рабочая программа по математике 2 класс УМК "Гармония"
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Пушкарь Татьяна

Рабочая программа включает пояснительную записку, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika3_garmoniya_2_kl_pushkar.doc363.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Математика» создана на основе:

  • ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785);
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Программы курса «Математика» автор Н. Б. Истомина, 2011 год;
  • Образовательной программы  МАОУ СОШ №7, учебного плана школы на 2015-2016 учебный год;
  • Положения о рабочей программе педагога, реализующего ФГОС №682 от 01.09.2014г.
  • Планируемых результатов начального общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа 2 класса направлена на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают два  арифметических действия, овладевают алгоритмами устных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.

Во втором классе дети знакомятся со структурой задачи (вводятся понятия: условие, вопрос, известные, неизвестные, данные, искомое) и овладевают умением решать текстовые задачи (простые и составные) арифметическим способом.

Проведенная ранее подготовительная работа позволяет учащимся осознанно использовать в процессе решения задач схематическое моделирование как один из эффективных приемов поиска решения задачи.

В содержание второго класса включены такие темы: «Трехзначные числа» и «Умножение».

В теме «Трехзначные числа» продолжается работа по осознанию детьми принципа построения десятичной системы счисления. Учащиеся знакомятся с новым разрядом сотен, учатся читать и записывать трехзначные числа.

В теме «Умножение» большое внимание уделяется разъяснению детям смысла этого действия как суммы одинаковых слагаемых и осознанию новой математической записи.

Параллельно с усвоением смысла умножения проводится работа, целью которой является формирование навыков табличного умножения. Составление и усвоение таблицы умножения с числами 9 и 8 органически включаются во втором классе в темы: «Умножение», «Переместительное свойство умножения», «Увеличить в несколько раз» и др.

Особенности методики формирования навыков табличного умножения.

1. Составление и усвоение таблицы умножения начинается со случаев умножения числа 9. это позволяет не только поупражнять учащихся в сложении двузначных и однозначных чисел с переходом через разряд при замене произведения суммой, но и сосредоточить их внимание на наиболее сложных для запоминания случаях табличного умножения – 9х8, 9х6, 9х7, 8х7, 7х6.

2. Составление таблицы осуществляется небольшими порциями, каждая из которых сопровождается вариативными упражнениями, связанными с изучаемыми понятиями.

3. Учитывая, что не все дети могут непроизвольно запоминать табличные случаи умножения, в определенной системе используются установки на запоминание трех – четырех табличных случаев.

Таким образом, данная методика позволяет учитывать индивидуальные особенности памяти каждого ребенка, создавая условия как для непроизвольного, так и для произвольного запоминания таблицы, активизируя при этом смысловую память.

После изучения таблицы умножения учащиеся знакомятся с правилом умножения на 10 и с сочетательным свойством умножения. Это позволяет им использовать табличные вычислительные навыки умножения для вычисления значений выражений 7х70, 90х6, 30х9 и т.д.

В соответствии с логикой курса учащиеся сначала усваивают смысл умножения и его табличные случаи и только после этого (в 3 классе) приступают к изучению деления.

Цель обучения: формирование основ логико-математического мышления, пространственного воображения, овладение учащимися математической речью для описания математических объектов и процессов окружающего мира в количественном и пространственном отношениях, для обоснования получаемых результатов, обеспечение интеллектуального развития младших школьников.

В результате обучения математике реализуются следующие задачи:

•        развивать числовую грамотность учащихся путём постепенного перехода от непосредственного восприятия количества к символам и знакам;

•        обеспечить математическое развитие учащихся, включающее способность наблюдать, сравнивать, отличать главное от второстепенного, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

•        обеспечить необходимый уровень математических знаний учащихся;

•        создать благоприятные условия для полноценного математического развития каждого ученика на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;

•        формировать прочные вычислительные навыки;

•        развивать логическое мышление, память, внимание, пространственное воображение  средствами математики;

•        развивать интерес к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.

Формирование основных мыслительных операций  оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоций, речи, а также мотивации и интересов ребенка, т.к. в этом возрасте у детей происходит становление потребности и мотивов учения.

