Главные вкладки

    Урок математики 3 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: Круг. Окружность.
    план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

    Чурсина Валентина Васильевна

    Тема урока: Круг. Окружность.

    УМК: «Планета Знаний»

    Форма проведения урока Урок-путешествие

    Оборудование: тетрадь, карандаш, линейка, циркуль, ножницы,  модели фигур,  цветная бумага, образец аппликаций

    ТСО: мультимедийный проектор

    Тип урока:  интегрированный (математика с элементами технического труда)

    Изучение новых знаний, формирование новых умений, практическое применение знаний и умений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл krug._okruzhnost.docx26.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Круг. Окружность.

    УМК: «Планета Знаний»

    Форма проведения урока Урок-путешествие

    Оборудование: тетрадь, карандаш, линейка, циркуль, ножницы,  модели фигур,  цветная бумага, образец аппликаций

    ТСО: мультимедийный проектор

    Тип урока:  интегрированный (математика с элементами технического труда)

    Изучение новых знаний, формирование новых умений, практическое применение знаний и умений.

    Ход урока

    1. Орг. момент.1мин.
    2. Устный счёт 7 мин.

    - Сегодня мы отправимся в необычное путешествие.

    Отгадайте загадку на чём?

    Распустила алый хвост,

    Улетела в стаю звёзд.

    Мы сейчас построим эту

    Межпланетную ….     (ракету)

    Нам надо построить ракету, выполняя задания:        

    Назовите фигуры, из которых состоит ракета и выполните задание:

       1 Треугольник      (нажать)               5·7=  (нажать)      35

       2 Прямоугольник (нажать) в полёт космонавты приготовил 18 пакетов молока, кефира  в 4 раза меньше. Сколько пакетов кефира приготовил незнайка для полёта?    6

       3  Трапеция (нажать)   6·5 =   (нажать)   30

       4 Круг  (нажать)  первый  раз  космонавт в телескоп увидел 8 звёзд, а когда посмотрел второй раз внимательней, то увидел в 3 раза больше. Сколько звёзд увидел космонавт во второй раз?    24

        Дату своего путешествия запишем в судовом журнале.( в тетрадях записываем число, классная работа)

    Молодцы! Готовы к полёту!  Запишите числа в порядке убывания! (вызвать Никиту Вершинина)

    Проверяем! 35, 30, 24, 6 Какое число лишнее?( 6- однозначное) Это не просто числа- это зашифрованное название  той планеты, на которую мы должны полететь.

    Работа в парах. Расшифруйте название

    50

    35

    32

    30

    26

    24

    20

    10

    6

    1

    Ф

    к

    Е

    р

    п

    у

    а

    ш

    г

    д

    На этой планете всё круглое. Какие предметы с планеты Земля могли бы оказаться на этой планете?( пуговица, монета, тарелка, зеркало, !!! апельсин, глобус…и т.д.)

    Как можно изобразить круг на бумаге (ответы детей) (обвести, с помощью циркуля)  на доске перевернуть   ЦИРКУЛЬ

    3.Изучение новых знаний, формирование новых умений 13 мин.

    Удобнее всего пользоваться специальным прибором: (нажать)             

    Мой циркач, циркач лихой
    Чертит круг одной ногой,
    А другой проткнул бумагу,
    Уцепился и ни шагу.

     (Циркуль)

    Циркуль (от латинского «циркулюс» -круг).  (нажать)               

    Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент – история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику Дедала, первого «воздухоплавателя» древности . У Дедала в Афинах жил племянник по имени Талос, очень талантливый юноша. Когда Талосу исполнилось всего 12 лет, он придумал гончарный круг, с помощью которого люди стали изготовлять посуду. Скелет рыбы навел его на мысль сделать первую на свете пилу.

    Дядя Талоса позавидовал его таланту и, улучив момент, столкнул юношу с городского вала. Но до этого Талос успел одарить людей еще одним изобретением. Он соединил с помощью шарнира два одинаковых по длине стержня — так получился циркуль.

