Главные вкладки

    Тема: Дроби вокруг нас. Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел.
    план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

    Бабкина Ольга Петровна

    Методическая разработка урока математики (3 класс) с использованием проблемно-диалогического обучения. Содержит сценарий проведения урока и презентацию. Все сведения и правила о дробных числах воспринимаются учащимися как факт, задачи решаются по четко отработанному алгоритму, часто школьники не задумываются о возможности применения полученных знаний в жизни человека. Дробные числа прочно вошли в нашу повседневную жизнь и их применение не заканчивается на уроке математики в школе.В процессе изучения темы учащиеся должны смоделировать проблему, позволяющую осознать наличие в практике и жизненном опыте ситуаций, когда записать ответ задачи натуральным числом нельзя, что позволит сделать естественный переход к знакомству с дробными числами.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Предмет: Математика

    Класс: 3

    Тема: Дроби вокруг нас. Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел.

    Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление

    Тема

    Дроби вокруг нас. Рассмотрение ситуаций, приводящих к появлению дробных чисел.

    Цель и задачи

    Смоделировать проблему, позволяющую осознать наличие в практике и жизненном опыте ситуаций, когда записать ответ задачи натуральным числом нельзя, что позволит сделать естественный переход к знакомству с дробными числами; активизировать опыт учащихся по использованию дробных чисел в жизни: провести практическую работу по группам на деление реальных предметов на части при помощи дробных чисел; продолжить формирование навыков использования изученных вычислительных алгоритмов для решения неравенств; развивать логическое мышление через решение логических задач.

    Задачи урока:

    1.Образовательные:

    • Познакомить учащихся с алгоритмом деления числа с остатком;
    • Формировать практические навыки деления числа с остатком;
    • Продолжить работу по совершенствованию техники устного счёта;
    • Формировать навыки анализа задачи, умений решать задачи.

    2.Развивающие:

    • Развивать логическое мышление, внимание, память, пространственное воображение;
    • Способствовать развитию творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
    • Развивать культуру речи и эмоций учащихся.

    3.Воспитательные:

    • содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности;
    •  способствовать развитию познавательной активности, формированию навыков работы в парах.

                             

    Ожидаемый результат

    Формируемые в рамках урока УУД

    - формирование навыков использования изученных вычислительных алгоритмов для решения неравенств - - привить навыки работы в группах;

    - развивать навык самооценки

    - применять и совершенствовать умения учащихся излагать материал,

    - развивать устную речь;

    - воспитывать интерес к математике,

    - воспитание толерантности и гуманности

    Регулятивные:  

    • умение учиться и  способность  к организации своей деятельности;
    • способность принимать сохранять цели   и следовать ей в учебной деятельности;
    • умение планировать свою деятельности  и  сложность;
    • умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;
    • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
    • готовность к преодолению трудностей;

    Коммуникативные:

    • развитие умения конструктивного взаимодействия, обучая правилам взаимодействия в группе: говорить по очереди, не перебивать, слушать собеседника;
    • учить понимать  возможности различных позиций и точек зрения;

    Познавательные:  

    • делать выводы на основе обобщения знаний;
    • осуществлять простейшее планирование своей работы;
    • находить в справочниках, поисковых компьютерных системах ответ на интересующий вопрос.

    Личностные:

    • формирование  понимания основных моральных норм: взаимопомощи, ответственности;
    • развитие познавательных интересов,  
    • учебной мотивации;

    Организация пространства

    Межпредметные связи

    Формы работы

    Ресурсы

    Литературное чтение, русский язык, физкультура

    Фронтальный опрос.

    Работа в парах.

    Групповая работа.

    Учебник.

    Компьютер. Проектор.

    Мультимедийная  презентация .

    Ход урока

    Ход урока

    I.Организационный момент

    1.Учитель: Я прочитаю вам притчу.

    Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и ты узнаешь что-то новое». Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь? И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие?»

    - Как вы думаете, подходит ли эта притча к нашим занятиям по математике?

    (рычаг Архимеда)

    Дети: Я думаю, подходит: очень важно правильно использовать наши знания.

    - Я думаю наш урок поможет вам правильно использовать знания математики  в жизни.

    II. Актуализация знаний

    1. Математическая разминка.

    - День начинаем с утренней гимнастики, а мы начнём урок с  зарядки для ума.

     Логическая задача.

    Летели гуси: один впереди, а два позади; один позади, а два впереди; один между двумя. Сколько всего было гусей, и как они летели?

    (Ответ показываю на доске, используя бумажных гусей).

    - Подумайте, как сформулировать задачу, если гусей будет на 1 больше, а лететь они будут так же?

    Летели гуси: один впереди, а три позади; один позади, а три впереди; два между двумя. Сколько всего было гусей, и как они летели?

    III Введение в тему.

    1.Загадка

    Предлагаю вам отгадать задуманное мною слово, которое будет ключевым словом нашего урока.

    У вас есть три попытки. В словаре С.И. Ожегова о нем написано так:

    – это мелкие свинцовые шарики для стрельбы из охотничьего ружья;

    – это частые прерывистые звуки, например "барабанная…”;

    – она может быть правильной или неправильной, обыкновенной или десятичной.

    (Это слово – "Дробь”.)

    -Ребята, кто готов сообщить тему нашего урока?

    - Что мы сегодня будем исследовать?

    - Что такое дробь? С точки зрения математики.

    -  Проверим нашу гипотезу?)

    IV Постановка проблемы. Практическая работа в группах.

    1.Задание для групп.

    - Разделите поровну между всеми учениками вашей группы конфеты, которые вам достались. (4 группы: 7 ч. – 21 конфет, 6 ч. – 12 конфет, 6 ч – 6 конфет, 2 ч. – 1 конфета)

    - Каким действием решали задачу?

