Учебно-методический комплект по математике на тему «Задачи и загадки».
учебно-методический материал по математике (1 класс) по теме

Корчак Дарья Александровна

Предмет: математика

Класс: 1-3

Тема: «Задачи и загадки»

Тип  урока: изученного нового материала.
Цель: создать условия для понимания и сопоставления понятий «задача» и «загадка».

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выполнять правильно арифметические действия; применять базовые знания в практике.

Личностные: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- формировать желание учиться;
- личностный рост, личные достижения;
- мотивация учебной деятельности;
- уважительное отношение к иному мнению;

Оборудование: презентация, учебник И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон 1 класс 2ч., рабочая тетрадь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_i_zagadki.pptx1016.82 КБ
Microsoft Office document icon zadacha_i_zagadki.doc83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Работа в паре 1. У машины два передних колеса и два задних. Сколько колес у машины? 2. Два конца, два кольца, а посерединке – гвоздик. Что это? 3. Миша принёс 3 огурца, а Маша 4 огурца. Сколько огурцов принесли дети? 4. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный, вкусен и сырой. Кто же я такой?

Слайд 3

«Задачи и загадки»

Слайд 4

Найти неизвестные числа. 1 слагаемое 4 7 9 3 5 2 1 6 8 2 слагаемое 3 1 8 2 Сумма 10 10 10 10 10 6 10 10 7 5 10 9 4 10

Слайд 5

Физкультминутка Раз , два, три, четыре, пять – Все умеем мы считать. Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка На четыре – руки шире Пять руками помахать. Шесть – на место тихо сесть.

Слайд 6

1)К серой цапле на урок Прилетели семь сорок. А из них лишь три сороки Приготовили уроки. Сколько лодырей – сорок Прилетело на урок? 2)Шевелились у цветка Все четыре лепестка Я сорвать его хотел Он вспорхнул и улетел. (7-3=4) (бабочка)

Слайд 7

ЗАДАЧА Условие Требование (сколько?) Решение (сложение, вычитание) Ответ ЗАГАДКА Условие Требование (что это такое? кто это?) Логическое рассуждение Ответ

Слайд 8

1. Миша принёс 3 огурца, а Маша 4 огурца. Сколько огурцов принесли дети ? 2. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный, вкусен и сырой. Кто же я такой?

Слайд 9

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ? ? ! ? ! ? ! ? ! ?

Слайд 10

- Сегодня на уроке Я повторил… Было интересно… Было трудно… У меня получилось…



Предварительный просмотр:

Этапы

Время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Орг. момент

Словесн.: отвечать на вопросы.

1 мин

Прозвенел, друзья, звонок.

      Начинается урок.

      Отдохнуть вы все успели?

      А теперь вперед за дело.

                  Математика нас ждет.


- Какой у нас урок? 
- Какие виды работ мы выполняем на уроках математики? 
 
- Наш девиз «Без ученья нет уменья»
- Как понимаете смысл выражение? 

- Я желаю вам хорошего настроения, чтобы в голову приходили правильные мысли, и пусть всё у нас получится. Удачи!

Приветствовать, слушать учителя.

Отвечать на вопросы.

Положительное отношение к урокам  математики, формирование ценностных ориентаций.

2.   Постановка учебной задачи

Словесный: вопросы по задачам.

Словесный: отвечать на вопросы.

Словесный: отвечать на вопросы.

Практич.: устный счет.

Физминутка

10 мин

2 мин

- Какова была тема предыдущего урока? ( «Задача. Условие и требование»)

 - Как мы можем это проверить? (Можно проверить тему предыдущего урока по содержанию учебника)
- Что такое задача?

- Прочитайте записи на доске

1. У машины два передних колеса и два задних. Сколько колес у машины?

2. Два конца, два кольца, а посерединке – гвоздик. Что это?

3. Миша принёс 3 огурца, а Маша 4 огурца. Сколько огурцов принесли дети?

4. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный, вкусен и сырой. Кто же я такой?

