Рабочая программа по математике для 2 класса коррекционной школы 8 вида + календарно-тематическое планирование
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Рабочая программа по математике для 2 класса коррекционной школы 8 вида + календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_prktp_2015-2016_matematika_2_kl.docx64.66 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка_____________________________________________ 3

Содержание программы___________________________________________    7

Учебно-тематический план_______________________________________  8

Календарно-тематическое планирование ___________________________   10

Список используемой литературы ________________________________ 17

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по математике составлена на основе:

  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (вариант 2), утверждённого приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п;
  • Программы специальных,  (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, подготовительный 0-4 классы / под редакцией В.В Воронковой  по предмету «Математика» – СПб.: Просвещение, 2000г;
  • Перечня учебников и учебных пособий допущенных (рекомендованных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе по Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида   0-4 кл./под ред. И.М. В.В Воронковой /в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, на 2014/2015 уч. год.
  • Учебника «Математика» для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор Алышева Т.В.,  М.:Просвещение, 2011г.

Допущено Министерством образования Российской Федерации.

Цель курса обучения математике во 2 классе – развивать познавательную деятельность младших школьников с нарушением интеллекта на основе формирования доступных математических представлений, знаний, умений, необходимых им в повседневной жизни и при изучении других предметов.  

Задачи:

  • формировать доступные обучающимся математические знания, умения, практически применять полученные знания в повседневной жизни, при изучении других предметов;
  • обучать умению видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
  • развивать и корректировать недостатки познавательной деятельности, личностных качеств учащихся средствами математики с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
  • воспитывать у школьников целеустремлённость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, аккуратность.

 Математический материал программы представлен основными разделами:

  • Нумерация
  • Единицы измерения и их соотношения
  • Арифметические действия
  • Арифметические задачи
  • Геометрический материал

Данное распределение по разделам продолжает идею концентрического изучения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.

Перед началом изучения курса математического материала 2 класса, в первой четверти отведено время на повторение изученного в первом классе с целью актуализации ранее усвоенных знаний. Помимо этого предполагается при распределении учебного времени часть часов в конце учебного года отвести на повторение пройденного за год. Итоговое повторение обусловлено специфическими особенностями познавательной деятельности и нервной системы младших школьников с нарушением интеллекта. 

Для изучения новых геометрических понятий в календарном плане отведены отдельные часы. Помимо этого закрепление и повторение геометрических знаний предполагается проводить на каждом уроке в контексте с арифметическим материалом.

 Проверка знаний учащихся по математике проводится по результатам индивидуального и фронтального опросов, текущих и итоговых письменных контрольных и проверочных работ. Знания оцениваются в соответствии с двумя уровнями, предусмотренными программой за 2 класс по 5-бальной системе. Рабочая программа предусматривает проведение 5 контрольных работ (4 к/р. по итогам четвертей и одна – годовая к/р.).

 При отборе учебного материала  в рабочей программе учтены возможности учащихся по усвоению математических представлений и знаний, умений практически их применять. Программой предусмотрен дифференцированный подход, который основан на разграничении обучающихся по двум уровням усвоения образовательной программы по математике.

 Характеристика обучающихся класса по возможностям обучения

1-й уровень

 Обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.

Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения.

Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике.

При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна активизирующая помощь взрослого.

2-й уровень

В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны.

Отнесенность школьников к той или иной группе не является стабильной. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы.

Исходя из данной дифференциации обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все учащиеся.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся получат возможность  усвоить  базовые представления:

  • об отрезке числового ряда от 11 до 20;
  • о счёте в пределах 20 (количественный, порядковый);
  • об однозначных и двузначных числа;
  • о компонентах и результатах сложения и вычитания;
  • о геометрических фигурах:  овале, луче, угле; о видах углов прямом, тупом, остром; об элементах треугольника, квадрата, прямоугольника углах, сторонах, вершинах.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • образовывать, читать, записывать, откладывать на счётах числа второго десятка;
  • считать по единице и равными числовыми группами (по 2, по 5, по 3, по 4) в пределах 20 в прямом и обратном порядке (по 3, по 4 – не обязательно);
  • сравнивать числа в пределах 20 (использовать при сравнении чисел знаки не обязательно; при  сравнении двузначных чисел с двузначными возможна помощь учителя);
  • пользоваться таблицей состава чисел из десятков и единиц;
  • записывать числа, выраженные одной единицей измерения (стоимости, длины, времени);
  • решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и разности  (остатка);
  • решать задачи на уменьшение и увеличение чисел на несколько единиц (с помощью учителя);
  • показывать стороны, вершины, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике;
  • измерять отрезки и строить отрезок заданной длины;
  • строить луч, произвольные лучи, прямой угол с помощью чертёжного угольника (возможна помощь учителя);
  • строить треугольники, прямоугольники, квадраты по точкам (вершинам) с помощью учителя.

