Математика. 2 класс. Тема "Миллиметр"
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Русанова Лариса Александровна

Технологическая карта к уроку по теме "Миллиметр" (Математика, 2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tk_matematika_2_klass_millimetr.doc209.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Русанова Лариса Александровна, учитель начальных классов ГБОУ  СШ № 561 города Санкт-Петербурга Калининского района

Предмет: Математика

Класс: 2 класс

Тема: «Миллиметр»

Тип урока: комбинированный

Цель: Формирование представления о миллиметре как единице длины

 

Задачи:

Повторить изученное о единицах измерения длины – сантиметре и дециметре;

познакомить с единицей измерения длины – миллиметром;

продолжать формировать умение сравнивать именованные числа, решать задачи;

развивать навыки счета;

способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления;

воспитывать культуру поведения при фронтальной  работе и работе в парах.

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

знать единицы измерения длины – миллиметр, сантиметр, дециметр; уметь преобразовывать величины, сравнивать числа и именованные числа, решать задачи и выражения изученных видов.

Познавательные умения:

способность понимать учебную задачу урока, выделять и формулировать познавательные цели, строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинно-следственные связи, работать с учебником 

Регулятивные умения:

уметь контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров, корректировать свою деятельность.

Коммуникативные умения

уметь достаточно полно и четко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести диалог.

иметь мотивацию к учебной деятельности; принимать и осваивать социальную роль обучающегося, овладевать начальными навыками адаптации в обществе; использовать приобретенные навыки учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; знать, как важны в учебной деятельности мышление, внимание, наблюдательность, аккуратность, личная ответственность.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная работа, фронтальная, парная.

Основные понятия: увеличить, уменьшить, меньше, больше, равенство, сравнить, сантиметр, дециметр, миллиметр, однозначные и двузначные числа.

Межпредметные связи: окружающий мир, ритмика, физическая культура.

Ресурсы.

Основные:  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Часть 1 / М.И.Моро М.И., С.И. Волкова, С.В. Степанова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 96с.: ил.. - (Школа России).

Дополнительные:  

-  ПК, проектор, электронное приложение к учебнику.

- Карточки для контроля знаний (дублирование устного счета/тестирование) с учетом разных уровней успеваемости детей (1 уровень, 2 уровень и 3 уровень)

- Карточки с отрезками разной длины (5 см, 10 см, 15 см)

- Эл. ресурс http://onlinemultfilmy.ru/38-popugaev/

- Эл. ресурс http://pedsovet.su/load/244 (физминутка для глаз)

- Конверты с материалами  для проведения практической работы  (в конверте 3 полоски бумаги: красная длиною – 6 см 2 мм, синяя – 6 см 6 мм, и зеленая – 7 см)

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Мотивация познавательной деятельности

Эмоциональная, психологическая подготовка: приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Демонстрируют готовность к уроку, контролируют свои действия.

2. Актуализация необходимых знаний

2.1. Проверка домашнего задания

(Задания № 2, 3 с. 9 демонстрируются на экране через проектор)

Учитель просит ребят назвать правильные ответы

Фронтальная работа.

Слушают учителя, называют правильные ответы, проверяют правильность выполнения задания.

2.2. Устный счет

2.1.1. Дидактическая игра. На доске прикреплены карточки с числами 12, 21, 7,70,2,13,1,9,10,99.

Учитель просит ребят хлопать в ладоши один раз, когда показывает указкой на однозначное число и два раза, когда показывает на двузначное число.

Фронтальный опрос:

- Назовите самое маленькое (большое) число.

Учитель вызывает к доске 10 ребят, раздает карточки и просит по сигналу встать по порядку так, чтобы карточки расположились в порядке возрастания (убывания)

Слушают и выполняют задание учителя.

2.1.2.Тестирование: Математика.  2 класс. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро

Фронтальная работа.

Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания, анализируют, сравнивают, доказывают;

в ходе логических рассуждений делают выводы.

2.3. Закрепление тестируемого материала, проверка знаний,

Учитель выдает ребятам разноуровневые карточки (1 уровень, 2 уровень и 3 уровень), дублирующие в разных вариантах тестируемый материал и просит выполнить самостоятельно на оценку те задания, которые  только что решались всем классом фронтально.

Индивидуальная (самостоятельная)  работа.

Слушают и выполняют задание учителя, проверяют и закрепляют знания.

2.4. Каллиграфическая минутка.

Правильное написание знаков арифметических действий и знаков сравнения

Учитель читает стихотворения-загадки:

Раз арбуз и два арбуз.