- Какие записи можно назвать задачей? (1,3) Докажите.

- Как бы вы назвали другие тексты?
- Что такое загадка? Какие у вас предположения?

- Какова проблема урока? (Чем отличается задача от загадки?)

- Определите тему сегодняшнего урока? «Задачи и загадки».

- Что возможно мы будем делать на уроке?

- Сегодня мы продолжим работать над понятием «задача»:

- вспомним, что такое задача;

- из каких частей она состоит;

- продолжим учиться моделировать условие задачи с помощью схем, анализировать их, делать выводы и умозаключения;

- сегодня мы будем сравнивать задачу и загадки;

- будем развивать вычислительные умения

- Что такое задача?
Задача - математическое высказывание, состоит из двух частей?
- Из каких частей она состоит? Назовите.
- Что такое условие? Требование?
- Для чего нам нужно уметь решать задачи?
- Прежде, чем мы продолжим работу над задачей, проверим ваши вычислительные умения
- Для чего вам это нужно? Где это может пригодиться?

Посмотрите на экран.

Что вам нужно сделать?

1 слагаемое

4

7

9

3

5

2

1

6

8

2 слагаемое

3

1

8

2

Сумма

10

10

10

10

10

- Как найти неизвестное слагаемое?
- Как можно проверить данную работу?
(Карточку можно проверить по числовому ряду или по «Таблице сложения»)
Самоконтроль по числовому ряду.

Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем то же
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

- Мы проверили вычислительные навыки. Можем ли мы перейти к исследованию новой темы?

 Тема и цель урока.

Работать с задачами.

Отвечать на вопросы.

Работать с понятиями.

Решать примеры.

Повторять движения.

 Р: ( планиро-

вание – работа по плану)

личностные (стремление

к получению новых знаний)

 

Л: (стремление

к получению новых знаний)

 

П: (умение сопоставлять, сравнивать).

Коммуникативные

(договариваться, умение слушать и слышать)

К: (слушать и слышать)

Личностные (стремление

к получению новых знаний),

Познавательные

(выполнение по образцу)

3. Решение частных задач

Словесный: отвечать на вопросы.

Практич.: работа с карточками.

Словесный: отвечать на вопросы.

Практич.: работа с задачами.

Практич.: работа в тетради.

Практич.: работа в тетради.

Практич.: работа с карточкой.

25 мин

  1. К серой цапле на урок                         2)   Шевелились у цветка

    Прилетели семь сорок.                               Все четыре лепестка

     А из них лишь три сороки                          Я  сорвать его хотел                          

     Приготовили уроки.                                    Он вспорхнул и улетел.

    Сколько лодырей – сорок                                          (бабочка)

     Прилетело на урок?      (7 – 3 =4)

Как называется первый текст? (Задача).

Как называется второй текст?(Загадка).

А сейчас вы будите работать в парах и попробуйте разобраться, чем похожи задача и загадка, и чем они отличаются.

1карточка.

1 шаг. Ответьте устно на вопросы.

1. Что такое задача?

2. Определи, есть ли в задаче условие?

3. Определи, есть ли в задаче требование?

4. Какую операцию выполняем при решении задачи?

2 шаг. Обсудите ответы.
3 шаг. На против вопроса поставьте цифру с правильным ответом.
4 шаг. Выберите человека, который будет отвечать у доски.
5 шаг. Покажите свою готовность подняв руки вверх домиком .

  1. - это математическое высказывание, состоящее из двух частей
  2. - из него мы узнаём данные числа и что они обозначают.
    - указывает, что требуется найти
  3. - Арифметические операции
  4. - это выражение, в котором один предмет изображается посредством другого имеющего с ним хотя бы какое-нибудь сходство
  5. - выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним хотя бы какое-нибудь сходство.
  6. - может быть в виде вопроса, но в нём не идёт речь об искомом числе, а даётся указание распознать объект
  7. - Логические операции

2 карточка.

1 шаг. Ответьте устно на вопросы.

1. Что такое загадка?

2. Определи, есть ли в загадке условие?