Изучение курса «Математика» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе,

- создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Для достижения этой цели необходимо организовать с учетом специфики предмета учебную деятельность учащихся, направленную на решение следующих задач:

формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в познании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного возраста, формируемых на данной ступени обучения: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление;        

развитие пространственного воображения, потребности и способности к интеллектуальной деятельности; формирование умений: строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять анализ различных математических объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки;

овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщёнными видами деятельности: анализировать, сравнивать, классифицировать математические объекты (числа, величины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описывать ситуации с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полноту выполнения алгоритмов арифметических действий, использовать различные приемы проверки нахождения значения числового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прогнозирование результата), планировать решение задачи, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ, действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели и пр.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Математика» во 2 классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Программа рассчитана на  136 ч  (34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания курса «Математика»

1)Математика является важнейшим источником принципиальных идей для всех естественных наук и современных технологий. Весь научно технический прогресс  связан с развитием математики. Владение математическим языком, алгоритмами, понимание математических отношений является средством познания окружающего мира, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе. Поэтому так важно сформировать интерес к учебному предмету «Математика» у младших школьников, который станет основой для дальнейшего изучения данного предмета, для выявления и развития математических способностей учащихся и их способности к самообразованию.

2)Математическое знание – это особый способ коммуникации:

  • наличие знакового (символьного) языка для описания и анализа действительности;
  • участие математического языка как своего рода «переводчика» в системе  научных коммуникаций, в том числе между  разными системами знаний;
  • использование математического  языка в качестве средства взаимопонимания людей с разным  житейским, культурным, цивилизованным опытом.

Таким образом, в процессе обучения математике осуществляется  приобщение  подрастающего поколения к уникальной сфере интеллектуальной культуры.

3)Овладение различными видами учебной деятельности в процессе обучения математике является основой изучения других учебных предметов, обеспечивая тем самым познание различных сторон окружающего мира.

4)Успешное решение математических задач оказывает влияние на эмоционально – волевую сферу личности учащихся, развивает их волю и настойчивость, умение преодолевать трудности, испытывать удовлетворение от результатов интеллектуального труда.

Планируемые результаты обучения математике на конец 2 класса

Результаты формирования метапредметных умений

Личностные качества: положительное отношение к учению (к урокам математики), наличие элементов познавательного интереса.

Регулятивные УУД: 

– понимать и принимать учебную задачу;

– планировать в сотрудничестве с учителем свои действия;

– действовать по намеченному плану, осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией, устной или письменной (текстовой, знаковой, графической);

– выполнять действия самоконтроля (по ходу и после завершения работы);

– находить допущенные ошибки и корректировать их.

Познавательные УУД: 

– понимать прочитанное;

 – находить в учебнике математики нужные сведения;

 – выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;

– выполнять действия анализа, сравнения, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки;

– выполнять задание различными способами;

 – моделировать способ действия; переходить от одного вида модели к другому виду;

 – научиться рассуждать, используя схемы;

– анализировать и сравнивать различные виды учебных моделей; заменять один вид модели другим; использовать различные виды учебных моделей (вербальная, предметная, графическая, схематическая, знаково-символическая) для решения новых учебных задач, для проверки и доказательства своих утверждений;

– анализировать рисунок, текст, схему для получения нужной информации.

Коммуникативные УУД:

 – участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке; – комментировать свои действия.

Предметные результаты освоения программы по математике (2 класс)

Большинство учеников научатся:

– устно складывать и вычитать: однозначные числа с переходом в другой разряд; двузначные и однозначные числа с переходом в другой разряд; двузначные числа с переходом в другой разряд в пределах 100;

– читать, записывать и сравнивать и упорядочивать трёхзначные числа; записывать их в виде суммы разрядных слагаемых; увеличивать и уменьшать трёхзначные числа на несколько единиц, или десятков, или сотен без перехода в другой разряд;

– узнавать острый, тупой и прямой углы, сравнивать углы наложением;

– узнавать многоугольники (треугольники, четырёхугольники, пятиугольники и т. д.), обозначать на них углы; измерять длину сторон многоугольников и вычислять их периметр;

 – заменять сложение одинаковых слагаемых умножением; заменять умножение сложением одинаковых слагаемых; умножать на 0 и на 1 любое натуральное число;

– читать, понимать и сравнивать тексты задач на сложение и вычитание; выделять в них условие и вопрос; записывать их решение арифметическим способом (по действиям); выбирать схемы, соответствующие задаче или условию задачи; пояснять выражения, записанные по условию задачи; составлять различные вопросы к данному условию задачи; выбирать из данных вопросов те, на которые можно ответить, пользуясь данным условием;

– выявлять признак разбиения двузначных и трёхзначных чисел на группы;

– выявлять правило (закономерность) в записи чисел ряда и продолжать ряд по тому же правилу;

 – измерять и сравнивать величины (длина, масса), используя соотношение единиц длины (метр, дециметр, сантиметр, миллиметр) и массы (килограмм);

– соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами или их частями.

