Внеклассное занятие "Весёлые дроби"
план-конспект занятия по математике (4 класс) на тему

Солнцева Ирина Владимировна

Цели данного занятия сформировать представление о дроби как о числе, выражающем часть единиц счета или измерения, и об истории формирования понятия дроби, повторить, систематизировать и закрепить полученные знания и умения, проверить уровень усвоения учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx724.24 КБ
Package icon vesyolye_drobi_1.zip939.87 КБ
Package icon vesyolye_drobi_2.zip1.41 МБ
Package icon vesyolye_drobi_3.zip531.96 КБ
Package icon vesyolye_drobi_4.zip613.56 КБ
Package icon vesyolye_drobi_5.zip822.35 КБ
Package icon vesyolye_drobi_6.zip1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по математике в 4 классе

«Веселые дроби»

Учителя начальных классов

МБОУ СОШ №51

Солнцевой И.В.

Тема: Дроби. Понятие дроби. Сравнение дробей

Цели:

Образовательная: 

1. Сформировать представление о дроби как о числе, выражающем часть единиц счета или измерения, и об истории формирования понятия дроби.

2. Повторить, систематизировать и закрепить полученные знания и умения.

3. Проверить уровень усвоения учебного материала.

Развивающая 

1. Развитие логических умений: анализа, синтеза, сравнения, различения, абстрагирования и обобщения в ходе работы над формированием математических понятий;

2. Формирование умения дедуктивного рассуждения, умения строить умозаключения в ходе решения практических задач;

Воспитательная: 

1. Формирование мотивации к учению;

2. Развитие интереса к предмету;

3. Готовность к разрешению проблем.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, проектор, презентация, кубики-кости, карточки, синтезатор, барабан, костюмы.

Ход мероприятия:

Слайд №1,2

Уже несколько раз мы встречали гостей, чтобы показать им как можно весело и интересно изучать трудные темы по математике. И сегодня мы рады приветствовать гостей на нашем мероприятии, которое называется «Веселые дроби»

Слайд №3

Эпиграфом нашего урока послужат слова члена Французской академии, лауреата Нобелевской премии Андрэ Франса «Учиться можно весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

Все знают, что дети любят сказки и, слушая их, могут «проглотить» всё, что угодно. Даже одну из самых трудных тем по математике в начальной школе «Дроби».

Слайд №4

(Выкатывается трон, учитель надевает корону и начинается сказка) 

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил был царь и было у него три сына, каждый умный был - детина. Одного звали Бомбошка, хулиганить он любил немножко. Другого - Архип раскапывать что-то он привык. Третьего звали Игровичок, на голове он носил колпачок.
Царь прослышал, что за тридевять земель, в некотором царстве есть какие-то дроби - обыкновенные. Позвал царь своих сыновей, да и говорит:

«Дети мои, слыхал я, что существуют на свете такое понятие «дроби обыкновенные», а умение оперировать дробями воспринимается как чудо. Люди, знающие дроби, пользуются в свете почётом и уважением. Хочу, чтобы вы выросли у меня уважаемыми людьми. Отправляйтесь-ка вы по миру, найдите мне эти самые дроби.

Ты, старший сын, узнай, где и как встречаются дроби в жизни.

Ты, средний сын, найди исторические сведения: когда появились дроби.

А ты, сынок, найди способ, как детей научить легко воспринимать новый материал.  

Слайд №5

А в дороге пусть вам поможет песенка.

(Дети поют песенку)

В дорогу, девчонки, в дорогу, мальчишки,

По лесенке знаний шагайте смелей.

Чудесные встречи и добрые книжки

Ступеньками будут на ней.

И песенка, и песенка в пути нам пригодится,

Учиться надо весело, учиться надо весело,

Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться.

По лесенке нашей вы сможете скоро

Достичь недоступной морской глубины,

Спуститься под землю, взобраться на горы

И даже дойти до Луны.

И песенка, и песенка в пути нам пригодится,

Учиться надо весело, учиться надо весело,

Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться.

Крутые ступеньки на лесенке будут,

Но выверен точно заветный маршрут,

Чтоб вас подружить с удивительным чудом,

Которое «знаньем» зовут.

И песенка, и песенка в пути нам пригодится,

Учиться надо весело, учиться надо весело,

Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться.

Возвращается 1 сын и рассказывает, где он видел дроби. 

Слайд №6-9

На девятом слайде после слов «обыкновенные дроби в математике» появляются дети.

1. 1/7 В нашей семье 7 человек, я 1/7 часть семьи.

2,3. 2/3 В нашей семье 3 детей, мы 2/3 части детей нашей семьи.