3. Определи, есть ли в загадке требование?

4. Какую операцию выполняем при решении загадки?

2 шаг. Обсудите ответы.
3 шаг. На против вопроса поставьте цифру с правильным ответом

4 шаг. Выберите человека, который будет отвечать у доски.
5 шаг. Покажите свою готовность подняв руки вверх домиком .

  1. - это математическое высказывание, состоящее из двух частей
  2. - из него мы узнаём данные числа и что они обозначают.
    - указывает, что требуется найти
  3. - Арифметические операции
  4. - это выражение, в котором один предмет изображается посредством другого имеющего с ним хотя бы какое-нибудь сходство
  5. - выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним хотя бы какое-нибудь сходство.
  6. - может быть в виде вопроса, но в нём не идёт речь об искомом числе, а даётся указание распознать объект
  7. - Логические операции

- Проверим, что у нас получилось.
- Возникали ли у вас трудности? Какие?
- Что вам помогло? (тексты задач и загадок)
- Какое умение развивали? (Умение работать в парах)

Карточки с правильным ответом вывешиваются на доску.

ЗАДАЧА

Условие

Требование (СКОЛЬКО?)

Решение (сложение, вычитание)

Ответ

ЗАГАДКА

Условие

Требование  (Что это такое? Кто это?)

Логическое рассуждение

Ответ

- Для чего нужны загадки? (Загадка развивает в человеке догадливость, сообразительность (ум)

Обобщение: - Не даром в древности загадка была - средством испытания мудрости, а теперь это народная забава.

- Определим, где условие и требование .

1. Миша принёс 3 огурца, а Маша 4 огурца. Сколько огурцов принесли дети?

2. Я длинный и зелёный, вкусен я солёный, вкусен и сырой. Кто же я такой?

- Какое требование в задаче? (подчеркните, синим карандашом)

-Какое требование в загадке? (подчеркните, синим карандашом)

-Какое условие в задаче? (подчеркните красным карандашом)

-Какое условие в загадке? (подчеркните красным карандашом)

 Запишите в тетради число.
- Самостоятельно смоделируйте задачу №1 в тетради с помощью кружков - горошин.

Моделируют задачу.


- Попробуйте смоделировать условие задачи по-другому (отрезки)
- Определите, где условие, где требование и обозначьте дугами.

Выделяют дуги – условие красным, требование синим.
- Какие дуги, обозначают условие задачи?
- Какие дуги, обозначают требование?
- Запишите выражение, которым найдем искомое число (3 + 4 = 7)
- Как вы действовали?
- Что вам помогло правильно справиться с задачей? 
- Кто испытал трудности?

- Сейчас мы проверим, умеете ли вы составлять задачу по рисунку.

Откройте учебник на стр. 40 №100.
- Посмотрите на рисунок, что вы можете рассказать?
- О чем будет ваша задача? (о персиках и помидорах)
- Расскажите условие задачи и дополните её требованием.
- Какое правило мы должны помнить? (Требование должно быть связано с условием).
- Кто сможет смоделировать задачу самостоятельно с помощью отрезков?
- Выполните задание. Проверьте в паре.
- Как действовали, выполняя модель?
- Какие умения развивали?

- Теперь вы можете отличить текст задачи от загадки.

Сейчас я вам раздам карточки на которых вам нужно будет отметить если это текст задачи, то ставим ?, если загадка  !
- Сейчас я буду читать тексты один за другим.

1.В одном пучке 3 морковки, а в другом 5 морковок. Сколько морковок в двух пучках?
2. У Васи было 6 груш. Три груши он съел. Сколько осталось груш?
З.Сто одёжек - все без застёжек (капуста)
4.Три гитариста, 2 пианиста, флейтист, баянист и вокалист школьным оркестром в саду выступали. Сколько детишек вы насчитали?
5. Две полоски на снегу оставлю на беге. Я лечу от них стрелой, а они опять за мной (лыжи).
6. На кочке сидело 4 лягушки. Одна прыгнула в воду. Сколько лягушек осталось на кочке?
7. Два кольца, два конца, посередине гвоздик (ножницы)
8. На ветке 4 вороны и столько же воробьев. Сколько всего птиц на ветке?
9.Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (осина)
10. Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели, пять румяных, наливных, два с кислинкой. Сколько их?