    - Запишите решение.

    - Сколько досталось каждому члену группы? (- Сколько досталось Вике члену группы?)

    - Как записали  ответ  четвёртая группа?

    - Записать ответ этой задачи натуральным числом, нельзя, ведь каждый ученик 4 группы половину конфеты.  

     ( ученики к доске)  

    - Вместо слова половина часто говорят одна вторая, так как каждому ученику досталась одна из двух частей конфеты.

    - Одна вторая – дробное число, или дробь.

    -Что бы вы хотели узнать по этой теме?

    1

    2

    - Записывать дроби мы будем учиться на следующем уроке.

    Справка из истории математики

    В русском языке слово дробь появилось в 8 веке, оно происходило от слова “дробить” разбивать на части, ломать.

    В первых учебниках математики 17 века дроби так и называли “ломаные” числа. Черта в записи дроби стала использоваться около 300 лет назад.

    - Как же нужно было записать ответ задачи?

    V. «Открытие «нового материала»

    -Как называются числа, которые мы используем при счёте?

    -   Какое открытие мы сейчас сделали? Какие ещё есть числа в математике?

    VI. Продолжение работы по теме урока.

    - У каждой группы есть предметы. На сколько частей они разделены? Возьмите 1 кусочек. Какую часть взял каждый ученик группы? Не забудьте, что вы всем хотите показать, сколько частей вы взяли.

    (обсуждение в группах)

    - А кто попробует записать дробное число? дробь?

    Физкультминутка

    VII . Работа над пройденным материалом.

    1.Работа с учебником с71 №397

    Задача №397 (карточка №….)   (дифференцированный подход)

    Кг за 1 день

    Количество обитателей

    Всего кг

    ?

    Жеребят

    54 кг

    6

    ?

    Лошадей

    ?, в 2 раза >

    8

    ?

    Кг за 1 день

    Количество обитателей

    Всего кг

    Жеребят

    Лошадей

    - Определите данные и искомые в этой задаче.

    - Назовите данные в этой задаче?

    - Назовите искомые?

    - Сделайте вывод? (составная)

    - Решите задачу. Запишите решение.

    (обсуждение)

    2.Решение неравенств № 396 (девочки, мальчики). Обязательно решить 1 неравенство. Кто захочет – два.

    (обсуждение)

    VIII.Продолжение работы по теме урока.

    -Какое открытие мы сделали сегодня на уроке?

    Мартышка к старости слаба глазами стала;

    А у людей она слыхала,

    Что это зло еще не так большой руки:

    Лишь стоит завести Очки.

    Очков с полдюжины себе она достала…

    - Какую часть дюжины достала Мартышка? (половина – это одна вторая)

    -Кто попробует записать дробное число, дробь?

    Возьмите карточку № 2

    (Работа в парах)

    Режим дня попрыгуньи Стрекозы: попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток лета красного спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую – пела. Остальное время она решила посвятить к подготовке к зиме. Сколько часов в сутки она готовилась к зиме?

    (24:2=12 (ч) – спала, 24:3=8 (ч) – танцевала, 24:6=4 (ч) – пела, 8+12+4=24 (ч) значит, на подготовку к зиме времени не хватило).

    - Автор этих произведений?

    VII Рефлексия

    - Как называются числа, которые мы используем при счёте?

    -   Какое открытие мы сегодня сделали? Какие ещё есть числа в математике?

    - Задайте себе вопрос: «Зачем мне нужны эти знания?»

    - У нас 55 конфет. Их нужно разделить поровну между учениками класса. Сколько конфет получит каждый? (решить практически)

    - Самый смелый попробует записать количество конфет дробным числом.

    Придумайте свою задачу с дробными числами, для другой группы.

    Карточка №3  оценочный лист.

    Оцените свою работу:

     Я работал отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал себя уверенно.

     Я работал хорошо, но не в полную силу, испытывал чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

    У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

    - Отложите в сторону оценочный лист.

    Поднимите правую ладошку с теми знаниями, что у вас были на начало урока, теперь – левую ладошку с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке.(дети хлопают )

      -Сегодня мы поднялись на верхние ступени математики.

    - А теперь крепко потрите свои ладошки так, чтобы жарко стало. Быстро передайте свое тепло другу, соединив свои ладошки с ладошками друга. Пусть тепло вашей души согревает ваших друзей .

    - Спасибо за работу!    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики. 3 класс. (система Занкова) Тема: Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь

    Урок математики в 3 классе по системе Занкова на тему "Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь"+ презентация.Учебник Аргинской...

    проверочный тест по теме "Дроби" 3 класс

    проверочный тест по теме "Дроби" 3 клас система Занкова, учебник Аргинской...

    Урок в 4 классе по ОС "Школа 2100". Тема "Дроби"

    «Математику уже потому изучать нужно, что она ум в порядок приводит» М.В. Ломоносов Работая в школе 20 лет – особое внимание уделяла преподаванию математики. Считаю, что исключительно велика роль...

    Занятие по математике в 3 классе по теме: "Дроби".

    Занятие по математике  УМК "Школа-2100". Практическая направленность:  «Реализация усвоенных  знаний и умений  в  практической деятельности»  Занятие с использование...

    Урок математики в 4 классе на тему "Дроби. Запись смешанного числа в виде неправильной дроби"

    Данный  урок разработан согласно требованиий технологии проблемно - деятельностного метода обучения. Использован учебник математики и методические рекомендации Л.Г.Петерсон. В презентации предста...

    "Запись дробных чисел с разными числителями"

    Познакомить с образованием, чтеием и записью дробных чисел...

    "Запись дробных чисел с разными числителями"

    Познакомить с образованием, чтением и записью дробных числ с разными числителями...