Ученикам будет предоставлена возможность научиться:

– комментировать свои действия, пользуясь математической терминологией (названия компонентов и результатов действий, названия свойств арифметических действий и т. д.);

– применять переместительное и сочетательное свойства сложения для сравнения выражений и для вычисления их значений;

– решать арифметические задачи на сложение и вычитание различными способами;

– проверять ответ задачи, решая её другим способом; дополнять текст задачи в соответствии с её решением;

– дополнять текст задачи числами и отношениями в соответствии с решением задачи;

– анализировать тексты задач с лишними данными и выбирать те данные, которые позволяют ответить на вопрос задачи;

– анализировать и дополнять тексты задач с недостающими данными;

– составлять условие по данному вопросу;

– составлять задачу по данному решению;

– самостоятельно строить схему, соответствующую задаче;

– приобрести опыт решения логических и комбинаторных задач;

– чертить острый, тупой и прямой угол с помощью угольника;

– строить сумму и разность отрезков, пользуясь циркулем и линейкой;

– применять смысл умножения для решения арифметических задач;

– решать задачи на сложение и вычитание по данным, записанным в таблице;

– составлять последовательность величин по заданному или самостоятельно выбранному правилу;

– устанавливать правило, по которому составлен ряд величин;

– определять длины предметов на глаз и контролировать себя с помощью инструмента (рулетки, линейки);

– различать объёмные и плоские геометрические фигуры;

– различать плоские и кривые поверхности;

– определять время по часам со стрелками.

Cодержание учебного предмета «Математика». 2 класс

Проверка предметных и метапредметных умений, обеспечивающих базовый уровень готовности к обучению математике во 2 классе.

Число и цифра. Состав чисел в пределах 10. Целое и части. Разрядный состав двузначного числа. Соотношение разрядных единиц в десятичной системе счисления. Запись двузначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Построение числового ряда по определённому правилу. Классификация чисел (однозначные, двузначные). Сравнение чисел (однозначные и двузначные). Неравенства.

Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100 ( 1, 10; по частям без перехода в другой разряд). Название компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Построение суммы и разности отрезков. Вычислительные умения и навыки. Переместительное свойство сложения.

 Величины. Взаимосвязь числа и величины. Единицы длины и их соотношение (1 дм = 10 см; 1 см = 10 мм). Измерение и построение отрезков заданной длины. Сравнение длин отрезков. Линейка. Циркуль. Единицы массы (килограмм). Построение ряда величин по определённому правилу. Классификация вели- чин. Сравнение величин.

Подготовка к решению задач. Предметный смысл действий сложения и вычитания. Отношения «увеличить на», «уменьшить на», разностное сравнение. Моделирование. Учебные модели: предметные, вербальные (тексты), графические (числовой луч), схематические (отношение величин), знаково-символические (выражение, равенство, неравенство), простейшие таблицы. Взаимосвязь между ними. Переход от одной модели к другой.

Точка. Прямая и кривая линии. Отрезок. Луч. Ломаная.

 Новый материал во 2 классе и продуктивное повторение ранее усвоенных знаний умений и навыков класса в контексте нового содержания.

Взаимосвязь компонентов и результата действий сложения и вычитания. Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100:

а) дополнение двузначного числа до круглых десятков; вы- читание из круглых десятков однозначных чисел;

б) сложение и вычитание однозначных чисел с переходом в другой разряд. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания однозначных чисел с переходом в другой разряд (состав чисел от 11 до 18). Формирование табличных навыков.

в) сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел с переходом в другой разряд;

г) сложение двузначных чисел с переходом в другой разряд.

Сочетательное свойство сложения. Скобки. Порядок выполнения действий сложения и вычитания в выражениях.

Трёхзначные числа.

Сотня как счётная единица. Структура трёхзначного числа. Разрядные слагаемые. Запись трёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Чтение и запись трёхзначных чисел. Сравнение трёхзначных чисел. Неравенства. Разбиение данных трёхзначных чисел на группы. Десятичный состав трёхзначных чисел. Устное сложение и вычитание трёхзначных чисел в пределах 1000. Прибавление (вычитание) к трёхзначному числу единиц, круглых десятков, сотен (без перехода в другой разряд).

Величины. Измерение, сравнение, сложение и вычитание величин (длина и масса). Единица длины метр. Рулетка – инструмент для измерения длины. Определение длины на глаз и проверка с помощью инструмента. Самоконтроль. Соотношение единиц длины (метр, дециметр, сантиметр, миллиметр). Единицы времени (час, минута, секунда).

Текстовые задачи, при решении которых используется смысл действий сложения и вычитания; отношения «увеличить на ...», «уменьшить на ...», разностное сравнение.