Содержание программы

Повторение

Повторение.  Нумерация первого десятка.  

  Нумерация

Отрезок числового ряда 11-20.

Образование, чтение, запись чисел в пределах 20.  Цифры, их количество. Числа первого и второго десятков. Числа однозначные и двузначные. Единицы, десятки. Умение отложить любое число в пределах 20 на счётах.

Сравнение чисел. Знаки «>», «<», «=».

Разложение двузначных чисел на разрядные слагаемые (15= 10+5). Счёт по единице, по 2, по 5, по 3, по 4 в пределах 20 в прямом и обратном порядке.

Единицы измерения и их соотношения

Единицы измерения длины: сантиметр, дециметр. Обозначения: 1 см, 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.

Единицы измерения времени: час, месяц. Обозначения: 1ч., 1 мес.

Часы. Циферблат. Определение времени с точностью до часа.

Запись чисел, выраженных одной единицей измерения – стоимости, длины, времени.

Арифметические действия

Называние компонентов действий сложения и вычитания (в речи учителя).

Сложение десятка и однозначного числа и соответствующие случаи вычитания.

Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Вычитание из 20 однозначных и двузначных чисел.

Действия с числами, выраженными одной единицей измерения (длины, стоимости, времени).

Понятия «больше на…», «меньше на…». Решение примеров на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Арифметические задачи

Простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц. Задачи в два действия, составленные из ранее изученных простых задач. Запись ответа.

 Геометрический материал

Овал. Луч. Построение луча.

Угол. Угол прямой, тупой, острый. Вершины, стороны углов.

Чертёжный угольник, его использование при различении видов углов. Вершины, стороны, углы в треугольнике, квадрате, прямоугольнике.

Измерение и построение отрезков заданной длины (одной единицей измерения).

Построение произвольных углов разных видов. Построение прямого угла с помощью чертёжного угольника.

Построение геометрических фигур по вершинам.

Повторение материала за год

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд. Решение примеров и задач, содержащих отношения «меньше», «больше на», «увеличить». Решение составных арифметических задач.  Построение луча, отрезка, угла, треугольника, прямоугольника, квадрата.

 

Программа рассчитана на  170 часов, по 5 часов в неделю.

I четверть –40 ч.

II четверть – 40 ч.

III четверть –50 ч.

IV четверть – 40 ч.

Итого-           170 час.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Первый десяток

40ч

1.

Повторение

21ч

2.

Контрольная работа

3.

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

4.

Контрольная работа

5.

Сравнение чисел

6.

Сравнение отрезков по длине.

Второй десяток

131ч

7.

Нумерация

24ч

8.

Проверочная работа

9.

Мера длины- дециметр

10.

Увеличение числа на несколько единиц

11.

Уменьшение числа на несколько единиц

12.

Контрольная работа

13.

Луч

Сложение и вычитание без перехода через разряд

38ч

Сложение двузначного числа с однозначным  числом. Переместительное свойство сложения.

Сравнение чисел, выраженных единицами измерения.

Вычитание однозначного числа из двузначного числа  

Решение задач и примеров на вычитание однозначного числа из двузначного в пределах 20 без перехода через разряд.

Получение суммы 20, вычитание из 20

Сравнение чисел, выраженных единицами измерения.

Вычитание двузначного числа из двузначного числа

Измерение, построение отрезков заданной длины.

Сравнение отрезков.

Проверочная работа

Сложение чисел с числом 0

Угол

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин

Меры времени

Проверочная работа

Сложение и вычитание без перехода через десяток (все случаи)

Проверочная работа

Виды углов

Составные арифметические задачи

Проверочная работа

Сложение и вычитание  с переходом через десяток

12ч

34.

Прибавление чисел 2, 3, 4

35.

Прибавление числа 5

36.

Прибавление числа 6

37.

Прибавление числа 7

38.

Прибавление числа 8

39.

Прибавление числа 9

40.

Таблица сложения.

41.

Решение примеров и задач на сложение чисел в пределах 20 с переходом через разряд.

42.

Сложение чисел с переходом через разряд на основе состава чисел  11, 12, 13.

43.

Сложение чисел с переходом через разряд на основе состава чисел  14, 15, 16

44.