    Легенда легендой, а циркуль и линейка, наверное, самые старые чертежные инструменты на земле. На стенах и куполах храмов и домов, на резных чашах и кубках древних Вавилонии и Ассирии нарисованы такие ровные прямые линии, такие правильные круги, что без циркуля и линейки их просто невозможно провести. А существовали эти государства около 3 тысяч лет назад.

    Самый старый, дошедший до нас уже не из легенды, а из реальности, железный циркуль нашли во Франции при раскопках древнего кургана. Он пролежал в земле более 2 тысяч лет.

             Циркули бывают(нажать) ученические, для работы на доске,  чертёжные, циркули по металлу (продемонстрировать), медицинские, для вырезания кругов на стекле и бревне. Сегодня мы учимся работать циркулем в тетради. А когда вы вырастите, кто–то из вас может стать инженером, строителем. И ему необходимо будет правильно пользоваться циркулем.

          Сегодня мы научимся пользоваться циркулем, чтобы…

    Практическая работа.(самостоятельная) (нажать)               

    Циркуль – чертёжный инструмент, с ним надо работать осторожно. Состоит он из(головки, ножки, иглы и грифеля). При работе с циркулем нужно соблюдать определённые правила: нельзя подносить иглой к лицу и передавать соседу «иглой вперёд. Острый конец всегда должен оставаться в одной точке, а расстояние между ножками  не должно меняться. Его нужно держать за хвостик, а не за ножку.

    Возьмите циркуль, поставьте ножку с иголочкой на бумагу, а ножкой грифелем очертите круг.  (нажать) Отметьте простым карандашом точку, которая осталась от иголочки.  (нажать) Это центр круга, её можно обозначить точка О. (нажать) 

    Слово «центр» произошло от латинского слова «центриум» - палка с заостренным концом, которой погоняли быков; позднее оно стало означать заостренную ножку циркуля, а потом и точку, которую оставляет ножка циркуля на листе бумаги.

    Отметьте на окружности точку А. (нажать)               

    Соедините точкуА с центром окружности. Отрезок ОА –это радиус окружности.

    Радиус окружности – отрезок,соединяющий центр окружности с точкой на окружности.

    Отметьте на окружности точкуВ, соедините О и В. Отрезок ОВ- тоже радиусокружности. Какой можно сделать вывод? (ОА= ОВ)

    Радиусы одной окружности равны.

    Проведите еще несколько радиусов. На что это похоже? (нажать)               -Да, верно! Это колесо. Колесо - одно из великих изобретений, которое было сделано в IV тысячелетии до н.э. на Древнем Востоке.  

    Для чего же мы вспомнили про колесо? В древности термина радиус не было. Его ввел в XVII веке французский математик  Франсуа Виет, в переводе с латинского радиус  означает «спица колеса».

    Практическая работа в парах. (нажать)               

    Ребята, на ваших столах модели кругов. С помощью них мы будем знакомиться с таким понятием как «диаметр». Слово «диаметр» пришло к нам из греческого языка и переводится как «поперечник».

    а) Сложите круг пополам. Линия сгиба – это и есть диаметр. Что вы можете сказать? (ребята: диаметр делит круг на две равные части). б) Проведите еще несколько диаметров и измерьте длины. Что скажете о ваших наблюдениях? (ребята: все диаметры одинаковой длины)

    Сделаем вывод.

    Диаметр это - отрезок, который соединяет две точки окружности, проходит через центр. Диаметр делит круг на две равные части, и все диаметры у окружности равной длины.

    Сравните длину радиуса с длиной диаметра. Сделайте вывод.

    Диаметр в два раза больше радиуса

    4.Физминутка2 мин.

    5.Закрепление, систематизация, применение 7 мин. (нажать)               

    Сколько диаметров можно провести?  А какие они по длине? Что интересного заметили?

    Какое слово созвучно со словом циркуль? –  ЦИРК. (нажать) 

    Что общего между циркулем и цирком? (нажать) 

    Мы хорошо поработали и я предлагаю посетить необычный цирк.