Как сложить их, знает... (плюс)!

– Какое арифметическое действие показывает, что предметы объединили?  С помощью какого знака можно записать арифметическое действие «сложение»?

Прописывает образец на доске: +  +  +  +  +  ...

– Запишите знак «плюс» в ваших тетрадях.

– Послушайте еще одно стихотворение-загадку О. Емельяновой:

Весит вместе с кошкой дама

Сорок девять килограммов,

А с собачкой та же дама

Весит сорок килограммов.

За нее реши задачку –

Больше кошка иль собачка?

– Кто тяжелее, кошка или собачка? Какой знак сравнения поможет нам сказать о том, что кошка весит больше собачки? (Знак «больше».)

– Как записать этот знак?

Прописывает образец на доске: >  >  > >  >  ...

– Запишите в тетрадях знак «больше»

Фронтальная работа. Индивидуальная работа в тетрадях.

Слушают и выполняют задание учителя, отвечают на вопросы;

записывают знаки «плюс» (+)
и «больше» (>) в тетради,

объясняют роль данных знаков

3. Организация познавательной деятельности

3.1. Подготовка к восприятию учебного материала. Повторение

Учитель демонстрирует фрагмент из м/ф «38 попугаев»

Опрос:

- С помощью чего животные измеряли своего товарища? Измеряют ли люди какие – либо предметы собою или своими друзьями?

- Какие инструменты используют люди для измерения длины предметов?

- Какие меры длины вам знакомы?

Учитель выдает карточки с отрезками разной длины

Учитель предлагает измерить длины выданных отрезков на карточках.

– Какой измерительный прибор помог вам выполнить работу? (Линейка) 

– Какой единицей измерения длины пользовались? (Сантиметром)

- Какую большую единицу измерения длины вы знаете? (Дециметр) 

– Сколько сантиметров содержится в одном дециметре? (1дм=10см)

– Длины каких отрезков, измеренных вами, можно выразить в дециметрах?

- Можете ли вы измерить с помощью этих мер более мелкие предметы, например толщину карандаша? Какая у вас возникла проблема?  

- Как вы думаете, о чем будет наш сегодняшний урок?

Фронтальная работа.

Дети отвечают на вопросы.

Индивидуальная работа.

Измеряют длины различных предметов при помощи линейки, отвечают на вопросы учителя.

3.2. Формулировка темы, цели.  Работа с учебником (с. 10)

Учитель предлагает открыть учебник на с. 10. Прочитать тему, цели.

– Сегодня вы познакомитесь с новой единицей измерения длины. Узнаете, сколько раз она может поместиться в одном сантиметре.

Научитесь измерять предметы, используя новую единицу измерения длины. Наш урок о ней – новой единице измерения длины

Опрос:

- Как думаете, каким образом мы будем изучать новую тему?

Фронтальная работа. Индивидуальная работа с учебником.

 Ребята предполагают, что будем проводить практическую работу, решать выражения и задачи с использованием мер длины.

4. Физминутка

Прежде чем хорошо поработать, давайте хорошо отдохнем….

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Выполняют физминутку

        5. Организация познавательной деятельности (продолжение)

5.1.  Открытие новых знаний. Знакомство с новой единицей измерения длины – миллиметром.

– Возьмите в руки линейки. Рассмотрите их внимательно. Видите маленькие деления, которые расположены очень близко друг к другу?

– Расстояние от одного такого деления до другого составляет 1 миллиметр. Значит, единица измерения длины, которая меньше 1 сантиметра, – миллиметр. 

– Посчитайте, сколько таких делений (миллиметров) содержится в одном сантиметре. (1 см = 10 мм.) 

– Как вы думаете, для чего нужна такая единица измерения длины, как миллиметр? Длину каких предметов можно измерить с ее помощью?

Демонстрация электронного приложения к учебнику М.И. Моро. Математика. 2 класс (диск) по теме: «Миллиметр»

Фронтальная работа. Индивидуальная работа с инструментом (линейкой).

Слушают учителя, выполняют необходимые действия; рассуждают.

5.2.Первичное закрепление.  Задание 1, 2, 3 (с. 10 учебника, ч. 1).

– Как называются линии, изображенные в задании?  Измерьте длину данных отрезков.

– Чему равна длина голубого отрезка? Сколько это составляет миллиметров? Какова длина розового отрезка? Выразите ее в миллиметрах.

Сравнение  именованных чисел (с подробным объяснением) .

1) 1 см * 9 мм.

