Рабочая программа по математике 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Семенова Оксана Валерьевна
Рабочая программа по математике составлена на основе примерной образовательной программы начального общего образования и авторской С.А. Козлова , А.Г. Рубин, Т.Е. Демидова, А.П. Тонких. и соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_3_klass.docx47.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Урлукская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

Руководитель МО:

____________/___________/

Протокол № ___   от

«__»_____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ Урлукская СОШ Халецкая З.Н../__________/

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор МОУ Урлукская СОШ

Хламова Г.Ф. /____________/

Приказ № ___ от «__»_______________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

СЕМЕНОВОЙ О.В., высшая категория,

по математике, 3 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»____________20___ г.

        

2015 - 2016  учебный год

Пояснительная записка.

           Рабочая программа по математике составлена на основе примерной образовательной программы начального общего образования и авторской С.А. Козлова , А.Г. Рубин, Т.Е. Демидова, А.П. Тонких. и соответствует

ФГОС.

   Рабочая программа имеет целью формированию предметных и универсальных способов действий, элементов системного мышления, общего приёма решения задач как универсального учебного действия и способствует решению следующих задач изучения математики на ступени начального образования:

- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;

-  сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;

- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;

-  дать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

- создать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;

- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями. Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом. Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее. Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа разработана на основе авторской программы С.А. Козлова , А.Г. Рубин, Т.Е. Демидова, А.П. Тонких.

Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно-ориентированных и культурно-ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100», основной целью которой является формирование функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение, наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами. Деятельностный подход - основной способ получения знаний. В результате освоению предметного содержания курса математики у учащихся должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и предоставлена возможность для их реализации.

Рассматриваемый курс математики предлагает решение новых образовательных задач путём использования современных образовательных технологий.

В основе методического аппарата курса лежат проблемно-диалогическая технолога технология правильного типа читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом в первом классе проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.

В курсе математики даны задачи разного уровня сложности. Это предоставляет возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Важно, чтобы его вместе планировали ученик и учитель. Именно по этой причине авторы не разделили материал учебника на основной и дополнительный - это делают дети под руководством учителя на уроке. Учитель при этом ориентируется на требования стандартов российского образования.

В основу учебников математики заложен принцип минимакса. Согласно этому принципу, учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.

Важнейшей отличительной особенностью является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность, совместные интеллектуальные усилия - ребёнок должен учиться работать полностью самостоятельно. Для этого предназначены домашние задана Домашнее задание состоит из двух частей: 1) общая для всех детей (инвариант); 2) задания по выбору (вариативная часть). Первая часть - это задания необходимого уровня, вторая задания программного и максимального уровней.

Описание места учебного предмета  в учебном плане

В учебном плане школы отводится  136 ч. в год (4 часа в неделю).

Личностные и метапредметные результаты освоения предмета

    Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих умений:

-  Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

- В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

  Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру, на развитие коммуникативных умений.

   Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД

- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

-  Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

-  Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-  В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД

- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

-  Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

-Делать выводы на основе обобщения умозаключений.

-  Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД

- Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

-  Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

-  Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Ученик научится и ученик получит возможность научиться

  • формулы пути (s = v •  t), стоимости (С = а • n), работы (А =  v •  t), площади и периметра прямоугольника (S = a • b, P = (a + b) • 2 ), уметь их использовать для решения текстовых
  • задач.        
  • единицы измерения массы и времени: килограмм, грамм, центнер, тонна, секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век – и соотношения между ними.
  • названия месяцев и дней недели.
  • читать, записывать и сравнивать многозначные числа (в пределах миллиарда).
  • выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на однозначное, умножение и деление чисел на 10, 100, 1000 и т.д.,
  • умножение и деление круглых чисел, сводящееся к предыдущим случаям, умножение многозначных чисел.
  • правильно выполнять устные вычисления с многозначными числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
  • названия компонентов действий.
  • читать числовые и буквенные выражения, содержащие 1–2 действия, с использованием терминов: сумма, разность, произведение, частное.
  • использовать изученные свойства операций над числами для упрощения вычислений.
  • применять правила порядка действий в выражениях, содержащих 3–4 действия (со скобками и без них).
  • определять время по часам.
  • анализировать и решать изученные виды текстовых задач в 2–4 действия на все четыре арифметические действия.
  • решать с комментированием по компонентам действий уравнения основных видов (а + х = b, a – x = b, x –  a   =   b ,  а • х = b, a : x = b, x : a = b) и составные уравнения, сводящиеся к цепочке простых (2 шага).
  • устанавливать принадлежность множеству его элементов, обозначать элементы множеств на диаграмме Венна, находить объединение и пересечение множеств.
  • в простейших случаях осуществлять систематический перебор вариантов.
  • выполнять простейшие преобразования фигур на плоскости, уметь находить объединение и пересечение фигур.

