РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 4 класса. УМК "Перспектива" (Петерсон Л.Г.)
рабочая программа по математике (4 класс) на тему

Бородинова Татьяна Владимировна

Программа разработана на основе авторской программы по математике Петерсон Л.Г., с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem._4kl._borodinova_r.pr_._no3.docx146.85 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ № 410 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Рекомендована к использованию                                                                                  «Утверждаю»

педагогическим советом                                                                                     Приказ от 31.08.2015 г.№278

Протокол от27.08.2015 г. № 167                                                                             Директор лицея № 410      

________________________________                                

                                                                                                                               Ткачева О.И.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по математике

для 4 «В» класса

на 2015 – 2016 учебный год

Автор составитель:

Бородинова Татьяна Владимировна

Санкт-Петербург

Пушкин

2015 г.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе авторской программы по математике Петерсон Л.Г., с учетом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Программа регламентируется следующими документами:

  • Федеральный  закон  от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897 «Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандартаосновногообщегообразования»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10. 2009 г.  № 373;
  • «Оценочная политика лицея № 410» ( принята на педагогическом совете 12 марта 2012 года);
  • учебный план ГБОУ лицея № 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга на 2015-2016 учебный год, утверждённый приказом директора №240 от 02 июня 2015 года (протокол педагогического совета № 163 от 26  мая 2015 г.).        

Общая характеристика предмета

Основными целями курса математики для 4 класса, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, являются:

-формирование у учащихся основ умения учиться;

-развитие их мышления, качеств личности, интереса к математике;

-создание для каждого ребенка возможности высокого уровня математической подготовки.

Задачами  данного курса являются:

1) формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

2) приобретение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

3) формирование специфических для математики качеств мышления, необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе, и в частности, логического, алгоритмического и эвристического мышления;

4) духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее, с учетом специфики начального этапа обучения математике, принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;

5) формирование математического языка и математического аппарата как средства описания и исследования окружающего мира и как основы компьютерной грамотности;

6) реализация возможностей математики в формировании научного мировоззрения учащихся, в освоении ими научной картины мира с учетом возрастных особенностей учащихся;

7) овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для повседневной жизни и для продолжения образования в средней школе;

8) создание здоровьесберегающей, информационно-образовательной  среды.

Содержание курса математики строится на основе:

-системно-деятельностного подхода;

-системного подхода к отбору содержания;

Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе математики является дидактическая система деятельностного метода.

Суть ее заключается в том, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт математической деятельности и осваивают систему знаний по математике. Но, главное, они осваивают весь комплекс универсальных учебных действий (УУД), определенных ФГОС, и умение учиться в целом.

Основой организации образовательного процесса является технология деятельностного метода (ТДМ), которая помогает учителю включить учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Структура уроков по ТДМ, на которых учащиеся открывают новое знание, имеет вид:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью организуется их мотивирование на основе механизма « надо» − « хочу» − « могу» .

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией обдумывания учащимися возникшей проблемной ситуации.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, формулируют тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в парах, в группах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации построенного проекта и контрольных процедур.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Создание информационно-образовательной среды осуществляется на основе системы дидактических принципов деятельностного метода обучения :

1) Принцип деятельности – ученик добывает знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Отбор содержания обеспечивает непрерывное развитие следующих основных содержательно-методических линий школьного курса математики: числовой, алгебраической, геометрической, функциональной, логической, анализа данных, текстовых задач.

Основу курса математики 4 класса составляют:

  • представления о таких алгебраических понятиях, как неравенство, координаты точки;
  • ознакомление с долями числа, дробью, смешанными числами и процентами;
  • усвоение приемов сравнения, сложения и вычитания, преобразования дробей;
  • осознание и прочное усвоение письменных приемов вычислений четырех арифметических действий над многозначными числами;
  • ознакомление с видами задач на нахождение доли числа и числа по его доле, задач на все случаи одновременного движения двух тел;
  • ознакомление с различными видами диаграмм;
  • расширение представлений об именованных величинах (длине, площади, массы, объема, времени), переводе единиц измерения величин, арифметических действий над именованными числами.

Описание ценностных ориентиров в содержании учебного предмета

Ключевая идея курсазаключается в том, что содержание, методики и дидактические основы курса математики создают условия, механизмы и конкретные педагогические инструменты для практической реализации в ходе изучения курса расширенного набора ценностных ориентиров, важнейшими из которых являются познание – поиск истины, правды, справедливости, стремление к пониманию объективных законов мироздания и бытия, созидание – труд, направленность на создание позитивного результата и готовность брать на себя ответственность за результат, гуманизм – осознание ценности каждого человека как личности, готовность слышать и понимать других, сопереживать, при необходимости – помогать другим.

Основное содержание учебного курса

Числа и арифметические действия с ними (35 ч)

Оценка и прикидка суммы, разности, произведения, частного.

Деление на двузначное и трехзначное число. Деление круглых чисел(с остатком). Общий случай деления многозначных чисел.

Проверка правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, прикидка результата, оценка достоверности, вычисление на калькуляторе).

Измерения и дроби. Недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Потребности практических измерений как источник расширения понятия числа.

Доли. Сравнений долей. Нахождение доли числа и числа по доле. Процент.

Дроби. Наглядное изображение дробей с помощью геометрических фигур и на числовом луче. Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и дробей с одинаковыми числителями. Деления и дроби.

Нахождение части числа, числа по его части и чсти, которую одно число составляет от другого. Нахождение процента от числа и числа по его проценту.

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа. Выделение целой части из неправильной дроби. Представление смешанного числа в виде неправильной дроби. Сложение и вычитание смешанных чисел (с одинаковыми знаменателями дробной части).

Построение и использование алгоритмов изученных случаев действий с дробями и смешанными числами.

Работа с текстовыми задачами (42 ч)

Самостоятельный анализ задачи, построение моделей, планирование и реализация решения. Поиск разных способов решения. Соотнесение полученного результата с условием задачи, оценка его правдоподобия. Проверка задачи.

Составные части в 2-5 действий с натуральными числами на все арифметические действия. Разностное и кратное сравнение. Задачи на сложение, вычитание и разностное сравнение дробей и смешанных чисел.

Задачи на приведение к единице (четвертое пропорциональное).

Задачи на нахождения доли целого и целого по его доле.

Три типа задач на дроби: нахождение части от числа, числа по его части и дроби, которую одно число составляет от другого. Задачи на нахождение процента от числа и числа по его проценту.

Задачи на одновременное равномерное движение двух объектов (навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием): определение расстояния между ними в заданный момент времени, времени до встречи, скорости сближения (удаления).

