебного предмета

    Данный курс математики построен на интеграции нескольких линий: арифметики, алгебры, геометрии и истории математики. На уроках ученики раскрывают объективно существующие взаимосвязи, в основе которых лежит понятие числа. Пересчитывая количество предметов и обозначая это количество цифрами, дети овладевают одним из метапредметных умений - счетом. Числа участвуют в действиях (сложение, вычитание, умножение, деление); демонстрируют результаты измерений (длины, массы, площади, объема, вместимости, времени); выражают зависимости между величинами в задачах и т.д. Содержание заданий, а также результаты счета и измерений представляются в виде таблиц, диаграмм, схем. Числа используются для характеристики и построения геометрических фигур, в задачах на вычисление геометрических величин. Числа помогают установить свойства арифметических действий, знакомят с алгебраическими понятиями: выражение, уравнение, неравенство. Знакомство с историей возникновения чисел, возможность записывать числа, используя современную и исторические системы нумерации, создают представление о математике как науке, расширяющей общий и математический кругозор ученика, формируют интерес к ней, позволяют строить преподавание математики как непрерывный процесс активного познания мира.

    Таким образом, цели, поставленные перед преподаванием математики, достигаются в ходе осознания связи между необходимостью описания и объяснения предметов, процессов, явлений окружающего мира и возможностью это сделать, используя количественные и пространственные отношения. Сочетание обязательного содержания и сверхсодержания, а также многоаспектная структура заданий и дифференцированная система помощи создают условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют логические задачи, задачи с неоднозначным ответом, с недостающими или избыточными данными, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.    

       

    Место учебного предмета, курса в учебном плане.

    В учебном плане МБОУ «Прогимназии» на изучение курса «Математики» в 1 Е классе отводится 132 часа (4 часа в неделю) в соответствии с учебным планом ОУ.

                               

    Ценностные ориентиры содержания курса

    Спецификой курса  являются следующие технологии: информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, технология групповой и парной работы, технология проблемного обучения, технология личностно-ориентированного обучения.

    В основе реализации программы лежит системно - деятельностный подход.

    Деятельностный подход позволяет:

    • варьировать методами и средствами познания;
    • осуществлять не только репродуктивную, воспроизводящую познавательную    деятельность, но и продуктивную, созидательную;
    • развивать способность самостоятельно добывать знания;
    • применять приемы познавательной деятельности и способы контроля своих действий;  формировать универсальные учебные действия

     Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 

    1 класс

    Личностными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе является формирование следующих умений:

    -определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

    -в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

    Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
    • Проговаривать последовательность действий на уроке.
    • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
    • Учиться работать по предложенному учителем плану.
    • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
    • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Познавательные УУД:

    • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
    • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
    • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
    • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
    • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

    Коммуникативные УУД:

    • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
    • Слушать и понимать речь других.
    • Читать и пересказывать текст.
    • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
    • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Предметными результатами 

    Основным содержанием программы по математике в начальной школе является понятие натурального числа и действий с этими числами.

    Изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих умений.

    Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

    • знание натурального числа как инвариантной характеристики класса равномощных конечных множеств, инструментом отношений между ними становится установление взаимно-однозначного соответствия между элементами множеств.
    • знание названий и последовательности чисел от 1 до 20; разрядный состав чисел от 11 до 20;
    • оперировать понятиями об отношениях «больше», «меньше», «равно» как между множествами, так и соответствующими им числами.
    • знание натурального ряда чисел, его отличительные признаки;
    • знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;
    • использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
    • сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
    • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
    • находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
    • решать уравнения вида а + х = b;        х − а = b;
    • распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, отрезок, ломаную, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат.
    • выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
    • выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие).

    Учебно-методический комплекс

    ПРОГРАММА

    УЧЕБНИК, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

    НАЗВАНИЕ

    АВТОР

    КЕМ РЕКОМЕНДОВАНА, ГОД ИЗДАНИЯ

      НАЗВАНИЕ

    АВТОР

    КЕМ РЕКОМЕНДОВАН, ГОД  ИЗДАНИЯ

    «Математика»

    Система Л.В. Занкова.

    Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011 год.

    «Математика»

    Рабочая тетрадь по математике

    Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. Бененсон Е.П., Итина Л.С.

    Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».

    Самара: Издательский дом Фёдоров»: Издательство «Учебная литература».

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ КУРСА

    Методическое пособие для учителя по курсу «Математика» для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература» Издательский дом «Фёдоров».

       Аргинская И.И. Сборник заданий по математике для самостоятельных, проверочных и контрольных работ в начальной школе. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».

       Примерное планирование уроков математики для 1-4 классов. Федоскина О.В. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»

        Аргинская И.И., Бененсон Е.П., Итина Л.С., Кормишина С.Н. Математика: Учебник для 1 класса: в 2 частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров».

       Бененсон Е.П., Итина Л.С. Рабочая тетрадь по математике. Самара: Издательский дом Фёдоров»: Издательство «Учебная литература».

    Содержание  рабочей   программы

    Количество часов

    Плановых

    год

    1 полугодие

    2 полугодие

    в неделю

    Комплексных работ

    132

    63

    69

    4

    3

    Содержание курса в 1 классе

    (4 часа в неделю, всего – 132 ч)

    Числа и величины.

    Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от нуля до ста. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.

    Масса. Вместимость. Единица вместимости (литр). Время. Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин.

    Арифметические действия

    Сложение, вычитание. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Арифметические действия с числами «нуль» и «единица». Взаимосвязь арифметических действий. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.

    Числовое выражение. Скобки. Порядок действий. Нахождение значения числового выражения. Перестановка и группировка слагаемых в сумме. Использование свойств арифметических действий для удобства вычислений. Способы проверки правильности вычислений. Прикидка и оценка суммы, разности.

    Текстовые задачи

    Решение разнообразных текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше на (в)…», «меньше на (в)…».

    Пространственные отношения. Геометрические фигуры

    Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе— дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Геометрические тела. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.

    Геометрические величины

    Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр). Измерение длины отрезка.

    Работа с данными

    Сбор и представление информации, связанной со счетом, измерением величин. Фиксирование результатов сбора. Таблица. Чтение и заполнение таблицы. Равенства, неравенства, знаки «=», «>»; «<». Числовые выражения. Чтение, запись, нахождение значений выражений. Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два и более действий. Сравнение значений выражений вида а + 5и а + 6; а – 5и а – 6. Равенство и неравенство. Уравнения вида а ± х = b;             х – а = b.

    Итоговое повторение.

                                Тематическое планирование

                                          1класс (132 часа)

    Сравнение предметов                                                10ч

    Числа и цифры                                                            20ч

    Натуральный ряд чисел и число 0                             6ч

    Сложение и вычитание                                             18ч

    Таблица сложения                                                     10ч

    Сантиметр                                                                  6ч

    Составление и решение задач                                 16ч

    Углы. Многоугольники                                            6ч

    Однозначные и двузначные числа                          16ч

    Сложение с переходом через разряд                        6ч

    Вычитание с переходом через разряд                       6ч

    Резерв                                                                           6ч  

    Материально-техническое обеспечение учебного предмета

    Специфическое сопровождение (оборудование)

    • объекты, предназначенные для демонстрации счёта: от 1 до 10, от 1 до 20, от 1 до 100;
    • наглядные пособия для изучения состава числа;
    • демонстрационные измерительные инструменты и приспособления       (линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников);
    • модели геометрических фигур и тел;
    • демонстрационные таблицы сложения и умножения;
    • видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса математики.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

       Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

    Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

    Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

    Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

    Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

    Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

    Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

    Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

    Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

       Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

    Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для 1 класса

    Рабочая программа внутрипредметного модуля "Почемучка" к рабочей программе по математике для одаренных детей 1 класса направлен на расширение  кругозора учащихся в различных облас...