Конспект открытого урока "Прибавление числа 2" 1 класс
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Гончарова Марина Викторовна

Предмет: математика

УМК: Перспективная начальная школа

Класс: 1

Тема: Прибавление числа 2

Тип урока: открытие нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике.

Учитель: Гончарова Марина Викторовна , I категория, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Льгова»  

Дата: 25.11.2015

Предмет: математика

Класс:  1 «Б»    

Учебник (УМК): «Перспективная начальная школа» А.Л.Чекин

Тема урока: Прибавление числа 2.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель :

1.  Создать условия для усвоения учащимися состава числа 2 и ознакомления со способами прибавления числа 2.

2.  Содействовать развитию мыслительных операций.

3.  Воспитывать самостоятельность, желание учиться; формировать умение сотрудничать.

Задачи :

1. Осознанное усвоение учащимися  правила сложения изученных чисел с числом 2: последовательное присчитывание двух единиц ( прибавление по частям двух единиц) 4+2=4+1+1

2. Развитие математической речи (ответы на вопросы), умения наблюдать и логически мыслить

3.Формирование у учащихся коммуникативных навыков совместной поисковой деятельности: корректное ведение учебного диалога на содержательной основе.

Формирование УУД:

     1) личностные: уважительное отношение к иному мнению; мотивация учебной деятельности на основе предметных действий;

2) познавательные: выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек), рисунков и схем; умение использовать знаково-символические средства (моделирование сложения чисел с помощью схем); работа с источниками информации (учебник, тетрадь, интерактивная доска,);

3) регулятивные: самопроверка на основе использования схем и рисунков; взаимоконтроль;

4) коммуникативные:  развитие математической речи (ответы на вопросы); умение слушать собеседника в паре, строить понятные для партнера высказывания.

Формы работы:фронтальная, индивидуальная, групповая

Оборудование: учебник, интерактивная доска, ноутбук, макет паровозика для рефлексии.


Технологическая карта урока:

Элементы методической структуры

урока

Цель

 этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Этап мотивации.
Самоопределение к деятельности
Включение учеников в учебную деятельность. Прием: доброе пожелание.

Включение в учебную деятельность на    личностно значимом уровне.

Приветствует учащихся.

Проверяет  готовность к уроку.

Проверяют готовность к уроку.

Проговаривают пожелание на урок.

Личностные УУД: эмоциональный настрой, положительное отношение к учению, желание приобретать новые знания

Коммуникативные УУД:

уметь высказывать своё мнение,

2. Этап актуализации знаний. Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для
«открытия» нового знания;  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение в деятельности.

Готовность мышления и осознание потребности к

построению нового способа действий.

Выявляет уровень знаний: умение расставлять цифры в порядке возрастания, называть соседние числа при счете, умение составлять суммы по схематическим рисункам.

   Выполняют задания на интерактивной доске: расставляют вагончики в порядке возрастания их номеров; составляют суммы к схематическим рисункам;

   называют номера соседних вагонов.

 

Познавательные УУД:

Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения.

3. Этап выявления места и причины затруднения.
Учащиеся выполняют задание, учитель включает проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность обсуждения затруднения

Выявление места и причины затруднения,

 ( реконструкция

деятельности по известной норме; критика известной

нормы деятельности).

Предлагает найти значение выражений, подводит к тому что учащиеся не умеют прибавлять число 2.

Находят значения выражений, сталкиваются с трудностью- прибавления числа 2, формулируют цели и тему урока

Регулятивные УУД: умение контролировать свою деятельность;

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; умение соотносить свои знания,  определять проблему.

Познавательные УУД: развитие умений  сравнивать, обобщать, находить лишнее,

Коммуникативные УУД:

уметь высказывать своё мнение,

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Построение детьми нового способа действий (построение новой нормы деятельности)постановка цели темы урока

Просит рассмотреть страницу 71 в учебнике, для формулировки темы, цели урока и видов деятельности для выхода из проблемной ситуации

Рассматривают с. 71 учебника, читают тему урока- делают вывод, что сформулировали тему правильно;

формулируют цели урока, называют необходимые действия для выхода из проблемной ситуации, опираясь на условные обозначения

Коммуникативные УУД: уметь высказывать своё мнение, прогнозировать свою работу.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике извлекать нужную информацию, делать выводы, определять цель учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

5. Этап реализации построенного проекта. Методы: подводящий диалог,

Формирование способности к выполнению (использование

новой  нормы деятельности для решения задания,

вызвавшего затруднения).