Сложение чисел с переходом через разряд на основе состава чисел  17, 18

45.

Контрольная работа

46.

Четырёхугольники

Вычитание с переходом через десяток

47.

Вычитание чисел 2,3, 4

48.

Вычитание числа 5

49.

Вычитание числа 6

50.

Вычитание числа 7

51.

Вычитание числа 8

52.

Вычитание числа 9

53.

Решение задач на вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

54.

Единицы стоимости . Решение примеров и задач с монетами.

55.

Проверочная работа

56.

Треугольник

57.

Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи)

58.

Меры времени

59.

Деление на две равные части

60.

Проверочная работа.

61.

Повторение

62.

Контрольная работа.

Итого

170ч


№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Коррекционные задачи

Дата

Требования  к уровню

подготовки обучающихся

Учебно-методическое обеспечение

     План

     Факт.

Знать

Уметь

1 четверть - 40 часов

1

2

День знаний!

Первый десяток. Повторение.

 Счёт предметов.

1

1

Развитие памяти,  мышления, анализа, синтеза, логического рассуждения, мыслительных операций.

Счёт до 10 и обратно.

Читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10.

 

Сравнивать группы предметов.

Счётные палочки.

Магнитные числа.

3

Последовательность чисел в прямом и обратном порядке.

1

Развитие наблюдательности, мнестической деятельности: запоминания, сохранения, воспроизведения; слухового  и зрительного восприятия. 

4

Десять единиц и десяток.

1

5

Повторение состава чисел в пределах 10.

1

Состав числа в пределах 10.

При вычислениях использовать знания состава чисел в пределах 10.

 Решать примеры и задачи  в пределах 10.

6

Понятие: «поровну», «столько же».

1

Развитие наблюдательности, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление).

Проектор, ноутбук, экран.

Запись чисел 1-10, 10-1

Развитие внимания: произвольности, устойчивости.

Дидактический материал. Счётные палочки.

7

Компоненты сложения.

Запись чисел 1-10, 10-1.

1

Название компонентов сложения

Решать примеры на сложение. Использовать переместительное свойство сложения.  

Мультимедийная презентация.

Магнитные числа.

Иллюстрации.

Дидактический материал.

Таблицы.

8

Решение задач.

1

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Формирование представлений о числах и операциях с ними.

Что такое сумма?

Решать примеры.

9

10

Знакомство с компонентами вычитания.

Решение примеров и задач.

2

Названия компонентов  вычитания.

Использовать в речи названия компонентов вычитания.

11

Решение примеров.

1

«Больше на…», «меньше на…».

Названия компонентов  вычитания, сложения.

 Выполнять сложение и вычитание в пределах 10.

12

Решение задач на нахождение суммы

1

Разбирать задачу по опорным словам.

Использовать в речи названия компонентов вычитания.

Иллюстрации к задачам. Интерактивная доска.

Таблица сложения.

13

Компоненты вычитания.

1

Развитие наглядно-образного мышления

Дидактический материал.

Таблицы.

14

Решение примеров на нахождение остатка.

1

Развитие  алгоритмического мышления. Обучение распределению внимания.

Счётные палочки. Иллюстрации.

15

Решение задач.

1

16

17

Решение примеров в два действия.

2

Порядок выполнения действий.

Решать примеры в два действия.

Мультимедийная презентация.

Счётный материал.

Числовой ряд.

18

Краткая запись условия и решение арифметических задач.

1

На больше, на меньше.

Кратко изображать условие и решать задачи.

Иллюстрации к задачам.

Дидактический материал.

19

20

Составление арифметических задач на нахождение суммы и остатка.

2

Развитие вычислительных навыков, пространственного восприятия, внимания.

Находить отличительные признаки в условии задач.

21

Закрепление пройденного.

Составление и решение задач по краткой записи.

1

Название компонентов сложения и вычитания.

Решать примеры и задачи.

Магнитные числа и знаки.

Счётный материал.

22

23

Контрольная работа:  «Числа первого десятка». Работа над ошибками.

2

Коррекция личностных качеств (оценка, самооценка).

Знание алгоритма решения  примеров и задач.

На практике увеличивать число на несколько единиц. Решать задачи на увеличение числа.

Счётный материал.

24

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц. Увеличение числа на несколько единиц.

1

Развитие логического мышления.

Развитие произвольного внимания, его устойчивости.

Смысл увеличения.

Иллюстрации.

Интерактивная доска

25

Решение задач на увеличение числа на несколько единиц.

1

Таблицы.

Счётный материал.

26

Уменьшение числа на несколько единиц.