Особенности класса по предмету

В классе 13 учащихся. Высокий уровень развития по математике - у 3 учеников, средний – у 5, ниже среднего у – 5.

Степень самостоятельности высокая у 6 ученика, у 5–средняя, у 4 –низкая.

Во 2  классе дети показали достаточный уровень владения навыками устных вычислений. В 3 классе нужно обратить особое внимание на формирование познавательных  УУД.

Содержание учебного предмета

Раздел I. Числа от 1 до 100. (48ч.)

Повторение, обобщение материала, изученного во 2-м классе.  (10 часов ). Внетабличное умножение и деление (26 часов). Доли (12 часов)

 Раздел II. Числа от 1 до 1000. (88 ч.)

Нумерация(10 часов). Сложение и вычитание чисел в пределах 1000(25 часов). Умножение и деление чисел в пределах 1000 (22 часа). Арифметические действия над числами в пределах 1000 (22 часа). Повторение, обобщение изученного в 3-м классе (9 часов)


Организация текущего и промежуточного контроля

№п/п

Наименование разделов и тем

Сроки

Форма контроля

1

Раздел I. Числа от 1 до 100.

Повторение, обобщение материала, изученного во 2-м классе

Сентябрь

Контрольная работа №1

2

Внетабличное умножение и деление

Ноябрь

Контрольная работа за I четверть

3

Доли

Декабрь

Контрольная работа №2

4

Раздел II. Числа от 1 до 1000.

 Нумерация

Декабрь

Контрольная работа за II четверть

5

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000

Январь

Февраль

Контрольная работа №3

Контрольная работа №4

6

Умножение и деление чисел в пределах 1000

Март

Контрольная работа за III четверть

7

Арифметические действия над числами в пределах 1000

Май

Контрольная работа за IV четверть

8

Повторение, обобщение изученного в 3-м классе

Май

Годовая контрольная работа

Итоговая комплексная работа

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт начального образования по литературному чтению

Примерная программа начального образования по литературному чтению        

2. Печатные пособия

Комплект таблиц демонстрационных по математике с методическими рекомендациями  для 3 класса.

Карточки с заданиями по математике для 3 класса (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки)

- Демонстрационная числовая  линейка с делениями от 0 до 100 (магнитная или иная); карточки с целыми десятками и пустые

- Демонстрационное пособие с изображением сотенного  квадрата

- Демонстрационная таблица умножения, магнитная или иная; карточки с целыми числами от 0 до 100; пустые карточки и пустые полоски с возможностью письма на них

- Демонстрационная числовая линейка магнитная или иная; числа от 0 до 1000, представленные квадратами по 100; карточки с единицами, десятками, сотнями и пустые  

3. Наглядные пособия.

Метр демонстрационный.

Рулетка демонстрационная 20 м.

Набор «Геометрические тела» демонстрационный.

Модель часов демонстрационная.

4. Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, презентации, тесты.

5. Технические средства обучения (средства ИКТ)      

Мультимедийный проектор      

Мультимедийный компьютер (Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи  компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность  выхода в Интернет. Оснащение акустическими колонками,  микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

Интерактивная доска.  

Список литературы

Литература для учащихся

Математика: Учебник для 3– го класса в 3- х частях. Часть 1. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – 96с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

   Математика: Учебник для 3– го класса в 3- х частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – 96с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

   Математика: Учебник для 3– го класса в 3- х частях. Часть 3. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011. – 80с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

Козлова С.А. Гераськин В.Н.;Волкова Л.А.

