Главные вкладки

    Открытый урок математики в 4 классе по теме "Транспортир"
    план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

    Урок открытия новых знаний  в 4 классе по теме "Транспортир"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока математики в 4 классе «Транспортир»

    Ход урока

    1. Организационный момент, проверка домашнего задания.

    Начнём урок хорошим настроением:

                                                                      C:\Users\Альбина\Downloads\2488780-d66f82795801e774.png

    - В рамках недели математики мы знакомились с великими математиками мира. Известный русский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич сказал:

    « Кто с детских лет занимается математикой,

    тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю,

    воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»

    - Предлагаю взять эти слова в качестве эпиграфа  нашего сегодняшнего урока.

    Проверка домашнего задания. Учебник с. 16 № 13

    -Откройте тетради. Прочитайте результаты выражений из вашей домашней работы. (Ответы: а)58072, б)5025184.)

    -Что общего?  (многозначные, чётные) Чем отличаются? (5 и 7 значные)

    Увеличьте результат первого выражения в 100 раз, а результат второго на 1000 единиц. Прочитайте получившиеся числа. (5807200, 5026184.)

    Выпиши повторяющиеся цифры, составь из них наименьшее число. (2058)

    Выпиши неповторяющиеся цифры, составь из них наибольшее число . (7641)

    Найди сумму и разность этих чисел. (9699, 5583)

    Раскодируйте слова: угол, мера.

    Это два ключевых слова сегодняшнего урока. Выскажите предположение о теме и целях сегодняшнего урока?

    - Какие знания нам необходимы для достижения целей? (Что такое угол, виды углов, способы измерения углов)

    -Что такое угол? (Геометрическая фигура образованная двумя лучами, выходящими из одной точки)

    -Какие виды углов вы знаете? (Прямой, тупой, острый , развёрнутый, смежные)

    С какими способами измерения углов знакомы? (Наложения, измерение с помощью меры)

    II. Устный счет

    а) Посмотрите на циферблаты и скажите, какое время показывают часы? Какие углы образуют стрелки? (На первой картинке – девять часов утра или 21:00 вечера. Стрелки образуют прямой угол. На второй – 10: 00 или 22:00. Стрелки образуют острый угол. На третьей картинке – 6 часов 05минут или 5 минут седьмого или 18 часов 05 минут. Стрелки образуют тупой угол. На следующей картинке – 10 часов 30 минут, половина одиннадцатого или 22 часа 30 минут. Стрелки образуют тупой угол. 10 часов 15 минут или пятнадцать минут одиннадцатого, 22 часа 15 минут. Стрелки образуют тупой угол.)

    III. Актуализация опорных знаний.

    У: - Посмотрите на доску. Назовите, какой из углов больше? Почему?

    ( Я знаю, что два угла можно сравнивать друг с другом путём наложения, поэтому, я мысленно наложила один угол на другой  и считаю, что угол WDC больше остальных. А я думаю, что угол АОF больше, потому что  ограничивает большую часть плоскости.)

     - Как узнать кто же из ребят прав?

     - Для измерения углов используют специальный прибор. А как он называется, вы узнаете, разгадав кроссворд. (Работа в группах)

    1. Результат деления.
    2. Лучи образующие угол.
    3. Точка, из которой выходят лучи образующие угол.
    4. Угол, стороны которого образуют прямую.
    5. Результат сложения.
    6. Угол, который составляет половину развернутого угла.
    7. Фигура, которая получается при пересечении трёх прямых.
    8. Угол, меньше прямого.
    9. Угол, больше прямого, но меньше развернутого.
    10. Результат умножения.
    11. Результат вычитания.

    - Какое слово получилось? (Транспортир)http://festival.1september.ru/articles/617592/img2.gif

    Целеполагание

    - Транспортир – это третье ключевое слово. Кто уточнит тему урока? Цель?

    (Мы познакомимся с транспортиром. Узнаем, как им пользоваться. Научимся измерять углы при помощи транспортира.)

    Сейчас ребята нам расскажут о том, как появился транспортир.

    Ученик 1: 

    С древнейших времен люди сталкивались с необходимостью измерять углы. Понятие градуса и появление первых инструментов для измерения углов связывают с развитием цивилизации в древнем Вавилоне, хотя само слово градус имеет латинское происхождение (градус– от лат. gradus- “шаг, ступень”). Градус получится, если, разделить окружность на 360 частей. Возникает вопрос – а почему именно на 360 частей. Дело в то, что в Вавилоне была принята шестидесятеричная система счисления. Более того, число 60 считалось священным. Поэтому все вычисления были связаны с числом 60 (календарь вавилонян включал 360 дней).