Организует учебное исследование для выявления приема прибавления числа 2.

Работа по учебнику с.71

№ 1.

Организует диалог подводящий к выводу : число 2 можно прибавить двумя способами

Рассматривают изображение;

подбирают математические записи к каждому рисунку;

записывают их в тетради;

находят их значения;

сравнивают эти значения;

делают вывод: число два можно прибавить целиком, а можно по одному.

Познавательные УУД: развитие умений  сравнивать, обобщать, делать выводы,

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге с учителем, одноклассниками, умение договариваться, проговаривать последовательность действий.

Физ. минутка

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух алгоритмов действия 

Усвоение нового способа действий

( комментирова

нием, проговариванием во внешней

речи; фиксирование новой нормы

деятельности в языке).

Организует выполнение №2 с.71 в учебнике, для первичного закрепления;

подводит к выводу, что увеличить число на 2 — это значит прибавить число 2.

Выполняют №2 с.71 , работая в тетрадях на печатной основе с.82 №1

Регулятивные УУД:

планировать свои действия, оценивать их, корректировать.

Познавательные УУД:

 находить нужную информацию, применять полученные знания.

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге с учителем, одноклассниками, умение договариваться, проговаривать последовательность действий.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий.

Применение нового способа действия;

индивидуальная рефлексия достижения цели, создать

ситуацию успеха.  ( использование новой нормы

деятельности в типовых условиях).

Организует выполнение №3 с.71 учебника:

первые две схемы выполняются на доске, обсуждая коллективно выполнение задания.

Вторые две схемы выполняются самостоятельно с самопроверкой по образцу на доске.

4 человека выполняют задание в парах

Выполняют задание №2 с.71, записывая решение в тетрадь на печатной основе с. 82

Проверяют правильность выполнения задания по образцу на доске.

Находят и прикрепляют на доску те суммы, где число увеличивается на 2.

Задание проверяется коллективно

Регулятивные УУД:

умение принимать учебную задачу, умение оценивать свою работу

Познавательные УУД: умение ориентироваться в учебнике, вспомнить необходимую информацию из знаний уже приобретенных

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни.

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Осознание учащимися своей учебной деятельности.

Самооценка результатов деятельности, этап

рефлексивного анализа деятельности на уроке; этап

фиксирования достижения поставленной цели и планирование

коррекционных действий.

Возвращает учащихся к первоначальному затруднению, предлагает его устранить.

Организует самооценку своей деятельности с помощью приема «Нарисуй смайлику улыбку»

Находят значение выражения 3+2

Рисуют смайлу выбранное выражение лица, соответствующее их деятельности на уроке, и крепят его к паровозику.

Личностные УУД:

желание совершенствовать свои знания, участвовать в творческом деле.

Регулятивные УУД: сохранить учебную задачу, планировать дальнейшие действия, оценить себя

Ход урока:

Время,

мин

Элементы

методической

структуры урока

Нагляд. дидак. матер.

Содержание этапов занятия

Слайд

Действия учителя

Действия учащихся

1-2 мин.

1. Этап мотивации (самоопределение к деятельности).

сл. 1

-Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку и давайте наш урок сегодня начнется с пожелания друг другу добра.

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в очередное математическое  путешествие вместе с нашими друзья ...Машей и Мишей.

В пути мы поможем им справиться с разными заданиями и ответить на некоторые вопросы, и, конечно же, нас ждут новые знания.

  • Как вы думаете, какие качества мы должны взять с собой на урок?

 Проверяют готовность к уроку

 -Пусть сегодня для нас всех  

  На урок придет успех!

  Поприветствуем гостей

  С ними нам  вдвойне теплей,

   Пожелаем всем удачи  

   И успешности в придачу!

-Внимательность, усидчивость, готовность прийти на помощь одноклассникам и т.д.

3 мин.

2. Этап актуализации знаний.

