Урок математики в 5 классе по теме "Задачи на части"
план-конспект урока по математике на тему

Збаранская Анжела Николаевна

Конспект открытого  урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy.docx41.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: повторение и закрепление знаний  по теме «Задачи на части»

Тип урока – урок-рефлексия.

Задачи урока:

Образовательные: повторить решение  задач на части; умение применять алгоритм решения задач на части.

Развивающие: расширять кругозор обучающихся, повышать информационную культуру; развивать приемы умственной деятельности, умение анализировать, сравнивать и делать выводы; развивать устную речь, память, внимание;

Воспитательные: воспитывать умение высказывать свое мнение; воспитывать умение участвовать в диалоге; формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить знания по теме “Задачи на части”;  отрабатывать умение решать задачи на части; применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.

Метапредметные:

Личностные УУД:  содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке;развивать самостоятельность мышления в учебной деятельности ; формировать  доброжелательное отношение к иному мнению.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; находить вариант решения учебной задачи;  уметь определять цель и задачи учебной деятельности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; понимать сущности алгоритмических предписаний и уметь действовать  в соответствии  с предложенным алгоритмом; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки;

Познавательные УУД: владеть смысловым чтением; осуществлять поиск нужной информации, используя предоставленные источники; осуществлять анализ объекта, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения; Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в группе; умение точно выражать свои мысли  в соответствии с задачами коммуникации; планирование учебного сотрудничества.

 Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная.     

      Этапы урока

                                                Ход урока

Формирование УУД

I.Самоопределение к деятельности

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

-Число. Классная работа.

Добрый день, ребята! Скажите, а для чего вы здесь присутствуете? (Для того, чтобы получать знания.)

А хотите ли вы получать новые знания и для чего они вам? (Знания нужны для того, чтобы быть образованными, умными, культурными…)

-Чего вы ждете от этого урока? (Ждем чего-то нового, интересного, полезного для нас.)

Как бы вы хотели, чтобы прошел урок? (С хорошим настроением, весело, чтобы у нас все получилось.)

  Желаю вам всем успешной работы!

Познавательные УУД:

Развиваем умения:          

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоя-тельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Личностные результаты:

- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

- принимать учебную задачу, следовать инструкции учителя, выполнять учебные действия в письменной и устной форме.

II. Актуализация знаний

Цель: актуализировать представление об однородных членах предложения.

1. Если ты на эти числа

Устремишь с вниманьем взгляд,

То найдёшь закономерность

И продолжишь чисел ряд.

422

20

402

105

10

95

234

6

2.Вычислить рациональным способом.

  

 1) 173 ∙ 36 - 73 ∙ 36;

 2) 71 + 155 + 59 + 45 + 29;

 3) 17 ∙ 556 + 444 ∙ 17.

-Какое правило или свойство нужно применить, чтобы выполнить задание?

3. Как вы думаете, какое здесь может быть задание. Сравнить величины

    3 т 4 ц          3 т 100 кг    

    2 кг 40 г       20 000 г    

    4 ц 20 кг       420 кг

    3000 г           2 кг 900 г

    15800 кг       150 ц

     67 т 5 кг      670000 кг

(Проверка. Рефлексия) Почему допустили ошибки? В чём испытали трудности?

III. Формулирование темы и целей урока.

Буквенный диктант: (в тетрадях)

  1. Прибор для определения времени (Часы).
  2. Домашний бассейн для рыб (Аквариум).
  3. Средство передвижения Бабы Яги (Ступа).
  4. 1000 килограммов (тонна).
  5. Последняя буква в слове "ночь" (Ь).

- Какое слово получилось ?   Слово - "часть".

- Как вы думаете , какая у нас будет тема урока? И какие мы поставим перед собой цели?

  - Задачи на части.

  - Сегодня на уроке мы вспомним алгоритм решения задач на части,  будем  отрабатывать умение решать задачи на части; применять полученные знания на практике. Будем  учиться работать вместе, сообща, оценивать свою работу. 

  -А зачем нам нужно уметь решать такие задачи?

  -В повседневной жизни человеку нередко приходится сталкиваться с "рецеп-тами" приготовления (или изготовления чего-либо), в составе которых указаны части.  Многие средства бытовой химии, используемые в домашних условиях, продают в концентрированном виде, чтобы их использовать, их надо развести (обычно водой).

- Кроме того, полученные знания помогут вам в дальнейшем  на уроках матема-тики,  при решении задач по химии .

- А проведём мы наш урок  "на кухне" вместе с математикой, так как большая часть рецептов приготовления блюд содержит части.

- Нас с вами ждут важные дела. В конце урока увидим, достигли ли поставленных целей.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

– самостоятельно формули-ровать цели урока после

предварительного обсуждения;

- прогнозировать предстоящую работу .

IV.  Выбираем задания и тренируемся.

1. Повторение.

-Для успешной работы на уроке нужно повторить известный вам материал  

1).Подумайте и ответьте:

- какое важное условие (которое не оговаривается, но принимается по умолчанию) должно выполняться в задачах на части? (Все части, о которых идет речь в задаче, равные).

- что первым делом необходимо найти при решении задачи на части? (Нужно узнать, сколько составляет одна часть).

