Тема: «Танграм – геометрическая головоломка». Внеурочное занятие .
план-конспект занятия по математике (2 класс) на тему

Русакова Наталья Анатольевна

На каждом занятии ребенок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает желание достичь цели .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0000922f-4fd05b7c.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие

Тема: «Танграм – геометрическая головоломка».

Подготовила и провела учитель

Русакова Н.А.

Молодежное

2016год

Тема: «Танграм – геометрическая головоломка».

Цели: создать условия для знакомства  с понятием «танграм» ; учебе играм, связанным с танграмом.

Предметные результаты: познакомиться  с понятием «танграм» и их типами; научиться играм, связанным с танграмом.

Формирование УУД:

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД: логические – анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков, синтез как составление целого из частей и с восстановлением недостающих.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

I. Вступительное слово учителя. 
Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Настроены ли вы на занятие? Садитесь!
Я услышала о старинной китайской игре - головоломке танграм. Меня очень заинтересовала  эта игра. Мне захотелось, как можно больше узнать о танграме. Я решила подробно изучить историю возникновения этой головоломки и исследовать возможности этой игры, применение ее в форме игры. Поэтому, целью данного занятия является: изучить историю возникновения игры – головоломки «Танграм» и исследовать ее применение.
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка "Танграм". В наше время очень много людей увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. Это способ отвлечения от повседневных проблем и направлен на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» - «часть». Все эти умения необходимы будущим математикам.

Что такое танграм?

Тангирам  - головоломка, которую придумали в Китае. В переводе с китайского, обозначает 7 дощечек мастерства. Состоит танграм из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).

 Легенды  появления танграм

II. Выступления учащихся:
Танграм  - очень древняя  игра – головоломка. Она появилась в Китае более
4000 лет назад. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры “Танграм”.
Легенда первая: версия про разбитую плитку. 
Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю». 
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

Из истории танграма

Хотя танграм часто считают изобретением древности, первое печатное упоминание о нем встречается в китайской книге, созданной в 1813году и написанной, очевидно, в правление император Цзяцина.

Появление танграма  на западе относят не     ранее чем к началу 19 столетия, когда эти       головоломки попали в Америку  на китайских и американских судах. Старейший такой экземпляр, подаренный сыну американского судовладельца в 1802 году, сделан из слоновой кости и хранится в шёлковом футляр

Название «танграм» впервые было использовано в 1848 году Томасом Хиллом, в дальнейшем президентом Гарвардского университета, в его брошюре «Головоломки для обучения геометрии»

Популярность танграма

Льюис Кэрролл
Все мы хорошо знаем книгу “Алиса в стране чудес” Л.Кэрролла (Чарльз Лютвидж Доджсон). Однако это его не единственное произведение. В книге “Модная китайская головоломка” он пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона Бонапарта, который, лишившись трона, в изгнании на Острове Святой Елены проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”. 
Нас заинтересовала головоломка «Танграм», как игра, так как можно творчески провести время. Увлекает то, что из простых геометрических фигур можно сделать более сложные композиции. 
Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т.д. Всего насчитывают более 7 000 различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных, птиц и человека.
Правила игры: 
В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.
¬
При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.
¬
Элементы фигур должны примыкать один к другому.
¬
Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.
¬
В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. 
Типы задач, решаемых танграмом.   
1. Нужно сложить фигуру по контурному рисунку.
2. Нужно сложить фигуру по рисунку со сплошной заливкой, при котором не видно границ элементов.         
Затем можно попрактиковаться самостоятельно, создавая свои - простейшие изображения. Тем самым развивается собственная фантазия.

Применение танграма

  1. Танграм может применяться на уроках математики для получение начальных сведений о геометрии. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, ромб, знакомство с углами. Сравнение фигур по форме, размеру, площади.

Составление из нескольких фигур новой геометрической фигуры: из двух треугольников – ромб, большой треугольник, квадрат, из трёх – треугольник, 
трапецию, параллелограмм  и т.д.

Играя, мы запоминаем названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуем формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещаем их с целью получения новой фигуры. У нас развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

  1. Танграм во всех его проявлениях можно встретить начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном.

IV.Работа в парах.

Сегодня я предлагаю составить фигуру семью танами одного танграма, на каждой парте конверт с танграмом.

Заключение
Что интересного было на занятии? 
Что особенно запомнилось?
Какой композиции вы бы отдали предпочтение, и почему?

Закончить о танграмах можно словами М. Гарднера: "Очарование танграма состоит в простоте материала и в кажущейся его непригодности для создания фигурок, обладающих эстетической привлекательностью»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект внеурочного занятия китайской головоломки танграм 4 класс используемая литература

материал подготовлен для проведения внеурочного занятия с заданной темой...

Внеурочное занятие "Танграм: древняя китайская головоломка"

Танграм: древняя китайская головоломка...

Фрагмент внеурочного занятия "Геометрические головоломки". Развитие инженерной культуры в начальной школе с использованием педагогической технологии "Гимнастика для ума"

НемаНемаловажную роль в развитии интеллекта и формировании основ технического мышления играют  развивающие игры и пособия. Ими увлечены как взрослые, так и дети.  На сегодняшний день существ...

Кроссворд на тему Санкт-Петербург ( Итоговое внеурочное занятие по программе Я-Россиянин)

Итоговое внеурочное занятие на тему "История Санкт-Петербурга" пройдет интересно, познавательно и увлекательно если при повторении усвоенного материала предыдущих занятий будет использоватьс...

Внеурочное занятие по теме :"Танграм- древняя китайская головоломка

Внеурочное занятие по математике с игрой танграм для 4 класса. Данное внеурочное занятие входит в курс внеурочной деятельности "Занимательная математика" и входит в раздел "Геометрическая мозаика"...

Методическая разработка по внеурочной деятельности "Танграм - геометрическая головоломка"

В методической разработке по внеурочной деятельности приведен пример технологической карты занятия по внеурочнеой деятельности по геометрическому содержанию в 4 классе на примере Танграма....