Задачи на вычисление площади прямоугольного треугольника и площадей фигур.

Геометрические фигуры и величины (15 ч)

Прямоугольный треугольник, его углы, стороны (катеты и гипотенузы), площадь, связь с прямоугольником

Развернутый угол. Смежные и вертикальные углы. Центральный угол и угол, вписанный в окружность.

Измерение углов. Транспортир. Построение углов с помощью транспортира.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, ар, гектар. Соотношение между ними.

Оценка площади. Приближенное вычисление площадей с помощью палетки

Исследование свойств геометрических фигур с помощью измерений.

Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных геометрических величин. Умножение и деление геометрических величин на натуральное число..

Величины и зависимости между ними (20 ч)

Зависимости между компонентами и результатами арифметических действий.

Формула площади прямоугольного треугольника: S = (): 2

Шкалы. Числовой луч. Координатный луч. Расстояние между точками координатного луча. Равномерное движение точек по координатному лучу как модель равномерного движения реальных объектов.

Скорость сближения и скорость удаления двух объектов при равномерном одновременном движении. Формулы скорости сближения и скорости удаления. Формулы расстояния d между двумя равномерно движущимися объектами в момент времени t для движения навстречу друг другу (= s- (+v)), в противоположных направлениях (= s+ (+v)), вдогонку (= s- ( - v)), с отставанием (= s+ ( - v)). Формула одновременного движения s =ν

Координатный угол. График движения.

Наблюдение зависимостей между величинами и их фиксирование с помощью формул, таблиц, графиков (движения). Построение графиков движения по формулам и таблицам.

Преобразование, сравнение, сложение и вычитание однородных величин, их умножение и деление на натуральное число.

Алгебраические представления (6 ч)

Неравенство. Множество решений неравенства. Строгое и нестрогое неравенство. Знаки .  Двойное неравенство.

Решение простейших неравенств на множестве целых неотрицательных чисел с помощью числового луча.

Использование буквенной символики для обобщения в систематизации знаний.Математический язык и элементы логики (2 ч)

Знакомство с символическим обозначением долей, дробей, процентов, записью неравенств, с обозначением координат на прямой и на плоскости, с языком диаграмм и графиков.

Определение истинности высказываний. Построение высказываний с помощью логических связок и слов «верно/неверно, что…», «не», «если.., то..,», «каждый», «все», «найдется», «всегда», «иногда», «и/или».

Работа с информацией и анализ данных (16 ч)

Круговые, столбчатые и линейные диаграммы, графики движения: чтение, интерпретация данных, построение.

Работа с текстом: проверка понимания; выделение главной мысли, существенных замечаний и иллюстрирующих их примеров; конспектирование.

Выполнение проектных работ по темам «Из истории дробей», «Социологический опрос (по заданной или самостоятельно выбранной теме)». Составление плана поиска информации; отбор источников информации. Выбор способа представления информации.

Обобщение и систематизация знаний, изученных в 4 классе.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение математики в 4 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.

Личностные, предметные и метапредметные результаты.

   1.Личностные результаты         

  • Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.
  • Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.
  • Принятие социальной роли « ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.
  • Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.
  • Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности.
  • Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как « рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя.

2. Метапредметные результаты

  • Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
  • Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.
  • Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  • Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.
  • Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео  и графическим сопровождением.
  • Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.
  • Овладение навыками смыслового чтения текстов. − Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
  • Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении − готовность конструктивно их разрешать.
  • Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщенного характера и роли в системе знаний.
  • Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета « математика».

3. Предметные результаты

  • Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
  • Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
  • Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
  • Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

Краткая характеристика класса  4 в класса лицея № 410.

В  классе 27 человек (15 мальчиков и 12 девочек). Качество успеваемости за прошедший учебный год - выше среднего уровня (84%).  

У учащихся разный уровень мотивации к обучению. Большинство учеников участвует в школьных олимпиадах по предмету и в интернет-олимпиадах на разных сайтах (МетаШкола, ВидеоУрок…), 22 человека принимали участие во Всероссийском конкурсе «Кенгуру». У 10 учащихся наблюдается большой познавательный потенциал и высокий уровень активности. 5 учащимся свойственен замедленный темп деятельности. Они не всегда успевают за темпом класса, не показывают осознанности и систематичности знаний. Не всегда могут сделать самостоятельных выводов, не проявляют широты и гибкости мышления. Им требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль, в результате чего могут достигать высоких результатов.

Применяемые технологии

  • парацентрическая (работа в парах)
  • организации самостоятельной работы
  • проектной деятельности,
  • деятельностный метод
  • учебно-исследовательской деятельности
  • творческой деятельности,
  • развития критического мышления
  • информационные,
  • организации группового взаимодействия,
  • обучения на основе социального взаимодействия,
  • анализ конкретных ситуаций (кейсов),
  • рефлексивного обучения,
  • оценки достижений,
  • самоконтроля,
  • самообразовательной деятельности
  • ИКТ-технологии
  • технология сотрудничества
  • проблемного обучения
  • игровые технологии
  • метод структурных схем
  • развитие критического мышления

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к результатам обучения учащихся к концу 4-го класса

1-й уровень (уровень стандарта)

Учащиеся должны знать:

– название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

– как образуется каждая следующая счетная единица;

– названия и последовательность разрядов в записи числа;

– названия и последовательность первых трех классов;

– сколько разрядов содержится в каждом классе;

– соотношение между разрядами;

– название, количество разрядов, содержащихся в каждом классе;

– сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;

– иметь представление о позиционности десятичной системы счисления;

– единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;

– функциональную связь между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).

Учащиеся должны уметь:

– выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;

– выполнять умножение и деление с 1000;

– вычислять значения числовых выражений, содержащих 3–4 действия со скобками и без них;

– решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);

– решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;

– решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);

– уметь прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда одна из компонент действия остается постоянной и когда обе компоненты являются переменными;

– уметь находить значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;

– решать уравнения вида a ± x = b; x – a = b ; a • x = b; a : x = b; x : a = b на основе связи компонент и действий сложения, вычитания, умножения, деления;

– уметь сравнивать выражения в одно действие, понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент;

– вычислять объем параллелепипеда (куба);

– вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;

– выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольник;

– строить окружность по заданному радиусу;

– выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные фигуры;

– распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;

– находить среднее арифметическое двух чисел.

2-й уровень (уровень программы)

Учащиеся должны знать:

– название и последовательность чисел в пределах 1 000 000 000.

