Тема: Дроби вокруг нас. Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Бабкина Ольга Петровна

Методическая разработка урока математики (3 класс) с использованием проблемно-диалогического обучения. Содержит сценарий проведения урока и презентацию. Все сведения и правила о дробных числах воспринимаются учащимися как факт, задачи решаются по четко отработанному алгоритму, часто школьники не задумываются о возможности применения полученных знаний в жизни человека. Дробные числа прочно вошли в нашу повседневную жизнь и их применение не заканчивается на уроке математики в школе.В процессе изучения темы учащиеся должны смоделировать проблему, позволяющую осознать наличие в практике и жизненном опыте ситуаций, когда записать ответ задачи натуральным числом нельзя, что позволит сделать естественный переход к знакомству с дробными числами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Математика

Класс: 3

Тема: Дроби вокруг нас. Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел.

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление

Тема

Дроби вокруг нас. Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел.

Цель и задачи

Смоделировать проблему, позволяющую осознать наличие в практике и жизненном опыте ситуаций, когда записать ответ задачи натуральным числом нельзя, что позволит сделать естественный переход к знакомству с дробными числами; активизировать опыт учащихся по использованию дробных чисел в жизни: провести практическую работу по группам на деление реальных предметов на части при помощи дробных чисел; продолжить формирование навыков использования изученных вычислительных алгоритмов для решения неравенств; развивать логическое мышление через решение логических задач.

Задачи урока:

1.Образовательные:

  • Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;
  • Формировать практические навыки деления числа с остатком;
  • Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;
  • Формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.

2.Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, внимание, память, пространственное воображение;
  • Способствовать развитию творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
  • Развивать культуру речи и эмоций учащихся.

3.Воспитательные:

  • содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности;
  •  способствовать развитию познавательной активности, формированию навыков работы в парах.

                         

Ожидаемый результат

Формируемые в рамках урока УУД

- формирование навыков использования изученных вычислительных алгоритмов для решения неравенств - - привить навыки работы в группах;

- развивать навык самооценки

- применять и совершенствовать умения учащихся излагать материал,

- развивать устную речь;

- воспитывать интерес к математике,

- воспитание толерантности и гуманности

Регулятивные:  

  • умение учиться и  способность  к организации своей деятельности;
  • способность принимать сохранять цели   и следовать ей в учебной деятельности;
  • умение планировать свою деятельности  и  сложность;
  • умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • готовность к преодолению трудностей;

Коммуникативные:

  • развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника;
  • учить понимать  возможности различных позиций и точек зрения;

Познавательные:  

  • делать выводы на основе обобщения знаний;
  • осуществлять простейшее планирование своей работы;
  • находить в справочниках, поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос.

Личностные:

  • формирование  понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности;
  • развитие познавательных интересов,  
  • учебной мотивации;

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение, русский язык, физкультура

Фронтальный опрос.

Работа в парах.

Групповая работа.

Учебник.

Компьютер. Проектор.

Мультимедийная  презентация .

Ход урока

Ход урока

I.Организационный момент

1.Учитель: Я прочитаю вам притчу.

Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и ты узнаешь что-то новое». Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь? И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие?»

- Как вы думаете, подходит ли эта притча к нашим занятиям по математике?

(рычаг Архимеда)

Дети: Я думаю, подходит: очень важно правильно использовать наши знания.

- Я думаю наш урок поможет вам правильно использовать знания математики  в жизни.

II. Актуализация знаний

1. Математическая разминка.

- День начинаем с утренней гимнастики, а мы начнём урок с  зарядки для ума.

 Логическая задача.

Летели гуси: один впереди, а два позади; один позади, а два впереди; один между двумя. Сколько всего было гусей, и как они летели?

(Ответ показываю на доске, используя бумажных гусей).

- Подумайте, как сформулировать задачу, если гусей будет на 1 больше, а лететь они будут так же?

Летели гуси: один впереди, а три позади; один позади, а три впереди; два между двумя. Сколько всего было гусей, и как они летели?

III Введение в тему.

1.Загадка

Предлагаю вам отгадать задуманное мною слово, которое будет ключевым словом нашего урока.

У вас есть три попытки. В словаре С.И. Ожегова о нем написано так:

– это мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья;

– это частые прерывистые звуки, например "барабанная…”;

– она может быть правильной или неправильной, обыкновенной или десятичной.

(Это слово – "Дробь”.)

-Ребята, кто готов сообщить тему нашего урока?

- Что мы сегодня будем исследовать?

- Что такое дробь? С точки зрения математики.

-  Проверим нашу гипотезу?)

IV Постановка проблемы. Практическая работа в группах.

1.Задание для групп.

- Разделите поровну между всеми учениками вашей группы конфеты, которые вам достались. (4 группы: 7 ч. – 21 конфет, 6 ч. – 12 конфет, 6 ч – 6 конфет, 2 ч. – 1 конфета)

- Каким действием решали задачу?

- Запишите решение.

- Сколько досталось каждому члену группы? (- Сколько досталось Вике члену группы?)