сл. 2

сл. 3

–  Ребята, на этот раз Маша и Миша приглашают нас отправиться в путешествие на поезде. Но вот беда: наш волшебный паровозик растерял свои вагоны, чтобы мы смогли поехать на нем вам нужно расставить его вагоны в порядке возрастания номеров.

-Какой вагон вы поставили последним?

-Какой между 3 и 5?

-Какой следует за 2?

-Молодцы! Вы все сделали правильно, а значит мы можем отправляться!

-Ребята, чтобы в пути не было скучно, Маша придумала для Миши задания она нарисовала вот такие рисунки и попросила его составить для каждого свою сумму. Но у Миши это задание вызвало затруднения. Давайте ему поможем.

Расставляют вагоны в порядке возрастания их номеров: от 1 до 6

-6-й

-4-й

-3-й

Составляют суммы: 3+1,

3+2, 2+1, 4+1.

3 мин.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

-Внимательно рассмотрите получившиеся суммы и найдите среди них лишнюю?  При ответе используйте названия чисел при сложении.

-Маша предлагает нам найти значения этих сумм. Для всех ли сумм мы легко найдем значение?

-Почему?

-А что значит прибавить число 1 к данному числу мы знаем?

-Сколько будет 3+1? Запишите.  (и т.д.)

-Ребята, а как же нам быть с последней суммой, значение , которой мы не умеем находить?

-Тогда давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Лишняя сумма чисел 3 и 2, т. к. во всех остальных второе слагаемое 1, а здесь -2

Нет.

Мы не умеем прибавлять число 2.

- Да, это значит назвать следующие по счету число, за данным

-Научиться находить значение таких сумм на уроке.

-Прибавление числа 2

1 мин.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

-Откройте учебник с.71 и проверьте правильно ли мы определили тему сегодняшнего урока?

-Какие цели мы перед собой поставим?

-Внимательно рассмотрите страницу и условные обозначения на ней. Что мы должны сделать, что бы достичь цели урока?

-А еще мы сегодня будем работать в парах и самостоятельно.

-Прибавление числа 2

-Научиться прибавлять число 2, узнать как можно прибавить число 2

-Рассуждать,  работать в тетради в клетку и на печатной основе.

10-12 мин.

5. Этап реализации построенного проекта.

сл. 4

  • Найдите №1
  • Внимательно рассмотрите, что изображено на рисунках.
  • Кто изображен на левом рисунке? А на правом?
  • Сколько книг стояло на полке слева?
  • Сколько книг в руке у Миши?
  • Какая математическая запись подходит к этому рисунку?
  • А сколько чашек на полке справа?
  • А сколько чашек в руках у Маши?
  • Почему Маша ставит на полку одну чашку, а потом еще одну?
  • А какая математическая запись подходит к этому рисунку?
  • Ребята, рассмотрите математические записи, характеризующие действия Маши и Миши.

  • Почему под рисунками сделаны разные математические записи, ведь и Маша и Миша ставят одинаковое число предметов?
  • Давайте запишем эти суммы в тетрадь и найдем их значения

  • Обведите карандашом значение сумму в первой записи, во второй.
  • Что вы можете сказать о значениях этих сумм?
  • Как же к числу 4 прибавить число 2, не используя рисунок?

-Миша. Маша.

-4

-2

-4+2

-4

-2

-Что бы не разбить.

-4+1+1

Миша ставит сразу 2, а Маша по одной

Записывают в рабочую тетрадь находят значения:

4+2=6         4+1+1=6

-Они одинаковые

-По одному

1-2 мин.

Физ. минутка

сл. 5

-Ребята, мы с вами долго ехали и наверняка многие уже устали, поэтому наши друзья предлагают нам немного отдохнуть.

«Паровозик»

Паровозик: «Чук-чук-чук».

Повезёт нас всех на юг.

Там мы будем отдыхать,

Плавать, бегать, загорать.

Отдохнули мы с тобой,

А теперь пора домой.

Паровозик: «Чук-чук-чук»

Возвращаемся, мой друг.

9-10 мин.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

сл. 6

-А мы продолжаем наше путешествие и следующее задание, которое встретилось нам на пути, это №2 на странице вашего учебника.

- Ребята, рассмотрите числовые выражения.

-Найдите выражения, в которых второе слагаемое равно 2.

-Назовите их.

