Открытый урок по математике "Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Фадеева Оксана Алексеевна

Открытый урок по математике "Деление с остатком" в 3 классе составлен в соответствии с УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока

Дата проведения 25.02.2016 г.

Предмет: математика, УМК «Школа России», 3 класс

Учитель: Фадеева О. А.

Тема: Деление с остатком.

Тип урока: формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.

Цель:  познакомить учащихся с приёмом  деления с остатком.

Планируемые результаты обучения, формирование УУД:

Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.

Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.

Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.

Межпредметные связи: технология

Ресурсы для учителя:

- М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова учебник «Математика», часть 2, М.2Просвещение», 2013г. – с.26

Ресурсы для учащихся:

-   М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова учебник «Математика», часть 2, М.2Просвещение», 2013г. – с.26

- наглядный материал для исследовательской работы в парах., карточки для самостоятельной работы.

Этап урока

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности (орг.момент)

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания.

Мы должны провести исследовательскую работу, в математике для нас ещё много неизвестного.

 На уроке нам помогут знания, смекалка и хорошее настроение.  Начнём с настроения: покажите своё настроение с помощью смайликов – сигналов.

- Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение, надеюсь, что к концу урока оно будет у всех отличным.

А работать будем под девизом: (хором)  «Ученье нас объединяет»

-Продолжите закономерность: 3, 7, 11, 15, 19, 23.

- Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой.

- Настраиваются на работу.

Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные УУД:

нацеливание на успешную деятельность.

2.Актуализация знаний.

Цель: актуализировать

учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила.

- Давайте вспомним, над чем мы работали на предыдущих уроках. (карточки на доску)

(25 + 15) : 5;  69: 3; 66:22; 15 : х = 3

Организует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения действия деления.

Работают с информацией, решают примеры, проговаривая правила

Регулятивные УУД:  оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

Развивают операции мышления (сходство и различие объектов)

Коммуникативные УУД:

Формируют умения

слушать и слышать собеседника, вести диалог.

3.Постановка учебной задачи.

Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила деление с остатком

Сегодня мы продолжим работать со случаями деления. Я вам предлагаю поработать в парах. 

Продолжим работу, которую начали на уроке технологии. Мы с вами изготовили шаблоны сарафанов. Осталось приклеить пуговицы и карманы.

Вот этим вы сейчас и займётесь. На парте у вас лежат шаблоны двух сарафанов, пуговицы и карманы.

- Посчитайте количество пуговиц. (13)

- Разделите поровну 13 пуговиц на 2 сарафана и приклейте.

- Что заметили? (поровну разделить не удалось).

- разделите 5 карманов поровну на 2 сарафана и приклейте.

- какое действие вы выполняли? (деление). Что заметили? (поровну разделить не удалось)

- как вы думаете. Что такое 1 сарафан и 1 карман? (остаток).

-Какую тему будем изучать на уроке? 

(Слайд Деление с остатком)

- Предположите цель урока? (научиться делить числа с остатком)

Давайте определим, на какой ступени по знаниям данной темы мы можем с вами находиться и отметьте себя, пожалуйста, на лесенке.

(Слайд

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.

Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока.

Оценивают себя на лесенке.

Познавательные УУД: Умение проводить сравнения по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные УУД:

Уметь формулировать тему и цель урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Решение проблемной ситуации.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействии для выведения алгоритма деления с остатком.

- Вы выполняли сейчас практическую работу. Как записать ваши действия математическим выражением?

Как рассуждали?

Рассмотрите, как правильно записывать примеры с остатком:

13 : 2 = 6 (ост.1) проговорить, вспомнить компоненты.

Работа в тетради. Откройте тетради и запишите самостоятельно математическое выражение ваших действий с карманами. Два человека у доски.

Проверка с места.  Проговорить.

●ФИЗМИНУТКА

Много ль нам ребята надо

Для умелых наших рук:

Нарисуем два квадрата,

А потом огромный круг.

А потом ещё кружочки,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень-очень

Развесёлый чудачок.

Мы исследователи, а значит должны как можно больше рассмотреть вариантов деления.