1

Развитие вычислительных навыков, пространственного восприятия.

Смысл уменьшения.

На практике уменьшать число на несколько единиц.

Решать задачи на уменьшение числа

27

Решение задач на уменьшение числа на несколько единиц.

1

28

29

Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

2

Что значит увеличить и уменьшить.

Правильно оформлять краткую запись задачи.

Делать выводы.

30

31

Решение задач по рисунку и краткой записи.

2

Мультимедийная презентация.

Магнитные числа.

Иллюстрации.

32

Закрепление пройденного.

1

Таблицы.

Счётный материал.

33

34

Контрольная работа

 « Сложение и вычитание в пределах 10».

2

Коррекция личностных качеств (оценка, самооценка).

Уметь решать примеры и задачи.

Счётный материал.

35

Сравнение чисел. Знаки: больше, меньше, равно.

1

Развитие наблюдательности, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление).

Что значит сравнить.

Правильно использовать в речи данные слова.

Знать термины: условие, вопрос, решение, ответ.

Дидактический материал.

36

Сравнение чисел.

1

37

Решение примеров и задач.

1

Развитие логического мышления, внимания.

Знание алгоритма решения  примеров и задач.

Счётный материал.

38

Измерение и черчение отрезков.

1

Развитие глазомера, зрительного восприятия: дифференциация, точность

Линейку.

Измерять и чертить отрезки.

Линейки, карандаши, дидактический материал.

39

 Сравнение отрезков по длине.

1

40

Черчение отрезков разной длины.

1

2 четверть

41

Второй десяток.

Нумерация второго десятка.

Числа:11, 12, 13

1

Развитие памяти,  мышления, анализа, синтеза, логического рассуждения, мыслительных операций. Развитие  зрительного восприятия: дифференциация, точность.

Нумерацию чисел. Десятичный состав чисел.

Записывать и называть число, определять место в числовом ряду.

Решать примеры на основе знания  десятичного состава  чисел.

Сравнивать числа, пользоваться знаками: больше, меньше, равно.

Числовой ряд.

Знаки: больше, меньше, равно.

Счётный материал в картинках.

42

Состав чисел 11, 12,13

1

Развитие наблюдательности, мнестической деятельности: запоминания, сохранения, воспроизведения; слухового  и зрительного восприятия.

О составных частях текстовых задач.

 Знать Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц», уметь решать простые арифметические задачи с этими понятиями.

43

Сравнение чисел.

1

Счётный материал.

44

Решение примеров и задач.

1

Счётный материал.

45

Числа: 14,15,16

1

46

Состав  чисел 14,15,16

1

Развитие наблюдательности, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление).

47

Решение примеров.

1

Развитие внимания: произвольности, устойчивости.

48

Сравнение чисел: 10-16

1

49

Счёт парами, тройками.

1

Записывать и называть число. Определять его место в числовом ряду.

50

Решение  примеров и задач

1

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Формирование представлений о числах и операциях с ними.

Иллюстрации к задачам.

51

Числа 17, 18, 19.

1

Счётный материал в картинках.

Мультимедийная презентация.

52

Образование чисел 17,18, 19.

1

53

Состав чисел второго десятка.

1

Развитие  алгоритмического мышления. Обучение распределению внимания.

Развитие наглядно-образного мышления

Десятичный состав чисел 11-19

54

Последовательность чисел, соседи числа, последующее и предшествующее числа.

1

Знать термины и применять их в речи.

55

Сравнение чисел второго десятка

1

Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц», уметь решать простые арифметические задачи с этими понятиями.

Сравнивать числа, пользоваться знаками: больше, меньше, равно.

Знаки: больше, меньше, равно.

56

57

Решение примеров и задач

2

Алгоритм решения примеров и задач.

Решать примеры и задачи на основе  десятичного состава  чисел от 11-19.

Иллюстрации к задачам.

Счётный материал в картинках.

Таблицы.

58

Измерение и черчение отрезков

1

Развитие  зрительного восприятия: дифференциация, точность.

Знать, что числа, полученные при измерении и деньги тоже можно складывать и вычитать.

59

Образование  числа 20.

1

Развитие вычислительных навыков, пространственного восприятия, внимания.

Знать место разрядов в числе. Знать десятичный состав чисел.

Уметь читать и записывать число 20.

Уметь соотносить десятки с десятками, единицы с единицами.

60

 Чтение и запись  числа 20.

1

61

Понятия «однозначное» и «двузначное число»

1

Знать термины и применять их в речи.

62

Последовательность чисел, соседи числа, последующее и предшествующее числа.