Структура задачи. Взаимосвязь условия и вопроса задачи. Запись её решения.

Приёмы формирования умения решать задачи (анализ и сравнение текстов задачи; дополнение условия задачи; постановка вопросов к условию; выбор схемы к данному условию; переформулировка вопроса задачи; анализ решения задачи; построение схемы по данному условию задачи; объяснение выражений, записанных по условию задачи; решение задач разными способа- ми и др.). Простейшие логические и комбинаторные задачи.

 Умножение. Смысл действия умножения. Терминология. Названия компонентов и результата действия умножения. Сравнение суммы и произведения. Замена умножения сложением. Замена сложения умножением. Умножение на 0 и на 1. Перемести- тельное свойство умножения. Понятие «увеличить в ...». Графическая интерпретация понятия «увеличить в …». Таблица умножения (случаи с числами 9 и 8).

Соответствие предметных, графических и символических моделей. Закономерность. Поиск закономерностей. Действие по правилу. Построение ряда чисел по правилу. План действий. Составление плана действий.

Анализ схемы. Анализ рисунка. Моделирование. Самоконтроль. Числовой луч как средство самоконтроля.

Угол. Прямой угол. Практическая работа. Острые и тупые углы. Обозначения углов. Угольник – инструмент для построе- ния и измерения прямых углов. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. Периметр многоугольника. Построение прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге и с помощью циркуля и угольника. Периметр прямоугольника.

Представления о плоских и объёмных геометрических фигурах. Геометрические тела: шар, пирамида, цилиндр, конус, куб, параллелепипед. Окружающие предметы и геометрические тела. Наблюдение и анализ свойств окружающих предметов. Выделение «лишнего» предмета.

Поверхности плоские и кривые.

Окружность, круг, шар, сфера. Существенные признаки окружности. Различия и сходство круга и окружности. Построение окружности. Центр окружности. Представления о круге, шаре и сфере. Круг – сечение шара. Сфера – поверхность шара.

Тематическое планирование

Раздел

По программе

Спланировано

Проверь себя! Чему ты научился в первом классе?

12

12

Двузначные числа. Сложение. Вычитание.

24

24

Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки. Сочетательное свойство сложения.

2

2

Задача.  

8

8

Угол. Многоугольник. Прямоугольник и квадрат.

4

4

Двузначные числа. Сложение. Вычитание.

29

29

Трёхзначные числа  

11

11

Измерение, сравнение, сложение и вычитание величин

4

4

Умножение.

Переместительное свойство умножения. Таблица умножения с числом 9.  

11

11

Увеличить в несколько раз. Таблица умножения с числом 8.  

10

10

Величины. Единицы времени  

2

2

Геометрические фигуры: плоские и объемные  

2

2

Поверхности: плоские и кривые  

2

2

Окружность . Круг. Шар. Сфера.

2

2

Проверь себя, чему ты научился в первом и втором классах?

13

13

Итого

136

136

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по МАТЕМАТИКЕ для 2 класса

Образовательная система «Гармония»

п/п

Дата

урока

Тема

Виды учебной деятельности

Форма

контроля

Номера

заданий

из учебника

1 четверть – 35 часов

Проверь себя! Чему ты научился в первом классе? 12 часов

01.09

День знаний. Состав чисел в пределах 10.

Читать, записывать и сравнивать однозначные и

двузначные числа.

Записывать разные двузначные числа, используя

данные две (три, четыре) цифры.

Записывать двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; в порядке убывания и возрастания.

Складывать и вычитать двузначные и однозначные числа без перехода в другой разряд.

Находить закономерность (правило) в записи чис-

ловой последовательности и продолжать её по тому

же правилу.

Обсуждать результаты самостоятельной работы,

обосновывать и корректировать, оценивать их.

Оценивать правильность составления числовой по-

следовательности по заданному правилу.

Выявлять правило, по которому составлены пары

выражений, и составлять другие пары выражений по

тому же правилу.

Сравнивать, складывать и вычитать величины

(длина, масса), используя соотношения единиц величин и вычислительные навыки и умения.

Представлять текстовую информацию в виде схе-

матического рисунка, графической, схематической и

знаково-символической моделей.

Соотносить знаково-символические модели (число-

вые выражения, равенства, неравенства) с их изображениями на схеме и пояснять, что обозначает на ней каждый отрезок.

Записывать неравенства с числами, которые соот-

ветствуют данным точкам на числовом луче.

Выбирать схему, соответствующую тексту, и пояс-

нять, что обозначает на ней каждый отрезок.

Использовать схему для выполнения или для про-

верки простейших логических рассуждений.