4. 30/820 В нашей школе обучаются 820 учащихся, мы 30/820 учащихся нашей школы.

5. 1/1000000 В городе Воронеже проживает около 1000000 жителей, я 1/1000000 часть воронежцев.

6. 1/143000000 Население России составляет 143000000 человек, я 1/143000000 часть россиян.

7. 1/2700000000 Население Земли около 2700000000 человек, я 1/2700000000 часть землян.

Царь: Я хочу услышать от ребят, поняли ли они, что называют «дробью обыкновенной». 

- Что такое дробь?

- Как называются буквы в записи m/n?

- Какая часть фигур закрашена?

- Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше?

- Какая из двух дробей с одинаковыми числителями больше?

- Сравни дроби.

- На сколько частей поделена фигура?

- Сколько частей закрашено?

- Как записать?

- Что показывает число 4?

- Что показывает число 3?

Слайд №10-13

Молодцы!

Возвращается 2 сын и рассказывает, что он узнал об истории дробей.

Слайд № 14-19

Средний сын: «Я разыскал старый мультфильм из прошлого века. Его смотрела ещё моя бабушка. Хочу, чтоб ребята немножко отдохнули».

Смотрим мультфильм «Апельсин»         

Слайд №20

Возвращается 3 сын и приносит кубики, карточки, цветик-семицветик.

Третий сын: «Принёс я, батюшка, игры, которые помогают быстро сравнивать дроби».

1 игра «Кубики-кости»

Игроки по очереди бросают кости, выпавшее число и означает ту дробь, которая им выпала. Если на одном кубике выпало два, а на другом - шесть, значит твоя дробь - это две шестых. Меньшее число на кубике всегда будет означать числитель, большее - знаменатель. Теперь кости бросает второй игрок. Если его дробь больше, он выигрывает. Как это проверить? Одна вторая больше одной третьей или наоборот? Для этого и существует игровое поле - подсказка.

Слайд №22

2 игра «Дробная схватка» 

Перемешиваются листочки и кладут их в две стопки так, чтобы сторона с дробями была снизу. Ученики по очереди открывают верхние листочки и сравнивают выпавшие дроби. Ученик, на чьем листочке дробь оказалась большей, забирает обе карточки. Если выпали равные дроби, начинается "дробная схватка": каждый ученик выкладывает в ряд три листочка лицевой стороной вниз, а четвертый листочек – лицевой стороной вверх. Тот ученик, на чьем листочке выпадает большая дробь, забирает все восемь листочков и листочки, с которых началась схватка. Когда игра закончилась, ученики подсчитывают количество выигранных листочков. Побеждает тот ученик, у которого листочков оказалось больше.

Слайд №23

3 игра «Веселый клоун» 

Весёлый клоун предложил кому-нибудь из детей сыграть с ним в следующую игру. Клоун называет дробь. Ребёнок называет меньшую дробь. Затем весельчак придумывает еще меньшую дробь, ребенок – еще меньшую и так далее. Побеждает тот, кто назовет дробь, меньше которой дробей уже нет. Как можно победить в такой игре и возможно ли это вообще?

Слайд №24

4 игра «Цветик-семицветик» 

На каждом лепестке цветика-семицветика написано по одному вопросу. Представитель команды выбирает один лепесточек и отвечает на вопрос, написанный на нём. Если ответ ученика правильный, то ученик приносит очко своей команде. Каждая команда учеников должна ответить на 3 вопроса.

Слайд №25

1 лепесток (Тройка лошадей проскакала 90 км. Сколько км проскакала каждая лошадь?)

2 лепесток (Что дороже вагон наполненный золотыми монетами по 5 рублей или половина вагона – по 10 рублей.)

3 лепесток (Шоколадка стоит 10 рублей и ещё половину шоколадки. Сколько стоит шоколадка?)

4 лепесток (На столе лежало несколько книг, когда взяли половину всех книг и ещё одну книгу, то осталось 2 книги. Сколько книг было на столе первоначально?)

5 лепесток

Медведь с базара плюшки нёс,

Но на лесной опушке

Он половину плюшки съел

И плюс ещё пол-плюшки.

Шел, шел, уселся отдохнуть

И под «ку-ку» кукушки

Вновь половину плюшки съел

И плюс ещё пол-плюшки.

Стемнело, он ускорил шаг

Он на крыльце избушки,

Он ещё пол-плюшки съел,

И плюс ещё пол-плюшки.

С пустой кошелкою увы

Он в дом вошел уныло.

Хочу, чтоб мне сказали вы

А сколько плюшек было?