Учащиеся должны иметь представления:

– о чтении, записи и сравнении чисел в пределах 1 000 000 000.

Учащиеся должны уметь:

– выполнять прикидку результатов арифметических действий;

– вычислять значение числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий;

– находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;

– иметь представление о решении «задач на части»;

– понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;

– читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;

– распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;

– распознавать объемные тела (параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве;

– находить объем фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;

– использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;

– решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а • х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;

– читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;

– решать простейшие задачи на принцип Дирихле;

– находить вероятности простейших случайных событий;

– находить среднее арифметическое нескольких чисел.

Сводная таблица контрольных и самостоятельных работ

Вид работы

Количество

Контрольная работа

11

Самостоятельная работа

16

Тематическое планирование

Тематические области

Количество часов

Неравенства. Оценка результатов арифметических действий

13 часов

Деление на двузначное и трёхзначное число

7 часов

Площадь фигуры

4 часа

Дроби

43 часа

Координатный луч

5 часов

Задачи на движение

25 часов

Углы. Построение. Измерение

11 часов

Диаграммы

5 часов

Графики

14 часов

Обобщение и систематизация знаний

9 часов

Итого

136 часов


Календарно-тематическое планирование

п/п

Планируемые сроки проведения

Тема урока

Основные элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Формы диагностики и контроля на уроке

Планируемые результаты

По плану

Факти-

чески

I четверть (36 часов)

«Математика – 4, часть I»

Неравенства. Оценка результатов арифметических действий. (13 часов)

1 нед.

Решение неравенства

Понятие неравенства.

Решать неравенства вида x>a, x

aнаходить множество решений неравенства.

Читать и записывать неравенства – строгие, нестрогие, двойные и др.

Строить высказывания, используя логические связки «и», «или», обосновывать и опровергать, высказывания (частные, общие, о существовании).

Упорядочивать информацию по заданному основанию, делить текст на смысловые части, вычленять содержащиеся в тексте основные события, устанавливать их последовательность, определять главную мысль текста, важные замечания,

Повторять основной материал, изученный в 3 классе: нумерацию, действия с многозначными числами, решение задач и уравнений изученных видов, множества и операции над ними и др.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Применять правила работы с текстом и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Предметные:

Учащиеся научатся читать, записывать и решать неравенства, находить множество решений неравенства, выполнять вычисления, решать текстовые задачи на движение,

Метапредметные: Определять свои знания и незнания, видеть свои ошибки, устанавливать закономерность, работать в паре, группе, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Личностные: выполнять задания поискового и творческого характера. Приобретать опыт самостоятельной математической деятельности.

Множество решений

Понятие «множество решений неравенства»

Решение учебно-познавательных задач

Строгое и нестрогое неравенство

Понятие строгое и нестрогое неравенство

Индивидуальный устный опрос

Двойное неравенство

Знаки  неравенств. Двойное неравенство

Решение учебно-познавательных задач

2 нед.

Неравенства  

Построение высказываний

 (связки и, или)

Индивидуальный устный опрос

Оценка суммы

Зависимость между компонентами. Решение вычислительных примеров.

С.р.

Оценка разности

Зависимость между компонентами. Решение вычислительных примеров.

Наблюдать зависимости между компонентами и результатами арифметических действий, фиксировать их в речи с помощью эталона.

Исследовать ситуации, требующие предварительной оценки, прогнозирования.

Прогнозировать результат вычисления,

Прогнозировать результат вычисления, выполнять оценку и прикидку арифметических действий.

Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов.

Сравнивать значения выражений на основе взаимосвязи между компонентами и результатами арифметических действий, находить значения числовых и буквенных выражений при заданных значениях букв, исполнять вычислительные алгоритмы.

Различать прямую, луч и отрезок, находить точки их пересечения, определять принадлежность точки и прямой, виды углов, многоугольников.

Составлять задачи с различными величинами, но имеющие одинаковые решения.

Находить объединение и пересечение множеств, строить диаграмму Эйлера – Венна множеств и их подмножеств.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Позитивно относиться к создаваемым самим учеником или его одноклассниками уникальным результатам в учебной деятельности, фиксировать их и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Решение учебно-познавательных задач

Предметные:

Находить приближенные значения, границы, читать, записывать и решать неравенства, текстовые задачи.

Метапредметные:

 работать с информацией, понимать, принимать и сохранить учебную задачу, проводить сравнение, делать выводы, работать в паре, в группе, осуществлять самоконтроль и самооценку, понимать причину своего неуспеха.

Личностные:

Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, использовать полученные знания в повседневной жизни.

Входная контрольная работа

К.р.

3 нед.

Работа над ошибками. Оценка произведения

Зависимость между компонентами произведения. Решение задач. Уравнение.

Решение учебно-познавательных задач

Оценка частного

Зависимость между компонентами частного. Решение задач. Уравнение

Решение учебно-познавательных задач

Прикидка результатов арифметических действий

Зависимость между компонентами и результатами арифметических действий.

С.р.

Прикидка результатов арифметических действий

Зависимость между компонентами и результатами арифметических действий.

Индивидуальный устный опрос

4 нед.

Контрольная работа  по теме «Неравенства»

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибку и корректировать ее, оценивать свою работу.

К.р.

Проверять качество усвоения учебного материала; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы; работать на результат

Деление на двузначное и трёхзначное число (7 часов)

Работа над ошибками.

Деление с однозначным частным

Деление на двузначное число методом прикидки результата.

Строить и применять алгоритмы деления многозначных чисел (с остатком и без остатка), проверять правильность выполнения действий с помощью прикидки, алгоритма, вычислений на калькуляторе.

Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов.

Преобразовывать единицы длины, площади. Выполнять с ними арифметические действия.

Упрощать выражения, заполнять таблицы, анализировать данные таблиц.

Сравнивать текстовые задачи, находить в них сходство и различие, составлять задачи с различными величинами, имеющими одно и тоже решение.

Исследовать свойства чисел, выдвигать гипотезу, проверять ее для конкретных значений чисел, делать вывод о невозможности распространения на множества всех чисел, находить закономерности.

Применять простейшие правила ответственного отношения к своей учебной деятельности и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Решение учебно-познавательных задач

Предметные:

делить с остатком методом прикидки результата, владетьнавыками устных и письменных вычислений, решение составных уравнений, неравенств, текстовых задач.

Метапредметные:

определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу, отвечать на итоговые вопросы урока, оценивать свои достижения, работать в паре, делать выводы.

Личностные:

Развивать заинтересованность в приобретении и расширении знаний, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности..