1

Знать присчитывание, отсчитывание  по 1,2,3,4,5,6 в пределах 20 в прямой и обратной последовательности

Знать термины и применять их в речи.

63

Решение примеров и задач.

1

О составных частях текстовых задач.

Решать примеры и задачи на основе  десятичного состава  чисел от 11-19.

64

 «Нумерация второго десятка»

1

Развитие логического мышления.

Развитие произвольного внимания, его устойчивости.

Знать состав чисел второго десятка.

Уметь заменять 10 единиц на 1 десяток и наоборот; присчитывать и отсчитывать по 1, 2, 3,4,5 ,6 единиц с заменой получающегося при счете  десятка десятью единицами и наоборот.

65

66

Проверочная работа по теме: «Нумерация второго десятка»

Работа над ошибками.

2

Коррекция личностных качеств (оценка, самооценка).

Проверка знаний, умений, навыков.

Уметь решать примеры и задачи.

Уметь применять полученные знания по пройденным темам на практике.

67

68

Мера длины - дециметр

2

Развитие  глазомера, зрительного восприятия: дифференциация, точность. Развитие вычислительных навыков, пространственного восприятия.

Знать меру длины:  дециметр.

1дм=10см

Записывать  числа, выраженные единицами измерения

Таблица-опора: «Меры длины».

Линейки, карандаши, дидактический материал.

69

Увеличение числа на несколько единиц. Увеличение на 2, 3, 4.

1

Развитие логического мышления, внимания. Развитие вычислительных навыков.

Названия компонентов при сложении

 (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма)

Знать термины: условие, вопрос, решение, ответ.

Переставлять слагаемые местами.

Решать примеры и задачи на увеличение числа на несколько единиц.

Числовой ряд.

Счётный материал в картинках.

70

Увеличение числа на несколько единиц. Увеличение на 5, 6, 7.

1

Развитие вычислительных навыков, пространственного восприятия, внимания.

71

Решение задач по краткой записи.

1

Правильно оформлять краткую запись задачи.

72

Уменьшение числа на несколько единиц.

1

Развитие логического мышления, внимания.

Названия компонентов при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

Решать примеры и задачи на уменьшение числа на несколько единиц

73

Уменьшение чисел второго десятка на 1, 2, 3 единицы.

Развитие  мышления.

Развитие произвольного внимания, его устойчивости.

74

Уменьшение чисел второго десятка на 4,5,6 единиц.

1

Развитие наблюдательности, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление).

Алгоритм решения примеров и задач на уменьшение числа.

Решать примеры и задачи на уменьшение числа.

Уменьшать и увеличивать число предметов на несколько единиц в пределах 20 без перехода через десяток.

Палочки.

Иллюстрации.

75

Уменьшение и увеличение числа на несколько единиц. Сравнение чисел.

1

Числовой ряд.

Счётный материал в картинках.

76

77

Решение задач и примеров на уменьшение и увеличение числа на несколько единиц

2

Алгоритм решения примеров и задач на уменьшение и увеличение числа

Решать примеры и задачи на уменьшение и увеличение числа.

Правильно оформлять краткую запись задачи.

78

Измерение и черчение отрезков заданной длины.

1

Развитие  глазомера, зрительного восприятия: дифференциация, точность. Развитие вычислительных навыков, пространственного восприятия.

Пользоваться линейкой.

Измерять и чертить отрезки.

79

80

Контрольная работа  по теме: «Увеличение и уменьшение числа на несколько единиц»

Работа над ошибками.

2

Коррекция личностных качеств (оценка, самооценка).

Систематизировать и обобщать полученные знания.

Решать примеры и задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

                                                                                       

3 четверть

81

Луч

1

82

Сложение и вычитание без перехода через разряд.

 Сложение двузначного числа с однозначным  числом.

Переместительное свойство сложения.

1

Развитие  зрительного восприятия: дифференциация, точность.

Развитие наблюдательности, мнестической деятельности: запоминания, сохранения, воспроизведения; слухового  и зрительного восприятия. 

Компоненты при сложении.

Правило при перестановке слагаемых.

Решать примеры на сложение.

Числовой ряд.

Таблицы.

Счётный материал в картинках.

Знаки: больше, меньше, равно.

83

Решение примеров и задач.

1

Знать термины слагаемое, сумма, пользоваться ими в речи.

Решать примеры и задачи на сложение двузначного числа с однозначным числом

84

Сравнение чисел, выраженных единицами измерения

1

Знаки: больше, меньше.

Сравнивать числа с единицами измерения.