Выполнять простейшие рассуждения, используя

информацию, данную на рисунке.

Дополнять равенство пропущенными знаками сло-

жения, вычитания; числами.

1 – 4

03.09

Состав чисел в пределах 10.

5 - 11

04.09

Единицы длины (мм, см, дм) и их соотношение.

Измерение длины отрезка

12 - 16

07.09

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода в другой разряд. Связь между сложением, вычитанием.

17 - 23

08.09

Сложение, вычитание.  Названия компонентов арифметических действий, знаки действий

10.09

Измерение величин, сравнение и упорядочение величин.

11.09

Измерение величин, сравнение и упорядочение величин

24 - 31

14.09

Взаимосвязь компонентов и результатов действия сложения и вычитания.

38 – 46

15.09

Взаимосвязь компонентов и результатов действия сложения и вычитания.

47 - 55

17.09

Контрольная работа № 2 «Единицы длины и их соотношение».

56 - 63

18.09

Работа над ошибками. Повторение изученного.

Контрольная работа

21.09

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода в другой разряд

64 - 69

Двузначные числа. Сложение. Вычитание. 24 часа

22.09

Дополнение двузначного числа до «круглого».

Анализировать изменения цифр в записи дву-

значных чисел при их увеличении и уменьшении на несколько единиц или десятков.

Проверять ответы с помощью моделей десятков и единиц.

Выявлять признак разбиения двузначных чисел на группы и объяснять свои действия.

Сравнивать выражения и определять признаки их

сходства и различия.

Обосновывать данные равенства, пользуясь рисунками.

Моделировать способ действия.

Составлять план выполнения действий.

Использовать числовой луч для самоконтроля ре-

зультата вычислений.

Выбирать равенства, соответствующие данному рисунку, и находить их значения.

Строить отрезки заданной длины, увеличивать

и уменьшать их длину в соответствии с заданием.

Находить сумму и разность длин отрезков.

Проверять истинность утверждений о равенстве

значений выражений и обосновывать свой ответ на предметных моделях.

Объяснять по данному тексту, что обозначает каждый отрезок на схеме.

Выбирать схему, которая соответствует тексту.

Объяснять в соответствии с текстом, что обозначает на схеме каждый отрезок.

Выделять неизвестный компонент арифметического действия, находить его значение и записывать верные равенства.

Составлять верные равенства, используя заданные числа, рисунки или данные правила.

Выявлять правила записи ряда чисел и продолжать ряд по тому же правилу.

Записывать равенства, пользуясь таблицей.

Сравнивать выражения без вычисления их значений.

Осуществлять самоконтроль с помощью вычислений.

Интерпретировать информацию в виде рисунка,

схемы, заполнения готовой несложной таблицы.

Проверять правильность вычислений с помощью

обратного действия.

Фиксировать порядок действий с помощью скобок.

Изменять порядок действий, используя скобки.

Использовать сочетательное свойство сложения для удобства вычислений.

Сравнивать числовые выражения.

Определять порядок действий в числовом выражении со скобками.

Обосновывать выбор порядка действий в выражении.        

Пользоваться сочетательным свойством сложения при вычислении значений выражений.

24.09

Числовое выражение. Сложение и вычитание величин.

25.09

Сложение. Вычитание. Нахождение значения числового выражения

28.09

Подготовка к решению задач. Представление текста задачи (схема). Выбор схемы. 

29.09

Подготовка к решению задач. Выбор схемы.

01.10

Проверочная работа №1 «Сложение и вычитание отрезков».

Проверочная работа

02.10

Сложение однозначных чисел с переходом в другой разряд.

05.10

Состав числа 11.

06.10

 Взаимосвязь компонентов и результата сложения.

08.10

Состав числа 11 и соответствующие случаи вычитания.

09.10

Состав числа 12.

12.10

Состав числа 12 и соответствующие случаи вычитания.

13.10

Состав числа 13 и соответствующие случаи вычитания.

15.10

Состав чисел 11, 12, 13.

16.10

Состав числа 14 и соответствующие случаи вычитания.

19.10

Состав числа 14 и соответствующие случаи вычитания.

20.10

Контрольная работа № 2 «Двузначные числа. Сложение. Вычитание».

22.10

 Работа над ошибками.

23.10

Состав числа 15.

26.10

Состав числа 15 и соответствующие случаи вычитания.

27.10

Состав чисел 16, 17, 18 и соответствующие случаи вычитания.

29.10

Состав чисел второго десятка . Повторение.

Проверочная работа

30.10

Сложение и вычитание.

Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме)

2 четверть – 28 часов

09.11

Обобщение по теме: «Двузначные числа. Сложение. Вычитание»

Тест

Порядок выполнения действий в выражениях. Скобки. Сочетательное свойство сложения. 2 часа

10.11

Порядок выполнения действий в выражениях. Подготовка к решению задач.

12.11

Сочетательное свойство сложения. Скобки.

Тест

Задача.  8 часов

13.11

Структура задачи. Запись ее решения. Взаимосвязь условия и вопроса задачи.

Сравнивать тексты с целью выявления, какой из

них является задачей, а какой – нет.

Анализировать задачу, устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи.

Выбирать арифметическое действие (сложение или вычитание), которое нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос.

Обосновывать выбор арифметического действия с помощью схемы или рассуждений.

Оформлять запись решения задачи по действиям

или выражением.

Объяснять, что обозначает каждое число в равен-

стве, являющемся записью решения задачи.

Выбирать схему, которая соответствует задаче.

Контролировать правильность решения задачи, используя анализ схемы.

Пояснять выражения, записанные по условию

задачи.

16.11

Взаимосвязь между данными  и искомым задачи. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на…» Составные задачи.

17.11

Задачи с недостающими и лишними данными. Представление текста задачи (схема)

19.11

Задачи на нахождение третьего слагаемого. 

Использование чертёжных инструментов для выполнения построений

20.11

Задачи  с недостающими данными. Схематический рисунок.

Создание простейшей информационной модели (схема)

23.11

Составные задачи. Выбор действий для решения задач. Задачи на разностное сравнение.

24.11

Контрольная работа № 4 «Задача»

Контрольная работа

26.11

Работа над ошибками

Двузначные числа. Сложение. Вычитание. 29 часов

27.11

Классы и  разряды. 

Прием  прибавления по частям к двузначному числу однозначного  с  переходом  через  разряд.

«Открывать» способы действия (вычислительные

приёмы сложения и вычитания двузначного и однозначного чисел с переходом в другой разряд), используя предметные и символические модели.

Сравнивать разные приёмы вычислений.

Обосновывать выбор приёма вычислений.

Выявлять правило, по которому составлена таблица, и в соответствии с ним заполнять её.

Выбирать удобный способ вычисления суммы трёх

слагаемых, используя переместительное и сочета-

тельное свойство сложения.

30.11

Сложение  двухзначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд.

01.12

Сложение  с переходом через  разряд.

03.12

Совершенствование вычислительных навыков.

04.12

Сравнение текстов задач и выбор действий.

07.12

Задача. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений

08.12

Вычитание из двузначного числа однозначного с переходом в другой разряд.

Тест

10.12

Вычитание из двузначного числа однозначного с переходом в другой разряд.

11.12

Задачи с косвенным вопросом. Представление текста задачи (краткая запись)

14.12

Сложение и вычитание  с переходом через  разряд. Составные задачи.

15.12

Работа над задачами: подбор условия к вопросу. Представление текста задачи (таблица)

17.12

Совершенствование вычислительных навыков и умений решать задачи.

18.12

Сложение, вычитание.

Проверочная работа №3: «Сложение двузначных и однозначных чисел».

Проверочная работа

21.12

Задача.  Решение текстовых задач арифметическим способом

22.12

Работа над  задачей: подбор схемы по данному решению и решение задач разными способами.

24.12

Контрольная работа № 5 по теме: «Решение задач».

Контрольная работа

25.12

Работа над ошибками

3 четверть – 38 часов

Обобщение по теме: «Простые и составные задачи»

Приём сложения двузначных чисел с переходом через разряд.

Сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд.

Совершенствование вычислительных умений.  Единицы массы (килограмм)

Работа с задачей: подбор схемы по данному решению.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100

Сложение и вычитание чисел в пределах 100

Задача.

Проверочная работа №4: «Сложение и вычитание»

Проверочная работа

Вычитание двузначного числа из двузначного с переходом в другой разряд.

Обобщение по теме: «Двузначные числа. Сложение. Вычитание» 

Контрольная работа № 6 «Решение задач».

Контрольная работа

Работа над ошибками.

Совершенствование умений решать составные  задач.

Угол. Многоугольник. Прямоугольник и квадрат.  4 часа

Сравнение углов по величине. Угольник.

Распознавание  и изображение геометрических фигур: ломаная, угол

Моделировать из бумаги прямой угол.

Обозначать углы одной буквой, тремя буквами, дугой, цифрой.

Строить углы при заданных условиях.

Выбирать изображение прямого (острого, тупого)

угла на глаз и с помощью угольника.

Обозначать углы в многоугольнике (дугой, цифрой).

Измерять длину сторон многоугольника и вычис-

лять его периметр.

