МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

КОНСПЕКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_treugolniki.docx102.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе

Тема урока: 

 Треугольник.

Тип:  урок ознакомления с новым материалом.

Задачи:

  • учить определять под руководством учителя учебную задачу урока
  • учить планировать выполнение учебной задачи урока
  • формировать знания о способах образования натуральных чисел;
  • учить отличать треугольник от других фигур;
  • учить чертить треугольник и давать ему имя буквами алфавита
  • учить работать в парах

Планируемые результаты

Предметные:

  • Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа
  • Определять место каждого числа в этой последовательности
  • Писать цифры от 1 до 3
  • Соотносить цифру и число 3
  • Образовывать следующее число прибавлением 1 к  предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел.
  • Составлять  числа от 2 до 3 из пары чисел.

Метапредметные:

регулятивные -  учится принимать  учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

познавательные -  ориентироваться в информационном материале учебника (через систему навигации: начало урока, образец для выполнения в тетради); совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (при работе с учебником (текст, иллюстрация)), понимать простейшие модели; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учиться строить простые рассуждения.

коммуникативные -  использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Личностные:

  • проявлять положительное отношение к учебному предмету
  • проявлять интерес к новому учебному материалу.
  • проявлять уважительного отношения к иному мнению
  • проявлять  самостоятельность, личную ответственность за свои поступки
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества;

Ресурсы урока: учебник «Математика» (1 класс, часть 1),  Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.,Рабочая тетрадь по математике (часть 1), электронное приложение к учебнику «Математика»

Оборудование:  мультимедийный проектор, классная доска  с набором приспособлений для крепления наглядности, магнитная доска, компьютер с монитором, индивидуально у каждого учащегося  раздаточный материал из приложения к учебнику

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

  1. Организационный момент

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

2. Актуализация необходимых знаний

Мотивация познавательной деятельности.

Устный счет.

  1. Счет от 1 до 10 и обратно
  2. Назовите «соседей» числа 3,5,7,9
  3. Числа «заблудились». Расположи числа в порядке возрастания:  2,1,4, 5,7,6, 8,9,10
  4. Какое число пропущено? ( 3)

-На прошлом уроке мы научились обозначать это число цифрой 3, повторим её написание.

ЭП слайд №3

  • Письмо по образцу цифры 3 в тетради

Работа в тетради.

  1. Запишите число, которое на 1 меньше, чем число 2 (1)
  2. Запишите число, следующее при счете за числом 1 (2)
  3. Запишите число, которое на 1 больше, чем число 2 (3)

-Какой ряд чисел у вас получился? Как располагаются числа? Продолжите запись этой закономерности.

Повторение пройденного материала

-Как же образовалось число 3? (Рисунок на доске)

  • Рассмотри множество точек в овале
  • Сколько всего точек в множестве? 3
  • На сколько частей разделено множество точек? На 2 части: множество синих и множество красных точек.
  • Сколько из них синих точек? 2
  • Сколько из них красных точек? 1
  • Какие числовые равенства можно составить по рисунку?

2+1=3

1+2=3

3-1=2

3-2=1

Формулируем вывод:

  • если сложить части, получим целое,
  • из целого отнять одну часть, останется другая часть

Работа в тетради на ПО стр 49 №4

  • Составь равенство по рисунку

  • Устный счет хором, по рядам, индивидуально, в парах

  • Восстанавливают последовательность чисел на доске

  • Смотрят, сравнивают, проговаривают, пишут в воздухе за учителем, прописывают цифру 3 самостоятельно по образцу

  • Запись чисел в тетрадь через клеточку: 3  3  3  3  3

  • Запись закономерности в тетрадь :123  123  123

  • 3 точки всего

  • На 2 части: множество синих и множество красных точек
  • 2 синих точки
  • 1 красная точка
  • Пишут в тетради:

2+1=3

1+2=3

3-1=2

3-2=1

  • Повторяют вывод, состав числа три

  • Самостоятельное выполнение, фронтальная проверка

Физкультминутка. Скороговорки. В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.

                                                         Три сороки тараторки тараторили на горке.

  1. Постановка учебной задачи

«Открытие» нового знания детьми

Цифра 3 пригласила к нам на урок своих лучших друзей. Назвав их, мы узнаем тему нашего урока.

ЭП к учебнику

Слайд 1(1)

  • Как называются эти геометрические фигуры?
  • Что вы о них можете рассказать?
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Чем похожи? (3 стороны, 3 вершины, 3 угла)

Слайд 1(2)

- Сравнение ответов с объяснением, дополнение

  • Что мы не знали о треугольнике?
  • Какая фигура называется треугольником?

  • Просмотр слайдов

  • сравнивают: треугольники отличаются по размеру, цвету; похожи по форме
  • Прослушивание объяснения, сравнение ответов.
  • Формулируют вывод: У треугольника 3 вершины, 3 стороны, 3 угла. Треугольник обозначается указанием его вершин.