Деление с однозначным частным (с остатком)

Деление на двузначное число методом прикидки результата.

Индивидуальный устный опрос

Деление на двузначное и трехзначное число

Деление на трехзначное число методом прикидки результата, понятия периметр и площадь прямоугольника.

Решение учебно-познавательных задач

5 нед.

Деление на двузначное и трехзначное число

Деление на трехзначное число методом прикидки результата, понятия периметр и площадь прямоугольника.

Решение учебно-познавательных задач

Деление на двузначное и трехзначное число ( с остатком)

Деление на 10, 100, 1000. Решение составных уравнений, текстовых задач.

Индивидуальный устный опрос

Деление на двузначное и трехзначное число (с остатком)

Деление на 10, 100, 1000. Решение составных уравнений, текстовых задач.

С.р.

Деление на двузначное и трехзначное число

Вычисление с многозначными числами.

Площадь фигуры (4 часа)

6 нед.

Оценка площади

Понятия площадь. Связь с прямоугольником. Границы площади любой фигуры. Решение текстовых задач.

Делать оценку площади, строить и применять алгоритм вычисления площади фигуры неправильной формы с помощью палетки.

Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов.

Строить графические модели прямолинейного равномерного движения объектов, заполнять таблицы соответствующих значений величин, анализировать данные таблиц, выводить формулу зависимостей между величинами.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Применять правила поиска необходимой информации и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Решение учебно-познавательных задач

Предметные:

уметь искать приближенное значение площади по соответствующему алгоритму действий, владеть способом нахождения площади различной формы с помощью палетки, решать примеры на порядок действий, текстовые задачи.

Метапредметные:

определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, исправлять ошибки, делать выводы.

Личностные:

развивать интерес к математике, быть заинтересованным в приобретении и расширении знаний.

Приближенное вычисление площадей

Задачи на вычисление площади. Приближенное значение площади. Способы нахождения. Палетка.

Решение учебно-познавательных задач

Приближенное вычисление площадей

Задачи на вычисление площади. Приближенное значение площади. Способы нахождения. Палетка.

Индивидуальный устный опрос

Контрольная работа по теме  «Деление. Площадь фигуры»

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

К.р.

Проверять качество усвоения учебного материала; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы; работать на результат

Дроби (43 часа)

   7 нед.

Работа над ошибками.

Измерения и дроби

Понятия о дробях как числах, выражающих части единиц счета или измерения, решение составных уравнений, текстовых задач.

Осознавать недостаточность натуральных чисел для практических измерений. Решать старинные задачи на дроби на основе графических моделей.

Наглядно изображать доли, дроби с помощью геометрических фигур и нак числовом луче.

Записывать доли и дроби, объяснять смысл числителя и знаменателя дроби, записывать сотые доли величины с помощью знака процента (%).

Строить алгоритмы решения задач на части, использовать их для обоснования правильности своего суждения, самоконтроля, выявлении и коррекции возможных ошибок.
Сравнивать доли и дроби (с одинаковыми знаменателями, одинаковыми числителями), записывать результаты сравнения с помощью знаков >, <, =.

Решатьзадачи на нахождение доли (процента) числа и числа по его доли (проценту), моделировать решение задач на доли с помощью схем.

Строить графические модели прямолинейного равномерного движения объектов, заполнять таблицы соответствующих значений величин, анализировать данные таблицы, выводить формулы зависимостей между величинами.

Находить объединение и пересечение множеств, строить диаграмму Эйлера – Венна множеств и их подмножеств.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Выстраивать структуру проекта в зависимости от учебной цели и оценивать свое умение это делать  (на основе применения эталона).

Применять правила представления информации и оценивать свое умение это делать  (на основе применения эталона)

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

Решение учебно-познавательных задач

Предметные:

Иметь представление о дробях как числах, выражающих части единиц счета или измерения, иметь представление о делении на равные части (доли предметов), геометрических фигур, умение читать и записывать доли в виде дроби

Метапредметные:.

определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, исправлять ошибки, делать выводы. Слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения в группе.

Личностные:

развивать интерес к математике, быть заинтересованным в приобретении и расширении знаний.

Доли

Представление о делении на равные части (доли) предметов, геом.фигуры. Чтение и запись доли в виде дроби.

Решение учебно-познавательных задач

Сравнение долей

Решение текстовых задач, примеры на порядок действий, сравнение долей.

Индивидуальный устный опрос

Доли. Сравнение долей

Решение текстовых задач, примеры на порядок действий, сравнение долей.

Тест

8 нед.

Нахождение доли числа

Нахождение доли числа и числа по доле.

Решение учебно-познавательных задач

Проценты

Нахождение доли числа и числа по доле. Процент.

Нахождение числа по доле

Нахождение числа по доле, решение текстовых задач, решение примеров на порядок действий.

Задачи на доли

Нахождение числа по доле, решение текстовых задач, решение примеров на порядок действий.

С.р.

9 нед.

Дроби Сравнение дробей

Понятие дробь. Образование дробей, чтение и запись.

Индивидуальный устный опрос

Контрольная работа за 1четверть

К.р.

Работа над ошибками. Сравнение дробей

Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями и Дробей с одинаковыми числителями

Решение учебно-познавательных задач

Дроби. Сравнение дробей

Понятие дробь. Образование дробей, чтение и запись.

2 четверть

10 нед.

Нахождение части от числа

Часть числа, выраженная дробью, решение текстовых задач, составление уравнений.

Находить часть (процент) числа и число по его части (проценту), моделировать решение задач на части с помощью схем.

Строить на наглядной основе алгоритмы решения задач на части, использовать их для обоснования правильности своего суждения, самоконтроля. Выявлении и коррекции возможных ошибок,

Различать и изображать прямоугольный треугольник, достраивать до прямоугольника, находить его площадь по известным длинам катетов.

Строить общую формулу площади прямоугольного треугольника: S = (а * б): 2, использовать ее для решения геометрических задач.

Находить площадь фигур, составленных из прямоугольников и прямоугольных треугольников.

Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Применять простейшие приемы положительного самомотирования к учебной деятельности и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Предметные:

Решать задачи на нахождении числа по доли и доли по числу, геометрические задачи, сравнивать дроби, решать примеры на порядок действий.

Метапредметные:.

определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, исправлять ошибки, делать выводы. Слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения в группе.

Личностные:

развивать интерес к математике, быть заинтересованным в приобретении и расширении знаний.

Нахождение числа по его части

Нахождение числа по его части. Решение текстовых задач, примеров на порядок действий, сравнение дробей.