Выбирать с помощью циркуля и угольника тре-

угольник, у которого: 1) равны длины двух сторон;

2) равны длины трёх сторон; 3) все углы острые;

4) один угол тупой; 5) один угол прямой.

Острый и тупые углы. Сравнение углов по величине. Прямой угол. Угольник. Распознавание  и изображение геометрических фигур: ломаная, угол

Геометрические величины и их измерение.

Многоугольник, прямоугольник, квадрат. Периметр. Вычисление периметра треугольника,  прямоугольника, квадрата

Распознавание  и изображение геометрических фигур: многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат

Проверочная работа

Трёхзначные числа  11 часов

Сотня как счётная единица. Структура трёхзначного числа.

Выявлять в ряду чисел те, запись которых содержит три цифры.

Строить модель трёхзначного числа из кругов (единиц) и десятков (треугольников).

Наблюдать изменение цифр в разрядах трёхзначного числа при его увеличении на несколько единиц,

десятков, сотен на экране калькулятора.

Знакомиться с названиями сотен, записывать

круглые сотни цифрами.

Высказывать предположения об изменении цифр

в разрядах трёхзначного числа при его увеличе-

нии и уменьшении. Осуществлять самоконтроль

с помощью калькулятора.

Применять приобретённые знания об изменениях

цифр в разрядах трёхзначного числа для сложения

трёхзначных чисел с круглыми сотнями.

Записывать решение задачи по действиям, выражением.

Представлять трёхзначные числа в виде суммы

разрядных слагаемых.

Наблюдать изменение цифр в разрядах трёхзнач-

ных чисел при их уменьшении на несколько единиц, десятков, сотен.

Трехзначные числа

Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

Чтение и запись трёхзначных чисел. Разрядный состав трехзначных чисел. Запись трёхзначных чисел в виде сумы разрядных слагаемых.

Запись трёхзначных чисел в виде сумы разрядных слагаемых. Сравнение трёхзначных чисел.

Последовательность трёхзначных чисел в натуральном ряду чисел. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел. Составные задачи. Сложение и вычитание в пределах 100.

Тест

Сложение и вычитание в пределах 100. Составление задач по заданному выражению, по схеме.

Увеличение (уменьшение) трехзначного числа на несколько десятков, единиц без перехода через разряд.

Сложение и вычитание сотен.

Способы проверки правильности вычислений (обратное действие)

Контрольная работа № 7 «Чтение и запись трёхзначных чисел»

Контрольная работа

Работа над ошибками.

Измерение, сравнение, сложение и вычитание величин  4 часа

Единицы длины (мм, м) Рулетка. Сравнение величин.

Распознавание  и изображение геометрических фигур: точка, линия кривая, прямая, отрезок

Сравнивать длины отрезков визуально (длина

меньше, больше, одинаковая) и посредством их измерения.

Измерять и записывать длину данного отрезка с использованием разных единиц измерения.

Преобразовывать единицы измерения длины.

Анализировать житейские ситуации, требующие

умения измерять геометрические величины.

Определять на глаз длину предметов.

Осуществлять самоконтроль с использованием

измерительных инструментов.

Записывать результаты измерений в разных еди-

ницах длины.

Выбирать инструменты для измерения длины

с учётом целесообразности их применения.

Соотношение единиц длины. Сравнение и упорядочение однородных величин

Задачи на сравнение длин предметов.

Сравнение и упорядочение однородных величин 

Проверочная работа №5: «Единицы длины».

Проверочная работа

Умножение. Переместительное свойство умножения. Таблица умножения с числом 9.  11 часов

Смысл действия умножения. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий.  

Выбирать рисунок, соответствующий знаково-

символической модели.

Преобразовывать форму модели в соответствии с

данной.

Вычислять значения произведений, пользуясь данным равенством.

Заменять произведение суммой.

Умножение и сложение.

Смысл действия умножения. Замена произведения суммой и суммы произведением.

Умножение. Арифметические действия с числами 0 и 1

Подготовка к табличным случаям умножения.

Задачи на умножение. Отношения «больше  на…», «больше в…»

Переместительное свойство умножения.  

Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка)

4 четверть – 31 час

Умножение .Таблица умножения (9x5, 9x6, 9x7)

Умножение .Таблица умножения  (9x5, 9x6, 9x7)

Умножение .Таблица умножения (9x2, 9x3, 9x4)

Умножение .Таблица умножения (9x8, 9x9)

Тест

Увеличить в несколько раз. Таблица умножения с числом 8.  10 часов

Простые задачи на умножение. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм)

Сравнивать рисунки.