- Проверяем в парах по слайдам

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

?

?

!

?

!

?

!

?

!

?

Определить где задача, а где загадка.

Отвечать на вопросы.

Работать с карточками.

Отвечать на вопросы карточки.

Делать вывод.

Отвечать на вопрос.

Определять где требование, а где условие.

Работать с задачей.

Составлять задачи.

Отвечать на вопросы.

Работать с карточкой.

К: (слушать и слышать)

Личностные (стремление

к получению новых знаний),

Познавательные

(выполнение по образцу)

 

П:(выполнение по образцу, умение сравнивать с образцом)

Коммуникативные

(умение слушать и слышать, умение договариваться)

П:

(умение ориентироваться в тетради, обобщать)

К: (умение слушать и слышать)

 

Р: (исправлять ошибки в своей работе)

П: (умение сравнивать с образцом)

Р: (оценка работы по заданному критерию)

 

 

4. Итог урока.

Рефлексия

5мин

- Урок подходит к завершению. Ваше впечатление о работе.

Учащиеся дополняют предложения о том, как они поработали на уроке.
Игра «Корреспондент» - ребёнок в роли корреспондента задаёт вопросы детям в классе по очереди:

- Как ты работал на уроке?
- Что оказалось наиболее интересным?

- В чём ты испытывал трудности?

- Что бы ты хотел рекомендовать учителю на будущее? (на листочке)

Продолжите фразу:

- Сегодня на уроке
Я повторил…
Было интересно…
Было трудно…
У меня получилось…

Отвечать на вопросы.

П: (оценка деятельности на уроке)

Л: (положительное отношение к уроку, самооценка)

.


Предмет: математика

Класс: 1-3

Тема: «Задачи и загадки»

Тип  урока: изученного нового материала.
Цель:
 создать условия для понимания и сопоставления понятий «задача» и «загадка».

Планируемые результаты:

Предметные: уметь выполнять правильно арифметические действия; применять базовые знания в практике.

Личностные: - готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- формировать желание учиться;
- личностный рост, личные достижения;

- мотивация учебной деятельности;
- уважительное отношение к иному мнению;

Оборудование: презентация, учебник И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон 1 класс 2ч., рабочая тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка по математике по теме «Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками»

Конспект кружка по математике в 1 классе (внеурочная деятельность "Занимательная математика")Тема «Задача-смекалка. Загадки. Задачи со спичками»Планируемые результаты:Регулятивные:осуществлять поиск в...

Учебно методический комплект по математике на тему: «Задача. Нахождение и запись решения» 1 класс (конспект + презентация)

Цель: закреплять умения записывать решение задачи; совершенствовать вычислительные навыки; развивать умение анализировать и рассуждать....

Учебно- методический комплект по математике на тему: "Повторение. Подготовка к введению задач в два действия " 1 класс Школа России

Учебно- методический комплект по математике на тему: "Повторение. Подготовка к введению задач в два действия " 1 класс...

Учебно-методический комплект по математике на тему «Задача. Условие и требование».

Тема: «Задача. Условие и требование.»Тип  урока: изученного нового материала.Цель: формирование понятий, которые определены  терминами: задача, условие, требованиеПланируемые результаты:Пред...

Технологическая карта урока по математике на тему "Задачи и загадки"

Технологическая карта урока по математике на тему "Задачи и загадки". УМК "Перспективная начальная школа."...

Технологическая карта урока по математике на тему Задачи и загадки" 1 класс

УМК "Перспективная начальная школа"  Технологическая карта урока по математике на тему "Задачи и загадки" 1 класс...

Конспект урока математики на тему "Задачи и загадки"

Урок математики на тему "Задачи и загадки" (ПНШ)....