    Ученик 2: 

    Когда же появился транспортир? Оказывается, эта угловая мера возникла много тысяч лет тому назад. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали. Что в году не 365 или 366 дней, а 360. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней.

    Ученик 3: 

    Кроме градуса, были введены такие единицы измерения, как минута (часть градуса) и секунда (часть минуты). Которые в переводе означают "части меньшие первые" и "части меньшие вторые". В истории науки эти единицы измерения сохранились благодаря Клавдию Птолемею, жившему во II веке.

    История не сохранила имя ученого, который изобрел транспортир – возможно в древности этот инструмент имел совсем другое название. Современное название происходит от французского слова ”TRANSPORTER”, что означает “переносить”.

    У: - Обратите внимание, сколько различных транспортиров бывает!  (выставка транспортиров). http://festival.1september.ru/articles/617592/img4.jpghttp://festival.1september.ru/articles/617592/img6.jpghttps://encrypted-tbn2.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQtgluHh-neY282AmuoNk53mDFW92H4urB1r7_M32qcsvjsSEYpLQ

     Но в чем они все схожи? Какие бы они ни были, у всех есть ШКАЛА и ЦЕНТР.       

     А теперь давайте подробнее рассмотрим ваши транспортиры. (Раздаю транспортиры одинаковой модели)

    - Что вы видите?

    - Полукруглая шкала транспортира разделена на 180 частей или градусов; также есть центр транспортира, который ещё является вершиной развернутого угла.

    - У некоторых транспортиров есть двойная шкала, которая позволяет более удобно и точно измерять и строить углы.

    - Единицу величины угла называют градусом.

     

    А) Практическая работа по измерению углов с помощью транспортира.

    Каждому ученику выдаю листок с изображением угла (у всех одинаково)

    У: - Необходимо измерить градусную меру этого угла с помощью транспортира.

    У: - Давайте сравним полученные результаты. (Запись на доске: 110º, 135º, 45º и др. Результаты получились различные)

    У: - Почему результаты разные? В чем проблема?

    (Наверное, потому, что каждый измерял  по-своему.)

    У: - Как решить нам эту проблему?

    (- Нам надо научиться пользоваться транспортиром. )

    - Нам нужно создать алгоритм измерения углов при помощи транспортира.

    1. Работа в группе. 

    Каждая группа получает деформированный алгоритм.

     - Ребята, вам  необходимо собрать  алгоритм в нужном порядке.

    После этой работы следует совместное пошаговое составление алгоритма.

    АЛГОРИТМ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛА.

    1. Совместить вершину угла с центром транспортира.

    2. Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через 0° шкалы транспортира.

    3. Отметь точку пересечения второй стороны угла с выбранной шкалой транспортира.

    4. Записать величину угла – число, соответствующее найденной точке на выбранной шкале.

    5. проверить, соответствует ли полученная мера угла его виду ( острый – тупой)

    У: - А сейчас снова измерьте свои углы, пользуясь алгоритмом. Что получилось?

    (У нас результаты одинаковые. Мы научились измерять углы с помощью транспортира.)

    1. Физминутка для глаз
    2. Применение новых знаний (работа в группах).

    У: - А сейчас каждая группа получит листочки с изображением углов (у всех одинаковые). Задание: определите вид углов, их градусную меру и сделайте вывод о градусной мере каждого угла.

    Вид угла

    Градусная мера угла

    1.

    2.

    3.

    4.

    Выводы: (соедините стрелочкой)

    Развёрнутый угол

    Равен 90 0 (половине развёрнутого угла

    Прямой угол

    Равен 180 0

    Острый угол

    Больше 90 0

    Тупой угол

    Меньше 90 0

    У: - Представители каждой команды зачитываю результаты работы.

    Вывод:

    – развернутый угол равен 180°;
    – 
    прямой угол равен 90° (половина развернутого угла);
    – 
    острый угол меньше 90°;
    – 
    тупой угол больше 90°, но меньше 180°.

    - Может ли величина острого угла равняться 1260?

    У:  - Молодцы! Вы все хорошо справились с заданием.

    Работа в паре:

    - Начерти любой угол в тетради. Измерь с помощью транспортира градусную меру этого угла, определи вид угла.

    Поменяйтесь тетрадью с соседом по парте. Оцени его работу по критериям:

    1. Правильность и аккуратность построения угла.