85

Вычитание однозначного числа из двузначного числа.

1

Компоненты при вычитании.

Решать примеры на вычитание.

86

Решение задач и примеров на вычитание однозначного числа из двузначного числа в пределах 20 без перехода через разряд

1

Развитие памяти,  мышления, анализа, синтеза, логического рассуждения, мыслительных операций.

Предполагаемый результат.

Что такое условие, вопрос, решение и ответ задачи.

Решать задачи на вычитание.

87

Получение суммы 20.

1

Развитие наблюдательности, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление).

Развитие внимания: произвольности, устойчивости.

Приём получения  числа 10, 20.

Добавлять единицы до круглых десятков.

Счётный материал.

88

Вычитание из 20.

1

Приём вычитания.

Вычитать с помощью палочек.

89

Сравнение чисел в пределах 20, выраженных единицами измерения

1

Знаки: больше,

 меньше.

Сравнивать числа.

90

Вычитание двузначного числа из двузначного числа.

1

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Формирование представлений о числах и операциях с ними.

Приём вычитания.

Решать примеры с помощью палочек.

91

92

Решение задач и примеров на вычитание.

2

Иллюстрации к задачам.

Счётный материал в картинках.

93

Решение задач и примеров на нахождение суммы и разности чисел в пределах 20.

1

Приём сложения и вычитания.

Решать простые задачи на сложение и вычитание

94

Измерение, построение отрезков заданной длины. Сравнение отрезков.

1

Развитие  глазомера, зрительного восприятия: дифференциация, точность.

Линейку.

Чертить отрезки, сравнивать их.

95

96

Проверочная работа  по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах второго десятка»

Работа над ошибками.

2

Коррекция личностных качеств (оценка, самооценка).

Развитие  алгоритмического мышления.

Проверка умений решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах второго десятка.

97

Сложение чисел с числом 0.

1

Обучение распределению внимания.

Развитие вычислительных навыков, пространственного восприятия, внимания.

Правило сложения чисел с числом 0.

Решать примеры с нулём.

Иллюстрации к задачам.

Счётный материал в картинках.

Таблицы.

98

Составление и решение задач по рисунку.

1

Оформление задачи.

Решать задачи по иллюстрации.

99

Угол: прямой, тупой, острый.

Вершины, стороны угла. Построение.

1

Углы. Вершины, стороны углов.

Чертить углы.

100

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. 

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мер стоимости.

1

Меры стоимости: рубли, копейки.

Складывать и вычитать числа, полученные при измерении стоимости.

Таблицы-опоры: «Меры длины», «Меры массы», «Меры стоимости», «Меры ёмкости».

Линейки, карандаши, дидактический материал.

101

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мер длины

1

Развитие логического мышления.

Развитие произвольного внимания, его устойчивости.

Меры длины: см, дм.

Складывать и вычитать числа, полученные при измерении мер длины.

102

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мер массы

1

Меры массы: кг.

Складывать и вычитать числа, полученные при измерении мер массы.

103

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мер ёмкости

1

Развитие вычислительных навыков, пространственного восприятия.

Меры ёмкости: литр.

Складывать и вычитать числа, полученные при измерении меры ёмкости - литр.

104

Меры времени.

Мера времени – сутки.

Неделя. Дни недели. Работа с календарем.

1

Развитие логического мышления, внимания.

Названия дней недели.

Циферблат. Минутная стрелка. Часовая стрелка.

Располагать части суток в правильном порядке.

Пользоваться календарём.

Календарь настенный.

Циферблат.

105

Действия с числами, выраженными единицами времени (неделя, сутки)

1

106

Единица меры времени – час.

Часы. Циферблат.

Определение времени с точностью до часа.

1

Развитие наблюдательности, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление).

Единицу времени - час.

Измерять время с точностью до одного часа.

 Циферблат.

107

108

Проверочная работа  по теме: «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин»

Работа над ошибками.

2

Развитие логического мышления, внимания.

Проверка умений решать примеры и задачи на сложение и вычитание полученных при измерении величин.

109

Сложение и вычитание без перехода через десяток.

1

Развитие наблюдательности, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление).

Приём сложения.

Решать примеры на сложение и вычитание.

Числовой ряд.

Счётный материал в картинках.

110

Запись краткого условия задачи.

1

Как правильно записывать задачу кратко.

Записывать задачу кратко.

Составлять задачу кратко.

Счётный материал.

Таблица сложения.

111

Составление и решение задач по краткой записи.

1

112

113

Проверочная работа  

«Решение задач по краткой записи»

Работа над ошибками.