- Обратите внимание на условные обозначения на полях, какую страницу в печатной тетради мы должны открыть?

-Запишите эти выражения в столбик, расположив их в порядке возрастания первого слагаемого.

-Какое выражение будет первым?

(1 уч-ся у доски)

-Ребята, отличаются ли значения этих сумм, ведь второе слагаемое одно и то же?

-Подчеркните карандашом первое слагаемое в первой записи и значение суммы в этом выражении.

-На сколько отличается значение первой суммы от значения первого слагаемого?

-А значение второй суммы? А значение третьей? А четвертой?

-Что значит УВЕЛИЧИТЬ ДАННОЕ ЧИСЛО НА 2?

Один учащийся у доски отмечает их галочкой

-с.82 №1

-0+2

Значение находим устно раскладывая 2 на 1+1

-Да, потому что разные первые слагаемые.

-На 2.

-Значит прибавить 2.

10 мин.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Задание №3. Тетрадь с.82 №2

-Следующее упражнение поможет нам выяснить на сколько хорошо вы поняли как прибавлять число 2

-Сколько квадратиков зеленого цвета на рисунке?

-Насколько увеличится число квадратиков этого цвета, если остальные закрасить зеленым цветом?

-Как это можно записать с помощью суммы чисел?

-Сколько кругов красного цвета на рисунке?

-Насколько увеличится число кругов этого цвета, если закрасить остальные красным цветом?

-Как это можно записать с помощью суммы чисел?

Остальные схемы самостоятельно.

-Пока ребята будут работать в тетрадях София, Рома , Ваня и Валерия поработают в парах,

-Ваша задача найти в этих конвертах те суммы, где число увеличивается на 2 и вывесите их на доску.

Организует самостоятельную работу учащихся в рабочей тетради и у доски.

 

Проверка:

  1. По образцу на доске.
  2. На доске:

1+2      4+1+1     3+1+1         4+2

2+2          3+2         0+2                

- Ребята, найдите на левой и на правой доске суммы с одинаковым значением?    

- Так как же можно прибавить число 2?

-2

-На 2

-2+2=4

-3

-На 2

-3+2=5

Можно сразу, а можно по одному.

2-3 мин

8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

-Давайте вернемся к той сумме, значение которой мы не смогли найти в начале урока. Найдите теперь значение суммы 3 +2?

-Какую работу мы сегодня выполняли?

  • Чему учились?

-А наш паровозик, тем временем, прибыл на конечную станцию. Но мне бы не хотелось отпускать его одного. Давайте подарим ему пассажиров. Но это будут не просто пассажиры, выражения их лиц отразят вашу работу на сегодняшнем уроке.

У вас на столах лежат смайлики.

-Дорисуйте им улыбку, если вы  на уроке работали в полную силу и у вас все получилось, и вы научились прибавлять число 2.

-Если вы не все поняли, вы приложили мало усилий, то нарисуйте вот такое выражение на смайлике...

-Если вам на уроке было скучно, вы ничего не поняли смайлик будет таким....

Ребята прикрепляют смайлы на паровозики.

-Я рада, что улыбающийся лиц на паровозике большинство, но есть и другие, а значит завтра мы продолжим с вами работу над этой темой.

-Дома придумайте и нарисуйте рисунок математический смысл, которого состоял бы в прибавлении числа 2.

 

3+2=3+1+1=5

-Прибавлять число 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока 2 класс тема :"Цырк"

Конспект открытого урока во 2 классе по английскому языку...

Окружающий мир. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Конспект открытого урока. 2 класс.

Окружающий мир. 2 класс. Конспект урока "Солнце - ближайшая к Земле звезда"....

Конспект открытого урока: Число 19.

Конспект открытого урока по математике: Число 19.2 класс,  школа VIII вида...

Конспект открытого урока: Число 20.

Конспект открытого урока по математике: Число 202 класс Школа VIIIвида...

Конспект открытого урока 2 класс. Тема: Имя прилагательное.

Урок открытие новых знаний, построен в соответствии с современными требованиями. Целью является исследовательская работа: ученики сами определяют план выполнения заданий на уроке, сами приходят к выво...

План-конспект открытого урока 1 класс.

План-конспект открытого урока 1 класс....

План конспект открытого урока 4 класс

План конспект открытого урока 4 класс...