"Число 3. Цифра 3".
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Давыдова Ольга Германовна

Урок математики в 1 классе (УМК "Перспектива")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_3._tsifra_3.docx328.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 классе (учебник Г.В. Дорофеева)

Тема: Число 3. Цифра 3.

Тип урока: ОНЗ

Целевые установки

Предметные: в совместной деятельности с учителем учиться: воспроизводить последовательность чисел от 1 до 3 как в прямом, так и в обратном порядке, начиная с любого числа; определять место каждого числа в этой последовательности; писать цифры от 1 до 3, соотносить цифру и число 3; образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему числу или вычитанием 1 из следующего за ним в ряду чисел; составлять числа от 2 до 3 из пары чисел (2 – это 1 и 1; 3 – это 2 и 1).

Метапредметные:

регулятивные -  учится принимать учебную задачу (через анализ рисунка), сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

познавательные -  ориентироваться в информационном материале учебника (через систему навигации: начало урока, образец для выполнения в тетради); совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации (при работе с учебником (текст, иллюстрация)), понимать простейшие модели; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; учится строить простые рассуждения.

коммуникативные -  использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать ее значение; интерес к новому учебному материалу.

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Ребята, все мы любим сказки.

 И сегодня мы с вами совершим новое путешествие в сказку.

− А как называется наша сказка вы сейчас сами угадаете.

Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, …».

− В какую сказку мы с вами отправимся? (колобок)

−  Путешествуя мы будем помогать колобку справляться с трудностями.

− Что самое главное в преодолении трудностей? (Их не бояться, стараться самому их преодолевать)

− Вы готовы отправиться в путешествие с колобком?! (Да.)

  • В путешествии нам понадобятся знания и умения, полученные на уроках математики.
  • Я думаю, у вас все получится.

2. Актуализация знаний

− Итак…

− Испекла бабка вечером колобок и положила на окно остужать. Колобок, на удивление, получился необычный. Мало того, что непоседа, ещё и любознательный. Лежит колобок на окне, смотрит на небо и звёзды считает. Поможем ему. (Счёт вперёд и обратно)

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Модели чисел

− Сосчитайте по порядку от 2 до 7, от 9 до 5

− Назовите последующее число 3,7. Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?

− Назовите предыдущее число 10, 4. Как получить предыдущее число? На сколько предыдущее число меньше последующего?

− Какое число стоит между 6 и 8, справа от 2, слева от 5?

− Назовите соседей числа 3.

− Что можете рассказать о числе 2? (Оно в натуральном ряду 2-е, на 1 больше 1, на 1 меньше 3).

− А ещё мы знаем ритмический счет через 2. Покажем его колобку.

III. Открытие нового знания

− И тут колобок увидел созвездие. Сколько в нём звёзд? (3)

звездазвездазвезда

− Сколько красных звёзд? (1)

− Сколько жёлтых звёзд? (2)

− На сколько красных звёзд меньше, чем жёлтых? (на 2)

− На сколько жёлтых звёзд больше, чем красных? (на 2)

− Как, пользуясь рисунком, получить число 3? (2 жёлтые звезды и 1 красная: 3 – это 2 и 1, 1 большая звезда и 2 маленькие

− Разбейте на части по размеру и договорите записи.

Б + М = З

М + … = З

З – Б = …

З – … = …

− Замените буквы числами (1 + 2 = 3, 2 + 1 = 3, 3 – 1 = 2, 3 – 2 = 1)

− Так как получить число 3?

− Какое задание мы с вами выполняли? (Разбивали звезды на части, договаривали записи и заменяли буквы цифрами)

− А сколько звезд увидел колобок?

Как вы думаете, какая тема нашего урока? (Число и цифра 3)

  • Какую цель перед собой поставим? (Изучить число 3.)
  • Что значит изучить число 3? (Рассмотреть состав числа, написание цифры 3, дать характеристику числа 3)
  • Мечтал-мечтал колобок и не заметил, как наступило утро. Спрыгнул он с окна и покатился по дорожке. А навстречу ему заяц:
  • «Колобок, колобок, я тебя съем!»
  •  Выполни сначала моё задание: попробуй написать цифру 3
  • Давайте поможем колобку убежать от зайца.
  • Возьмите лист, который лежит у вас на парте и попробуйте написать цифру 3

Некоторые варианты прикрепляются к доске.

  • У нас получилось много вариантов. Можно ли использовать все ваши варианты? (Нет, люди нас могут не понять.)
  • Какой вариант выбрать? (Нужно договориться, согласовать с автором.)
  • Найдите образец цифры 3 в учебнике на с. 47
  • Кто попробует объяснить, как правильно писать цифру 3.
  • Давайте посмотрим на экран и увидим алгоритм написания цифры.

 «Ставим рабочую точку чуть ниже середины верхней границы клетки. Ведем закругленную линию в верхний правый угол. Опускаемся вниз, почти до центра клетки. Ведем вторую закругленную линию вниз, до середины нижней границы клетки».

  • Давайте еще раз повторим, как пишется цифра 3. Вы будете работать пальчиком в воздухе, а я отмечу каждый шаг стрелочками.

Дети комментируют свои действия хором вместе с учителем. На доске появляется образец записи цифры 3. Результат работы по созданию графической модели числа и цифры фиксируется виде эталона числа 3 (Д–4).

3) Рассмотрите цифру 3. Расскажите, на что она похожа. (Дети делают свои предположения.)

– Прочитаем стихи С.Я. Маршака о том, какой ему представлялась тройка.