    2. Правильность определения его градусной меры с помощью транспортира.

    3. Правильность определения вида угла.

    Зелёный кружок – всё правильно.

    Жёлтый кружок – одна ошибка.

    Красный кружок – две и более ошибок.

    Работа по учебнику: с. 18 № 4 (дополнительно)

    VII.  Рефлексия

    - На уроке вы работали очень дружно и организованно. Подведем итог.

    — Что нужно, чтобы измерить градусную меру угла?

    1. Знать, как пользоваться транспортиром.
    2. Составить алгоритм измерения углов.
    3. Уметь точно определять градусную меру угла.
    4. Уметь правильно определять вид угла.

    VIII.  Рефлексия

    Нарисуйте смайлику носик ! или ? или.

    Используя шаблон, выскажи своё мнение о своей работе на уроке.

    Сегодня я узнал...

    Было трудно…

    Я понял, что…

    Я научился…        

    Я смог…

    Было интересно узнать, что…

    Меня удивило…

    Мне захотелось…

    IX.  Домашнее задание.

    С. 17-18 правило, № 15 , № 6 или № 7 по выбору.

    Задание 16 на стр. 21. (по желанию – следующий урок мы начнём с него)

    - Выполни действие и расшифруй высказывание Козьмы Пруткова. Согласен ли ты с ним? (Хочешь быть счастливым – будь им)


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    А.И. Маркушевич « Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»

    Слайд 3

    58072 5025184 5807200 5026184 ОЛГМУГГ ОГУЕАЛР 2058 7641 УГОЛ МЕРА

    Слайд 7

    Тема урока математики: «Транспортир»

    Слайд 10

    Алгоритм измерения угла 2. Расположить транспортир так, чтобы одна из сторон угла проходила через нуль выбранной шкалы транспортира. Совместить центр транспортира с вершиной угла. 3. Отметь точку пересечения второй стороны угла с выбранной шкалой транспортира. 4. Записать величину угла – число, соответствующее найденной точке на выбранной шкале. 5. Проверить, соответствует ли полученная мера угла его виду ( острый – тупой)

    Слайд 12

    Вывод: – развернутый угол равен 180°; – прямой угол равен 90° (половина развернутого угла); – тупой угол больше 90°, но меньше 180°. – острый угол меньше 90°;

    Слайд 13

    Что нужно, чтобы измерить градусную меру угла? Знать, как пользоваться транспортиром. Составить алгоритм измерения углов. Уметь точно определять градусную меру угла. Уметь правильно определять вид угла.

    Слайд 14

    ! . ? Сегодня я узнал... Было трудно… Я понял, что… Я научился… Я смог… Было интересно узнать, что… Меня удивило… Мне захотелось…

    Слайд 15

    Домашнее задание. С. 17-18 правило, № 5, 15 или № 7,15 по выбору. Задание 16 на стр. 21. (по желанию – следующий урок мы начнём с него) - Выполни действие и расшифруй высказывание Козьмы Пруткова. Согласен ли ты с ним?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок математики в 4 классе по теме: "Диаграммы"

    Урок по Образовательной системе "Школа 2000...". На данном уроке была использована презентация, приуроченная Году Космонавтики....

    Конспект открытого мультимедийного урока математики в 4 классе по учебнику Л.Г.Петерсон

    Урок разработан в форме путешествия на Математические острова.Цель урока - создать условия для формирования у школьников умения находить площадь прямоугольного треугольника;  активизация уч...

    Открытый урок математики в 1 классе по теме "Табличное сложение +2,+3,+4" (презентация и план-конспект).

    Урок предназначен для учителей начальных классов, работающих по УМК «Школа России» в 1 классе. Интегрированный урок по комплексному применению знаний, умений, навыков по математике и познани...

    Открытый урок математики в 4 классе по теме " Письменные способы умножения многозначных чисел"

    Открытый урок математики в 4 классе по теме " Письменные способы умножения многозначных чисел"...

    Технологическая карта открытого урока математики в 4 классе по теме: «Решение задач на пропорциональное деление»

    Во время проведения кожуунного семинара на базе МБОУ СОШ с. Чал - Кежиг от 21 декабря 2017 года провела в 4 классе урок математики  по теме: «Решение задач на пропорциональное деление»...

    Конспект открытого урока математики в 4 классе по теме: "Дроби. Закрепление изученного"

    На уроке  закрепляются знания по темам «Нахождение части числа и числа по его части"; закрепляется умение анализировать и решать задачи с дробями. Совершенствуются вычислительные ...