2

Коррекция личностных качеств (оценка, самооценка).

Проверка умений решать задачи по краткой записи.

114

Виды углов.

Прямой угол. Стороны и вершины прямого угла. Свойство прямых углов.

Острый и тупой углы.

1

Развитие  глазомера, зрительного восприятия: дифференциация, точность. Развитие вычислительных навыков, пространственного восприятия.

Прямой угол

Определять угол по линейке.

Таблица – опора «Углы».

Линейки.

115

Практическая работа «Построение различных видов углов»

1

Проверка умений чертить углы и распознавать их.

116

Составные арифметические задачи.

Структура составной арифметической задачи.

1

Развитие памяти,  мышления, анализа, синтеза, логического рассуждения, мыслительных операций.

Оформление задач в два действия.

Решать задачи в два действия.

Иллюстрации к задачам.

Счётный материал в картинках.

Мультимедийная презентация.

117

Решение

составных арифметических задач.

1

Развитие наблюдательности, мнестической деятельности: запоминания, сохранения, воспроизведения.

118

119

Проверочная работа  «Решение составных арифметических задач»

Работа над ошибками.

2

Развитие наблюдательности, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление).

Проверка умения решать задачи в два действия.

120

Сложение   с переходом через десяток.

Прибавление чисел 2,3,4.

1

Развитие внимания: произвольности, устойчивости.

Приём сложения.

Решать примеры на сложение с переходом через десяток.

Счётный материал.

121

Прибавление числа 5.

1

122

Прибавление числа 6.

1

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Формирование представлений о числах и операциях с ними.

123

Прибавление числа 7.

1

Решать примеры.

124

Прибавление числа 8.

1

125

Прибавление числа 9 в пределах 20 с переходом через десяток, знакомство с приёмом.

1

Развитие  алгоритмического мышления. Обучение распределению внимания.

126

Таблица сложения.

1

Развитие наглядно-образного мышления

Таблицу сложения.

Пользоваться таблицей сложения.

Таблица сложения.

127

128

Решение задач и примеров на прибавление чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

2

Развитие  зрительного восприятия: дифференциация, точность.

Приёмы сложения и вычитания с переходом через  десяток.

Решать примеры и задачи с переходом через десяток.

128

Сложение  

чисел с переходом через разряд на основе состава чисел 11, 12, 13, 14

1

Развитие вычислительных навыков, пространственного восприятия, внимания.

Приёмы сложения и вычитания с переходом через  десяток.

Числовой ряд.

Счётный материал в картинках.

127

Сложение  чисел с переходом через разряд  на основе состава чисел 14,15,16

1

128

Сложение  чисел с переходом через разряд  на основе состава чисел 17,18.

1

Палочки.

Иллюстрации.

129

130

Контрольная работа: «Сложение чисел с переходом  через разряд в пределах второго десятка».

Работа над ошибками.

2

Развитие логического мышления.

Развитие произвольного внимания, его устойчивости. Коррекция личностных качеств (оценка, самооценка).

Проверка умения решать примеры и задачи на сложение и вычитание с переходом через разряд.

4 четверть

131

Четырёхугольники.

Свойства квадрата.  Построение квадрата  на бумаге в клетку по заданным величинам.

1

Развитие  глазомера, зрительного восприятия: дифференциация, точность.

Элементы квадрата. Различия треугольника, прямоугольника, квадрата.

Чертить квадрат с помощью учителя.

Мультимедийная презентация.

Таблица-опора: четырёхугольники.

132

Прямоугольник. Свойства углов и сторон прямоугольника.  Построение прямоугольника на бумаге в клетку по заданным величинам.

1

Развитие наблюдательности, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление).

Развитие внимания: произвольности, устойчивости.

Элементы прямоугольника.

Чертить прямоугольник  с помощью учителя.

133

Вычитание с переходом через десяток.

Вычитание чисел

2, 3, 4.

1

Развитие памяти,  мышления, анализа, синтеза, логического рассуждения, мыслительных операций.

Приём вычитания с переходом через разряд.

Решать примеры на вычитание с переходом через разряд с помощью учителя.

Таблицы.

Иллюстрации.

134

Решение задач и примеров на вычитание  чисел 2,3,4 с переходом

через десяток в пределах 20.

1

135

Вычитание числа 5 с переходом через десяток в пределах 20.

1

Палочки, счётный материал в картинках.

136

Вычитание числа 6 с переходом через десяток в пределах 20.

1

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи. Формирование представлений о числах и операциях с ними.

137

Вычитание числа 7 с

переходом через десяток в пределах 20.