А вот это посмотри,

Выступает цифра 3.

Тройка – третий из значков.

Состоит из двух крючков.

– Напишем цифру 3 в тетради. Найдите 1 строчку.

– Какие  правила нужно соблюдать, чтобы правильно написать? Наклон тетради, правильно взять ручку, следить за осанкой.

– Рассмотрите закономерность во 2 строке. Что заметили?

3  33  333  

– Молодцы, помогли колобку убежать от зайца.

Счет через 3

− Побежал колобок дальше, а навстречу ему волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!»

– Нет, серый, не съешь, лучше расскажи, что ты знаешь о числе 3?

– Задумался волк.

– А что вы ребята знаете о числе 3?

В ряду чисел оно на третьем месте;

• 3  больше 2 на 1 единицу;

• 3 меньше 4 на 1 единицу;

• 3 это 2 да 1;  Выложите число, покажите это квадратами

• 3 это 1 да 2.

– А как еще можно получить 3?

– Докажите. Положите перед собой 4 квадрата. Отложите 1. Сколько квадратов осталось? 4 – 1 = 3

− В окружающем пространстве назовите число предметов, соответствующее цифре 3.

− Молодцы, помогли колобку убежать от волка.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

− Катится колобок, а навстречу уму медведь: «Какой ты аппетитный, колобок, я тебя, пожалуй, съем!»

− Нет, Михайло Потапыч, сначала выполни задание. Обозначь цифрой, сколько предметов на каждом рисунке.

Р.Т. № 5 с.47

− Задумался медведь. Скорее сделаем задание, а то Михайло Потапыч догадается!

  • Рассмотрите рисунки. Обозначьте цифрой, сколько предметов на каждом рисунке
  • Выполните задание

Работа выполняется самостоятельно.

− Поменяйтесь тетрадями с соседями и проверьте выполненную работу. Если все верно – поставьте «+»

− Около каких рисунков написали цифру 1, 2, 3?

− Молодцы!

Физминутка

 

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

− Катится колобок, а навстречу ему лиса: «Колобочек, колобочек, пухленький бочочек, я тебя съем!»

− Нет, лисонька, ничего у тебя не получится! Знаю я много сказок про твои коварства. Выполняй с нами задание

Учитель раздает карточки с рисунками предметов Р–10.

− Положите перед собой задание под номером 1

− Соедините ниточкой цифру 3 с множествами, в которых находится столько же предметов, сколько обозначает эта цифра.

  • Сравните свою запись с образцом.

Учитель открывает образец на доске (Д–12).

  • Если допустили ошибку, исправьте ее: проведите ниточку правильно зеленым карандашом в соответствии с образцом.
  • Кто исправил свою ошибку? (Дети поднимают руки). Поставьте на карточке «?».
  • Кто выполнил задание верно, поставьте «+». Какой вывод вы можете сделать? (Мы поняли. Какое число предметов обозначается цифрой 3.)
  • Те из вас, кто допустили ошибку, не огорчайтесь: мы потренируемся, и у вас все получится.

  • Какое интересное задание – сказала лиса. Но ведь я стара стала, нет ли у тебя другого задания, может я с ним справлюсь. Сядь-ка на мой язычок, да проговори задание.
  • Давайте спасем колобка, не дадим лисе съесть колобка, положите перед собой задание под номером 2.
  • Нарисуйте в пустом мешке фигуры, выполнив действия.

−  Поднимите листочки и покажите результат своей работы.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

− Молодцы, ребята, помогли колобку уцелеть! Покатился он дальше. Много ещё ожидает колобка опасностей, неожиданных встреч.

−  Чтобы помочь ему избежать опасностей давайте вспомним, какая тема урока была?

− Чему учились?

− Достигли поставленных целей?

− Как обозначается число 3 цифрой? Покажите???

− Обведите в тетради самую красивую цифру 3.

− Удалось ли помочь колобку?

− Почему у нас все получилось? Что помогло нам достичь поставленных целей? (взаимопомощь, внимательность, дружба).

− Оцените свою работу на уроке и выберите и покажите смайлик, который соответствует вашей сегодняшней работе:

Я справился со всеми заданиями; зеленый

Мне было трудно, но я справился желтый   

Мне нужна помощь красный

− Сколько зверей встретил колобок во время путешествия?

− Кто догадается, какая тема урока у нас будет завтра?

− Молодцы, а кто желает дома потренироваться в написании цифры 3? Догадались какое задание я вам хочу предложить?

8. Включение в систему знаний и повторение. (резерв)

 Задание из учебника  № 4 с.59



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Число и цифра 4. Соотношение числа и цифры. Счет прямой и обратный.

Урок по математике в 1м классе для учащихся коррекционной школы....

Занятие по математике "Число 7. Цифра 7. Дополнение числа до любого заданного числа "

Занятие по математике в "Школе успеха" с будущими первоклассниками. В разделе "Презентации" мной представлена презентация к этому занятию....

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Число и цифра 1. Число и цифра 2.

Презентация к уроку "Число и цифра 1. Число и цифра 2"....

Число и цифра 8. Образование числа 8. Письмо цифры 8.

Описание урока по изучению цифры 8, цель урока - формирование понятия о числе и цифре 8 , образования числа 8 , обучение письму цифры 8....

конспект урока математики для детей с ОВЗ по теме: «Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа»,

laquo;Число и цифра 7. Образование, название, обозначение цифрой (запись) числа. Познакомить обучающихся с числом и цифрой 7, с получением и составом числа 7.Научить писать цифру 7 в соответстви...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...