6 лепесток (В клетке сидели 3 цыпленка. 3 мальчика попросили дать им по 1 цыплёнку. Их желание было исполнено и каждому досталось по 1 цыплёнку, а в клетке остался один. Как это могло произойти?)

7 лепесток (Дениска задал приятелю Мишке задачу: «Как разделить 2 яблока на троих?». А когда Мишка сдался Денис торжествующе объявил… Что ответил Дениска – герой рассказов В.Драгунского?)

5 игра «Дроби Никитина»

На полу чертятся круги, поделенные на части. Задача участников занять заданную часть круга в том количестве, которое просит заданный сегмент круга.

круги.jpgкруги.jpg круги.jpg круги.jpg круги.jpg

1/3                 1/5                    1/6                1/10                  1/15

Слайд № 26

Рефлексия:

  1. Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
  2. Л.Н. Толстой высказал своё мнение о дроби «Человек подобен дроби: числитель - это он сам, а знаменатель то, что он о себе думает.

Чем больше знаменатель, тем меньше дробь».

 Слайд №27

  1. Что вы узнали на этом уроке? Помогли ли вам ваши товарищи?



Подписи к слайдам:

Барабанная дробь
,
представляющая собой поочередные удары.
На флоте,
команда «дробь!»

прекращение огня.
Нумерация домов.
Номер через дробь ставят у домов, пронумерованных по двум пересекающимся улицам.
Дробь охотничья

снаряд патрона в

виде мелких металлических шариков. Чаще всего стрельба дробью производится из охотничьего гладкоствольного оружия.
I Группа.

Вопрос: Где человек встречается с понятием «дробь» в жизни?
Выбивать дробь зубами
– стучать зубами (дрожа от холода, испуга
и т. п.).
Дробь в танце
Русский народный танец

невозможно

представить без дробей и бега.
Ноты
- ряд обыкновенных дробей.
Ряд равных делимостей целого, можно
записать:
Целая:1

Половинка: ½

Четверть:¼

Восьмая : 1/8

Шестнадцатая: 1/16

Тридцать вторая
: 1/32

Шестьдесят четвертая
: 1/64


Подписи к слайдам:

Дроби
Что такое дробь?
Вспомни!
Дробь – это одна или несколько
частей целого.
Как называются буквы в записи ?
m
– это числитель, а
n
- знаменатель
Какая часть фигур закрашена?
Закончи предложение
Дробь показывает, что целое разделили на ___ равных частей и взяли ___ таких частей.
12
7
или
Обыкновенные дроби в математике
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать «обыкновенной»!
Сравни дроби!
1
4
7
3
2
5
6
<
<
>
<
>
>
>
Молодцы!
Сравнение дробей
Какая из двух дробей с одинаковыми
знаменателями больше?
Вспомни!

Из двух дробей с одинаковыми
знаменателями больше та,
у которой числитель больше.
Какая из двух дробей с одинаковыми
числителями больше?

Из двух дробей с одинаковыми
числителями больше та,
у которой знаменатель меньше.
Расположи дроби
в порядке возрастания
Проверь себя!
Расположи дроби
в порядке убывания
Проверь себя!


Подписи к слайдам:

I
I Группа.

Вопрос:
К
огда появились дроби
?
Необходимость в дробях возникла на очень ранней ступени развития человека. В жизни человеку приходилось не только считать предметы, но и измерять величины. Люди измеряли длины, площади земельных участков, объемы, массы тел, время, вели расчеты за купленные или проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом.
Так появились дроби. Первой дробью, с которой познакомились люди, была половина. Следующей дробью была треть.
Дроби на
Руси
называли долями, то есть маленькими числами. В старых рукописях встречаются следующие названия дробей: половина,
полчеть
,
полополочеть
, треть,
полтреть
.
В русском языке слово дробь появилось в
VIII
веке, оно происходит от глагола «дробить» — разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VII веке) дроби так и назывались —«ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять».
- На сколько частей поделена фигура?
- Сколько частей закрашено?
- Как записать?
- Что показывает число 4?
- Что показывает число 3?
Найди современную дробь, соответствующую старинной дроби.
Половина
Полчеть
Полополочеть
Треть
Полтреть
Полополотреть
1/2
1/4
1/8
1/3
1/6
1/12
Найди современную дробь, соответствующую старинной дроби.
Половина
Полчеть
Полополочеть
Треть
Полтреть
Полополотреть
1/2
1/4
1/8
1/3
1/6
1/12


Подписи к слайдам:

I
I Группа.