Физкультминутка.

Раз — подняться, подтянуться, потянуться
Два — согнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

 И за парту сесть опять,
Начинаем мы писать.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

 Учебник стр 60 №1 + ЭП

Начертить в тетради треугольник, следуя инструкции учителя: 

Слайд 2

  • Поставьте точку в углу клеточки, отсчитайте вправо 4 клетки, поставьте вторую точку, от первой точки отсчитайте вправо 2 клетки и три клетки вверх, поставьте третью точку, соедините точки по линейке отрезками.
  • Проверь себя по образцу
  • Обозначьте треугольник печатными буквами А, Б, В

  • Чертят треугольник в тетради и обозначают печатными буквами

  • Сравнение чертежа по образцу на доске

  1. Закрепление знаний и способов действий

Работа в тетради на ПО стр 48 №1

  • Самостоятельная работа. Проверка 2 человека у доски

Физкультминутка. Упражнения для глаз «День. Ночь»

Учебник стр 60 №2. Работа с раздаточным материалом

  • Где в окружающем нас мире  можно увидеть

предметы, напоминающие треугольник?

  • Выкладывание треугольников по заданию учебника, согласно готовому образцу.

Триз.

  • Посмотрите на рисунок и сосчитайте, сколько треугольников вы видите: (8)
  • Найдите лишнюю геометрическую фигуру

Докажи, почему лишняя?

  • Выкладывают фигуры под диктовку учителя, сверяют с образцом

  • Считают, дают предположительные ответы.
  • Установление правильного ответа, путём пересчитывания
  • Нахождение лишней геометрической фигуры.

  • Делается сравнительная характеристика количества сторон фигур.

6. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока

  1. Чего не хватает на чертеже треугольника?

Что нового узнали сегодня на уроке о треугольнике?

  1. Какое задание вам показалось самым интересным?
  2. Какое задание вам показалось самым трудным?

Формулируют вывод: У треугольника 3 вершины, 3 стороны, 3 угла. Треугольник обозначается указанием его вершин.

рок  математики  в 1 классе
( система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)
Тема. Сравнение величин с помощью схем и формул.
Цель. Отработка способов фиксации результатов измерения с помощью схем и формул и подбор величин по указанным параметрам.
Тип урока. Урок решения частных задач.
Учебный материал:  
Александрова Э.И. Математика. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы ( Система  Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) В 2 – х  кН. Кн. 1. – 4 – е изд. – М.: ВИТА - ПРЕСС, 2003
Александрова Э.И. Рабочие тетради по математике: № 3,4, 1 класс.- М.: ВИТА – ПРЕСС, 2008
Ход урока
А. - Ребята, сегодня мы опять отправляемся в удивительную страну величин.
- По каким признакам мы научились сравнивать предметы?
- Ответы детей ( длина, ширина, площадь, периметр, количество ,  масса, форма, цвет, объем и т.д.), при этом учитель вывешивает карточки с буквами, которыми  обозначаются соответствующие величины.
- Какие из этих признаков принято называть величинами в математике?
- Ответы детей, по ходу учитель подчеркивает буквы.  
- Почему такие признаки, как материал, цвет, форма и т.д. не являются величинами?
- Эти признаки нельзя измерить. Про них нельзя сказать,  какой из них больше или меньше.
Б.  Сравнение  объемов  жидкости в сосудах и фиксация результатов  сравнения.
1. Посмотрите на эти сосуды.
- Учитель показывает два одинаковых по форме и размеру сосуда с разным уровнем жидкости в них.
- Сравните , пожалуйста, объем жидкости в этих сосудах. Для удобства объем жидкости  в 1- м  сосуде обозначен буквой  А, а во 2- м  сосуде – В.
- Ответ детей :объемы воды в сосудах неравны, величина А больше, чем величина В.
- Петя : надо поставить эти сосуды рядом и посмотреть, где воды меньше. Эти колбы одинаковые, значит там воды больше, где уровень больше. Это левый сосуд.
- Дети  - «+»
- Почему мы  сразу можем сказать, в каком сосуде объем жидкости больше?
- Эти сосуды одинаковы по высоте, по форме, размеру.
- Как нам зафиксировать на доске и в тетрадях результаты сравнения?
- Можно нарисовать эти сосуды и показать значком, в какой больше налили воды.
- А можно начертить схемы и записать формулы. В левом сосуде уровень воды выше , значит, и объем жидкости в нем больше.
- Дети записывают  в тетрадях схему и формулу А > В.

khayrullina_fk2_pic1

- Ученики  работают у доски.
- Дети оценивают ответ: «+», «-»
- А можно ли записать другой формулой , в каких отношениях при сравнении находятся эти величины?
- Да, В <   А.
2.  Учитель показывает два одинаковых по форме и размеру стакана с одинаковым  количеством воды. Объем воды в 1- м  стакане обозначен буквой Т, а во 2- м  стакане – О.