Решение учебно-познавательных задач

Задачи на дроби

Решение задач на нахождение части числа и числа по его части выраженной дробью

Индивидуальный устный опрос

Задачи на дроби

Решение задач на нахождение части числа и числа по его части выраженной дробью

С.р.

11 нед.

Площадь прямоугольного треугольника

Формула площади прямоугольного треугольника. Решение задач.

Деление и дроби

Представление о неправильной дроби, о черте дроби как знаки делителя.

Строить на наглядной основе алгоритм решения задач на часть (процент), которую одно число составляет от другого, применять его для обоснования правильности своего суждения, самоконтроля, выявления и коррекции возможных ошибок.

Решать задачи на дроби, моделировать их с помощью схем.

Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Применять правила поведения в коммуникативной позиции»организатора» и оценивать (на основе применения эталона).

Индивидуальный устный опрос

Предметные:

Находить часть.которую одно число составляет от другого, решать составные уравнения, примеры на порядок действий, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями.

Метапредметные:.

определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, исправлять ошибки, делать выводы. Слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения в группе.

Личностные:

развивать интерес к математике, быть заинтересованным в приобретении и расширении знаний.

Задачи на нахождение части.

Решение задач на нахождение части.

Задачи на нахождение части

Решение задач на нахождение части.

12 нед.

Контрольная работа №4 по теме «Дроби»

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

К.р.

Проводить контроль качества своего усвоения учебного материала, контролировать свои действия в процессе выполнения задания; исправлять ошибки, делать выводы, работать на результат.

Работа над ошибками. Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

Строить на наглядной основе и применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Строить алгоритм решения задач на часть (процент), которую одно число составляет от другого, применять алгоритм для поиска решения задач, обоснования правильности суждления, самоконтроля,выявления и коррекции возможных ошибок.

Различать правильные и неправильные дроби, иллюстрировать их с помощью геометрических фигур.

Систематизировать решение задач на части (три типа), распространить их на случай , когда части неправильные.

Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Применять правила поведения в коммуникативной позиции «арбитра» и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Решение учебно-познавательных задач

Предметные:

Иметь представление о правильных и неправильных частях величин, решать задачи и примеры с дробными числами, составные уравнения, примеры на порядок действий, пользоваться формулой деления с остатком..

Метапредметные:.

определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, исправлять ошибки, делать выводы. Слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения в группе.ориентироваться в своей системе знаний. отличать новое от уже известного.

Личностные:

развивать интерес к математике, быть заинтересованным в приобретении и расширении знаний.Быть мотивированным к учебной деятельности.

.

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Индивидуальный устный опрос

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

13 нед.

Правильные и неправильные дроби

Понятие правильные и неправильные дроби

Индивидуальный устный опрос

Правильные и неправильные части величин

Правильные и неправильные части величин

Задачи на части с неправильными дробями

Решение задач.

Задачи на части с неправильными дробями

Решение задачи и примеров с дробными числами составных уравнений.

С.р.

14 нед.

Смешанные числа

Понятие смешанного числа. Преобразование в неправильную дробь.

Изображать дроби и смешанные числа с помощью геометрических фигур и на числовом луче, записывать их, объяснять смысл числителя и знаменателя дроби, смысл целой и дробной части смешанного числа.

Преобразовывать неправильную дробь в смешанное число и обратно.

Строить на наглядной основе и применять для вычисления алгоритмы сложения и вычитания смешанных чисел с одинаковыми знаменателями в дробной части, обосновывать с помощью алгоритма правильность действий, осуществлять пошаговый самоконтроль, коррекцию своих ошибок.

Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства с использованием

Решать составные уравнения с комментированием по компонентам действий.

Составлять задачи по заданным способам действий, схемам, таблицам, выражениям.

Применять правила командной работы в совместной учебной деятельности и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Применять простейшие правила ведения дискуссии, фиксировать существенные отличия дискуссии от спора и оценивать свое умение это делать  (на основе применения эталона).

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлятьпричину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

Решение учебно-познавательных задач

Предметные:

Решать задачи на части, составные уравнения, научиться преобразовывать неправильную дробь в смешанное число и обратно, решать вычислительные примеры, текстовые задачи.уравнения и неравенства с использованием новых случаев действий с числами, составлять задачи по заданным способам действий, схемам, таблицам, выражениям.

Метапредметные:.

определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, исправлять ошибки, делать выводы. Слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения в группе.

Личностные:

развивать интерес к математике, быть заинтересованным в приобретении и расширении знаний.

.

Выделение целой части из неправильной дроби

Выделение целой части из неправильной дроби. Решение задач на части. Примеры на порядок действий.

Выделение целой части из неправильной дроби

Выделение целой части из неправильной дроби. Решение задач на части. Примеры на порядок действий.

Индивидуальный устный опрос

Запись смешанного числа в виде неправильной дроби

Запись смешанного числа в виде неправильной дроби. Решение задач на части.

Решение учебно-познавательных задач

15 нед.

Запись смешанного числа в виде неправильной дроби

Запись смешанного числа в виде неправильной дроби. Решение задач на части.

С.р.

Сложение и вычитание смешанных чисел

Алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.

Индивидуальный устный опрос

Сложение смешанных чисел с переходом через единицу

Алгоритм сложения и вычитания смешанных чисел.

Тест

Вычитание смешанных чисел с переходом через единицу

Вычитание смешанных чисел.

16 нед.

Контрольная работа за 1-е полугодие

К.р.

Работа над ошибками. Сложение и вычитание смешанных чисел.

Сложение и вычитание смешанных чисел

 Сложение и вычитание смешанных чисел

Частные случаи сложения и вычитания смешанных чисел. Решение задач.

Систематизировать и записывать в буквальном виде свойства натуральных чисел и частные случаи сложения и вычитания с 0 и 1, распространить их на сложение и вычитание дробей и смешанных чисел.

Сравнивать разные способы сложения и вычитания дробей и смешанных чисел, выбирать наиболее рациональный способ.

Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Применять правила и приемы бесконфликтного взаимодействия в учебной деятельности, а в спорной ситуации – приемы выхода из конфликтной ситуации и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Индивидуальный устный опрос

 Частные случаи сложения и вычитания смешанных чисел

Частные случаи сложения и вычитания смешанных чисел Решение текстовых задач, уравнений.

Индивидуальный устный опрос

Предметные:

Решать задачи на части, составные уравнения, научиться преобразовывать неправильную дробь в смешанное число и обратно, решать вычислительные примеры, текстовые задачи.уравнения и неравенства с использованием новых случаев действий с числами, составлять задачи по заданным способам действий, схемам, таблицам, выражениям.