Работа по учебнику: стр. 26 № 1,2.

- Прочитайте на с. 26, как разделить 17 на 3.

- Как называются компоненты деления в таких примерах?

- Прочитайте равенство на математическом языке.

- Правильные ли выводы мы сделали?

№ 1 стр. 26 (устно)

№ 2 стр. 26

- Рассмотрите первый пример.

- Какое самое большое число до 7 делится на 3 без остатка? (6)

- Сколько получится, если 6 разделить на 3 ? (2)

- Сколько останется? (1)

- Сделайте рисунок к примеру.

- Прочитайте пример на математическом языке.

(Остальные примеры учащиеся изображают с помощью схематических рисунков, решают и комментируют у доски)

7 : 3       10 : 4       10 : 6     11 : 4       12 : 3

Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток.

- А можно ли решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз?

- Как вы думаете, что нам поможет? (Поможет нам правило, алгоритм)

Работа в группах:

Перед вами карточки – помощники, нужно подумать, посовещаться и расположить их в нужном порядке.

(на доску каждая группа)

Составление алгоритма

Алгоритм деления с остатком.

  1. Находим наибольшее число, которое меньше делимого и делится на делитель без остатка.
  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.
  3. Находим остаток. Для этого вычитаем из делимого найденное число.
  4. Проверяем, остаток должен быть < делителя.

 

(СЛАЙД)

Сравнить алгоритм .

Что заметили? (4пункт)

Завтра мы дополним шаг алгоритма.

Для этого вы дома понаблюдаете за   делителем и остатком

Давайте решим пример 32 : 5 по алгоритму с проговариванием.

Организует практическую поисковую  работу, обеспечивает контроль  за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило.

- Контролирует процесс составления алгоритма. Направляет учащихся на верный путь решения.

Выполняют работу

 в  группах, доказывают  свой ответ. Пытаются сформулировать правило.

        Выполняют движения в соответствии со словами текста под руководством учителя

Составляют алгоритм в парах, проверка (на слайде)

Личностные УУД:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

Регулятивные:

Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.

Осуществляют профилактику переутомления

Коммуникативные УУД:

Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль

Познавательные УУД: классифицировать объекты.

Коммуникативные УУД: проявлять активность в коллективной деятельности.

Регулятивные УУД: планировать решение учебной задачи.

5.Первичное закрепление.

Цель: закрепить знания, полученные на уроке.

Пользуясь алгоритмом, решаем с проговариванием.

 1 ряд – 10: 6;

2 ряд – 11 : 4;

3 ряд – 17 : 4

Проверяет понимание способа действия.

Проговаривают алгоритм работы при решении примеров.

Регулятивные УУД: Планировать решение учебной задачи, встраивать алгоритм действий

Познавательные УУД: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать свой выбор.

Личностные УУД: Применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные УУД: Проявлять активность во взаимодействии.

6 Рефлексия деятельности.

Цель: оценить результаты учебной деятельности

Какую цель мы ставили ?

Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?

Помогло вам открытие достичь цели?

Организует беседу, связывая результаты с учебной задачей.

Личностные УУД: Способность к самооценке.

7. Самостоятельная работа.

Цель: проверить навык  усвоения новых знаний.

Рефлексия.

Я вам по новой теме приготовила задания. Сейчас вы будете работать самостоятельно.

Карточки

Выпишите и решите только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

15 : 6                23 : 3

12 : 6                 40 : 5

10 : 3                 8 : 4

- Проверьте по эталону. Как вы выполнили задание. Оцените свою работу.

Решите задачу. (Слайд)

В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?

Отметьте на лестнице успеха, своё настроение и достижения

Покажите своё настроения с помощью смайликов.

Спасибо ребята, за работу на уроке.

- А сейчас поднимите руки, кто согласен с утверждением:

  1. Новая тема мне понятна
  2. Я хорошо понял(а)  алгоритм
  3. Я знаю, как пользоваться алгоритмом
  4. Я сумею найти частное и остаток
  5. В самостоятельной работе у меня всё получилось
  6. Я понял (а) алгоритм деления с остатком, но в самостоятельной  работе допустил ошибки
  7. Я доволен(а) своей работой на уроке
  8. Мне было трудно.