1 см – это 10 мм;

10 мм > 9 мм, значит 1 см > 9 мм.

2) 1 см 8 мм * 18 мм.

1 см 8 мм – это 18 мм.

18 мм = 18 мм, значит, 1 см 8 мм = 18 мм.

Фронтальная работа. Индивидуальная работа с инструментом (линейкой).

Слушают учителя, выполняют необходимые действия; рассуждают, измеряют длины отрезков, чертят отрезки заданной длины; переводят сантиметры в миллиметры и наоборот.

5.3. Закрепление (практикум в парах)

Для закрепления знаний проведем небольшой практикум в парах.

Вспомните, каковы правила работ в паре?

Учитель раздает конверт с заданием для каждой пары, комментирует задание

- Вам нужно измерить 3 разноцветные полоски, в тетради начертить отрезки точно таких же цветов и длины. Списать выражения и расставить нужные знаки:

6 см 2 мм  *    6 см  6 мм      6 см 6 мм  *    6 см  2 мм      

7 см * 6 см 2 мм                    6 см 6 мм *     7 см

Проверка.

Дополнительно (уровень 1)– Выполните задание под знаком «?» (с.10)  в парах. Начертите отрезок длиной 30 миллиметров.  Проверьте работу друг друга. Выразите длину данного отрезка в сантиметрах. (3 сантиметра.) 

Фронтальная работа.

Называют основные правила работы в паре

Работа в парах. Измеряют, чертят, сравнивают.

6. Физминутка для глаз

7. Решение задач.  Задача 4 (с. 10 учебника, ч. 1).

При работе над задачей учитель обращает внимание учащихся на то, что вопрос может находиться не только в конце задачи, но и в середине (как в данном случае).

 – Поменяйте местами вопрос и часть условия, чтобы задача приняла привычный для вас вид.

– Высота елочки была 7 дм. За лето она выросла на 20 см. Какой стала высота елочки?

– Что в задаче известно? Что нужно узнать?

– Запишите краткую запись. Сравните запись, сделанную вами, с работой, выполненной на доске.

– Каким действием следует решать задачу? Обоснуйте свой выбор?

– Можно ли сразу выполнить решение? Почему?

– Выполните соответствующие преобразования и решите задачу. Проверьте работу друг друга.

Примечание. Преобразования величин можно выполнить по-разному: либо дециметры перевести в сантиметры, либо сантиметры – в дециметры. Таким образом, решение задачи может выглядеть следующим образом:

7 дм = 70 см              Или:         20 см = 2 дм

70 + 20 = 90 (см)                        7 + 2 = 9 (дм)

Фронтальная и индивидуальная  работа.

Слушают учителя, отвечают на вопросы,

выделяют условие, вопрос, называют данные и искомое числа;

составляют краткую запись (один из учеников выполняет работу на доске); обосновывают выбор знака действия для решения задачи;

преобразовывают величины; самостоятельно решают задачу

8. Рефлексия. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

– Какие открытия сделали на уроке?   – Для чего это нужно знать?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

                                                             

                        знаю

Я                    запомнил

                       смог                                                        

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов: зелёный, красный, жёлтый.

Фронтальная и индивидуальная  работа.

Отвечают на вопросы,  делают выводы, обобщения.

9. Домашнее задание.  Задание 6  (с. 10 учебника, ч. 1), дополнительно (1 уровень) задание 5.

Ххх


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет: математика Класс 1 Тема «Сложение» Программа традиционная «Гармония»

Разъяснить смысл сложения и познакомить младших школьников с той  терминологией, которая употребляется в математике при сложении (выражение, сумма, слагаемые, значение суммы, равенство) на ...

Предмет: математика Класс: 1б Учебник: УМК «Планета знаний» Тема урока: Больше на … Меньше на …

Предмет математика, класс 1, учебник "Планета знаний", тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний, оборудование: проектор, компьютер, карточки для самооценивания, карточки для теста, ка...

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока по математике "Класс единиц и класс тысяч", УМК "ПНШ" (3 класс)

Цели деятельности учителя: введение понятия «класс»; ознакомление с классом единиц и классом тысяч.Планируемые результатыПредметные:Знать: класс единиц и класс тысяч, разряды каждого класс...

Технологическая карта урока математики. Класс миллионы.Класс миллиарды. 4 класс. УМК "Школа России"

Тема: "Класс миллионы. Класс миллиарды"Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: ознакомление с образованием и записью чисел, состоящих из единиц III и IV классовЗадачи...