Метапредметные:.

определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, исправлять ошибки, делать выводы. Слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения в группе.

Личностные:

развивать интерес к математике, быть заинтересованным в приобретении и расширении знаний.

3 четверть

17 нед.

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Решение текстовых задач, уравнений.

Преобразование смешанных чисел

Преобразование смешанных чисел. Сложение и вычитание смешанных чисел

Решение учебно-познавательных задач

Рациональные вычисления со смешанными числами

С.р.

Предметные:

Оперировать понятиями "Шкала", "Цена деления", "Числовой луч". Выполнять действия со смешанными числами.

Метапредметные:.

определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, исправлять ошибки, делать выводы. Слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения в группе. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученный на уроке.

Личностные:

развивать интерес к математике, быть заинтересованным в приобретении и расширении знаний.

Координатный луч (5 часов)

Шкалы

Понятие шкала, цена деления, решение уравнений.

Определять цену деления шкалы, строить шкалы по заданной цене деления, находить число, соответствующее заданной точке на шкале.

Изображать на числовом луче натуральные числа, дроби, сложение и вычитание чисел.

Определять координаты точек координатного луча, находить расстояние между ними.

Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Строить модели движения точек на координатном луче по формулам и таблицам.

Исследовать зависимости между величинами при равномерном движении точки по координатному лучу, описывать наблюдения, фиксировать результаты с помощью таблиц, строить формулы зависимостей, делатьвывод.

Применять исследовательский метод в учебной деятельности и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

18 нед.

Числовой луч

Понятий «числовой луч».

Индивидуальный устный опрос

Координаты на луче

Понятие «координаты на числовом луче».Решение задач с дробями и многозначными числами.

Индивидуальный устный опрос

Расстояние между точками координатного луча

Прием нахождения расстояния между точками числового луча. Решение уравнений.

Шкалы. Координатный луч .

Понятие шкала. Координаты на числовом луче.

С.р.

Задачи на движение (25 часа)

19 нед.

Движение точек по координатному лучу

Числовой луч. Вычитание смешанных чисел.

Движение точек по координатному лучу

Движение числового луча. Модель движения. Решение задач на движения.

Индивидуальный устный опрос

Одновременное движение по координатному лучу

Понятие одновременного движения по числовому лучу. Вычислительные действия с дробями.

Решение учебно-познавательных задач

Скорость сближения и скорость удаления

Понятия «скорость сближения» и «скорость удаления».

Систематизировать виды одновременного равномерного движения двух объектов: навстречу друг другу, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием.

Исследовать зависимости между величинами при одновременном равномерном движении объектов по координатному лучу, заполнять таблицы, строить формулы скорости сближения и скорости удаления объектов, применять их для решения задач на одновременное движение.

Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Применять правила формулирования умозаключения по аналогии и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Решение учебно-познавательных задач

Предметные:

Различать понятия "Скорость сближения", "Скорость удаления", решать задачи на движения, читать и строить модели встречного движения, находить закономерности изменения расстояния между движущимися объектами.

Метапредметные:.

определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, исправлять ошибки, делать выводы. Слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения в группе.

Личностные:

Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.использовать полученные знания  в повседневной жизни.

20 нед.

Скорость сближения и скорость удаления

Задачи на движения.

Скорость сближения и скорость удаления

Задачи на движения.

Индивидуальный устный опрос

Скорость сближения и скорость удаления

Задачи на движения.

С.р.

Встречное движение

Модель встречного движения. Закономерность изменения расстояния между движущ. объектами.

Решение учебно-познавательных задач

21 нед.

Встречное движение

Модель встречного движения. Закономерность изменения расстояния между движущ. объектами.

Индивидуальный устный опрос

Движение в противоположных направлениях

Модели движения противоположных направлениях, закономерность изменения расстояния в зависимости от времени движения.

Исследовать изменение расстояния между одновременно движущимися объектами для всех 4 выделенных случаев одновременного движения, заполнять таблицы, выводить соответствующие формулы, применять их для решения составных задач на одновременное движение.

Строить формулу одновременного движения (s = vt), применять ее для решения задач на движение:

  • анализировать задачи,
  • строить модели,
  • планировать и реализовывать решение,
  • искать разные способы решения,
  • выбирать наиболее удобный способ,
  • соотносить полученный результат условием задачи,
  • оценивать его правдоподобие.

Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов.

Строить формулы зависимостей между величинами на основе анализа данных таблиц.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Уважительно относиться к чужому мнению, проявлять терпимость к особенностям личного собеседника, применять правила сотрудничества в учебной деятельности и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Тест

Предметные:

Решать задачи на части, составные уравнения, научиться преобразовывать неправильную дробь в смешанное число и обратно, решать вычислительные примеры, текстовые задачи.уравнения и неравенства с использованием новых случаев действий с числами, составлять задачи по заданным способам действий, схемам, таблицам, выражениям. Знать формулы одновременного движения, решать задачи по формулам.

Метапредметные:.

определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, исправлять ошибки, делать выводы. Слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения в группе.

Личностные:

развивать интерес к математике, быть заинтересованным в приобретении и расширении знаний.

Встречное движение и движение в противоположных направлениях

Модели движения противоположных направлениях, закономерность изменения расстояния в зависимости от времени движения. Решение задач на движение.

Решение учебно-познавательных задач

Движение вдогонку

Зависимость между расстоянием, скоростью и временем движения вдогонку. Формулы.

22 нед.

Движение с отставанием

Формулы зависимости расстояния скорости и времени движения при движении с отставанием.

Индивидуальный устный опрос

Движение вдогонку с отставанием

Формулы зависимости расстояния скорости и времени движения при движении с отставанием

С.р.

Формула одновременного движения (встречное)

Формула одновременного движения

Индивидуальный устный опрос

Формула одновременного движения  (встречное)

Формула одновременного движения, задачи на встречное движение.

Индивидуальный устный опрос

23 нед.

Формула одновременного движения (вдогонку)

Задачи на движения вдогонку.

Формула одновременного движения (вдогонку)

Задачи на движения вдогонку.

С.р.

Задачи на одновременное движение.

Решение задач на движение.

92.

Задачи на одновременное движение.

Решение задач на движение.

Решение учебно-познавательных задач

93.

24 нед.

Задачи на одновременное движение всех типов

Решение задач на движение.

Индивидуальный устный опрос

94.

Контрольная работа по теме «Решение задач на движение»

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

К.р.