- Воды в стаканах одинаково. Стаканы одинаковые. Вода на одном уровне.
Значит, объемы воды  в сосудах равны.
- Зафиксируйте результат сравнения схемой и формулой. Ребенок у доски. Оценивание.  Т = О, О = Т.
- Учитель. Вы просто молодцы!  Я приготовила еще сосуды для сравнения объема воды в них , но утром так торопилась, что забыла дома. Но задание мне кажется очень интересным, и не хочется его откладывать  на завтра. Поэтому я сделала рисунок этих сосудов с жидкостью. Сравните  объем жидкости в них.
3. Учитель показывает  рисунок двух сосудов разной формы и ширины, одинаковых по высоте, с одинаковым уровнем воды в них. Зафиксируйте отношение этих величин с помощью схемы и формулы. Дети работают самостоятельно. Учитель  вызывает для ответа ученика, у которого неверная схема.

khayrullina_fk2_pic2

-  Петя: объемы жидкости в этих сосудах равны
- Дети показывают знак несогласия «-»
- Оля: Я с тобой не согласна. Правый сосуд шире и воды в него поместилось  больше . Значит схема будет такой и формула такой: V <   V,  V >  V
- Дети оценивают ответ.
4. Учитель показывает рисунок тех же сосудов, но с разным уровнем воды в них.
- В первом сосуде уровень воды намного выше, значит в нем воды больше.
- Но второй сосуд намного шире первого, воды может быть в нем больше.
- Если бы были одинаковые сосуды, мы бы тогда легко сравнили.
- Учитель: Как бы вы сравнили объем, если бы у вас были эти сосуды?
- Можно перелить воду из этих сосудов в одинаковые  по форме и высоте.
- Можно отметить уровень воды в одном сосуде, слить из него воду в любую другую баночку, а содержимое другого сосуда влить на ее место. А  сейчас мы ничего не можем сказать, это ловушка.  V   Л  V
- Физкультпауза.
В.Определение , к каким длинам полосок какие формулы относятся.
- Молодцы! Вы научились сравнивать 2  величины, научились по схеме составлять формулы!
- А теперь попробуем сравнить 4 величины.
- Жили – были 4 величины А, В, С и К. (На доске - полоски,  на парте – такой же комплект полосок). Каждый  раз они спорили о том, кто из них  длиннее, а кто короче. Полоски не сравнивали себя ни по цвету, ни по площади. Они сравнивали себя по длине. Один  ученый  - математик наблюдал за их  действиями и решил записать историю о них в формулах.
(Вывешивается лист с формулами : A = B, B <  C , C  >  K)
- Расположите полоски так, чтобы каждому стало ясно, какая из них длиннее, а какая короче.
На доске.

khayrullina_fk2_pic3

A  =  B
B  <  C  
C  >  K  
- У доски работает пара ребят. Оценивание работы. А у кого по – другому?
- «На глазок» трудно сравнивать длину полосок , если они не находятся рядом, один под другим, и у них не совпадают начала или концы.
- Учитель: нет возможности выполнить это задание?
- Выполнить можно. Надо  наложить  полоски  друг на друга, чтобы один конец совпал с другим или  приложить друг к другу.

khayrullina_fk2_pic4

- 2 ребенка выполняет эту работу у доски
- В результате измерения выясняется, что здесь  пара одинаковых, равных полосок по длине, а длина третьей  полоски  больше длины пары, а 4 –ая  короче этой пары.
- Какие величины можно обозначить буквами А, В, С и К?
- Куда мы должны посмотреть, чтобы догадаться какая буква соответствует каждой из этих величин?

- Какие формулы  забыл записать ученый  математик?
- Дети предлагают варианты
- B <  K,  K > B ;    C > K,   K <  C ,   K <  D,    D > K, C > A,   D > A ,  A <  C,  A < D ;    B <  D,   D > B
- Молодцы! Вот сколько новых формул вы еще смогли записать. И как вы это делаете?
- Сравниваем длину одной полоски  с длиной всех остальных.
- Каждую формулу можно записать два раза, поменяв местами буквы.

khayrullina_fk2_pic5

- Да, вы,  просто настоящие исследователи!
- На следующем уроке мы научимся по формуле строить схемы.
- Мне очень понравилось, как вы работали.
- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: математика Класс 1 Тема «Сложение» Программа традиционная «Гармония»

Разъяснить смысл сложения и познакомить младших школьников с той  терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на ...

Предмет: математика Класс: 1б Учебник: УМК «Планета знаний» Тема урока: Больше на … Меньше на …

Предмет математика, класс 1, учебник "Планета знаний", тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний, оборудование: проектор, компьютер, карточки для самооценивания, карточки для теста, ка...

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...