Старинные задачи с дробями 
В произведении знаменитого римского поэта I века до н. э. Горация так описана беседа учителя с учеником в одной из римских школ этой эпохи:
Учитель
. Пусть скажет сын Альбина, сколько останется, если от пяти унций отнять одну унцию?
Ученик.
 Одна треть.
Учитель.
 Правильно. Ты сумеешь беречь свое
имущество.
Пользуясь схемой, докажи, что ученик был прав:

Интересная
система мер была в Древнем Риме. Она основывалась на делении древнеримской единицы массы, которая называлась АСС. Асс делили на 12 равных частей. Двенадцатую часть асса называли унцией. Со временем унции стали применять для измерения других величин. Например, римлянин мог сказать, что он прошел 7 унций пути. При этом речь, конечно, не шла о взвешивании пути. Имелось в виду, что пройдено семь «двенадцатых долей» пути.
I
I Группа.

Вопрос:
К
огда появились дроби
?
I
I Группа.

«Мы делили апельсин»
I
I Группа.
Старинные задачи с дробями 
Задача из "Арифметики" известного среднеазиатского
математи-ка
Мухаммеда
ибн-Мусы

ал-Хорезми
(IX век н. э.).
"Найти число, зная, что если отнять от него одну треть и одну четверть, то получится 10".


Подписи к слайдам:

I
I
I
Группа.

И
гры, с помощью которых дети легко воспринимают дроби
Кубики-кости
II Группа.
Вопрос: Как возникли дроби в математике?
Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби». Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби.
В Европе их ввел в 1585 году голландский математик и инженер
Симон

Стевин
. Вот как он изображал дробь
14,382

 
Во Франции десятичные дроби ввел Франсуа Виет в 1579 году; его запись дроби 14,382 –
14/382, 14 
382
.
 


-
ввел Иоганн Гартман
Бейер
в 1603
году
 

14(382

– Иоганн Кеплер в 1616
году

-
английский математик Вильям
Оутред
в 1631
году
 

14
 382 ”’
– Пьер
Эригон
в 1634 году


-
Роберт
Джагер
в 1651 году
I
I
I
Группа.

И
гры, с помощью которых дети легко воспринимают дроби
«Веселый

клоун»
I
I
I
Группа.

И
гры, с помощью которых дети легко воспринимают дроби
«Дробная схватка»


Подписи к слайдам:

I
I
I
Группа.

И
гры, с помощью которых дети легко воспринимают дроби
Дроби Никитина
I
I
I
Группа.

И
гры, с помощью которых дети легко воспринимают дроби
«
Цветик-семицветик
»
Развивающие игры, методики и материалы

http://smartkids.ru
Фоновые картинки

http://goorad.blogspot.ru/2012/10/20-19201200.html#.UmjOvnC8Ds8
http://www.bbzhi.com/chahuabizhi/katongsijifengjing-tonghuaxiatian/wallpaper_39264.htm
Учебник математики 4 класс Л.Г.
Петерсон
Электронное приложение к методическому пособию «Уроки математики с применением информационных технологий 3-4 классы», Москва «Планета»
Мультфильм «Апельсин»
http://www.youtube.com/watch?v=_zePJEr3GPA
Использованы материалы

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
МОЛОДЦЫ!
Л.Н.Толстой
Человек подобен дроби: числитель - это он сам,
а знаменатель то, что он о себе думает.
Чем больше знаменатель,
тем меньше дробь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. 3 класс. (система Занкова) Тема: Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь

Урок математики в 3 классе по системе Занкова на тему "Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь"+ презентация.Учебник Аргинской...

Десятичные дроби. Сравнение и действия с десятичными дробями.

Презентация позволяет учащимся  повторить тему  "Дроби" , проверить  и закрепить свои знания по данной теме. И все это - в игровой и доступной форме, что позволяет ребенку ...

Конспект урока математики в 3 классе. "Дроби. Действия с дробями".

Конспект урока математики в 3 классе. "Дроби. Действия с дробями". Программа РО Л.В.Занкова...

Урок математики в 4 классе на тему "Дроби. Запись смешанного числа в виде неправильной дроби"

Данный  урок разработан согласно требованиий технологии проблемно - деятельностного метода обучения. Использован учебник математики и методические рекомендации Л.Г.Петерсон. В презентации предста...

Презентация к уроку "Дроби. Решение задач с дробями".

Презентация к открытому уроку "Дроби. Решение задач с дробями"....

Презентация к уроку математики. 4 класс. Дроби. Сравнение дробей. Урок 12

Презентация к уроку математики. 4 класс. Дроби. Сравнение дробей. Урок 12...