Формулирует задание.

Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания.

Решают задачу.

Подводят итог под руководством учителя

Отмечают на лестнице свои достижения

Регулятивные УУД: Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: Развивать операции мышления.

Коммуникативные УУД: Осуществлять самоконтроль.

Регулятивные УУД:

Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные УУД: Проявлять активность в деятельности

Алгоритм деления с остатком

  1. Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.
  2. Данное число делим на делитель. Это значение частного.
  3. Находим остаток. Для этого вычитаем из делимого найденное число.
  4. Проверяем, остаток должен быть < делителя.

Выпишите и решите только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

15 : 6                23 : 3

12 : 6                 40 : 5

10 : 3                 8 : 4

Выпишите и решите только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

15 : 6                23 : 3

12 : 6                 40 : 5

10 : 3                 8 : 4

Выпишите и решите только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

15 : 6                23 : 3

12 : 6                 40 : 5

10 : 3                 8 : 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г.о.Саранск Урок математики 3 класс «Деление с остатком» Учитель начальных классов Фадеева О.А.

Слайд 2

«Ученье нас объединяет» ДЕВИЗ УРОКА:

Слайд 3

3, 7, 11, 15, 19, 23.

Слайд 5

ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ ТЕМА УРОКА:

Слайд 6

Оцените свои знания по теме на данный момент

Слайд 7

13 : 2 = 6 (ост. 1) делимое делитель частное остаток

Слайд 8

25 февраля. Классная работа.

Слайд 9

5 : 2 = 2 (ост. 1)

Слайд 10

Разложим помидоры в тарелки поровну 11 : 3 = 3 (ост. 2)

Слайд 11

Алгоритм деления с остатком Находим наибольшее число, которое меньше делимого и делится на делитель без остатка. Д анное число делим на делитель. Это значение частного. Находим остаток. Для этого вычитаем из делимого найденное число. Проверяем, остаток должен быть меньше делителя.

Слайд 12

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком 15 : 6 = 12 : 6 = 10 : 3 = 23 : 3 = 40 : 5 = 8 : 4 =

Слайд 13

Выпиши и реши только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 15 : 6 = 12 : 6 = 10 : 3 = 23 : 3 = 40 : 5 = 8 : 4 = 2 2 (ост. 3) 3 (ост. 1) 2 8 7 (ост. 2)

Слайд 14

ЗАДАЧА В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну? Решение: 23 : 4 = 5 (ост. 3) Ответ: 5 конфет достанется каждому внуку

Слайд 15

Оцените свои знания по теме на данный момент

Слайд 16

Новая тема мне понятна Я знаю, как пользоваться алгоритмом Мне было трудно Я доволен своей работой на уроке

Слайд 17

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (на выбор) Придумать, записать и решить 5 примеров на деление с остатком. Учебник: стр. 26 № 4, 5. Рабочая тетрадь: стр. 33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деление с остатком (открытый урок). 3 класс

Урок объяснения нового материала по теме "Деление с остатком"  разработан по учебнику математики автора Л.Г. Петерсон. Содержание учебника позволяет дифференцированно подходить к материалу, учиты...

Открытый урок по математике в 4 классе "Деление с остатком"

урок по математике в 4 классе "Деление с остатком"...

Технологическая карта к открытому уроку математики в 3 классе. Тема."Деление с остатком" ФГОС

Цели данного урока: обучить алгоритму выполнения деления числа с остатком и научить применять полученные знания на практике....

Конспект открытого урока математики по теме: «Решение задач на деление с остатком» 3 класс (Программа «Школа России»)

Конспект открытого урокаматематики по теме:  «Решение задач на деление с остатком»    3 класс  (Программа «Школа России»)...

Что узнали. Чему научились. Деление с остатком (конспект открытого урока математики в 3 классе)

Данный материал включает конспект урока и презентацию к уроку математики в 3 классе по теме "Что узнали. Чему научились. Деление с остатком"....

Открытый урок по математике "Деление с остатком

middot;         Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;·         Формировать практические на...