Находить изменения и интерпретировать их с точки зрения известных и новых понятий.

Строить графические модели понятий «увеличить

в …», «уменьшить в …».

Простые задачи на умножение. Способы проверки правильности вычислений (алгоритм)

Отношения «больше (меньше) на…», «больше в…» 

 Табличные случаи умножения (8х3, 8х5,8х7)

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше)  на...»

 Задачи на увеличение числа в несколько раз и на несколько единиц.

Задачи, содержащие отношения «больше  в...»

Табличные случаи умножения (8х2, 8х4, 8х6, 8х8)

Тест

Умножение.

Задача. Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин.

 Контрольная работа № 8 «Умножение. Переместительное свойство умножения»

Контрольная работа

Работа над ошибками

Сбор и представление информации, фиксирование, анализ полученной информации

Величины. Единицы времени   2 часа

Измерение времени. Единицы времени: (секунда, минута, час)

Преобразовывать одни единицы времени в другие.

Комментировать движение минутной и часовой

стрелок на часах.

Определять время на часах со стрелками.

Единицы времени. Определение времени с помощью часов. Соотношения между единицами измерения однородных величин

Геометрические фигуры: плоские и объемные   2 часа

Геометрические фигуры в окружающем мире 

Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус

Различать и узнавать плоские и объёмные фигуры на окружающих предметах, рисунках и их частях.

Окружающие предметы и геометрические тела. Выделение «лишнего» предмета

Тест

Поверхности: плоские и кривые   2  часа

Представления о плоских и кривых поверхностях. Наблюдение и анализ окружающих предметов

Различать и узнавать плоские и кривые поверхности на окружающих предметах, рисунках и их частях.

Представления о плоских и кривых поверхностях. Наблюдение и анализ окружающих предметов

Окружность . Круг. Шар. Сфера. 2 часа

Распознавание  и изображение геометрических фигур: окружность, круг 

Центр окружности.

Различать и узнавать окружность, круг, шар, сферу.

Окружность и круг. Радиус окружности. Обобщение по теме: «Окружность и круг»

Тест

Проверь себя, чему ты научился в первом и втором классах? 13 часов

Проверочная работа «Сложение. Вычитание. Умножение. Задачи».

Проверочная работа

Задачи на увеличение числа в несколько раз.  

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше)  на...»

Задачи на увеличение числа в несколько раз.  

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше)  на...»

Задачи на увеличение числа в несколько раз.  

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше)  на...»

Тест

Задачи на увеличение числа в несколько раз.  

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше)  на...»

Задачи на увеличение числа в несколько раз.  

Задачи, содержащие отношения «больше (меньше)  на...»

Задача. Обобщение

Единицы времени. Определение времени с помощью часов. Соотношения между единицами измерения однородных величин

Распознавание  и изображение геометрических фигур: ломаная, треугольник, прямоугольник, квадрат

Распознавание  и изображение геометрических фигур: круг, окружность

Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел. Составные задачи. Сложение и вычитание в пределах 100.

Тест

Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел. Составные задачи. Сложение и вычитание в пределах 100.

Таблица умножения.  Вычислительные умения

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

  1. Компьютер, мультимедийный проектор
  2. Учебники и учебные пособия для учителя
  1. Уроки математики: Методические рекомендации к учебнику для 2 класса общеобразовательных организаций / Н. Б. Истомина, З. Б. Редько, Е. С. Немкина, Н. Б. Тихонова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014
  2. Математика: контрольные работы к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений / Н.Б. Истомина, Г.Г. Шмырева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  1. Учебники и учебные пособия для учащихся:

1. Математика: учебник для 2 класса в 2 ч. / Н.Б. Истомина. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

2. Математика: рабочая тетрадь для 2 класса: в 2 ч. / Н.Б. Истомина. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015.

3. Тестовые задания по математике. 2 класс / Н.Б. Истомина, О.П. Горина. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015

Тренажёры

1) Интерактивные тренажеры. Математика. Устный счёт. Издательство «Учитель»

2)Интерактивные тренажеры «Учение с увлечением» математика 2 класс. Издательство «Учитель»

  1. Карточки для индивидуальной работы, тесты
  2. Интерактивные демонстрационные таблицы и плакаты. Математика 1-2 классы. Издательство «Учитель»
  3. Ресурсы Интернета - сайт Ассоциации 21 век УМК «Гармония»  

1)Электронные образовательные ресурсы. http://www.umk-garmoniya.ru/e_resources/matemat_2_kl/index.php 

2) Электронное сопровождение к учебнику "Математика". 2 класс. http://www.umk-garmoniya.ru/electronic_support/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...