Решать задачи на встречное движение, движение в противоположных направлениях, движение вдогонку, движение с отставанием, находить проценты от числа; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы; работать на результат.

95.

Работа над ошибками.

Действия над составными именованными числами

Решение задач, операции с составными именованными числами, площадь треугольника.

Преобразовывать, сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить на число значения величин.

Исследовать ситуации, требующие перехода от одних единиц площади к другим.

Упорядочивать единицы площади и устанавливать   соотношения между ними.

Определять круг задач, которые позволяет решать новое знание, устанавливатьспособ его включения в систему знаний и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Решение учебно-познавательных задач

Предметные:

Вводить приемы решения задач, воспроизводить соотношение между единицами площади, решать задачи с именованными числами.

Метапредметные:.

определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, исправлять ошибки, делать выводы. Слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения в группе.

Личностные:

развивать интерес к математике, быть заинтересованным в приобретении и расширении знаний.

96.

Новые единицы площади: ар, гектар

Понятия ар, гектар. Решение задач на движение.

97.

25 нед.

Действия над составными именованными числами

Решение задач. Соотношение между единицами площади при переводе значений величин, выраженных в единицах одних наименований в другие.

Индивидуальный устный опрос

Углы. Построение. Измерение (11 часов)

98.

Сравнение углов

Измерение углов. Транспортир. Виды углов.

Моделировать разнообразные ситуации расположения углов в пространстве и на плоскости, описывать их, сравнивать углы на глаз, непосредственным наложением и с помощью различных мерок.

Измерять углы и строить с помощью транспортира.

Распознавать и изображать развернутый угол, смежные и вертикальные углы, центральные и вписанные в окружность укглы.

Исследовать свойства фигур с помощью простейших построений и измерений (свойство суммы углов треугольника, центрального угла окружности ит.д.).выдвигать гипотезы, делать вывод об отсутствия  у нас пока метода их обоснования.

Преобразовывать, сравнивать и выполнять арифметические действия с именованными числами.

Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов, составлять выражения, формулы зависимостей между величинами.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Применять уточненный алгоритм исправления ошибок проведения рефлексии ошибок и алгоритм проведения рефлексии своей учебной деятельности, оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Предметные:

Знать виды углов, оперировать понятием биссектрисы, владеть приемом сравнения углов, измерением, владеть навыком измерения углов в градусах.

Метапредметные:.

определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, исправлять ошибки, делать выводы. Слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения в группе. Рассуждать и применять знания в измененных условиях.

Личностные:

развивать интерес к математике, быть заинтересованным в приобретении и расширении знаний.

99.

Развернутый угол. Смежные углы

Понятия «развернутый угол», «смежные углы».

Решение учебно-познавательных задач

100.

Измерение углов Угловой градус

Виды углов, сравнение. Решение задач.

С.р.

101.

26 нед.

Угловой градус. Транспортир

Понятие «угловой градус», измерение углов в градусы.

102.

Контрольная работа за 3четверть

Транспортир – прибор для измерения углов. Вертикальный угол.

К.р.

103.

Работа над ошибками. Сумма и разность углов

Сумма и разность углов

Решение учебно-познавательных задач

104.

Сумма углов треугольника

Построение углов треугольника.

105.

4 четверть

27 нед.

Измерение углов транспортиром

Транспортир. Измерение углов. Понятие «вертикальный угол».

Решение учебно-познавательных задач

106.

Построение углов с помощью транспортира. Вписанный угол

Алгоритм построения углов.

107.

Построение углов с помощью транспортира. Центральный угол

Центральный угол.

Индивидуальный устный опрос

108.

Построение углов с помощью транспортира

Построение углов с помощью транспортира

Тест

Диаграммы (5 часов)

109.

28 нед.

Круговые диаграммы

Понятие «круговая диаграмма». Построение, анализ.

Читать, строить, анализировать и интерпретировать данные круговых, столбчатых и линейных диаграмм.

Находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

Строить формулы зависимостей между величинами на основе анализ данных таблиц.

Систематизировать изученные формулы зависимостей между величинами.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Фиксировать 15 шагов учебной деятельности, и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Предметные:

Строить, анализировать круговые диаграммы, строить формулы зависимости между величинами на основе анализа данных таблиц.

Метапредметные:.

определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, исправлять ошибки, делать выводы. Слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения в группе.

Личностные:

развивать интерес к математике, быть заинтересованным в приобретении и расширении знаний.

110.

Столбчатые и линейные диаграммы

Понятия столбчатые и линейные диаграммы. Их построения, анализ.

Индивидуальный устный опрос

111.

Диаграммы

Круговые, столбчатые и линейные диаграммы. Построение, анализ.

С.р.

112.

Преобразование именованных чисел. Углы

Именованные числа. Преобразования. Виды углов.

113.

29 нед.

Контрольная работа по теме «Угол»

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее., оценивать свою работу.

К.р.

Измерять углы транспортиром, строить углы, складывать и вычитать смешанные числа, находить процент от числа; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы; работать на результат.

Графики (14 часов)

114.

Работа над ошибками.

Игра «Морской бой». Пара элементов

Понятия «пара элементов», «координаты».

Строить координатный угол на осях, обозначать начало координат, ось абсцисс, ось ординат, координаты точек внутри угла и на осях, определять координаты точек. Строить точки по их координатам.

Кодировать и передавать изображения, составленные из одной или несколько ломаных линий.

Решать вычислительные примеры, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов, преобразовывать и выполнять действия с именованными числами, исследовать свойства геометрических фигур.

Выполнять задания поискового и творческого характера.

Фиксировать  15 шагов коррекционной деятельности, применять правила саморазвития своих качеств и оценивать свое умение это делать (на основе применения эталона).

Решение учебно-познавательных задач

Предметные:

Ориентироваться в координатах на плоскости, оперировать понятиями "пара элементов", "координата".

Метапредметные:.

определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, исправлять ошибки, делать выводы. Слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения в группе.

Личностные:

развивать интерес к математике, быть заинтересованным в приобретении и расширении знаний.

115.

Передача изображений

Координатная плоскость. Ориентирование в координатах на плоскости.

Индивидуальный устный опрос

116.

Передача изображений

Координатная плоскость. Ориентирование в координатах на плоскости.

С.р.

117.

30 нед.

Координаты на плоскости

Понятия «координатный угол», «ось абсцисс», «ось ординат». Запись.

Решение учебно-познавательных задач

118.

Построение точек по их координатам

Способы построения точек по их координатам.

119.

Точки на осях координат

Способы построения точек по их координатам.