- Как записали  ответ  четвёртая группа?

- Записать ответ этой задачи натуральным числом, нельзя, ведь каждый ученик 4 группы половину конфеты.  

 ( ученики к доске)  

- Вместо слова половина часто говорят одна вторая, так как каждому ученику досталась одна из двух частей конфеты.

- Одна вторая – дробное число, или дробь.

-Что бы вы хотели узнать по этой теме?

1

2

- Записывать дроби мы будем учиться на следующем уроке.

Справка из истории математики

В русском языке слово дробь появилось в 8 веке, оно происходило от слова “дробить” разбивать на части, ломать.

В первых учебниках математики 17 века дроби так и называли “ломаные” числа. Черта в записи дроби стала использоваться около 300 лет назад.

- Как же нужно было записать ответ задачи?

V. «Открытие «нового материала»

-Как называются числа, которые мы используем при счёте?

-   Какое открытие мы сейчас сделали? Какие ещё есть числа в математике?

VI. Продолжение работы по теме урока.

- У каждой группы есть предметы. На сколько частей они разделены? Возьмите 1 кусочек. Какую часть взял каждый ученик группы? Не забудьте, что вы всем хотите показать, сколько частей вы взяли.

(обсуждение в группах)

- А кто попробует записать дробное число? дробь?

Физкультминутка

VII . Работа над пройденным материалом.

1.Работа с учебником с71 №397

Задача №397 (карточка №….)   (дифференцированный подход)

Кг за 1 день

Количество обитателей

Всего кг

?

Жеребят

54 кг

6

?

Лошадей

?, в 2 раза >

8

?

Кг за 1 день

Количество обитателей

Всего кг

Жеребят

Лошадей

- Определите данные и искомые в этой задаче.

- Назовите данные в этой задаче?

- Назовите искомые?

- Сделайте вывод? (составная)

- Решите задачу. Запишите решение.

(обсуждение)

2.Решение неравенств № 396 (девочки, мальчики). Обязательно решить 1 неравенство. Кто захочет – два.

(обсуждение)

VIII.Продолжение работы по теме урока.

-Какое открытие мы сделали сегодня на уроке?

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала…

- Какую часть дюжины достала Мартышка? (половина – это одна вторая)

-Кто попробует записать дробное число, дробь?

Возьмите карточку № 2

(Работа в парах)

Режим дня попрыгуньи Стрекозы: попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток лета красного спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую – пела. Остальное время она решила посвятить к подготовке к зиме. Сколько часов в сутки она готовилась к зиме?

(24:2=12 (ч) – спала, 24:3=8 (ч) – танцевала, 24:6=4 (ч) – пела, 8+12+4=24 (ч) значит, на подготовку к зиме времени не хватило).

- Автор этих произведений?

VII Рефлексия

- Как называются числа, которые мы используем при счёте?

-   Какое открытие мы сегодня сделали? Какие ещё есть числа в математике?

- Задайте себе вопрос: «Зачем мне нужны эти знания?»

- У нас 55 конфет. Их нужно разделить поровну между учениками класса. Сколько конфет получит каждый? (решить практически)

- Самый смелый попробует записать количество конфет дробным числом.

Придумайте свою задачу с дробными числами, для другой группы.

Карточка №3  оценочный лист.

Оцените свою работу:

 Я работал отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал себя уверенно.

 Я работал хорошо, но не в полную силу, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

- Отложите в сторону оценочный лист.

Поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока, теперь – левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке.(дети хлопают )

  -Сегодня мы поднялись на верхние ступени математики.

- А теперь крепко потрите свои ладошки так, чтобы жарко стало. Быстро передайте свое тепло другу, соединив свои ладошки с ладошками друга. Пусть тепло вашей души согревает ваших друзей .

- Спасибо за работу!    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. 3 класс. (система Занкова) Тема: Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь

Урок математики в 3 классе по системе Занкова на тему "Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь"+ презентация.Учебник Аргинской...

проверочный тест по теме "Дроби" 3 класс

проверочный тест по теме "Дроби" 3 клас система Занкова, учебник Аргинской...

Урок в 4 классе по ОС "Школа 2100". Тема "Дроби"

«Математику уже потому изучать нужно, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов Работая в школе 20 лет – особое внимание уделяла преподаванию математики. Считаю, что исключительно велика роль...

Занятие по математике в 3 классе по теме: "Дроби".

Занятие по математике  УМК "Школа-2100". Практическая направленность:  «Реализация усвоенных  знаний и умений  в  практической деятельности»  Занятие с использование...

Урок математики в 4 классе на тему "Дроби. Запись смешанного числа в виде неправильной дроби"

Данный  урок разработан согласно требованиий технологии проблемно - деятельностного метода обучения. Использован учебник математики и методические рекомендации Л.Г.Петерсон. В презентации предста...

"Запись дробных чисел с разными числителями"

Познакомить с образованием, чтеием и записью дробных чисел...

"Запись дробных чисел с разными числителями"

Познакомить с образованием, чтением и записью дробных числ с разными числителями...