1

Решать примеры на вычитание с переходом через разряд с помощью учителя.

138

Вычитание числа 8.

1

139

Вычитание числа 9 с переходом через десяток в пределах 20.

1

140

Решение задач и примеров на вычитание  чисел  в пределах 20 с переходом через десяток.

1

Развитие  алгоритмического мышления.

Приём вычитания с переходом через разряд.

141

Единицы стоимости. Решение задач и примеров с монетами.

1

Обучение распределению внимания.

Развитие вычислительных навыков, пространственного восприятия, внимания.

Таблица-опора: меры стоимости.

142

143

Проверочная работа по теме: «Вычитание однозначных чисел с переходом через десяток»

Работа над ошибками.

2

Коррекция личностных качеств (оценка, самооценка).

Проверка умения решать примеры  на вычитание однозначных чисел с переходом через десяток.

144

Треугольник.

Построение

треугольника на бумаге в клетку по заданным величинам.

1

Развитие  глазомера, зрительного восприятия: дифференциация, точность.

Элементы треугольника.

Чертить треугольник с помощью учителя.

Геометрический материал.

145

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток на основе состава числа 11

1

Развитие логического мышления.

Развитие произвольного внимания, его устойчивости.

Приём сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток.

Решать примеры данного вида.

Иллюстрации.

Счётный материал в картинках.

Мультимедийная презентация.

146

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток на основе состава числа 12.

1

Приём сложения и вычитания чисел с переходом через десяток.

Решать примеры на вычитание и сложение  с переходом через разряд с помощью учителя.

147

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток на основе состава числа 13.

1

148

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток на основе состава числа 14.

1

Развитие вычислительных навыков, пространственного восприятия.

149

150

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток на основе состава числа 15, 16.

2

Развитие логического мышления, внимания.

Приём сложения и вычитания чисел с переходом через десяток.

Решать примеры на вычитание и сложение  с переходом через разряд с помощью учителя.

Счётный материал.

151

152

Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток на основе состава числа 17, 18.

2

153

Меры времени.

Сутки. Неделя. Час.

1

Развитие наблюдательности, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление).

Единицу времени.

Измерять время с точностью до одного часа.

Циферблат.

154

Циферблат. Минутная и часовая стрелки.

1

Развитие логического мышления, внимания.

155

156

Деление на две равные части, знакомство с приёмом.

2

Делить поровну.

Дидактический материал.

157

Решение задач.

1

Краткая запись условия задачи

Решать задачи в пределах 20

158159

Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд.

Работа над ошибками.

2

Развитие наблюдательности, мыслительной деятельности.

Проверка умения решать примеры и задачи в пределах 20 с переходом через разряд.

160161

Повторение.

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд.

2

Последовательность чисел в пределах 20.

Считать до 20 и обратно.

Числовой ряд.

Счётный материал в картинках.

162163

Решение

примеров и задач, содержащих отношения «меньше», «больше на», «увеличить».

2

Развитие наблюдательности, мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление).

Понятия: меньше, больше, увеличить.

Записывать примеры со слов учителя с понятиями: меньше, уменьшить, больше, увеличить.

164

Практическая работа «Построение луча, отрезка, угла».

1

Развитие  глазомера, зрительного восприятия: дифференциация, точность. Развитие вычислительных навыков, пространственного восприятия.

Различие луча и отрезка.

Чертить луч, отрезок, углы с помощью учителя и самостоятельно.

Таблица-опора: геометрический материал.

165

Практическая работа «Построение геометрических фигур: треугольника, прямоугольника, квадрата».

1

Предполагаемый результат.

 Различие треугольника, прямоугольника, квадрата.

Чертить геометрические фигуры: треугольник , прямоугольник , квадрат с помощью учителя и самостоятельно.

166167

168

Повторение.

Подготовка к

контрольной работе. Решение задач и примеров.

3

Коррекция личностных качеств (оценка, самооценка).

Умение решать примеры и задачи с переходом через десяток (все случаи).

Таблицы.

Счётный материал.

169

170

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через разряд.

Работа над ошибками.

2

Развитие памяти,  мышления, анализа, синтеза, логического рассуждения, мыслительных операций.


Список литературы

  1. Учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (вариант 2) №29/2065-п от 10.04.2002 г.
  2. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителя / Под ред. В.Г.Петровой. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
  3. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. М.: - Просвещение, 2004.
  4. Учебник по математике для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор Алышева Т.В.,  М.:Просвещение, 2011г.
  5. Эк В.В. Обучение математике. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2005.