Индивидуальный устный опрос

120.

Кодирование фигур на плоскости

Построение точек по их координатам. Воспроизведение изображений различных фигур.

121.

31 нед.

Координатный угол

Построение точек по их координатам. Воспроизведение изображений различных фигур.

Строить графики движения по словесному описанию, формулам. Таблицам.

Читать, анализировать, интерпретировать графики движения, составлять по ним рассказы.

Решать вычислительные примеры.ка, текстовые задачи, уравнения и неравенства изученных типов, сравнивать и находить значения выражения на основе свойств чисел и взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий, вычислять площадь фигур и объем прямоугольного параллелепипеда. Выполнять задания поискового и творческого характера.

Согласовывать и применять правила адаптации ученика в новом коллективе, принятия нового ученика в свой коллектив.

Индивидуальный устный опрос

Предметные:

Строить точки по их координатам, воспроизводить изображения различных фигур.

Метапредметные:.

определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, исправлять ошибки, делать выводы. Слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения в группе.

Личностные:

развивать интерес к математике, быть заинтересованным в приобретении и расширении знаний.

122.

График движения

Понятие «график движения». Построение графика движения объекта.

Решение учебно-познавательных задач

123.

Чтение графиков движения

Понятие «график движения». Построение графика движения объекта. Анализ.

С.р.

124.

Изображение на графике времени и места встречи движущихся объектов

Построение графика движения. Анализ. Изображение на графике время, место встречи объектов.

Решение учебно-познавательных задач

125.

32 нед.

Чтение и построение графиков движения объектов, движущихся в противоположных направлениях

Построение графика движения. Анализ. Изображение на графике время, место встречи объектов. Формулы для вычисления площади геометрических фигур.

Индивидуальный устный опрос

126.

Чтение и построение графиков движения

Построение графика движения. Анализ. Изображение на графике время, место встречи объектов. Формулы для вычисления площади геометрических фигур.

Решение учебно-познавательных задач

127.

Контрольная работа по теме «Графики»

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях.

Контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действий.

Выявлять причину ошибки и корректировать ее, оценивать свою работу.

К.р.

Строить графики движения, анализировать их, строить фигуры по ординатам вершин, выполнять действия с многозначными числами, решать задачи, контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, работать на результат.

Обобщение и систематизация знаний (9 часов)

128

Работа над ошибками

Повторение.Нумерация многозначных чисел

Решение задач, уравнений. Нахождение площади, периметра. Порядок действий.

Повторять и систематизировать изученные знания.

Применять изученные способы действий для решения задач в типовых и поисковых ситуациях, обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу.

Пошагово контролировать выполняемое действие, при  необходимости выявлятьпричину ошибки и корректировать ее.

Кодировать и расшифровывать изображения на координатной плоскости, составлять и строить графики движения, описывать ситуацию, представленную графиком.

Строить проект: определять его цель, план. Результат, его связь с решением жизненно важных проблем.

Собирать информацию в справочной литературе, интернет – источниках,  составлять сборник «Творческие работы 4 класса».

Работать в группах: распределять роли между членами группы, планировать работу, распределять виды работ, определять сроки, представлять результаты с помощью таблиц, диаграмм, графиков, средств ИКТ, оценивать результат работы.

Систематизировать свои достижения, представлять их, выявлять свои проблемы, планировать способы решения проблем.

Решение учебно-познавательных задач

Предметные:

Читать, записывать, сравнивать многозначные числа, представлять в виде суммы разрядных слагаемых.

Метапредметные:

определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения, работать в паре. Контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, договариваться о правилах поведения работы в группе; работать на результат.

Личностные:

развивать интерес к математике, быть заинтересованным в приобретении и расширении знаний.

129

33 нед.

Повторение. Нумерация многозначных чисел.

Многозначные числа, нумерация. Чтение, запись, сравнение.

Тест

130

Решение задач

Решение задач разных видов

Индивидуальный устный опрос

Вычислять периметр многоугольника, решать задачи на движение, контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, работать на результат.

131

Переводная контрольная работа

К.р.

132

Работа над ошибками.

Решение задач

133

34 нед.

Решение уравнений.

Решение уравнений.

 Работа с многозначными числами.

Индивидуальный устный опрос

Предметные:

Решать задачи на нахождение части числа, числа по его части, выполнять задания алгебраического характера, раскрывать свои потенциальные возможности в изучении математики.

Метапредметные:.

определять и формулировать цель урока, понимать учебную задачу урока, работать в паре, контролировать свои действия в процессе выполнения задания, исправлять ошибки, делать выводы. Слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения в группе.

Личностные:

развивать интерес к математике, быть заинтересованным в приобретении и расширении знаний.

134

Именованные числа.

Свойства сложения и умножения. Работа над именованными числами, решение задач.

Индивидуальный устный опрос

135

Задачи на движение.

Решение задач. Нахождение площади, периметра.

136

Действия с многозначными числами.

Решение задач составных уравнений. Действия с многозначными ч.

Материально-техническоеобеспечениеобразовательногопроцесса,осуществляемогопокурсу«Математика»

  1. Программа Л.Г. Петерсон. Математика: программа начальной школы 1–4  «Учусь учиться» по  образовательной системе деятельностного метода обучения « Школа 2000…»
  2. Л.Г. Петерсон. Математика    Учебник: 4 класс.   В 3 частях
  3. Л.Г. Петерсон и др. Самостоятельные и контрольные работы для начальной школы: 4 класс. В 2 частях.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках математики, относятся:

  • проектор;
  • компьютер.
  • Мультимедийная доска

Приложение

Лист корректировки учебной программы

№ урока

Тема урока

Причина корректировки

Способ корректировки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России Календарно-тематическое планирование по математике 2 класс школа России

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено для 2 класса по Умк школа России...

Рабочая программа по математике (1 класс), разработанная на основе авторской программы «Математика» Рудницкой В.Н. в рамках проекта «Начальная школа XXI века»

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ № 373 от «6» октября 2009 г.), требо...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

Рабочая программа по математике 4 класс. Учебник: 1.Дорофеев Г. В. Математика, учебник 4 класс/ Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. -М.: Просвещение,2014.

Аннотацияк календарно-тематическому планированиюпо математике  4 Б класса  1.    Количество часов: 136 часов, 4 часа в неделю.2.    Учитель:  Валиулли...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по математике. 1 класс.( Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник по математике для 1 класса в 2 частях.)

Математика(132 часа в год, 4 часа в неделю)Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., учебник для 1 класса в 2 частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начал...