   Дидактический материал к учебнику «Математика», для 3 – го класса. Демидовой Т.Е. Козловой С.А. Тонких А.П.– М.: Баласс, 2013. – 112 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).  

Козлова С.А., Рубин А.Г.

   Контрольные работы к учебнику  «Математика», 3 класс.– М.: Баласс; Школьный дом, 2013. – 32 с.: ил.. (Образовательная система «Школа 2100»).  

Литература для учителя.

С.А Козлова, А.Г. Рубин, А.В. Горячев Математика. 3- й класс. Методические рекомендации для учителя М.:Баласс, 2012. (Образовательная система «Школа 2100»)

Д.И.Фельдштейн Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах.- М.: Баласс, 2011(Образовательная система «Школа 2100»)

Интернет – ресурсы: www.school2100.ru

                                   http://school-collection.edu.ru

                                   http://window.edu.ru

Приложения к программе

Темы проектов:

Арабские числа
Арифметика остатков
Арифметика — наука о числе
В царстве чисел-великанов
Великолепные цифры
Веселые задачки
Веселый математический поезд
Весёлые задачи "Лесная математика"
Весёлые задачки для юных рыбаков
Время, возраст, календарь
Время. Измерение времени. Часы
Все о числе 13
Деление с остатком
Делимость натуральных чисел
Древние единицы длины
Древние меры длины
Единицы измерения в Древней Руси
Единицы измерения длины в разных странах и в разное время
Задачи в рисунках
Задачи для внимательных и сообразительных
Задачи на свежем воздухе
Задачи-сказки
Занимательные задачи
Искусство отгадывать числа
Как быстро выучить таблицу умножения
Как научиться быстро считать
Как хорошо уметь считать!
Магическая цифра 7
Магические числа в природе
Магия чисел 3, 11, 13
Математика в жизни кошки
Математика в моей семье
Математика глазами детей
Математика – это интересно
Математические пословицы
Математические раскраски для 1-го класса
Математические сказки
Математический калейдоскоп
Меры длины
Меры длины на Руси
Меры и их измерения
Мир чисел
Мир числа "три"
Мое домашнее задание
Мое любимое число
Мое любимое число 7
Можно ли назвать натуральные числа удивительными?
Мои замечательные друзья – цифры
Мои летние встречи с математикой
Моё любимое число — пятёрка!
На уроке математики
Натуральные числа в жизни человека
Научись решать уравнения
Наше творчество в математике
Нестандартные задачи
О дюймах, вершках и сантиметрах
От сложения до деления
Приемы быстрого счета
Приемы устного счета
Приёмы быстрого счета
Приёмы устного счёта
Про число ноль
"Раз, два, три, четыре, пять начинаем измерять"
Развивающие задания по математике
Разговор о нуле
Различные способы умножения
Раскрытие скобок
Решаю задачи с радостью
Римская нумерация
Русская система мер
Русские меры длины
Секреты таблицы умножения
Система мер длины
Сколько стоит килограмм картофеля с моего огорода?
Способы умножения
Способы устных умножений и делений
Старинные денежные единицы
Старинные меры длины и веса
Старинные меры длины, объёма и веса в русских пословицах и поговорках
Страна доброй математики
Таблица умножения
Таблица умножения на пальцах
Таинственное число 12
Таинственное число 7
Текстовые задачи на движение
Топология глазами ученика начальной школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ Класс 1 Б

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Математика помогает ученику сделать первые шаги к пониманию научной картины мира, способствует развитию вообр...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике на основе авторской программы «Математика» для 3-го класса В.Н.Рудницкой

   Рабочая программа по математике для 3К  класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего об...

Рабочая программа по математике Моро М.И., Бантовой М.А. Математика 1 класс программа «Школа России».

Программа по математике составлена на основе авторской рабочей программы Моро М.И., Бантовой М.А. Математика/ 1 класс// Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. Пособие для...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа по математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4 «Математика» (автор Г.М. Капустина

Рабочая программа по  математике составлена в соответствии с программой для коррекционных общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4  «Математика» (автор Г.М. Капустин...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...