    А попадём мы туда без билета, выполнив правильно  3 задания  (нажать)  Заполните пропуски дружно:

    У круга есть одна подруга,

    Знакома всем её наружность!

    Она идёт по краю круга

    И называется –          (нажать)   окружность!

    (нажать) 

    От окружности до центра

    Мы начертим длинный ус,

    Знает каждый третьеклассник,

    Это точно  -  (нажать)   радиус!

    (нажать) 

    Отрезок, который проходит через центр окружности и соединяет две точки окружности  (нажать)   Диаметр

    В этом цирке все животные круглые.         

    Слон очень любит жонглировать тарелками, но сегодня у него их нет.  Сделаем слону тарелки.

    Работа по рядам. (нажать)

     Работать будем ножницами.  Ножницами  нужно пользоваться осторожно: к лицу не подносить, передавать соседу колечками. Разметку делать на белой стороне бумаги, бумагу расходовать экономно.

    У вас на столе есть цветная бумага. Начертите окружность радиусом …., вырежьте и прикрепите тарелочки для слона на доску

    6. Дом. задание. 1 мин.

    7. Итог урок, рефлексия 2 мин.

    Сегодня мы с вами побывали на круглой планете.Чтобы вернуться назад, нужно ответить на вопросы теста (у каждого ученика тест).

           Фронтальная проверка теста.

    1. Я считаю, что круг, окружность – это одно и тоже.
    • да
    • нет          
    • не знаю

    1. Мне кажется, что шар можно считать объемным изображением круга.

    • да                              
    • нет                                    
    • не знаю

    1. Я считаю, что окружность – это замкнутая линия.

    • да                              
    • нет                                    
    • не знаю

    1. Я считаю, что расстояние от центра окружности до любой точки окружности называется…

    • диаметр                  
    • радиус

    1. Мне кажется, что расстояние от центра до любой точки на окружности всегда одинаково.

    • да                              
    • нет                                    
    • не знаю

    1. Я считаю, что отрезок, проходящий через центр окружности до любой точки окружности называется…

    • диаметр                  
    • радиус
    1. Назовите длину диаметра, если радиус равен 3 см

    АМ=  …..см

    Продолжите предложения (устно):

    Сегодня на уроке:

    я узнал…

    я научился…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока математики и презентация к уроку во 2 классе. Тема: :" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа."

    Конспект урока математики во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века" авторы  учебника Рудницкая В.Н. и др. Тема урока:" Умножение и деление на 9. Девятая часть числа." К уроку прилагается ...

    Технологическая карта урока математики и конструирования в 3 классе. Тема урока: «Обобщение изученного материала по теме «Круг. Окружность». Изготовление цветка из гофрированной бумаги с использованием деления круга на 8 равных частей».

    Учебный предмет: математика и конструирование.Учитель: Володько Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ рабочего посёлка Шемышейка.Тип урока: урок обобщения изученного материала и практи...

    «Формирование универсальных учебных действий на уроке математики, «Какая площадь больше» - урок открытия нового знания» ( УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

    Универсальные учебные действия   младшего школьника - важная составляющая системно - деятельностного подхода. На примере данного урока  математики показано, как ученик получает знания н...

    «Формирование пространственных понятий на уроке математики, «Впереди и позади» - урок открытия нового знания (УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс)

    Данный урок математики способствует формированию пространственных отношений, связанных с ориентировкой в пространстве и на плоскости: «впереди», «позади» и повторению ранее изученных понятий «справа»,...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА. Предмет: математика Класс: 3 Тема урока: "Симметричные фигуры"

    Цель учителя: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии....

    План урока математики с применением игры. Урок-сказка по теме " Свойства сложения. Закрепление изученного". (2 класс)

    На этом уроке учащиеся обобщать и систематизируют полученные знания по теме: " Свойства сложения. Закрепление изученного ".Повторят переместительное и сочетательное свойства сложен...