-  Алгоритм решения задач на части:

1. Вычисление одной части.

2. Вычисление тех частей, о которых спрашивается в задаче.

- К нам на кухню заглянул  Незнайка с друзьями .

2).Незнайка разделил 12 орехов на 2 равные части - для себя и Знайки.

а) Сколько в этом случае пришлось орехов на одну часть? (6)

б) На сколько равных частей нужно разделить 12 орехов, чтобы на одну часть приходилось 2 ореха? (6)

в) В одной части 3 ореха. Сколько частей приходится на 12 орехов? (4)

г) А сколько орехов будет приходиться на 1 часть, если 12 орехов Незнайка поделит на 3  равные части? На 12 равных частей? (4 ор.), (1 ор.)

-Подошло время завтрака. Ребята , а какой самый полезный завтрак??(каша)

  (задачи на листочках у каждого)

3)Задача 1.  Для приготовления каши  на 3 части молока  берут 2 части крупы. Сколько граммов  молока следует взять  ,если крупы  200 граммов?

 (Один ученик решает на доске для показа образца решения, сильный ученик проверяет, анализирует решение и оценивает )

-Сверьте с образцом.

 (Проверка. Рефлексия) Почему допустили ошибки? В чём испытали трудности?

-А теперь предлагаю Вам самим потрудиться на кухне. А чтобы не было скучно, работаем в паре.

2.  По данному решению придумайте текст задачи (устно) и нарисуйте схему (в тетради).  (Работа в паре)

1) 2+1=3(ч.)

2)330:3=110(гр.)

3)110*2=220(гр)

Ответ:220 граммов.     330 гр.                                                                                                                                                                            

(Тексты озвучиваем вслух, схемы сверяем, решение анализируем)

-Сверьте схему с образцом.

(Проверка. Рефлексия) Почему допустили ошибки? В чём испытали трудности?

Физминутка.

3.  - В одной из серий мультфильма "Маша и медведь" Маша варила варенье, причем в качестве ингредиентов брала все, что попадалось ей под руку. Оказывается, что существует немало рецептов приготовления "необыкновенного" варенья.

Вот какой интересный рецепт приготовления варенья я нашла в своей "Книге рецептов".

Оказывается, можно сварить варенье из огурцов.

Задача 2  

"Варенье из огурцов и крыжовника"

Для этого варенья берут 2 части огурцов, 3 части крыжовника и 4 части сахара. Сколько надо собрать крыжовника, если у Маши 2 килограмма сахара?

Предлагает:

  1. Записать схему (на доске).
  2. Составить план решения(устно).
  3. Записать решение задачи (сам-но).

- Сверить с образцом.

- Ребята, как вы думаете, какой ещё вопрос можно было бы задать ?

(Проверка. Рефлексия)Почему допустили ошибки? В чём испытали трудности?

4. Тест.

Разноуровневые задания.

 (Проверка. Рефлексия)Почему допустили ошибки? В чём испытали трудности?

Познавательные УУД:

Развиваем умения:          

  - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и объекты.

- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:          

 – составлять план решения отдельной учебной задачи

совместно с классом;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

Развиваем умения:          

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых фор-мах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;

– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения , быть готовым изменить

свою точку зрения;

– договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Личностные результаты:

 – придерживаться этических норм общения и сотрудни-чества при совместной работе над учебной задачей;

 – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

V. Рефлексия.

Итог урока.

Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

-Что нам удалось сегодня особенно хорошо?  В чем испытывали затруднение?

 Над чем стоит еще поработать?

 (Необходимо повторить тот материал, где допускались ошибки).

– Кому удача сегодня улыбнулась, и они смогли успешно выполнить все задания?  

 – Что понравилось сегодня на уроке, о чем расскажете дома?

Личностные результаты:

 – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

Познавательные УУД:

Развиваем умения:          

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VI. Домашнее задание.

Придумать (или найти ) интересный рецепт коктейля, составить задачу и решить ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока математики 1 класс. Тема урока"Целое, части".

Цель урока - формирование у учащихся представления о понятиях "целое", "часть", установление между ними соотношения (целое состоит из частей: если убрать часть из целого, то останется другая часть)....

"Нахождение числа по его части" урок математики 4 класс

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС ( компетентностный подход). Включён самоанализ урока....

Урок математики. 1 класс (2 часть). Тема: Части фигур" УМК "Школа 2100"

На данном уроке учащиеся практически знакомятся с понятиями "Часть", "Целое". На основе этих понятий учатся  составлять выражения на раскрытие конкретных арифметических действий....

Открытый урок математики 4 класс (Петерсон) по теме: Решение задач на нахождение целого по части и части по целому

Урок путешествия. Перед детьми стоит задача, пройдя все математические испытания, они находят послание спрятанное в древнем замке....

Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55

Технологическая карта урока математики 1 класс Школа России 2 часть "Страничка для любознательных" стр. 54-55Форма ведения урока по ФГОС НОООбъяснительно-иллюстративный урокУрок Повторения и...

Технологическая карта урока математики 1 класс Тема: Задача. Составные части задачи.

Урок математики в 1 классе по теме "Задача. Составные части задачи." по программе Школа России (учебник Моро М.И.) разработан по ФГОС. Разработка этого урока заняла 2 место в муниципальном к...